ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 28-31.
УДК 1
А.Б. Жбанков
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО)
Обосновывается необходимость исследования противоречивых тенденций духовного развития человека в контексте обеспечения безопасности личности, общества и государства. На примере творчества Ф.М. Достоевского анализируются экзистенциальные основы безопасности. Доказывается целесообразность введения и использования в анализе проблематики безопасности понятия «экзистенциальная безопасность».
Ключевые слова: безопасность, экзистенциальная безопасность, развитие, личность, государство.
На современном этапе актуальной проблемой является укрепление взаимодействия между гражданами России в целях обеспечения национальной безопасности, повышения конкурентоспособности нашей страны и отстаивания ее национальных интересов на международной арене. Характерной чертой духовно-культурного кризиса являются преобладание в поведении человека эгоистических мотивов и чувства самосохранения, отчуждение в межчеловеческом общении, самоустранение широких социальных слоев населения от участия в решении важных для государства и общества вопросов. Комплекс взаимосвязанных между собой негативных аспектов в духовной сфере формирует угрозу национальной безопасности современной России.
Особое значение приобретает анализ духовного мира личности, которая, руководствуясь нравственными идеалами, берет на себя ответственность, формирует общественно значимые идеи в непростых условиях развития государства и общества. Это предполагает обращение к экзистенциализму, сделавшему акцент на рассмотрении проблемы подлинности человеческого существования в абсурдном и трагичном мире. Практически все проблемы экзистенциальной философии предвидел в своем художественном творчестве Ф.М. Достоевский, максима которого «жизнь полюбить больше, чем смысл ее» прямо соотносится с принципом философии экзистенциализма - «существование предшествует сущности»
(Ж.-П. Сартр). Сегодня защите подлежит само существование («экзистенция») общества и человека. Это определяет необходимость решения человеком вопросов о смысле своего существования в мире и возможных путях дальнейшего развития: личностного, общественного, государственного. «Ибо тайна бытия человеческого, - писал Ф.М. Достоевский, - не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле...» [1, с. 289].
Поведение, неподчиненное внешним, чрезмерно рациональным аргументам и опирающееся на первичные структуры нравственности («я не нуждаюсь ни в каких аргументах», «я лично ответственен», «это моя война»), обеспечивает безопасность в кризисных ситуациях и составляет сущность понятия «экзистенциальная безопасность». Не случайно в теории потребностей А. Маслоу потребности безопасности именуются как синонимичные экзистенциальным, поскольку имеют общечеловеческое предназначение (уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенности и регулярности окружающего социума) [2, с. 365]. Обоснованность введения и использования концепта «экзистенциальная безопасность» подтверждается позицией ряда российских
© А.Б. Жбанков, 2013
ученых, согласно которой «безопасность -это экзистенциальная характеристика объекта, которая тождественна его наличному бытию, выражающая аспект сохранения его природы в многообразных перипетиях и трансформациях бытия» [3, с. 115].
Экзистенциальная безопасность тесно связана с идеями свободы и человеческой духовности, от состояния которых в значительной мере зависят содержание и формы государственной жизни. Это актуализирует необходимость рассмотрения проблемы существования человека. Ф.М. Достоевский является признанным психологом в раскрытии духовного мира человека, со всеми присущими ему странностями, несуразностями и парадоксальностями. Как отмечает Е.В. Мареева: «Достоевский пишет о том, что если не будет у людей жизни духовной, воплощенной в идеале Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет» [4, с. 156].
В условиях появления новых вызовов и угроз надежное обеспечение безопасности человека и общества становится всё менее достижимым, государственные институты посредством «усиления мер безопасности и спецслужб, предполагающих снятие всяких границ приватности» [5, с. 8], наращивают давление на общественное сознание, способствуя омассовлению человека. Действуя самостоятельно и свободно, человек понимает меру своей ответственности за принятые решения, формируя прочную основу безопасного существования общества и государства. Как справедливо отмечал Ф.М. Достоевский, «ни в каком обществе и нигде одною полицией не управишься», поскольку «общество оберегает само себя» [6, с. 438]. В этой связи задача возрождения личностного в человеке игнорироваться более не может. Разрушающее воздействие на духовный мир личности оказывает потеря устойчивых ценностных ориентаций, а жизнь граждан зачастую характеризуется радикальным разрывом с прошлым, неустроенностью настоящего и тревогой о будущем. Данное обстоятельство приводит к формированию угроз личности, обществу и государству, поскольку, «потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище...» [7, с. 236].
Осознание людьми конечности своего существования, хрупкости и изменчивости жизни в полной мере отражено в сложных характерах героев произведений Ф.М. Достоевского, противоречивость поступков и деятельности которых обусловлена как рациональными, так и иррациональными мотивами. И всё же сердце (иррациональное начало человека), как замечает И.И. Евам-пиев, «является первичным качеством;
именно в нем живет радость, и поэтому оно дает основание бытию и жизни, в отделении от него ум теряет опору и запутывается в бесконечных противопоставлениях и неразрешимых вопросах» [8, с. 75].
Создатель экзистенциального русского философского языка Ф.М. Достоевский достоверно и красочно изобразил всю сложность и противоречивость внутренней жизни молодого человека в условиях антагонистического общества. Герои его произведений, обычно люди в возрасте до тридцати лет, страстно стремящиеся самоутвердиться в глазах окружающих, добиться власти, могущества и успеха в обществе (Раскольников, Ставрогин), не избегают использовать неприемлемые, аморальные средства реализации своих идей. Неразборчивость в способах достижения жизненных целей есть отражение иррациональных мотивов поведения человека, проявление его подсознания. Оказавшись в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, нередко и пережив свой крах, персонажи романов писателя обнаруживают свою низость и подлинное величие, представая открытыми добру и злу в равной мере. Они мечутся по жизни, мобилизуя на решение трудных жизненных проблем все свои душевные силы, идут во всём до конца. Актуальные вопросы духовной жизни человека и общества ставятся таким образом, что возможными оказываются только крайние решения, герой Ф.М. Достоевского «осужден на постоянные колебания от одной крайности к другой», как отмечает Ф.И. Евнин, его жизнь предстает «как нечто катастрофическое и трагическое, протекающее на самом пределе человеческих сил и возможностей» [9, с. 429, 453].
В период духовного кризиса характерной чертой жизни общества становится рост экстремистских настроений и, соответственно, радикальных мотивов и целей деятельности. В свою очередь, проявления экстремизма являются свидетельством наличия острых проблем в духовной сфере жизни общества и человека. В общем смысле под экстремизмом понимается выход человека за пределы привычных норм и состояний, его обращение к относительно редко использующимся формам и методам организации социального бытия, которые радикально отличаются от сложившихся в данной общественной системе и отвергаются большинством ее членов.
В произведениях Ф.М. Достоевского в центре внимания находится личность, способная посвятить свою жизнь высшему предназначению человека, преодолевая
господствующую в обществе ориентацию на материальное благосостояние и, как следствие, отдаление людей друг от друга, что подрывает сплоченность общественного организма, лишает полноты и целостности социальных взаимосвязей. В условиях духовного кризиса личность начинает искать ответы на сложные жизненные вопросы и поступать в соответствии со своими нравственными убеждениями. При этом внутрен-
30
А.Б. Жбанков
няя убежденность человека важнее внешних обстоятельств.
Действующие в условиях разрушения традиционного религиозного мировоззрения герои Ф.М. Достоевского, стремящиеся обрести истинный смысл своего существования в мире, лишенном трансцендентного начала, начинают испытывать «тоску по безусловному» («тоска нестерпимая», «тоска до тошноты» Ивана Карамазова). Человек, остро переживающий чувство тоски, склонен к непредсказуемым вспышкам иррационального поведения, вплоть до совершения уголовных преступлений, представляя опасность для общества. «А между тем, может быть, вся-то причина этого внезапного взрыва в том человеке, от которого всего менее можно было ожидать его, - это тоскливое, судорожное проявление личности, инстинктивная тоска по самому себе, желание заявить себя, свою приниженную личность, вдруг проявляющееся и доходящее до злобы, до бешенства, до омрачения рассудка, до припадка, до судорог» [7, с. 77].
Потребность человека проявить свою личность в определенных условиях может реализоваться в интересах общества, когда совершаются нравственно обоснованные действия (например, бойцы антитеррори-стических подразделений, рискующие жизнью ради спасения заложников). Но индивид также может использовать антигуманный способ реализации данной потребности, который угрожает безопасности личности, общества и государства. В обоих случаях действия человека имеют иррациональную основу, эмоционально окрашены и радикальны по своему характеру. Однако если личность в своих поступках опирается на нравственные предпосылки, это приносит позитивные последствия для общества, поскольку способствует укреплению безопасности. Следствием безнравственных мотивов иррациональных действий и поступков, как правило, имеющих форму внешне рациональных и логически последовательных рассуждений, является экзистенциальная опасность, когда весь потенциал нереализованных стремлений человеческого существования приобретает деструктивную направленность не только по отношению к субъекту, но и по отношению к обществу в целом. Особенности душевных переживаний человеком событий своего повседневного существования, а также жизни семьи, социальной группы, общества, нации и государства имеют амбивалентный характер, т.е. обусловливают формирование нравственно обоснованных действий и бесчеловечного поведения. В конкретных обстоятельствах прогнозировать определенные поступки индивида, которые он способен совершить на основании личностных оценок, практически невозможно.
Имманентная спонтанность является качественной характеристикой экзистенциальной опасности, проявляющейся на социальном уровне в виде «внезапных взрывов» массового протеста против сложившихся социальных отношений. В этой связи необходимо принимать во внимание, что истинной причиной появления в определенных социальных группах скрытого недовольства зачастую являются не сами по себе неудовлетворительные условия существования, а тот «общий тоскливый настрой», под влиянием которого формируются предпосылки для социального взрыва. Причем, к началу бунта может послужить самый незначительный повод. Но и в этом случае иррациональное по своей сущности поведение также имеет своим основанием нравственные предпосылки, прежде всего, остро переживаемое «чувство справедливости и жажда ее», эта «высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа» [7, с. 144].
Однако следование нравственным предпосылкам вовсе не исключает использование безнравственных способов достижения поставленных целей. Не случайно зачинщиками акций протестного характера, как правило, являются представители особого социального типа. «Это народ горячий, жаждущий справедливости и самым наивным, самым честным образом уверенный в ее непременной, непреложной и, главное, немедленной возможности. Народ этот не глупее других, даже бывают из них и очень умные, но они слишком горячи, чтоб быть хитрыми и расчетливыми», и по этой причине «почти всегда проигрывают дело» [7, с. 241].
Готовность человека к самопожертвованию ради того, что, по его мнению, «значит больше его собственной судьбы», готовность «погибнуть, лишь бы не лишиться защищаемого им права» является свидетельством того, что «он ценит это право выше, чем самого себя. Следовательно, он действует во имя пусть еще неясной ценности, которая, он чувствует, равно присуща как ему, так и всем другим» [10, с. 129]. С точки зрения философов-экзистенциалистов, человек не может существовать, если не посвятит чему-то свою жизнь, ибо, как пишет А. Камю, «то, что называется причиной жизни, оказывается одновременной и превосходной причиной смерти» [11, с. 223].
В глобальном мире государства постепенно теряют право требовать от граждан даже той степени лояльности, которую они проявляют по отношению к семье, коллективу или другой социальной группе. Это обстоятельство открывает перед современным человеком новые возможности с точки зрения выбора национального проекта, который бы настолько отвечал его жизненным установкам и ожиданиям, отражал состояние его внутреннего мира, что он был бы
готов идентифицировать себя с общностью, реализующей данный воображаемый проект. Наличием сильных эмоциональных переживаний по данному поводу можно объяснить готовность человека к радикальным действиям, вплоть до самопожертвования.
Таким образом, основным мотивом деятельности личности, даже в самых неблагоприятных условиях, должны оставаться ее нравственные убеждения, ибо следование социально-эгоистическим интересам ведет к нивелированию человеческих качеств и люди «превращаются в выродков» (К. Ясперс). Соответственно трудно признать безопасным общество, в котором преобладает такого рода социальный тип. И, напротив, верность самому себе дает человеку прочную жизненную основу в кризисных ситуациях, когда ему приходится действовать «без надежды на успех». Посредством выхода человека за свои пределы, преодоления ущербной ограниченности индивидуализма и эгоизма формируются предпосылки для укрепления коммуникативных контактов между людьми, рост солидарности и повышения их сплоченности в целом, что, в конечном счете, способствует укреплению безопасности личности, общества и государства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : р-н в 4 ч. с эпилогом. Ч. I. М. : Современник, 1981. 368 с.
[2] Кравченко А. И. История менеджмента. М. : Академический Проект, 2002. 560 с.
[3] Урсул А. Д., Урсул Т. А., Тупало В. Г., Эн-
гель А. А. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез : монография М., 2008. 399 с.
[4] Мареева Е. В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова // Вопр. философии. 2007. № 3. С. 152-158.
[5] Ионин Л. Г. Масса и власть сегодня (актуальность Э. Канетти) // Вопр. философии. 2007. № 3. С. 3-14.
[6] Достоевский Ф. М. Бесы. М. : Вагриус, 2005. 264 с.
[7] Достоевский Ф. М. Записки из Мертвого дома. Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1986. 288 с.
[8] Евлампиев И. И. Миф о человеке в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вопр. философии. 2008. № 11. С.70-83.
[9] Евнин Ф. И. Реализм Достоевского // Проблемы типологии русского реализма. М. : Наука, 1969. С. 408-454.
[10] Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство : пер. с фр. М. : Политиздат, 1990. 415 с.
[11] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М. : Политиздат, 1990. С. 222318.