Гигиена детей и подростков
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.863:371.27]-057.874
Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, Москва
Проведено изучение с помощью анкетирования представлений старших школьников об объективности и стрессовости различных форм контроля знаний, уровне стресса на экзаменах и мерах по его снижению. Свои знания в этой области как недостаточные оценивают 53,4% учащихся. Самой объективной формой контроля школьники считают устный экзамен, наименее стрессовой - бланковое тестирование. После сдачи экзаменов в 9 классе отмечено достоверное снижение представлений об объективности стрессовых форм контроля. Показана необходимость активизации образовательной работы со школьниками по вопросам профилактики экзаменационного стресса и методической работы по совершенствованию организации и содержания форм контроля знаний.
Ключевые слова: экзаменационный стресс; школьники; отношение к формам контроля; объективность и стрессовость форм контроля.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(3): 67-69.
Bobrisheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Popova O. L., SilaevA. A. THE STUDY OF THE SEVERITY OF EXAM STRESS AND FACTORS WHICH DETERMINE IT IN OLDER SCHOOLCHILDREN.
I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation, 119991
The study was performed with the help of a questionnaire of views of senior schoolchildren about the objectivity and stressfulness of various forms of the control of knowledge, the level of stress in the exams and measures for its reduction. 53.4% out of the students assess their knowledge in this area as insufficient. The most objective form of the control students consider an oral exam, the least stressful - blank testing. After passing the exams in class 9 we observed the evident reduction of representations of the objectivity of test forms of control. The necessity of the activization of educational work with students on the issues ofprevention of exam stress and methodological work on perfection of the organization and content of the forms of rnowledge control is showed.
Key words: examination stress, schoolchildren, the attitude towards the forms of control, objectivity and stressfulness of the forms of knowledge control.
Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(3): 67-69. (in Russ.)
зовательных учреждений г. Москвы. Результаты прошли статистическую обработку с помощью программного средства Microsoft Excel с определением критерия Стьюдента. Данные о распространенности экзаменационного стресса среди старших школьников и самооценке уровня знаний о нем учащихся представлены в табл.
1, из которой видно, что 21,4% учащихся оценили уровень экзаменационного стресса как высокий, при этом влияния различий по полу, возрасту и успеваемости на этот показатель не выявлено. Более половины учащихся посчитали свой уровень знаний по борьбе со стрессом недостаточным, причем таких учащихся оказалось достоверно больше среди девушек и 9-классников, однако только треть из них признала необходимость дополнительного обучения по этому вопросу. Среди учащихся с высоким уровнем стресса заявили о недостаточных знаниях в этой области 75,1%, из них 28,1% признали целесообразность такого обучения. Это может свидетельствовать о недостаточном и формальном обучении учащихся в этой области.
Данные о приемах, применяемых учащимися для снижения экзаменационного стресса, приведены в табл.
2. Около половины учащихся ничего не предпринимает для снижения стресса, 25,4% используют самовнушение и аутотренинг, каждый восьмой учащийся применяет лекарственные средства, и лишь 5,3% учащихся с этой целью используют специальные физические упражне-
Экзаменационный стресс - психотравмирующий фактор, который может стать пусковым механизмом реактивной депрессии [3], психосоматических заболеваний. В период экзаменационной сессии у школьников и студентов нередко регистрируют повышение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, рост уровня психоэмоционального напряжения [2, 4, 5]. Введение Единого государственного экзамена и зачисление по его результатам в вузы увеличивает уровень экзаменационного стресса среди школьников, однако исследований, посвященных изучению мнения старших школьников об экзаменационном стрессе и факторах, его определяющих, в современной литературе нами не выявлено.
Цель исследования - изучение представлений старших школьников об экзаменационном стрессе и факторах, его определяющих. Нами была разработана анкета для выявления представлений об объективности и стрес-совости различных форм контроля, субъективной оценки уровня стресса на экзаменах, мероприятиях, применяемых учащимися для борьбы со стрессом. Проведено анкетирование 262 учащихся 9-11-х классов общеобра-
Для корреспонденции: Бобрищева-Пушкина Наталия Дмитриевна, nbobrishevapushkina @mail.ru.
For correspondence: Bobrisheva-Puskina N.D., [email protected].
]^1гиена и санитария 3/2015
Таблица 1
Распространенность экзаменационного стресса среди школьников (в %) и самооценка ими уровня знаний о нем
Число учащихся, считающих: Всего Юноши Девушки Учащиеся 9-х классов Учащиеся 10-11-х классов Обучающиеся на 4 и 5 Обучающиеся на 3 и 4
Свой уровень стресса выше, чем у большинства учащихся 21,4 19,0 23,5 24,0 23,4 21,4 24,6
Свой уровень знаний по борьбе со стрессом недостаточным 53,4 41,4* 60,0* 64,9* 44,9* 48,9 54,2
Необходимо обучение основам психогигиены и аутотренинга 19,4 22,5 16,4 23,9 16,2 18,0 15
Примечание. * -р < 0,05.
ния. На частоту выбора тех или иных приемов влияния пола и успеваемости не установлено; в то же время учащиеся с высоким уровнем стресса достоверно чаще использовали самовнушение и лекарственные препараты. При изучении мнения учащихся о роли администрации образовательных учреждений по предупреждению экзаменационного стресса было установлено, что 79,5% учащихся считают важным заблаговременное ознакомление учащихся с экзаменационными вопросами, задачами, тестовыми заданиями.
На уровень экзаменационного стресса, по мнению учащихся, могут влиять различные формы контроля знаний. Для выяснения мнения об объективности таких форм контроля учащимся было предложено ранжировать их по степени объективности с последующим определением среднего рангового места. Наиболее объективными оказались устный и письменный экзамены (ранговые места 2,4 и 2,51 соответственно; р>0,05); далее - тестовый экзамен на бланках (2,9), защита курсовой работы, проекта (3,4); на последнем месте - тестовый экзамен на компьютере (3,7). Разошлись мнения учащихся и по поводу стрессовости различных форм организации тестирования: 43,6% посчитали наименее
стрессовым тестирование на бланках, 17,5% - тестирование на компьютере. Как оказалось, предпочтение бланкового тестирования связано с тем, что учащийся может пропустить трудные вопросы и затем вернуться вновь к ним, по нескольку раз исправлять варианты ответов. Для снижения стрессовости тестирования на компьютерах это следует учитывать при разработке программных средств.
Выбор между объективностью и низкострессо-востью различных форм контроля у 56% учащихся определен в пользу низкострессовых форм. На представления школьников об объективности и стрессово-сти различных форм контроля оказывают влияние пол и успеваемость. Девушки достоверно реже признают самой объективной формой устный экзамен (9,3% против 22,9% у юношей) и реже выбирают эту форму контроля (20% против 33%), отдавая предпочтение тестовому экзамену на бланках (39,4% против 27,4% у юношей); также достоверно реже они выбирают тестирование на компьютере (4,2 и 11,1% соответственно). Хорошо успевающие школьники выше оценивают объективность письменного экзамена (среднее ранговое место 2,22 против 2,73 у троечников; р<0,05) и ниже
Таблица 2
Основные приемы, применяемые учащимися (в %) для борьбы с экзаменационным стрессом
Мероприятия для снятия стресса Всего Юноши Девушки Обучающиеся на 4 и 5 Обучающиеся на 3 и 4 Учащиеся с высоким уровнем стресса Учащиеся с низким уровнем стресса
Специальные физические упражнения 5,3 7,6% 3,5 8,5 5,5 3,6 5,8
Приемы аутотренинга, самовнушения 25,4 18,8 30,7 32,2 22,2 42,8* 10,1*
Лекарственные препараты 12,7 7,6 17,8 17,1 11,9 28,5* 5,8*
Счастливые приметы 11,5 8,5 13,5 14,3 8,7 16,1 11,6
Отсутствие предпринимаемых мер 43,8 52,1 37,1 35,7 46,8 25 53,6
Другое (музыка, еда) 12,3 11,1 13,5 8,5 11,9 10,7 18,8
Примечание. * -р < 0,05.
Представление школьников 9 и 10-11-х классов об объективности и стрессовости различных форм контроля
Таблица 3
Форма контроля Среднее ранговое место по объективности (М ± т) Число учащихся (в %), считающих эту форму самой объективной Число учащихся (в %), считающих эту форму наименее стрессовой Число учащихся (в %), выбравших бы эту форму при возможности выбора
9-е классы 10-11-е классы 9-е классы 10-11-е классы 9-е классы 10-11-е классы 9-е классы 10-11-е классы
Устное собеседование 2,9 ± 0,15* 2,01 ± 0,1* 27,4* 50,4* 18,5 13,7 21,2 29,8
Письменный экзамен 2,5 ± 0,11 2,51 ± 0,1 25,7 20,8 10,6 9,5 13,3 12,1
Тестовый экзамен на бланках 2,6 ± 0,12* 3,16 ± 0,1* 24,8* 13,4 38,9 46,9 30,1 36,5
Тестовый экзамен на компьютере 3,4 ± 0,11* 3,95+0,1* 8,8 6,0 17,8 17,6 12,4 3,4
Защита курсовой работы, проекта, реферата 3,4 ± 0,13 3,36 ± 0,1 13,3 9,4 14,2 12,3 23,0 18,2
Примечание. * -р < 0,05.
- тестовый экзамен на бланках (средние ранговые места 3,16 и 2,64 соответственно; р<0,05) Меньшее число хорошо успевающих школьников признает устный экзамен наименее стрессовой формой (8,3% против 20,4% у троечников; р<0,05), что, очевидно, связано с большим волнением этой группы по поводу оценки. Не выявлено влияния уровня экзаменационного стресса на представления школьников об объективности и стрессовости различных форм контроля. В то же время значительные различия в таких представлениях выявлены у школьников 9-х и 10-11-х классов (табл. 3). После сдачи экзаменов в 9-м классе у учащихся установлены рост числа высказываний об объективности устного экзамена и их уменьшение - об объективности тестового экзамена, причем достоверные различия наблюдались как по числу школьников, считающих эти формы наиболее объективными, так и по среднему ранговому месту. Однако это не повлекло достоверных изменений в частоте выбора учащимися той или иной формы контроля. Это свидетельствует о недостаточной валидности тестовых заданий и разочаровании в них школьников, об отсутствии стремления школьников к объективной оценке своих знаний. Подобная тенденция была выявлена ранее нами и у студентов - ранговое место бланкового тестирования на младших курсах составляло 4,3, возрастая до 4,6 на старших курсах [1].
Выводы
1. Независимо от влияния пола, возраста и успеваемости уровень экзаменационного стресса признают высоким 21,4% учащихся.
2. Свои знания по предупреждению экзаменационного стресса оценивают как недостаточные 53,4% учащихся, из них 43,8% ничего не предпринимают для его снижения, 12,7% применяют с этой целью лекарственные препараты, 5,3% - физические упражнения.
3. Наиболее объективной формой контроля знаний школьники считают устный и письменный экзамены, а наименее стрессовой - бланковое тестирование. Выбор между объективностью и низкострессовостью различных форм контроля у 56% учащихся определен в пользу низкострессовых форм.
4. К 10-11-му классу отмечено снижение убежденности учащихся в объективности тестовых форм контроля знаний.
5. Результаты изучения свидетельствуют о необходимости целенаправленной образовательной работы со школьниками по профилактике экзаменационного стресса, совершенствования организации и содержания форм контроля знаний.
Литер атур а
1. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Изучение мнения студентов о формах контроля знаний как способ повышения эффективности контроля знаний. В кн.: Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. 15 ноября 2010 г. «Современные механизмы контроля качества подготовки специалистов в медицинских вузах: Адаптация к международным стандартам». Архангельск; 2010: 20-2.
2. Деваев Н.П.Влияние экзаменационного стресса на регуляцию сердечного ритма и биоэлектрическую активность головного мозга у студенток. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010; 2 (2): 622-6.
3. Стрелец В.Б., Гарах Ж.В., Новотоцкий-Власов В.Ю. Сравнительное исследование гамма-ритма в норме, экзаменационном стрессе и у больных с первым приступом депрессии. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2006; 56(2): 219-27.
4. Тарасова Л.Е. Страх перед экзаменом и его детерминанты у студентов-гуманитариев. Известия Саратовского университета. 2009; 9(3): 78-83.
5. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. СПб; 2001.
References
1. Bobrishcheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Popova O.L., Si-laev A.A. Studying of opinion of students about forms of control of knowledge as a way of increase of efficiency of control of knowledge. In: Materials of the Correspondence All-Russian Scientific and Practical Conference. November 15, 2010. "Modern Mechanisms ofQuality Control of Training of Specialists in Medical Schools: Adaptation to the International Standards " [Materialy Zaochnoy Vser-ossiyskoy Nauchno-prakticheskoy Konferentsii. 15 noyabrya 2010g. «Sovremennye Mekhanizmy Kontrolya Kachestva Podgotovki Spet-sialistov v Meditsinskikh Vuzakh: Adaptatsiya k Mezhdunarodnym Standartam»]. Arkhangel'sk; 2010: 20-2. (in Russian)
2. Devaev N.P. Influence of an examination stress on regulation of a warm rhythm and bioelectric activity of a brain at students. Vest-nik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2010; 2: 622-6. (in Russian)
3. Strelets VB., Garakh Zh.V., Novototskiy-Vlasov V.Yu. Comparative research of a gamma rhythm in norm, at an examination stress and patients with the first depressive attack. Zhurnal vysshey nervnoy deyatel'nosti im. I.P. Pavlova. 2006; 56(2): 219-27. (in Russian)
4. Tarasova L.E. Fear before examination and its determinants at students of humanists. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2009; 9(3): 78-83. (in Russian)
5. Shcherbatykh Yu.V. Vegetative Manifestations of an Examination Stress: Dis. St. Petersburg; 2001. (in Russian)
Поступила 27.06.13 Received: 27.06.13