Научная статья на тему 'Экзогенные и эндогенные факторы развития рисков образовательного учреждения'

Экзогенные и эндогенные факторы развития рисков образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4611
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫЗОВЫ / УГРОЗЫ / РИСКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аетдинова Р. Р.

В статье обосновывается необходимость выделения и учета на практике различных групп рисков образовательных учреждений в современных условиях реформирования системы высшего профессионального образования под влиянием глобализации современного мира и трансформации российского общества. Раскрываются причины развития рисков образовательных учреждений. Анализируются экзогенные и эндогенные риски вузов, источники их возникновения и важность управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аетдинова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзогенные и эндогенные факторы развития рисков образовательного учреждения»

УДК 631:33

ЭКЗОГЕННЫЕ И ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Р.Р.Аетдинова

В статье обосновывается необходимость выделения и учета на практике различных групп рисков образовательных учреждений в современных условиях реформирования системы высшего профессионального образования под влиянием глобализации современного мира и трансформации российского общества. Раскрываются причины развития рисков образовательных учреждений. Анализируются экзогенные и эндогенные риски вузов, источники их возникновения и важность управления ими.

Ключевые слова: риски образовательных услуг, модернизация образования, вызовы, угрозы, риски, качество образования.

Трансформация современного российского общества происходит в условиях всеобщей глобализации. Влияние мировых тенденций на все сферы жизни является неизбежным. В их основе лежат не только масштабные экономические факторы, в числе которых стремление к единой валютно-денежной системе, захват торговых рынков многих стран транснациональными корпорациями, установление общих правил торговли, но и социальные причины. К ним можно отнести интенсификацию информационных обменов, высокую мобильность людей, усиление миграционных потоков, унификацию моделей поведения человека. Данные факторы находят отражение во многих сторонах жизни, при этом образование является одним из общественных институтов, способных изменить как современное, так и будущее восприятие глобальных процессов. Изменения, происходящие сейчас на всех ступенях российского просвещения, основной задачей ставят как повышение качества получаемого образования путем приведения его в соответствие с запросами общества, времени и достижений науки, так и искоренение тех негативных тенденций, которые крупномасштабно проявились в последние десятилетия.

Основными проблемами, спровоцировавшими необходимость модернизации, можно считать:

1. Дисбаланс системы профессионального образования вследствие значительного увеличения числа студентов. Это обусловлено отсутствием в системе нормативно-правового регулирования образования механизмов управления распределением выпускников школ по уровням профессионального образования с учетом потребностей рынка труда. Также этому способствовал рост рынка образовательных услуг, имеющего высокую диверсификацию как в ценовом, так и в качественном плане.

2. Несовершенство бюджетной политики в области образования. С одной стороны, выделение огромного количества средств на бюджетные места невостребованных выпускниками направлений подготовки, с другой -отчисление студентов с бюджетных мест, что ведет к финансовым потерям, вложенных на подготовку таких студентов средств.

3. Трудности внедрения инноваций в образовательный процесс вузов. Это выражается в преобладании субъект-объектной парадигмы как в сознании преподавателей, так и студентов, и в применяемых методах, формах и средствах обучения. Несмотря на оснащение вузов мультимедийными средствами обучения, сила императивной педагогики очевидна. Приверженность лекционно-семинарской системе противоречит требованиям практикоориентированности профессионального образования и препятствует внедрению соответствующих технологий обучения. Поточно-групповая организация ограничивает академическую мобильность студентов и дает ограниченные возможности для индивидуального и/или индивидуализированного обучения.

4. Отсутствие четкой государственной политики по развитию и поддержке научных кадров. Это обусловливает старение научно-педагогического состава. Низкий уровень заработной платы делает работу преподавателя непривлекательной на рынке труда. Негативным последствием можно также считать развитие коррупционных тенденций в вузовской среде.

5. Несовершенство используемой системы оценки знаний и качества учебного процесса. Это выражается в субъективности процесса оценивания, включающего зачастую оценку мотивации студента, а не развитости его компетенций. Применяемая ныне четырехбалльная шкала оценки нечувствительна и не позволяет точно дифференцировать студентов по уровням усвоения.

Эти проблемы в значительной степени обусловлены несоответствием основополагающих принципов российского образования, сформированного в условиях плановой экономики, требованиям современного общества и глобальным тенденциям в экономике. Принятый в конце 2012 года Федеральный закон «Об образовании» позволяет решить большинство указанных противоречий, нормативным путем устанавливая новые основы формирования системы вузовского образования. Согласно новому закону, вуз получает новый юридический статус и значительные возможности по осуществлению самостоятельной хозяйственной деятельности [6]. Новая система финансирования вузов, с одной стороны, позволяет расширить спектр предлагаемых учебным заведением образовательных услуг, включая дополнительное и послевузовское образование, и развивая, тем самым, коммерческую деятельность. Это повышает, в свою очередь, возможности улучшения материально-технической базы заведения, повышения заработной платы сотрудникам. С другой стороны, согласно положениям нового закона, вуз де-факто обретает не только черты и возможности коммерческого предприятия, но и различные виды рисков. Образовательное учреждение, покупая и продавая услуги, становится полноценным участником рынка услуг и, помимо создания социального эффекта, вступает в борьбу за получение прибыли.

Этот процесс происходит на фоне повышения требований к качеству образования со стороны общества, обновления применяемых технологий обучения, высококонкурентности рынка образовательных услуг, изменения отношения государства к высшей школе. Возникает необходимость в

изменении системы управления образовательным учреждением, что позволит создать механизмы адаптации, позволяющие не только оценивать рынок образовательных услуг и свое место на этом рынке, но и использовать методы прогнозирования, разрабатывать альтернативные стратегии поведения на рынке с учетом изменений внешней среды.

Существует несколько основных общенаучных подходов к пониманию категории риска. Можно рассматривать риск как ситуацию, исход которой является нежелательным (А.А.Дагаев, Р.М.Качалов, А.И.Пригожин, Б.А.Райзберг). С другой стороны, риск - это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности (А.П.Альгин, М.С.Гринберг, А.Н.Хорин). Ряд исследователей (Л.А.Родина, Г.В.Чернова, А.С.Шапкин) видят риск, как неопределенность, связанную с некоторым событием [4]. Поскольку проявление риска в образовании необходимо рассматривать не только через количественный ущерб, но и в качественных измерениях, понятие риска образовательного учреждения выражается в виде вероятности наступления нежелательных последствий образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Проявление благоприятных событий характеризует состояние безопасности, которое можно трактовать как безрисковое. Однако, как показывает практика, деятельность большинства предприятий, работающих на рынке, сопровождается значительными рисками, многие из которых лежат в самой природе предпринимательства. Согласно Гражданскому кодексу РФ, «предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг» [2]. В основе предпринимательства лежит направленность на систематическое получение прибыли, самостоятельность деятельности, ответственность по взятым обязательствам и осуществление деятельности на свой риск. Таким образом,

образовательные услуги вуза, являясь формой предпринимательства, сопровождаются целым рядом новых рисков.

Для большинства предприятий источники рисков лежат во внешней и внутренней среде, что определяет соответствующие группы рисков. Вопросы классификации рисков широко представлены в работах экономистов Д.Г.Голембиовского, М.А.Рогова, А.С.Долматова, Ю.С.Касымова, Р.Мельникова, О.А.Кандинской, А.А.Лобанова, А.А.Первозванского, Т.Н.Первозванской. Есть также ряд исследования этой тематики в педагогике. Так, Т.П.Костюкова, И.А.Лысенко в качестве основания своей классификации рассматривают уровни подготовки, начиная от рисков уровня обеспечивающей подсистемы, т.е. вуза, и завершая рисками уровня потребителей специалистов [3]. Среди рисков вуза авторы определяют риск недостаточного финансирования образовательной деятельности вуза, риск недостатка бюджетного финансирования, риск недостатка квалифицированных педагогических кадров, риск недостаточного информационного обеспечения научно-образовательного процесса и другие. По мнению Н.Д.Сорокиной, следует выделять, прежде всего, угрозы и вызовы, с которыми сталкивается образование [5]. К ним исследователь относит переход к «знаниевому» обществу, быстрое устаревание транслируемого знания, все большее распространение Интернета как глобальной сети, информатизация практически всех сторон жизни и др. Лебедев О. В выделяет риск внедрения ЕГЭ, считая, что «ответственность за результаты ЕГЭ переложат на учителя, в итоге учителя попытаются избавиться от учеников, которые вряд ли смогут успешно сдать ЕГЭ; вырастет объем репетиторских услуг, так как в качестве школьного обучения ничего не изменится, а вся ответственность за его результаты будет переложена на самих учащихся [1]. Данный риск существенным образом скажется и на вузах, существенно сократив количество абитуриентов. Таким образом, выявление факторов риска должно предусматривать установление источников рисков и знание природы их происхождения.

Образовательное учреждение - это открытая система, испытывающая на себе все изменения окружающего мира. Она находится в активном взаимодействии с внешней средой, что выражается в формировании контингента студентов, поборе кадров, информационном обмене, ориентации на социальный заказ и рынок труда. Большинству этих процессов присуща неопределенность. Возникает вероятность появления ситуаций, не имеющих предполагаемого однозначного исхода. Данная неопределенность связана с влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

Экзогенные факторы носят объективный характер, и единственной возможностью управления этими рисками для вуза является приспособление или отказ. Эти факторы можно подразделить на следующие группы:

1. Риски социетального уровня. Такие риски, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность вуза, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые руководством. В их составе выделим политические риски: вероятность изменения нормативно-правовой базы образования и последствия, которые этот процесс будет иметь; невозможность осуществления своей деятельности вузом вследствие потери контроля над образовательным учреждением, бюрократизм, протекционизм, общемировые тенденции (например, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования). Другими рисками социетального уровня являются социально-экономические риски. Это риски изменения бюджетной политики в области образования, формы собственности в вузе, невозможность или недостаточность осуществления хоздоговорных работ, перестройка рынка образовательных услуг, ухудшение налогового бремени для вузов, изменение требований к абитуриентам на государственном уровне (повышение минимального проходного балла по ЕГЭ).

2. Локальные факторы риска включают социально-демографические риски, региональные налоговые риски, предпринимательские риски, конъюнктуру местного рынка труда, экологические риски, конкуренцию вузов

в регионе. Эти факторы оказывают прямое воздействие на образовательное учреждение, поскольку фактически определяют его деловую среду на региональном уровне.

Эндогенные факторы рисков обусловлены микросредой вуза и непосредственно связаны с его структурой, материально-технической базой, финансовыми ресурсами, научно-педагогическими кадрами и технологической оснащенностью. К этой группе можно отнести следующие риски:

1. Организационные факторы риска обусловлены особенностями осуществления управления образовательным учреждением, его организационной структурой, кадровой политикой, управленческой культурой руководства, непривлекательным имиджем вуза, неэффективным маркетингом, снижением качества обучения за счет увеличения числа филиалов.

2. Финансовые факторы риска включают риски ликвидности и потери платежеспособности, риск увеличения стоимости образовательных услуг, риски снижения финансовой устойчивости от привлечения заемных средств, риски потери финансовой независимости, риск упущенной выгоды, кредитный риск, риски банкротства. Согласно Закону «Об образовании» учреждениям высшего профессионального образования предоставляются значительные возможности по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, включая развитие платных образовательных услуг, образовательный франчайзинг, что является предпосылкой для возникновения всех групп финансовых рисков. Вузу необходимо не только оценивать и идентифицировать свои риски, но и осуществлять деятельность по их управлению.

3. Отраслевые риски связаны с особенностями осуществления образовательного процесса. Это риски, связанные с внедрением инноваций, применением новых технологий обучения, низким уровнем мотивации студентов и преподавателей, высокими темпами информатизации, внедрением компетентностного подхода, отсутствием базы для прохождения практики

студентами, отсутствием надежных средств оценки компетенций, низким качеством подготовки выпускников.

4. Другие риски. Развитие материально-технической базы вузов, приобретение средств для мультимедийных технологий создает угрозу в виде различных информационных рисков.

Таким образом, проведенный анализ рисков показывает многообразие угроз и возможностей во внешней и внутренней среде учреждения и их способность оказать значительное воздействие на образовательную, организационную и финансовую деятельность вуза.

Образовательному учреждению, как и любому предприятию, необходимо осуществлять деятельность по управлению рисками. Оценка возможных угроз и рисков позволяет своевременно спрогнозировать нежелательные результаты, создать систему ситуационного реагирования на непредвиденные обстоятельства и в конечном итоге разработать стратегию развития вуза, которая позволит добиться современного качественного образования, его фундаментальности и соответствия важным актуальным потребностям личности, общества и государства.

Источники:

1. Горькавая О. Предупреждение рисков ЕГЭ // В сб.: Тенденции развития образования: проблемы управления. Материалы Первой конференции Центра изучения образовательной политики. М., 2005. С. 66-68.

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г.

3. Костюкова Т.П. Концепция оценки рисков в образовательной деятельности вуза [Текст] / Т.П.Костюкова, И.А.Лысенко // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы Девятой международной научно-методической конференции (12-13 февраля 2009 г.). Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009. Т.1. С. 363-366.

4. Родина Л.А. Управление рисками в финансово-налоговой сфере: учебное пособие. Омск: Призма, 2009.

5. Сорокина Н.Д. Управление новациями в вузах (социологический анализ): Научная монография. М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация», 2009.

6. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г.

References

1. Gor'kavaya O. Preduprejdenie riskov EGK // V sb.: Tendencii razvitiya obrazovaniya: problemy' upravleniya. Materialy' Pervoy konferencii Centra izucheniya obrazovatel'noy politiki. M., 2005. S. 66-68.

2. Grajdanskiy kodeks RF ot 30.11.1994 g.

3. Kostyukova T.P. Koncepciya ocenki riskov v obrazovatel'noy deyatel'nosti vuza [Tekst] / T.P.Kostyukova, I.A.Ly'senko // Informatika: problemy', metodologiya, tehnologii: Materialy' Devyatoy mejdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferencii (12-13 fevralya 2009 g.). Voronej: Izdatel'sko-poligraficheskiy centr VGU, 2009. T.1. S. 363-366.

4. Rodina L.A. Upravlenie riskami v finansovo-nalogovoy sfere: uchebnoe posobie. Omsk: Prizma, 2009.

5. Sorokina N.D. Upravlenie novaciyami v vuzah (sociologicheskiy analiz): Nauchnaya monografiya. M.: «Kanon +», ROOI «Reabilitaciya», 2009.

6. Federal'ny'y zakon №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» ot 21.12.2012 g.

Зарегистрирована: 15.04.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.