Научная статья на тему 'Элективная дисциплина "физическая культура" в Петрозаводском государственном университете'

Элективная дисциплина "физическая культура" в Петрозаводском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
SPORTS / ELECTIVE COURSE / PHYSICAL EDUCATION / RELEVANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуринов Андрей Александрович

В Статье рассматривается анализ внедрения элективной дисциплины «Физическая культура» по выбору. Востребованность видов спорта среди студентов двух институтов ПетрГУ на дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элективная дисциплина "физическая культура" в Петрозаводском государственном университете»

УДК 37

Психолого - педагогические науки

Чуринов Андрей Александрович, старший преподаватель, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕТРОЗАВОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация: В Статье рассматривается анализ внедрения элективной дисциплины «Физическая культура» по выбору. Востребованность видов спорта среди студентов двух институтов ПетрГУ на дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: виды спорта, элективная дисциплина, физическая культура, востребованность.

Abstract: The Article deals with the analysis of the introduction of the elective discipline "Physical culture" by choice. The demand for sports among the students of the two institutions of Petrozavodsk state University on the subject "Physical culture".

Keywords: sports, elective course, physical education, relevance.

В связи с переходом на проведение дисциплины «Физическая культура» на элективную дисциплину «Физическая культура» по выбору в Петрозаводском Государственном Университете, нами было проведено исследование по данной теме среди студентов вторых курсов ФТИ и ИЛГиСН ПетрГУ , посещающие элективные занятия по физической культуре по выбору. Педагогическое исследование состояло из анкетирования и анализа научных статей. Анализируя некоторые статьи по данной теме, мы сделали следующие выводы.

Приоритет в развитии физкультурно-оздоровительного направления — должен быть выбран самостоятельно каждым студентом. Учитываются личностные приоритеты: желание, интересы, умения. Элективная дифференциация должна стать основой спортивно-ориентированного физического воспитания, должна приобщить студентов к ценностям физической культуры, сформировать внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений должны принести, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность должна стать способом самовыражения, быть эмоционально и эстетически привлекательной [1].

Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки направленной на выполнение программных зачетных нормативов является базисом системы физического воспитания [2].

Необходимыми условиями успешного обучения в вузе являются высокий уровень интеллекта (восприятия, внимания, эрудированности, памяти, мышления, познавательных интересов), а также эмоциональная устойчивость студента, самообладание, уровень развития волевых качеств, характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями [5].

Наиболее оптимально вводить элективное физическое образование со второго курса. Этот учебный период будет направлен на совершенствование выбранной спортивно-направленной двигательной активности в рамках образовательного учреждения. От того, насколько осознанным будет выбор, который сделают студенты, сможет ли выбранный вид двигательной активности удовлетворить его интересы и потребности самореализоваться и самоутвердиться в своем кругу, будет зависеть его дальнейшая включенность в спортивную жизнь [3].

Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. Множество мнений о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном пространстве физического воспитания и образования в высшей школе дает повод и возможность доказать эффективность движения в этом направлении [4].

Предложенная студентам анкета включала следующие вопросы:

1. Пол (муж.; жен.).

2. Какой вариант занятий физ. культурой вам больше нравится?

3. Какое направление подготовки вы посещаете?

4. Какое направление подготовки (вид спорта) вы бы хотели добавить?

5. Какой уровень физической нагрузки для вас на занятиях по физической культуре?

6. Какую организацию проведения занятия на вашем виде спорта вы бы выбрали?

7. Кравится ли вам посещать выбранное направление?

8. Почему вам нравится или не нравится выбранное направление?

9. Насколько вы «выкладываетесь», выполняя физические упражнения на занятии?

10. Будете ли вы менять выбранное направление подготовки на следующий семестр?

11. Почему будете или не будете менять выбранное направление?

12. Ваши пожелания, замечания по организации и проведению занятий по физической культуре?

Проанализировав ответы в анкете, и построив соответствующие графики, мы сделали следующие выводы: анкету заполняли учащиеся 2 курсов ФТИ и ИЛГиСН, посещающие элективные занятия по физ. культуре.

Общий анализ 2 х институтов дал следующие результаты: всего заполнили анкету 81 человек из них учащиеся ФТИ- 75% (61 чел.) учащиеся

ИЛГиСН (кафедры наук о Земле и геотехнологий) - 25% (20 чел.). Большинство из анкетируемых студенты ФТИ. Из них лиц женского пола -42%, лиц мужского пола - 58% (преобладают).

На вопрос : какой вариант занятий физ. культурой вам больше нравится? (как в школе - занятия базовыми видами или по выбору определенного вида спорта на весь семестр) большинство опрошенных (92, 6%)предпочитают направление подготовки по выбору (элективные занятия). 4, 9 % без разницы, меньшинство (2,5%) выбрали школьный вариант.

Какое направление подготовки вы посещаете? Большая часть учащихся ответили, что посещают атлетическую гимнастику (тренажёрный зал) - 38,1%, также достаточно много выбрало бассейн (25, 9%), волейбол (11,1%) и баскетбол (3,7%). Остальные виды спорта менее востребованны и практически в равной между собой степени.

Какое направление подготовки (вид спорта) вы бы хотели добавить? Большинство учащихся ничего не стали бы добавлять, их всё устраивает (36, 3%). Остальные добавили бы преимущественно (в порядке убывания): фигурное катание, бокс, стрельбу, танцы, карате и остальные менее выбранные виды (хоккей, велоспорт, боевые искусства, растяжка и т.д.).

Какой уровень физической нагрузки для вас на занятиях по физической культуре? Для большей части опрошенных уровень физической нагрузки на занятиях средний (76,5 %). Высокий уровень выбрало 14, 8% и низкий всего 8,6% учащихся.

Какую организацию проведения занятия на вашем виде спорта вы бы выбрали? Большая часть (60, 5%) выбирает совмещение самостоятельной работы и заданий преподавателя. Меньшинство (17,3%) предпочитают заниматься под руководством преподавателя. Остальная часть (22, 2%) за самостоятельную работу на занятиях.

Нравится ли вам посещать выбранное направление? Практически все отвечающие довольны выбранным направлением, не нравится посещаемый вид спорта (7,4%).На вопрос почему вам нравится или не нравится выбранное

направление большинство опрошенных ответило, что нравится выбранное направление, так как оно им интересно (26,4 %). Также многим учащимся нравится посещать выбранный вид спорта по причинам удобного графика и места (20, 5 %) и хорошего руководства преподавателя, грамотного проведения занятия с учётом индивидуальных возможностей (19, 5%). Остальные считают выбранное направление полезным для себя (14, 7%), для некоторых это любимый вид спорта с детства (11, 7%). Некоторым не нравится посещать выбранное направление по причинам: большие нагрузки, некомфортные условия (холодно, тесно, неудобное время и т.д.) и не оправдание ожиданий.

Насколько вы «выкладываетесь», выполняя физические упражнения на занятии? Большинство учащихся, выполняя физические упражнения, выкладываются на 100 % составило - 63%, остальная часть - средне (не в полную силу), на 50% составило -37%. Не будут менять выбранное направление подготовки большая часть студентов- 87,7%. 12, 3% собираются менять направление по дисциплине. Почему будете, или не будете менять выбранное направление анкетируемые ответили: не будут менять направление, так как их всё устраивает (83,2%). Так же не будут менять по причинам: удобство по графику, нет других понравившихся видов спорта. Будут менять направление по причинам: некомфортно и неудобный график, в связи с переездом в другой корпус обучения и желанием попробовать другой спорт.

Большая часть среди опрошенных не высказала пожеланий и замечаний, так как их всё устраивает (77,1 %). 7% учащихся недовольны большой нагрузкой и требованиями, 5,2% хотели бы добавить другие направления (фигурное катание, велоспорт, лыжные гонки, танцы). 3, 8 % хотели бы улучшить условия (более удобный график, плохое состояние спортплощадки возле корпуса ФТИ), остальные высказали желание уделять больше времени на отработку техники на занятии, убрать отработку в походе и чтобы было не так много людей на одной дорожке (в бассейне).

Затем для сравнения мы проанализировали ответы отдельно по каждому институту и сделали выводы. В обоих институтах преобладает мужской пол

63.9% - ФТИ; 65.0% - ИЛГиСН. Женский пол 36.1% - ФТИ; 35% - ИЛГиСН. Преобладающим вариантом среди обоих институтов является направление подготовки по выбору. Так же равное количество выбрало школьный вариант (1,6%).

Большая часть учащихся ФТИ посещает атлетическую гимнастику (тренажёрный зал) - 50%, а учащиеся Илгисн - бассейн (50%), атлетическую гимнастику (тренажерный зал) посещает 38%. Так же учащиеся Фти посещают более разные виды спорта (10 разных направлений), а учащиеся ИЛГиСН - 3 (бассейн, атлетическую гимнастику и фитнес).. Ответ на вопрос: какие виды спорта вы бы хотели добавить дал следующие результаты: виды, выбранные жен. полом: женский футбол, большой теннис, бадминтон, растяжка, танцы, карате для девушек, зумба. Виды, выбранные муж. полом: боевые искусства, бокс, тайский бокс, стрельба и вольная стрельба, пауэрлифтинг, шахматы, хоккей.

Большая часть (51%) среди учащихся ФТИ больше ничего бы не добавляли. 4% добавили бы фигурное катание, лыжный спорт, велоспорт. Остальные 37% (18,5% муж. и 18,5 % жен.) добавили бы в равной степени другие виды спорта, перечисленные выше. Другие вид спорта, которые бы добавили учащиеся ИЛГиСН (35%): теннис, хип хоп, аэробика в бассейне, фигурное катание, гимнастика, спортивная стрельба. 35% ничего бы не стали добавлять. Остальные 30% добавили бы в равной степени танцы, бокс и легкую атлетику. Учащиеся ФТИ в большей части (51%), чем учащиеся ИЛГиСН (35%) ничего бы не добавляли. Учащиеся обоих институтов добавили бы бокс, танцы, фигурное катание и стрельбу.

Среди обоих институтов большинство выбрали средний уровень нагрузки на занятиях. Так же практически в равной степени (16 и 15%) для учащихся ФТИ и ИЛГиСН уровень нагрузки на занятиях высокий. Для 12% опрошенных ФТИ уровень физической нагрузки низкий, а среди опрошенных ИЛГиСН никто не выбрал низкий уровень нагрузки.

Среди данных институтов большая часть опрошенных выбрала организацию проведения занятия 50/50(самостоятельная работа и под руководством преподавателя) - 53% Ф ТИ; 75% - ИЛГиСН. Самостоятельную работу выбрало 27% учащихся ФТИ и 15% учащихся ИЛГиСН. В меньшей степени среди обоих институтов выбран вариант под руководством преподавателя - 20% ФТИ и 10% ИЛГиСН. Учащимся институтов практически в равной степени (94 и 90%) нравится посещать выбранное направление. Не нравится посещать меньшей части - 6 и 10%.

Почему вам нравится или не нравится выбранное направление студенты ФТИ ответили: это то, что мне нужно, это хобби, позволяет улучшать физподготовку, дружный коллектив, есть результат, хороший преподаватель. Не нравится: большие требования, холодно в душе.

Учащимся ИЛГиСН, как и ФТИ, нравится посещать выбранное направление, т.к. им это интересно (30%), удобно (10%), а также это их любимый вид спорта (20%) и есть возможность работать самостоятельно (10%). Другие причины (30% в равной степени): нравится т.к.: полезно, нагрузка на все группы мышц, возможность ходить в бассейн, круто, занимаюсь с детства, повод заниматься в обязательном порядке. Не нравится посещать, т.к.: большие нагрузки и нужна добровольная основа.

Насколько вы «выкладываетесь», выполняя физические упражнения на занятии? Учащиеся обоих институтов практически в равной степени (63% и 60%) «выкладываются» на 100%, выполняя физические упражнения. 37% и 40% учащихся «выкладываются» на 50%.

Практически все учащиеся (87% и 90%) двух институтов в равной степени ответили, что не будут менять выбранное направление. Будут менять направление 13% ФТИ и 10% ИЛГиСН. Среди других причин (41% в равной степени), по которым не будут менять выбранное направление: нет аналогов, нет перспектив в других направлениях, привык, оптимальный вид спорта. Среди других причин по которым будут менять направление: неудобное место, не нравится, некомфортно (холодно).

У большинства студентов ФТИ и ИЛГиСН нет особых замечаний по организации и проведению учебных занятий - 74% ФТИ и 85% ИЛГиСН. Есть пожелания: добавить виды спорта, увеличить или уменьшить нагрузку, отдельные пожелания по вопросам проведения занятия.

По нашему мнению, проведенное нами сравнительно небольшое исследование, в дальнейшем поможет в большей степени обратить внимание на те, или иные методические и организационные моменты в ходе внедрения и реализации элективной дисциплины по выбору «Физическая культура» в учебный процесс ПетрГУ.

Библиографический список:

1. Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура " в высшей школе//Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт - Петербург, январь 2014г.). -СПБ.: Заневская площадь, 2014. - С. 161 -163.

2. Шмер В. В. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в трех томах, ответственный за выпуск: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. 2014г. - С. 340-343.

3. Пешкова Н. В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе./ Н. В. Пешкова// Теория и практика физической культуры. 2016. - № 4. - С. 21.

4. Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. 2015. - №5. - С. 599-603.

5. Чуринов, А. А. Роль физической культуры в профессиональной деятельности студентов горно-геологического факультета / А. А. Чуринов // Материалы конференций ИФКСиТ ПетрГУ. - Петрозаводск: Изд - во ПетрГУ, 2015. С. 260-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.