Научная статья на тему 'Экзистенциальные аспекты современного спорта и некоторые методологические принципы психологического консультирования в спорте'

Экзистенциальные аспекты современного спорта и некоторые методологические принципы психологического консультирования в спорте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
405
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОТЕРАПИЯ / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ / EXISTENTIAL THERAPY / PSYCHOLOGICAL CONSULTATION / PSYCHOTHERAPY / SPORTS PSYCHOLOGY / RELIGIOUS FEELING / MENTAL ADAPTATION AND DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малкина Н. А., Чухрова М. Г., Кабанов Ю. Н.

В статье обосновывается необходимость целостного, холистического восприятия спортсмена при обращении его к психологу или психотерапевту, в единстве его духа, души и тела, в традициях христианского мировоззрения. Душевное и телесное здоровье не могут быть отделены одно от другого. Религиозное чувство присуще каждому человеку, независимо от его религиозности, и в нем кроется большой психотерапевтический ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL ASPECTS OF MODERN SPORT AND SOME METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF PSYCHOLOGICAL CONSULTATION IN SPORTS

In the article the necessity of a wholistic check of a sportsman by a psychologist or psychotherapist is shown. Mental and corporal health cannot be separated one from another. Religious feeling is inherent in every person independent of his religiosity. This feeling preserves an enormous psychotherapeutic resource.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные аспекты современного спорта и некоторые методологические принципы психологического консультирования в спорте»

при выполнении моторного задания левой рукой и свидетельствует об уменьшении латеральных различий функциональной асимметрии и вовлечении правого полушария в несвойственную ему речевую деятельность. Различия в точности деления отрезков левой и правой рукой у алекситимиков свидетельствуют о нарушении парного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространствен-

ных отношений, что подтверждает нарушение согласованного функционирования полушарий мозга. Латеральные особенности воспроизведения нейтральных и эмоциональных слов у алекситимиков также указывают на нарушение баланса полушарной активации. Таким образом, алекситимия является не психологическим, а в большей степени психофизиологическим феноменом.

Библиографический список

1. Кристалл, Д. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия / Д. Кристалл.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.

2. Taylor, G.J. Alexithimia: Concept, measurement and implications for treatment / G.J. Taylor // Am. J. Psychiat. - 1984. - Vol.141, N 6.

3. Чухрова, М.Г. Психофизиологический анализ алекситимии у кардиоваскулярных больных на Севере / Чухрова М.Г., Харина К.А., Хорошилова Л.С. и др. // Актуальные аспекты психосоматических исследований: Материалы науч.-практ.конф. с междунар. участием / Под науч.ред.акад. РАМН В.Я.Семке. - Томск: МГП «РАСКО», 2005.

4. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П.Леутин, Е.И. Николаева. - СПб., Речь, 2005.

5. Ильюченок, РЮ. Память и адаптация / РЮ. Ильюченок. - Новосибирск: Наука, СО. - 1979.

6. Bradshaw, J.L. The evolution of guman lateral asymmetries: new evidence and second thoughts/ J.L. Bradshaw // Journal of Human Evolution. 1988. V. 17.

Статья поступила в редакцию 5.05.09

УДК 159.923

Н.А. Малкина, канд. мед. наук, врач-психотерапевт ООО Клиники «Психическое здоровье», г. Москва М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций НГПУ, г. Новосибирск

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СПОРТЕ

В статье обосновывается необходимость целостного, холистического восприятия спортсмена при обращении его к психологу или психотерапевту, в единстве его духа, души и тела, в традициях христианского мировоззрения. Душевное и телесное здоровье не могут быть отделены одно от другого. Религиозное чувство присуще каждому человеку, независимо от его религиозности, и в нем кроется большой психотерапевтический ресурс.

Ключевые слова: экзистенциальная терапия, психологическое консультирование, психотерапия, спортивная психология, религиозное чувство, психическая адаптация и дезадаптация.

В структуре обращений в психоневрологические диспансеры встречается особый контингент пациентов с пограничными расстройствами, основная профессиональная деятельность которых связана с большим спортом. Это - генерализованные тревожные расстройства, депрессии, различные фо-бические расстройства, в том числе и социальные фобии, психосоматозы. Общие проблемы - социальная фрустрация, связанная с необходимостью «выживания» в новых социально-экономических условиях, усугубляются спецификой спортивной деятельности. Если учесть, что большая часть населения вследствие негативно-настороженного отношения к психологии, психиатрии и психотерапии остается без профессиональной помощи, можно с уверенностью полагать, что рекуррентным депрессивным реакциям подвержена практически половина населения страны, а в большом спорте с его стрессогенными факторами этот процент должен быть еще выше.

С другой стороны, закаливающая и укрепляющая функция спорта делает спортсмена более устойчивым и хорошо адаптированным к меняющемуся миру. В силу своих личнос-

тных особенностей и благоприятных средовых социально-экономических условий, спортсмен на пике своей карьеры способен справиться с большинством стрессов и преодолеть их. Однако прекращение профессиональной спортивной деятельности «состоявшегося» в спорте человека, в зависимости от причин прекращения, например, в случае травмы, может вызвать тяжелые психогении. Состояние, которое в этом случае возникает, у части из них можно характеризовать как глубокую растерянность, чувство пустоты и одиночества, потерю «вкуса к жизни», снижением «воли к жизни», обесценивание собственного жизненного опыта, сопровождающееся одновременно страхом смерти и утратой смысла существования. Ощущение экзистенциального вакуума, чувство бесцельности и бессодержательности жизни составляет суть экзистенциальной фрустрации, которую рассматривают как «нереализован-ность воли к смыслу» [1]. Экзистенциальная фрустрация делает спорстмена больным, может стать опасной для жизни и привести к суициду или другим аддиктивным реализациям (алкоголь, наркотики, игровая зависимость). В этом случае

своевременная психотерапевтическая помощь будет мерой по спасению жизни. Каждое слово психолога или психотерапевта в таких случаях должно быть особенно прочувствовано и продумано. Опыт христианского мировоззрения здесь может быть очень полезен, и в практической работе психолог может опираться на традиции многовекового религиозного опыта.

Религиозное чувство присуще каждому человеку, вне зависимости от того, считает ли он себя верующим. Это чувство, это переживание не может быть понято в рамках обычных психологических или философских категорий, тем более постигнуто с позиций обыденного сознания. Оно совершенно особое, не выводимое из других чувств, его трудно выразить словами. Его можно только «разбудить в сознании». Оно связано с ощущением некой созидающей силы, а временами и единства с ней. Утрата современным человеком опыта религиозных переживаний, миросозерцания, в большой степени снижает его психическую толерантность. Каждый сознает, что самое главное в человеке - то, что нельзя увидеть глазами, потрогать руками, нельзя взвесить и измерить - это наши чувства, наши мысли, наша совесть. Каждый человек в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, перед чем можно преклониться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно искать и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает силы справиться с депрессиями, связанными с профессиональными неудачами и утратами и помогает в обретении смысла дальнейшего существования.

В серьезных случаях, при работе со спортсменами психотерапевтам приходится также апеллировать к воле к жизни, к желанию жить дальше, к проживанию сложной ситуации. Это возможно лишь в случае обретения смысла своих переживаний. Психотерапия в этих случаях особенно должна быть нацелена на поиски смысла, особенно когда пациент находится в состоянии отчаяния. Всегда находится такой смысл, осуществить который может и должен данный конкретный человек. Фридриху Ницше принадлежат слова: «Только тот, кому есть «зачем» жить, вынесет почти любое «как» [2].

Экзистенциально-ориентированная терапия обращена к духовно-личностному в человеке и в области духовного доходит до неосознаваемой глубины. Эта глубинная психотерапия, включающая в свои проекции высшие слои экзистенции, (заметим, и терапевта и пациента) заслуживает названия «вершинной психологии». Это тончайшая духовная работа психолога. Его задача заключается в том, чтобы сделать осознаваемым неосознанный образ человека, чтобы развернуть этот образ подобно свитку. Согласно христианскому мировоззрению - это умение разглядеть в человеке «образ Божий» и помочь ему осознать в себе этот образ. Но это возможно, если психолог признает духовную составляющую и стоит на позиции целостного подхода к личности как единству духовного, душевного и телесного. Величайший подвижник XIX века профессор хирургии святитель Лука Войно-Ясенецкий в своей книге «Дух, душа и тело» писал, что «психотерапия состоит в словесном, вернее, в духовном воздействии врача на больного. Это - общепризнанный, дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Психотерапия, психоанализ и психокоррекция в профессиональном спорте могут внести и вносят неоценимый вклад.

В основе любой психотерапии (когнитивно-бихевиораль-ной, экзистенциальной, мультимодальной, гипно-суггестивной и пр.) лежит какая-то антропологическая концепция. Не бывает психотерапии без образа человека и без мировоззрения. Многие выдающиеся мыслители и ученые отмечали тесную

взаимосвязь и взаимовлияние души и тела, личности и организма, психического и физического здоровья. Наиболее ярко это единство проявляется в спортивной деятельности. Еще древнегреческий философ Сократ отмечал, что нельзя исследовать тело, не исследуя души. Римский врач Гален придавал решающее значение психогигиене - медицине предвидения и предотвращения болезней. Уже в самом названии его труда «Гигиена страстей и нравственные заболевания» содержится указание на природу душевных недугов.

Врач по образованию, выдающийся проповедник XX века митрополит Антоний Сурожский писал: «Душа человека, дух человека и плоть составляют одно таинственное целое. Дух и душа влияют на тело; тело является проводником очень многого, что доходит до души человека». Как врач он говорил также о «сотрудничестве тела и души страдающего человека». Наша отечественная клиническая медицина всегда отличалась целостным подходом к больному. Еще в XIX выдающийся русский терапевт С.П. Боткин говорил об «эмоциональных болезнях», а известный кардиолог Д.Д. Плетнев, занимавшийся психосоматическими проблемами, считал «грудную жабу» -(в настоящее время - ИБС) - в своей основе психическим переживанием. Он полагал, что «больным является весь человек» и, что душевное и телесное здоровье не могут быть отделены одно от другого: «Нет соматических болезней без вытекающих из них психических отклонений, как нет и психических заболеваний изолированных от соматических симптомов».

Вопрос о соотношении духовного и душевного в человеке сейчас особенно актуален. Изменившаяся за какое-то десятилетие страна, изменяющийся стремительно мир, рождает новые мысли, новые чувства, новые взгляды на мир и бытие. Возникает требование рассмотрения человека как целого, во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений, как духовной личности. Это запрос текущего времени.

Согласно современной персоналистической антропологии, личная духовная сфера мыслится как доминирующая, находящаяся в определенных соотношениях с душевной и биологической. «На почве такого синтетического учения о личности человека учитывающего все слои бытия, возникают плодотворные отношения между теологом, психиатром и психологом и устанавливаются правильные отношения между наукой и религией» (Н.Нейман).

Xристианская антропология рассматривает человеческую личность как единство и гармонию всех ее сторон, как исходное состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни и теперь является искомым состоянием.

Утрата опыта религиозных переживаний, равно как и мода на религию - грозит тем, что тончайшая духовная работа может быть подменена внешней обрядовостью, «технологией спасения». Заложенное в основе христианства осознание изначального, несовершенства человека, может стать причиной депрессии и у глубоко верующих людей. Возникшая депрессия, согласно христианскому пониманию - это результат гордыни, полной замкнутости человека на самом себе, на своей исключительности, искаженная форма самобичевания. Она подобна феномену двух зеркально расположенных зеркал - образуется бесконечный коридор, уходящий во тьму. В этом коридоре все собственные недостатки и удары извне отражаются бесконечно и тянутся в бесконечность. Важно вовремя прекратить бесплодный разговор с собой. Во многих трудах святых подвижников Церкви говорится об опасности неправильного «подхода» к раскаянию, неправильного понимания покаяния.

Один из самых авторитетных психологов минувшего века Зигмунд Фрейд считал, что на уровне психологических реакций депрессия возникает вследствие обращения гнева человека на самого себя. Отсюда такие ее симптомы как самообвинение, самобичевание, представляющие вытесненный в подсознание гнев на других людей. Кроме того, согласно теории психоанализа у склонных к депрессии людей формируется уверенность в отсутствии любви, а это может быть хорошо восполнено осознанием всепрощающей, безусловной Любви Бога. Психотерапевт всегда должен помнить, что глубокие религиозные переживания, лишенные экзальтации - одно из важнейших измерений личности.

Задачей психотерапии всегда является, в конечном счете, гармонизация, интеграция личности пациента, при сохранении ее индивидуальности и внутренней свободы. Мы должны понимать, что одухотворение и стремление к идеальному ведет к любви, свободе и красоте, а противоположный вектор -к подчинению душевно-телесному, вплоть до низменных проявлений инстинктов, чувственности и эгоизма. В большом спорте, как нигде больше, деятельность направлена на физическое совершенствование. Важно при этом не упустить, сохранить духовную составляющую человека. Об этом нужно не забывать особенно в наши дни, когда с экранов телевизоров, сайтов Интернета, обложек журналов льется мутный поток, прямо апеллирующий к самым низменным слоям личности человека, к его субличности.

Можно сказать, что основной задачей и основным содержанием психотерапии в большом спорте является психологическая коррекция спортсменов с опорой на медицинские (психопатология и соматическая патология) и гуманитарные (религиоведение, философия, психология) знания. Отсутствие этих знаний приводит к аномалиям в оказании психотерапевтической помощи. Медицинские меры воздействия нередко подменяются неадекватными психологическими полумерами, и в то время как одни психологизируют, другие грешат таблеточной терапией, третьи - попросту шаманят. Магическое сознание всегда оживает в переломные моменты социокульту-рального развития общества и в периоды идеологического вакуума [3]. Всплеск мы пережили в 90-е годы, но отголоски

Библиографический список

этого проявляются и в наше время.

Игнорирование духовного состояния спортсмена, недостаточное исследование его экзистенциального запроса приводит к тому, что психотерапия в одних случаях, становится прикладной, в других - симптоматической, в-третьих, носит ритуальный характер или представляет собой набор психотерапевтических техник.

Отсутствие в настоящее время в психологии стройной и законченной теоретической и методологической концепции человека и мира с опорой на тысячелетний христианский опыт и духовные сокровищницы мировых религий ведет к снижению эффективности работы психотерапевта и имеет прямое отношение к состоянию психического здоровья спортсменов на современном этапе. Но надо сказать, что в процессе разработки научных теорий личности все яснее проступает стремление найти общие пути научного и религиозного понимания личности.

Таким образом, можно говорить об иерархии трех составляющих здоровья человека: духовно-нравственной; социальнопсихологической; и психосоматической. Уникальность психо-терапевтичесой парадигмы состоит в том, что ее корни можно обнаружить во множестве других дисциплин, содержащих в себе общие философско-мировоззренческие концепции. Каждая из них содержит свой уникальный психотерапевтический потенциал. Целостный подход к личности спортсмена, учитывающий в ее структуре «биогенные», «психогенные» и «социогенные» стороны, определяет «личностный смысл» поведения и поступков, исходя из высших идейных установок, мотивов, целей, ценностей личности - общественных и духовных.

К психологу и психотерапевту приходят самые разные люди - верующие и атеисты, гордецы и отчаявшиеся. Большой спорт представляет большие возможности для срыва психической и психосоматической адаптации и появления психоэмоциональных нарушений. Наш собственный опыт показывает, что при современной невротической патологии, множественных личностных расстройствах, именно обращение в процессе психотерапии к высшим духовно-нравственным аспектам личности человека, пробуждает в нем феноменальные осознания своей природы, своих побуждений, своего предназначения.

1. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990.

2. Ницше, Фр. Ecce homo. Человеческое, слишком человеческое / Фр. Ницше. - Перевод Ю.М. Антоновского. В кн.: Ницше Фр. Соч. в двух томах. Т. 2. - М., 1990.

3. Тукаев, РД. Гипноз. Механизмы и методы клинической гипнотерапии / Р.Д. Тукаев. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.

Статья поступила в редакцию 5.05.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.