Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СВОБОДА И РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СВОБОДА И РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ВЫБОР / ПОДЛИННАЯ СВОБОДА / РИСК / ДУХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цилина Ю.И.

В статье анализируются проявления подлинной свободы и способности к принятию рискованных решений. Целью исследования является демонстрация взаимосвязи между обладанием подлинной свободой и нравственным идеалом, которым руководствуется человек. Итогом работы является вывод о том, что врач, не обладающий подлинной свободой, не способен к самостоятельному принятию рискованных решений, к новаторству, поэтому нравственными ориентирами в деятельности врача должны быть подлинно свободные люди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXISTENTIAL FREEDOM AND RISKS OF DOCTOR PRACTICES

In this article I analyze manifestations of an actual freedom and an ability to make risky decisions. The purpose of the research is to demonstrate the connection between having an actual freedom and a moral ideal which leads a person. The result of the work is the conclusion that a doctor without an actual freedom is not capable of making risky decisions and innovations, therefore only people who have an actual freedom should become a doctor's moral ideals.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СВОБОДА И РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»

УДК 61:1:161.225.11:614.25 (045)

Цилина Ю.И. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель : Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СВОБОДА И РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

Аннотация. В статье анализируются проявления подлинной свободы и способности к принятию рискованных решений. Целью исследования является демонстрация взаимосвязи между обладанием подлинной свободой и нравственным идеалом, которым руководствуется человек. Итогом работы является вывод о том, что врач, не обладающий подлинной свободой, не способен к самостоятельному принятию рискованных решений, к новаторству, поэтому нравственными ориентирами в деятельности врача должны быть подлинно свободные люди.

Ключевые слова: идеал, выбор, подлинная свобода, риск, дух, ответственность.

Tsilina Y.I. student

2 courses, medical faculty Saratov State Medical University Russia, Saratov

Scientific adviser: Maria Nikolaevna Kuznetsova Candidate of Philosophy, Associate Professor Lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology THE EXISTENTIAL FREEDOM AND RISKS OF DOCTOR

PRACTICES.

Annotation: In this article I analyze manifestations of an actual freedom and an ability to make risky decisions. The purpose of the research is to demonstrate the connection between having an actual freedom and a moral ideal which leads a person. The result of the work is the conclusion that a doctor without an actual freedom is not capable of making risky decisions and innovations, therefore only people who have an actual freedom should become a doctor's moral ideals.

Key words: ideal, choice, actual freedom, risk, responsibility

Экзистенциальная философия убедительно демонстрирует проявления феномена человеческой свободы, которая всегда сопряжена с проблемой

выбора при принятии решений. Но прежде всего человек выбирает самого себя, свое Я, этот выбор не только возможен, но и необходим [1, С. 255.]. Способность нести ответственность за выбор является главным критерием подлинной свободы человека. Врач, по специфике своей работы, регулярно оказывается в экзистенциальных ситуациях, способствующих осознанию подлинности личной свободы. Поэтому деятельность врача немыслима без осознания личной ответственности за принимаемые решения. Хотя люди в основном обращаются к врачам только когда у них что-то случается со здоровьем, для большинства слова «врач», «доктор», ко всему прочему, ассоциируются с человеком, несущим груз повышенной ответственности. Но заметим, что вполне ответственно люди могут творить и зло. Выбор во многом зависит от идеала, требованиями которого руководствуется человек. В этой связи дискуссии по поводу человеческой свободы в аспекте выбора образца поведения актуальны во все времена. Особую значимость они имеют при анализе деятельности представителей медицины.

Врач, как и все люди, вынужден постоянно выбирать между добром и злом. Но, что есть добро, а что зло? Надо полагать, что для врача добром должно быть то, что способствует здоровью человека и продлению его жизни, а злом всё, что может приблизить смерть. Давая врачебную клятву нести людям добро, медицинский работник обязуется действовать исключительно в интересах пациента и в любое время помогать каждому больному, независимо от его социального происхождения, вероисповедания и национальности. Конечно, это способствует осуществлению выбора в пользу добра. Возможности врача ограничены множеством стесняющих обстоятельств таких, как уровень развития медицинской науки и соответственно уровень знаний врача, техническое оснащение, политический режим, социальное или национальное неравенство. Однако несмотря ни на что врач должен делать выбор в пользу добра, при любых стесняющих обстоятельствах.

Научные знания в медицине часто носят вероятностный характер, многие положения весьма релятивны. В этой связи врач зачастую не может быть полностью уверен в том, что его действия приведут к добру. Делая выбор, доктор должен проявлять определенную решительность, чтобы переходить от размышлений и сомнений к действиям. Поэтому кажется, что возможность осуществления врачом выбора во многом определяется его способностью к принятию рискованных решений. Но одно дело рисковать собой, или своей репутацией, другое - здоровьем, а порой и жизнью других людей.

История развития медицины убеждает, что все известные врачи принимали рискованные решения. Например, К. Барнард выполнил первым операцию по пересадке сердца, хотя в то время многие не решались это делать в виду высокой степени риска. Тем не менее доктор сделал выбор и был готов ответить за него. Ярким примером готовности пойти на все во имя достижения цели является хирург Г.А. Илизаров, создавший новое

направление в восстановительной медицине. Таких примеров можно привести много. Конечно, долю ответственности снимают некоторые правовые процедуры, такие как согласие пациента на рискованные действия врача (или родственников, если пациент находится без сознания), но врач имеет ответственность и перед самим собой, испытывая угрызения совести в случае неудачи. Чувство ответственности у людей разное, во многом оно связано со способностью быть честным перед самим собой. Данным качеством непременно должен обладать человек, посвятивший свою жизнь медицине. Потому неоспоримо замечание Н.И. Пирогова: «...честность перед собой надо рассматривать не как героизм и исключительность врача, а как его профессиональную этическую норму. Только беспощадная самокритика своих ошибок может быть адекватной расплатой за их высокую цену». [2, С. 5] Надо полагать, что врач должен быть не только подлинно свободным человеком в экзистенциальном понимании, но и обладать способностью к честной самокритике.

Также лечить пациентов невозможно без высокой степени чувства сопереживания. Всё это является показателем нравственных качеств доктора. Но стоит заметить, что нравственное сознание человека, в первую очередь, зависит от идеала-Я. Между тем идеал-Я любой человек формирует, ориентируясь, в той или иной степени, на идеал культуры, в которую интегрирован индивид. В связи с тем, что идеалы культуры подвергаются корректировке с течением времени, актуальными являются исследования трансформаций ценностных приоритетов студентов медицинских вузов в аспекте изменений представлений об идеале врача. Интересно по этому поводу исследование изменений представлений студентов медицинского вуза об образе идеального врача с 2005 по 2013 год, проведенное О.В. Герасимовой [5, 174]. Студенты предпочитают выбирать в качестве эталона врача литературных или медийных персонажей. Конечно, многие персонажи из фильмов и литературных произведений дают верную моральную ориентацию. Но данная тенденция содержит и негативные моменты. Во-первых, снижается роль реальных авторитетов, с которыми происходят непосредственные контакты в процессе обучения медицинской практики, что может пагубно сказаться на преемственности между поколениями. Во-вторых, относительно нашей темы, данный факт является тревожным сигналом об уменьшении количества личностей в реальной жизни, способных к проявлению подлинной экзистенциальной свободы. Ведь именно такие реальные личности, говоря словами З.Фрейда, обладающие необычайной силой духа, и становятся идеалами культуры. [4,С. 75] Хотя идеалы и являются источником психической напряженности, являющейся источником неврозов, именно они составляют основу механизма направления энергии инстинктов на создание культурных ценностей.

Подводя итоги, отметим, что врач, не обладающий подлинной свободой, не способен к самостоятельному принятию рискованных решений.

Быть может, такой человек не сотворит большого зла, но и на творение большого добра он также не способен. Далеко не все люди могут быть подлинно свободными. Но нравственными ориентирами должны быть именно те люди, кто истинно свободен в своих решениях, поскольку новаторские качества, в том числе и в медицине, всегда сопряжены со способностью к риску и ответственностью за него.

Использованные источники:

1. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // С. Кьеркегор Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.

2. Шевцов В.Д., Дмитриева О.А. К вопросу о врачебной ошибке, как одному из видов дефектов медицинской помощи при хирургических вмешательствах // В.Д. Шевцов, О.А. Дмитриева. Проблемы экспертизы в медецине. 2007. № 3 [27]. Т. 07. С. 4-7.

3. Донин А.Н., Мозжилин С.И.Формирование культурных идеалов в условиях маргинализации обществава // А.Н Донин, С.И. Мозжилин. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011.№4. С. 157-161.

4. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // З. Фрейд. Избранное.: В 2 кн. Кн. 2. М.: Московский рабочий, 1990. 176 с. С. 5- 79.

5. Вестник ТГПУ // Т. В. Мещерякова, О. В. Герасимова // Смена поколений, или Проблема формирования ценностного сознания будущего врача, 2013. 11 (139)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.