Научная статья на тему 'Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия'

Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4119
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / БЫТИЕ / МИР / ОНТОЛОГИЯ / СУЩНОСТЬ / ПРИСУТСТВИЕ / ЧЕЛОВЕК / ФЕНОМЕН / ФИЛОСОФИЯ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛ / ANTHROPOLOGY / BEING / WORLD / ONTOLOGY / ESSENCE / PRESENCE / PEOPLE / PHENOMENON / PHILOSOPHY / EXISTENT BEING / EXISTENCE / EXISTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурханов Александр Рафаэлевич

В статье анализируются экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в философской концепции Мартина Хайдеггера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARTIN HEIDEGGER ON EXISTENCE AND EXISTENTIALS OF HUMAN BEING

The article analyzes existence and existentials of human being in the Martin Heidegger’s philosophical concept.

Текст научной работы на тему «Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия»

человеческого поведения в сфере создания и использования информационно-компьютерных технологий. Заложенное Винером метафизическое и научное основание для информационной этики продолжает быть глубоким и эффективным руководством для понимания и решения этических проблем, вызванных информационной технологией всех видов. Правда великого Мастера в том, что какой бы ни была совершенной техника, использовать ее будет человек, потому что именно он есть та мера всех вещей, которая создает его дерзновенный разум и неуемную фантазию. Оттого нормы общественного бытия с применением информационной технологии должны быть заданы исходя из системы ценностей, которая, прежде всего, сохраняет духовные, нравственные, общечеловеческие ценности и общественные идеалы. Основы подобного общества базируются на таких фундаментальных понятиях, как свобода, равенство, солидарность, толерантность и общая ответственность.

Литература

1. Wiener N. Cybernetics: or control and communication in the animal and the machine. - New York: Technology press/John Wiley & Sons, 1948. - 360 p.

2. Wiener N. The human use of human beings: cybernetics and society. - Boston: Houghton Mifflin, Second Edition Revised; NY: Doubleday anchor, 1954. - 344 p.

3. Wiener N. God & golem, inc.: A comment on certain points where cybernetics impinges on religion. - Cambridge, MA: MIT Press, 1964. - 99 p.

4. Bynum T. Norbert Weiner and the rise of information ethics, in J. van den Hoven and J. Weckert (eds.), Information Technology and Moral Philosophy. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 173 p.

5. Bynum T. The foundation of computer ethics // Computers and society. - 2000. - №30 (2). - P. 6-13.

6. Bynum T. Ethical challenges to citizens of the automatic age: Norbert Wiener on the information society // Journal of information, communication and ethics in society. - 2004. -№2(2). - P. 65-74.

7. Bynum T. Norbert Wiener's vision: the impact of the «Automatic age» on our moral lives, in R. Cavalier (ed.), The impact of the Internet on our moral lives. - NY: SUNY Press, 2005. - P. 11-25.

8. Bynum T. Flourishing ethics, ethics and information technology. - 2006. - №8 (4). - P. 157-173.

9. Bynum T., Schubert P. How to do computer ethics - A case study: the electronic mall bodensee, in J. van den Hoven (ed.), computer ethics - philosophical enquiry. - Rotterdam: Erasmus University Press, 1997. - P. 85-95.

10. Moor J. What is computer ethics? // Metaphilosophy. -№16(4)/ - 1985. - P. 75-266.

11. Информационная этика. - [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.wikipedia.org.

Манжуева Оксана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры информационно -коммуникационных технологий Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Manzhueva Oksana Mikhailovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of information and communication technologies, East-Siberian State Academy of Culture and Art, Ulan-Ude, email: [email protected].

УДК 141.32:1(091) А.Р. Бурханов

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР ОБ ЭКЗИСТЕНЦИИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

В статье анализируются экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в философской концепции Мартина Хайдеггера.

Ключевые слова: антропология, бытие, мир, онтология, сущность, присутствие, человек, феномен, философия, существование, экзистенция, экзистенциал.

A.R. Burkhanov

MARTIN HEIDEGGER ON EXISTENCE AND EXISTENTIALS OF HUMAN BEING

The article analyzes existence and existentials of human being in the Martin Heidegger’s philosophical concept.

Key words: anthropology, being, world, ontology, essence, presence, people, phenomenon, philosophy, existent being, existence, existential.

Стремясь создать фундаментальную онтоло- на и Аристотеля. Бытие трактовалось непра-

гию, Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) ставит вильно, поскольку не имело конкретного «чело-

вопрос о смысле бытия. Он считает, что вопрос веческого» измерения. Немецкий мыслитель

о бытии, который является основным философ- стремится придать теме бытия новое понимание.

ским вопросом, оказался незаслуженно забыт в Бытие было и остается главным делом филосо-

истории западной мысли, начиная еще с Плато- фии, поскольку постановка и решение вопроса о

6/2013

нем являются важными для человеческого существа.

На почве греческих подходов к пониманию бытия, рассуждает философ, сложилась догма, объявляющая вопрос о смысле бытия излишним. Согласно традиционному подходу, бытие есть наиболее общее понятие, а потому не поддается никакой попытке определения. Рассмотрение этого «заблуждения» в вопросе о бытии подводит Хайдеггера к задаче построения новой онтологии, которая предполагает прояснение наиболее значимых антропологических смыслов [1, с. 129-134]. Бытие не должно предпосылаться анализу сущего как нечто само по себе разумеющееся. Вопрос о смысле бытия как фундаментальный вопрос должен быть поставлен и решен во всей своей прозрачности: «Почему вообще есть сущее, а не наоборот - ничто?» [7, с. 87].

При этом Хайдеггер стремится рассуждать о «бытии бытующего», а не просто о бытии. Анализ онтологических проблем он осуществляет через интерпретацию конкретного человеческого бытия. Непосредственное бытие индивидов (здесь-бытие, тут-бытие, вот-бытие) Хайдеггер обозначает термином «Dasein». Это слово в немецком языке также означает «жизнь», «существование», причем в аспекте временности, конечности - как «время жизни». Термин «Dasein» содержит в себе корень «Sein», т.е. «бытие», что дает возможность его онтологической интерпретации [3, с. 546].

Экзистенциальная антропология Хайдеггера делает акцент на анализе непосредственночувственной жизни и реальной ситуации, в которой находятся индивиды. По его мнению, рассудочная сила абстракций ведет к игнорированию ценности существования индивида, между тем отдельный человек есть его конкретное бы-тие-в-мире. Специфика человека должна определяться не через разум или сознание, не через специфику деятельности, а через особое положение человеческого сущего в бытии - его присутствие. «Это сущее, которое мы сами всегда суть и которое среди прочего обладает бытийной возможностью спрашивания, - пишет немецкий мыслитель, - мы терминологически схватываем как присутствие» [6, с. 364]. Фундаментальным условием анализа человеческого бытия является нахождение в ситуации: не в той или иной отдельной ситуации, а в ситуации в мире в целом.

Вот почему существование предшествует сущности, подчеркивает Хайдеггер. При этом уразумение, осмысление бытия само есть определенность Dasein. «Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет

представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном» [9, с. 55]. Итак, Dasein - это бытие, наделенное сознанием, здесь-бытие, тут-бытие, т.е. человеческое присутствие. Но такое здесь-присутствие, через которое «говорит» само бытие [2, с. 39].

Отправной пункт исследований Хайдеггера -человек, понятийно выраженный как Dasein, поскольку его бытие, соотнося себя с бытием как таковым, отличается пониманием бытия. Более того, человек как единственное сущее, обладающее пониманием бытия, есть своего рода медиум для обнаружения самого этого бытия: «Экзистирующее сущее просматривает, проникает взором “себя” только постольку, поскольку оно, равноизначальное с собою в своем бытии при мире, в со-бытии с другими, проникло взором их как конститутивные моменты своей экзистенции» [5, с. 7].

Мир и Dasein взаимополагают друг друга. Однако «мир» в онтологическом плане, уточняет философ, не является определением бытующего, где Dasein предстает наряду с вещами. Напротив, наш мир - это характер самого Dasein. «Окружение мира», «окружающая среда» (Umwelt) относится к Dasein как его экзистенциальная характеристика, ибо «мир» не является абстрактным пространством или космосом. «Быть-в-мире» (In-der-Welt-sein) для Dasein - прежде всего означает отношение с внутрими-ровым бытием около бытующего, которое является предметом его заботы [10, с. 299].

Каким же способом должен существовать мир, чтобы он отвечал возможностям человека, чтобы в нем приоритетно было человеческое бытие, Dasein? Это возможно, говорит Хайдеггер, если предположить, что человек экзистиру-ет свой мир [6, с. 364]. Мир и человек - не две автономные сущности; это две половинки одного целого, раскрывающиеся навстречу друг другу. Мир - это потенциально возможное человека, его судьба. «Здесь мир введен в отношение к основным способам, какими фактически экзи-стирует человеческое присутствие, - пишет философ. - 1. Мир подразумевает скорее некое как бытия сущего, чем само сущее; 2. Этим как определяется само сущее в целом. <...>; 3. Это как в целом остается известным образом предваряющим; 4. Такое предваряющее как в целом само по себе отнесено к человеческому присутствию. Мир принадлежит тем самым прямо к человеческому присутствию, хотя он охватывает в совокупности все сущее, включая и присутствие» [9, с. 189-190]. Следовательно, мир доступен нам только через Dasein.

Присущий человеку способ существования, основополагающей структурой которого является «бытие-в-мире», немецкий мыслитель именует экзистенцией. Это «.вид бытия, а именно бытие того сущего, которое стоит открытым для открытости бытия, где это сущее стоит, умея в ней устоять» [9, с. 54]. Экзистенция означает бытие Dasein; бытие, которому это сущее (само Dasein) «препоручено», о котором для него «идет речь», до которого ему всегда «есть дело». Existentia, или Existenz, есть бытийный облик конечности человеческого существования, бытийное устроение конечного как конечного [11, с. 406-407, 411].

Человек интенцирует за границы тут-бытия, поскольку «интенциональное устройство отношений Dasein есть именно онтологическое условие возможности всякой трансценденции. Трансценденция, трансцендирование принадлежит сущности того сущего, которое (на ее основе) экзистирует как интенциональное.» [8, с. 83].

По Хайдеггеру, экзистенция - это мы сами. Почему? Потому что у нас, как у сущего, нет что (т.е. наличной вещности), а есть кто (т.е. экзи-стируют всегда люди). Однако «ближайшим образом кто присутствия не только онтологически проблема, но оказывается скрыто и онтически» [6, с. 116]. Экзистенция - это неналичное, сущностно-несубстанциальное бытие человека в качестве его возможности (человек есть то, чем он может стать), выражение единственности, уникальности индивида и его судьбы, потенциальное, возможное существование (а не просто наличное существование). «Поэтому человек есть способ экзистенции» [4, с. 19].

Экзистенция как феномен бытия переживается, подчеркивает философ. Но поскольку она переживается, она понимается. Более того, она понимается именно в переживании. Если мы захотим отстраниться от переживания, попытаемся посмотреть на нее как на объект, у нас ничего не получится. Следовательно, экзистенцию нельзя всего лишь знать, ее нужно «пропускать через себя» и в такой форме понимать. В единстве понимания и переживания раскрываются экзистенциалы - ключевые индикаторы человеческого бытия.

К проблеме определения человеческого бытия, или Dasein, немецкий мыслитель подходит нетрадиционным способом: не через «состав», а через «способ» существования. Экзистенциалы человеческого бытия, попадающие в поле зрения индивида, составляют «онтологию человеческого бытия», которая, по замыслу Хайдегге-

ра, должна стать «фундаментальной онтологией», предопределяющей «универсальную онтологию». «Поэтому фундаментальную онтологию. надо искать в экзистенциальной аналитике присутствия» [6, с. 13].

Экзистенциалы суть бытийные априорные характеристики человеческой экзистенции, т.е. аналитики присутствия, их надо четко отделять от бытийных априорных определений сущего как такового - категорий. Экзистенциалы и категории - две фундаментальные возможности бытийных черт. Предстающее в них сущее всегда требует разного способа первичного опроса: сущее как кто (экзистенция) и сущее как что (наличность в широком смысле) [6, с. 44-45]. «У Хайдеггера... экзистенциалы суть характеристики внутреннего устройства именно существования, т.е. бытия, а не Dasein. <...> Сущность Dasein следует понимать, исходя из его существования» [11, с. 410-411].

Экзистенциалы имеют сложную структуру: в них сплавлены воедино «теоретическое» и «практическое», мысли и чувства, ценностные ориентиры и действия людей. По мнению Хайдеггера, это «бытийные черты присутствия», «модусы черт бытия», «основоструктуры присутствия», «феноменальная данность», «модусы, в которых экзистирует присутствие», «экзистенциальное определение присутствия», «модусы бытия присутствия», «бытийные модусы», «экзистенциальные основофеномены» и т.п. [6, с. 44, 45, 52, 53, 64, 143-144, 182, 188, 211, 225, 230, 240, 226].

Экзистенциалы человеческого бытия конституируют «способ быть», «экзистенциальное ос-новоустройство» мира и человека. Но, будучи мысле-чувствами, в философской рефлексии экзистенциалы предстают как понятия; вот почему в экзистенциальной аналитике присутствия, поясняет Хайдеггер, «требуется конкретная разработка этих экзистенциалов» [6, с. 145, 148].

Dasein может реализовывать свои возможности, «выбирая себя», или, напротив, не реализовывать свои возможности, «теряя себя». Отсюда два модуса экзистенции Dasein - существование «собственное» и «несобственное» («подлинное» и «неподлинное»).

Отношение между «собственным» и «несобственным» способами существования Dasein -основная проблема феноменологической аналитики Хайдеггера. Он ищет собственный модус для каждого из различных способов бытия Dasein: во-первых, бытие в мире (озабоченность, заброшенность); во-вторых, бытие с другими людьми, со-бытие (кто-люди, заботливость); в-

6/2013

третьих, бытие с самим собой (собственно кто), бытие-к-смерти [6, с. 130-133].

Dasein изначально присуща фундаментальная конституция «бытия-в», в корне отличная от других видов сущего. Человеческой экзистенции философ противопоставляет «налично сущее» и «подручное», которые целиком и полностью исчерпываются их действительностью и потому могут быть зафиксированы как «факты». Наличные вещи находятся в чем-то лишь пространственно, Dasein же - в силу того, что оно по своей природе «выступает» из себя и «заступает» в окружающий мир. При этом «вещи» не являются у Хайдеггера чем-то наличным, как у позитивистов, или фактами сознания, как у Э. Гуссерля, поскольку в конечном счете принадлежат человеческому способу бытия.

Dasein конституирует вокруг себя смысловую топику, в которой то, что значимо, то ближе и больше, а то, что не важно, - дальше и меньше. Это смысловое пространство строится Dasein в ходе повседневной деятельности, как универсальная «взаимосвязь отсылок», сеть практических «смысловых связей». Изначальный опыт Dasein - это «несобственное», «потерянное», «падающее» существование, поэтому именно с него начинается аналитика человеческого существования. «Забвение себя» и «падение» сами по себе свойственны Dasein, поскольку конкретное бытие люди заслоняют от себя наличным бытием, стремлением раствориться в сущем, в беспамятстве, в толпе [3, с. 547-549].

Человек на своем опыте ощущает неподлинное существование, главным образом в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире, считает Хайдеггер; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытие-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность бытия-в-мире. Поэтому взятое в его полноте явление страха характеризует Dasein как фактически существующее бытие-в-мире [6, с. 140-142], как фундаментальный экзистенциал человеческого существования.

При этом «собственный» способ бытия в мире философ определяет как заботу [6, с. 191-196, 316-323]. Забота - основополагающий феномен Dasein, фундаментальный экзистенциал человеческого существования: «Наше “обобщение”. имеет в виду. одно всегда уже лежащее в основе бытийное устройство, - пишет философ. -Экзистенциально условие возможности “жизненной заботы” и “самоотдачи” должно в исходном, т.е. онтологическом, смысле пониматься как забота» [6, с. 199].

Забота - это прежде всего бытийственная характеристика самого Dasein; именно в состоянии

заботы Dasein наиболее полно включено в мир. Человеческое существование в основе своей -это забота, сущностью которой является «забегание вперед» (sich-vorweg-schon-sein). Как эк-зистенциал забота априорна, т.е. всегда изначально заложена в любом фактическом отношении. В заботе Dasein становится способным забывать себя и выходить за границы собственной самости - к миру, т.е. трансцендировать.

Dasein всегда остается в пространстве между «собственным» и «несобственным», между бодрствованием и повседневностью; более того, эта двойственность, эта возможность выбора и есть способ экзистенции Dasein, отмечает Хайдеггер. Dasein никогда не может перестать быть сущим, причем таким, которое всегда стоит перед выбором того или иного себя; и все, что может сделать философия, - дать ясное осознание самого этого выбора, т.е. свободы.

Немецкий мыслитель рассматривает бытие Dasein с другими людьми. При этом оказывается, что любая интерсубъективность, любое событие и бытие-с-другими есть усредненное, отчужденное бытие, которое Хайдеггер обозначает термином «Man». Бытие-с-другими (Miteinandersein) - такой модус Dasein, для которого философ не находит соответствующего ему «собственного» способа бытия.

Через аналитику смерти Хайдеггер вводит в трактате «Бытие и время» проблему временности Dasein. Человеческое существование берет на себя смерть, коль скоро оно есть. Однако «феноменологическое усмотрение» смерти оказывается невозможным, поскольку своя смерть не может быть предметом опыта, а чужая смерть может, но не в «собственном» смысле: смерть всегда моя и ничья больше. «Подразумеваемое смертью окончание значит не законченность присутствия (Dasein. - А.Б.), но бытие к концу этого сущего. Смерть - способ быть, который присутствие (Dasein. - А.Б.) берет на себя, едва оно есть» [6, с. 245]. Человеческое бытие есть бытие, направленное к смерти, но не бытие во времени, а бытие как время. Dasein обретает целостность не в момент смерти, но имеет эту целостность благодаря присутствию смерти всегда и в каждый момент своей жизни [3, с. 549-550].

Но быть-к-смерти Dasein может либо «собственным», либо «несобственным» образом. «Несобственное» отношение к смерти основано на неопределенности момента смерти и определенности самого факта смерти. Заброшенность в смерть раскрывается в явлении страха перед ней. За этим кроется паническое бегство от собственного конца к тому, что считается бессмертным, или просто к забвению. Но, как и в

других формах «падения», Dasein здесь теряет себя, поскольку страх смерти самый ужасный и самый действенный. «Собственный» подход к смерти, - подчеркивает философ, - диаметрально противоположен: здесь смерть - не ужасное событие, трагически завершающее историю человека как живого существа, но оборотная сторона жизни, т.е. подлинный экзистенциал человеческого существования [6, с. 237-240, 251-252].

Трансцендентальная «всеобщность» заботы и закрепляемых ею фундаментальных экзистен-циалов определяет отбор других феноменов, т.е. множество неосновных экзистенциалов как модусов существования людей, и границы продвижения экзистенциального анализа присутствия [6, с. 44, 54-57, 64, 111, 129-130, 143-145, 148, 182, 211, 226, 242, 295-301, 336].

Мир поручен человеку, резюмирует Хайдеггер, он обретает онтологический состав и антропологические смыслы только через конкретное человеческое бытие. Забота о мире и человеке в нем, гуманизация отношений индивидов - вот те основополагающие ценности, которые немецкий мыслитель предлагает современному обществу.

Литература

1. Моторина Л.В. Философская антропология. - М.: Академический Проект, 2009. - 270 с.

2. Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад - Россия - Восток. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. - С. 3-93.

3. Фалеев Е.В. Хайдеггер // История философии; под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект, 2005. - С. 544-557.

4. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: сб. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 8-27.

5. Хайдеггер М. Бытие и время // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: сб. - М.: Республика, 1993. - С. 3-45.

6. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

7. Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 301 с.

8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - М.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. -445 с.

9. Хайдеггер М. Что такое метафизика? - М.: Академический Проект, 2007. - 303 с.

10. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии. - Челябинск: Урал-LTD, 1999. - 366 с.

11. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

Бурханов Александр Рафаэлевич, аспирант кафедры философии и культурологии Уральского государственного университета путей сообщения, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected].

Burkhanov Alexandr Rafaelevich, postgraduate student, department of philosophy and cultural studies, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, email: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.