Т.С. Байнова
ЕЛАГИН «СТАТ». РЕФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА 1766 Г. И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БАЛЕТНУЮ ТРУППУ
1766 год стал значительной вехой в истории театрального дела в России. Театральная жизнь уже сложилась к тому времени в своих основных формах. Кроме оперно-балетных, функционировали и драматические труппы. С 1742 года в Петербурге работала французская драматическая труппа Сериньи. А в 1756 году произошло чрезвычайно важное событие. Указом императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года был создан первый постоянный публичный Российский театр, с момента рождения которого и ведет свое летоисчисление наш отечественный театр. Директором театра был назначен А.П. Сумароков, первым актером стал Ф.Г. Волков.
Примечательной особенностью существования Российского театра в первые годы (это относится в той или иной степени и к труппе Сериньи, и в особенности к труппе Локателли) являлось то, что он был одновременно и придворным, и «вольным». Все эти труппы находились на государственной службе, но сохраняли и определенные черты антрепризы. Как известно, Сумароков, чтобы упрочить положение Российского театра, ходатайствовал в 1759 году о переводе театра в подчинение Придворной Конторы, и его ходатайство было удовлетворено. А после восшествия в 1762 году Екатерины II на престол, наряду с другими различными государственными преобразованиями, была реформирована и вся система управления театральным делом. В немалой степени эти преобразования непосредственно коснулись и балетной части итальянской оперной компании.
Придворные зрелища организовывались в России по царской воле и, особенно на первых порах, всецело зависели от нее. В пору всех царствований - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II «почти любой документ, связанный с придворной
театральной жизнью, был монаршим указанием или монаршим утверждением»1.
Высшим органом для придворных ведомств являлся Кабинет -личная Ее Императорского Величества канцелярия. Сюда поступали именные Императорские Указы. А отсюда они рассылались по назначению. Театральные - чинам высшей придворной администрации: в 30-е годы, во времена Анны Иоанновны, это был обер-гофмаршал (президент Камер-цалмейстерской конторы), позднее обер-гофмаршал и гофмаршал (президент и вице-президент Придворной конторы). Последняя была создана в 1742 году и в ее ведение перешли все придворные зрелища2.
Непосредственно же театральными делами занимался с 1736 года Степан (Стефан) Рамбур. Он ведал всеми делами итальянской компании Арайя. Собственно говоря, это и положило начало формированию системы руководства придворными труппами. Появился порядок в учете, отчетности и контроле за расходами трупп. «Учет денег и материалов Рамбур вел с помощью занимавшегося «письмоводством» канцеляриста в так называемых «шнуровых» (прошнурованных и опечатанных) книгах. По окончании года они поступали на проверку в Камер-цалмейстерскую контору»3.
Рамбур ведал театральными делами не менее тридцати лет. По мере того, как шло время, обязанности его расширялись и усложнялись и в итоге в его ведении оказались и драматическая труппа Сериньи, и компания комической оперы Локателли. Он заботился об укомплектовании состава трупп, прокате репертуара, театральных помещениях и их освещении, танцевальной школе, а частенько и о казенных квартирах, дровах, свечах, одежде и продовольствии для актеров. Постепенно расширялось делопроизводство, увеличивалось количество помощников Рамбура.
Разумеется, вопросы, которыми он ведал, носили скорее административно-организационный, а не творческий характер, но деятельность его как бы предварила создание в будущем особого учреждения, управляющего театральным делом в целом, а именно, Дирекции придворных театров и музыки (по-
зднее, после целого ряда преобразований, Дирекции Императорских театров), имевшей при себе для ведения дел Контору Театральную. Итак, первым серьезным шагом в направлении создания учреждения, управляющего театральным делом, стала реформа 1766 года.
В этом году Екатерина II поручила реформировать театральное дело, внеся в него все структурные и прочие изменения, Ивану Перфильевичу Елагину, кабинет-министру и члену Главной дворцовой канцелярии. Один из самых просвещенных вельмож екатерининского времени, он выполнил эту задачу блестяще.
Составленный им документ назывался «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям, також и сколько в год, и на что именно для спектакелей полагается суммы»4.
«Стат» состоял из семи разделов. Пять из них были посвящены труппам и оркестрам, два - административно-производственному персоналу и постановочным расходам. Начинался «Стат» с оперной части (орфография приведена в соответствии с оригиналом).
Число людей Им жалованья
Опера и камер музыка Рубли
одному всем
Стихотворцу 1 6000 6000
Капельмейстер 1 3000 3000
Первый оперный певчий 1 3500 3500
Второй 1 2500 2500
Третий 1 2000 2000
Тенор 1 2000 2000
Прима дона 1 2000 2000
Вторая 1 1500 1500
Третья 1 1000 1000
Другой капельмейстер и сочинитель
балетной музыки, сей обще с первым
капельмейстером составляют два
клавира (1-Г.Я.) 1000 1000
Галупию еще (Галуппи - Т.Б.) 1 1000 1000
Опера и камер музыка Число людей Им жалованья Рубли одному всем
Концерт мейстер 1 1000 1000
Скрипачей 16 4 700 2800
4 600 2400
8 400 3200
Ко всему оркестру прибавлять, если
нужда потребует, из положенных
в стате бальных музыкантов
Контрабасистов 2 400 800
Виолончелистов 2 400 800
Фаготистов 2 400 800
Флейтраверсистов 2 400 800
Гобоистов 2 400 800
Альтистов 4 400 1600
Валторнистов 2 400 800
Трубачей 2 400 800
Литаврщик 1 400 400
Суфлер 1 300 300
Итого на оперу и камер музыку
37400
Как мы видим, в оперную труппу входило 12 человек, в том числе руководитель итальянской компании Галуппи, два капельмейстера, стихотворец (либреттист), семь певцов и суфлер, а также оркестр «камер-музыки», состоящий из 23 человек, к которым по мере надобности добавлялись еще 12 человек «бальных музыкантов». Общая стоимость труппы - 37400 рублей - не включала в себя их окладов. Придворный хор певчих, участвующий в оперных спектаклях, в состав и стоимость труппы также не входил.
В «Стате» был продуман и вопрос пенсионного обеспечения. Относительно оперной труппы по поводу пенсий говорилось следующее: «Первым певцам и певицам по десятилетней здесь службе давать пенсиону по 200 рублев по смерть их, а прочим в полы, но с тем, если они нигде уже в других государствах служить не станут»5.
Распоряжения касались и пенсионного обеспечения музыкантов, а также положения учеников. «Кто из музыкантов до старости здесь дослужит, таким производить пенсион от 50 до 100 и до 150 рублев, последнее, если здесь навсегда останется. За учеников лучшим музыкантам платить из экономической суммы по разсмотрению, содержа учеников не более 8 человек. А как ученики, получающих жалованье, бывают, то доколе они учатся могут содержать себя на своем коште, а вступя в капеллу, получают из определенной суммы, ибо тогда заступают уже они место музыканта, составляя число оркестра»6.
Определены были также оклады и пенсии членов балетной труппы.
Число людей Им жалованья
Балеты Рубли
одному всем
Балетмейстер 1 2500 2500
Танцовщиков 4
Сериозный 1 2000 2000
Первый комический 1 2000 2000
Деми карактера 1 1500 1500
Ба-комик 1 1000 1000
Танцовщиц
Сериозная 1 2000 2000
Первая комическая 1 2000 2000
Деми карактера 1 1500 1500
Ба-комик 1 1000 1000
Составляющие фигуру 12 300 3600
Танцовщиков 12 300 3600
Маленьких учеников 4 150 600
Учениц 4 150 600
При них женщин 1 200 200
Итого на балеты: 24100
Таким образом, в балетную труппу входили балетмейстер и 33 танцовщика, а также 8 маленьких учеников и учениц и состоящая при них женщина. В общую стоимость труппы -
24100 рублей - не были включены постановочные расходы, сведения о которых можно почерпнуть в таблице «Принадлежащие к сему люди и мастеровые».
Пенсии для артистов балетной труппы распределялись следующим образом: «Танцовщикам и танцовщицам, кои десять лет здесь в службе безвыездно пробудут, следовательно и лета и силы свои потеряют, давать пенсию: танцовщику от 150 и до 200 рублей, последнее если он здесь навсегда останется. (В данном случае имелись в виду, разумеется, иностранные артисты - Т.Б.) Танцовщице от 200 до 250 рублев, потому ж последнее по смерть их, а первое с тем, если они нигде уже служить не обяжутся, а как скоро узнано будет, что они, выехав отсюда, пошли где-нибудь в службу, то пенсион отрешается. Фигурантам и фигуранткам в полы»7.
Выше уже говорилось о бальных музыкантах, по мере надобности присоединяемых к камер-музыкантам. Отдельный раздел «Стата» определял состав их оркестра и оклады.
Бальные Число людей Им жалованья Рубли одному всем
Директор музыки 1 1000 1000
Скрипачей 24 200 4800
Контрабасистов 4 200 800
Виолончелистов 2 200 400
Фаготистов 2 200 400
Флейтраверсистов 2 200 400
Гобоистов 2 200 400
Валторнистов 2 200 400
Трубачей 2 200 400
Литаврщик 1 200 200
Итого на бальную музыку 9200
Два раздела «Стата» были посвящены драматическим театрам: Французскому и Российскому. Приведем эти разделы для сравнения окладов музыкантов и оперных и балетных артистов с окладами артистов драматических, а также для сопос-
тавления окладов иностранных и русских артистов. (Труппы, как тогда было принято, составлялись с учетом амплуа исполнителей).
Число людей Им жалованья
Французский театр Рубли
одному всем
Актеры:
Первый трагический и комический
любовник 1 2000 2000
Второй 1 1200 1200
Третий 1 800 800
Пер-нобль 1 1200 1200
Пер-комик 1 1600 1600
Крестьянин 1 1000 1000
Первый слуга 1 1500 1500
Второй слуга 1 600 600
Резонер 1 600 600
Два конфиданта 2 600 1200
Суфлер 1 400 400
Четыре служителя 4 60 240
Сверх того в прибавку 360
Актрисы:
Первая трагическая и комическая
любовница 1 2000 2000
Вторая 1 1500 1500
Первая служанка 1 1800 1800
Вторая служанка 1 800 800
Старуха 1 1000 1000
Две конфидантки 2 600 1200
Итого на французский театр 21000
Французская труппа состояла из 18 человек, в нее входили также суфлер и 4 служителя.
Положение французских актеров было оговорено и продумано следующим образом: «Сумма на французских актеров не для того росписана, чтоб каждому по стольку и давать, но чтоб и счисление видно было: чего ради Маршалы с Директором могут, обращаясь в ней (в оригинале - ТБ.) давать жалованье по
договорам, доставая только хороших людей. Сим пенсионов не определяется, потому что актер и актриса могут играть до самой глубокой старости, а к концу из большого жалованья предоставить на пропитание разве кто из них вечно в России жить останется, таковым давать против музыкантов. Платье иметь им, как к трагедиям, так и комедиям свое»8.
Оклады артистов Российского театра были значительно меньше, чем Французского.
Российский театр Число людей Им жалованья Рубли одному всем
Актеры:
Первый комический и трагический
любовник 1 800 800
Второй 1 600 600
Третий 1 500 500
Пер-нобль 1 600 600
Пер-комик 1 600 600
Слуга первый 1 600 600
Слуга второй 1 300 300
Резонер 1 250 250
Подъячий 1 250 250
Два конфиданта 200 400
Суфлер 1 150 150
Копиист 1 100 100
В прибавок еще на карактерные платья
и для содержания ребят 1130
Актрисы
Первая трагическая и комическая
любовница 1 700 700
Вторая 1 600 600
Первая служанка 1 600 600
Вторая служанка 1 300 300
Старуха 1 400 400
Две конфидантки 2 250 500
Два служителя 2 60 120
На наем дома 1000
Итого на русский театр 10500
В труппе Российского театра также 18 человек плюс суфлер, копиист, 2 служителя и ученики, на содержание которых выделяется особая сумма. Деньги предназначаются и на характерные платья и на наем домов для проживания артистов. К этому разделу «Стата» сделаны следующие примечания: «Что сказано о французском, то разумеется и о русском театрах, исключая пенсиона, ибо они, как Российские, должны до смерти иметь свое пропитание здесь, то по отставке и давать до 200 рублев смотря по их достоинствам. Из остальной, 1130 рублев, суммы обучать ребят обоего пола, а остатки хранить в общей сумме для произведения пенсионов. Кроме производимого жалованья не могут из оставшихся денег Директоры без позволения Конторы ничего употреблять»9.
Заключительные два раздела «Стата» посвящены административно-производственному персоналу, а также постановочным расходам, куда входили расходы на изготовление декораций и костюмов для новых постановок. Выглядел этот раздел следующим образом.
Принадлежащие к сему люди и мастеровые Число людей Им жалованья Рубли одному всем
Секретарь 1 600 600
Коммисару для гардероба 1 300 300
При нем копиисту 1 100 100
Счетчик 1 60 60
Коммисар к содержанию
декораций и прочего 1 200 200
Копиист 1 100 100
Капельдинерам 2 60 120
Им на ливрею 2 20 40
Нотных копиистов 2 150 300
Живописец и архитектор 1 2000 2000
При нем помощник 1 600 600
Живописец для золочения 1 500 500
Машинист 1 800 800
Помощник его 1 300 300
Принадлежащие к сему люди и мастеровые Число людей Им жалованья Рубли одному всем
Плотников 20 300 840
Столяр 1 42 150
Помощник 1 150 50
Портных чужестранных 2 50 800
Портных русских 4 400 240
Мастер для налаживания 60
клавиров 1 150
Парикмахер 1 150 200
Помощник 1 200 60
На заплату работникам 60 1500
Каждый год для новой оперы
на платья и декорации 6000
К оной на два больших балета
на платья и декорации 6000
Еще на два больших балета 3000 6000
Малых балетов из той же 3000
суммы восемь
На пенсионы 2000
На воск и свечи в год 5000
На содержание карет 200
На ямские лошади 1000
Итого 26200
Итоговая цифра этого раздела - 26200 рублей - суммирует только постановочные расходы, пенсионы, стоимость воска и свечей и деньги на содержание карет и ямских лошадей, остальные итоговые суммы не приводятся.
Последний раздел «Стата» свидетельствует о том, что на платья и декорации для балетов отпускалась сумма в два раза больше, чем для опер. Это понятно, так как опера ставилась ежегодно лишь одна, а балетов - 4 больших и 8 маленьких. Причем, основная часть расходов на оперу и на балет приходилась на изготовление костюмов (60-90 %), ибо их шили из самых дорогих материй и богато украшали. Как видно из «Ста-та», в отличие от драматических, для оперных и балетных
спектаклей костюмы делались каждый раз новые. Правда, позднее, когда количество постановок увеличилось, стали подбирать оформление и для них.
Елагин принимал участие во многих театральных делах непосредственно. Под его руководством не раз изготавливали костюмы и декорации. Недаром он упоминал о том, что в каких-то случаях «строение декораций и платья» имелись под его «ведением»10.
Для этой поры характерна и еще одна особенность, зафиксированная в «Стате»: и для оперных, и для балетных, и для драматических постановок декорации делал один и тот же, говоря современным языком, «главный художник», у которого были помощники. В «Стате» этот художник назван «живописцем и архитектором». Специализация в этой области появилась позднее.
В заключении к «Стату» говорится: «Все суммы сто тридцать восемь тысяч четыреста десять рублев. Сия сумма есть экономическая, из оной должно содержать лошадей, давать путевые взад и вперед выписываемым персонам деньги, производить пенсион и прочее»11.
Однако, несмотря на точно установленный бюджет, что было важным новшеством для того времени, у «Стата» имелась еще одна существенная особенность. По намерению Елагина он должен был обладать внутренней подвижностью. Стабильным оставалось число членов придворных трупп и оркестров, и стабильными были суммы, предназначенные для постановочных расходов и выплаты жалованья. Но должностные оклады могли варьироваться в зависимости от квалификации артистов за счет именно этой предусмотренной внутренней подвижности. В то же время финансовые расходы были Елагиным строго просчитаны и лишние необдуманные траты исключались.
Для нашей темы принципиально важно и другое. В числе трупп появилась балетная - труппа, выделенная из итальянской компании как самостоятельная. Таким образом, 1766 год стал важной вехой на пути становления русского балета, свидетельствующей
о накоплении им значительного творческого потенциала, он явился и точкой отсчета для петербургской балетной труппы. Отвечая потребностям времени, произведенные изменения окончательно удостоверили превращение балета в самостоятельный сценический жанр, и уравнивание его в правах с оперой. (Вопрос о создании русской оперной труппы на повестке дня тогда еще не стоял, это произойдет позднее. Пока же русские оперы, комические, главным образом, шли на сцене Российского театра).
Если обратиться еще раз к «Стату» и сравнить стоимость балетной труппы с другими, то становится ясно, что она не была ни очень дорогой, ни очень дешевой. На 42 человек, включая 8 учеников и состоящую при них женщину, приходилось 24100 рублей. Оперная труппа состояла, включая «камер-музы-ку» из 47 человек и стоила 37400 рублей. Приводя это сравнение надо учитывать и тот факт, что в балетной труппе было большинство русских артистов, и что они получали гораздо меньшее жалованье, чем иностранцы. Именно по этой причине самый маленький бюджет был у Российского театра - 10500 рублей, тогда, как французская труппа Сериньи, почти такая же по величине, стоила 21000 рублей.
Итак, в 1766 году театральное дело было всесторонне упорядочено, и на «Стате», составленном Елагиным, появилась 13 октября 1766 года резолюция Екатерины II «Быть по сему».
В АДИТ хранится документ, подтверждающий, что императрица подробно знакомилась со «Статом» и отдала все необходимые распоряжения конторам. Вот указ, в котором изложены эти распоряжения:
«По приложенному при сем, касательно до спектаклей стату Всевысочайше Придворной Конторе повелеваем следующее:
1. Разобрать всех ныне при спектаклях находящихся людей и о излишних, без контрактов содержимых, подать к нам обстоятельную ведомость, чужестранцы ли они, могущие отсюда отлучиться, или российские подданные, кои без пропитания оставлены быть не могут?
2. Стат укомплектовать достойными и в знании, по должности каждаго, искусными людьми и впредь, сверх стата излишних людей не содержать.
3. О тех, кои из чужестанных по заключенным с Придворной Конторой контрактам получают ныне жалованье более статного положения, подать к нам особливо именной список, с показанием о каждом, по которое число контракт его заключен, дабы до того числа жалованье им, по их контрактам без нарушения производилось.
4. Заключая впредь контракты, обращаться в положенной в стате суммы, и не взирая на то, кому сколько определено давать -одному больше, другому меньше - по рассуждению Придворной Конторы, наблюдая единственно только то, чтоб не превзойти никогда определенной суммы.
5. Квартиры, сверх жалованья, давать и определять в казенном доме только таким, которые по должностям своим частыя обязаны иметь репетиции, но не более, как сколько казенный, в Миллионной улице находящийся, дом поместить может.
6. Сверх положенной в стате суммы, ни от которой команды впредь ни деньгами, ни материалами, как для театра, так и для театральных служителей, ничего не требовать, исключая одни только для отопления театра дрова, которыя Дворцовая Канцелярия по-прежнему отпускать имеет.
7. Положенные в стате пенсионы производить, докладываясь нам, с прописанием, сколько, в силу определяемого стата, тот человек пенсиона достоин и сколько лет он безвыездно при Дворе нашем выслужил.
8. На кареты, получа определенную в стате один раз из Соляной Конторы сумму - полторы тысячи рублев, отдать в Конюшенную Контору, которой объявленные тамо пять карет сделать, содержать на конюшне, приемля каждый года на содержание их из Придворной Конторы по двести рублев, и из сих денег, храня их, не мешая конюшенною суммой, оныя кареты починивать, смазывать и впредь новыя делать, ни когда уже более на них денег не требуя. Впрочем поступая Придворная
Контора, как по сему Нашему Высочайшему Указу так и по подписанию в том нами конфирмованном стате имеет дать с сего во все дворцовыя команды точныя для исполнения копии, а об отпуске в два годовые срока вновь определенной суммы Указ Соляной Конторе дан.
Собственною Ея Императорского Величества рукою подписано в 13 день октября 1766 года»12. (Заметим, что это произошло в тот же день, когда на «Стате» появилась резолюция Екатерины II).
В ответ на этот указ Елагин сделал обстоятельный доклад императрице относительно денежного содержания артистов. Документ содержит следующее: «Всепресветлейшей, Держав-нейшей, Великой Государыне Императрице и Самодержице Всероссийской Всеподданейший доклад. Для удовольствования театральных служителей определено ныне, согласно с Высочайшей Вашего Императорского Величества волею, на некоторое впредь время удержать в службе всех, как положенных по конфирмованному стату, так и сверх статных, но как сумма на них, по ведомостям Придворной конторы показанная превосходит около 20 тысяч рублев в год, а Именным Вашего императорского Величества Указом, данным при стате Придворной Конторы, в 3-м пункте повелено: «О таковых, кои, по контрактам своим, более положенного в стате жалованья получают, представить Вашему Величеству, требуя на них особливой в добавок суммы», то, вследствии сего, всеподданейше дерзаю Вашему Императорскому Величеству представить, не соблаговолите ли, всем, Государыня, всевысочайше повелеть Соляной Конторе, по приложенному при сем именному списку, до окончания контрактных лет отпускать в добавок на каждого особенно, что учинит всем 2 тысячи 463 рубля. Что же касается до тех, кои без контрактов получают весьма превосходные суммы, таковых потщусь я удовольствовать из собственной театральной экономии, не требуя ни откуда в прибавок суммы, и не отпуская первый год никого, заключу с ними полюбовно контракты на некоторое известное время. И хотя первые два или
три года крайнюю претерпевать буду нужду, однако в последующие лета не только недостаток минется, но и всегда запасная при театрах оставаться сумма будет для приобретения лучших и искуснейших людей».
К докладу был приложен «Именной список кому из театральных служителей по их контрактам должно сверх стата получать жалованье, по скольку в год и до которого време-ни»13.
По ста- Ныне по Контрак- В доба-
ту по- контрактам ты до вок над-
ложено и с дровами которого лежит
получают времени получать
Скрипачу Шкиати 700 900 по 1 апр 1769 г. 200
Танцовщику 1500 2300 по 1 мар- 800
деми карактер-ному Гранже та 1770 г.
Первой тан- 2000 3050 по 22 1050
цовщице Сан-тини Убри апр. 1769 г.
Танцовщице 1500 1750 по 1 мар- 250
демикарактеной Фузи та 1768 г
Контрабасисту Бианко 400 700 Сего года по 13 июля 163
Итого 2463 р.
Из этого списка видно, что большая часть перерасходов, если можно так выразиться, приходится именно на балетных артистов, причем иностранцев. При этом оклады у танцовщиков значительно превосходят денежное вознаграждение представителей других творческих профессий. Так, мы видим, что по стату скрипачу положено 700 рублей, а контрабасисту, только 400, тогда как балетные артисты получают от 1500 рублей и выше (разумеется, это были ведущие танцовщики и танцовщицы работавшие тогда).
Однако, утверждение «Стата» вызвало волнение среди некоторых служащих театров, так как теперь они должны были получать «меньше против прежнего». Возникали и некоторые другие сложности. Это окончательно побудило Екатерину назначить Елагина директором театров. Указ был дан 20 декабря 1766 года.
«До сведения нашего дошло, что по причине конфирмованного нами стата для оркестра и театра многие почитают себя обиженными из принадлежащих к театру и музыке, того ради через сие повелеваем г-ну Елагину самому, так как сочинителю того стата, привести все по оному в прямое действие, дабы он тем самым мог доказать совершенство оного учреждения перед нами, а для того и Конторе повелеваем все принадлежащие к тому ему, Елагину, препоручить в Дирекцию»14.
Указом императрицы «театры были изъяты из ведения Придворной конторы и подчинены Директору». Таким образом, с 1766 года управление театральными делами стало приобретать более определенную и узаконенную форму.
Определив какой театральной политики он собирается придерживаться, Елагин наметил в своем докладе строгий план действий. Он четко планировал расходы на театральные нужды и, заботясь о дальнейшем развитии театрального дела, предрекал постепенный рост доходов, связанный с приглашением артистов.
Став первым в истории русского театра Директором придворных театров и музыки, Елагин энергично осуществлял на практике положения своего «Стата». Он действовал умно и умело, доказав «совершенство» составленного им документа. Елагин почти не вышел за пределы бюджета, а число служащих в пору его директорства в общем итоге не увеличилось, хотя внутри трупп и происходили изменения.
«Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям, також и сколько в год, и на что именно для спектаклей полагается суммы» - документ, регламентирующий деятельность театральных трупп. С появлением «Стата» теат-
ральное дело было всесторонне упорядочено. Театры стали подчиняться Директору и были изъяты из ведения Придворной Конторы, т.е. с 1766 года управление театральным делом стало приобретать более упорядоченную и узаконенную форму. Для нашей темы особенно важно следующее. В числе трупп появилась балетная труппа, выделенная из итальянской, как самостоятельная. Таким образом, 1766 год стал важной вехой на пути становления русского балета.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мордисон Г.З. История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII в.). - Ч. 1. - С. 44.
2 Там же. - С. 44.
3 Там же. - С. 104.
4 АДИТ. - Вып. 1. - Отд. П. - С. 86-90. - № 95.
5 АДИТ. - Вып.1. - Отд. П. - С. 86. - №95.
6 Там же. - С. 87.
7 Там же. - С. 87.
8 Там же. - С. 88.
9 Там же. - С. 89.
10 РГАДА - Ф. 17. - Оп. 1. - Ед. хр. 324. - Л. 136.
11 АДИТ. - Вып. 1. - Отд. П. - С. 90.
12 АДИТ. - Вып. 1. - Отд. П. - №94. - С. 85-86.
13 Там же. - №98. - С. 91.
14 Там же. - С. 102.