ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ
С.П. Иванова, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены экзистенциально-гуманистический и субъектоцентристский подходы в психологии как теоретические и методологические основы профессиональной подготовки и деятельности психологов. Представлен анализ проблемы профессиональной деятельности в психологии труда.
Ключевые слова: экстремальные условия, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, экзистенциально-гуманистический подход, мировоззрение
THE EXISTENTIAL-HUMANISTIC APPROACH IN PSYCHOLOGY AS A BASIS OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION FOR PROFESSIONAL WORK OF PSYCHOLOGISTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA
S.P. Ivanova.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
Article tells about existential-humanistic approach in psychology, both as theoretical and as methodological bases of professional training and activity of psychologists, analysis of a problem of professional activity in work psychology.
Key words: extreme conditions, professional training, professional activity, existential-humanistic approach, world outlook
Социально-экономические изменения в России в конце ХХ века, связанные с преобразованием политического строя и идеологической надстройки, возникновением новых экономических отношений, обусловили значительные изменения в мышлении, психике и мотивационной сфере личности значительной части россиян. В настоящее время в вузы приходит молодежь с новыми мировоззренческими установками, требованиями к жизни и возникшими в связи с этим психологическими проблемами, что необходимо учитывать при планировании и проведении учебного процесса. В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России осуществляется подготовка будущих психологов МЧС России, которые при исполнении своих служебных обязанностей в экстремальных условиях должны будут принимать решения о формах экстренной психологической помощи, определять характер психологической помощи сотрудникам МЧС и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС), находить подход к людям в непростых ситуациях.
Как отмечается в словаре, экстремальные условия работы - это условия трудовой деятельности, которые ведут к появлению состояний, определяемых как динамическое рассогласование, и обуславливают необходимость перестройки систем гомеостатического регулирования за счет максимальной мобилизации результатов организма. Экстремальные условия могут быть физической, информационной, семантической природы. Экстремальность определяется соотношением характеристик внешних (интенсивность,
длительность, агрессивность, степень значимости и т.п.) и внутренних (свойства личности, физическое развитие и физическое состояние, степень обученности и тренированности) факторов деятельности, а также характером социальных связей человека в период действия [1]. В таких жестких условиях решающую роль в сохранении работоспособности, здоровья и жизни может сыграть мировоззренчески четкая базовая позиция специалиста.
Профессиональная деятельность психолога МЧС России связана с воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов, так как поскольку работа по психологическому обеспечению деятельности сотрудников МЧС происходит не только в нормальной обстановке, но и в стрессогенных условиях чрезвычайных ситуаций, а также после ликвидации ЧС и её последствий. К психотравмирующим факторам психики психолога МЧС относятся стрессоры непосредственной витальной угрозы (в условиях ЧС) и работа с психотравмирующими ситуациями сотрудников, такими как горе, утрата, суицид и т.д. Эти обстоятельства деятельности психолога МЧС являются основными психогенными факторами, детерминирующими возникновение стрессовых расстройств профессионала как реакции организма на психотравму.
Теоретической и методологической основой профессиональной подготовки будущих психологов МЧС России является экзистенциально-гуманистический и субъектоцентристский подходы в психологии. Рассматривая формирование специалиста с помощью системного подхода, обращаем внимание на человека, не вырванного из контекста жизни, а органично связанного с проявлениями её во всех сферах как внешних (природная и социальная), так и внутренних (мировоззренческая, социально-психологическая, индивидуально-психологическая). В процессе профессиональной подготовки в полной мере участвуют такие психические явления, как процессы, состояния, свойства [2]. Психические свойства, синтезируясь, формируют сложные структурные образования личности, в частности жизненную позицию личности, ее мировоззрение (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека).
Мировоззрение личности профессионала - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций, что является для работы психолога особенно важным, поскольку служит базой для формирования его позиции относительно клиента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Вопросы жизни и смерти, принятия решений и ответственности, отношений с другими людьми, утрат и приобретений, жизненного опыта и т.д. - все это вопросы бытия. Экзистенциально-гуманистический подход как теоретическая и методологическая основа позволяет решать эти проблемы в профессиональной деятельности психолога.
Экзистенциальная психология является психологическим направлением, основанным на принципах гуманистической психологии, исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога [3-5]. В центр внимания ставится проблема человека, который рефлексирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов, когда важны не внешние силы, обусловливающие поведение человека, а его собственная индивидуальность, которая себя идентифицирует, проверяет или осуществляет необходимую коррекцию [4, 6]. В экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования, считается, что человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведён к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счёт глубинной личностной рефлексии. Терапевтическими факторами в экзистенциально-гуманистических подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему,
развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный психолог заботится о том, чтобы его клиент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать его.
Экзистенциально-гуманистический подход применим в профессиональном становлении психолога, имеющего дело с чужими проблемами, горем, способствует определению специалистом своей мировоззренческой, жизненной и профессиональной позиции, профилактике профессионального выгорания и сохранению здоровья и профессионального долголетия специалиста. Способность к рефлексии, то есть отслеживанию своего состояния, и его психологической коррекции и саморегуляции обеспечивается субъектоцентристским подходом как теоретической и методологической основой профессиональной деятельности психолога.
Субъектоцентристская концепция основывается на том, что человек - центр Вселенной, он своим сознанием формирует пространство вокруг себя и оказывается в соответствующих жизненных обстоятельствах. Субъектоцентристское мировоззрение объясняет начало человеческой истории активностью духа, порядком внутренней свободы [7, 8]. Субъектоцентристский подход объясняет мир из самого субъекта. Человек не только укоренен в мире, но и мир столь же органично укоренен в человеке. Субъектоцентристский подход опирается на антропологию. Антропологический путь - единственный путь познания Вселенной, и путь этот предполагает исключительно человеческое самосознание. Лишь в самосознании открываются тайны мироздания - отмечал Н.А. Бердяев [7]. Антропология пытается выяснить, как устроен мир, через понимание сущности человека, обнаруживая ее в окружающем мире, в продуктах его деятельности, в разуме [7, 9]. При таком подходе человек взирает на мир, который сам же и творит, он в состоянии постигать движение, происходящее в глубинах его сознания [10]. П. А. Флоренский вслед за Платоном утверждал, что не только Микрокосм (Человек) есть часть Макрокосма (Большая Вселенная), но и Макрокосм - часть Микрокосма. Человеческая личность может вмещать в себе универсальное содержание, в такой же мере творит мир, как и порождается им. Человек содержит в себе неосознаваемые тайны мира, богатые потенциальные возможности своего духовного развития, которые могут быть осознаны. История развития человека - это расширение реальности субъективной, внутренней, духовной природы человека.
Экзистенциально-гуманистический и субъектоцентристский подходы в работе психолога с клиентом и с самим собой позволяют найти внутренние ресурсы, опоры, таким образом, мировоззренческие позиции могут оказаться той последней соломинкой, которая даст возможность выжить человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, упорядочить целостный «образ-Я» и целеполагание индивидуума и определить проницаемость смысловых границ субъективной реальности, создать условия для осмысленного выбора, в том числе жизненных целей, внутреннего принятия мировоззренческих представлений и трансформации картины мира, то есть выявлять и устранять помехи, природа которых основывается на многосубъектности внутреннего мира, психики человека.
В результате теоретических изысканий и практической работы ряд авторов приходят к выводу, что именно многосубъектность внутреннего мира, психики человека является корнем многочисленных проблем, комплексов, помех, с которыми люди сталкиваются.
Структура личности и внутриличностной динамики в представлении З. Фрейда заключается в следующем: на макроуровне - понятия «Оно», «Я», «Сверх-Я», которые находятся между собой в отношениях взаимодействия, вполне схожих с отношениями субъектов. Достаточно вспомнить используемые ими действия: сдерживание, борьба, изгнание, побуждение, провокация и т.п.
Еще шире перечень внутриличностных «деятелей» оказался у К.Г. Юнга: архетип, комплекс, анима, анимус, персона, самость, тень... Все они обладают заметной самостоятельной побудительной силой. Известно, что сила побуждения со стороны
комплекса может оказаться столь значительной, что он подчиняет своим устремлениям всю личность - захватывает право управления поведением человека.
Оригинальный понятийный язык Э. Берна тоже порожден идеей мультипликативной природы личности, структурными элементами которой являются Родитель, Взрослый и Дитя. Каждый элемент затем также может быть расчленен по тому же принципу. Побудительная функция берновских структурных элементов также не подвергается сомнению. То, что происходит на микроуровне между отдельными побуждениями, еще более напоминает межсубъектное взаимодействие: вытеснение, игнорирование, изоляция, идентификация, отрицание - название одних лишь психологических защит говорит о многом.
Приведенный перечень далеко не полон, но и он дает представление о том, насколько широко распространена идея мотивирующей роли личностных подструктур. Подобный взгляд на процессы внутриличностной коммуникации позволяет в едином языке ассимилировать существующие в различных школах концептуальные решения, близкие по своей внутренней сущности.
На основании приобретенного практического опыта и теоретической базы автор придерживается такого мнения, что психологическая подготовка специалиста (а также и его подопечного) и коррекция должны быть направлены на выявление внутриличностных конструкций, способных препятствовать личностному и профессиональному росту.
Первоначальная ступенька в этой работе - обучение студентов, курсантов способам психологической разгрузки, методам психогигиены. Будущие психологи должны усвоить, прежде всего, умение отслеживать и корректировать свое психическое состояние, только тогда в профессиональной работе они смогут реализовать принцип «не навреди» и действительно помочь человеку, обратившемуся к нему за психологической помощью. Психологическое сопровождение профессиональной подготовки как элемент системного подхода в подготовке к профессиональной деятельности должно реализовываться в соответствии и параллельно процессу обучения, включать психологическую работу с обучающимися, направленную на снятие психологических напряжений и коррекцию деструктивных установок, препятствующих успешному обучению и становлению специалиста.
Специфика работы психолога МЧС России настоятельно требует учета личностных факторов как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути психолога. Сегодня есть достаточно оснований рассматривать профессиональное становление субъекта психологического труда как двуединый процесс, включающий формирование совокупности знаний, умений и навыков, с одной стороны, и профессионально значимых личностных психологических качеств - с другой.
Литература
1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. 2005.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособ. для вузов. М., 2001.
3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
5. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психотерапии. М., 1998.
6. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7.
7. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. О назначении человека. М., 1993. С. 312-313.
8. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990.
9. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск: Наука, 1995.
10. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 243-247.