Научная статья на тему 'Экзистенциальное понимание информации в контексте социального и правового времени'

Экзистенциальное понимание информации в контексте социального и правового времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ СУБЪЕКТА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ПРИСУТСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / INFORMATION / INFORMATIONAL AND PHENOMENAL EXPERIENCE / EXISTENCE AND TRANSCENDENCE OF INFORMATION / THE LEGAL EXISTENCE OF THE ENTITY / ASSISTENZIALI HUMAN PRESENCE IN THE WORLD / SOCIAL TIME

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Газизов Р.Р.

В статье исследуется экзистенциональная сущность информации, феноменальный информационный опыт, запечатлённый в праве как форме существования духовного мира субъекта. При этом экзистенция и трансценденция информации предстают как фундаментальные формы правового существования субъекта. Автор обосновывает ту мысль, что информация раскрывается через модусы присутствия человека в мире, через экзистенциалы, взятые в аспекте социального и правового мира. Экзистенциальное понимание информации, взятое в контексте социального и правового времени, предполагает выявление структуры опыта существования человека в современном сложном мире. Речь идет о предпонимании человеком другого Лица, которое связано с повседневностью существования в правовом мире, об экзистенциалах повседневного мира, где информация проектов бытия как структуры открытости и закрытости самой экзистенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential understanding information in the context of a social and legal time

The article explores the existential nature of the information, the information of the phenomenal experience, is embodied in law as the form of existence of the spiritual world of the subject. In this case, existence and transcendence of information appear as the fundamental forms of legal existence of the subject. The author substantiates the idea that information is disclosed through modes of human presence in the world through assistenziali, taken in the aspect of social and legal world. The existential understanding of the information taken in the context of social and legal time, involves the identification of the structure of the experience of human existence in the modern complex world. We are talking about prepaymania of another Person who is associated with daily existence in the legal world, assistenziale the everyday world, where information projects of the being as structure of the opening and closing of the existence.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальное понимание информации в контексте социального и правового времени»

Notes

1. Fromm E. Imet ili byit? [To have or to be?]. M. "Progress". 1986. P. 238.

2. Heidegger M. Pismo o gumanizme [Letter on humanism] // Vremya i byitie. Stati i vyistupleniya - Time and being. M. Respublika. 1993. P. 215.

3. Ibid. P. 216.

4. Ossovskaya M. Rytsar i burzhua: Issledovaniya po istorii morali [Knight and bourgeois: studies in the history of morality]. M. Progress. 1987. P. 26.

5.Ibid.

6. Anchel E. Etos i istoriya [The ethos and history]. M. Mysl. 1988. P. 16.

7. Prigozhiy A. I. Rossiyskiy etos: obogaschenie ili lechenie? [The Russian ethos: enrichment or treatment] // Obschestvennyie nauki sovremennost - Social sciences modernity. 2006, no. 2, p. 310.

8. Veber M. Protestantskaya etika i duh kapitalizma. Izbrannyie proizvedeniya [The Protestant ethic and the spirit of capitalism]. M. Progress. 1990. P. 345.

9. Shtompka P. Doverie - osnova obschestva. [Trust is the basis of society]. M. Logos. 2012. P. 445.

10. Ortega i Gasset H. Razmyishleniya o tehnike [Reflections on the art] // Voprosyi filosofii - Questions of philosophy. 1993, No. 10, pp. 32 - 69.

11. Ibid. P. 36.

12. Sheler M. Ordo Amoris // Izbrannyie proizvedeniya - Selected works. M. "Gnozis". 1994. P. 490.

13. Bibihin V. Mir [World] Tomsk. "Vodoley". 1995. P. 114.

14. Frank S. L. Nepostizhimoe [Incomprehensible] // Sochineniya - Works. M. "Pravda". 1990. P. 386.

15. Ibid. P. 384.

16. Hyubner B. Proizvolnyiy etoc n prinuditelnost estetiki [Arbitrary ethos and a forced aesthetic]. Minsk. Propilei. 2000. P. 148.

УДК 1/6.165

Р. Р. Газизов

Экзистенциальное понимание информации в контексте социального и правового времени

В статье исследуется экзистенциональная сущность информации, феноменальный информационный опыт, запечатлённый в праве как форме существования духовного мира субъекта. При этом экзистенция и трансценденция информации предстают как фундаментальные формы правового существования субъекта. Автор обосновывает ту мысль, что информация раскрывается через модусы присутствия человека в мире, через экзистенциалы, взятые в аспекте социального и правового мира.

Экзистенциальное понимание информации, взятое в контексте социального и правового времени, предполагает выявление структуры опыта существования человека в современном сложном мире. Речь идет о предпонимании человеком другого Лица, которое связано с повседневностью существования в правовом мире, об экзистенциалах повседневного мира, где информация проектов бытия как структуры открытости и закрытости самой экзистенции.

The article explores the existential nature of the information, the information of the phenomenal experience, is embodied in law as the form of existence of the spiritual world of the subject. In this case, existence and transcendence of information appear as the fundamental forms of legal existence of the subject. The author substantiates the idea that information is disclosed through modes of human presence in the world through assistenziali, taken in the aspect of social and legal world.

The existential understanding of the information taken in the context of social and legal time, involves the identification of the structure of the experience of human existence in the modern complex world. We are talking about prepaymania of another Person who is associated with daily existence in the legal world, assistenziale the everyday world, where information projects of the being as structure of the opening and closing of the existence.

Ключевые слова: информация, феноменальный и информационный опыт, экзистенция и трансцен-денция информации, правовое существование субъекта, экзистенциалы присутствия человека в мире, социальное время.

Keywords: information, informational and phenomenal experience, existence and transcendence of information, the legal existence of the entity, assistenziali human presence in the world, social time.

© Газизов Р. Р., 2017

Вестник Вятского государственного университета

Эпоха глобализации выдвигает перед человеком поиск экзистенциалов, связанных с социальным и правовым временем. Социальное время, как память о человеке, не существует в отрыве от права как формы существования духовного, экзистенциального мира субъекта. При этом сама память раскрывается через модусы присутствия человека в мире, а информация, в своем экзистенциальном измерении, перестает быть только формой обладания вещами и процессами. Она стремится войти в гармоничные отношения с миром правовых и нравственных, духовных реалий.

Отсюда целью настоящего исследования выступает анализ информации как важнейшего экзистенциала культуры человека и общества. При этом информация нас интересует как экзистенция и трансценденция, что позволяет рассмотреть ее в плане правового существования социального субъекта.

Научная новизна работы заключается в экзистенциальном истолковании информации и правового пространства - времени субъекта. Это позволяет раскрыть модусы, состояния присутствия человека в современном сложном и развивающемся мире.

На наш взгляд, такой подход к пониманию информации к праву как форме ее существования, затем, к самому правовому пространству, «требует сегодня существенного обновления» [1].

Информация - это не просто знание, которым владеет, обладает человек; она связана с экзистенциальным опытом, с его интерпретацией. На наш взгляд, следует различать существование человека в мире и его экзистенцию. Существование всегда связано с проблемой начала доказательства. Еще Аристотель различал «доказательство того, почему это так» от «доказательства того, что это так». В этом последнем случае Аристотель имел в виду доказательство, которое убеждало бы нас в верности того или иного положения, но не выясняло бы его причин и начал. В первом же случае речь идет о доказательстве, которое убеждает в «правильности чего-либо с помощью выяснения его причины» [2].

Информация как система знания о человеке и мире всегда стремится ответить на вопрос «что это так». Но современный мир предъявляет иные требования к информации, в частности к ее экзистенциальным характеристикам.

Чистая феноменальность существования есть, в принципе, выражение пространства информации. Но информация, в своей правовой и нравственной ипостаси, устремлена к «здесь-присутствующему» бытию. Информация не может быть информацией в подлинном смысле этого слова, если не «слышится» сам «голос» бытия. Следовательно, какие-то акты информационной жизни выступают условием социальной жизни и социальной памяти субъектов. Но это, в то же время, означает, что правовая жизнь, если она совершилась, вплетает в себя «элементы рассуждения», которые связаны с философствованием, с культурой философствования.

Феноменальный способ существования информации есть, видимо, пространство выражения самого бытия. Бытие информации есть «здесь-присутствующее», а потому информацию невозможно основать на идеале. Бытие вообще есть то, что трудно поддается идеальному оформлению.

Бытие информации, с одной стороны, сторонится того, что выходит, трансцендирует за границы опыта, а с другой - информация оказывается чем-то «наличным» самого духовного мира человека. В результате между информацией и знанием устанавливаются напряженные соотношения. Это, прежде всего, проявляется между понятиями «существования» и «экзистенции»; информация (в отличие от знания] стремится прорвать границы «здесь-бытия». Но все же не следует, подобно М. Хайдеггеру, отождествлять экзистирование и трансценденцию. Трансцендирова-ние есть просто выход сущего из одного своего «здесь-бытия» к другому «здесь-бытию», от одной реальности к другой, в «каждой из которых существует открытой возможность осуществиться Existenz» [3].

Таким образом, информация (в отличие от знания] постепенно продвигается к границам своего существования, как «здесь-бытия». Она, тем самым, обретает само бытие, как нечто прекрасное и служащее человеку.

Когда М. Хайдеггер говорит, что «трансцендирование» есть «просто» экстатический выход сущего из своего «здесь-бытия»» [4], то он имеет в виду следующее: «Бытие есть transcendent просто. Трансценденция бытия, присутствия, особенная, поскольку в ней лежит возможность и необходимость радикальнейшей индивидуализации. Всякое размыкание бытия как transcendent и есть трансцендентальное познание. Феноменологическая истина (разомкнутость бытия] есть velitastranszendentalis» [5].

Нас интересует здесь, прежде всего, сущность информации, которая размыкает мир знания и экзистенции. Существование информации, которая в своей правовой и нравственной ипостаси есть постоянный выход «здесь-бытия» человека к его экзистенции, раскрывается через модусы пространства и времени. Информация лишь в том случае оказывается продуктивной, когда она позво-24

ляет повысить духовный, экстатический потенциал человека и оказать влияние на само присутствие последнего, не исключая и правовое бытие в этом сложном, глобализирующемся мире.

Заметим, что M. Хайдеггер усилил понимание правового пространства и времени идеей «конечности познающего разума». Кроме того, M. Хайдеггер смог интерпретировать сам «трансцендентальный синтез» воображения человека как некую «изначальную временность». Этот замысел «фундаментальной онтологии» и заключается в интерпретации бытия на основе «интерпретация бытия человека» [6].

Информация, по большому счету, связана с экзистенцией правовой и моральной культуры, взятых в аспекте пространства и времени. Поэтому нам необходимо выявить структуру опыта существования человека в современном мире. Речь идет о предпонимании человеком другого «Лица», которое связано с самой повседневностью существования в сложном мире.

При этом сам проект онтологии человеческого существования в правовом мире коренится в такой повседневности, которая существует в контексте социального и правового времени. Чувственность при этом превращается «в сподручность и пустую знаковость; априорные формы пространства и времени превращаются в феномены мирности мира и феномен внутривременно-сти» [7].

Сами структуры экзистенции оборачиваются экзистенциалами повседневного мира, где информация становится взаимосменой «проектов» бытия как структуры открытости и закрытости экзистенции. Само экзистенциональное понимание информации оказывается связанным с воображением, которое выражает фундаментальную схему развертывания информации как духовного явления. Информация как некая моральная воля к бытию превращается в чистый экзистенциальный порыв человека к бытию.

В таком случае информация как некое трансцендирование вовне превращается в социальную и духовную жизнь, которая оказывается не устремленностью к бытию, но неопределённостью метаний человека от «здесь-бытия» к своим границам и обратно. Экзистенция, таким образом, превращается, тем самым, в «чистое» время, которое не наполнено событиями, а оказывается связанной с вопросом о том, кто мыслит в данном акте мышления [В].

Отсюда ясно, что экзистенциальная сущность информации проявляется в вопросе о самом мыслящем субъекте. Само мышление человека выходит в мир и обнаруживает себя в качестве существующего бытия и, таким образом, оказывается наделенным социальной, нравственной и правовой памятью.

Примечания

1. Федорченко А. А. Правовое пространство: дистанция справедливой социальной деятельности // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. M. : Изд-во Рос. акад. адвокатуры и нотариата, 2016. № 1 (40]. С. 57-62.

2. Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке IX-XIV вв. M. : Наука, 19В3.

3. Комаров С. В. Mетафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб. : Алетейя, 2007. 736 с.

4. Хайдеггер М. Бытие и время. M., 1997. С. ЗВ.

5. Там же.

6. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. M., 1997. С. 124-134.

7. Комаров С. В. Указ. соч. С. 567.

В. Там же. С. 576.

Notes

1. Fedorchenko A. A. Pravovoe prostranstvo: distanciya spravedlivoj social'noj deyatel'nosti [Legal space: the distance of just social activity] // Uchenye trudy Rossijskoj Akademii advokatury i notariata - Works of Scientists of the Russian Academy of advocacy and notaries. M. Publishing house of Rus. Acad. of Lawyers and Notaries. 2016. No. 1 (40]. Pp. 57-62.

2. Rozenfel'd B. A., YUshkevich A. P. Teoriya parallel'nyh linij na srednevekovom Vostoke IX-XIVvv. [Theory of parallel lines in the medieval East in the IX-XIV centuries] M. Nauka. 19В3.

3. Komarov S. V. Metafizika i fenomenologiya sub"ektivnosti: istoricheskie prolegomeny k fundamental'noj ontologii soznaniya [Metaphysics and the phenomenology of subjectivity: historical prolegomena to a fundamental ontology of consciousness]. SPb. Aletheia. 2007. 736 p.

4. Heidegger M. Bytie i vremya [Being and time]. M. 1997. P. 3В.

5.Ibid.

6. Heidegger M. Kant i problema metafiziki [Kant and the problem of metaphysics]. M. 1997. Pp. 124-134.

7. Komarov S. V. Op. cit. P. 567.

В. Ibid. S. 576.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.