Научная статья на тему 'Экстренная психологическая помощь пострадавшим, пережившим столкновение со смертью в очаге чрезвычайной ситуации'

Экстренная психологическая помощь пострадавшим, пережившим столкновение со смертью в очаге чрезвычайной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстренная психологическая помощь пострадавшим, пережившим столкновение со смертью в очаге чрезвычайной ситуации»

Список литературы

1. Кризова психолопя: Навчальний по^бник / За заг. ред. проф. О. В Пмченка. К85 - Х.: НЦЗУ, КП «Мюька друкарня», 2010. - 383с.

2. Миронець С. М. Негативш психiчнi стани та реакци працiвникiв аваршно-рятувальних пiдроздiлiв МНС Укра!ни в умовах надзвичайно! ситуаци: дис. ...канд. психол. наук.: 19.00.09 / С. М. Миронець. - Х.: Ушверситет цившьного захисту Укра!ни, 2007. - 164 с.

3. Собченко О. М. 1ндивщуально-психолопчш особливост поведiнки рятувальникiв у стресогенних обставинах: дис. ...канд. психол. наук.: 19.00.09 / О. М. Собченко. - Донецьк: Донецький шститут тслядипломно! освгги iнженерно-педагогiчних працiвникiв АПН Укра!ни, 2006. - 193 с.

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ, ПЕРЕЖИВШИМ СТОЛКНОВЕНИЕ СО СМЕРТЬЮ В ОЧАГЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Онищенко Н.В., к.психол.н.

Национальный университет гражданской защиты Украины, Харьков

Любое кризисное событие является достаточно травматичным для человека. Особенно тяжело оно проявляется в случае экзистенциальной угрозы, а именно, в моменты столкновения со смертью, при потере близкого человека, при получении тяжелых ранений или увечий. Конечно, любая угрожающая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Если эти трансформации подконтрольны личности, и она в силах самостоятельно справиться с ними, то вмешательство психолога не нужно. Если же негативные изменения оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи. Особого внимания этот вопрос заслуживает в контексте предоставления экстренной психологической помощи людям, которые пережили столкновения со смертью в условия чрезвычайной ситуации.

Как показывает наш опыт работы с пострадавшими от чрезвычайных ситуаций, большинство из них почти никогда не задумывались о вопросах жизни и смерти, о возможности потери близкого человека и т.д. Прежде всего это можно объяснить чрезвычайно сильным эмоциональным наполнением указанных категорий: и потеря близкого человека, и собственная смерть являются тяжелыми с точки зрения их осознания и принятия человеком. Обычно такие мысли приводят в действие механизмы психологической защиты, которые в свою очередь «срабатывают» еще только при возникновении мыслей о возможном несчастье. В случае же, когда человек принимает и адекватно оценивает все то, что с ним произошло, когда он «отказывается» от необходимости избежать несчастья и избавиться

любым способом от угрозы, можно говорить о том, что ранее Д.М. Узнадзе назвал «сменой субъективного фактора установки» [6, С.387].

Следует заметить, что человек, потерявший близкого в чрезвычайной ситуации, переживает определенные стадии горя. Процесс этих изменений называется реакцией на утрату. Реакция потери считается завершенной, когда человек получает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и принимать себя как личность без того, что было потеряно. Необходимо добавить, что реакция потери протекает со своей определенной скоростью, этот процесс нельзя ускорять.

Гораздо более сложным случаем можно назвать ту ситуацию, когда человек, переживая потерю, испытывает чувство вины. Обычно это чувство отличается иррациональностью и не имеет под собой реальных оснований. Ведь обычно в этот момент главенствуют мысли подобные таким, как: «Почему погиб он, а не я?» или «Почему мы не погибли вместе?» На этом этапе задачей экстремальных психологов является обучение человека, переживающего потерю, навыкам волевого поведения, которое заключается в смелости переосмысления трагической ситуации и способности принимать решения, а также нести за них ответственность. Однако заметим, что нельзя кардинально менять жизнь сразу после потери. Нужно дать человеку время к этому прийти, поскольку эмоциональное восстановление происходит постепенно. И именно принятие пострадавшим волевого поведения будет свидетельствовать о том, что с ним произошли изменения, которые и будут определять его жизнедеятельность в будущем.

Столкновение со смертью, как и любая другая критическая ситуация, по сути, является амбивалентной. Она производит двоякое влияние на человека: с одной стороны, такая «встреча» может вселить ужас перед небытием и концом, то есть найти выражение в усиленном страхе смерти, и стать разрушительной для человека, а с другой - добавить жизни смысл, сделать её более полной и содержательной. Таким образом, личность по-разному может реагировать на критическую ситуацию столкновения со смертью [1].

При этом не следует забывать о том, что мы имеем дело с психологической травмой человека, а как известно, очень часто травматический стресс по интенсивности переживаемых чувств пропорционален всей предыдущей жизни. Именно поэтому чрезвычайная ситуация кажется пострадавшему наиболее значительным событием в жизни, которое разделило её пополам - на «до» и «после». Полученная пострадавшим травма меняет видение не только его прошлого, настоящего, но и будущего. Можно сказать, что пострадавший от чрезвычайной ситуации человек, сталкивается с необходимостью изменения «настроек» для сохранения своего психического и физического здоровья. Экстремальные психологи работают с переживаниями пострадавшего, проявляющимися в виде психических состояний, в которых объединены эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражающие события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту.

Кроме того, перед человеком, который пережил экстремальную, кризисную ситуацию, возникает необходимость не только справляться с возникшими вследствие травматического воздействия переживаниями и необходимостью восстановления разрушенной когнитивно-эмоциональной структуры, но также становится важным осознание смысла происходящего, осознание смысла своей настоящего и дальнейшей жизни, её переосмысления, формирование новых жизненных ориентиров.

Список литературы

1. Вщношення до життя та смерт в умовах надзвичайно! ситуацй: цшнюно-смисловий аспект: Монографiя / [Лебедев Д.В., Лебедева С.Ю., Назаров О.О., Онщенко Н.В., Садковий В.П., Садковий О.В., ^мченко О.В.]. Х.: НУЦЗУ, 2009. - 128 с.

2. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Дмитрий Николаевич Узнадзе. - Тбилиси, 1961. - 210 с.

ГЕНЕРАЛ СНЕСАРЕВ - ГРАЖДАНИН, ПАТРИОТ, ОБРАЗЕЦ

СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ

(по мотивам книги воронежского писателя В. Будакова «Честь имею. Геополитик Снесарев: на полях войны и мира»)

Остапенко В.С., профессор

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Андрей Евгеньевич Снесарев - уроженец Воронежского края, боевой генерал, патриот и гражданин, ученый, писатель, к сожалению, незаслуженно забытый потомками на многие десятилетия и только сегодня возвращающийся в плеяду выдающихся личностей Отечества, благодаря, в том числе, и творчеству воронежского писателя В.В. Будакова.

Книга Виктора Будакова несомненно своевременна, актуальна и необходима, и не только потому что посвящена выдающемуся геополитику, патриоту и гражданину, генералу, но и в силу широких обобщений и размышлений автора о судьбах державы, ее людей, имеющих сегодня непреходящее значение как для осмысления отечественной истории, так и для оформления приоритетов нашего дальнейшего движения и развития на изломах мировой политики.

Мировоззрение Андрея Евгеньевича Снесарева уникально как по широте, так и по глубине охвата действительности, рассмотрении всех явлений во взаимосвязи и взаимозависимости. Автор последовательно анализирует самые различные аспекты многогранного миропонимания Снесарева, основными из которых можно выделить исторические, а точнее историко-географические, духовные (преимущественно религиозные), и конечно, военно-патриотические основы, которые и сформировали его целостное геополитическое мировоззрение. Стоит по этому поводу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.