Научная статья на тему 'Элективная дисциплина "Атлетическая гимнастика" в Петрозаводском государственном университете'

Элективная дисциплина "Атлетическая гимнастика" в Петрозаводском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ТЕСТЫ / ПРОГРАММА / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ATHLETIC GYMNASTICS / ELECTIVE DISCIPLINE / PHYSICAL CULTURE / CONTROL STANDARDS / TESTS / PROGRAM / CURRENT CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуринов Андрей Александрович

В статье рассматривается пример рабочей программы «Атлетическая гимнастика» в Петрозаводском государственном университете. Приводятся некоторые разделы программы. Программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования Российской Федерации для направлений подготовки бакалавров. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и мотивирует студента на развитие физических качеств. Даны некоторые рекомендации по внедрению элективной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective discipline "Athletic gymnastics" in Petrozavodsk State University

The article considers an example of the work program "Athletic gymnastics" at Petrozavodsk State University. Some sections of the program are given. The program complies with the Federal state educational standards of higher education of the Russian Federation for bachelor's degree programs. The program promotes a healthy lifestyle and motivates students to develop physical qualities. Some recommendations on introduction of elective discipline are given.

Текст научной работы на тему «Элективная дисциплина "Атлетическая гимнастика" в Петрозаводском государственном университете»

УДК 796

ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА «АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА» В ПЕТРОЗАВОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Чуринов Андрей Александрович,

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, РФ

В статье рассматривается пример рабочей программы «Атлетическая гимнастика» в Петрозаводском государственном университете. Приводятся некоторые разделы программы. Программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования Российской Федерации для направлений подготовки бакалавров. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и мотивирует студента на развитие физических качеств. Даны некоторые рекомендации по внедрению элективной дисциплины.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика; элективная дисциплина; физическая культура; контрольные нормативы; тесты; программа; текущий контроль.

ELECTIVE DISCIPLINE «ATHLETIC GYMNASTICS» IN PETROZAVODSK

STATE UNIVERSITY

Churinov Andrei Aleksandrovich,

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

The article considers an example of the work program "Athletic gymnastics" at Petrozavodsk State University. Some sections of the program are given. The program complies with the Federal state educational standards of higher education of the Russian Federation for bachelor's degree programs. The program promotes a healthy lifestyle and motivates students to develop physical qualities. Some recommendations on introduction of elective discipline are given.

Keywords: athletic gymnastics; elective discipline; physical culture; control standards; tests; program; current control.

Для цитирования: Чуринов А.А. Элективная дисциплина «Атлетическая гимнастика» в Петрозаводском государственном университете // Наука без границ. 2019. № 9(37). С. 40-44.

С введением проведения занятий по элективной дисциплине «Физическая культура» в Петрозаводском государственном университете, нами была разработана программа для проведения занятий по атлетическая гимнастике которая была успешно опробована на группах студентов 1-3 курсов. Анализ некоторых статьей, связанных с элективной дифференциацией, позволил нам сделать следующие выводы.

Начнем с того, что атлетическая гимнастика - это система упражнений с различными отягощениями: штангой, гантелями,

амортизаторами, блочными устройствами.

Приоритет в развитии физкультурно-оздоровительного направления должен быть выбран самостоятельно каждым студентом. Учитываются личностные приоритеты: желание, интересы, умения. Элективная дифференциация должна стать основой спортивно-ориентированного физического воспитания, должна приобщить студентов к ценностям физической культуры, сформировать внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные

усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений должны принести, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность должна стать способом самовыражения, быть эмоционально и эстетически привлекательной [1].

Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленной на выполнение программных зачетных нормативов, является базисом системы физического воспитания [2].

Необходимыми условиями успешного обучения в вузе являются высокий уровень интеллекта (восприятия, внимания, эрудированности, памяти, мышления, познавательных интересов), а также эмоциональная устойчивость студента, самообладание, уровень развития волевых качеств, характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями [5].

Наиболее оптимально вводить элективное физическое образование со второго курса. Этот учебный период будет направлен на совершенствование выбранной спортивно-направленной двигательной активности в рамках образовательного учреждения. От того, насколько осознанным будет выбор, который сделают студенты, сможет ли выбранный вид двигательной активности удовлетворить его интересы и потребности самореализоваться и самоутвердиться в своем кругу, будет зависеть его дальнейшая включенность в спортивную жизнь [3].

Разнообразие высказываний о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном процессе физического воспитания и образования в вузе дает повод и возможность доказать эффективность движения в этом направлении. Современная организация спортивной деятельности, на основе

новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем [4].

В данной статье мы не ставим задачу раскрыть полностью содержание программы, а лишь остановиться на некоторых ее разделах.

Разработанная нами программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования Российской Федерации для направлений подготовки бакалавров.

Занимаясь атлетической гимнастикой, студент должен осознавать, что многие из недостатков фигуры (сутулость впалая грудь недочеты в осанке) можно устранить. Специальные упражнения помогут развить и укрепить грудные мышцы, заполнить впадины в области шеи и ключиц, развернуть плечи, втянуть живот.

В результате формируемой компетенции студент должен знать и овладеть методами развития силы, какие физические качества развиваются при занятиях атлетической гимнастикой, уметь провести самостоятельно разминку, уметь составлять простые тренировочные комплексы, знать технику и уметь показать правильно выполнение отдельного упражнения, знать виды самоконтроля и т.д.

Дисциплина Физическая культура и спорт «Атлетическая гимнастика» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы) входит в вариативную часть учебного плана основной образовательной программы бакалавриата по данному направлению подготовки.

Согласно учебному плану дисциплина проводится во 2, 3, 4, 5 и 6 семестрах. Дисциплина «Атлетическая гимнастика» является элективной дисциплиной с объемом 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы

не переводятся. Изучение дисциплины опирается на знания, умения и навыки, приобретенные при освоении образовательной программы предыдущего уровня. Язык преподавания - русский.

При проведении различных форм занятий по дисциплине «Атлетическая гимнастика» используются разнообразные образовательные технологии. При проведении практических занятий используются материалы видеозаписей по технике выполнения элементов атлетической гимнастики, рассматриваются комплексы подготовительных упражнений по освоению техники различных силовых приемов в атлетической гимнастике.

В процессе практических занятий при изучении техники силовых приемов в атлетической гимнастике широко применяются следующие методы: демонстрация изучаемых двигательных действий наиболее подготовленными студентами, индивидуальная работа со студентами, имеющими существенные нарушения в технике выполнения силовых приемов на основе материалов видеосъемки.

Текущий контроль осуществляется преподавателем дисциплины «Атлетическая гимнастика» при проведении занятий в форме тестирования общефизической, специальной и технической подготовки.

Тесты общефизической подготовки оцениваются по контрольным нормативам: выносливость - бег 1000 м; сила - прыжок в длину с места.

Тесты специальной физической подготовки оцениваются по контрольным нормативам: сила - сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (для юношей), сила -гиперэкстензия из положения лежа на животе (для девушек), силовая выносливость - сгибание-разгибание рук в упоре лежа.

Тесты технической подготовки: демонстрация техники упражнения «жим лежа», демонстрация техники упражнения «приседание», демонстрация техники упраж-

нения «становая тяга», демонстрация техники упражнения «рывок с гирей» (для юношей), демонстрация техники упражнения «толчок с гирей» (для юношей),

Тесты по технической подготовленности оцениваются по следующим критериям: Оценивается правильность (техника) выполнения контролируемого упражнения. Упражнение считается выполненным (зачтено) при демонстрации упражнения (техники движения) без грубых био-механических ошибок. Для получения зачета - обязательное посещение занятий, сдача оценочных нормативов, выполнение требований текущего и промежуточного контроля.

Программа дисциплины «Атлетическая гимнастика» обобщает опыт предшествующей подготовки и опирается на имеющийся у студентов уровень общекультурного и физического развития.

Начало ознакомления с занятиями по «Атлетической гимнастика» начинается с прохождения инструктажа по технике безопасности в тренажерном зале, необходимыми требованиями для получения зачета такими, как: посещаемость учебных занятий, сдача контрольных нормативов и тестов.

Далее преподаватель знакомит студентов с историей развития атлетической гимнастики в ПетрГУ, видами контроля и самоконтроля. С первых занятий «Атлетической гимнастикой» особое место уделяется общей физической подготовке. В занятия включаются упражнения на развитие силовой выносливости - прыжки со скакалкой, упражнения с гантелями, упражнения с собственным весом. Обучающиеся знакомятся с упражнениями на тренажерах, с методическими приемами развитие силы - повторная и круговая тренировка, обязательно в конце занятия выполняют упражнения на развитие гибкости самостоятельно и в парах. На всем протяжении учебного занятия со стороны преподавателя происходит контроль

над выполнением правильности задания, упражнения. Своевременно даются методические и технические замечания и рекомендации.

При технической подготовке уделить особое внимание: постановке рук, ног, туловища, правильному дыханию. Для лучшего усвоения материала по технике -упражнения выполнять в парах, тройках. Уделить внимание развитию специальных физических качеств: координированность, ловкость, гибкость и др.

При силовой подготовке уделить особое внимание страховке, особенно на этапе формирования техники упражнений. Для показа упражнения использовать наиболее подготовленных студентов.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра на основе: посещаемости

студентом учебных занятий по дисциплине; качества выполнения практической работы студента на учебных занятиях; контроля за поведением студентов на учебных занятиях (соблюдение техники безопасности, прилежание, ответственность, дисциплинированность); контроля за выполнением самостоятельной работы студента по дисциплине «Атлетическая гимнастика».

В результате разработанная и предложенная нами программа учебной дисциплины является эффективным средством в работе преподавателя кафедры физической культуры, что способствует физическому и духовному развитию студентов в вузе. Рабочая программа дисциплины «Атлетическая гимнастика» может быть единой для всех преподавателей кафедры физической культуры ПетрГУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коршунова О.С. Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПБ.: Заневская площадь, 2014. - С. 161-163.

2. Шмер В.В Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в трех томах, ответственный за выпуск: А.В. Плитченко, Н.А. Шиленко. 2014 г. - С. 340-343.

3. Пешкова Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. -С. 21.

4. Коршунова О.С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 599-603.

5. Чуринов А.А. Роль физической культуры в профессиональной деятельности студентов горно-геологического факультета // Материалы конференций ИФКСиТ ПетрГУ - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. - С. 260-264.

REFERENCES

1. Korshunova O.S. Vektory razvitiya discipliny «fizicheskaya kul'tura v vysshej shkole [Vectors of discipline development «physical culture» in higher school]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt -Peterburg, yanvar' 2014 g.). Saint-Petersburg: Zanevskaya ploshchad', 2014, pp. 161-163.

2. Shmer V.V Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v trekh tomah [Collection of materials of the all-Russian scientific-practical conference in three volumes], otvetstvennyj za vypusk: A.V. Plitchenko, N.A. Shilenko, 2014, pp. 340-343.

3. Peshkova N.V. Sportivnaya orientaciya studentov v processe realizacii sportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya v vuze [Sports orientation of students in the process of implementation of sportized physical education at the University]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2016, no. 4, pp. 21.

4. Korshunova O.S. Poisk innovacionnyh napravlenij v obrazovatel'nom prostranstve po discipline «Fizicheskaya kul'tura» v vysshej shkole [Search for innovative directions in the educational space of the discipline «Physical culture» in high school]. Molodoj uchenyj, 2015, no.5, pp. 599-603.

5. Churinov A.A. Rol' fizicheskoj kul'tury v professional'noj deyatel'nosti studentov gorno-geologicheskogo fakul'teta [The role of physical culture in the professional activity of students of the faculty of mining and geology]. Materialy konferencij IFKSiT PetrGU, Petrozavodsk, Izd-vo PetrGU, 2015, pp. 260-264.

Материал поступил в редакцию 17.09.2019

© Чуринов А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.