Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 42-50
УДК 291.
Иерей Антоний (Тонкович Антон Игоревич), Смоленский государственный университет
Содержание понятия экуменизм и его интерпретации
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы генезиса и трансформации экуменического движения. На примере различных христианских деноминаций показывается отношение к экуменизму в различных богословских группах, выявляются точки сотрудничества и противоречий. Автор описывает историю возникновения термина «экуменизм», отношение к экуменизму Католической и Православной Церкви, существующие модели единства. На основе сравнительного анализа различного рода моделей единства автор приходит к следующему выводу: каждая деноминация выдвигает свое определение единства и его непременных условий. Кроме того, внутри самих христианских конфессий наблюдается наличие различных точек зрения по вопросу экуменизма. Однако общим для всех является то, что все стороны согласны в стремлении к единению.
Ключевые слова: экуменизм, Православие, Англиканская церковь, Католическая церковь, протестантантизм, определение экуменизма, модели единения.
Греческое слово «ошоицстп» первоначально имело несколько значений. Слово «Ойкумена», в Новом Завете понимаемое как обозначение территории Римской империи, встречается в нём 15 раз. Однако греки использовали значение задолго до Римской империи и называли термином весь обитаемый мир. Основу слова составляет корень «икос» — «дом». Автор памятника II века «Мученичество Поликарпа» впервые в истории употребил слово три раза в применении к Церкви: «Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии, и всем на всяком месте общинам Святой и Кафолической Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа». Здесь слово «кафолическая» (Церковь) употреблено в своем первоначальном значении — «вселенская».
В первые века христианской Церкви кафолической стали называть собственно всю Церковь, противопоставляя понятию то, что состояло из частей. Согласно практике древних христиан, слово «вселенский» обозначало процесс приведения народов к православной вере и добавлялось к названию Константинопольского Патриархата. Также экуменическими (вселенскими) именовались значимые христианские Соборы1.
В 1900 г. на международной миссионерской конференции в Нью-Йорке термин «экуменический» впервые был применен в новом протестантском понимании в качестве характеристики совокупности всех христиан. В 1910 г. в Эдинбурге на Всемир-
1 Ливцов В.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.): дисс. ... д. ист. наук. М., 2013. С. 119.
ной миссионерской конференции Д. Мотт предложил это понятие как официальное. В то же время Н. Сёдерблом, один из основоположников экуменистического движения, придал слову «экуменический» новый смысл: выражение духовной позиции, которая свидетельствовала об убежденности в единстве всех христианских церквей и их общей задаче в мире1.
Предложенным новым понятием экуменизма пользовался немецкий академик А. Зигмунт-Шульце (1885—1969 гг.). Термин «экуменическое движение» впервые применил немецкий протестантский богослов А. Дайссман (1866—1937 гг.) на конференции в Стокгольме в 1925 г. Постепенно именно это понятие определения утвердилось в немецком, французском и английском языках.
В 1927 г. на Всемирной конференции о «Вере и порядке» (Лозанна, Швейцария) впервые был применен термин «экуменизм», как производное от «экуменическое». Конференция в Оксфорде в 1937 г. указала на отличие понятий «экуменический» и «международный», так как последний термин дает определение разделения человечества на народы как естественное, а первое понятие вытекает из факта единства во Христе, поскольку Его Церковь интернациональна2.
Во избежание путаницы при переводе (с английского языка термин «Ecumenical Council» обозначает «Вселенский Собор») этот термин не употреблялся. При образовании Всемирного совета церквей (World Council of Churches), он получил название «экуменический» (на немецком и французском языках), на английском — «всемирный». Экуменическое движение сохранило свое название (ecumenical movement). Согласно программному заявлению Центрального Комитета Всемирного совета церквей в 1997 г., термин «экуменический» принял иное содержание — стремление к единству всех христиан с целью общего свидетельства в процессе мировой миссии по проповеди Евангелия, оказание содействия справедливости и миротворчеству3.
Трактовка понятия «экуменизм» в разных религиях различна. Протестантизм с XIX столетия признает так называемую «теорию ветвей», которая утверждает о существовании Церкви в трех ветвях — православии, католичестве и протестантизме. Согласно данной теории, христианские конфессии хоть и разделены внешне, но внутренне едины, как ветви дерева4.
Католическая Церковь изначально отрицала экуменизм. Католические теологи стали употреблять это слово с 1930-х годов, оно впервые появилось в книге Ива Кон-гара «Разделенный христианский мир: католическое исследование проблемы воссоединения»5. Но официальная позиция Ватикана по данному вопросу появилась позднее. В 1949 г. термин использовался в Инструкции «De motione oecumenica». Второй Ватиканский собор утвердил «Декрет об экуменизме» («Decretum de oecumenismo»), согласно которому под экуменистическим движением понимаются «начинания, на-
1 Там же.
2 Там же. С. 120.
3 Там же.
4 Там же.
5 Divided Christendom: a Catholic Study of the Problem of Reunion, London: Bles, 1939. 298 p.
правленные на достижение единства христиан в зависимости от различных требований Церкви и условий момента». Кроме того, Католическая Церковь прекратила отрицать в других Церквах «элементов освящения и истины», которые зовут к «всеобщему единству»1. По мнению католиков, за пределами их общины не существует церковной пустоты, поэтому допускаются экуменические шаги, которые предполагают сохранение частями единой Церкви религиозного своеобразия. Несмотря на то, что Католическая Церковь не вошла в состав Всемирного совета церквей, она сотрудничала с ним — переосмыслила, по их мнению, считавшимися экуменическими факты собственной истории, что, однако, отличалось от классической модели Всемирного совета церквей — достижения единства всех христиан2.
Римский Папа Иоанн Павел II в своей энциклике «и ипит sint» от 25 мая 1995 г. указал на конечную цель экуменизма — это восстановление единения среди всех крещёных. Но так как это единство уже пребывает в католичестве в связи с присутствием в нём полноты средств для спасения, ибо лишь только Католическая Церковь «сохранила служение преемника апостола Петра», которого Бог утвердил как «основу единства», то единство наступит лишь после присоединения всех к этим средствам спасения3. Таким образом, католические богословы вкладывают в термин «экуменизм» содержание «движения за взаимное сближение христианских конфессий в богословском диалоге, сотрудничестве в социальной и кариативной областях (область молодёжного служения), совместной молитве и изучении Священного Писания»4.
Однако неразрешёнными остаются вопросы канонического и доктринального планов. Это учения о Ш^ие, чистилище, непорочном зачатии Богородицы. Однако решающим является идея о папской непогрешимости и его высшей юрисдикции. Представители православного либерального богословия согласны лишь предоставить папе в едином христианстве старшинство в сотрудничестве с другими епископами. С другой стороны, католики подвергают критике церковные разводы у православных, учение святого Григория Паламы о Божественных энергиях, считают размытыми мистические подходы.
Представители православия также стремятся к единству, об этом свидетельствует прошение на литургии «о соединении всех». Участие некоторых Православных Церквей в экуменической деятельности с самого зарождения движения позволило не выглядеть ему только протестантским. Так же, как и католики, православные считают, что Церковь нераздельна, а православие является именно этой единой Церковью. Однако разделения среди христиан есть, и они являются следствием отпадения от истин, предоставляемых православием. В этой связи важным является утверждение Торонтской декларации (1950 г.), согласно которой Всемирный совет церквей
1 Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998. С. 69, 86-87, 143-160.
2 ЛивцовВ.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX - начало XXI в.)... С. 121.
3 Иоанн Павел II, папа. Энциклика «№ ипит Sint» // Католическая энциклопедия. Т. 5. М.: Изд. францисканцев. Ст. 895—896.
4 Кренцер Ф. Завтра мы снова будем верить. М.: Дом Марии, 1993. С. 121.
является братством во Христе, но членство в нём не требует «единодушия в вопросе о природе единства и согласия считать друг друга подлинными Церквами»1.
Представители либерально настроенных православных богословов считают, что экуменическое движение позволило выйти православию из изоляции, дав возможность свидетельствовать о своей истинности. Так как конфессии, близкие к православию теоретически могут принадлежать к мистической Церкви и находиться в единстве с Богом, то православие может «ставить под вопрос общепринятые формулы» Запада и предлагать средний путь, что приведет к взаимному духовному обогащению2. Однако неразрешенным остается вопрос доктринального плана относительно протестантской схемы видимого (не мистического) объединения с частичным признанием доктрин. Получается невозможным общение в таинствах, которое является не средством, а следствием единства, но вне этого общения нет братства. Либералы радикального толка допускают так называемое «икономическое общение», т.е. отступление от церковных правил ради спасения людей, когда представители иных христианских конфессий, отсеченные от таинств, могут причащаться у православных. По мнению некоторых православных либералов, общение через таинства послужит доктринальному единству, оно будет ему предшествовать3.
Многие православные богословы видят в экуменизме подрыв православия, а участие в движении считают ересью, которая признаёт все христианские конфессии истинными в равной степени. По их мнению, вне православия нет Церкви, так как от него отделялись раскольники и еретики, но Церковь не может утратить своего единства. Несмотря на то, что благодать действует и на не православных, но они не являются членами Церкви и могут войти в семью Православных Церквей лишь после покаяния, не утратив при этом автономии, обрядовой стороны и т.д.
Богослов А.И. Осипов определил три вида экуменизма: «Существуют три идеи экуменизма. Православный взгляд состоит в том, что любая Церковь, которая исповедует то же, что и мы, признаётся как сестра—Церковь. Мы не претендуем на её подчинение. Протестантский подход таков: богословские различия не существенны — мы уже едины! Надо только объявить об этом. И приступить к единой чаше. Наконец, католическая концепция экуменизма. Она состоит в том, что единство возможно только у ног папы римского»4.
Таким образом, определения экуменизма весьма противоречивы и диаметрально противоположны — от осуждения как ереси до признания смысловой определяющей и высшей формой христианского единства. В целях оптимизации темы исследования мною выбрано рабочее определение экуменизма, принятое В.А. Ливцовым: «восстановление единства христианской Церкви не путем унии, экуменической де-
1 Documents on Christian Unity. Fourth Series. 1948-57. London: Oxford University Press, 1958. P. 215-222.
2 Каллист (Уэр), еп. Православная церковь. М.: ББИ, 2001. С. 338.
3 Ливцов В.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.)... С. 121.
4 ОсиповА.И. О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. 1978. Сб. 18. С. 180—187.
ятельности — как деятельности, направленной на восстановление этого искомого единства, а экуменического движения, как коллективного взаимодействия христианских конфессий в проведении экуменической деятельности»1.
При описании экуменического движения в общении между представителями разных религий имеются в виду разные модели единства2.
В то же время представителями движения выдвигаются четыре различные модели, дополняющие друг друга. Всемирный совет церквей считает себя «инструментом наблюдения» за расширяющимся общением и призывает православных и католиков стать его полноценными членами во избежание разногласий. Всемирный совет церквей также позиционирует себя временным органом, являющимся инструментом созыва Вселенского Собора с лежащими в основе следующими моделями единства.
Во-первых, наиболее последовательной является модель органического единства (organic unity) (1960—1961 гг.), которая была предложена англиканами в XIX в. И разработана в начальный период деятельности движения «Вера и устройство» после Эдинбургской конференции 1910 г. Её суть — всеобщее свидетельство, поклонение и служение: «Конечная цель экуменического движения — искренняя солидарность всех членов церкви — в одной церкви»3.
Описание модели с выделением её черт осуществил Виссерт Хуфт: «во всяком месте верующие и крещёные исповедают одно Евангелие, совершают единую евхаристию, живут общей жизнью, собираются, и общаются, молятся, распространяют вероучение через свидетельство и служение, при этом признают членство и священство друг друга и действуют совместно, пребывая в единстве с совокупностью христианского братства»4.
Названная модель дополнена на ассамблеях Всемирного совета церквей в Нью-Дели и Упсале. В дополнение к формуле «всё во всяком месте» была предложена идея: «единство всех христиан во всех местах»5. В качестве примера подобного единения можно назвать Объединённые церкви Канады, Китая, Франции, Южной Индии, США, протестантов Африки. Отличие названных церквей в том, что они являют слияние, в отличие от униатов, которые остались там, где и были, но при этом поменяли принадлежность своим переходом к Риму6.
Во-вторых — модель примирённого (законного) многообразия (reconciled diversity) (1974—1978 гг.). Она скромнее первой модели. В ней разные христианские конфессии могут существовать в виде общин определённого обряда. Ожидалось, что
1 Ливцов В.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.)... С. 123.
2 Ливцов В.А., Лепилин А.В. Экуменизм как мифологема // Смыслы мифа: Мифология в истории и культуре. Сб. Серия "Мыслители". 2001. Вып. 8. С. 280—282.
3 Хаутепен А. Униатство и модели единства в экуменическом движении // 400 лет Брестской церковной унии. М., 1998. С. 134.
4 Evanston to New Delhi. Geneva: WCC, 1961. P. 116.
5 Ливцов В.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.)... С. 124.
6 Там же.
христиане, при сохранении независимости будут вместе работать, так как в соглашениях церквей отсутствует идея центральной юрисдикции. Модель была усовершенствована на конференции Всемирного совета церквей в Канберре. В третьем разделе решений сказано о многообразии, которое составляет Тело Христа. Однако конференция предостерегала против «неоправданного многообразия», приводящего к невозможности общего исповедания Христа или наносящего ущерб спасению1. С 1991 г. модель называется моделью законного многообразия. В Правиле по применению принципов и норм экуменизма (1993 г.) и в энциклике Ut unut sint (1995 г.) название принял Папа Иоанн Павел II. Старокатолический Утрехтский союз и Боннское соглашение Англиканского сообщества являются старейшим примером реализации модели. В 1973 г. 65 реформатских, лютеранских и объединенных церквей Европы объединились в Лойенбергском соглашении, являющимся лучшим примером реализации модели. В 1992 г. аналогичные соглашение заключили лютеранский церкви Германии и англиканские Англии и Ирландии (Майсен), в 1993 г. — англиканские церкви Англии и скандинавские лютеранские (Порву)2.
В-третьих, модель соборного содружества (conciliar fellowship) (1973—1976 гг.), сформулированная Всемирным советом церквей на ассамблее в Найроби в 1975 г. в ответ на новые течения в христианстве и на конференции в Бангалоре в 1978 г. движением «Вера и устройство». Согласно модели, единая Церковь представляется соборным содружеством местных церквей, причем каждая из которых едина. «В содружестве каждая Церковь обладает, в общении с другими, полнотой вселенскости, свидетельствует об одной и той апостольской вере и признаёт другие как принадлежащие к одной Церкви». Ядром модели является идея постоянных соборных консультаций, обязательства участия в которых берут Церкви на трех уровнях: местном, национальном и региональном. Модель предлагает воплощение принципа регионального представительства по географическому принципу, аналогичному системе Автокефальных Церквей в рамках юрисдикции одного патриархата. Всемирный совет церквей применяет данную модель как представительский орган национальных церквей. Система конференций национальных епископов в Католической Церкви также использует эту модель. Отличительной особенностью модели является её социальная составляющая — помощь бедным и т.д. Экуменисты полагают, что модель можно широко применять в общении Церквей, находящихся в юрисдикции Рима — как восточного, так и латинского обрядов. Всемирный совет церквей рассматривает модель соборного содружества в качестве подготовки будущего единства посредством контактов христианских сообществ3.
В-четвертых, модель возрастающей койнонии (growing koinonia) — возрастающего общения, которая является богословской моделью и частично входит во все вышеназванные. Термин впервые применили во второй половине ХХ в. После диало-
1 Signs of the Spirit. Official Report of the Seventh Assembly. Geneva: Grand Rapids, 1991. P. 173.
2 Ливцов В.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.)... С. 124.
3 Там же.
гов модель в качестве основной была принята в работе 5-й Всемирной конференции «Вера и устройство» в Сантьяго де Компастелла в 1993 г. Документы конференции так определено это понятие: «благодатное содружество во Христе». Отличительная черта койнонии — этическая подоплека. Это своего рода «духовный экуменизм» с целью совместного возрастания к святости, при котором все разделяют боль других. Однако до конца не ясно, предполагается ли в ней использование элементов епископальной модели. Модель возрастающей койнонии подвергается критике как «модель слишком большого замаха»1.
Кроме перечисленных моделей, протестантские и католические церкви выдвигают и другие модели.
Епископальная модель communion, в особенности её латинская интерпретация, опирающаяся на католическое каноническое право, имеющая в основании устройство Римо-Католической Церкви. Модель предполагает, что единство возможно через признание главенства папы.
В настоящее время древнейшая модель унии считается ошибочной, так как объединение структур, сохраняющих обычаи, часто приводит к разделениям. Это подтверждено в Баламандской декларации2.
К католическим униям принадлежат: уния крестоносцев Reductio Graecorum in oboedientiam («приведение греков к послушанию»), при которой у местных христианских общин и у крестоносцев были общие епископы, Лионская уния 1247 г., Флорентийская уния 1439 г., Брестская уния 1596 г. кроме того, в настоящее время имеется соглашение между Католической Церковью и священниками и епископами, отделившимися от англиканства в знак протеста против рукоположения женщин в священный сан. Таким группам предоставлено право совершать англиканские обряды и обычаи (например — женатое священство)3.
Известны и некатолические унии. Англиканство, лютеранство и кальвинизм знали частичные унии, переменное членство, двойную принадлежность и неполную идентификацию. Насильственная уния 1830 г. (Старопрусская), навязанная Фридрихом-Вильгельмом III лютеранской и реформатской церквам, вызвала раскол у старолютеран. В Советском Союзе в годы правления И.В. Сталина под давлением властей объединились баптисты и евангелисты, однако, после падения СССР названное объединение распалось на конфессии. Вызвали разделения и социальные проблемы унии протестантских церквей в Нидерландах (1892 г.) и в Шотландии (1900 г.), не смотря на объединение через голосование в большинство голосов — несогласное меньшинство выставили права на собственность4.
Таким образом, исторически сформировавшееся понятие «экуменизм» являлось попыткой «демократического» объединения христианских конфессий, но будучи изначально протестантского происхождения, представителями различных церквей
1 Там же. С. 125.
2 Там же.
3 Там же.
4 Kirchenunionen und Kirchengemeinschaft. Frankfurt: Lembeck, 1971. 72 p.
понимается по-разному. В самом экуменическом движении присутствуют различные модели приведения к единству, которые принимают разные группы церквей. Общим для всех христиан является лишь собственно желание достижения единства.
Источники и литература
1. Документы II Ватиканского Собора. M.: Паолине, 1998. 589 с.
2. Иоанн Павел II, папа. Энциклика «Ut Unum Sint» // Католическая энциклопедия. Т. 5. М.: Изд. францисканцев. Ст. 895—896.
3. Каллист (Уэр), еп. Православная церковь. М.: ББИ, 2001. 376 с.
4. Кренцер Ф. Завтра мы снова будем верить. М.: Дом Марии, 1993. 288 с.
5. Ливцов В.А. История взаимодействия Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.). Дисс. ... д. ист. наук. М., 2013. 569 с.
6. Ливцов В.А., Лепилин А.В. Экуменизм как мифологема // Смыслы мифа: Мифология в истории и культуре. Вып. 8. Санкт-Петербург, 2001. С. 280—282.
7. Осипов А.И. О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. 1978. Сб. 18. С. 180-187.
8. Хаутепен А. Униатство и модели единства в экуменическом движении // 400 лет Брестской церковной унии. М., 1998. С. 124-146.
9. Documents on Christian Unity. Fourth Series. 1948-57. London: Oxford University Press, 1958. 271 p.
10. Divided Christendom: a Catholic Study of the Problem of Reunion, London: Bles, 1939. 298 p.
11. Evanston to New Delhi. Geneva: WCC, 1961. 285 p.
12. Kirchenunionen und Kirchengemeinschaft. Frankfurt: Lembeck, 1971. 72 p.
13. Signs of the Spirit. Official Report of the Seventh Assembly. Geneva: Grand Rapids, 1991. 396 p.
Priest Anthony Tonkovich (Tonkovich A.I.), Smolensk State University
Content of the concept of ecumenism AND its interpretation
Abstract: This article examines the issues of the genesis and transformation of the ecumenical movement. By the example of various Christian denominations, the attitude towards ecumenism in various theological groups is shown, points of cooperation and contradictions are revealed. Based on a comparative analysis of various types of models of unity, the author comes to the following conclusion. Each denomination puts forward its own definition of unity and its indispensable conditions. In addition, within the Christian confessions themselves, there are different points of view on the issue of ecumenism. However, what everyone has in common is that all parties agree in their quest for unity.
Keywords: ecumenism, Orthodoxy, Anglican Church, Catholic Church, Protestantism, definition of ecumenism, models of unity.
References
Dokumenty II Vatikanskogo Sobora [Documents of the II Vatican Council]. Moscow, 1998.
Ioann Pavel II, papa. Entsiklika «Ut Unum Sint» [Encyclical "Ut Unum Sint"]. Katoli-cheskaia entsiklopediia [Catholic Encyclopedia]. Moscow, 2013, vol. 5, coll. 895—896.
Kallist (Uer), ep. Pravoslavnaia tserkov'[Orthodox Church]. Moscow, 2001.
Krentser F. Zavtra my snova budem verit'[Tomorrow we will believe again]. Moscow, 1993.
Livtsov V.A. Istoriia vzaimodeistviia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi s ekumenicheskim dvizheniem (konets XIX — nachalo XXI v.) [he history of the interaction of the Russian Orthodox Church with the ecumenical movement (late XIX — early XXI centuries)]. Moscow, 2013.
Livtsov V.A., Lepilin A.V. 2001. Ekumenizm kak mifologema [Ecumenism as a mythol-ogeme]. Smysly mifa: Mifologiia v istorii i kul'ture [Meanings of myth: Mythology in history and culture]. Sankt-Peterburg, 2001, vol. 8, pp. 280-282.
Osipov A.I. O nekotorykh printsipakh pravoslavnogo ponimaniia ekumenizma [On some principles of the Orthodox understanding of ecumenism]. Bogoslovskie Trudy — Theological works, 1978, vol. 18, pp. 180-187.
Khautepen A. 1998. Uniatstvo i modeli edinstva v ekumenicheskom dvizhenii [Unity and models of unity in the ecumenical movement]. 400 let Brestskoi tserkovnoi unii [400 years of the Brest Church Union]. Moscow, 1998, pp. 124-146.
Documents on Christian Unity. Fourth Series. 1948—57. London: Oxford University Press, 1958. 271 p.
Divided Christendom: a Catholic Study of the Problem of Reunion. London: Bles, 1939. 298 p.
Evanston to New Delhi. Geneva: WCC, 1961. 285 p.
Kirchenunionen undKirchengemeinschaft. Frankfurt: Lembeck, 1971. 72 p.
Signs of the Spirit. Official Report of the Seventh Assembly. Geneva: Grand Rapids, 1991. 396 p.