Научная статья на тему 'Реформы театрального дела 1783 года. Рождение коллегиального органа «Комитета для управления зрелищами и музыкой» и основные направления его деятельности'

Реформы театрального дела 1783 года. Рождение коллегиального органа «Комитета для управления зрелищами и музыкой» и основные направления его деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4433
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / ДОКУМЕНТ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байнова Татьяна Станиславовна

Статья написана на редкую и малоосвещенную тему, описывающую появление коллегиального органа управления театральным делом. В статье приведены документальные подтверждения деятельности этого органа, а также архивные документы, связанные с финансовой и организационной сторонами деятельности театральных групп. Данная статья может служить полезным материалом для изучения развития театрального дела в середине XVIII в. и представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы театрального дела 1783 года. Рождение коллегиального органа «Комитета для управления зрелищами и музыкой» и основные направления его деятельности»

Т. С. Байнова

РЕФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА 1783 ГОДА.

РОЖДЕНИЕ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА «КОМИТЕТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗРЕЛИЩАМИ И МУЗЫКОЙ»

И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой методики организации образовательного процесса нетипового вуза Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор И. В. Ступников

Статья написана на редкую и малоосвещенную тему, описывающую появление коллегиального органа управления театральным делом. В статье приведены документальные подтверждения деятельности этого органа, а также архивные документы, связанные с финансовой и организационной сторонами деятельности театральных групп. Данная статья может служить полезным

материалом для изучения развития театрального дела в середине XVIII в. и представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей театрального искусства.

Ключевые слова: реформа, документ, театральное дело.

T. Bainova

THEATRICAL BUSINESS REFORMS OF 1783.

CREATION OF THE COLLEGIAL BODY OF “THE COMMITTEE FOR CONTROL OVER SPECTACLES AND MUSIC” AND THE MAIN DIRECTIONS OF ITS ACTIVITY

The paper is devoted to the rare and insufficiently explored topic describing the creation of the collegial body of theatrical business management. The author presents the documental confirmations of this body’s activity and the archive documents connected with the financial and organisational spheres of theatrical groups’ work. The paper can serve as a useful source for studying the theatrical business development in the mid-18th century and is of interest for specialists and a wide readership interested in the theater history.

Key words: reform, document, theatrical business.

Учрежденный как государственный, русский театр всегда зависел от царской воли, повелений того или иного правителя. Монаршая воля, монаршие указы определяли организацию различных придворных зрелищ, в том числе и театральных празднеств.

Период развития театрального дела в России с 1766 по 1783 г. очень важный. И во многом это связано с созданием Елагина «Стата» и с претворением его в жизнь самим создателем. Условия, в которых развивался российский театр в то время, требовали создания именно такой системы управления, более того, во главе этой системы должен был стоять человек, способный «купеческим образом», авторитарно управлять сложным театральным механизмом, охватывая все его стороны.

Став первым в истории русского театра Директором придворных театров и музыки, Елагин энергично осуществлял на практике положения своего «Стата». Он действовал умно и умело, доказав «совершенство» составленного им документа.

В силу различных обстоятельств Елагин вынужден был выйти в отставку, структура управления театральным делом изменилась, и наступил следующий этап развития театрального дела, который повлек за собой преобразования в области управления театральным делом.

12 июля 1783 г. согласно указу Екатерины II менялся смысл и назначение театрального дела. Если раньше управление театральным

делом ориентировалось в основном на придворную публику и было частью быта царского двора, то после этого указа театральное дело становилось частью общественной жизни. Теперь придворные театры должны были играть платные спектакли для широкой публики. Они стали называться «городскими театрами». А также имелась еще одна особенность, Екатерина II предписывала в указе следующее: «Российский театр нужно чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер. Для преоб-ритения лучших успехов актеров, музыкантов и танцовщиков российских посылать в чужие края на казенные средства, при назначении выслуженных пенсий природные российские долженствуют пользоваться в том преимуществом перед иностранцами» [1, с. 116].

Указом 1783 г. вводилось коллективное управление театральным делом. Создается «Комитет для управления зрелищами и музыкой». Создавая этот Комитет, Екатерина II вводила в систему управления театральным делом коллегиальный орган из людей, компетентных в искусстве сцены.

Стуколкин в своем очерке таким образом отмечает факт рождения «Комитета»: «.. .Императрица Екатерина, недовольная управлением театрами, вообще, издала в Царском селе указ, данный на имя Действительного тайного советника Адама Васильевича Олсуфьева коим предназначалось составить особый Комитет или Собрание, в члены которого самой им-

ператрицей были выбраны: Генерал-поручик Милисино, Камергер Князь Голицын, Генерал-майор Саймонов, Камер-юнкер Мятлев.

Указ состоял из 44 пунктов, коими предписывалось пересмотреть вновь положение об управлении театрами на содержание коих полагалась сумма в 174 000 рублей, уплата должна была производиться по полугодиям, в январе и июле» [4, с. 6].

В АДИТ имеется документ, Указ Екатерины II, свидетельствующий о рождении нового органа управления театральным делом.

«Вам известно, что хотя на содержание при Дворе нашем разных зрелищ и музыки определена немалая сумма, но оная ежегодно дополняема была платежом из Кабинета нашего по причине неисправного многими получения жалованья, сверх того во всех почти зрелищах, несмотря на толь знатное для них иждивение, видимы были недостатки. Таковые обстоятельства побудили Нас для поправления всего того и для приведения в порядок сделать новые распоряжения, кои здесь следуют» [1, с. 112].

Далее документ содержит текст из 44 пунктов, в которых подробным образом описано, для чего он создан, его назначение, а также определено денежное содержание трупп и т. д. Приведем некоторые пункты этого документа.

«1. Для управления зрелищ и музыкой, со всеми потребными людьми, составить особый Комитет или Собрание, в который должны войти: генерал поручик Мелисино, камергер Дивов, князь Голицын, генерал-майор Соймонов, камер-юнкер Мятлев - под председетельством Олсуфьева. Директором этого Комитета был назначен Мятлев.

2. На содержание зрелищ и музыки отпустить по 174 тысячи рублей в 2 срока, а именно в Генваре и в Июле месяцах.

3. Из всей суммы имеют содержаны быть: 1) певцы итальянские, 2) театр российский, 3) опера комическая итальянская, 4) театр французский, 5) театр немецкий, 6) балеты, 7) оркестр, 8) все в общее для того потребны люди и вещи.

4. Каждому театру назначался свой инспектор или надзиратель, например, над танцовщиками и фигурантами назначался балетмейстер.

6. Оклады должны быть умеренные, а не такие, какие в последнее время без всякой пропорции были возвышены.

9. Без согласия Комитета директор театра не может принимать ни кого на службу, ни увольнять, не может делать прибавок к окладам.

10. Выписывание артистов Директор может производить с согласия Комитета посредствам переписки с российскими министрами и другими поверенными людьми „в чужих краях“.

12. Контракты заключаются на 1-4 года.

13. Комитет обязан сочинить и издать образец контракта с подробным указанием обязательств. <...>

16. Под ведением Комитета и директора иметь школу в которой должны учиться «Российские, обоего пола». Они должны учиться приготавляемы быть к театру российскому, к музыке, к танцованию и к разным мастерствам при театрах» [1, с. 112-115].

Идея создания Комитета была связана с желанием упорядочить, усовершенствовать театральное дело. На данном этапе требовалась система управления государственным театральным делом, которая бы охватывала все его стороны. С этой целью сюда были привлечены высокообразованные и компетентные люди.

Согласно указу Екатерины II в Петербурге должны были работать русская, французская, немецкая и балетная труппы, а также оркестр, которому вменялось в обязанности сопровождать спектакли и концерты.

В указе также четко оговаривалась система финансирования и управления посредством инспекторов или надзирателей. Особое внимание уделялось тому, чтобы оклады артистов были умеренные, «а не такие, какие в последнее время безо всякой пропорции были возвышены».

Комитет занимался вопросами финансирования, денежной отчетности, пополнением трупп, прибавлением жалованья, образованием, Театральной школой.

Указ регламентировал и деятельность Директора над зрелищами и музыкой. Его власть была достаточно ограниченной. Он не мог без согласия Комитета ни принимать на службу, ни увольнять артистов. Таким образом, Директор подчинялся Комитету, и все вопросы

относительно деятельности театров решались коллегиально, большинством голосов.

Также согласно этому Указу в ведении Комитета должна была находиться школа для российских граждан, в которой они обучались различным специальностям для работы в театре, т. е. мы видим, что к вопросу о профессиональной подготовке театральных кадров относились очень серьезно.

Первое заседание Комитета состоялось 20 июля 1783 г. В Российском государственном архиве сохранились документы, подтверждающие этот факт. На этом заседании присутствовали: Адам Васильевич Олсуфьев, Андреян Иванович Дивов, Князь Николай Алексеевич Голицын, Петр Александрович Соймонов, Петр Васильевич Мятлев. Члены Комитета постановили потребовать «от бывшего господина директора именной список всех при зрелищах и музыке находящихся людей с показанием годовых окладов каждого, подлинные контракты с кем оные заключены, сколько наличной денежной казны, есть ли за что и какие именно долги, опись театральному гардеробу?» [2, с. 1].

Мы видим, что членов Комитета интересовали все стороны организации театрального дела, но в первую очередь они обращали внимание на вопросы, связанные с финансовыми затратами: жалованье, стоимость контрактов, долги и т. д.

На одном из заседаний Комитета, а именно 30 октября 1783 г., были рассмотрены вопросы, касающиеся выхода на пенсию некоторых артистов балетной труппы, а также обсуждались вопросы о прибавке жалованья.

«Жалованья получают фигуранты:

Трофим Слепкин - 460, Михайла Орлов -250, Петр Коломбус - 460, Иван Данилов - 220, Иван Метьлов - 220, Александр Греков - 360, Егор Греков - 200, Петр Петров - 120, Камель - 290, Карп Сталенберг - 450, Ганза-мус - 300» [2, с. 64].

В этом списке приведены оклады фигурантов, но даже среди них видна большая разница - от 120 до 460 руб. Вероятно, это сделано для того, чтобы решить вопрос о жалованье Петра Петрова, который получал всего 120 руб. «Фигурант Петр Петров просит о прибавке себе в сравнении противу

прочих фигурантов жалованья, ибо платя из получаемых ныне в год ста двадцати рублей за наем квартиры, в содержании себя имеет крайнюю нужду. Означенный фигурант продолжает при театральной дирекции службу с 9 сентября 1777 года, жалованья получает в год 120 рублей. Сверх того положено иметь ему квартиру и дрова казенные, по недостатку казенных оные не имеет. Прибавить 30 рублей» [1, с. 73].

При решении этого вопроса Комитет обратился не только к сравнению окладов фигурантов, но и к прочим условиям, таким как количество лет, прослуженных в театральной дирекции.

Следующий документ дает представление

0 пенсионном обеспечении артистов балетной труппы.

«Танцовщица Варвара Михайлова с половинным по смерть жалованьем Комитетом уволена 12 числа июля 1783 года. Жалованья получает по 1200 на год» [2, с. 58].

Комитет внимательно рассматривал дела артистов и, вероятно, по справедливости выносил не только положительные, но и отрицательные решения. Так, например, «танцор Деросси просит о прибавке жене его фигурантке бывшей Марии Молодецкой, а ныне Дерос-сиевой, жалованья поелику прочия таковые же выпущенные из училища, получают жалованья против ее в равенство. По справке явствует: оная Молодецкая вступила в фигурантки из воспитанниц с 1 января 1783 года. Жалованья получает в год 150 рублей. Сверх того квартиру и дрова казенные. Отказано» [2, с. 59].

На своих заседаниях Комитет рассматривал дела, связанные с принятием на службу или увольнением из театра артистов. Приведем такие документы:

«1783 года ноября 1 дня в Комитет определено, танцовщиков из сиротских воспитанников Ивана Еробкина, Василия Балашова и танцовщицу Анисью Иванову принять в службу дирекции театральной с годовым жалованьем, полагая в оное квартиру, дрова и свечи. Еробкину по триста по пятидесяти, Балашову по триста по двадцати, Ивановой по триста по пятидесяти рублей в год. Считая с

1 минувшего сентября» [3, с. 24].

«1784 года февраля 1 дня. По добровольному согласию танцовщицы Ангелины Каселли, которыя сроки контрактной кончится 1 ноября сего 1784 года в Комитете определено из службы ее уволить, с выдачей ей одной трети жалованья, то есть 400-х сот рублей, да проезд 200-х сот рублей, что в силу сего определения и исполнить немедленно казначею» [3, с. 54].

«1784 года февраля 8 дня. В комитет определено прибавить жалованья танцовщице Устиньи Пьерамонти к получаемым ныне 500 руб. еще 200 руб., назначить им оную выдачу 1 января 1784 года» [3, с. 58].

Как мы видим, Комитет интересовался делами своих подчиненных. Следующий документ подтверждает этот факт, а также дает возможность убедиться, что вопрос образования маленьких воспитанников тоже не оставался без внимания.

«1784 года февраля 16 дня. В собрании Комитета определено, для обучения при театральном училище воспитанников итальянскому языку, а при том нужному понятию и французского, принять во службу дирекции итальянца Джованни Локателли, с жалованьем по 400 рублей в год, а дабы воспитанники во всегдашнем его надзирании находились, иметь ему сверх жалованья и квартиру казенную с дровами, на что пока дом в наем сыщется давать ему по сту по пятидесяти рублей в год» [3, с. 58].

В указе 1783 г. Екатерина II определяла режим деятельности театральных зданий. Она назначила давать в Большом театре (театр был построен в 1783 г. на том месте, где ныне находится Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Театральная пл., 3) в год 6 больших спектаклей бесплатных (придворных): на первый год на Масленице и «после 4-х праздников наших» (дни тезоименитства, рождения, воцарения и коронации) - «по одной или по 2 оперы серьезные и по 2 новые оперы комические». Затем представления могли повторяться как платные спектакли для широкой публики.

Комитетом над зрелищами и музыкой было вынесено следующее решение о эксплуатации этих двух «городских театров»: «По обстоятельствам положения и удобности оных театров представлены будут в новом каменном

театре российские, итальянские, комические и большие оперы с соразмерными большим операм балетами, будут в нем також концерты, оратории и маскарады» [4, с. 82].

Открытие Большого (Каменного) театра - событие важное в театральном кругу. Он открылся 24 сентября 1783 г. оперой Паизиел-ло «Лунный мир» в исполнении итальянской труппы. 22 февраля 1785 г. было вынесено высочайшее повеление представлять в нем новые трагедии и другие пьесы, «от коих большого стечения зрителей ожидать надлежит» [4, с. 82].

Комитет над зрелищами и музыкой заботился и о том, как следует эксплуатировать театральные здания Петербурга, чтобы достичь максимального экономического эффекта. При этом также учитывались интересы публики. И 1 сентября 1784 г. на очередном заседании Комитета было решено следующее:

«1784 года сентября 1 дня. Комитет управляющий зрелищами и музыкой рассуждая о приращении спектакльных сборов, определил с 15 сентября сего 1784 года, представлять спектакли, на каменном театре оперы, во вторник итальянские, в пятницу Российские, в четверг французские, в воскресенье российские, в понедельник же, в рассуждении при дворе, учрежденного спектакля, если вознадобиться для публики представлять по очереди французской и немецким труппам, по елику российская имеет в каждую неделю

2 спектакля» [3, с. 100].

После указа 1783 г. государственный театр стал платным и отныне предназначался не только для придворной, но и для широкой городской публики.

Указ 1783 г., основываясь в определенной мере на положениях Елагина «Стата», более полно охватывал все стороны театрального дела, его основная идея была связана с желанием упорядочить, усовершенствовать театральное дело. В работе Комитета большое внимание уделялось вопросам, связанным с финансами (жалованье артистов, пенсии, стоимость контрактов). Также не оставались без внимания и вопросы образования, театрального строительства, функционирования театральных площадок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АДИТ. Вып. 1. Отд. П. (1746-1801). В 3 отд. СПб., 1892.

2. РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Ед. хр. 1.

3. РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 44.

4. Стуколкин Л. П. Исторический очерк петербургского балета // РГИА. Ф. 678. Оп. 1. Ед. хр. 992.

5. Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII в. - октябрь 1917 г. СПб., 1994 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.