ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 10 • Номер 3 • Март 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
Эквивалентность знаний при постановке и решении задач как условие организации и управления бережливым производством информационных экономических
Мельников О.Н. 1, Ганькин Н.А. 2, Есипенко Д.А. 1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье приводятся результаты исследований условий сокращения временных и, как следствие, финансовых потерь при организации процесса преобразования информационных ресурсов в информационные продукты. Основным резервом сокращения указанных потерь является эквивалентность уровня профессиональных знаний как у руководителя - постановщика задач, так и у разработчика информационного продукта. С этой целью разработан пошаговый механизм приведения интеллектуального уровня источника (руководителя) и приемника передачи информации (разработчика) к эквивалентному уровню. Для этого обоснована необходимость создания на предприятии специального отдела обучения, целью которого будет выравнивание уровня компетентности персонала для более эффективной работы предприятия за счет идентификации пробелов в знаниях и их последующего устранения. Развивая профессиональные и социально направленные знания персонала, руководство предприятия улучшает их взаимодействие как друг с другом, так и с внешними специалистами других компаний. Это приводит к: 1) минимизации потерь при донесении и восприятии информации, которая непрерывно усложняется; 2) повышению скорости реагирования на поступающую информацию и более эффективному использованию цифровых технологий при управлении предприятием в целом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информация, информационный экономический продукт, творческая энергия, бережливое производство
Equivalence of knowledge in setting and solving problems as a condition for organizing and managing the lean manufacturing of information economic products
Melnikov O.N. 1, Gankin N.A. 2, Esipenko D.A. 1
1 Bauman Moscow State Technical University, Russia
2 RANEPA, Russia
введение
Информация всегда была и будет «двигателем прогресса». Это, например, подтверждается Программой политики в области информационных ресурсов, провозглашенной в Гарвардском университете [11], в которой сказано:
«Без материалов ничего не существует.
Без энергии ничего не происходит.
Без информации ничто не имеет смысла».
От обратного это справедливое заключение можно изложить следующим образом: без информации невозможно обосновать эффективность использования того или иного вида энергии для производства материального продукта. При этом информация может выступать, с одной стороны, в качестве информационного ресурса, а с другой -в качестве информационного продукта, который в случае размещения его на открытый рынок следует классифицировать как информационный экономический продукт [10] (Olatoye, 2009). Поскольку развитие научно-технического прогресса развивается таким образом, что при производстве большинства экономических продуктов использование материальных ресурсов уменьшается, а человеческих - увеличивается [1, 3-5, 9, 13] (Aganbegyan, 2017; Gunina, Logunova, Pestov, 2019; Diesperova, 2017; Mau; Melnikov, Gankin, Esipenko, 2019; Shvab, Devis, 2018), исследование процесса преобразования информационных ресурсов в информационные продукты за счет эффективного
ABSTRACT:_
The article represents the results of the research on the conditions for reducing time and, as a consequence, financial losses while organizing the converting process of information resources into information products. The main potential for reducing these losses is the equivalence of professional knowledge for the manager and the developer of the information product. For this purpose, a step-by-step mechanism has been developed to bring the intellectual level of the source (manager) and receiver of the information (developer) to an equivalent level. For this purpose, it is justified the need to create a special training department at the enterprise, the purpose of which will be to align the competence level of personnel in order to increase company's efficiency by identifying skill gaps and eliminating them. By developing the professional and socially oriented knowledge of the staff, the company's management improves their interaction with each other and also with external specialists of other companies. This leads to losses a) reduction in the delivery and perception of information, which is constantly becoming more complex; b) an increase in the speed of response to incoming information and a more effective use of digital technologies for the management of the enterprise as a whole.
KEYWORDS: information, information economic product, creative energy, lean manufacturing, knowledge equivalence
JEL Classification: D83, M54, M59 Received: 01.03.2020 / published: 31.03.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Melnikov O.N. (me1nikov@creativeconomy.ru)
CITATION:_
Melnikov O.N., Gankin N.A., Esipenko D.A. (2020) Ekvivalentnost znaniy pri postanovke i reshenii zadach kak uslovie organizatsii i upravleniya berezhlivym proizvodstvom informatsionnyh ekonomicheskikh [Equivalence of knowledge in setting and solving problems as a condition for organizing and managing the lean manufacturing of information economic products]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (3). - 635-648. doi: 10.18334/epp.10.3.100796
использования интеллектуально-креативных ресурсов специалистов и сотрудников предприятий в настоящее время является актуальным.
Очевидно, что в традиционном понимании информация воспринимается объектом только в том случае, если его профессиональная подготовка с позиций образования и опыта будет соответствовать уровню знаний субъекта. Однако в условиях повышения наукоемкости технологий в настоящее время следует вести разговор об эквивалентности творческих энергий и субъекта, и объекта при передаче и восприятии информации.
Под творческой будем понимать один из видов социально развитой за счет полученного образования и практического опыта биоэнергии человека, которую он использует для преобразования материальной (физической) и информационной (виртуальной) энергии окружающего его мира в тот вид энергии, который поддерживает его жизнестойкость и жизнеспособность [6] (Melnikov, 2010).
Творческая энергия передачи и (или) приема информации у человека возникает только в двух случаях:
1) когда ему необходимо передать знания в виде некоторых конкретных данных приемнику (объекту). Например, напряжение источника питания гаджета составляет 12в (12в - это конкретные «Данные», которые должен знать пользователь гаджета и которые мы обозначили как (С), или условно постоянная величина). Для специалистов же необходимо объяснить: почему именно 12в? Это «почему» облекается в Логику объяснений (поэтому V - условно-переменная величина) [7, 8] (Melnikov, Mashninova, 2012; Melnikov, Gankin, 2018);
2) когда он рождает новые знания, так как ему необходимо самому понять их логику, то есть он должен их объяснить самому себе (а потом уже другим...).
Отсюда следует, что результат проявления творческой энергии источника (менеджера) отражается в логике передачи информации (V) о том задании, которое должно быть исполнено конкретным сотрудником или сотрудниками. Именно это определяет качество передачи сообщения об условно-постоянной компоненте (С) [7] (Melnikov, Mashninova, 2012). Однако, к сожалению, последнее чаще всего зависит от подготов-
ОБ АВТОРАХ:_
Мельников Олег Николаевич, доктор экономических наук, профессор, факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» (me1nikov0creativeconomy.ru)
Ганькин Никита Алексеевич, аспирант, экономический факультет (ngankin@yandex.ru)
Есипенко Денис Александрович, бакалавр кафедры «Менеджмент», факультет «Инженерный бизнес и
менеджмент» (esipenko0creativeconomy.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Мельников О.Н., Ганькин Н.А., Есипенко Д.А. Эквивалентность знаний при постановке и решении задач как условие организации и управления бережливым производством информационных экономических // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 635-648. doi: 10.18334/epp.10.3.100796
ленности приемника (сотрудника) к восприятию информации. А это, в свою очередь, зависит от уровня его образования, навыков, умения и опыта. Другими словами, если сотрудник недостаточно подготовлен к восприятию новых знаний как приемник информации, он не способен ее воспринимать. Это становится проблемой для предприятия. Возникает вопрос: «Каким же образом выходить из этого положения и каким должен быть уровень творческой энергии передачи данных (знаний) источником?» Адаптироваться в этом случае должен источник (руководитель, преподаватель), а не приемник информации.
То есть чем более образными при передаче информации будут выстроены логические связи источника, например, с использованием аналогов, понятных приемнику, тем меньше ему (приемнику) потребуется затрачивать своей творческой энергии на восприятие новой информации. То есть задача руководителя (или преподавателя) одна - найти и использовать такую Логику объяснения задачи, когда Данные будут поняты объектом (приемником) в достаточной степени и затем профессионально использованы в своей дальнейшей работе. Однако этого возможно добиться только в результате постоянного роста и расширения областей знаний современного сотрудника [2, 14] (Blokhovtsova, 2017; Yasinskiy, 2018). Поэтому нами в рамках данной работы была разработана матрица знаний, представленная ниже, которая есть отражение алгоритма того, каким образом можно осуществить анализ и определить необходимую степень развития человеческого капитала сотрудника в интересах предприятия.
При этом оценку творческой энергии и источника, и приемника следует проводить отдельно, но с учетом того, что они находятся в одной области знаний. То есть ДМ = Мист - ^рием как информация о разности компетенций источника (Мист) и приемника ^прием) должна отражаться в одних и тех же единицах измерения и быть одного порядка, то есть и источник, и приемник должны соответствовать друг другу в рамках следующих критериев:
• единство области интересов в конкретной сфере деятельности;
• понятная и источнику, и приемнику Мприем, то есть своеобразная точка отсчета, условно согласованная между ними;
• максимальная для понимания приемником ДМ (по существу, она отражает те данные или знания, которые должен передать источник приемнику);
• в зависимости от степени восприятия приемником ДМ источник выбирает темп (по существу, это Д^ и логику подачи, которую можно представить как пошаговое разбиение ДЫУД^ взятое из знакомой для приемника области их знаний (аналогия с известными приемнику сведениями, яркие сравнения с известными явлениями).
Для подготовленного приемника это может сжиматься вплоть до простого упоминания об известном ему явлении. В этом случае обмен творческими энергиями, то есть затраты творческой энергии источником и приемником будут минимальными. Однако в том случае, если у источника имеется необходимость передать приемнику
знания (данные) со значительной ДМ, это может потребовать также значительных творческих усилий с обеих сторон и, возможно, времени... То есть если «приемник» не направит свои творческие усилия в то же русло, что и «источник», качественной передачи информации не произойдет.
Характерным примером сегодня является либо несознательное нежелание со стороны сотрудников в расширении поля своих знаний, либо объективные обстоятельства невозможности получения качественной информации в виде новых знаний во время учебного процесса в рамках повышения образовательного уровня своих сотрудников. А это в конечном счете отражается на качестве подготовки человеческих (интеллектуально-креативных) ресурсов для экономики предприятий.
Поскольку и субъект, и объект находятся одновременно в едином информационном поле, между ними наводится некий «информационный мост», который наделен свойствами некоего «информационного проводника» и который обладает определенными свойствами сопротивления передаче информации. При этом чем меньше такое «сопротивление», тем выше степень (или качество) передачи информации, а следовательно, знаний. При этом уровень сопротивления при передаче и приеме сообщения будет зависеть от многих факторов, в частности от степени творческих способностей источника и приемника.
Отсюда следует, если информацию представить в виде некоего проводника, по которому «перекачиваются» сообщения, его подобием может выступать материальный проводник. Поскольку при передаче сообщения происходят потери в виде искажения логики его передачи, то по аналогии с материальным проводником это явление можно представить в качестве, например, потерь передающегося сигнала. В частности, разность творческих энергий при передаче информации от «источника» к «приемнику» можно уподобить «разности потенциалов» на входе и выходе информационной цепи.
Естественно возникает вопрос: «От чего зависит уровень «информационного сопротивления»?»
Поскольку человек является многомерным объектом и его мозг реагирует буквально на все изменения внешней среды и внутреннего состояния человека, в каждый момент времени «информационное сопротивление» может быть различным. Поэтому важно создавать такие условия для приема-передачи информации, когда это сопротивление будет минимальным (комфортным) и передача информации от источника к приемнику будет оптимально эффективной с точки зрения восприятия приемником творческой энергии источника информации. Так, например, общение между специалистами в одной области знаний и близкого уровня подготовки имеет минимальное «информационное сопротивление»...
У неподготовленного же объекта всегда высокое сопротивление к пониманию и восприятию информации, поступающей от подготовленного источника. Отсюда следует, что «разность напряжений», или разность между творческими энергиями источ-
ника и приемника, определяет степень восприятия приемником (объектом) потока новой информации. При этом интенсивность потока информации можно сравнить с силой тока, которая может регулироваться источником информации с помощью изменений своего уровня творческой энергии (за счет уменьшения уровня передачи новых знаний в единицу времени или увеличения времени подачи новых знаний без изменения их объема).
Возникает вопрос: «Как управлять этим процессом?» В данном случае необходимо использовать инструменты педагогики, психологии, социологии, этики и т.д., которые должны быть направлены на приведение творческих энергий источника и приемника к эквивалентности [12, 15] (Fedorova, Manaykina, 2019; Donate, Guadamillas, 2015).
Для решения данной задачи предложено создать на предприятии специальный отдел обучения, целью которого будет выравнивание уровня компетентности персонала для более эффективной работы предприятия за счет идентификации пробелов в знаниях и их последующего устранения. В данный отдел должны входить высококвалифицированные специалисты предприятия, обладающие презентационными навыками и навыками преподавания [16] (Chung-Jen Chena, Tsung-Chi Liub, Mo-An Chuc, Yung-Chang Hsiaod, 2014). При этом речь не идет о том, чтобы дополнительно набирать персонал для данного отдела, а о том, чтобы использовать матричную организационную структуру. То есть работать данные специалисты могут в других отделах, но при этом в виду своей компетентности входить в специальный отдел по обучению.
Ниже представлен пошаговый механизм приведения интеллектуального уровня источника и приемника передачи информации к эквивалентному уроню (рис. 1).
1. Специалисты отдела обучения определяют необходимые для различных должностей навыки.
2. Определяется вес данных навыков для определенной позиции.
3. Проводится оценка уровня знаний сотрудников предприятий по 3-балльной шкале:
0. Не знает - 0.
1. Знает теорию - 1.
2. Умеет использовать знание на практике - 2.
3. Владение искусством использования знаний на практике - 3.
4. Проводится оценка способностей передачи знаний сотрудников предприятий по 3-балльной шкале:
0. Не умеет передавать знания - 0.
1. Владение презентационными навыками - 1.
2. Владение навыком инструктирования - 2.
3. Владение навыком обучения - 3.
5. Полученные данные заносятся в специально разработанную матрицу знаний (табл. 1).
6. Проводится расчет общего пробела в знаниях различных специалистов.
Пример разработки матрицы знаний
Навык Вес Целевой Фактиче- Целевой Фактиче- Уровень Пробел в Нормиро- Ранг
балл (hard ский балл балл (soft ский балл компетент- знаниях ванный
skills! (hard skills! skills! (soft skills! ности пробел
Владение MS Excel 40% 2 1 2 1 50% 50% 20% 1
Владение MS Word 30% 2 2 2 1 75% 25% 7,5% 3
Владение MS Power- 20% 2 1 2 1 50% 50% 5,0%
Point
Владение MS Access 10% 1 0 2 0 0% 100% 10% 2
ИТОГО 100% 1,71 1,00 2,00 1,00 43,75% 56,25%
Источник: составлено авторами.
Расчет уровня компетентности (Skill Level, SLj) по конкретной компетенции проводится по формуле ниже:
Общий уровень компетентности рассчитывается как среднее арифметиче-
ское по формуле:
Для определения приоритетности обучения по критичным навыкам необходимо учесть вес (Weight, Wt) данной компетентности при расчете пробела в знаниях. Рассчитаем взвешенный пробел в знаниях по формуле:
В результате специалисты отдела обучения получают проранжированную таблицу критичных навыков, которые должны быть приобретены в ближайшее (установленный срок) время.
Планирование отделом обучения обучающих сессий (тренингов) для закрытия данного пробела в обучении.
Изменение специалистом отдела обучения фактического балла сотрудника в случае успешного проведенного обучения.
Предоставление сотрудником отзыва о проведенных тренингах для расчета их эффективности.
Корректировка программы обучения с учетом предоставленных сотрудниками отзывов.
Обученный сотрудник использует полученные навыки для решения реальной бизнес-задачи.
Руководитель предоставляет свой отзыв отделу по обучению для корректировки программы обучения в будущем.
Соответственно, для измерения информационного сопротивления можно использовать показатель уровня компетентности:
Пробел в знаниях (Skill Gap, SG<) равен:
Расчет общего пробела в знаниях (SGj), соответственно, равен:
.
Рисунок 1. Механизм приведения интеллектуального уровня источника и приемника передачи информации к эквивалентному
уровню
Источник: составлено авторами.
о со
Например, существуют сотрудник А с показателем уровня компетентности 60% и сотрудник Б со значением данного показателя в 80%. Согласно вышеприведенной формуле, информационное сопротивление при передаче информации от сотрудника Б к сотруднику А будет равным:
60
рБ-А _ -I___ п тс
*ИНф - 1
Информационное сопротивление в данном случае говорит о том, что сотрудник Б, обладая большими знаниями, пытается донести сотруднику А больше, чем тот способен воспринять, тем самым вызывая с его стороны сопротивление новой информации.
В целом информационное сопротивление определено на отрезке [0; 1], где:
R = 1 - максимальное информационное сопротивление приемника информации;
л = Ü - минимальное информационное сопротивление между источником и приемником информации.
Идеальная ситуация наблюдается в случае равенства в уровне компетентности:
— г = =
С практической точки зрения данный механизм приведения к эквивалентности интеллектуального уровня источника (руководителя, менеджера) и приемника (сотрудника) при передаче сложной информации позволит современному промышленному предприятию в результате сокращения потерь времени на прием и обработку сотрудником профессиональной информации высокого уровня сложности значительно повысить экономическую эффективность разработки информационного экономического продукта.
Развивая профессиональные и социально направленные знания персонала, руководство предприятия улучшает их взаимодействие как друг с другом, так и с внешними специалистами других компаний. Это приводит к минимизации потерь при донесении и восприятии информации, которая непрерывно усложняется, повышению скорости реагирования на поступающую информацию и более эффективному использованию цифровых технологий [17] (Van Laar, van Deursen, van Dijk, de Haan, 2017) при управлении предприятием в целом.
заключение
1. Информация может выступать, с одной стороны, в качестве информационного ресурса, а с другой - в качестве информационного продукта, который в случае размещения его на открытый рынок следует классифицировать как информационный экономический продукт.
2. Если сотрудник недостаточно подготовлен к восприятию новых знаний как приемник информации, он не способен ее воспринимать.
3. В традиционном понимании информация воспринимается сотрудником только в том случае, если его профессиональная подготовка с позиций образования и опыта будет соответствовать уровню знаний менеджера.
4. Поскольку и субъект, и объект находятся одновременно в едином информационном поле, между ними наводится некий «информационный мост», который наделен свойствами некоего «информационного проводника» и который обладает определенными свойствами сопротивления передаче информации.
5. Разность творческих энергий при передаче информации от «источника» к «приемнику» можно уподобить «разности напряжений» на входе и выходе информационной цепи.
6. Интенсивность потока информации можно сравнить с силой тока, которая может регулироваться источником информации с помощью изменения своего уровня творческой энергии.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «эко-
номики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. - 2017. - № 3(145). - с. 66-79.
2. Блоховцова Г.Г. Инновационные подходы к формированию эффективного стиля
управления // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 6. - с. 8-10.
3. Гунина И.А., Логунова И.В., Пестов В.Ю. Повышение эффективности использова-
ния человеческого капитала в условиях цифровой трансформации // Регион: системы, экономика, управление. - 2019. - № 1(44). - с. 18-22. - url: http://rseu.vrn.ranepa. ru/jfiles/20192005/7.pdf.
4. Диесперова Н.А. Об эффективности использования человеческого капитала на
предприятиях высокотехнологичных отраслей // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 5-2. - с. 106-112.
5. Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России. Institutiones.com. [Электронный
ресурс]. URL: http://institutiones.com/general/2225-chelovecheskijkapital-vyzov-dlya-rossii.html ( дата обращения: 21.02.2020 ).
6. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких
производств. / Монография. - М.: Креативная экономика, 2010. - 384 c.
7. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Фундаментальная модель организации об-
мена знаниями в условиях рынка // Российское предпринимательство. - 2012. -№ 14(212). - c. 94-99.
8. Мельников О.Н., Ганькин Н.А. Технологические перспективы организации береж-
ливого производства информационного экономического продукта как основы экономического роста в условиях информационной экономики // Технологическая перспектива в рамках евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Санкт-Петербург, 2018. - c. 49-53.
9. Мельников О.Н., Ганькин Н.А., Есипенко Д.А. Изменение экономической роли ин-
формационного продукта при удовлетворении потребности в процессе интеллек-
туализации материального производства // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - с. 433-444. - doi: 10.18334/epp.9.4.41515.
10. Олатойе М.Э. «Информационные продукты» и «информационные услуги» в современном обществе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 5(31). - с. 196-201.
11. Программа политики Гарвардского университета в области информационных ресурсов. PowerPoint PPT Presentation. [Электронный ресурс]. URL: https://www. slideserve.com/damia/5289556 ( дата обращения: 15.02.2020 ).
12. Федорова Л.А., Манайкина И.А. Сущность и управление человеческим капиталом в современных условиях функционирования интегрированной структуры // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - № 3(87). - с. 102-106.
13. Шваб К., Дэвис Н. Технологии четвертой промышленной революции. / пер. с англ. - Москва: Эксмо, 2018. - 320 с.
14. Ясинский Д.Ю. Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода // Экономика труда. - 2018. - № 1. - с. 61-76. - doi: 10.18334/et.5.1.38706.
15. Donate M.J., Guadamillas F. An empirical study on the relationships between knowledge management, knowledge-oriented human resource practices and innovation // Knowledge Management Research and Practice. - 2015. - № 2. - p. 134-148.
16. Chung-Jen Chena, Tsung-Chi Liub, Mo-An Chuc, Yung-Chang Hsiaod Intellectual capital and new product development // Journal of Engineering. - 2014. - p. 154-173.
17. Van Laar E., van Deursen A.J., van Dijk J.A., de Haan J. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review // Computers in human behavior. - 2017. - p. 577-588. - doi: 10.1016Zj.chb.2017.03.010.
REFERENCES:
Aganbegyan A.G. (2017). Chelovecheskiy kapital i ego glavnaya sostavlyayushchaya - sfera «ekonomiki znaniy» kak osnovnoy istochnik sotsialno-ekonomicheskogo rosta [Human capital and its main component - the sphere of "knowledge economy" as the main source of socio-economic growth]. Economic strategies. 19 (3(145)). 66-79. (in Russian). Blokhovtsova G.G. (2017). Innovatsionnyepodkhody k formirovaniyu effektivnogo stilya upravleniya [Innovative approaches to the effective management style]. Higher education today. (6). 8-10. (in Russian). Chung-Jen Chena, Tsung-Chi Liub, Mo-An Chuc, Yung-Chang Hsiaod (2014). Intellectual capital and new product development Journal of Engineering. 33 154-173. Diesperova N.A. (2017). Ob effektivnosti ispolzovaniya chelovecheskogo kapitala na predpriyatiyakh vysokotekhnologichnyh otrasley [On the efficiency of the use of human capital on enterprises of high-tech industries]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 5 (5-2). 106-112. (in Russian).
Donate M.J., Guadamillas F. (2015). An empirical study on the relationships between knowledge management, knowledge-oriented human resource practices and innovation Knowledge Management Research and Practice. 13 (2). 134-148.
Fedorova L.A., Manaykina I.A. (2019). Sushchnost i upravlenie chelovecheskim kapitalom v sovremennyh usloviyakh funktsionirovaniya integrirovannoy struktury [Essence and management of human capital in modern conditions of functioning of integrated structure]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 7 (3(87)). 102106. (in Russian).
Gunina I.A., Logunova I.V., Pestov V.Yu. (2019). Povyshenie effektivnosti ispolzovaniya chelovecheskogo kapitala v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Increase of efficiency of use of human capital in the conditions of digital transformation]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (1(44)). 18-22. (in Russian).
Melnikov O.N. (2010). Upravlenie intellektualno-kreativnymi resursami naukoemkikh proizvodstv [Management of intellectual and creative resources of high-tech industries] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).
Melnikov O.N., Gankin N.A. (2018). Tekhnologicheskie perspektivy organizatsii berezhlivogo proizvodstva informatsionnogo ekonomicheskogo produkta kak osnovy ekonomicheskogo rosta v usloviyakh informatsionnoy ekonomiki [Technological perspectives of organization of lean production of information economic product as the basis of economic growth in the information economy] A technological perspective within the framework of Eurasia: new markets and economic growth. 4953. (in Russian).
Melnikov O.N., Gankin N.A., Esipenko D.A. (2019). Izmenenie ekonomicheskoy roli informatsionnogo produkta pri udovletvorenii potrebnosti v protsesse intellektualizatsii materialnogo proizvodstva [Changing the economic role of the information product in meeting the needs in the process of intellectualization of material production]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 433444. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41515.
Melnikov O.N., Mashninova Yu.V. (2012). Fundamentalnaya model organizatsii obmena znaniyami v usloviyakh rynka [The fundamental model for organizing the exchange of knowledge in the market]. Russian Journal of Entrepreneurship. (14(212)). 94-99. (in Russian).
Olatoye M.E. (2009). «Informatsionnye produkty» i «informatsionnye uslugi» v sovremennom obshchestve ["Information products" and "information services" in modern society]. Scientific journal «The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts». (5(31)). 196-201. (in Russian).
Shvab K., Devis N. (2018). Tekhnologii chetvertoypromyshlennoy revolyutsii [Technology of the fourth industrial revolution] Moscow: EKSMO. (in Russian).
Van Laar E., van Deursen A.J., van Dijk J.A., de Haan J. (2017). The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review Computers in human behavior. 72 577-588. doi: 10.1016Zj.chb.2017.03.010.
Yasinskiy D.Yu. (2018). Pasportizatsiya rabochey sily v informatsionnoy srede v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Certification of workforce in information environment in the context of competence approach]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). 61-76. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38706.