ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Коган Б. М., Доний Е. Е., Раздобаров Н. Д. МГПУ, Москва
В статье описано понятие «экзистенциальная исполненность» и приведены результаты исследования особенностей экзистенциальной исполненности и осмысленности жизни у юношей и девушек с нормальным слухом и с нарушением слуха.
Ключевые слова: нарушение слуха, смысл жизни, субъективное качество жизни, экзистенциальная исполненность.
EXISTENTIAL EXECUTION AND LIFE MEANINGFULNESS IN STUDENTS WITH HEARING IMPAIRED
Koghan B. M., Dony E. E., Razdobarov N. D.
MCTTU, Moscow
The article describes the concept of existential execution. It presents results of an investigation of features of existential execution and meaningfulness of life of young men and women with normal hearing and hearing impaired.
Key words: hearing impairment, meaning of life, the subjective quality of life, existential execution.
Введение
Экзистенциальная исполненность - это понятие, описывающее интегральное переживание человеком своей жизни в настоящий момент. Высокий уровень экзистенциальной исполненности означает, что в жизни человека много осмысленного, он проживает свои ценности, живет с внутренним согласием, его решения и поступки соответствуют его сущности, и через них он вносит себя в мир [7]. Экзистенциальную исполненность можно считать аналогом понятия «счастье» в рамках логотерапии и экзистенциального анализа. Счастье же представляет собой основное субъективно-оценочное проявление качества жизни [1, 9].
Исследование различных аспектов субъективного качества жизни студентов актуально в связи с гуманизацией, дифференциацией и индивидуализацией современного образования, признанием самоценности личности учащегося [8]. Что касается учащихся с ограниченными возможностями здоровья, то для
их успешного обучения и развития, а также адаптации в социуме требуется особенно глубокое понимание индивидуальных особенностей и внутреннего мира таких людей [10].
Для исполнения экзистенции необходимы принятие реальности, обращение к ценностям в мире и отношениям, уважение к индивидуальности (своей и другого), согласование со смыслом.
В. Франкл, основатель логотерапии, считал, что только через нахождение смысла можно прийти к исполнению экзистенции [2]. Он разработал метод обнаружения смысла, описываемый С. В. Кривцовой, А. Лэн-гле и К. Орглер следующим образом: «Чтобы смысл обнаружил себя, человеку нужно сначала воспринять поле возможностей - 1-й шаг; затем эмоционально соотнестись с имеющимися возможностями, «пропустить» их через себя, разглядеть в них ценности - 2-й шаг; найти наиболее соответствующую запросу ситуации и себе самому единственную наилучшую возможность и принять решение в ее пользу - 3-й шаг; обдумать способы наи-
Рисунок 1. Показатели осмысленности жизни глухих и слышащих студентов
лучшего действия в соответствии с принятым решением, внося тем самым обнаруженный смысл в жизнь, - 4-й шаг» [3].
Для реализации этих шагов, согласно концепции смысла В. Франкла, человек должен обладать четырьмя базовыми антропологическими способностями: самодистанцированием, самотрансценденцией, свободой и ответственностью.
Самодистанцирование - это способность «отойти на дистанцию по отношению к самому себе», поразмышлять над ситуацией, посмотреть на нее со стороны, отставить свои чувства, желания, представления. Само-трансценденция - это «свободная эмоциональность, проявляющаяся в возможности чувствовать близость к чему-то, жить ради чего-то, переживать захваченность ценностью, воспринимать экзистенциальную значимость происходящего». Свобода - это «способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению». Ответственность - «это способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей» [3].
Поскольку люди стремятся к исполнению экзистенции, основные составляющие экзистенции являются фундаментальными мотивациями. Из них произрастают все другие мотивации [5]. Человек сам способствует исполнению своей экзистенции, если обращает внимание на то,
что требует от него ситуация, и делает то, что считает наиболее правильным в тех условиях, которые есть, а не ждет идеальных условий [4]. Это особенно значимо для людей с нарушением слуха, поскольку говорит о том, что даже в условиях ограничений, накладываемых сенсорным нарушением, можно прийти к наполненной смыслом, счастливой жизни.
Объем и методы исследования
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Технологического колледжа № 21 г. Москвы, где совместно обучаются группы студентов с ограниченными возможностями здоровья (врожденным нарушением слуха) и их сверстники с нормальным слухом. Всего было обследовано 107 человек в возрасте от 16 до 18 лет, из них 69 юношей и 38 девушек, 60 студентов имеют полную или частичную потерю слуха, 47 относительно здоровы.
Для получения эмпирических данных были использованы следующие методики.
1. Тест смысложизненных ориентаций [6] исследует осмысленность жизни, и результаты представляются в виде общего показателя, а также пять субшкал:
• Цели в жизни;
• Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
• Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией;
Рисунок 2. Показатели шкалы экзистенции у глухих и слышащих студентов
• Локус контроля - Я (ЛКЯ, «Я - хозяин жизни»);
• Локус контроля - жизнь (ЛКЖ), или управляемость жизнью.
2. Методика «Шкала экзистенции» [2] направлена на измерение субъективного переживание экзистенциальной исполненности. Общий показатель экзистенциальной испол-ненности включает в себя четыре субшкалы:
• Самотрансценденция (СД);
• Самодистанцирование (СТ);
• Свобода (С);
• Ответственность (О).
Также методика содержит два суммарных показателя:
• Персональность (сумма субшкал «Самотрансценденция» и «Самодистанцирование»);
• Экзистенциальность (сумма субшкал «Свобода» и «Ответственность»). Полученные данные подверглись статистической обработке с использованием таких методов, как Т-критерий Стьюдента (для независимых выборок) и коэффициент корреляции Пирсона.
Исследование осмысленности жизни
Показатели осмысленности жизни слышащих близки к популяционным нормам, у глухих же выявлены более низкие значения (рис. 1).
Общий показатель осмысленности жизни глухих студентов значительно ниже (р<0,05), чем у слышащих, то есть они пере-
живают свою жизнь как менее наполненную, осмысленную.
Глухие студенты демонстрируют более низкие баллы [статистические различия обозначены на диаграммах как * (р<0,05»)], чем слышащие, по шкалам Цели, Процесс и Результат. Они не имеют ясных целей в будущем, живут сегодняшним или вчерашним днем. При этом они недовольны своей жизнью в настоящем, расценивают ее как неинтересную, ненасыщенную, бессмысленную. Также они не удовлетворены прожитой частью жизни, не считают ее продуктивной.
Если посмотреть на различия между глухими и слышащими отдельно у юношей и девушек, то можно заметить следующее. Глухие юноши имеют более низкие показатели по шкалам Цели и Процесс, то есть они не имеют определенных планов на будущее, живут сегодняшним или вчерашним днем. Они не удовлетворены своей жизнью в настоящем, при этом они в большей степени удовлетворены прожитой частью жизни, считают ее продуктивной и осмысленной.
У девушек с нарушением слуха более низкие, чем у девушек с нормальным слухом, показатели по шкале Результат. Они имеют более ясные планы на будущее. Они недовольны пройденным отрезком жизни, считают его непродуктивным и бессмысленным, при этом они больше удовлетворены своей жизнь в настоящем, ощущают ее как наполненную, интересную, эмоционально насыщенную.
Таким образом, глухие юноши больше опираются на прошлое, девушки же - на на-
Рисунок 3. Показатели Персональность и Экзистенциальность у глухих и слышащих студентов
слаждение жизнью в настоящем и на будущее. И глухие юноши, и глухие девушки убеждены в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, а также считают себя способными построить свою жизнь в соответствие со своими планами.
Исследование экзистенциальной исполненности
Показатели Шкалы экзистенциальной ис-поленности не имеют значительных различий у студентов с нарушением слуха и с нормальным слухом. Однако есть тенденция к снижению значений шкал у юношей и девушек с нарушением слуха. При этом среди глухих студентов у юношей показатели выше, чем у девушек (рис. 2, 3).
А. Общий показатель
65% исследованных глухих студентов и 27% студентов с нормальным слухом демонстрируют низкий уровень исполненности экзистенции; это говорит о том, что они закрыты для диалогического обмена с миром, стеснены в осуществлении своей жизни. Им трудно заниматься собой и жизненными ситуациями, они не могут прийти к наполненной смыслом жизни.
31% глухих и 68% слышащих юношей и девушек имеют средний общий показатель. Они внутренне открыты, способны откликаться на возможности и предложения окружающего мира, занимаются собой и своей жизнью. Они переживают жизнь
как наполненную смыслом, чувствуют себя счастливыми.
Высокий показатель имеют 4% глухих и 5% студентов с нормальным слухом. Это означает, что они чувствуют себя очень открытыми, восприимчивыми, готовыми к действию, руководствующимися чувством долга, но в то же время они могут быть ранимыми и слишком строгими к себе и, возможно, другим людям.
Б. Персональность
61% глухих студентов и 27% студентов с нарушением слуха имеют низкий уровень показателя персональности. Это указывает на их закрытость. Они заняты собой либо по причине незрелости, либо из-за собственных проблем, нагрузок.
35% глухих и 68% слышащих имеют средний показатель персональности, их открытость миру увеличивается. При этом в целом у глухих студентов самотрансценденция преобладает над самодистанцированием. Это свидетельствует об эмоциональном стиле жизни: отзывчивости, эмоциональности, но при этом о трудностях в установлении дистанции, в том числе и в отношении самого себя. Могут проявляться склонности к тревожности и депрессии.
4% студентов с нарушением слуха и 5% студентов с нормальным слухом имеют очень высокий показатель, они высоко чувствительны, интенсивно реагируют на жизнь.
В. Самодистанцирование
65% глухих и 37% слышащих студентов обладают низкой способностью к самодистан-
цированию, это означает, что у них отсутствует дистанция по отношению к самим себе. Это может быть связано с незрелостью, внутренними конфликтами, фиксированностью на собственных дефицитах, неудовлетворенных потребностях. Отсутствие самодистанцирования приводит к снижению способности реалистично воспринимать себя и окружающее, неумению отходить на дистанцию, чтобы оценить ситуацию.
Средний показатель имеют 31% глухих и 51% слышащих студентов. Они способны перенести внимание от себя вовне и приобрести ясность в отношении ситуации.
У 4% глухих и 12% слышащих испытуемых очень высокий показатель самодистанцирования. Это говорит о том, что они могут не замечать своих чувств, потребностей, отличаются самообладанием, строгостью к себе, стремлением к высоким достижениям. Они могут полностью вкладываются во что-то и черпать силы в этом.
Г. Самотрансценденция
Большая часть обследованных глухих и студентов с нормальным слухом (65 и 63%) имеют средний показатель самотрансценден-ции, то есть они способны чувствовать ценности, откликаться на них, чувствовать близость к чему-либо, обладают достаточной эмоциональностью.
У 31% студентов с нарушением слуха и у 32% слышащих низкий показатель, что свидетельствует об эмоциональной уплощен-ности, снижение способности воспринимать ценности.
Очень высокий показатель самотрансцен-денции выявлен у 4% глухих испытуемых и 5% испытуемых с нормальным слухом. Их эмоциональность свободна, они доверяют своим чувствам, способны сопереживать.
Д. Экзистенциальность
39% глухих и 29% слышащих студентов обладают низким показателем экзистенциаль-ности. Это свидетельствует о бездействии, нерешительности, необязательности, сниженной способности выдерживать нагрузки, склонности действовать без внутреннего соотнесения.
Средний показатель экзистенциально-сти у 57% глухих и 66% здоровых юношей и девушек. Они ответственны за свою жизнь, решительны. Преобладание свободы над ответственностью показывает, что свободе придается повышенная значимость, может возни-
кать чувство стесненности при необходимости принять окончательное решение.
Очень высокий показатель выявлен у 4% студентов с нарушением слуха и 5% студентов с нормальным слухом. У них деятельное, решительное отношение к миру.
Экзистенциальность преобладает над пер-сональностью, что описывается как «не совсем развитый, но жизнеспособный человек».
Е. Свобода
У 78% глухих и 66% слышащих юношей и девушек средний показатель свободы, то есть они способны находить возможности в жизненных ситуациях и принимать решения на основании ценности этих возможностей.
18% учащихся с нарушением слуха и 27% с нормальным слухом имеют низкий уровень свободы, что говорит об их неуверенности в принятии решений.
Очень высоким показателем свободы обладают 4% глухих и 7% студентов с нормальным слухом, что может свидетельствовать о непереносимости любых ограничений, привязанностей.
Ж. Ответственность
Низкий уровень ответственности выявлен у 48% глухих и 19% студентов с нормальным слухом. Они не ощущают своей включенности в жизнь, чувствуют что их жизнь не поддается планированию и контролю. Они как бы являются зрителями своей жизни.
Средний показатель свободы также имеют 48% глухих и 76% слышащих учащихся. Они включены в жизнь, обязательны, добросовестны, доводят до конца свои решения.
4% студентов с нарушением слуха и 5% студентов с нормальным слухом имеют очень высокий показатель свободы. Для них характерны аутентичное поведение, ответственность, чувство долга.
В результате корреляционного анализа было выявлено, что оценка себя как хозяина жизни («Локус контроля - Я») взаимосвязана с характеристиками свободы (г = 0,356), ответственности (г = 0,362), а также с общим показателем экзистенциальной исполненности (г = 0,343). То есть те, кто считают себя сильной личностью, способной построить жизнь в соответствии со своими планами, оказались в большей степени способны находить возможности в мире, принимать персональные решения и доводить их до конца. Также они способны заниматься самими собой и миром, быть аутентичными
и приходить к наполненной смыслом жизни. Вероятно, представление о себе как о хозяине своей жизни связано с опорой, которую человек находит в себе и таким образом создает базис для исполнения экзистенции.
Заключение
Глухие студенты рассматривают жизнь как поддающуюся контролю, а себя оценивают как способных свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В этом они не отличаются от своих слышащих сверстников. Глухие юноши в большей степени опираются на прошлое, на продуктивность прожитого отрезка жизни. Жизнью в настоящем они удовлетворены меньше, чем здоровые сверстники, и ясных планов на будущее не имеют. Глухие девушки больше наслаждаются жизнью в настоящем и больше нацелены на будущее, чем юноши. Однако прошедшая часть жизни не кажется им столь наполненной и осмысленной, как слышащим сверстницам.
Большая часть глухих студентов обладает достаточной эмоциональностью, они способны чувствовать ценности, ощущать близость. При этом им не хватает дистанции в отношении самих себя. Значительная часть глухих учащихся способна находить возможности в окружающем мире и принимать решения на их основе. При этом только половина студентов готова вступаться за свои решения, доводить их до конца, ответственно и последовательно действовать.
Согласно представлениям экзистенциального анализа, заболевания и отклонения сами по себе не препятствуют развитию персональных и экзистенциальных характеристик человека. Однако неблагоприятные условия, в которых находится человек в связи с нарушением слуха, могут отрицательно сказываться на формировании экзистенциальных способностей. Развитие этих способностей может способствовать переживанию жизни как более наполненной и осмысленной, повышению удовлетворенности жизнью.
Литература
1. Доний Е. Е., Коган Б. М., Раздобаров Н. Д. Взаимосвязь качества жизни и особенностей личности у студентов с нарушением слуха // Системная психология и социология. 2014. № 9. С. 67-73 .
2. Кольбе К. Смысл и счастье. Влияние смысла на переживание полноты счастья // Экзистенциальный анализ. 2009. № 1. С. 31-47.
3. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции // Экзистенциальный анализ. 2009. № 1. С. 141-171.
4. Кривцова С. В. Экзистенциально-аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2005. № 1, 25.03.2014. № 3, rl-online.ru>articles/1-05/289.html.
5. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ. 2009. № 1. C. 9-31.
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО): 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
7. Петрова Г. А. Характеристики экзистенциальной исполненности в клинической и популяционной выборках // Экзистенциальный анализ. 2010. № 2. С. 149-159.
8. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 26-35.
9. Ротова Е. Е., Машилов К. В., Жигарева Е. Б., Коган Б. М. Современные психологические подходы к анализу качества жизни (обзор литературы) // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 65-70.
10. Рыжов Б. Н., Белоусов А. С. Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 48-54.
References
1. Dony E. E., Kogan B. M., Razdobarov N. D. The Relationship of Quality of Life and Personality Traits in Students with Hearing Impairments // Systems Psychology and Sociology. 2014. № 9. P. 67-73.
2. Kolbe K. The Meaning and Happiness. Effect of Meaning to Experience the Fullness of Happiness // Existential Analysis. 2009. № 1. P. 31-47.
3. Krivtsova S. V., Langley A., Orgler K. The Scale of Existence // Existential Analysis. 2009. № 1. P. 141-171.
4. Krivtsova S. V. Existential-Analytic Theory of Personality by Alfried Längle [Electronic resource] // Personality Development. 2005. № 1, 25.03.2014. rl-online.ru>articles/1-05/289.html.
5. Langley A. Fundamental Motivation of an Existence as an Effective Structure of Existential-Analytic Therapy // Existential Analysis. 2009. № 1. P. 9-31.
6. Leontiev D. A. Test of Life Orientations (TLO): 2nd ed. M.: Smisl, 2000. 18 p.
7. Petrova G. A. Features Existential Execution in Clinical and Community Samples // Existential Analysis. 2010. № 2. P. 149-159.
8. Romanova E. S, Bershedova L. I., Makshantseva L. V. Key Aspects of Psycho-Pedagogical Support of FGES in Secondary and Higher Education // Systems Psychology and Sociology. 2013. № 7. P. 26-35.
9. Rotova E. E., Mashilov K. V., Zhigareva E. B., Kogan B. M. Modern Psychological Approaches to the Analysis of Quality of Life (Review) // Systems Psychology and Sociology. 2012. № 5. P. 65-70.
10. Ryzhov B. N., Belousov A. S. System Features Motivating People with Deep Pathology of the Visual Analyzer // Systems Psychology and Sociology. 2012. № 6. P. 48-54.