Научная статья на тему 'Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и «виртуальный экзистенциализм»'

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и «виртуальный экзистенциализм» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«виртуальный экзистенциализм» / экзистенциальная неустойчивость / виртуальная реальность / экзистенциальная философия / виртуальная субъективность / цифровое общество / virtual existentialism” / existential instability / virtual reality / existential philosophy / virtual subjectivity / digital society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сироткин Антон Владимирович

В статье предпринята попытка выявить эвристический потенциал экзистенциальной философии для анализа человеческого существования в условиях информационного общества. Показано, что перспективным направлением исследования человека в современных реалиях, специфики идентификационных процессов и новых рисков является «виртуальный экзистенциализм» (Д. Велла, С. Гуалени). Идеи Ж.-П. Сартра обретают новые смыслы и получают развитие в «виртуальном экзистенциализме», в котором вектор исследования смещается на анализ существования в виртуальном информационном мире. Так, в статье приведены примеры интерпретации и использования его идей в качестве основы в трудах по психиатрии и гуманистической психологии. При этом, рассматривается толкование тезисов и понятий экзистенциализма Сартра в трудах современных философов XXI в., в том числе, посвящённых изучению существованию человека в «цифровом обществе» и виртуальной реальности В этом контексте рассмотрены феномены «виртуального экзистенциализма», «виртуальной субъективности», экзистенциальной свободы и экзистенциальной неустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIALISM OF J.-P. SARTRE AND “VIRTUAL EXISTENTIALISM”

The article attempts to identify the heuristic potential of existential philosophy in the information society system of philosophical science. The influence of J.-P. Sartre’s works on the research of scientists of the XX–XXI centuries is undeniable, and it extended far beyond the limits of purely philosophical knowledge. It is shown that a promising direction of human research in modern realities, the specifics of identification processes and new risks is “ virtual existentialism” (D. Vella, S. Gualeni). The ideas of J.-P. Sartre acquire new meanings and are developed in “virtual existentialism”, in which the vector of research is shifted to the analysis of existence in the virtual information world. Thus, the article provides examples of the interpretation and use of his ideas as a basis in works on psychiatry and humanistic psychology. At the same time, the interpretation of the theses and concepts of Sartre’s existentialism in the works of modern philosophers of the XXI century, including those devoted to the study of human existence in a “digital society” and virtual reality, is considered. In particular, studies of the phenomena of “virtual existentialism”, “virtual subjectivity”, existential freedom and existential instability are presented as new perspectives in the development of this branch of philosophy.

Текст научной работы на тему «Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и «виртуальный экзистенциализм»»

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и «виртуальный экзистенциализм»

Сироткин Антон Владимирович,

аспирант кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова E-mail: aspirantsirotkin@gmail.com

В статье предпринята попытка выявить эвристический потенциал экзистенциальной философии для анализа человеческого существования в условиях информационного общества. Показано, что перспективным направлением исследования человека в современных реалиях, специфики идентификационных процессов и новых рисков является «виртуальный экзистенциализм» (Д. Велла, С. Гуалени). Идеи Ж.-П. Сартра обретают новые смыслы и получают развитие в «виртуальном экзистенциализме», в котором вектор исследования смещается на анализ существования в виртуальном информационном мире. Так, в статье приведены примеры интерпретации и использования его идей в качестве основы в трудах по психиатрии и гуманистической психологии. При этом, рассматривается толкование тезисов и понятий экзистенциализма Сартра в трудах современных философов XXI в., в том числе, посвя-щённых изучению существованию человека в «цифровом обществе» и виртуальной реальности

В этом контексте рассмотрены феномены «виртуального экзистенциализма», «виртуальной субъективности», экзистенциальной свободы и экзистенциальной неустойчивости.

Ключевые слова: «виртуальный экзистенциализм», экзистенциальная неустойчивость, виртуальная реальность, экзистенциальная философия, виртуальная субъективность, цифровое общество.

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в современном российском обществе процессами: экономическими, духовными, социальными и политическими. Пик пандемии коронавируса во время всеобщей самоизоляции, уход иностранных компаний с российских рынков наложили отпечаток на социально-экономические условия в современной России. В связи с этим как никогда остро встают экзистенциальные проблемы и обостряются экзистенциальные кризисы человека: поиски своего места в мире, понимание свободы и ответственности, обретение смысла, тревога и отчуждение.

На эти и многие другие вопросы способен дать ответ экзистенциализм - философия существования. Зародившийся ещё в середине XIX века и развивавшийся во второй половине XX столетия благодаря трудам философов из разных стран, экзистенциализм в том числе был популярен во Франции, где одним из ярких представителей этого направления был Ж.-П. Сартр. Как оно воспринималось современниками и что происходит с философией существования в наши дни, какие перспективы у направления в будущем? Актуальны ли сейчас идеи Ж.-П. Сартра?

Философия Сартра актуальна в любое время, поскольку, как писал сам автор: «Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность» [9, с. 216]. В реалиях современного общества в условиях неопределённости категории экзистенциализма могут стать релевантной основой для осмысления нового экзистенциального статуса человека. В условиях социально-экономической, психологической турбулентности возникает потребность в рассмотрении проблем человеческого существования в парадигме экзистенциальной философии.

Цель данной статьи - выявить эвристический потенциал философии Ж.П. Сартра и идентифицировать новые тенденции в развитии экзистенциализма для анализа существования человека в современных условиях и определить новые тенденции в развитии экзистенциализма.

Идеи Ж.-П. Сартра пользовались популярностью у современников как философов (С. Де Бовуар, Ж. Де-лёз, А. Камю, А. Горц, Ж. М.Э. Лакан, А. Бадью), но его влияние распространялось далеко за пределы сугубо философского знания. Так, Р. Лэйнг, психиатр из Шотландии, взял за основу идею Сартра об экзистенциальной свободе для исследования феномена идеологии антипсихиатрии. Она заключалась в следующем: психологические заболевания человека фундаментально заложены в свободе личности - экзистенциальной свободе. В этих изысканиях Лэйнг опирался на работу Ж.-П. Сартра «Критика диалектического разума» и в результате он изложил в ряде работ собственную социальную теорию, во многом основанную на произведениях философа. Например, Лэйнг ввёл понятие «социальной связки», представляя её как обособленную единицу социума. Лэйнг определил связку, как совокупность нескольких индивидов, которые считают себя частью единого целого, и каждого из этой группы такой же его частью.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

и

см О)

Вместе с тем, данная общность по отношению к личностям, её составляющим, не есть нечто, обусловленное извне. В основу этой совокупности положены переживания личностей, как индивидуальных членов, так и взаимопереживания между членами этого множества личностей. В заключении Лэйнг приходит к утверждению, что, изменившись, каждый член этой связки неизбежно повлияет на изменение остальных членов. Таким образом, теоретически, один индивид может изменить всю общность своим личным изменением [4]. Здесь прослеживается влияние идей Ж.-П. Сартра об ответственности - если человек ответственен, то он в ответе за всё человечество [9]. Также базирующееся на тезисе «существование предшествует сущности» [9, с. 258] понимание Сартром человека, его положение о выборе, ответственности и самоопределении во многом послужила основанием гуманистической психологии К. Роджерса и А. Маслоу [10].

Идеи экзистенциализма являются органичной частью современного философского дискурса. Д. Велла и С. Гуалени, профессоры Мальтийского университета, исследуют вопросы экзистенциальной паники, смыслов и субъективности в виртуальных мирах. Проблемы бытия в виртуальной реальности давно волнует учёных, в том числе и в игровых мирах [2]. Так, понятие «игровое возвышенное», введённое Вэллой, представляет собой столкновение игрока с невозможностью полностью овладеть игрой, несмотря на все усилия. Гуалени в 2015 году издаёт монографию «Виртуальные миры как философские инструменты: как философствовать цифровым молотком», на страницах которой рассматривает возможности осмысления в парадигме философских категорий виртуальных миров и использования их в качестве моделей для мира окружающей нас реальности. В другой совместной работе 2020 года «Виртуальный экзистенциализм» Гуалени и Вэлла стараются ответить на вопрос, как опыт индивида в реальном мире связан с возникновением его опыта в виртуальных мирах, если ли точки пересечения этого опыта, способен ли виртуальный опыт повлечь экзистенциальные как опыт в виртуальных мирах возникает из опыта в актуальном мире, пересекается с ним, и как он способен побудить к экзистенциальным действиям реального «я» человека, обусловлены ли такие действия лишь границами и условиями виртуальной реальности которые представляются более гибкими, чем ограничения реального мира? [12, 113]. В исследовании рассматривается проблема субъективности в виртуальных мирах. Авторы интерпретируют виртуальное не как спектр новых возможностей, а как обнаружение нового мира, преодолевать который предстоит с помощью воображения. Виртуальная субъективность по мнению Гуалени и Вэллы представляет собой часть реальной субъективности, составляет некое её подмножество. Авторы ссылаются на терминологию Сартра, рассуждая о виртуальной субъективности, представляя её как поступки, совершаемые для выстраивания собственного проекта в виртуальном мире. Воображаемая версия индивида в виртуальной среде выходит за рамки детерминированности реального мира. Восприятие виртуального мира и эмоции, которые человек испытывает при успехе или неудаче собственного проекта в виртуальном мире авторы называют «анало-гоном» для виртуальной версии личности, находящейся вне детерминации факторов реального мира.

Ограничения виртуального мира и способности человека, так же, как и набор действий, возможных в нём, формируют виртуальную субъективность [12]. Согласно Сартру, строго придерживаться правил игры означает жить в самообмане и нечистой совести, а, следователь-

но, отказываться от своей собственной экзистенциальной свободы [8]. Гуалени и Велла предлагают рассматривать виртуальные миры с позиций проектуальности, а не только с позиций субъективности. С этой точки зрения свобода позволяет построить собственный проект в виртуальном мире, независимо от того, нарушает ли игрок правила игры или соблюдает [12]. Таким образом, идеи Сартра обретают новые смыслы и получают развитие в «виртуальном экзистенциализме», в котором вектор исследования смещается на анализ существования в виртуальном информационном мире.

Д. Чалмерс в книге 2022 года «Реальность с плюсом: Виртуальные миры и вопросы философии» рассматривает проблемы виртуалистики в фокусе философской проблематики [11]. Например, можем ли мы обрести свободу посредством «цифрового воображения»? Ведь виртуальные миры можно рассматривать как подмену самоактуализации и свободы выбора заранее продуманным сценарием с различной степенью вариативности. Здесь автор по-своему также поддерживает упомянутое заключение Сартра о том, что личность ставит под удар свою экзистенциальную свободу, не выходя за рамки предопределённого сценария игры, становясь жертвой самообмана [8]. Чалмерс, кроме этого, ставит вопрос об истинности виртуальной экзистенции как таковой. Используя современные технологии - виртуальную реальность, искусственный интеллект, дополненную реальность, компьютерное моделирование - для поиска ответов на философские вопросы. Такие как, например, «познаваем ли внешний мир?». Автор полагает центральным тезисом своей книги заключение, что виртуальная реальность - это подлинная реальность. Этот тезис разбивается на три взаимосвязанных гипотезы [11]:

1. Виртуальные миры - не иллюзии, не вымысел. Происходящее в них - происходит на самом деле.

2. В виртуальном мире можно жить полноценной жизнью.

3. Нельзя исключать, что мир, в котором мы живём, может быть виртуальным.

Таким образом, понятия как экзистенциальной свободы Ж.-П. Сартра так и экзистенции в целом переосмысляются в парадигме виртуальной реальности, что является перспективным полем для философских исследований в цифровую эпоху.

Экзистенциальная неустойчивость рассматривается и в работах современных российских авторов. Так, в исследовании Н.М. Мамедовой, посвящённом изучению идентичности личности в модусе свободы и ответственности, подчёркивается обострившаяся проблема идентичности в условиях социальной трансгрессии. «Человек информационный» приходит на смену «человеку общественному», становится объектом, а не субъектом виртуального мира. В этой связи человек также может испытать иллюзорность свободы, ощутить возникающий между двумя мирами - реальным и виртуальным - диссонанс. Грань между публичным и приватным стирается, что и вызывает экзистенциальную неустойчивость [5; 6; 7]. Подчёркивается, что в современном мире соотношение свободы и ответственности, как собственно и трактовки этих экзистенциальных категорий, формируются на стыке таких парадигм, как аналитико-философской, экзистенциальной и марксистской. Современные условия, такие как репрезентация идентичности в сетевой форме, существование личности на грани реального и виртуального миров, формируют обстоятельства для возникновения различных идентификационных рисков [5].

Таким образом, экзистенциальный подход обладает эвристическим потенциалом для анализа различ-

ных феноменов современной реальности. Основанный в XIX в. экзистенциализм человеческого существования не только не потерял своей значимости, но и приобрёл новые грани актуальности. В эпоху цифровизации возникает новое пространство человеческого существования - виртуальная реальность. Перспективным направлением для исследования человека в современных реалиях, специфики идентификационных процессов и новых рисков является «виртуальный экзистенциализм» (Д. Велла, С. Гуалени). Представляет научный интерес исследование виртуальных миров через призму теории проекта бытия Ж.-П. Сартра, исследование проектуаль-ности, реализации собственного проекта в виртуальном мире, а не только субъективности, то есть понимания того, кем хочет стать человек в виртуальной реальности, а не только кем он может себя в ней увидеть и ощутить; насколько свободным может себя почувствовать и какую ответственность нести.

Литература

1. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О.Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н.Б. Кириллова, Е.В. Никонорова, О.В. Шлыкова и др.; отв. ред. Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 292 с.

2. Ведерин, А.А. Экзистенциализм и проблемы глобализации в современном мире / А.А. Ведерин // Заметки ученого. - 2021. - № 5-2. - С. 140-145.

3. Захаренко, А.В. Новый экзистенциализм / А.В. За-харенко, Л.В. Молокова, М.М. Михайлов // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 166172.

4. Лэйнг, Р. Д. Я и другие. Узелки / Лэйнг Р.Д.,- 2-е изд., (эл.) - Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2018. - 232 с.

5. Мамедова, Н.М. Идентичность личности в модусе свободы и ответственности / Н.М. Мамедова // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2022. -№ 3(43). - С. 6-16.

6. Мамедова, Н.М. Традиция и культурная идентичность / Н.М. Мамедова // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2016. - № 1(17). - С. 10-15.

7. Мамедова, Н.М. Социальная философия: учебное пособие по курсу «Социальная философия», «Социология». - Москва: Изд-во Российского гос. торгово-экономического ун-та, 2011. - 91 с.

8. Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто / Жан-Поль Сартр; [перевод с французского В.И. Колядко]. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 1072 с. - (Эксклюзивная классика).

9. Сартр, Жан-Поль. Человек в осаде / Жан-Поль Сартр; [перевод с французского Я.Ю. Яковлевной, Л.А. Зониной, Л.Н. Токарева, С.Л. Фокина, О.Е. Волчек, М.Н. Грецкого]. - Москва: Издательство Вагри-ус, 2006. - 320 с.

10. Фокина, А.С. Экзистенциализм в психотерапии / А.С. Фокина // Forcipe. - 2021. - Т. 4, № S1. - С. 276.

11. Chalmers, D.J. Reality + VIRTUAL WORLDS AND THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY. - NY: W.W. Norton & Company, 2022. - 544 p.

12. Gualeni, S., Vella, D. Virtual Existentialism: Meaning and Subjectivity in Virtual Worlds / Stefano Gualeni, Daniel Vella. - Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2020. - 153 p.

EXISTENTIALISM OF J.-P. SARTRE AND "VIRTUAL EXISTENTIALISM"

Sirotkin A.V.

Plekhanov Russian University of Economics

The article attempts to identify the heuristic potential of existential philosophy in the information society system of philosophical science. The influence of J.-P. Sartre's works on the research of scientists of the XX-XXI centuries is undeniable, and it extended far beyond the limits of purely philosophical knowledge. It is shown that a promising direction of human research in modern realities, the specifics of identification processes and new risks is "virtual existentialism" (D. Vella, S. Gualeni). The ideas of J.-P. Sartre acquire new meanings and are developed in "virtual existentialism", in which the vector of research is shifted to the analysis of existence in the virtual information world. Thus, the article provides examples of the interpretation and use of his ideas as a basis in works on psychiatry and humanistic psychology. At the same time, the interpretation of the theses and concepts of Sartre's existentialism in the works of modern philosophers of the XXI century, including those devoted to the study of human existence in a "digital society" and virtual reality, is considered. In particular, studies of the phenomena of "virtual existentialism", "virtual subjectivity", existential freedom and existential instability are presented as new perspectives in the development of this branch of philosophy.

Keywords: "virtual existentialism", existential instability, virtual reality, existential philosophy, virtual subjectivity, digital society.

References

1. The Information Age: new paradigms of culture and education: monograph / O.N. Astafyeva, L. B., Zubanova, N.B. Kirillova, E.V. Nikonorova, O.V. Shlykova, etc.; ed. by N.B. Kirillov. -Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2019. - 292 p.

2. Vederin, A.A. Existentialism and problems of globalization in the modern world / A.A. Vederin // Notes of the scientist. - 2021. -№ 5-2. - pp. 140-145.

3. Zakharenko, A.V. New existentialism / A.V. Zakharenko, L.V. Molokova, M.M. Mikhailov // Youth Bulletin of IrSTU. -2022. - Vol. 12, No. 1. - pp. 166-172.

4. Laing, R.D. Me and others. Nodules / Laing R.D.,- 2nd ed., (e-mail) - Moscow: Institute of General Humanitarian Research, 2018. - 232 p.

5. Mamedova, N.M. Identity of the individual in the mode of freedom and responsibility / N.M. Mamedova // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. - 2022. - № 3(43). - Pp. 6-16.

6. Mamedova, N.M. Tradition and cultural identity / N.M. Mamedova // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. - 2016. - № 1(17). - Pp. 10-15.

7. Mamedova, N.M. Social philosophy: a textbook on the course "Social Philosophy", "Sociology". - Moscow: Publishing House of the Russian State Trade and Economic University, 2011. -91 p.

8. Sartre, Jean-Paul. Being and Nothing / Jean-Paul Sartre; [translated from the French by V.I. Kolyadko]. - Moscow: AST Publishing House, 2020. - 1072 p. - (Exclusive classics).

9. Sartre, Jean-Paul. The Man under Siege / Jean-Paul Sartre; [translated from the French by Ya. Yu. Yakovlevna, L.A. Zonina, L.N. Tokareva, S.L. Fokina, O.E. Volchek, M.N. Gretsky]. -Moscow: Vagrius Publishing House, 2006. - 320 p.

10. Fokina, A.S. Existentialism in psychotherapy / A.S. Fokina // Forcipe. - 2021. - Vol. 4, No. S1. - p. 276.

11. Chalmers, D.J. Reality + VIRTUAL WORLDS AND THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY. - NY: W.W. Norton & Company, 2022. - 544 p.

12. Gualeni, S., Vella, D. Virtual Existentialism: Meaning and Subjectivity in Virtual Worlds / Stefano Gualeni, Daniel Vella. -Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2020. - 153 p.

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.