PHILOLOGICAL
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС РОМАНА А. РЕЗАНОВИЧА «ОТШЕЛЬНИК»
Хальпукова Е.Л.
кандидат филологических наук, доцент, Белорусский государственный университет, Минск
EXISTENTIAL DISCOURSE OF THE NOVEL BY A. REZANOVICH «THE HERMIT»
Khalpukova C.
Candidate of Philology, Associate Professor, Belarusian State University, Minsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются экзистенциальные мотивы романа современного белорусского писателя А. Резановича «Отшельник»; проводятся параллели с произведениями белорусского писателя-экзистенциалиста В. Быкова; раскрывается национальная специфика белорусского экзистенциализма, обусловленного катастрофическими событиями времени.
ABSTRACT
The article deals with the existential motives of the novel by the modern Belarusian writer A. Rezanovich «The Hermit»; parallels are carried out with the works by Belarusian writer-existentialist V. Bykov; the national specificity of Belarusian existentialism is revealed through the prism of the catastrophic events of the age.
Ключевые слова: современная белорусская литература; экзистенциализм; катастрофическая эпоха; трагедия существования; белорусская ментальность.
Keywords: modern Belarusian literature; existentialism; catastrophic age; the tragedy of existence; Belarus-ian mentality.
В современном белорусском литературоведении и в гуманитарной науке актуальным является вопрос обновления методологических подходов исследования художественных текстов. Так, В. Максимович считает одним из путей обновления опору на достижения философской мысли через анализ экзистенциально-онтологического дискурса, предполагающего особую модель человеческого существования [6, с. 13].
Анатолий Резанович - современный белорусский писатель многогранного таланта. Преобладающее большинство его произведений написано на русском языке, однако в них транслируется модус настоящей белорусской ментальности. Интересным для анализа в этом плане является роман «Отшельник», содержание которого охватывает события, происходившие в БССР во времена невероятной жестокости - с 30-х годов ХХ века до начала перестройки.
Об экзистенциальной направленности этого произведения свидетельствует само название «Отшельник», отражающее сущность главного героя -человека-одиночки, живущего в своем собственном мире, закрытом от других, живущего автономно, по своим собственным законам. Отчужденность от мира становится естественной причиной одиночества человека, что приводит к экзистенциальному проникновению мысли в суть окружающей действительности и внутренней реальности.
В центре внимания экзистенциальной философии находится сознание и пространство духа отдельного индивида. Универсальные онтологические доминанты одиночества, страха, страдания зависят от определенной личности. Анализируя
бытийные основы человеческой жизни, экзистенциальное сознание обращается к внутреннему миру конкретного человека, драма которого всегда глубоко личностная.
Если за основу взять, с одной стороны, мнение, что Василь Быков был последним европейским писателем-экзистенциалистом [1], а с другой - утверждение К. Ладутько о типологической близости отношения к многосложному мирозданию главного героя романа А. И. Резановича «Отшельник» Степана Лосича и героев Василя Быкова [5, с. 216], становится очевидным, что современный писатель продолжает традиции белорусского экзистенциализма.
Катастрофичность бытия, онтологическое одиночество человека, кризис сознания - эти параметры экзистенциальной модели мира, которые можно назвать четвертым измерением пространства (глубоко эмоциональным и духовным), присутствуют в романе А. И. Резановича «Отшельник», что позволяет говорить об экзистенциальной природе романа. Как считает В. В. Заманская, экзистенциальное сознание открывает трагедию существования человека в мире, поэтому и является необходимым атрибутом художественной литературы [2, с. 23].
Главный герой романа Степан Демьянович Ло-сич живет в катастрофическую эпоху, когда рушится один мир и возникает другой. В начале 30-х годов ХХ столетия его родителей и старших братьев сослали в Сибирь - «за саботаж и сопротивление сталинской коллективизации» [7, с. 11]. В полесской деревне Ладорошь от родителей ему осталась в наследство одна хата с огородом. В 14 лет
услышал Степан от районного уполномоченного Семенова, что власть оставляет его - выкормыша кулацкого - для исправления. Однако новая реальность не заставила с ней свыкнуться.
«Дал Бог, вырос Лосич... Но чувство одиночества, холодное и жгучее как лед, все же осталось» [7, с. 32]. Помог Степану сосед Макар Горбыль - не дал ему умереть. Бытие отдельного человека в экзистенциальной ситуации, во власти обстоятельств
- предмет философских размышлений автора романа «Отшельник».
«А хорошо бы жить вечно.» [7, с. 11] - этой мыслью делится герой с молодой женой Ольгой. Однако реальность безжалостна - война, спецзадание. Как и большинство военных повестей В. Быкова, роман А. Резановича начинается с того, что главному герою поручено выполнение чрезвычайно важного задания [4, с. 97]. Председатель местного сельсовета Иван Михайлович Пронько сообщил Степану Лосичу: «Будешь груз ценный охранять» [7, с. 15]. Невыполнение приказа грозило главному герою расстрелом, поэтому все его мечты
- лишь иллюзия.
«Он [Лосич] подумал о жизни, ее непредсказуемости, зыбкости, скоротечности. И мысли у него были пронзительными и холодными, точно буранный ветер...» [7, с. 16]. Центральная тема экзистенциализма - это жизнь-страдание; чтобы выжить, необходимо найти смысл в страданиях, преодолев таким образом человеческую природу.
Как и в произведениях В. Быкова, пространство и время в романе «Отшельник» гибельны [4, с. 97]. Степан Лосич по приказу сотрудников НКВД должен спрятать ценный груз - 6 ящиков церковного добра - в том месте, которое прославилось жуткими и фантастическими историями. По слухам, сама нечистая сила остерегалась этого места.
Красный Берег для Степана Лосича - это 50 лет одиночества, выживания, трагического «За что?», которое прочно осело в его сознании от молящего крика матери во время раскулачивания. Когда-то Лосич мечтал «жить по-человечески, имея свою землю, свою хату, свое хозяйство, свою семью, которую никто и никогда не вышлет» [7, с. 221]. Экзистенциальный герой не может разрушить трагические рамки действительности, где само пространство напоминает о смерти.
Как известно, на первый план в экзистенциализме выдвигается абсолютная уникальность и неповторимость человеческого бытия - одного человека, а не человечества. Степан Лосич - уникальный герой, так как его огромная жажда жизни не дает ему остановиться и смириться с реальностью: он закапывает в землю церковные ценности и начинает обустраиваться. Сначала Лосич строит землянку, а потом прокладывает через болото деревянную дорогу, чтобы сделать в лесу шалаш на тот случай, если придется прятаться. Со временем желание присвоить себе чужое добро прочно закреплялось в сознании героя.
50 лет ожидания лучшей жизни - и одиночество, а, как утверждают философы, «... в одиноче-
стве, когда каждый должен ограничиваться собственной особой, обнаруживается, что он имеет в себе самом» [9, с. 374]. Для Лосича это 50 лет ежедневной борьбы за жизнь - и понимание того, что «жизнь - это паутина. Паук в ней - случай, а мы, люди, если говорить образно, - мухи» [7, с. 224].
Один из главных вопросов экзистенциальной литературы - «Что делать?». Герой А. И. Резановича знает ответ, так как еще в детстве отец учил его никогда не опускать рук и делать любую работу на совесть, чтобы выжить.
Важным пунктом экзистенциальной философии является понятие пограничной ситуации, когда выявляется истинная сущность человеческого «Я». Подобные ситуации становятся для главного героя своеобразной лабораторией для поиска своей истинной сути, или «экзистенции», выходящей за пределы рационального.
Природа, Бог и Лосич долгих 50 лет. Внутреннее пространство героя зажато между двумя полюсами: «За что?» и «Господи, помоги!». Первый полюс подталкивал к бунту: было у Лосича и желание утопиться, повеситься, стрелял он в себя из винтовки. Сколько раз душа его страдала! «Зачем? Зачем жить?» Много было пережито, поэтому абсурдность существования стала настолько очевидной, что герой не раз был близок к помешательству, психика давала сбой, по голове пошли вши. Физические страдания не только не притупляли душевную боль, но и усиливали страдания духовные, доводившие до отчаяния.
Другим полюсом была надежда на Бога: «Вера Степану помогала оставаться самим собой - с виду разбойным, но с доброй, отходчивой душой» [7, с. 127]. Несмотря на то что одиночество рождало причудливые образы, страшные приступы тоски и тяжелые воспоминания об аресте родителей и братьев, Лосича спасали молитвы: они давали надежду, уверенность, что все изменится. Герой был похож на бродившего лесного узника, который не хотел сдаваться.
А. Камю в «Мифе о Сизифе» пишет: «Достаточно одной борьбы за вершину, чтобы человеческое сердце наполнилось смыслом» [3, с. 128]. Так, через упорство, непокоренный обстоятельствам, сам творит свою судьбу. Бог для героя А. И. Реза-новича - это центр, которым все измеряется. Степана Лосича спасает ежедневный упорный труд: ловля рыбы, охота, собирание грибов и ягод, выращивание хлеба на своем лесном огороде, заготовка меда. Он, как Сизиф, должен принять муки и выдержать. А рядом гнездится вечный страх за жизнь.
Страшнее зверей были люди, которые не приходили за ценностями, а после того, как он убил Семенова, в душе поселился грех - это было сильнее страха. А сильнее греха - одиночество. Лосичу постоянно очень хотелось к людям, и в этом прорыве к человеку, к любимой женщине - Насте (он и волчонка, взятого от раненой волчицы, назовет этим именем) - для него новый грех и ожидание Судного дня.
Основополагающие категории экзистенциальной этики - свобода, вина, ответственность - опираются на внутреннюю систему ценностей человека. Той, которая предаст его, Лосич отнесет из церковного добра серебряный кубок, крест с позолотой, несколько золотых крестиков. Потом простит предательство и поселится у нее на чердаке, будет жить как червь - в темноте. Когда узнает про не совсем ему понятный, но принесший страшную беду взрыв на Чернобыле, его частный вопрос «За что?» превратится в общий «За что все у нас так?..».
Умирая, Настя просит Лосича открыться людям, но он еще не готов. Четыре года после смерти Насти пролетели быстро. Хотя душа его ныла, жить ему хотелось всегда. И только перед своей смертью герой А. И. Резановича избавляется от иллюзий: к нему приходит понимание того, что «всему виной церковные ценности» [7, с. 267], которые виделись ему средством личного обогащения, когда придет время. Из-за них он гнил в лесу и сейчас живет как крот. Очень важный момент в романе - мучительное преодоление себя от «схоронил Божью правду» [7, с. 267] до признания в своей греховности (должен был быть хранителем церковных ценностей, а стал их собственником), которым ошеломил священника, оценивание себя и своей жизни с точки зрения более высокой реальности, чувство вины за собственное несовершенство.
Как и героям произведений В. Быкова, Лосичу отказано в подвиге, но у него остается свобода выбора: «Когда финальное поражение уже ощутимо физически, происходит самое главное - герою открывается его последняя свобода, то единственно важное, что делает его человеком, то, чего никакие обстоятельства не могут у него отнять - свобода выбора» [4, с. 99]. Степан Лосич просит священника забрать после своей смерти ценности в церковь, получает отпущение грехов и чувствует в душе новый прорыв к Богу, в вечность, находит свой путь к трансценденции: «Усё жыццё Лоача -гэта шлях да зразумення юцшы у яе прамым сэнсе» [8]. На этом экзистенциальном аккорде выстраданного понимания смысла жизни и его продолжения в вечности заканчивается роман А. И. Резановича «Отшельник», пронизанный философскими проблемами экзистенциализма, глубокими и тонкими наблюдениями автора за миром души главного героя и миром природы, с которым настолько сблизился и сросся Лосич, что стал у него учиться
жизни. Особо следует отметить легкость, эмоциональность и образность литературного слога романного повествования, за которым стоит не развлекательное чтиво, а серьезная и содержательная книга, требующая вдумчивого прочтения.
Как видим, современный белорусский писатель показывает глубоко экзистенциальное миропонимание главного героя - полесского отшельника и лесного узника, обусловленное драматичными обстоятельствами его судьбы, через призму народной ментальности. Национальная специфика, проявляющаяся в экзистенциальной проблематике в системе национально-культурных ценностей, имеет большое значение в понимании современного мира, особенно в эпоху нивелирования личности и массовизации общественного сознания.
Литература
1. Василь Быков (1924 - 2003) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. - Режим доступа: http://belarusfacts.by/ru/belarus/culture/literature/pers on/Vasil_Bykov.html. - Дата доступа: 18.08.2019.
2. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 304 с.
3. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. - Минск: ООО «Попурри», 1998. - 544 с.
4. Каропа И. Г. Экзистенциальные мотивы в творчестве В. Быкова // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, № 6 (51), Ч.1, 2008. - С. 96 - 102.
5. Ладутько К. А была ли исповедь?.. // Неман, № 3, 2011. - С. 214 - 216.
6. Максiмовiч В. Раншя апавяданш Кузьмы Чорнага праз прызму экзктэнцыйнай свядомасщ // Роднае слова, № 2, 2019. - С. 13 - 15.
7. Резанович А. И. Отшельник: роман. -Минск: Мастацкая лггаратура, 2014. - 271 с.
8. Хiлькевiч У. Анатоль Разановiч: «I у асабютым жыцщ, i у агульным лёсе вшаватыя усе» [Электронны рэсурс] // РВУ «Выдавецш дом "Звязда"». - Рэжым доступу: http://zviazda.by/be/news/20131123/1385184022-anatol-razanovich-i-u-asabistym-zhycci-i-u-agulnym-lyose-vinavatyya-use. - Дата доступу: 30.08.2019.
9. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости: Сборник. -Минск: ООО «Попурри», 1997. - 592 с.