Научная статья на тему 'Экзистенциализм как инструмент декодирования национального образования'

Экзистенциализм как инструмент декодирования национального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциализм / консьюмеризм / коммунитаризм / институциональные ловушки / анонимная война. / existentialism / consumerism / communitarianism / institutional traps / anonymous war.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкин Алексей Ефимович

Предметом теоретического конструирования нового способа социального развития, и в первую очередь образовательной системы, вызвано необходимостью создания предпосылок выхода социума из институциональной ловушки, возникшей вследствие проигранной на данном историческом этапе психолого-информационной анонимной войны. В нашем понимании, философское моделирование коммунитаристского общества и образования в частности, могут осуществлять только культурно-исторические люди-экзистенциалисты. Именно им предстоит восстановить концепцию единой трудовой подготовки школьников к жизни с созданием творческих мастерских по интересам. Они должны возглавить школу, способную первой среагировать на ужасающую статистику разводов и через механизм раздельного гендерного образования воспитать уважение к противоположному полу. Их школа должна прервать практику навязывания чужих паттернов через социально-политические технологии толерантности, космополитизма, экуменизма и синкретизма. Экзистенциалисты должны найти выход из колониальной системы страны-сателлита через возрождение национального и религиозного самосознания. Один из выходов связан с созданием нового инновационного образовательного учреждения примерно такого вида, как наша двухуровневая система «Русская школа — Народный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIALISM AS A DECODING TOOL OF NATIONAL EDUCATION

The subject of the theoretical design of a new way of social development, and, first of all, the educational system, is caused by the need to create the prerequisites for the emergence of society from the institutional trap that arose as a result of the psychological and information anonymous war lost at this historical stage. In our understanding, the philosophical modeling of communitarian society and education in particular, can only be cultural-historical people-existentialists. It is they who will have to restore the concept of unified labor training of schoolchildren to life with the creation of creative workshops on interests. They should lead the school, which is the first to react to the horrific divorce statistics and, through the mechanism of separate gender education, foster respect for the opposite sex. Their school must interrupt the practice of imposing alien patterns through the sociopolitical technologies of tolerance, cosmopolitanism, ecumenism, and syncretism. Existentialists must find a way out of the colonial system of the satellite country through the revival of national and religious identity. One of the ways out is associated with the creation of a new innovative educational institution, something like this kind as our two-tier system Russian School — People’s University.

Текст научной работы на тему «Экзистенциализм как инструмент декодирования национального образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427).

Философские науки. Вып. 52. С. 60—66.

УДК 101. 130.3 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10510

ББК 87.6

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕКОДИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Е. Шишкин

Медицинский университет «Реавиз». Самара, Россия

Предметом теоретического конструирования нового способа социального развития, и в первую очередь образовательной системы, вызвано необходимостью создания предпосылок выхода социума из институциональной ловушки, возникшей вследствие проигранной на данном историческом этапе психолого-информационной анонимной войны. В нашем понимании, философское моделирование коммунитаристского общества и образования в частности, могут осуществлять только культурно-исторические люди-экзистенциалисты. Именно им предстоит восстановить концепцию единой трудовой подготовки школьников к жизни с созданием творческих мастерских по интересам. Они должны возглавить школу, способную первой среагировать на ужасающую статистику разводов и через механизм раздельного гендерного образования воспитать уважение к противоположному полу. Их школа должна прервать практику навязывания чужих паттернов через социально-политические технологии толерантности, космополитизма, экуменизма и синкретизма. Экзистенциалисты должны найти выход из колониальной системы страны-сателлита через возрождение национального и религиозного самосознания. Один из выходов связан с созданием нового инновационного образовательного учреждения примерно такого вида, как наша двухуровневая система «Русская школа — Народный университет».

Ключевые слова: экзистенциализм, консьюмеризм, коммунитаризм, институциональные ловушки, анонимная война.

В нашем исследовании декодировщиком псевдонационального образования выступает культурно-исторический экзистенциальный человек, который обратно превращает код в понятную для человека форму представления данных.

Экзистенциальный человек представляет из себя с этической точки зрения совестливый сгусток, с научной точки зрения — обреченность на поиск истины. Его динамические потребности, с одной стороны, связаны с преодолением заскорузлости и рыночного развития по той причине, что капиталистическое общество обезличивает общество. Тотальный режим истребляет людей, насаждает социальные болезни мира, уничтожает стабильные традиционные ценности, поэтому экзистенциалист находится во враждебной социальной среде, желающей всех людей сделать одинаковыми. С другой стороны, экзистенциальный человек ратует за самотождественность в идентификации саморазвивающегося, но не превозносящегося знаниями, а несущего за всех ответственность. Смысл жизни обретается в пограничных условиях (ситуациях), где человек определяет, что главное в его жизни.

Экзистенциальный человек открыт реальности и тому, что происходит «здесь и сейчас». Экзистенциальный человек всегда трансцендирует и думает онтологично, т. е. не в себе полагает цели. «Быть человеком, — по В. Франклу, — значит

выходить за пределы самого себя. Сущность человеческого существования заключена в его са-мотрансценденции» [15, с. 51]. Его «чистые варианты жизни являются идеальными типами и редко реализуются в реальности» [5, с. 133].

Экзистенциалистов можно сравнить с иноками, «уходящими из мира». Уход от кажущегося смысла жизни связан с ложным пониманием карьеры и тщеславным желанием признания обществом. Обретение себя невозможно по принуждению, и тем более через превозношение над окружающими, а только через аутентичное существование.

Экзистенциальный человек «делает себя сам» Он автор своего «проекта» [10]. Он не отрицает предзаданность и обреченность эсхатологического человечества под естественными процессами энтропии и искусственно смоделированными ударами консциентальной войны, но вступает в психологическое неравное противоборство.

Образ экзистенциалиста схож с персонажем сказки об Иване-дураке, который для этого мира смешон, несчастен и глуп, а для мира Горнего умен через причастность к святости и «положению» души своей «за други своя» (Ин. 15:13). Заметим, что подвиг существует до и после своего свершения. «До-подвиг» означает воспитание отзывчивости и самопожертвования в семье и школе с акцентом на «духовные референты нации

[16, с.140], представляющие эталоны культурно-героического развития [12, с. 4].

Кризис традиционной социодинамической парадигмы современного образования связан, во-первых, с удалением идеолого-патриотического воспитания, во-вторых, с секулярным характером поиска истины, в-третьих, с идущей анонимной консциентальной войной, направленной на уничтожение национального и религиозного самосознания.

Существуют различные школы, но мы ими, как правило, не пользуемся, по той причине, что «инициатива наказуема». Реализовать свой проект может лишь тот «мастер, который сочинил программу. «Личностно-ориентированные» (Т. И. Кулыпина, Ш. А. Амонашвили, В. П. Сериков), «культуросообразные» (В. Г. Костомаров, Е. В. Бондаревская, Е. М. Верещагин) и «приро-досообразные» (Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори) системы обучения связывают национально-ориентированные (русские, татарские, еврейские) школы с концептами космизма (К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и др.) или постижения ноосферной культуры (В. И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден).

Современная техногенно-потребительская цивилизация обнаружила свою тупиковость, способную уничтожить Землю в результате глобальных кризисов и в качестве поиска выхода предлагает ноосферную реальность как все многообразие проявлений человеческой деятельности [18, с. 9]. Целостная система креативного образования ориентирована на самообразование (В. И. Слобод-чиков, А. М. Арсеньев, В. И. Андреев), принципы эвристического (П. Ф. Каптерев, А. В. Хуторской) или инновационного проективного обучения (Г. Н. Прозументова, В. Я. Ляудис).

Все интенсивные системы обучения не изучены в перспективе. Задача «обойти программу начальной школы и даже выйти за ее пределы» [13, с. 217], не означает, что не возникнут побочные эффекты со здоровьем или то, что увеличение знаний происходит за счет ущербности сердечно-нравственного развития.

С другой стороны, повышенные требования относятся не ко всем обучающемся, а исключительно — к одаренным. И здесь вполне возможны технологии «не урока, а образовательной ситуации» [17; 20], не задания учителя, а поиск и разрешение учащимся собственных целеполаганий.

Если кроме талантливых самородков и грамотных интерпретаторов мало кто может осуществить внедрение гениальных идей в «образовательное производство», то остается для всех

остальных учителей лишь Болонская система, которую можно рассмотреть как университет и антиуниверситет. С одной стороны, трехцикловая система высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура-аспирантура) позволяет получить концептуальные (фундаментальные), формирующие (частные профессиональные) и синтетические (сочетание нескольких дисциплин) знания. Тем самым стать конкурентоспособным на рынке труда во всем мире. С другой стороны, оценки западных и отечественных экспертов по системе болонского образования свидетельствуют, что лучшие умы человечества говорят о прохождении точки бифуркации в истории (М.Фуко), цивилизации (С. Хантинктон), науки (Люсьен Пуанкаре), экономики (Норберт Винер).

Явления метаболизма и хаоса свидетельствуют о зарождении новых мировых процессов в истории человечества. [14]. «Бифуркационные процессы» [8] от искусственно смоделированных социально-политических технологий и испытания ядерного, психотропного или биологического оружия в военных целях создали условия для «разжатия пружины». Ожидаемые катаклизмы могут быть апокалипсическими, так что человечеству следует спешить к собственному духовно-нравственному выздоровлению и наведению порядка в природе.

Болонская система не устраивает видных российских ученых, обратившихся к Президенту РФ с проблемами прагматизации образования, снижения качества обучения, «студентоцентризма», «ученикоцентризма»1, «раскультуривания школы» [11, с.12]. Не совсем верная постановка вопроса связана с созданием комфорта учащимся по отмене школьной формы в старших классах. Жизнь состоит не только из удовольствий. Следует защитить учителей от родителей, которые «душат в объятьях» собственных детей и того же требуют от школы. Здесь следует хорошо подумать, прежде чем запускать систему постоянно действующего открытого урока в Интернете. Родители, возможный конфликт учителя с учеником, могут без контекста — купировать информацию и тогда скандал будет в одностороннем порядке.

Наблюдается процесс накачивания информацией [2, с.169], но вопрос должен стоять не о количестве, а о качестве и научных методах постижения истины

По мнению Олега Смолина, закон № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» и государственная программа «Развитие образования на период с 2013 по 2020 год» стратегически написаны не верно,

1 URL: www.socionauki.ru>almanac/noo21v/number_ 2/2_5_1.php.

т. к. ориентируют отрасль образования на ухудшение по 76 позициям1.

Мы так же свидетельствуем, что нормативный идеал образованного человека2, тип культуры3, личностный или институциональный подходы не осуществляют сверку с трансцендентными образцами, что создает угрозу фундаментальным основам университетского бытия [21, с.86].

Современная система образования воспитывает автохтонные народы России по чужим западным паттернам. Выдающиеся национальные педагоги забыты. Наследие предков не востребовано. С одной стороны, необходимо остановить потоки чуждых педагогических веяний с Запада, с другой стороны, надо вернуть в русские школы опыт выдающихся отечественных педагого (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В .А. Сухом-линский). Суть наследия наших талантливых педагогов заключается в осмыслении научной картины мира, добродетельном труде и создании верной семьи как внутренней крепости государства.

Философия образования связана с предметом теоретического конструирования нового способа социального развития. В системе консьюмеризма будут одни целеполагания, в коммунитаризме — другие. Современный секулярный университет продолжает пичкать студентов бессмысленными технологиями. До сих пор через программу Я. А. Коменского «процесс образования превращают в машинную деятельность» [3, с. 13] как «мельницу и часы», но смею заметить, что тепло передается от сердца к сердцу, а не от смартфона к планшету или компьютеру. Однажды встав на путь дивергенции, явления энтропии возрастают. Одних желаний, интересов и реальных (материальных) возможностей» [4, с. 536] недостаточно, чтобы дать базовое универсальное образование о человеке, семье, обществе, природе и Боге. Здесь нужны убедительные научно-технические критерии и образцы денотатов, чтобы вырваться из системы обскурации.

Только после разработки философии национального образования и обеспечения механизмами ее реализации можно приступить к использо-

1 25.07.2012. Москва. Встреча Д. А. Медведева с экспертами «Открытого Правительства».

2 В Афинах — воин, оратор; в эпоху Просвещения — знающий (ученый, философ); в эпоху социализма — строитель коммунизма (инженер, врач); в эпоху постмодерна — потребляющий (банкир, модельер, турист, официант).

3 Постфигуративный (доминирует культура традиций), фигуративный (культура рациональных знаний, норм), префигуративный (эрзацкультура).

ванию «всеобуча» через конкурсы «воспитатель года», «учитель года» и т. д..

В Министерстве образования РФ через механизм рабочих программ заставляют преподавателей осваивать каждый раз новые компетенции. Но вопрос стоит не «быстрее и дальше», а в ту ли сторону идем? Что происходит с обществом: дивергенция или конвергенция, регенерация или обскурация?

К сожалению, современный вопрос о выработке философии образования не имеет фундаментального научного подхода. В глобальном секулярном европоцентристском кризисе одни ученые предлагают связь университета с буддизмом, другие — с медитацией, третьи — с искусственным интеллектом, четвертые — с генной инженерией, пятые — с чипизированной поднадзорностью человека, шестые — с нейронаукой и только седьмые возрождение России связывают с национальным и религиозным самосознанием.

Получается, что все современные методы носят амбициозный и креативный характер, где автор заботится только о своем имидже. Вся разница между современными секулярными идеологами и классиками заключается в том, что первые думают о себе, а не о Родине и воспитанниках как будущих строителях коммунитаристского общества. Если человечество не найдет способ ускорить смену чувственной эпохи на идеационную, то все благие намерения будут тщетными по той причине, что управлением мозга займутся специалисты консциентальной войны.

Нам нужен не столько факт расслоения на массовое и качественное образование (он очевиден), сколько идея и способ решения социальной проблемы конкурентоспособности для сохранения безопасности национального образования от глобальных тенденций утери идентификации от «Я» к «Я-другому».

Престиж секулярного вуза определяется четырьмя факторами: «обучение — исследования — инновации — востребованность». В Народном университете кроме перечисленных искомых величин добавляется «смысл жизни» и «патриотическая гордость» за голгофское служение в области духовной, военной, экономической и управленческой безопасности. Для формирования русского национального характера, выковывания русской идеи и подготовки специалистов консциентальной безопасности и, главное, строительства идеационного общества я предлагаю открыть двухуровневую систему: «Русская школа — Народный университет» [19].

Народный университет социально-политических технологий «Ладомир» призван ликвидиро-

вать противоречия в существующем секулярном вузе:

— между традиционными установками семьи и требованиями образовательного учреждения;

— между манипуляционным потоком информации и умением фильтровать, отслеживать позитивное содержание, необходимое для приобретения универсальных знаний о человеке, семье, обществе, природе и Боге;

— между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями поведения и реально сформированными качествами лич-ности1 (расхождение между словом и делом, идеалом и навязанными стереотипами из-за отсутствия религиозных и национальных укрепов);

— между возникающими у личности запросами и реальным уровнем их удовлетворения (не работают социальные лифты, родовая преемственность во власти);

— между уровнем развития личности и образом жизни, находящихся в противоречии с природой и замыслом Всевышнего.

Только при выборе «дороги в небо» нас поддержат другие народы. Только при строительстве имперского самосознания как катехона следует быть готовыми к «омовению током нашей русской крови» [1, с. 363].

Обоснование строительства русской школы связано с «преодолением десакрализации общественного сознания» [6, с. 5] и секуляризацией образовательной системы. Необходимо признать отрицательное отношение к идее национальной школы со стороны чиновников. Манкуртизация всей страны сделала свое черное дело. Роковые последствия секулярного образования вместо патриотизма [7, с. 149] привели к насаждению космополитизма.

Компромисса между старым и новым, либеральным и консервативным, плюралистическими ризомами (симулякрами) и трансцендентными денотатами в целеполаганиях быть не может. Диалог культур и дипломатия должна идти на уровне межкультурных связей.

Запад строит свои победоносные стратагемы в геополитических войнах, а мы свои. Консциентальная война должна идти до полной победы русского мира, с отстранением влияния идей европоцентризма и социально-политических технологий по «перезагрузке» (перекодированию автохтонных народов) миграционными потоками и подчинения национальных ресурсов экономическому развитию Запада.

1 URL: www.teacher.cspu.rmfiles/Воспитание в...педагогическом...

Создание русской школы связано с правовым, законодательным2, религиозным и культурно-ци-вилизационным самосознанием народа. Школа должна не по имени, а по существу называться русской.

Учебные планы следует скомпоновать с учетом проективного подхода, чтобы убрать многопредметный и перегруженный характер обучения. Необходимо изъять стереотипы и шаблоны. Исключить пагубное влияние родительской общественности, если таковые относятся к третьей страте и не понимают сути требований к школьникам. Можно использовать опыт пушкинского Царскосельского лицея и Института благородных девиц (концепция И. И. Бецкого на основании принципа природосообразности, заимствованного у Ж.-Ж. Руссо). Развитие русской национальной школы предполагает христианизацию светского образования, соборно-общинный способ научной организации школы, возврат учителей-мужчин, проективный способ саморазвития и расширение сферы внутришкольного самоуправления. Но по последнему тезису следует знать, что национальная школа предполагает наставничество, а не панибратство.

Социальный выбор служения обществу (кон-сьюмеристскому или коммунитаристскому), как цели образования, может быть разным:

а) секулярно-гуманистический (постмодернистский, сектантский) подход человека-тварь ставит выше Творца. Здесь насаждаются псевдоонтологические идеи материализма, дуализма, плюрализма на платформе гносеологического скептицизма и пессимизма;

б) религиозный (классический) подход выстраивает иерархию космологических ценностей. Классический университет должен давать универсальные знания о человеке, семье, обществе, трансцендентной природе и Боге. Здесь человек воспитывается по «образу и подобию Бога» на онтологических и гносеологических идеях монизма и идеализма;

в) либерально-монетаристский подход заставляет поклоняться не Богу, а деньгам. Здесь образовательное учреждение выступает в роли «Молоха», пожирающего целомудрие,

2 Недостаточная база: п. 4.1 ст. 87 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ говорит о предоставлении возможности создавать ОПК; п. 4.6 ст. 87 разрешает участие религиозных организаций в составлении УМК ОПК. Надо убрать воинствующий атеизм, космополитизм, толерантизм, синкретизм, экуменизм. Необходимо создать базу для строительства русской религиозной школы, способной пробуждать национальное и совестливое самосознание.

совесть и непорочность, но вырабатывает механизмы встраивания в процесс добычи прибыли для глобалистов (мондиалистов, атлантистов).

На сегодняшний день первая и третья цель, по сути, объединены, а вот вторая цель только начинает восходить на свой олимп.

Представлены две системы образования (светско-секулярная и национально-коммунита-ристская), которые рождают два культурных типа людей. Генерал-полковник Л. Ивашов заметил разницу двух цивилизаций через героев художественных произведений Н. Гоголя и О. Генри. В русском романе Тарас Бульба готов душу свою отдать за друга: «Нет уз святее товарищества». В новелле О.Генри «Дороги, которые мы выбираем» персонажи демонстрируют пошлые и предательские взаимоотношения: «Мне жаль, Боб, — сказал Акула Додсон, — что твоя гнедая сломала ногу, Боливар двоих не вынесет» [9, с. 49]. Кстати, застреленный Боб Тидбол успел произнести: «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а то, что внутри нас выбирает именно эту дорогу».

Здесь следует заметить, что когда Гоббс говорил о том, что «человек человеку волк», то он имел ввиду именно западного человека и их торгово-пиратскую систему. Наш русский монах Филофей говорил об идее «третьего Рима» как «удерживающей мир от зла» (2 Фес. 2:7).

Коды современного секулярного антигуманистического образования, как и религиозные секты, уводят детей и юношество от реальности в виртуальный мир симулякров и ризом. Если данный посыл верен (а мы в этом убеждены), то необходимо заняться декодированием национального образования для возвращения денотатов на основе постижения имманентного и трансцендентного миров. Как бы ни был соблазнительным западный мир комфорта вне духовно-нравственных ценностей, мы вынуждены призвать к возвращению в созерцательную картину Востока, которая свидетельствует о том, что у консьюмеристов «ум зашел за разум». А это означает, что необходимо разворачиваться на 180 градусов и следовать за экзистенциалистами и коммунитаристами, если, конечно, не хотим стать виновниками апокалипсических времен.

Список литературы

1. Аверьянов, В. Доктрина Русского мира / А. Проханов, А. Дугин, А. Кобяко. — М. : Кн. мир, 2016. — 649 с.

2. Аннушкин, Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. — 2016. — № 4. — С.164—170.

3. Базарный, В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — Сергиев Посад, 2004. — 96 с.

4. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. — М .: Совершенство, 1998. — 605 с.

5. Дружинин, В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. — М., 2000. — 79 с.

6. Православное образование. 2014. № 1. С. 5.

7. Криворотова, Т. А. Идея русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX — начала XX века / Т. А. Криворотова. — Н. Новгород, 2003. — 171 с.

8. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой : пер. с англ. / И. Приго-жин, И. Стенгерс ; общ. ред. В.И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. — М. : Прогресс, 1986. — 432 с.

9. Прокопенко, И. С. Теории заговоров. Кто правит миром? / И. С. Прокопенко. — М. : Э, 2015. — 320 с.

10. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов : сборник / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. — М. : Политиздат, 1989. С. 319—324.

11. Троицкий, В. Ю. Слово и филологическое образование: пути восстановления / В. Ю. Трофимов // Народная газета. — 2017. — № 4 (373). — 6 марта.

12. Трофимова, А. В. Подвиг как явление русской культуры / А. В, Трофимова. — Н. Новгород, 2008. — 184 с.

13. Тубельский, А. Школа будущего, построенная вместе с детьми / А. Тубельский. — М. : Первое сентября, 2012. — 440 с.

14. Фейнман, Р. Характер физических законов / Р. Фейнман. — М. : АСТ, 2014. — 256 с.

15. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл ; под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева ; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

16. Хоруженко, К. М. Культурология : энцикл. слов. / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д. : Феникс, 1997. — 640 с.

17. Хуторской, А. В. Концепция Научной школы человекосообразного образования / А. В. Хуторской. — М. : Эйдос : Изд-во Ин-та образования человека, 2015. — 24 с.

18. Шишин, М. Ю. Ноосферная концепция культуры / М. Ю. Шишин. — Барнаул, 2003. — 283 с.

19. Шишкин, А. Е. Народный университет социально-политических технологий «Ладомир» / А. Е. Шишкин. — Самара : Мечта, 2018. — 444 с.

20. Школа творчества : сб. ученич. работ / ред. и сост. А. В. Хуторской. — Ногинск, 1996. — 250 с.

21. Щелкунов, М. Д. Чем рискует классический университет в современном обществе? / М. Д. Щелкунов // Философские науки. — 2018. — № 2. — С. 85—94.

Сведения об авторе

Шишкин Алексей Ефимович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Самарского медицинского университета «Реавиз». Самара, Россия. ladomir12345@rambler.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 5 (427). Philosophy Sciences. Iss. 52. Pp. 60—66.

EXISTENTIALISM AS A DECODING TOOL OF NATIONAL EDUCATION

A.E. Shishkin

Medical University "Reaviz". Samara, Russia. ladomir12345@rambler.ru

The subject of the theoretical design of a new way of social development, and, first of all, the educational system, is caused by the need to create the prerequisites for the emergence of society from the institutional trap that arose as a result of the psychological and information anonymous war lost at this historical stage. In our understanding, the philosophical modeling of communitarian society and education in particular, can only be cultural-historical people-existentialists. It is they who will have to restore the concept of unified labor training of schoolchildren to life with the creation of creative workshops on interests. They should lead the school, which is the first to react to the horrific divorce statistics and, through the mechanism of separate gender education, foster respect for the opposite sex. Their school must interrupt the practice of imposing alien patterns through the sociopolitical technologies of tolerance, cosmopolitanism, ecumenism, and syncretism. Existentialists must find a way out of the colonial system of the satellite country through the revival of national and religious identity. One of the ways out is associated with the creation of a new innovative educational institution, something like this kind as our two-tier system Russian School — People's University.

Keywords: existentialism, consumerism, communitarianism, institutional traps, anonymous war.

References

1. Aver'yanov V., Prokhanov A.. Dugin A.. Kobyakov A. DoktrinaRusskogo mira [Doctrine of the Russian world]. Moscow, Knizhnyj mir Publ., 2016. 649 p. (In Russ.).

2. Annushkin, Yu.V. Ekzistentsial'nyi podkhod v obrazovanii [Existential approach in education]. Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy [Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya], 2016, no. 4, pp. 164—170. (In Russ.).

3. Bazarny V.F. Shkol'nyi stress i demograficheskaya katastrofa Rossii [School stress and the demographic catastrophe of Russia]. Sergiev Posad, 2004. 96 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 605 p. (In Russ.).

5. Druzhinin V.N. Varianty zhizni: ocherki ekzistentsial'noi psikhologii [Options for life: essays on existential psychology]. Moscow, 2000. 79 p. (In Russ.).

6. Pravoslavnoe obrazovanie [Orthodox education], 2014, no. 1, p. 5. (In Russ.).

7. Krivorotova T.A. Ideya russkoi natsional'noi shkoly v otechestvennoi pedagogike vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka [The idea of the Russian national school in the national pedagogy of the second half of the XIX — early XX century]. Nizhny Novgorod, 2003. 171 p. (In Russ.).

66

A. Е. fflUW.KUH

8. Prigogine I., Stengers I. Poryadok iz khaosa: novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order from Chaos: a New Dialogue between Man and Nature]. Moscow, Progress Publ., 1986. 432 p. (In Russ.).

9. Prokopenko I.S. Teorii zagovorov. Kto pravit mirom? [Conspiracy theories. Who rules the world?]. Moscow, E Publ., 2015. 320 p. (In Russ.).

10. Sartre J.-P. Ekzistentsializm — eto gumanizm [Existentialism is humanism]. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. Pp. 319—324. (In Russ.).

11. Troitsky V.Yu. Slovo i filologicheskoe obrazovanie: puti vosstanovleniya [Word and philological education: ways of recovery]. Narodnaya gazeta [People's newspaper], 2017, no. 4 (373), June 06. (In Russ.).

12. Trofimova A.V. Podvig kakyavlenie russkoi kul 'tury [Feat as a phenomenon of Russian culture]. Nizhny Novgorod, 2008. 184 p. (In Russ.).

13. Tubel'skij A. Shkola budushchego, postroennaya vmeste s det'mi [Shkola of the future, built together with children]. Moscow, Pervoe sentyabrya Publ., 2012. 440 p. (In Russ.).

14. Fejnman R. Kharakterfizicheskikh zakonov [The nature of physical laws]. Moscow, AST Publ., 2014. 256 p. (In Russ.).

15. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in Search of Meaning]. Moscow, Progress Publ., 1990. 368 p. (In Russ.).

16. Khoruzhenko K.M. Kul'turologiya [Culturology]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 1997. 640 p. (In Russ.).

17. Khutorskoj A.V. Kontseptsiya Nauchnoi shkoly chelovekosoobraznogo obrazovaniya [The Concept of the Scientific School of Human-Education]. Moscow, Ejdos Publ., Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka Publ., 2015. 24 p. (In Russ.).

18. Shishin M.Yu. Noosfernaya kontseptsiya kul'tury [Noosphere concept of culture]. Barnaul, 2003. 283 p. (In Russ.).

19. Shishkin A.E. Narodnyi universitet sotsial'no-politicheskikh tekhnologii «Ladomir» [People's University of Social and Political Technologies "Ladomir"]. Samara, Mechta Publ., 2018. 444 p. (In Russ.).

20. Shkola tvorchestva [School of Creativity]. Noginsk, 1996. 250 p. (In Russ.).

21. Schelkunov M.D. Chem riskuet klassicheskii universitet v sovremennom obshchestve? [What is the risk of a classical university in modern society?]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2018, no. 2, pp. 85—94. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.