УДК 334.7
противоречия и проблемы
реформирования отечественных вузов на этапе построения информационного общества
и экономики знаний
М. В. ГРЕЧКО,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и управления в образовании E-mail: Mishanya1981@mail. ru
Педагогический институт Южного федерального университета
Исследованы проблемы модернизации отечественных вузов в условиях информационного общества и экономики знаний. Выявлены экзогенные противоречия экономики знаний и эндогенные, детерминированные как противоречиями экономики знаний, так и несистемностью мер процесса модернизации ключевых субъектов системы ВПО. Выявленные противоречия порождают ряд проблем модернизации образовательных учреждений. Результаты анализа могут быть использованы органами управления образованием.
Ключевые слова: система образования, проблемы и противоречия образования, образовательные учреждения, информационное общество, экономика знаний.
Трансформация ориентиров экономической политики в условиях экономики знаний обусловила постепенный переход правительств большинства развитых стран от кейнсианства к неолиберализму. Это привело к активному проникновению рыночных начал в сферу традиционно бюджетных услуг, в том числе и в образование.
Рыночная ориентация экономики России обусловила необходимость модернизации системы высшего профессионального образования (ВПО), основные направления которой определены в национальной доктрине развития образования до 2025 г.
и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В результате социально-рыночной трансформации российская система высшего профессионального образования переживает период реформ, изменение механизмов управления, обусловленных как внутренними социально-экономическими преобразованиями, так и глобальными воздействиями, необходимостью интегрироваться в мировое образовательное пространство.
В контексте глобализации вузы как ключевой элемент системы воспроизводства знаний и средство их перераспределения являются основной прогрессивной движущей силой человеческого развития. По данным Всемирного банка, человеческий капитал составляет в среднем 66,4 % национального богатства во всех странах мира. В странах Европейского Союза (ЕС) его доля особенно высока (78,2 %), в России эта величина составляет 50 % национального богатства. Увеличение государственных расходов на высшее образование, стимулирование совокупного спроса посредством привлечения инвестиций в данную сферу с мультиплицирующим эффектом воздействует на рост ВВП.
Вместе с тем в ходе уже проводимых реформ обнажились явные противоречия и проблемы механизма реформирования образовательных учреждений ВПО, вызванные как эндогенными имманентно
- 15
присущими отечественным вузам факторами, так и экзогенными, внешними по отношению к отечественной системе высшего образования. В
этой связи противоречивость, несистемность мер процесса трансформации ключевых, аспектно дифференцированных субъектов системы ВПО России требует новых специальных исследований, разработки научно обоснованных рекомендаций для практики, что, безусловно, является актуальной научно-практической проблемой.
Обозначенная проблема исследования находит свое отражение в цели статьи — выявлении и детализации противоречий и проблем механизма реформирования образовательных учреждений ВПО РФ в аспекте построения экономики знаний, а также в предложении рекомендаций по их разрешению.
Цель статьи детализируется на ряд взаимосвязанных задач, суть которых в следующем:
• выявление противоречий, присущих экономике знаний;
• выявление эндогенных, имманентно присущих отечественным вузам, противоречий модернизации;
• исследование проблем реформирования образовательных учреждений в аспекте экономики знаний;
• обозначение путей решения выявленных противоречий и проблем реформирования образовательных учреждений ВПО РФ в аспекте построения экономики знаний. Выявление противоречий, присущих экономике знаний. Реализация теоретических установок концепции экономики знаний позволяет выявить определенные несоответствия реальных социально-экономических последствий с декларируемыми положениями. В ходе исследования выявлен ряд наиболее острых экзогенных противоречий.
Первое противоречие связано с системообразующим элементом экономики знаний. С точки зрения западных экономистов, экономика знаний создает так называемые «магнитные» экономики, формирующие фильерную картину мира, где низко квалифицированная низкооплачиваемая работа перераспределяется развивающимся странам, а высококвалифицированные работники индустриально развитых стран получают дополнительные доходы благодаря своим знаниям, умениям и креативу. В основе этого постулата находится допущение, что большая часть инвестиций в исследования, разработку, дизайн, маркетинг, юридические услуги и
другие сферы высококвалифицированной деятельности будет сосредоточена в этих развитых странах, генерируя тем самым развитие экономики знаний.
Слабое место обозначенной позиции заключается в том, что не учитываются следующие факторы:
• во-первых, трансформация корпоративных стратегий и институциональных условий переноса определенной части производства, а не только сборки, в технологически отсталые страны;
• во-вторых, технологически отсталые страны постоянно стремятся модернизировать свой материально-технический и технологический базис и стать такими же конкурентоспособными, как индустриально развитые страны. Второе противоречие связано с глобальным
масштабом воспроизводства знаний и инноваций в масштабе, не имеющем аналогов в человеческой истории, общая ценность человеческого капитала понижается, кроме наиболее развитых отраслей знаний с конкретным рыночным применением. Для большинства расходы на образование выступают в виде «страховки», чтобы иметь некий шанс получить достойную работу.
Третье противоречие связано с прогнозируемым смещением вектора власти от управляющих-агентов к «квалифицированным» менеджерам-агентам, формируя тем самым «диктат наемного работника». Однако этого не произошло. Стремление к стандартизации, так же, как и к инновации, стало частью конкурентной стратегии многих многонациональных компаний по той причине, что она позволяет им не только в большей степени контролировать «продукт», но и сокращать расходы, переводя часть операций на территории стран, где стоимость труда существенно ниже. Стандартизация смещает приоритет с творческой деятельности на процедуру контроля, позволяя тем самым в большей степени контролировать рабочую силу и сокращая их рыночную стоимость.
Четвертое противоречие вытекает из анализа тенденций в образовании, занятости и распределении доходов, результат развития которых не подтверждает утверждение сторонников теории экономики знаний о достижении большей справедливости, чем в предшествующие эпохи. Факты указывают на интенсификацию борьбы за дипломы и рабочие места.
Выявление эндогенных, имманентно присущих отечественным вузам, противоречий. В свою
очередь, между выявленными в ходе исследования противоречиями, реализуемой в настоящее время концепции информационного общества, и эндогенными, имманентно присущими отечественным вузам, существует тесная корреляция. Внутренние противоречия системы отечественного высшего образования детерминированы, с одной стороны, противоречиями экономики знаний, а с другой — несистемностью мер процесса модернизации ключевых субъектов системы ВПО. Суть их можно свести к следующим положениям.
Во-первых, сокращением бюджетного финансирования образовательных учреждений при необходимости развития системы образования. Несмотря на сопоставимые пропорции в структуре финансирования России и стран ОЭСР, расходы в расчете на одного студента в России ничтожно малы (по разным источникам, от 2 129 до 3 877 долл.). В среднем расходы на высшее образование по странам ОЭСР в расчете на одного студента (из частных и государственных источников) составляют 11 512 долл.
Во-вторых, низкие показатели трудоустройства выпускников образовательных учреждений ВПО (особенно по полученной специальности) и недостаток специалистов в определенных сферах экономики при увеличении их общего количества.
В-третьих, рост количества образовательных учреждений ВПО при снижении численности потенциальных потребителей образовательных услуг и снижении престижности отечественного высшего образования в мире.
В-четвертых, конфликт между первичными образовательными целями образовательного учреждения как социального института и необходимостью поиска источников привлечения внебюджетных средств как экономическим институтом.
В-пятых, декларативный, хотя и закрепленный институционально, характер доступности услуг образовательных учреждений ВПО при фактическом формировании их элитарного характера.
Проблемным моментом в образовательном законодательстве является реализация тезиса о доступности ВПО. Конституция РФ закрепляет право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе (ст. 43). Однако тезис о доступности ВПО, провозглашенный в России как один из базовых в политике реформирования, Конституцией РФ не закреплен. В то же время он имеет место в законах «Об образовании» [1] и «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» [2], хотя речь идет не о доступности высшего образования, а о «создании условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования». Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2011 г. закрепляет гарантии общедоступности и бесплатности получения высшего образования на конкурсной основе [3].
В-шестых, трансформация системы ВПО РФ в соответствии с принципами Болонской декларации при отсутствии гарантий международной аккредитации отечественных вузов и, как следствие, непризнание дипломов их выпускников.
Исследование подтвердило, что институциональная среда ВПО для реализации положений Болонской декларации в России недостаточно сформирована. Это выражается в отсутствии гарантий международной аккредитации российских вузов и, как следствие, непризнание дипломов их выпускников, принадлежности их программ к уровню бакалавриата или магистратуры, несмотря на то, что формально пересчет часов учебного плана в зачетные единицы ECTS по методике Минобрна-уки России выполняется и выдается согласованное Европейское приложение к диплому.
Исследование проблем модернизации образовательных учреждений в аспекте экономики знаний. Выявленный в ходе анализа спектр противоречий, обозначившихся в процессе трансформации статуса отечественных вузов, порождает ряд проблем функционирования образовательных учреждений на рынке образовательных услуг, суть которых отражена в следующих положениях.
1. Система ВПО РФ перестраивается в соответствии с институциональными рамками Болонс-кой декларации, что не в полной мере удовлетворяет национальной специфике дифференциации и интеграции программ ВПО при двухуровневой структуре, а также реальным аккредитационным требованиям. Национальные структуры систем высшего профессионального образования других стран — участниц Болонского процесса гораздо шире, чем предусмотрено декларацией. В России же вся система высшего профессионального образования укладывается в рамки Болонского процесса. Нарастает тенденция включения в систему ВПО учреждений среднего профессионального образования.
2. Стратегия трансформации предполагает принятие решений в жестких институциональных
макроэкономических ограничениях, что не позволяет микроэкономическим субъектам делать альтернативный выбор способов функционирования с учетом их целей и интересов, вовлекая их в заданные «сверху» узкие рамки основных условий национального образовательного поля. Стратегия модернизации, необходимая для реализации альтернативно выбранной микроэкономическим субъектом перспективы, предполагает выбор действий при инициативном распределении приоритетов и располагаемых ресурсов в рамках достаточно широкого институционального спектра установленных правил и в русле общей национальной программы развития.
3. Неопределенность и противоречивость в формулировках, касающихся институционального обеспечения экономической деятельности вуза.
4. Возможность фактического рассмотрения системы ВПО РФ как единой сети вузов, которые функционируют в масштабах национального рынка образовательных услуг в форме естественной монополии.
5. Отсутствие унифицированного определения и содержания продукта деятельности вузов — образовательной услуги как экономического блага. Во-первых, в интересах членов общества и единства социально-экономического пространства его бытия образовательные услуги должны быть достаточно жестко стандартизированы и отвечать строгим критериям качества, предусмотренным государственными заданиями или рыночной конкуренцией. В противном случае услуги, предоставленные населению, не обеспечат ощутимого прироста индивидуальных доходов, не создадут положительного внешнего эффекта. Благо этой сферы становится исключительным достоянием того, кто его приобрел, и ценность высшего профессионального образования снижается до уровня владения дипломом специалиста, который дает возможность получать некоторую прибавку к заработной плате. Нарушается баланс интересов субъектов — государства, учреждений-производителей и индивидов-потребителей — системы высшего образования.
Таким образом, с точки зрения предоставления выгод обществу услуги высшего профессионального образования как экономическое благо не может быть частным. С точки зрения финансового обеспечения готовность экономических агентов платить за образовательную услугу предполагает его характеристику как частного блага. На основе теоретического анализа можно утверждать, что
услуга системы высшего профессионального образования есть смешанное общественное благо.
6. Отрыв цены образовательной услуги вуза от стоимости, который приобрел устойчивый характер в силу монополии на набор услуг по качеству и спектру в учреждениях ВПО на микро- мезо- и макроуровнях сферы. При этом не имеет значения, получает индивид первое высшее образование или второе, повышает ли свою квалификацию или проходит курсы переподготовки на базе вуза. Предметом купли-продажи на рынке образовательных услуг ВПО в превращенной форме становится место в вузе, за него же и назначается цена.
7. Достаточно высокая доля негосударственных вузов, по различным оценкам, составляющая порядка 50 %. Отличие частной школы от традиционного для страны типа государственного учебного заведения оказывает негативное воздействие на систему ВПО: коммерческие вузы имеют узкую специализацию, нацелены на извлечение прибыли, как правило, в общей массе не заботящиеся о качестве предоставляемых образовательных услуг.
8. Наметившаяся в последнее время тенденция вовлечения системы среднего профессионального образования в конструкцию «бакалавриат — магистратура», и это предусматривает проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако увеличение контингента студентов в системе высшего профессионального образования может привести к сбою механизмов финансирования и недофинансированию этой сферы, в итоге к еще большему снижению качества образования.
9. Трансформация статуса образовательных учреждений ВПО, что фактически повлекло за собой изменение механизма финансирования.
С 1 января 2009 г. Бюджетным кодексом РФ (ст. 69.2) введено планирование бюджетных ассигнований на основе задания учредителя в форме контрольных цифр приема обучающихся. На практике оказывается, что только часть потребителей может воспользоваться государственными услугами, для остальных образовательная услуга будет предоставляться на коммерческой основе. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования не менее чем 9 % человек на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет [3].
На основе сравнительного анализа механизмов финансирования системы высшего профессионального образования в России и за рубежом сделан вывод, что в нашей стране в настоящее время начался переход к типу ресурсного обеспечения вузов, который достаточно успешно практикуется в развитых странах. Он основан на принципе автономии вуза, предусматривающем различные возможности привлечения и использования финансовых средств, а также на принципе нормативного подушевого финансирования, предусматривающего выделение бюджетных ассигнований в соответствии с численностью студентов. Принципиальным отличием государственного финансирования российских и зарубежных вузов остается то, что за рубежом средства выделяются в расчете на всех студентов (с последующим возмещением их части), а в России — исходя из контрольных цифр приема, что составляет только часть студенческого контингента.
10. Стохастическое сокращение числа образовательных учреждений ВПО при отсутствии критериальной и институционально обоснованной стратегии. Процесс оптимизации образовательных учреждений может иметь место при условии соответствия доли отраслевых специальностей и доли участия региона в общественном разделении труда.
Меры по преодолению указанных проблем и противоречий. Обозначенный в ходе исследования комплекс проблем и противоречий реформирования вузов может быть частично решен в рамках «стратегии реформирования на основе опережающего развития системы высшего профессионального образования». В качестве методологически важного положения, характеризующего авторскую точку зрения на проблему нивелирования указанных проблем и противоречий реформирования отечественных вузов в условиях экономики знаний, принимается ориентация проводимых реформ на обеспечение двух векторов поступательного движения — реформирования элементов существующей системы высшего профессионального образования и опережающего ее развития, переводящего образование на новую траекторию. При такой позиции стратегически и технологически управление развитием должно обеспечивать «поддерживающие» и «прорывные» инновации как два равноценных сопряженных направления.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Во-первых, необходим переход от декларативной и методологически не корректной «стратегии модернизации» к «стратегии реформирования на основе опережающего развития системы высшего профессионального образования». Процесс модернизации как таковой является эволюционным и самовоспроизводящим явлением. У модернизации нет ни начала (точки отсчета), ни завершения (результирующих показателей). Соответственно, процесс модернизации невероятно сложно проследить, оценить, управлять им. Он протекает самостоятельно, по инициативе отдельных хозяйствующих субъектов, преследующих свои (частные) цели, но никак не по решению «сверху».
Что касается реформы, то у нее есть временные рамки — начало, окончание и время реализации. Все это позволяет применять инструменты стратегического планирования, эволюционного развития, учета и контроля за результатами на выходе системы высшего профессионального образования.
Во-вторых, в процессе реформирования субъектов системы высшего профессионального образования необходимо выделить два взаимосвязанных блока: институциональный и адаптационный. Институциональный блок состоит из унифицированных для всех типов и форм образовательных учреждений инструментов, индикаторов, форм и методов достижения целей (макропоказатели). Он на основе стратегического планирования призван систематически и целенаправленно трансформировать институциональные и финансово-экономические связи, отношения субъектов системы высшего профессионального образования. По сути, институциональный блок, включающий в себя систему экзогенных и эндогенных воздействий на систему высшего профессионального образования, детерминирует и регулирует функционирование финансово-экономического механизма ее реформирования.
Адаптационный блок служит для оценки и последующей корректировки степени реализации стратегических показателей субъектов системы высшего профессионального образования, их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, выявлении возникающих угроз и оценке потенциала по их нивелированию и дальнейшему развитию. Он видоизменяет непосредственно сами механизмы, инструменты управления и финансирования субъектов системы высшего профессионального образования, прогнозирует потребность в необходимых и достаточных ресурсах с целью повышения
их адаптогенного потенциала и конкурентоспособности на макро-, мезо- и микроуровнях.
Таким образом, переход к «стратегии реформирования на основе опережающего развития системы высшего профессионального образования» определяет характер изменений в системе высшего профессионального образования, статус и типы вузов, детерминируя тем самым возможность выработки стратегии развития отдельно взятого образовательного учреждения.
В-третьих, для совершенствования системы высшего профессионального образования в соответствии со стратегией опережающего развития, в границах институционального блока необходимо разработать систему интегральных показателей приведения в соответствие качества образования современным потребностям общества, экономки, основанной на знаниях, и государства. В частности:
• формирование комплексной системы мониторинга качества деятельности вузов по уровню квалификации профессорско-преподавательского состава и востребованности спектра реализуемых образовательным учреждением специальностей конъюнктурой рынка труда;
• разработка инструментов измерения, анализа и оценки качества профессионального образования;
• прогнозирование потребностей экономики в бакалаврах, магистрах, кандидатах и докторах наук;
• выявление оптимального соотношения бюджетных и внебюджетных (коммерческих) затрат на построение системы высшего профессионального образования, адекватной требованиям экономики знаний.
В-четвертых, необходимо дальнейшее развитие идеи трансформации статуса образовательных учреждений ВПО, сопровождающегося предоставлением хозяйственной автономии в сочетании с их государственной поддержкой. Государство не должно уходить из сферы образования, а должно поменять формы своего участия в данном процессе.
В современных условиях государство должно выступать в роли основного макроактора и регулятора деятельности всей системы образования и вузов в частности. Государство как социально-экономический институт призвано определять не
только величину финансирования науки и образования (% от ВВП), но и четко корректировать эту величину в зависимости от своих приоритетов, сделать четкими и прозрачными порядок и условия финансирования вузов, определить оптимальную и минимально необходимую их величину.
В-пятых, в рамках адаптационного блока необходимо определить основные приоритеты развития вуза как автономной организации. Среди них:
• академическая автономия вуза;
• экономическая самостоятельность вуза;
• представление цели оказываемых вузом услуг в большей степени в функции спроса;
• организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом;
• организационная децентрализация вуза. В-шестых, крайне важно продолжить работу
по формированию национального научно-исследовательского и образовательного ядра, включающую в себя сеть федеральных и национальных исследовательских университетов, научно-образовательных центров и совершенствования их деятельности на основе прогноза потребностей общества в специалистах системы высшего профессионального образования. Необходимо сформировать группу отраслевых вузов, находящихся в тесном контакте с градообразующими и наиболее успешными предприятиями региона.
Все это позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг вследствие сокращения числа вузов на основе их слияния и поглощения на мезоуровне, а также системно оптимизировать количество необходимых специалистов, их компетенции, учесть основные требования работодателей.
Список литературы
1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.
2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ.
3. Об образовании в Российской Федерации: проект федерального закона. URL: http://mon. gov. ru/dok/proj/7786.