Научная статья на тему 'ЭКУМЕНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЭКУМЕНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1000
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКУМЕНИЗМ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / КАТОЛИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Токсанбаев А.К.

Настоящая статья посвящена одной из самых актуальных и востребованных проблем межконфессиональных отношений внутри христианства, называемой экуменизмом. Данная работа представляет собой описательное вторичное исследование, основывающееся на работах западных (Л. Свидлер, Дж. Линдбек, Т. Бест) и российских (А. В. Шишков, В. И. Манзюк, А. В. Карев, К. В. Сомов) ученых и информации из открытых онлайн-ресурсов (Британника, Библия Онлайн, Патриархия.ру и так далее). В начале статьи автором приводятся определения термина «экуменизм», затем упоминаются наиболее распространенные формы данного феномена. Далее описывается история зарождения и становления экуменического движения. Отдельными пунктами выделяются позиции Римско-католической церкви и Поместных православных церквей. Именно благодаря двум наиболее распространенным христианским течениям экуменические замыслы претворились в жизнь. Но стоит отметить, что, несмотря на быстрое распространение, экуменизм пережил трансформацию: изначальное стремление объединения христианских конфессий в единую церковь с общей догматикой переросло в плоскость, где христианские лидеры сообща решают наиболее насущные проблемы касательно социальных, политических, экологических и прочих вопросов. Так, в 2016 г. состоялась встреча между главами двух церквей - Патриархом Всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском. Главной повесткой дня было положение христиан Ближнего Востока и Севера Африки, которые из-за терроризма и войн вынуждены покидать родные места, где исторически зародилась христианская религия. Параллельно с экуменизмом в наиболее традиционных христианских обществах существуют противники данного движения, которые опасаются полной ассимиляции со стороны иных христианских традиций. Подобные антиэкуменические выступления происходили среди части паствы Русской православной церкви, считая еретическим актом союз с Папой Римским. Автор, изучив мнения экуменистов из разных стран и конфессий, соглашается с тем, что идея об объединении всех христиан мира в единую церковь является невозможной, а единственным способом поддержания связи выступает сотрудничество по решению различных общечеловеческих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECUMENISM: HISTORY AND MODERNITY

This article is devoted to one of the most urgent and indemand problems of interfaith relations within Christianity, called ecumenism. This work is a descriptive secondary study based on the works of Western (L. Svidler, J. Lindbeck, T. Best) and Russian (A. V. Shishkov, V. I. Manziuk, A. V. Karev, K. V. Somov) scientists and information from open online resources (Britannica, the Bible Online, Patriarchy.ru and so on). At the beginning of the article, the author gives definitions of the term "ecumenism", then mentions the most common forms of this phenomenon. The following describes the history of the origin and formation of the ecumenical movement. The positions of the Roman Catholic Church and Local Orthodox Churches are highlighted in separate paragraphs. It is thanks to the two most widespread Christian movements that ecumenical ideas have come to life. But it is worth noting that, despite the rapid spread, ecumenism has undergone a transformation: the initial desire to unite Christian denominations into a single church with a common dogma has grown into a plane where Christian leaders jointly solve the most pressing problems regarding social, political, environmental and other issues. So, in 2016, a meeting was held between the heads of the two churches - Patriarch Kirill of All Russia and Pope Francis. The main agenda was the situation of Christians in the Middle East and North Africa, who, due to terrorism and wars, are forced to leave their native places, where the Christian religion historically originated. In parallel with ecumenism, there are opponents of this movement in the most traditional Christian societies who fear complete assimilation by other Christian traditions. Similar anti-ecumenical actions took place among part of the flock of the Russian Orthodox Church, considering an alliance with the Pope to be a heretical act. The author, having studied the opinions of ecumenists from different countries and confessions, agrees that the idea of uniting all Christians in the world into a single church is impossible, and the only way to maintain communication is cooperation to solve various universal problems.

Текст научной работы на тему «ЭКУМЕНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 2-64 DOI: 10.25730/VSU.7606.21.050

Экуменизм: история и современность А. К. Токсанбаев

аспирант кафедры философии религии и религиоведения, Санкт-Петербургский государственный университет. Россия, г. Санкт-Петербург.

E-mail: abaytoks@gmail.com

Аннотация. Настоящая статья посвящена одной из самых актуальных и востребованных проблем межконфессиональных отношений внутри христианства, называемой экуменизмом. Данная работа представляет собой описательное вторичное исследование, основывающееся на работах западных (Л. Свидлер, Дж. Линдбек, Т. Бест) и российских (А. В. Шишков, В. И. Манзюк, А. В. Карев, К. В. Сомов) ученых и информации из открытых онлайн-ресурсов (Британника, Библия Онлайн, Патриархия.ру и так далее). В начале статьи автором приводятся определения термина «экуменизм», затем упоминаются наиболее распространенные формы данного феномена. Далее описывается история зарождения и становления экуменического движения. Отдельными пунктами выделяются позиции Римско-католической церкви и Поместных православных церквей. Именно благодаря двум наиболее распространенным христианским течениям экуменические замыслы претворились в жизнь. Но стоит отметить, что, несмотря на быстрое распространение, экуменизм пережил трансформацию: изначальное стремление объединения христианских конфессий в единую церковь с общей догматикой переросло в плоскость, где христианские лидеры сообща решают наиболее насущные проблемы касательно социальных, политических, экологических и прочих вопросов. Так, в 2016 г. состоялась встреча между главами двух церквей - Патриархом Всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском. Главной повесткой дня было положение христиан Ближнего Востока и Севера Африки, которые из-за терроризма и войн вынуждены покидать родные места, где исторически зародилась христианская религия. Параллельно с экуменизмом в наиболее традиционных христианских обществах существуют противники данного движения, которые опасаются полной ассимиляции со стороны иных христианских традиций. Подобные антиэкуменические выступления происходили среди части паствы Русской православной церкви, считая еретическим актом союз с Папой Римским. Автор, изучив мнения экуменистов из разных стран и конфессий, соглашается с тем, что идея об объединении всех христиан мира в единую церковь является невозможной, а единственным способом поддержания связи выступает сотрудничество по решению различных общечеловеческих проблем.

Ключевые слова: экуменизм, межконфессиональный диалог, христианство, православие, протестантизм, католицизм.

Введение. На протяжении всего существования человечества религия является одной из самых неудобных тем, вызывавшая не только споры и дебаты, но и открытые столкновения и даже войны. Подобные конфликты происходили не только между кардинально противоположными цивилизациями и культурами (мусульманами и христианами, мусульманами и буддистами, христианами и иудеями), но и между разными течениями внутри одной религии. Так, например, из истории известно о крестовых походах на Русь в середине XIII в., когда Папа Римский благословил рыцарей на поход против православных славян, считая их еретиками и язычниками. Другим подобным событием можно считать ряд религиозных войн в Европе между католиками и протестантами, апогеем которых считается так называемая «Варфоломеевская ночь», когда в 1572 г. по приказу правительницы Франции Екатерины Медичи в Париже католиками была устроена резня, в ходе которой за ночь погибло около трех тысяч гугенотов-протестантов. А затем по всей стране было уничтожено порядка тридцати тысяч протестантов. Исходя из событий в Париже, долгое время протестанты Европы с большим негативом относились к католикам, называя католицизм «кровавой и предательской религией» [27].

Для решения конфессионального вопроса внутри христианства по инициативе американских протестантов в начале XX в. была разработана идея всеобщего объединения христиан мира, известная под названием «экуменизм». С самого зарождения и вплоть до сегодняшнего времени среди верующих различных христианских деноминаций сложилось как резко негативное, так и максимально положительное отношение к данному движению. Следует более подробно отметить наиболее важные этапы становления экуменизма.

© Токсанбаев А. К., 2021

Определение. Принято считать, что слово «экуменизм» происходит от ряда классических греческих слов: oikos («дом», «семья», «люди», «нация») и oikoumene («весь обитаемый мир») [28]. Как и многие греческие слова, использованные в Библии, они понимаются в христианском значении. Слово oikoumene используется для обозначения Божией примирительной миссии (Мф. 24:14) [3], единства Римской империи (Лк. 2:1) [1], царств земли (Лк. 4:5) [2] и мира, предназначенного для искупления Христом (Евр. 2:5) [4; 28].

Согласно сборнику «Католическая энциклопедия», «экуменизм - это движение внутри христианского мира, направленное на сближение и воссоединение христиан различных конфессий, в том числе на восстановление общения в таинствах между разъединенными христианскими Церквями при сохранении своеобразия их традиций и обрядов» [10, с. 452].

Более краткое определение дается в энциклопедии «Британника»: «экуменизм - это движение или тенденция к всемирному христианскому единству или сотрудничеству» [30].

Исходя из того, что экуменизм является движением за объединение и сотрудничество между христианами всего мира, то его можно рассматривать как межконфессиональный диалог внутри христианства. Из этого следует, что для полного понимания экуменизма необходимо рассмотреть такое понятие, как «диалог».

Прекрасно известны мнения великих греческих философов (Сократ, Платон), еврейских (Бубер, Розенцвейг) и русских (Библер, Бахтин и так далее) мыслителей о диалоге и его природе. Но поскольку в данной статье затрагивается экуменизм, остановим свое внимание на понимании диалога с христианской точки зрения.

Согласно сборнику «Католическая энциклопедия», под диалогом понимается «любая форма встречи и поиска взаимоотношения между людьми, группами или общинами, осуществляемая в духе искренности, уважения и доверия к другому человеку как к личности и имеющая своей целью углубленное познание какой-либо истины либо стремление сделать отношения между людьми более соответствующими достоинству человека» [9, с. 1626-1627]. При этом профессор, специализирующийся на католической мысли и межрелигиозном диалоге, Леонард Дж. Свидлер говорит о том, что неправильно под диалогом понимать любой вид встречи. Он объясняет это тем, что в данную категорию относятся также дебаты и переговоры, где каждый из участников считает только себя наделенным всей полнотой правды и стремится переубедить своего оппонента. Такая форма общения не соответствует диалогу, где главным условием является равноправие участников, которые не стремятся переубедить друг друга. Л. Свидлер дает свое определение: «Диалог - это разговор на общую тему между людьми с различными взглядами, главной целью которого является дать возможность участникам учиться друг у друга и, следовательно, внутренне расти и изменяться» [18, с. 1]. В идеальном случае диалог должен подтолкнуть каждого его участника к внутренним изменениям и искреннему пониманию позиции своего партнера.

Помимо вышесказанного, стоит отметить основные направления или модели поведения, которые были условно выделены российским исследователем Т. В. Излученко в ходе комплексного изучения экуменизма:

1) «Православная - стремление достижения единства в понимании соборности, не подразумевая физического объединения и слияния всех церквей». При этом только Православная церковь обладает «истиной», приобщение к ней «дает подлинное единство»;

2) «Католическая - видит объединение церквей в их юридическом смысле под властью Ватикана путем уний и принятия верующими католического вероисповедания, догматов и канонов». Как и Православная церковь, РКЦ считает себя единственной церковью, обладающей всей полнотой истины;

3) «Протестантская - объединяющая в едином учении церкви, сочетание некоторых ве-роучительных моментов для обретения политического веса в отношении отстаивания своих позиций перед другими участниками мирового процесса» [7, с. 85-86].

Формы экуменизма. С самого зарождения экуменизма - как движения за объединение христиан всего мира - в научной сфере появились исследователи по данному вопросу. Так, одним из крупных ученых в области экуменизма считается американский лютеранский теолог Дж. Линдбек, который принял участие во Втором Ватиканском соборе в качестве делегата-наблюдателя и с тех пор принимал активное участие в экуменическом диалоге. В 1989 г. он опубликовал статью, в которой предложил два вида экуменизма: объединительный и межконфессиональный. Первый вид представляет собой экуменизм, стремящийся к фактическому объедине-

нию церквей. А второй - участие различных христианских конфессий в вопросах практического характера [32].

Российский исследователь А. Шишков предлагает два типа экуменизма: классический и консервативный. Под классическим он понимает деятельность Всемирного совета церквей и связанных с ним организаций и фондов, а также церковных структур, занимающихся богословскими диалогами между церквями. В свою очередь, консервативный экуменизм представляет собой такие движения, которые отстаивают традиционные ценности христианства: традиционная семья (против ЛГБТ), жизнь (против абортов, эвтаназии) и так далее [21].

По мнению А. Шишкова, для успешного развития экуменического диалога участники должны обладать «экуменическим сознанием», главными критериями которого являются: «признание общности христиан вне зависимости от конфессиональной принадлежности; отказ от прозелитизма, то есть такой формы миссионерской деятельности, которая связана с целенаправленными усилиями по обращению христиан одной конфессии в другую; принципиальный отказ от богословского языка, определяющего христиан других конфессий в негативных терминах «ереси» и «раскола» («схизмы»)» [21, с. 273].

История. Причинами возникновения и быстрого распространения идей экуменизма является комплекс факторов: 1) технологический прогресс и глобализация - возникновение радио и телевидения, развитие транспорта (наземного, водного и воздушного) - что облегчило коммуникацию между людьми, странами и культурами; 2) усиление позиций идей секуля-ризма, ставшее, по мнению верующих, угрозой для духовного и морального облика человека; 3) возникновение новых церковных приходов в странах Азии и Африки и усиление позиций христианства в данных регионах, что подтолкнуло различные протестантские церкви начать сотрудничать друг с другом во имя «имиджа» учения Христа; и так далее.

Одним из первых экуменических движений принято считать движение «Мерсерсбург-ская школа теологии», берущее свое начало в XIX в. Основателями данной школы являются американский богослов Д. Невин (1803-1886) и немецко-швейцарский теолог и церковный историк Ф. Шафф (1819-1893), предложившие новый термин «евангельская кафоличность», или «евангельское католичество» (Evangelische Katholizität). По мнению авторов, суть данного термина сводится к тому, чтобы объединить две враждующие стороны - протестантизм и католичество. Д. Невин обвинял американских протестантов в излишнем рационализме и призывал вернуться к реформаторской теологии континентальной Европы, подчеркивая важную роль церковных таинств, в особенности Евхаристии (Причащение). Ф. Шафф утверждал, что Реформация является не противником, а продолжением католицизма, вобравшая в себя самое лучшее [20, c. 117].

Если в США мерсерсбургская теология не получила дальнейшего развития, то в Европе идею «евангельского католичества» подхватил и развил шведский лютеранский богослов Натан Зёдерблом (1866-1931), стремившийся к установлению единства христиан после Первой мировой войны. Об этом высказался его личный секретарь Ю. Брилиот: «Для Рима путь к единству идет только через подчинение под властью церкви. Против этого стоит путь евангельского католичества. Оно стремится к единству в сообществе веры, которое есть сообщество вокруг Креста... Протестантская церковь была разделена на национальные церкви. Это выражает роль церкви в построении наций. Но это не должно блокировать международный характер церкви. Единство людей должно быть освящено христианством. Предварительным условием для этого является экуменическое мышление. Протестантские церкви представляют одну часть кафолической (всецелой) церкви в ее истинном значении, бок о бок с православной и римско-католической. Однако эта евангельско-католическая церковь нуждается в едином органе» [26].

Поскольку Н. Зёдерблом являлся не только архиепископом города Уппсала, но и до 1914 г. профессором богословия Лейпцигского университета, он призывал общество к открытости, знаниям и исторической точности в преподавании религии в школах, отказу от исключительности и власти государственной церкви, требуя полного признания роли свободных церквей и других верований в вопросах практической жизни. Данную мысль он выражает в работе «Religionen och staten» («Религия и государство»): «может быть, ... стоит помнить, что ни церковь, ни какой-либо другой институт не имеет какой-либо монополии на Евангелие, не говоря уже о религии» [36].

Плодом всей проделанной работы Н. Зёдерблома является серия конференций «Жизнь и работа» («Life and work»), первая из которых прошла в 1925 г. в Стокгольме. Ее главной целью

было не только организовать встречу между различными христианскими церквями, но и обсудить экономические, промышленные, социальные и моральные проблемы, появившиеся после Первой мировой войны, минимизируя доктринальные различия между участниками [31]. За свою деятельность в 1930 г. Н. Зёдерблом был награжден Нобелевской премией мира [34].

В дальнейшем подобные мероприятия экуменического характера продолжились в других частях Европы и мира.

Стоит отметить, что первые экуменические движения и идеи развивались в странах с преимущественно протестантским населением. До серий конференций «Жизнь и работа» в 1910 г. в шотландском городе Эдинбург была проведена Всемирная миссионерская конференция с участием 1215 делегатов из протестантских и англиканских конфессий. Одной из главных тем данной конференции был призыв к единству среди протестантских миссионеров, хотя по окончании не проводилась общая литургия [24].

Девизом Всемирной миссионерской конференции считается название книги ее председателя и крупного протестантского деятеля методиста Джонна Р. Мотта (1865-1955) - «Еван-гелизация мира в этом поколении» (1900) [8], который, в свою очередь, объехал весь мир в поисках лидеров для обогащения мирового христианского сообщества в духе экуменического сотрудничества.

После Второй мировой войны, а именно в 1948 г., такие экуменические движения в Европе, как «Всемирная миссионерская конференция», «Мировой христианский совет жизни и труда», «Мировая конференция о вере и порядке» и ряд других сообществ, оформились в единую организацию - Всемирный совет церквей (ВСЦ). На инаугурационной сессии ВСЦ Дж. Мотт был официально признан почетным президентом, а также получил неофициальное звание «отец экуменического движения». За свой вклад в развитие экуменического движения в 1946 г. Дж. Мотт был удостоен Нобелевской премии мира [25].

Согласно официальному сайту, Всемирный совет церквей позиционирует себя как «сообщество церквей на пути к видимому единству в единой вере и единому евхаристическому общению, выражающемуся в поклонении и совместной жизни во Христе» [40].

В первой ассамблее ВСЦ приняло участие 147 церквей из англиканских и протестантских деноминаций, тогда как восточно-православные и новые автономные африканские церкви вступили лишь в 1960-х гг. На сегодняшний день количество членов во Всемирном совете церквей составляет порядка 349 церквей из более 110 стран мира с численностью 500 млн человек [40].

Римско-католическая церковь и экуменизм. Если говорить о Римско-католической церкви, то долгое время Ватикан выступал с жестким неприятием к экуменизму: в 1928 г. Папа Пий XI в своей энциклике «Об единстве христиан» запретил католикам участвовать в экуменических мероприятиях, считая некатоликов ложными христианами [33]. Однако внутри католической церкви были те, кто считал необходимым участие в диалоге с некатоликами, и за подобные взгляды подвергались осуждению со стороны руководства. Ситуация изменилась лишь в период правления Иоанна XXIII, который положительно относился к идее участия РКЦ в экуменическом движении [16]. Как итог, в 1960 г. был создан «Секретариат по содействию христианского единства», главной задачей которого была подготовка ряда документов для Второго Ватиканского собора (1962-1965) по следующим секторам: экуменизм, нехристианские религии, религиозная свобода и догматические вопросы [6].

Именно с принятием Декларации Второго Ватиканского собора Римско-католическая церковь пересмотрела большое количество положений. Так, в 1964 г. был принят «Декрет об экуменизме», являющийся классическим документом по экуменизму [38]. Как результат, РКЦ установила межконфессиональные отношения с лютеранами (1965) [37], восточно-православными (1967), англиканами (1967), методистами (1967), реформаторами (1970) и Церковью Христа (Ученики Христа) (1977) [29].

Главным фактором для участия Римско-католической церкви в экуменическом движении является пересмотр монополии на истинность: до Собора РКЦ считала только себя единственной истинной Церковью, а после - другие христианские конфессии обладают некоей частью истины. Но при этом Святой Престол настаивает на том, что вся полнота истины лишь в их церкви [11, с. 255].

Ключевыми фигурами, повлиявшими на развитие межконфессиональных отношений в католицизме, являются три понтифика Ватикана. Первый - Иоанн XXIII, при котором начали зарождаться идеи участия в межконфессиональном диалоге. Второй - Павел VI, претворив-

ший идеи экуменизма и диалога в жизнь через установление отношений с Константинопольской православной и Маланкарской сирийской православной, Коптской, Англиканской и Лютеранской церквями. А также Иоанн Павел II, продолживший политику своих предшественников и расширивший до диалога с нехристианскими религиями.

Несмотря на активное участие Ватикана в установлении и развитии экуменических отношений, Римско-католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей, а участвует в качестве наблюдателя и осуществляет свою деятельность совместно с данной организацией через совместную рабочую группу «ВСЦ-Католическая церковь» [35].

Православие и экуменизм. В экуменическом движении помимо протестантов, католиков и англикан активное участие принимают православные церкви. Долгое время не существовало официальной позиции православия к иным христианским конфессиям. Все осложнялось тем, что, в отличие от католицизма (централизованная церковь во главе с Папой Римским), православное христианство представлено 14 Поместными церквями (Православная церковь Украины признана не всеми Церквями) и общего заявления по данному вопросу не было. Поэтому в октябре 2015 г. произошло V Всеправославное предсоборное совещание в Шамбези (Швейцария), где был разработан проект документа «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром». Так, в данном документе говорится о том, что Православная церковь «всегда... первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие» [14].

Наиболее важные вопросы, касающиеся Православной церкви, решаются коллективно, учитывая мнения и голоса всех Поместных церквей [14].

Некоторые Православные церкви выступили как одни из учредителей Всемирного совета церквей, разделяя главную миссию организации - «продвижение единства христианского мира», и, как итог, стали ее членами. Однако Грузинская, в 1997 г., и Болгарская, в 1998 г., православные церкви решили выйти из состава ВСЦ и больше не принимают участия в подобных мероприятиях [14].

Одним из главных достижений развития межхристианских отношений является первая в истории существования двух Церквей официальная встреча между Папой Римским Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2016 г. в Гаване (Куба). По итогам встречи был принят документ, где отмечается: «... Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященниче-ской молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21)» [15]. Далее в документе говорится о надежде двух Церквей к достижению «богозаповеданного единства» (6 пункт), о совместном усилии для свидетельства Евангелия (7 пункт), о традиционных ценностях института семьи и брака (1819 пункты), о развитии межрелигиозного диалога и значимости роли религиозных лидеров (13 пункт), об уважении права на жизнь и о вопросах биоэтики (21 пункт) и так далее [15]. Лидеры РКЦ и РПЦ призвали мировое сообщество обратить внимание и посодействовать в прекращении гонений христиан на Ближнем Востоке и Севере Африки, отмечая значимость данного региона для истории христианства; а также оказать гуманитарную помощь страдающим от терроризма и боевых действий беженцам и местным жителям (8-9 пункты) [15].

Однако после данной исторической встречи в России среди православной общественности встречались и антиэкуменические настроения. На просторах сети интернет было опубликовано «Обращение православных граждан России к высшим органам госвласти и церковным иерархам», где авторы данного письма критикуют Патриарха Кирилла за то, что он подписал Гаванскую декларацию и тем самым признал равноправность между православием и католицизмом, нарушая святоотеческое определение папизма как ереси. Также инициаторы данного документа считают, что под видом «христианского единства» католики будут проводить политику раскола внутри православных христиан России, как они разделили Украину на два враждебных лагеря через поддержку униатства на Майдане. То есть, по мнению авторов данного обращения, налаживание отношений между РПЦ и РКЦ угрожает национальной безопасности России [13].

Против экуменизма и сближения с католиками выступали и представители православного духовенства. Открытое письмо подобного характера написал настоятель Свято-Троицкого храма города Байкальска протоиерей Владислав Емельянов, который говорит об ощущении предательства после встречи Кирилла и Франциска, уничтожении Соборности в РПЦ и ее окатоличивании, а экуменизм считает ересью [5]. В своем письме он полностью разделил

антиэкуменическую позицию священника Алексея Мороза, который считает, что после Гаванской декларации РПЦ стоит на грани раскола. А. Мороз пошел дальше и в сентябре 2017 г. принял участие в «Соборе православных священников РПЦ, в святоотеческом предании стоящих», по итогам которого участники приняли резолюцию, где говорится о том, что они разорвали каноническое общение с «еретиками, захватившими власть в МП РПЦ» [17].

Комментируя подобные обвинения в адрес Патриарха Кирилла и руководства РПЦ, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отметил, что Церковь считает грехом выступление некоторой части верующих против сближения христиан. Он пояснил, что РПЦ скорбит об отсутствии единства, единомыслии и единой Евхаристии среди христиан всего мира, поскольку разделение христиан полностью противоречит словам Иисуса Христа [12].

Современное состояние. Если говорить о нынешнем положении экуменизма в мире, то еще в конце XX в. Дж. Линдбек отметил, что в данном движении преобладает межконфессиональный характер, тогда как стремление к единству церквей отодвигается на второй план [32]. Его слова в 2017 г. подтвердил А. Шишков: «Реальное экуменическое сотрудничество сегодня строится на принципах практического межконфессионального, а не нормативного объединительного экуменизма. Экуменисты уже не ставят перед собой цели достижения христианского единства в виде интеркоммуниона или единой организации. Они рассматривают межхристианское экуменическое взаимодействие как общее дело. Это может быть борьба за мир, забота о бедных, противостояние дискриминации и так далее» [22].

Почему сторонники данного движения не продвигают первоначальную идею единства всех церквей? Подобный вопрос был задан А. Шишковым представителям европейских церквей, занимающихся экуменическими вопросами [23].

Наиболее подробно объяснила протекающие тенденции в современном экуменизме швейцарский профессор богословия Дагмар Хеллер, считающая, что изначально у участников экуменического движения было разное понимание слова «единство»: «одни церкви понимали единство как «общее действие» (работать вместе над практическими вопросами), другие -как «интеркоммунион» (общая Евхаристия как выражение единства при сохранении автономии церквей как организаций), а третьи ожидали единства как достижения «органического союза» (единой организации)». Поэтому Д. Хеллер утверждает, что одной из главных задач экуменизма является выяснить подлинный смысл единства, к которому стремятся христиане мира [23, с. 304-306].

Подобного мнения придерживается и немецкий экуменический деятель Йоханнес Эль-деман: «Главная проблема экуменического движения на сегодняшний день - это отсутствие общего понимания основной цели». По его словам, многие христианские лидеры и деятели сходятся на том, что основная цель экуменизма должна строиться на идее «единство в многообразии», но каждая сторона имеет свое представление об этих двух вещах [23, с. 306-307].

На наш взгляд, причина преобладания в экуменизме курса на межконфессиональное сотрудничество заключается в сложности реального единства христиан мира из-за наличия культурных, исторических, богословских и прочих различий. Так, выделим наиболее основные расхождения между Католической и Православной церквями: 1) филиокве - исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца (православная точка зрения), но и от Бога-Сына (католическая) [19, с. 41]; 2) непорочное зачатие Девы Марии (католическая) [19, с. 41], у православных подобное отсутствует; 3) институт Церкви (строгая централизованность (катол.) [19, с. 34], Поместные церкви (правосл.) [19, с. 89]); 4) личность Папы Римского (непогрешимость (безошибочность), «викарий Иисуса Христа», видимый глава Церкви (катол.) [19, с. 30]), православные отвергают этот факт; 5) наличие чистилища (катол.) [19, с. 41], в православии отсутствует; 6) разное количество признанных Вселенских соборов (у православных - 7, у католиков - 21 [19, с 28-29]); и прочее. Помимо вышеперечисленного, между католической и православной традицией существуют обрядовые и канонические различия.

Поскольку протестантизм зародился в начале XVI в. как движение, выступавшее за реформацию Римско-католической церкви, то следует провести сравнение между этими двумя христианскими течениями: 1) личность Папы Римского (непогрешимость (безошибочность), «викарий Иисуса Христа», видимый глава Церкви (катол.) [19, с. 30]), протестанты не признают этот факт [19, с. 75]; 2) Таинства (у католиков - 7 [19, с. 31], у протестантов - 2 [19, с 65]); 3) целибат для священнослужителей (у католиков - обязательно [19, с. 50], у протестантов -нет [19, с. 75]); 4) почитание икон, святых и их мощей (катол.) [19, с. 41, 44], протестанты категорически отвергают [19, с. 74]; и прочее.

Проанализировав, следует отметить, что воплощение в реальность изначальной цели экуменизма по объединению христиан представляется невозможным и может создать конфликтную ситуацию, поэтому наиболее подходящей формой экуменизма для христианских церквей и деноминаций является сотрудничество по решению общемировых проблем.

Подтверждением вышесказанных слов является современная деятельность Всемирного совета церквей. Согласно их официальному сайту, данная организация проводит большое количество экуменических мероприятий: общие молитвы, круглые столы и конференции по вопросам защиты прав человека, прекращения войн и конфликтов, борьбы с ксенофобией и расизмом и так далее [39].

Список литературы

1. Библия Онлайн. От Луки святое благовествование. URL: https://bibleonline.ru/bible/rst66/luk-2/ (дата обращения: 06.06.2021).

2. Библия Онлайн. От Луки святое благовествование. URL: https://bibleonline.ru/bible/rst66/luk-4/ (дата обращения: 06.06.2021).

3. Библия Онлайн. От Матфея святое благовествование. URL: https://bibleonline.ru/bible/rst66/ mat-24/ (дата обращения: 06.06.2021).

4. Библия Онлайн. Послание к Евреям. URL: https://bibleonline.ru/bible/rst66/heb-2/ (дата обращения: 06.06.2021).

5. Встречу патриарха с Папой некоторые представители РПЦ считают «предательством». URL: https://www.newsru.com/religy/25feb2016/yemelianov_moroz.html (дата обращения: 17.06.2021).

6. История религии : в 2 т. Т. 2. Кн. 2. Западные конфессии. Ислам. Новые религии : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Яблоков [и др.]; отв. ред. И. Н. Яблоков. Изд. 4-е. М. : Изд-во Юрайт, 2019. 422 с.

7. Излученко Т. В. Социально-философский анализ диалогичности религиозного сознания : дис. ... канд. философских наук / Т. В. Излученко. Красноярск : СФУ, 2014.

8. Карев А. В., Сомов. К. В. История христианства. Лекция 20. Христиане в двадцатом веке. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Karev_histHrist/Karev20.php (дата обращения: 11.06.2021).

9. Католическая энциклопедия : в 5 т. Т. 1. М. : Изд-во Францисканцев, 2002. 1906 с.

10. Католическая энциклопедия : в 5 т. Т. 5 (Х-Я, A-W). М. : Изд-во Францисканцев, 2013. 798 с.

11. Манзюк В. И. Генезис католической модели экуменизма / В. И. Манзюк // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 14 (85). С. 253-256.

12. Митрополит Иларион: у встречи папы и патриарха будут далеко идущие последствия. URL: https://tass.ru/obschestvo/2692223 (дата обращения: 18.06.2021).

13. Обращение православных граждан России к высшим органам госвласти и церковным иерархам с требованием навести законный порядок. URL: https://communitarian.ru/publikacii/tserkovnaya_ analitika/obraschenie_pravoslavnyh_grazhdan_rossii_k_vysshim_organam_gosvlasti_i_cerkovnym_ierarham_s_t rebovaniem_navesti_zakonnyy_poryadok_09032016/ (дата обращения: 12.06.2021).

14. Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. Официальные документы. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4361154.html (дата обращения: 10.06.2021).

15. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. Официальные документы. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения: 13.06.2021).

16. Примирение : сб. мат-в коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. М. : ББИ, 1997. С. 123.

17. Русская Народная Линия. Бывший священник Алексий Мороз создал собственную тоталитарную секту. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2017/10/10/byvshij_svyawennik_aleksij_moroz_sozdal_sobst-vennuyu_totalitarnuyu_sektu (дата обращения: 13.06.2021).

18. Свидлер Л. Декалог диалога: основные принципы межрелигиозного, межидеологического диалога. URL: https://static1.squarespace.com/static/5464ade0e4b055bfb204446e/t/551eaeabe4b00fd1a1b 38884/1428074155848/Dialogue+Decalogue+-+Russian.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

19. Сравнительная история мировых религий : учебное пособие / А. В. Запорожченко, К. Д. Давыдова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. 157 с.

20. Христианское чтение : научный журнал / Санкт-Петербургская духовная академия. СПб., 1821-1917, 1991; 2018. № 1 [январь-февраль]. Теология. Философия. История. 264 с.

21. Шишков А. Два экуменизма: консервативные христианские альянсы как новая форма экуменического взаимодействия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 269-300.

22. Шишков А. Дискуссия о концепции «консервативного экуменизма» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 10-29.

23. Шишков А. Христианский экуменизм сегодня: кризис или трансформация? Беседа с экуменистами разных конфессий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 301-312.

24. Best Thomas F. A Tale of Two Edinburghs: Mission, Unity and Mutual Accountability. Journal of Ecumenical Studies. 2011. 46 (3). С. 311-323.

25. Biographies. Mott John. Timeline. The Association of Religion Data Archives. URL: https://www.thear-da.com/timeline/persons/person_85.asp (дата обращения: 19.06.2021).

26. Brilioth Y. Eucharistic Faith & Practice: Evangelical & Catholic. Chs. IV-VI / translated by A. G. Hebert London. SPCK, 1930.

27. Chadwick H., Evans G. R. Atlas of the Christian Church. London : Macmillan, 1987. 113 p.

28. Encyclopedia Britannica. Christianity - Ecumenism. URL: https://www.britannica.com/topic/Christia-nity/Ecumenism (дата обращения: 17.06.2021).

29. Encyclopedia Britannica. Christianity - Ecumenism since the start of the 20th century. URL: https://www. britannica.com/topic/Christianity/Ecumenism-since-the-start-of-the-20th-century (дата обращения: 01.07.2021).

30. Encyclopedia Britannica. Ecumenism. Definition & History. URL: https://www.britannica.com/ topic/ecumenism (дата обращения: 30.06.2021).

31. FitzGerald T. E. The Ecumenical Movement: An Introductory History. London : Praeger, 2004. Pp. 89-90.

32. Lindbeck G. Two Kinds of Ecumenism: Unitive and Interdenominational. Gregorianum. 1989. 70 (4). 647 p.

33. Mortalium Animos (January 6, 1928). PIUS XI. URL: https://www.vatican.va/content/piusxi/en/en-cyclicals/documents/hf_p-xi_enc_19280106_mortalium-animos.html (дата обращения: 29.06.2021).

34. The Nobel Peace Prize 1930. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/peace/1930/atican/biographical/ (дата обращения: 03.06.2021).

35. Joint Working Group with the Roman Catholic Church. World Council of Churches. URL: https://www. oikoumene.org/what-we-do/church-and-ecumenical-relations/joint-working-group-with-the-roman-catholic-church (дата обращения: 07.06.2021).

36. Söderblom N. Religionen och staten. Stockholm : P. A. Norstedt & Soner, 1918.

37. The Lutheran World Federation. Lutheran-Roman Catholic Dialogue. URL: https://www.lutheran world.org/content/atican-roman-catholic-dialogue (дата обращения: 23.06.2021).

38. Unitatis redintegratio. URL: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/doc-uments/vat-ii_decree_19641121_unitatis-redintegratio_en.html (дата обращения: 29.06.2021).

39. World Council of Churches. Achievements. URL: https://www.oikoumene.org/about-the-wcc/achi-evements (дата обращения: 14.07.2021).

40. World Council of Churches. What is the World Council of Churches? URL: https://www.oikoumene.org/ about-the-wcc (дата обращения: 11.07.2021).

Ecumenism: History and Modernity

A. K. Toksanbayev

postgraduate student of the Department of Philosophy of Religion and Religious Studies, St. Petersburg State University. Russia, St. Petersburg. E-mail: abaytoks@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. This article is devoted to one of the most urgent and in-demand problems of interfaith relations within Christianity, called ecumenism. This work is a descriptive secondary study based on the works of Western (L. Svidler, J. Lindbeck, T. Best) and Russian (A. V. Shishkov, V. I. Manziuk, A. V. Karev, K. V. Somov) scientists and information from open online resources (Britannica, the Bible Online, Patriarchy.ru and so on). At the beginning of the article, the author gives definitions of the term "ecumenism", then mentions the most common forms of this phenomenon. The following describes the history of the origin and formation of the ec u-menical movement. The positions of the Roman Catholic Church and Local Orthodox Churches are highlighted in separate paragraphs. It is thanks to the two most widespread Christian movements that ecumenical ideas have come to life. But it is worth noting that, despite the rapid spread, ecumenism has undergone a transfo r-mation: the initial desire to unite Christian denominations into a single church with a common dogma has grown into a plane where Christian leaders jointly solve the most pressing problems regarding social, political, environmental and other issues. So, in 2016, a meeting was held between the heads of the two churches - Patriarch Kirill of All Russia and Pope Francis. The main agenda was the situation of Christians in the Middle East and North Africa, who, due to terrorism and wars, are forced to leave their native places, where the Christian religion historically originated. In parallel with ecumenism, there are opponents of this movement in the most traditional Christian societies who fear complete assimilation by other Christian traditions. Similar anti-ecumenical actions took place among part of the flock of the Russian Orthodox Church, considering an alliance with the Pope to be a heretical act. The author, having studied the opinions of ecumenists from different cou n-tries and confessions, agrees that the idea of uniting all Christians in the world into a single church is imposs i-ble, and the only way to maintain communication is cooperation to solve various universal problems.

Keywords: ecumenism, interfaith dialogue, Christianity, Orthodoxy, Protestantism, Catholicism.

References

1. Bibliya Onlajn. Ot Luki svyatoe blagovestvovanie - The Bible Online. Holy Gospel from Luke. Available at: https://bibleonline.ru/bible/rst66/luk-2 / (date accessed: 06.06.2021).

2. Bibliya Onlajn. Ot Luki svyatoe blagovestvovanie - The Bible Online. Holy Gospel from Luke. Available at: https://bibleonline.ru/bible/rst66/luk-4 / (date accessed: 06.06.2021).

3. Bibliya Onlajn. Ot Matfeya svyatoe blagovestvovanie - The Bible Online. Holy Gospel from Matthew. Available at: https://bibleonline.ru/bible/rst66/mat-24 / (date accessed: 06.06.2021).

4. Bibliya Onlajn. Poslanie k Evreyam - The Bible Online. The Epistle to the Hebrews. Available at: https://bibleonline.ru/bible/rst66/heb-2 / (date accessed: 06.06.2021).

5. Vstrechu patriarha s Papoj nekotorye predstaviteli RPCschitayut "predatel'stvom" - The meeting of the patriarch with the Pope is considered by some representatives of the Russian Orthodox Church as "betrayal". Available at: https://www.newsru.com/religy/25feb2016/yemelianov_moroz.html (date accessed: 06/17/2021).

6. Istoriya religii: v 2 t. T. 2. Kn. 2. Zapadnye konfessii. Islam. Novye religii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata - History of Religion: in 2 vols. Vol. 2. Book 2. Western confessions. Islam. New religions : Textbook for academic baccalaureate / I. N. Yablokov [et al.]; ed. by I. N. Yablokov. Ed. 4th. M. Yurayt Publishing House. 2019. 422 p.

7. Izluchenko T. V. Social'no-filosofskij analiz dialogichnosti religioznogo soznaniya : dis.... kand. filosofskih nauk [Socio-philosophical analysis of the dialogicity of religious consciousness : dis. ... PhD in Philosophical Sciences] / T. V. Radiuchenko. Krasnoyarsk. SFU. 2014.

8. Karev A. V., Somov. K. V. Istoriya hristianstva. Lekciya 20. Hristiane v dvadcatom veke [History of Christianity. Lecture 20. Christians in the twentieth century]. Available at: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ History_Church/Karev_histHrist/Karev20.php (date accessed: 11.06.2021).

9. Katolicheskaya enciklopediya : v 5 t. T. 1 - Catholic Encyclopedia: in 5 vols. Vol. 1. M. Franciscan Publishing House. 2002. 1906 p.

10. Katolicheskaya enciklopediya : v 5 t. T. 5 (H-YA, A-W) - Catholic Encyclopedia: in 5 vols. Vol. 5 (X-I, AW). M. Franciscan Publishing House. 2013. 798 p.

11. Manzyuk V. I. Genezis katolicheskoj modeli ekumenizma / V. I. Manzyuk [Genesis of the Catholic model of ecumenism] / V. I. Manzyuk // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo - Scientific herald of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2010. No. 14 (85). Pp. 253-256.

12. Mitropolit Ilarion: u vstrechi papy i patriarha budut daleko idushchie posledstviya - Metropolitan Hilarion: the meeting of the pope and the Patriarch will have far-reaching consequences. Available at: https://tass.ru/obschestvo/2692223 (date accessed: 06/18/2021).

13. Obrashchenie pravoslavnyh grazhdan Rossii k vysshim organam gosvlasti i cerkovnym ierarham s tre-bovaniem navesti zakonnyj poryadok - Appeal of Orthodox citizens of Russia to the highest state authorities and church hierarchs with a demand to restore legal order. Available at: https://communitarian.ru/publikacii/ tserkovnaya_analitika/obraschenie_pravoslavnyh_grazhdan_rossii_k_vysshim_organam_gosvlasti_i_cerko vnym _ierarham_s_trebovaniem_navesti_zakonnyy_poryadok_09032016 / (date accessed: 12.06.2021).

14. Otnosheniya Pravoslavnoj Cerkvi s ostal'nym hristianskim mirom. Oficial'nye dokumenty - Relations of the Orthodox Church with the rest of the Christian world. Official documents. Available at: http://www.pat-riarchia.ru/db/text/4361154.html (date accessed: 10.06.2021).

15. Sovmestnoe zayavlenie Papy Rimskogo Franciska i Svyatejshego Patriarha Kirilla. Oficial'nye dokumen-ty - Joint statement by Pope Francis and His Holiness Patriarch Kirill. Official documents. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (date accessed: 06/13/2021).

16. Primirenie : sb. mat-v kollokviuma v Krestovozdvizhenskom monastyre - Reconciliation: the collection of the mat-in colloquium at the Holy Cross Monastery. M. BBI. 1997. p. 123.

17. Russkaya Narodnaya Liniya. Byvshij svyashchennik Aleksij Moroz sozdal sobstvennuyu totalitarnuyu sektu - Russian Folk Line. Former priest Alexy Moroz created his own totalitarian sect. Available at: https://ruskline.ru/news_rl/2017/10/10/byvshij_svyawennik_aleksij_moroz_sozdal_sobstvennuyu_totalitarnu yu_sektu (date accessed: 13.06.2021).

18. Svidler L. Dekalog dialoga: osnovnye principy mezhreligioznogo, mezhideologicheskogo dialoga [The Decalogue of dialogue: the basic principles of interreligious, interideological dialogue]. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5464ade0e4b055bfb204446eA/551eaeabe4b00fd1a1b38884/142807 4155848/Dialogue+Decalogue+-+Russian.pdf (date accessed: 12.10.2021).

19. Sravnitel'naya istoriya mirovyh religij : uchebnoe posobie - Comparative History of World religions : textbook / A.V. Zaporozhchenko, K. D. Davydova; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Novosibirsk State Pedagogical Institute. un-T. Novosibirsk. Publishing House of NGPU. 2013. 157 p.

20. Hristianskoe chtenie: nauchnyj zhurnal - Christian Reading : scientific journal / St. Petersburg Theological Academy. SPb. 1821-1917, 1991; 2018. No. 1 [January-February]. Theology. Philosophy. History. 264 p.

21. Shishkov A. Dva ekumenizma: konservativnye hristianskie al'yansy kak novaya forma ekumenicheskogo vzaimodejstviya [Two Ecumenisms: Conservative Christian Alliances as a new form of Ecumenical Interaction] // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom - State, religion, church in Russia and abroad. 2017. No. 1. Pp. 269-300.

22. Shishkov A. Diskussiya o koncepcii "konservativnogo ekumenizma" [Discussion on the concept of "conservative ecumenism"] // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom - State, religion, Church in Russia and abroad. 2018. No. 4. Pp. 10-29.

23. Shishkov A. Hristianskij ekumenizm segodnya: krizis ili transformaciya? Beseda s ekumenistami raznyh konfessij [Christian ecumenism today: crisis or transformation? Conversation with ecumenists of different co n-fessions] // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom - State, religion, church in Russia and abroad. 2017. No. 1. Pp. 301-312.

24. Best Thomas F. A Tale of Two Edinburghs: Mission, Unity and Mutual Accountability. Journal of Ecumenical Studies. 2011. 46 (3). Pp. 311-323.

25. Biographies. Mott John. Timeline. The Association of Religion Data Archives. Available at: https://www.thearda.com/timeline/persons/person_85.asp (date accessed: 19.06.2021).

26. Brilioth Y. Eucharistic Faith & Practice: Evangelical & Catholic. Chs. IV-VI / transl. by A. G. Hebert London. SPCK, 1930.

27. Chadwick H., Evans G. R. Atlas of the Christian Church. London : Macmillan, 1987. 113 p.

28. Encyclopedia Britannica. Christianity - Ecumenism. Available at: https://www.britannica.com/topic/ Christianity/Ecumenism (date accessed: 17.06.2021).

29. Encyclopedia Britannica. Christianity - Ecumenism since the start of the 20th century. Available at: https://www.britannica.com/topic/Christianity/Ecumenism-since-the-start-of-the-20th-century (date accessed: 01.07.2021).

30. Encyclopedia Britannica. Ecumenism. Definition & History. Available at: https://www.britannica.com/ topic/ecumenism (date accessed: 30.06.2021).

31. FitzGerald T. E. The Ecumenical Movement: An Introductory History. London : Praeger, 2004. Pp. 89-90.

32. Lindbeck G. Two Kinds of Ecumenism: Unitive and Interdenominational. Gregorianum. 1989. 70 (4). 647 p.

33. Mortalium Animos (January 6, 1928). PIUS XI. Available at: https://www.vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_19280106_mortalium-animos.html (date accessed: 29.06.2021).

34. The Nobel Peace Prize 1930. Available at: https://www.nobelprize.org/prizes/peace/1930/atican/ biographical/ (date accessed: 03.06.2021).

35. Joint Working Group with the Roman Catholic Church. World Council of Churches. Available at: https://www.oikoumene.org/what-we-do/church-and-ecumenical-relations/joint-working-group-with-the-ro-man-catholic-church (date accessed: 07.06.2021).

36. S derblom N. Religionen och staten. Stockholm : P. A. Norstedt & Soner, 1918.

37. The Lutheran World Federation. Lutheran-Roman Catholic Dialogue. Available at: https://www.lutheran-world.org/content/atican-roman-catholic-dialogue (date accessed: 23.06.2021).

38. Unitatis redintegratio. Available at: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/ documents/vat-ii_decree_19641121_unitatis-redintegratio_en.html (дата обращения: 29.06.2021).

39. World Council of Churches. Achievements. Available at: https://www.oikoumene.org/about-the-wcc/ achievements (date accessed: 14.07.2021).

40. World Council of Churches. What is the World Council of Churches? Available at: https://www.oikou-mene.org/about-the-wcc (date accessed: 11.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.