Научная статья на тему 'Экзистенция и историчность объективного Духа'

Экзистенция и историчность объективного Духа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ИДЕЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ИСТОРИЧНОСТЬ / МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / SPIRIT / IDEA / EXISTENCE / HISTORICITY / METAPHYSICAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дедова И. А.

Понятие «Дух» с древнейших времен до немецкой классической философии было предметом философского анализа. Однако сегодня это понятие почти не встречается в научно-философских исследованиях, несмотря на то что в связи с кризисными явлениями во всех сферах общественной жизни возникла потребность осмыслить историю и современность именно с позиции духовного бытия. Системный характер кризиса требует привлечения в сферу научного дискурса широких обобщающих категорий. Целью статьи является обоснование объективной реальности Духа в качестве самостоятельной, не зависящей от множества индивидуальных «я», сущности. Данная сущность рассматривается при помощи двух взаимосвязанных категорий «экзистенции» и «историчности»: первая раскрывает бытие Духа как метафизической Личности; вторая описывает закономерности развития Духа во времени в качестве Идеи. Экзистенция Духа, не будучи предметом или фактом, не может быть подвергнута научному анализу, однако научными средствами могут быть исследованы проявления Духа в системе ценностей, сохраняющейся на протяжении всего существования человечества красоты, силы, истины, богатства всего того, с чем связано представление о счастье и что вызывает жизненную энергию, направленную на достижение идеала. Содержание идеала составляют понятия «всеединство», «свобода», «истина», и эти идеи, будучи вечными, «развертываются» во времени, определяя направленность и смысл исторического процесса. Методологическую базу исследования составили философские теории объективного идеализма, экзистенциализма и диалектики, а также системный анализ. Дается описание «трехслойной» структуры Идеи, включающей в себя эмоциональное ядро, логическую форму и физическое воплощение. Особое значение при этом приписывается эмоциональному ядру, представляющему собой тождество субъекта и объекта, что проявляется в непосредственном живом чувстве, вере, интуиции, понимании. Выводятся закономерности развития Духа в истории и делается вывод о цикличности содержательного развития Идеи, а именно от всеединства и гармонии к избранничеству и неравенству. Показана актуальность проблемы «Дух антидух» для анализа социальных процессов современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existence and historicity of the objective spirit

The concept of "Spirit" has been the subject of philosophical analysis from ancient times to German classical philosophy. However, today this concept is almost not found in scientific and philosophical research, despite the fact that due to the crisis phenomena in all spheres of public life, there was a need to understand history and modernity from the position of spiritual being. The systemic nature of the crisis requires the involvement of broad generalizing categories in the sphere of scientific discourse. The purpose of the article is to substantiate the objective reality of the spirit as an independent entity that does not depend on the set of individual selves. This essence is considered using two interrelated categories "existence" and "historicity": the first reveals the existence of the Spirit as a metaphysical Person; the second describes the laws of the development of the Spirit in time as an Idea. The existence of the Spirit, without being an object or a fact, cannot be subjected to scientific analysis, but scientific means can be used to study the manifestations of the spirit in the system of values that persists throughout the entire existence of mankind-beauty, power, truth, wealth everything that is associated with the idea of happiness and that causes vital energy aimed at achieving the ideal. The content of the ideal consists of the concepts of "unity", "freedom", "truth", and these ideas, being eternal, "unfold" in time, determining the direction and meaning of the historical process. The methodological basis of the research is based on the philosophical theories of objective idealism, existentialism and dialectics, as well as system analysis. The article describes the "three-layer" structure of the Idea, which includes the emotional core, logical form, and physical embodiment. Special significance is attached to the emotional core, which is the identity of the subject and object, which is manifested in a direct living feeling, faith, intuition, and understanding. The author deduces the regularities of the development of the spirit in history and concludes that the content development of the Idea is cyclical, namely, from unity and harmony to choice and inequality. The relevance of the "Spirit anti-spirit" problem for the analysis of social processes of our time is shown.

Текст научной работы на тему «Экзистенция и историчность объективного Духа»

УДК 111.1 DOI: 10.25730/VSU.7606.19.052

Экзистенция и историчность объективного духа

И. А. Дедова

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии,

Марийский государственный университет. Россия, г. Йошкар-Ола. E-mail: Iraira0906@mail.ru

Аннотация. Понятие «Дух» с древнейших времен до немецкой классической философии было предметом философского анализа. Однако сегодня это понятие почти не встречается в научно-философских исследованиях, несмотря на то что в связи с кризисными явлениями во всех сферах общественной жизни возникла потребность осмыслить историю и современность именно с позиции духовного бытия. Системный характер кризиса требует привлечения в сферу научного дискурса широких обобщающих категорий.

Целью статьи является обоснование объективной реальности Духа в качестве самостоятельной, не зависящей от множества индивидуальных «я», сущности. Данная сущность рассматривается при помощи двух взаимосвязанных категорий - «экзистенции» и «историчности»: первая раскрывает бытие Духа как метафизической Личности; вторая описывает закономерности развития Духа во времени в качестве Идеи. Экзистенция Духа, не будучи предметом или фактом, не может быть подвергнута научному анализу, однако научными средствами могут быть исследованы проявления Духа в системе ценностей, сохраняющейся на протяжении всего существования человечества - красоты, силы, истины, богатства - всего того, с чем связано представление о счастье и что вызывает жизненную энергию, направленную на достижение идеала. Содержание идеала составляют понятия «всеединство», «свобода», «истина», и эти идеи, будучи вечными, «развертываются» во времени, определяя направленность и смысл исторического процесса.

Методологическую базу исследования составили философские теории объективного идеализма, экзистенциализма и диалектики, а также системный анализ. Дается описание «трехслойной» структуры Идеи, включающей в себя эмоциональное ядро, логическую форму и физическое воплощение. Особое значение при этом приписывается эмоциональному ядру, представляющему собой тождество субъекта и объекта, что проявляется в непосредственном живом чувстве, вере, интуиции, понимании. Выводятся закономерности развития Духа в истории и делается вывод о цикличности содержательного развития Идеи, а именно - от всеединства и гармонии к избранничеству и неравенству. Показана актуальность проблемы «Дух - антидух» для анализа социальных процессов современности.

Ключевые слова: дух, идея, экзистенция, историчность, метафизическая личность.

Вопрос о том, что определяет истинный смысл человеческой жизни, относится к разряду важнейших философских проблем, и, несмотря на множество концепций, прослеживается общая тенденция - признание ее в качестве проблемы духовной, связанной с самосознанием и самоопределением человека как личности, существа социального и исторического. Вне категории духовности решение этой проблемы не представляется возможным, так как вопрос о смысле - это вопрос духовного поиска оснований собственного бытия, а не физического выживания. Тем самым в центре философского анализа неминуемо оказывается понятие Духа.

Целью данного исследования является обоснование объективной реальности Духа в качестве самостоятельной, не зависящей от множества индивидуальных «я», сущности. Рассмотреть данную сущность предполагается при помощи двух взаимосвязанных категорий -«экзистенции» и «историчности»: первая раскрывает бытие Духа как метафизической Личности; вторая описывает закономерности развития Духа во времени в качестве Идеи. Выдвигается гипотеза существования Духа как реально действующей силы, направленной на преобразование субъектом собственного бытия. Это преобразование осуществляется в соответствии с системой ценностей, предопределяющей движение к идеалу. Содержание идеала сводится к понятиям «всеединство», «свобода», «истина», и эти идеи, будучи вечными, «развертываются» во времени, определяя направленность и смысл исторического процесса. Методологическую базу исследования составили философские теории объективного идеализма, экзистенциализма и диалектики, применяемые по отношению к системному анализу общечеловеческой истории и современности.

Первичное обобщение жизненных целей приводит к выводу, что человек в конечном итоге хочет быть счастливым. Независимо от вариантов интерпретаций этого понятия, сча-

© Дедова И. А., 2019

стье есть удовлетворенность собой, ощущение полноты жизни. Жизненная полнота, в свою очередь, представляет собой некое идеальное состояние человеческого бытия, на реализацию которого направляется энергия. Идеал не может быть простой абстракцией, - чтобы вызвать энергию, необходимую для его достижения, он должен быть наполнен конкретными, «зримыми» чертами, то есть представлять образ, в котором сосредоточено все наиболее значительное, лучшее, привлекательное. Идеал выражает собой истинную человеческую сущность, вечную в своем божественном свете и «очищенную» от недостатков текущего, эмпирического бытия. Понятия «божественный» и «человеческий» в данном случае не противоречат друг другу, поскольку первое есть максимальная реализация возможности второго. Речь идет о сверхиндивидуальной, метафизической Личности, воплощением которой является та общезначимая система ценностей, которая остается действительной во все времена, во всех культурах и для всех людей. В обобщенном виде этот идеал представлен следующими категориями:

- красота: прекрасное, гармоничное, совершенное;

- сила: энергия победы, мужество, бесстрашие, героизм, авторитет;

- истина: знание, мудрость, полезность, контроль;

- богатство: возможности, свобода, самореализация, господство, власть.

Люди, реализующие эти качества, становятся объектом восхищения и подражания. В историческом прошлом и в современном обществе это:

- артисты, звезды шоу-бизнеса, модели как воплощение идеи красоты;

- спортсмены, герои, политики, полководцы как воплощение идеи силы;

- ученые, мудрецы, интеллектуалы, художники, поэты, писатели как воплощение идеи истины;

- аристократы, предприниматели, владельцы крупного бизнеса как воплощение идеи богатства.

Объединяющей чертой этих типов личности является превосходство над миром, свободная творческая сила, воля, сопричастность к которой приближает человека к идеальному бытию. Это такая субъектность, которая выходит за границы объективной реальности, преодолевает необходимость и «зовет» к чему-то лучшему и несбывшемуся. Это дает веру в то, что есть другая, чистая и полная, свободная и бесконечная, жизнь. Красота, сила, истина и богатство есть проявление единой сущности - жизненной энергии, то есть того, что способствует самосохранению и продолжению себя в будущее. Естественная красота есть проявление здоровой жизни и молодости. Сила есть выражение жизненной мощи. Истинное знание способствует выживанию (а религиозное - даже бессмертию]. Богатство есть выражение жизненного достатка. Какова природа этой энергии? Человек чаще всего полагает, что она исходит из него самого. Но это не так. Человек в действительности - лишь «проводник» энергии. Сила заключается не в нем, она существует вне человека. Каковы (по крайней мере, косвенные] подтверждения этого?

- поэты, писатели, художники признаются, что к ним «снисходит вдохновение», когда «строки рождаются сами» (так, поэт Роберт Рождественский в одном из интервью вспомнил о том, как с раннего детства он начал «рождать стихи» и «писал потому, что не мог не писать» [12]]. Писатель пишет как бы не от себя, а от имени некоей Истины, воплощающей в себе суть Личности;

- художественные образы часто «живут» своей собственной, независимой от автора, жизнью. Искусство - это вымысел, но вымысел не пустой, а содержащий некую жизненную правду. Если этой правды нет, то произведение не способно оказать воздействия на душу (это объясняет, например, то, что ремейки на популярные советские фильмы по большей части неудачны: в них отсутствует «дух времени», подпитывающий творение оригиналов];

- известны «чудесные факты» проявления гениальности, когда глухой музыкант пишет музыку, слепой художник - картины [6; 15]. Прекрасное рождается не из чувственного восприятия некоей «объективной реальности», которую «отражает» сознание, а непосредственно из души. Вызывает удивление и тот факт, что в одинаковых социальных условиях рождаются люди с различными врожденными задатками, вдруг появляются «особенные» люди или столь же внезапно начинают развиваться необычные способности, например, знание древних языков или умение говорить на нескольких десятках языков сразу;

- интуиция позволяет предвидеть будущее, избегать опасности, осуществлять верный выбор, «работая» тем самым на сохранение жизни. Суть интуиции в некоем единстве, изна-

чальном тождестве субъекта и объекта. Наиболее выдающиеся философы признавали интуицию как первичное средство постижения истины [9; 18]. К этому следует также добавить такое загадочное явление как синхрония - одномоментное возникновение события во внешнем и внутреннем мире, когда человек внезапно чувствует то, что происходит на далеком расстоянии от него (эти случаи описаны, например, К. Г. Юнгом [22]];

- чувство любви на уровне обыденного сознания воспринимается как проявление некоей силы, находящейся вне человека: выражения «я встретил любовь»; «меня посетила любовь»; «мы предали любовь» говорят об объективной духовной реальности, возникающей вследствие резонанса двух Я, но изначально существующей независимо от них, как того, что следует заслужить, ради чего стоит бороться и жить;

- одна и та же мысль часто приходит к разным людям одновременно, например, в качестве научного открытия, догадки или обыденных совпадений [16], что позволяет предположить существование «информационного поля», «улавливаемого», подобно радиоприемнику, человеческим мозгом.

Опасность возникает тогда, когда человеку начинает казаться, что он - не проводник Силы, а ее творец. Так возникает образ Сверхчеловека (в том богоборческом смысле, в каком понимали его Ницше и Соловьев [11; 17]]. Но поскольку бесконечный источник энергии не заключен непосредственно в индивидуальном Я, то черпать силу из самого себя человек оказывается неспособен, энергия иссякает и личность разрушается. Смирение и скромность в этом смысле являются преградой на пути к разрушению, свойственной действительно великим людям.

Многочисленные имитации во все времена пытались воспроизвести идеал. Но особенность нашего времени в беспрецедентном количестве подобных имитаций: псевдоискусство, псевдонаука, псевдокрасота, псевдообразование и т. п. Неслучайно современность называют «обществом спектакля» [2]. Что отличает имитацию от оригинала? Отсутствие внутреннего ядра, энергетической наполненности, что рождается от соприкосновения с Высшим. Человек ощущает это интуитивно, и потому его одолевает скука, уныние, чувство беспомощности и бессмысленности. Смысловое ядро является чем-то вроде «сокровища сердца» - чего-то важного и дорогого для личности и коллектива [1, с. 76]. Поскольку Высшее не есть материальное в грубо-вещественном смысле, то оно есть, безусловно, духовное. Дух есть то, что присутствует во всех значительных проявлениях личности.

В Античности под Духом понимали безличную жизненную силу (Нус, Перводвигатель, Логос], оформляющую хаотичную материю, создающую порядок и гармонию. Христианство наполнило Дух личной волей и отождествило его со сверхприродной божественной сущностью, трансцендентной по отношению к природе, но действенно присутствующей в мире. В Новое время понятие «Дух», с одной стороны, выполняет роль онтологической основы мира, с другой - определяет общечеловеческую личностную сущность, связанную с самосознанием. Именно в самосознании достигается тождество субъективного разума и объективной действительности.

Современное понятие Духа как противоположности природы сложилось в эпоху немецкого романтизма и трансцендентального идеализма. У Гегеля Дух представлен как процесс сверхэмпирической истории. В марксизме Дух трактуется как историческая форма общественного и личного сознания: это есть одновременно результат отражения материального бытия и творческая преобразующая сила. Философия жизни либо отождествляет Дух с понятиями «жизнь» и «воля», либо, напротив, противопоставляет его витальности как нечто, ограничивающее творческую силу личности. Экзистенциализм, неокантианство, неотомизм, психоанализ, феноменология, философия культуры, русская религиозная философия так или иначе признают самостоятельность Духа, обнаруживая его проявления в коллективном бессознательном, в национальном самосознании, в жизни цивилизаций. Но принципиально новых концепций уже не создается. И в новейшей философии понятие Дух непопулярно. Оно вытесняется понятиями «духовность» и «мораль», которые имеют больше субъективистский смысл, определяя уровень развития человека и общества, а не самостоятельную сущность.

Возвращая понятие Духа в поле научных изысканий, следует определить его как

а] сверхиндивидуальную жизненную целостность, возвышающуюся над единичными «я» и

б] высшую способность человека, позволяющую ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения и преображения действительности. Сложность познания Духа заключается в том, что сам по себе он не существует в качестве факта или предмета. Несмотря

на наличие «наук о духе», то есть гуманитарных и социальных дисциплин, Дух остается объектом религиозного постижения, а не научного исследования. Однако в силах науки проследить присутствие, «следы» Духа в природе, обществе и культуре. Синтез философии и науки способен осуществить прорыв в исследовании данной проблемы: наука должна предоставить богатый фактический материал, а философия - обнаружить единство и всеобщую закономерность. Исследование бытия Духа предполагает использование понятий «экзистенция» и «историчность», представляющих собой две стороны единой сущности.

Экзистенцией в философии принято называть конкретное бытие, специфический способ существования вещи. Само понятие стало популярным благодаря экзистенциалистам С. Кьеркегору и М. Хайдеггеру, охарактеризовавшим экзистенцию как «бытие-впереди-себя», как чистую активность и свободу, возможность, открытую в будущее [21, с. 294]. Но уже античные и средневековые философы использовали понятие экзистенции, противопоставляя его понятию эссенции (сущности]. Экзистенция здесь - способ бытия вещи сотворенной, производной от божественного бытия, а следовательно, несамостоятельной и незавершенной. В современной философии экзистенция обозначает специфически человеческий способ бытия, определяющий его фундаментальную, онтологическую уникальность. Она предшествует сознанию и рефлексии, являя собой непосредственное переживание. Экзистенция - не совсем то же, что простое существование. Гуссерль определяет экзистенцию как интенциональное, то есть смыслообразующее, направленное, бытие [5].

Философия экзистенциализма отчасти противопоставила понятие «экзистенция» гегелевскому понятию «Дух» как частное и конкретное - всеобщему и тотальному. Экзистенция у Кьеркегора - это непосредственная жизнь субъективности, в то время как у Гегеля частное редуцируется к общему, а внутренний мир личности предстает как результат самопознания Абсолютного духа [4]. Гегелевский Дух объединяет самосознания индивидов, а в экзистенциализме сознание личности, оставаясь незавершенным, замкнуто в себе. Хотя в некоторых концепциях, например, у Ясперса, все же предполагается историческое движение экзистенции к единому, целостному и завершенному бытию. Однако окончательно вопрос о соотношении Духа и экзистенции не получил решения.

На наш взгляд, объединение понятий «Дух» и «экзистенция» должно способствовать разрешению противоречия между субъективным и объективным бытием, между внутренним миром личности и сверхличной реальностью. Интенциональность экзистенции говорит о ее открытости по отношению к чему-то высшему. Будучи непознаваемой со стороны наблюдателя, экзистенция проявляется только при взаимодействии осознающего Я и мира. В «необъективированности» [20, с. 532] экзистенции заключена свобода. По сути, дух и свобода есть одно и то же: будучи не связанным законами материального мира, Дух определяется через самого себя и сам себя определяет. В экзистенции присутствует внутренний закон, этика долга, «категорический императив», но этот долг обусловлен не внешними факторами, а собственной природой, сущность которой - самоутверждение, полнота жизни, творчество.

Через историчность осуществляется объективация Духа. Он обретает объективную форму в ценностях, нормах, образцах, развивающихся во времени. Присутствуя в культуре, Дух существует как Идея. Понятие «идея» связано с понятием «истина», поскольку подлинная действительность, которая становится осознанной, и есть не что иное, как идея [23]. В идее совпадают объект (сущность] и субъект (мысль об этой сущности]. Идея существует как нечто общее, единое, вечное и проявляется в эмпирически множественных, временных вещах. Идея «опирается» на экзистенцию, черпая из нее творческий потенциал и устремляясь к абсолютному всеединству и жизненной полноте. Идея тем самым создает будущее и определяет траекторию развития личности и общества. Историчность содержит в себе также память о прошлом, которое не есть простое повторение, а всегда творческое переосмысление, когда «субъект находит новые возможности и реализует свой проект бытия» [14, с. 506]. Историчность есть избирательность в интерпретации исторических событий, связанная с «возобновлением минувшего бытия» [8, с. 93].

Сегодня не принято говорить о Духе - во всяком случае, в среде ученых. Объективный идеализм до сих пор, со времен господства марксизма, негласно считается «ненаучным». По-видимому, в мире происходят определенные процессы, связанные с духовной борьбой (или борьбой за Дух], тогда как экономические и политические процессы являются ее проявлениями. Подтверждается это уже не вызывающим сомнения у интеллектуальной части человечества системным характером этих процессов, что свидетельствует о наличии единой,

подчас скрытой, их сути. Попытаемся дать объяснение этого процесса, используя методологию Платона. Как известно, древнегреческий философ обозначил невидимую сущность вещей как эйдос, или идею [13, 35Ь]. При этом идею следует понимать не только в качестве абстрактно-логической формы, но и в качестве жизненной силы, активной энергии, направляющей движение вещи к максимальному воплощению ее индивидуальности. Учение Платона не противоречит достижениям современных наук, в частности, генетики, признающей существование информационного кода организма; астрофизики, открывшей «темную материю» как силу, организующую космическое пространство; синергетики, описывающей развитие сложных систем как процесс телеологический [7]. Если принять за реальность существование идей как неких информационных структур, упорядочивающих материальные системы, то можно «увидеть» за внешними событиями их внутреннее содержание и тем самым приблизиться к пониманию сути происходящих событий.

Как сделать идею нежизнеспособной? Убрать внутреннее эмоциональное ядро - непосредственное чувство, веру, ощущение присутствия чего-то высшего, чего-то, что Мной самим не является, но благодаря чему Я чувствую себя живым. Это ядро составляет субъект-объектное тождество, вне которого полноценное взаимодействие с реальностью невозможно.

Так, опасная тенденция современного цифрового образования заключается в утрате эмоциональности. Ведь именно в системе образования осуществляются важнейшие процессы формирования личности, ее социализации, осознания себя как части общества. Еще в школах Древней Индии, Китая и Греции присутствовало понимание того, что полноценное обучение невозможно без авторитетной и харизматичной личности учителя [10]. Посредством личности передается огромный пласт «неявного» знания - жизненного опыта, убеждений, ценностей, традиций, интуитивных прозрений. Через объяснение учителя возникает понимание -воспроизведение смысла. Понимание же есть основа межличностного взаимодействия, которое подразумевает не столько обмен информацией, сколько возникновение особой общности, невидимого поля живой энергии, преобразующей сознание человека. Особенностью общения является то, что духовно растет не только ученик, но и учитель: ведь авторитет учителя немыслим без высокой интеллектуальной и нравственной культуры. Да и этимология русского слова «образование» отсылает нас к понятию «образ Божий»: смысл образования - в восстановлении истинной сущности личности. Вне системы личностного общения ученик уподобляется роботу, автоматически воспроизводящему информацию. Будущее общество представляется как единый суперкомпьютер, обрабатывающий информацию без понимания ее истинного смысла. Но любой компьютер выполняет чьи-то команды. Следовательно, программа этого компьютера будет создаваться Кем-то, кто будет преследовать свои цели. Это состояние «счастливого» детства человечества описал Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе» [3].

Предположим, что за происходящими процессами по уничтожению личности стоит Некто. Каковы были бы его действия? Для начала следует понять, что личность - это не совокупность биологических свойств, а Дух, проявляющийся в жизненной силе, устремленной к восполнению целостности бытия. Следовательно, личность нельзя уничтожить физически, ее можно уничтожить только духовно. Для этого следует лишить ее главного проявления Духа -свободы, выражением которой является самосознание. А значит, необходимо лишить личность ее собственных, продиктованных Духом, целей и подменить их другими целями, изначально

эмоциональное ядро логическая форма порядок действий, физическое воплощение

Рис. 1. Структура идеи

чуждыми для личности. Чтобы эффективно управлять людьми, этот условный Некто должен предоставить им часть правды, - без этого невозможно мобилизовать человека на действие. Человеческое сознание естественно сопротивляется манипуляции, поэтому он должен верить в самостоятельность своих действий. Так возникает стимул, за которым следует некий результат: «Хочу этого, мне это нравится (эмоция] - знаю, зачем мне это надо (логика] - делаю (физическое воплощение]». Однако время рано или поздно начинает «высвечивать» эту полуправду, а точнее, изначальную ложь. Происходит выхолащивание идеи, она теряет свою жизненную силу, остается только ее мертвая оболочка. Эмоция исчезает - логическая структура разрушается (человек перестает понимать, зачем ему это надо] - действие механизируется. Возникает разочарование в идее и, как следствие, возмущение, протест, бунт.

Нужна новая идея, способная заменить старую. Но она должна быть похожа на правду, то есть не быть откровенно абсурдной, следовательно, необходимо воззвать к лучшим чувствам людей, дать то, что им нужно. Следует подвергнуть старую идею критике, объяснить ее как заблуждение или дезинформацию, а затем предложить нечто кардинально новое. Проблема в действительности остается нерешенной, человек и общество движутся по замкнутому кругу, циклично, топчась, по сути, на месте. Однако возникает иллюзия прогресса. Русские классики говорили о двух видах прогресса - истинном и ложном [19]: первый связан с внутренним совершенствованием человека, с восстановлением его целостности, с воплощением Личности и Боговоплощением в человечестве; тогда как второй - в еще большем разложении, распаде, разрушении. В этом, собственно, заключается основная мысль «Обломова» Гончарова, где его главный герой, еще не утративший мечту об идеале, разочаровывается в том, что мы называем «прогрессом», и предпочитает духовный сон бессмысленному бегу по кругу. В этом произведении заключена великая мечта и тоска человека по Истине, а не просто изображен образ лентяя, как учат наших детей в школах.

Так в истории можно увидеть действие диалектического закона «отрицания отрицания», замену одной идеи другой. При этом каждая новая идея отражает истинный идеал, вызывая реальную энергию человеческих действий, но затем полуправда ее разлагает. Вот некоторые из этих идей:

- религии древнего Востока, представившие образ совершенного человека как Абсолюта, достигшего единства с вселенским Духом: начало этой идеи - всеобщий синтез, просветление, прекращение страданий и выход из бессмысленного круговорота; конец - уход в область небытия, отчуждение и укрепление у власти меньшинства, избранной касты;

- греческая философия с ее грандиозными логическими построениями божественно-космической иерархии: начало идеи - всеобщая гармония и благо для всех, вера в принципиальную разумность бытия и человека, единство народа в государстве; конец - софистика, демагогия, уход в сферу абстракций и господство меньшинства;

- римская империя как идея вселенского царства: начало - республика, закон и право для всех, единство племен и народов; конец - экспансия, рабство, бесправие и господство меньшинства;

- средневековое христианство с вызревающей идеей истинной Личности как воплощенной божественной сущности: начало - осознание того, что каждый человек - это не животное, не вол и не «говорящее орудие труда», а уникальное, живое сознание; конец - невежество и суеверия, крестовые походы, обогащение церкви, священство папы, избранничество и господство меньшинства;

- византийская (и российская] идея священства царской власти: начало - единство царя и народа, государства как формообразующего начала и природной энергии общества, ответственность государя перед Богом; конец - деспотизм, бюрократизация власти, отрыв элиты от народа и господство меньшинства;

- европейский гуманизм и либерализм: начало идеи - личное достоинство, равенство прав, конституция и народовластие; конец - индивидуализм, разрыв с народом и традицией, революции, господство капитала и... меньшинства;

- немецкая философия, представившая логику развития Мирового Духа: начало идеи -тождество субъекта и объекта, личности и общества, разума и природы, государства и народа; конец - превращение Абсолютной идеи в абстракцию, растворение духа в материи, разделение общества на «господ» и «рабов», сверхчеловек и господство меньшинства;

- коммунистическая идея, отчасти заменившая христианскую веру в Божественное царство: начало - справедливость, солидарность, всеобщее равенство, творческий труд, просве-

щение, народовластие; конец - демагогия, партократия, отрыв власти от народа, господство меньшинства;

- американская демократия как идея «нового Рима»: начало - всеобщее благоденствие, самореализация, права и свобода личности; конец - расслоение, разрыв элит и масс, потребление, потеря государственного суверенитета, власть глобальных финансовых элит, новое рабство и господство меньшинства.

Заметно повторение одной и той же схемы - деградация идеи всеединства (синтеза, равенства, гармонии] к избранничеству, оправданию власти меньшинства и порабощению большинства. Подобно тому как вирус встраивается в здоровую клетку, некая враждебная человеку сила встраивается в идею и разрушает ее. Технологии этого разложения различны, но в целом они сводятся к подмене понятий, утрате интереса к знанию, размыванию границ между ценным и антиценным. И трагедия в том, что эти духовные процессы являются не пустыми абстракциями, а конкретными событиями в жизни людей - потерями, гибелью, войнами и разрушениями.

Таким образом, обоснование объективной реальности Духа позволяет проделать широкие обобщения, объясняющие многие явления человеческой жизни, такие как интуиция, творчество, гениальность, любовь, культура, образование и др. Признание самостоятельности бытия Духа позволяет увидеть за историческими событиями определенные закономерности, а именно - распространение в массовом сознании идей, направляющих общественную энергию к достижению масштабных целей; цикличность в развитии идей - их развитие и деградацию; повторяемость попыток реализации социального идеала. Понятие «Дух» шире понятия «разум» и близко понятию «жизнь» в широком смысле - в качестве творческой силы, энергии, чувства. Восторг, вдохновение, религиозный экстаз, вера, любовь составляют то позитивное эмоциональное «ядро» личности, которое рождается от соприкосновения с Духом.

Понятие «экзистенция» позволяет рассмотреть Дух как сущностное качество личности и способствовать тем самым более глубокому пониманию человеческой природы, выходящей за границы эмпирически-индивидуального «Я». Экзистенция Духа есть субъект-объектное тождество, непосредственное переживание, свобода и самосознание. Экзистенция - это существование, направленное к абсолютному самоутверждению конкретного «Я», к жизненной полноте. Эта полнота представляет собой идеал, составляющий содержание Идеи. Трагедия личности заключена в невозможности достижения идеала посредством своего собственного, ограниченного бытия. Поэтому истинная Идея обретет характер всеобщности - то есть такого бытия, которое преодолевает ограниченность человеческого «Я» в разнообразных формах культуры: мифе, религии, искусстве, морали, науке, философии и др. Историчность Духа есть развитие Идеи во времени, ее реализация в истории человечества. Поскольку смысл исторических событий - духовный, подлинными движущими силами истории являются Дух и Ан-ти-дух: первый обнаруживает себя в утверждении метафизической Личности, второй - в ее уничтожении. Метафизическая личность представляет собой обобщенную, сверхэмпирическую сущность человека, наполненную живой энергией совокупного человечества - образами, эмоциями, верованиями, ценностями, знаниями - всего того, что составляет духовное содержание и смысл жизни.

Список литературы

1. Вышеславцев Б. Н. Значение сердца в философии и религии // Этика преображенного эроса. М. : Республика, 1994. С. 271-278.

2. Дебор Г. Общество спектакля. М. : Логос, 1999. 224 с.

3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 15. Л. : Наука, 1983. 624 с.

4. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М. : Наука, 2000. 495 с.

5. Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М. : Академический проект, 2009. 468 с.

6. Как Бетховен создавал музыкальные шедевры в мире тишины. URL: https://www.classical-musicnews.ru/articles/beethoven-silence (дата обращения: 25.05.2019).

7. Клеопов Д. А. Концепция времени в синергетике: история и телеология в естествознании. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/kleopov_kontseptsia.htm (дата обращения: 21.05.2019].

8. Костина И. Б. Категория историчности в контексте противостояния историзма и историцизма // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2010. № 20 (201]. Философия. Социология. Культурология. Вып. 18. С. 89-94.

9. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : Республика, 1995.

400 с.

10. Миронов В. Б. Древняя Греция // Вики-чтение. URL: https://history.wikireading.ru (дата обращения: 21.05.2019).

11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла : соч. М .: Эксмо, 2007. С. 295-481.

12. Памяти Р. Рождественского : интервью 26.09.2003. URL: http://robert-rozhdestvenskiy.ru (дата обращения: 21.05.2019).

13. Платон. Тимей // Платон : собр. соч. в 4 т. Т. 3. М. : Мысль, 1994. 654 с.

14. Рикер П. Память, история, забвение. М. : Изд-во гуманитарной лит-ры, 2004. 728 с.

15. Слепой художник «видит» мозгом. Такое встречается 1 раз на 100 миллионов // Аргументы и факты. № 19. 06.05.2009. URL: http://www.aif.ru/society/11006 (дата обращения: 25.05.2019).

16. Случаи одновременных открытий и изобретений в изложении И. И. Лапшина / / Закономерности поведения творческих личностей. URL: https://vikent.ru/enc/2363 (дата обращения: 02.08.2019).

17. Соловьев В. С. Идея сверхчеловека : соч. в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1988. С. 626-635.

18. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания : соч. в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1988. С. 140-288.

19. Толстой Л. Н. Прогресс и определение образования / Л. Н. Толстой // Собр. соч. в 22 т. Т. 16. М. : Худ. лит-ра, 1983. С. 66-96.

20. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика. 2001. 719 с.

21. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

22. Юнг К. Г. Синхрония: акаузальный объединяющий принцип : сб. ст. М. : АСТ, 2009. 347 с.

23. Ясперс К. Философия. М. : Канон, 2012. Кн. 1. Философское ориентирование в мире. 384 с.

Existence and historicity of the objective spirit

I. A. Dedova

PhD of Philosophical Sciences, associate professor of the Department of philosophy and sociology, Mari State University. Russia, Yoshkar-Ola. E-mail: Iraira0906@mail.ru

Abstract. The concept of "Spirit" has been the subject of philosophical analysis from ancient times to German classical philosophy. However, today this concept is almost not found in scientific and philosophical research, despite the fact that due to the crisis phenomena in all spheres of public life, there was a need to understand history and modernity from the position of spiritual being. The systemic nature of the crisis requires the involvement of broad generalizing categories in the sphere of scientific discourse.

The purpose of the article is to substantiate the objective reality of the spirit as an independent entity that does not depend on the set of individual selves. This essence is considered using two interrelated categories - "existence" and "historicity": the first reveals the existence of the Spirit as a metaphysical Person; the second describes the laws of the development of the Spirit in time as an Idea. The existence of the Spirit, without being an object or a fact, cannot be subjected to scientific analysis, but scientific means can be used to study the manifestations of the spirit in the system of values that persists throughout the entire existence of mankind-beauty, power, truth, wealth - everything that is associated with the idea of happiness and that causes vital energy aimed at achieving the ideal. The content of the ideal consists of the concepts of "unity", "freedom", "truth", and these ideas, being eternal, "unfold" in time, determining the direction and meaning of the historical process.

The methodological basis of the research is based on the philosophical theories of objective idealism, existentialism and dialectics, as well as system analysis. The article describes the "three-layer" structure of the Idea, which includes the emotional core, logical form, and physical embodiment. Special significance is attached to the emotional core, which is the identity of the subject and object, which is manifested in a direct living feeling, faith, intuition, and understanding. The author deduces the regularities of the development of the spirit in history and concludes that the content development of the Idea is cyclical, namely, from unity and harmony to choice and inequality. The relevance of the "Spirit - anti-spirit" problem for the analysis of social processes of our time is shown.

Keywords: spirit, idea, existence, historicity, metaphysical personality.

References

1. Vysheslavcev B. N. Znachenie serdca v filosofii i religii [Meaning of the heart in philosophy and religion] // Etika preobrazhennogo erosa - Ethics of the transfigured Eros. M. Respublika. 1994. Pp. 271-278.

2. Debord G. Obshchestvo spektaklya [The society of the performance]. M. Logos. 1999. 224 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dostoevski] F. M. Brat'ya Karamazovy [Karamazov Brothers] // Complete works : 30 vols. Vol. 15. L. Nauka. 1983. 624 p.

4. Hegel G. V. F. Fenomenologiya duha [Phenomenology of the spirit]. M. Nauka. 2000. 495 p.

5. Husserl. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii [Ideas to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy]. Book 1. M. Academicheskiy project. 2009. 468 p.

6. Kak Bethoven sozdaval muzykal'nye shedevry v mire tishiny - How Beethoven created musical masterpieces in a world of silence. Available at: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/beethoven-silence (date accessed: 25.05.2019).

7. Kleopov D. A. Koncepciya vremeni v sinergetike: istoriya i teleologiya v estestvoznanii [Concept of time in synergetics: history and teleology in natural science]. Available at: http://www.chronos.msu.ru/old/ RREPORTS/kleopov_kontseptsia.htm (date accessed: 21.05.2019).

8. Kostina I. B. Kategoriya istorichnosti v kontekste protivostoyaniya istorizma i istoricizma [Category of historicity in the context of confrontation between historicism and historicism] // Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta - Herald of the Chelyabinsk State University. 2010. No. 20 (201). Philosophy. Sociology. Culturology. Is. 18. Pp. 89-94.

9. Losskij N. O. Chuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuiciya [Sensual, intellectual and mystical intuition]. M. Respublika. 1995. 400 p.

10. Mironov V. B. Drevnyaya Greciya [Ancient Greece] // Wiki-chtenie - Wiki reading. Available at: https://history.wikireading.ru (date accessed: 21.05.2019).

11. Nietzsche F. Takgovoril Zaratustra [Thus spoke Zarathustra] // Nietzsche F. Po tu storonu dobra i zla : soch. [Beyond good and evil : works]. M. Eksmo. 2007. Pp. 295-481.

12. Pamyati R. Rozhdestvenskogo : interv'yu 26.09.2003 - In memory of R. Rozhdestvensky : interview of 26.09.2003. Available at: http://robert-rozhdestvenskiy.ru (date accessed: 21.05.2019).

13. Plato. Timej [Timaeus] // Platon : sobr. soch. v 4 t. - Plato : collected works in 4 vols. Vol. 3. M. Mysl'. 1994. 654 p.

14. Ricoeur P. Pamyat', istoriya, zabvenie [Memory, history, forgetting]. M. Publishing house of humanitarian literature. 2004. 728 p.

15. Slepoj hudozhnik "vidit" mozgom. Takoe vstrechaetsya 1 raz na 100 millionov - A blind artist "sees" with his brain. This occurs 1 time per 100 million // Argumenty i fakty - Arguments and facts. No. 19, 06.05.2009. Available at: http://www.aif.ru/society/11006 (date accessed: 25.05.2019).

16. Sluchai odnovremennyh otkrytij i izobretenij v izlozhenii 1.1. Lapshina - Cases of simultaneous discoveries and inventions in the presentation of I. I. Lapshin // Zakonomernosti povedeniya tvorcheskih lichnostej -Patterns of behavior of creative individuals. Available at: https://vikent.ru/enc/2363 (date accessed: 02.08.2019).

17. Solov'ev V. S. Ideya sverhcheloveka : soch. v 2 t. [The idea of Superman : works in 2 vols.] M. Mysl'. 1988. Pp. 626-635.

18. Solov'ev V. S. Filosofskie nachala cel'nogo znaniya : soch. v 2 t. [Philosophical principles of integral knowledge : works in 2 vols.]. M. Mysl'. 1988. Pp. 140-288.

19. Tolstoj L. N. Progress i opredelenie obrazovaniya [Progress and definition of education] // L. N. Tolstoj. Sobr. soch. v 22-h t. - Coll. works in 22 vols. Vol. 16. M. Hud. lit-ra. 1983. Pp. 66-96.

20. Filosofskijslovar' - Philosophical dictionary / edited by I. T. Frolov. M. Respublika. 2001. 719 p.

21. HeideggerM. Bytie i vremya [Being and time]. Kharkiv. Folio. 2003. 503 p.

22. K. G. Jung Sinhroniya: akauzal'nyj ob"edinyayushchij princip : sb. st. [Synchronicity: acausal unifying principle : collection of articles]. M. AST. 2009. 347 p.

23. Jaspers K. Filosofiya. Kn. 1. Filosofskoe orientirovanie v mire [Philosophy. Book 1. Philosophical orientation in the world]. M. Kanon. 2012. 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.