Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
717
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ВУЗ / EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY / INTER-ETHNIC EXTREMISM / TOLERANCE / CADETS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Султанбеков Тимур Ильфатович, Беловолов Валерий Александрович, Игнатенко Роман Николаевич

В современном обществе экстремистская деятельность становится устойчивым явлением, наблюдается расширение сфер влияния различных экстремистских организаций. В статье рассматриваются взгляды научного сообщества на определение дефиниции «экстремизм», раскрывается понятие данного феномена, предпосылки его возникновения и актуальность исследования. Целью является провести контент-анализ понятия «экстремизм» как одной из угроз национальной безопасности и рассмотреть силы и средства военной организации государства, привлекаемые для борьбы с экстремизмом. Использовались методы контент-анализа научной литературы, документов, интернет-ресурсов. Изучались законы, нормативные документы, диссертации, литература по военной педагогике. Проведено теоретико-методологическое исследование понятия «экстремизм», описаны результаты. Авторы отмечают недостаточную разработанность понятия и противоречивость подходов к определению сущности и структуры явления. Выдвинута гипотеза, согласно которой интолерантность приводит к созданию предпосылок проявления экстремизмаIn modern society, extremist activity is becoming a stable phenomenon, and various extremist organizations are expanding their spheres of influence. The article examines the views of the scientific community on the definition of" extremism", reveals the concept of this phenomenon, the prerequisites for its occurrence and the relevance of the study. The goal is to conduct a content analysis of the concept of "extremism" as one of the threats to national security and to consider the forces and means of the military organization of the state involved in the fight against extremism. The authors used methods of content analysis of scientific literature, documents, and Internet resources. A theoretical and methodological study of the concept of "extremism" is carried out, and the results are described. The authors note the lack of development of the concept and contradictory approaches to determining the essence and structure of the phenomenon. The hypothesis is put forward that tolerance leads to the creation of preconditions for the manifestation of extremism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Султанбеков Тимур Ильфатович, Беловолов Валерий Александрович, Игнатенко Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Как показало опытно-экспериментальное исследование, наибольший эффект в организации самовоспитания курсантов военных вузов с опорой на педагогическое наследие Казахского народа приносит использование следующих организационно-педагогических мероприятий:

- знание и владение теоретическими основами профессорско-преподавательского состава, офицеров воспитательных структур теорией богатого этнопедагогического наследия казахского народа, нравственных устоев и ценностей.

С данной целью были прочитаны лекции на темы: «Национальное воспитание в период Казахского ханства»; «Взгляды и жизненный путь казахских философов-просветителей»; «Рухани Жа^ыру» -«Духовное возрождение» - программа ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков»; «Роль личности народного героя Первого Министра обороны Казахстана-народного героя, генерала-армии - С.К. Нурмагмабетова в воспитании будущих офицеров».

Проведение декады на темы: «Сохраним свою национальную идентичность», «Современная казахстанская культура»;

- проведение круглого стола с участием курсантов военных институтов и студентов гражданских вузов на тему: «Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы»;

- организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами-тружениками тыла, Афганской войны, локальных войн и военных конфликтов, ветеранами ВС РК;

- организация тематического вечера к 175-летнему юбилею Абая Кунанбаева на тему: «Великий Абай -философ и просветитель казахского народа» и другие.

Самовоспитание - сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс, неприемлемое условие успеха в любой деятельности. Стремление к самообразованию - это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать в себе [14, с. 230-232].

Выводы. Резюмируем изложенное в статье. Самовоспитание курсантов военного вуза играет важную и определяющую роль в освоенной им профессии защитника Отечества. Самовоспитание, самодисциплина важнейшие качества курсанта военного вуза, которые помогают ему повысить его интеллектуальный уровень, самосовершенствоваться как личность, получать необходимый багаж знании.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. «Педагогика». Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение», М., 1983 г. С. 46.

2. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания / Я.А. Арет, Киргиз. ГУ. - Фрунзе: 1961. - 124 с.

3. Рувинский, Л.И. Теория самовоспитания: Учеб. пособие для студентов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 262 с.

4. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн.: Выш. шк., 1985. - С.88-87.

5. Теория воспитания, самовоспитание в педагогике [Электронный ресурс] https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/ (дата обращения 24.12.2019.)

6. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; Л., 1935; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М., 1986; Платон. Собр. соч. М., 1990-1993. Т. 1-2

7. Окунев Ю.Н. Педагогические условия активизации самовоспитания курсантов: Автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Хабаровск, 2002 221 с. РГБ ОД, 61:02-13/1576-6 С. 5.

8. Кунанбаев А. Полное собрание сочинений. В 2-х т. (на каз. языке) - Алматы.: Гылым, 1977.

9. Ауэзов М.О. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования (на рус. и каз. языках). - Алматы.: Гылым, 1967.

10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студентов пед. заведений / В.А. Сластенин. - М.: Школа-Пресс, 1998. С. 137.

11.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / А.С. Макаренко; сост. А.А. Фролов, Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова. - М.: Академия, 1986. С. 545.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива / В.А.Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1975. - С. 28.

13. Полупан С.Н. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Полупан Сергей Николаевич. Владикавказ. 2010. С. 5.

14. Мулюкова И.Р., Саяркин Л.А. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (Москва, 11. 2015). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 230-232.

Педагогика

УДК 316.4

кандидат педагогических наук Султанбеков Тимур Ильфатович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Беловолов Валерий Александрович Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); генерал-майор Игнатенко Роман Николаевич

Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (г. Москва)

ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В современном обществе экстремистская деятельность становится устойчивым явлением, наблюдается расширение сфер влияния различных экстремистских организаций. В статье рассматриваются взгляды научного сообщества на определение дефиниции «экстремизм», раскрывается понятие данного феномена, предпосылки его возникновения и актуальность исследования. Целью является провести контент-анализ понятия «экстремизм» как одной из угроз национальной безопасности и рассмотреть силы и средства военной организации государства, привлекаемые для борьбы с экстремизмом. Использовались методы контент-анализа научной литературы, документов, интернет-ресурсов. Изучались законы, нормативные

документы, диссертации, литература по военной педагогике. Проведено теоретико-методологическое исследование понятия «экстремизм», описаны результаты. Авторы отмечают недостаточную разработанность понятия и противоречивость подходов к определению сущности и структуры явления. Выдвинута гипотеза, согласно которой интолерантность приводит к созданию предпосылок проявления экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм; экстремистская деятельность; межэтнический экстремизм; интолерантность; курсанты; вуз.

Annоtation. In modern society, extremist activity is becoming a stable phenomenon, and various extremist organizations are expanding their spheres of influence. The article examines the views of the scientific community on the definition of' extremism", reveals the concept of this phenomenon, the prerequisites for its occurrence and the relevance of the study. The goal is to conduct a content analysis of the concept of "extremism" as one of the threats to national security and to consider the forces and means of the military organization of the state involved in the fight against extremism. The authors used methods of content analysis of scientific literature, documents, and Internet resources. A theoretical and methodological study of the concept of "extremism" is carried out, and the results are described. The authors note the lack of development of the concept and contradictory approaches to determining the essence and structure of the phenomenon. The hypothesis is put forward that tolerance leads to the creation of preconditions for the manifestation of extremism.

Keywords: extremism; extremist activity; inter-ethnic extremism; tolerance; cadets; university.

Введение. Интеграция и взаимопроникновение различных культур, религий, национальных обычаев, традиций, тесное межэтническое сосуществование в рамках многонационального государства, на сегодняшний день являются важными факторами социального благополучия и национальной безопасности государства [1].

Особенности формирования национального самосознания и развития этноса, характерной только для него культуры в каждом регионе имеют свою специфику, представляют собой динамичную сферу общественных отношений [2].

Наряду с позитивной стороной этих явлений, выражающейся во взаимообогащении культурного наследия этносов, позитивном межэтническом взаимодействии, данные процессы несут также отрицательную составляющую, которая выражается в межэтнической интолерантности, создании предпосылок к проявлению экстремистской деятельности [3].

Особую актуальность в наши дни приобретают вопросы противодействия экстремистской деятельности, поскольку проявления экстремизма подрывают основы безопасности граждан, общества и государства, влекут за собой большие экономические, политические и социальные потери, дискредитируют конституционный строй, угрожают национальной безопасности [4].

Целью нашего исследования является провести контент-анализ понятия «экстремизм» как одной из угроз национальной безопасности и рассмотреть силы и средства военной организации государства, привлекаемые для борьбы с экстремизмом.

Для теоретико-методологического основания изучаемого нами явления, мы использовали официальные данные Главного информационно-аналитического центра МВД России о состоянии преступности с 2003 по 2019 гг.1 Изучались законы, нормативные документы, диссертации, литература по военной педагогике. Использовались методы контент-анализа научной литературы, документов, интернет-ресурсов.

Изложение основного материала статьи. Философ начала XX века Н. А. Бердяев, справедливо отмечает, что фанатичная нетерпимость ставит человека перед ложным выбором. Ученый полагает, что нетерпимость и фанатизм перестали быть побочным результатом религиозного мышления или политической убежденности, а искусственно культивируются и внушаются [5].

Согласно конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого обеспечивает создание благоприятных условий для достойной жизни гражданина. Национальными интересами России выступают объективно значимые потребности личности, общества и государства, обеспечение их защищенности и устойчивого развития.

Стратегические национальные приоритеты, одним из которых выступает общественная и государственная безопасность, являются средством обеспечения национальных интересов государства.

К основным угрозам безопасности общества и государства относятся: деятельность экстремистских организаций, в том числе радикальных общественных объединений и группировок, которые используют идеологию национализма и религиозного экстремизма; деятельность, связанная с распространением идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма посредством информационных и коммуникационных технологий.2

В современной жизни общества экстремистская деятельность становится устойчивым явлением, наблюдается расширение сфер влияния различных экстремистских организаций [6].

Важным для нашего исследования является вывод М.А. Кочубей о том, что в развитии и распространении экстремистской идеологии особую роль играют информационные технологии. По мнению автора, экстремистские и террористические организации активно используют информационно-телекоммуникационные технологии в целях передачи данных, организации экстремистских акций, координации деятельности радикальных структур и привлечения новых участников.

В своих трудах М.А. Кочубей отмечает, что экстремистские организации сосредотачивают основные усилия на проведении вербовочных мероприятий в среде трудовых мигрантов и молодых людей, активно вербуют военных специалистов, лингвистов и переводчиков [7].

Ученый-этнограф В.А. Тишков утверждает, что к факторам, порождающим в обществе экстремизм, следует отнести различные социально-экономические потрясения и кризисы, снижение уровня жизни населения, рост социальной напряженности [8].

С позиции исследования объективных предпосылок проявления экстремистской деятельности интересна точка зрения авторов (Н.Б. Бааль, С.Н. Фридинский и др.), которые в числе прочих причин проявления экстремизма в России выделяют межэтнический характер российского общества, ряд нерешенных социально-

1 Характеристика состояния преступности в Российской Федерации: архивные данные [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. М.: Проспект, 2016. 32 с.

экономических проблем, конфессиональное разнообразие общества [9; 10].

Вслед за Л.М. Дробижевой мы исходим из позиции, что в наше время большинство авторов напрямую связывают экстремизм с различного рода социально-экономическими проблемами, среди которых можно выделить социальное неблагополучие и низки общекультурный уровень отдельных социальных страт, этнических и религиозных групп. Однако исторические примеры и современные социальные исследования идут в разрез с данной гипотезой. Автор отмечает, что различные проявления экстремизма отчетливо прослеживаются в тех обществах, которые вступили на путь трансформации. Они концентрируются в маргинальных слоях общества, где сочетаются традиционные и новые черты культуры и меняется привычный уклад жизни [11].

Важным этапом настоящего исследования является теоретическое осмысление понятия «экстремизм» как социально-культурного явления, в целях выявления наиболее существенных признаков и специфических особенностей.

В разное время над изучением феномена «экстремизм» работали представители различных научных школ в рамках общественных наук (Ю.И. Авдеев, Л.Н. Аксеновская, Л.В. Баева, В.Ю. Верещагин, И.В. Вехова, Н.Ю. Казаков, В.И. Красиков, М.И. Лабунец, И.Л. Морозов, И.Н. Сенин, А.В. Смирнов,

B.А. Соснин, В.Н. Томалинцев, В.Д. Трофимов, А.А. Хоровинников, М.И. Халиков и др.).

Авторы (И.В. Вехов, Е.В. Туркин, М.И. Халиков и др.) отмечают недостаточную разработанность самого понятия «экстремизм», противоречивость подходов к определению сущности и структуры данного явления.

Для обоснования дефиниции «экстремизм», целесообразно провести лингвистический анализ данного термина.

Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus», что в переводе трактуется как «крайний», «последний», «чрезвычайный»3. Латинский термин «extremus» происходит от греческого корня «trema» (открытие, просека). В таком случае под производным термином «extremer» мог пониматься выход за границы укрепления (греч. polis) в целях отказа от выполнения внутренних (общепринятых) обязанностей [12].

Во многих определениях сущности экстремизма присутствует понятие «крайний». Согласно

C.И. Ожегову, крайний - находящийся на краю чего-нибудь, последний, предельный4.

«Крайний» происходит от др.-русск. «краини» - находящийся на краю, окончательный5. Этот же корень имеет «крайность», по С.И. Ожегову, крайняя степень, чрезмерное проявление чего-либо.

Как подчеркивается большинством исследователей (В.И. Красиков, М.И. Лабунец, Е.В. Туркин и др.), универсального определения экстремизма в науке не выработано. Однако авторы сходятся в понимании экстремизма как приверженности субъекта к крайним взглядам и мерам.

Большой толковый словарь раскрывает понятие экстремизм как приверженность крайним взглядам и мерамб.

Советский энциклопедический словарь7 и Современный словарь иностранных слов дают идентичное определение экстремизму8.

В Большой Советской энциклопедии под экстремизмом понимается приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами9.

Интересным представляется общепринятое определение понятия «экстремизм», которое мы находим в международных правовых актах.

В Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятой в 2003 году под экстремизмом понимается форма политической деятельности, основанная на идеологии и практике нетерпимости, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма10.

Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, заключенная 15 июня 2001 г. определяет экстремизм как деяние, которое направленно на насильственный захват или удержание власти, изменение конституционного строя, организацию незаконных вооруженных формирований или участие в них11.

Для целей нашего исследования важно дать юридическую оценку сущности экстремизма, поскольку сама экстремистская деятельность как явление лежит в правовой плоскости и является уголовно наказуемой.

Результаты и обсуждение. Основным нормативным актом, регулирующим вопросы борьбы с экстремизмом выступает Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 12.

3 Латино-русский словарь [Текст]: Около 50000 слов / И.Х. Дворецкий. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Рус. яз., 1976. - 1096 с.

4 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 3-е изд. М.: АЗЪ, 1996. 928 с.

5 Этимологический словарь славянских языков: (Праславянский лексический фонд). Вып.12: Сост. О.Н. Трубачёв; Институт русского языка АН СССР. М., 1963. 186 с.

6 Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998. 1536 с.

7 Советский энциклопедический словарь: [Ок. 80000 слов] / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1982. 607 с.

8 Современный словарь иностранных слов [Текст]: свыше 7000 слов и выражений, толкование значений, происхождение, употребление / Л.П. Крысин; Российская акад. наук. - Москва: АСТ-Пресс, 2012. 410 с.

9 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1-30. М., «Сов. энциклопедия», 1978. 640 с.

10 Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе: резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 29 сентября 2003 года 1344. / 26-е заседание. док. 9890.

11 Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»: постановление ОМ РУз от 30 августа 2001 года N 274-11. / Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. № 41. 13 октября 2003 г. Ст. 3947.

12 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред.

В законе отсутствует определение понятия «экстремизм», однако раскрывается исчерпывающий перечень уголовно наказуемых противоправных деяний экстремистской направленности: деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности; подрыв безопасности государства; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, межэтнической, религиозной розни; унижение национального достоинства; пропаганда исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, этнической или религиозной принадлежности; публичная демонстрация нацистской атрибутики и символики; публичные призывы к совершению указанных действий; финансирование экстремистской деятельности.

Официальная статистика Верховного суда РФ, говорит нам о том, что в последнее десятилетие возросло количество жертв, погибших и пострадавших от рук экстремистов. С каждым годом растет количество преступлений экстремистской направленности.

На рисунке приведено количество зарегистрированных в России преступлений экстремистской направленности с 2003 по 2019 гг. Анализ данных на рисунке демонстрирует кратное интенсивное продолжительное изменение количества регистрируемых преступлений экстремистской направленности, без учета зарегистрированных преступлений террористического характера.

В рамках работы Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации проведен анализ правоприменительной практики на основе статистических сведений по преступлениям экстремистской направленности13.

1600

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

направленности с 2003 по 2019 гг.

Данные анализа легли в основу ежегодного доклада Министра внутренних дел «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации». В докладе отмечается, что структуру экстремистских проявлений на 75% составляют преступления, квалифицируемые по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды по экстремистским мотивам) и ст. 280 УК РФ (призывы к осуществлению экстремистской деятельности).14

Таким образом, в структуре выявленных преступлений чаще преобладают ненасильственные формы проявления экстремистской деятельности. Однако такие проявления, в конечном счете, приводят к совершению групповых преступлений (в том числе на межэтнической почве), преступлений террористической направленности, подрывают основы конституционного строя.

Важно подчеркнуть, что принятие индивидом экстремистской идеологии само по себе не является проявлением с точки зрения действующего законодательства. В этом заключается основное различие между общенаучным определением и узким юридическим подходом к пониманию феномена экстремизма [13].

Напрямую или косвенно последствия экстремизма отражаются на всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной.

Следует отметить также, что вопросы противодействия экстремистской деятельности являются концептуальными для государственного управления, поскольку правоохранительные органы Российской Федерации находится в процессе коренных преобразований [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рисунок. Количество зарегистрированных в России преступлений экстремистской

от 29.04.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

13 Характеристика состояния преступности в Российской Федерации: архивные данные [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics.

14 О результатах и основных направлениях деятельности МВД России: доклад министра внутренних дел [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/results/annual_reports.

В связи с этим руководством государства принято решение о создании в 2016 году принципиально новой правоохранительной структуры. Основу Росгвардии составили внутренние войска МВД России15.

Созданием новой силовой структуры в России продолжены управленческие преобразования, последовательно направленные на обеспечение государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Контент-анализ научных источников позволяет нам выделить ряд причин, которыми было продиктовано создание института Росгвардии:

острая необходимость повышения уровня общественной безопасности в стране, в связи с развитием сети и численности экстремистских организаций, имеющих боевой опыт;

повышение экстремистских настроений отдельных социальных групп, распространение экстремистской идеологии, усиление радикальной пропаганды посредством сети Интернет.

Все это предъявляет высокие требования к войскам национальной гвардии, выполняющим задачи по борьбе с экстремизмом.

Ключевые направления деятельности, функции, принципы организации, полномочия и структура Росгвардии нашли отражение в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»16.

На сегодняшний день войска национальной гвардии РФ являются самым многочисленным субъектом правоохранительной системы, который выполняет задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также выступает гарантом законности и стабильности в обществе17.

Идеологическое противодействие экстремизму становится важным направлением образовательного процесса в вузах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [15; 16; 17; 18].

Для обоснования предмета нашего исследования, следует отметить, что экстремистские организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, оказывают негативное влияние на все социальные группы, в том числе военнослужащих войск национальной гвардии [19; 20; 21].

Органы военного управления войск национальной гвардии в целях противодействия экстремистской деятельности в пределах своих полномочий проводят профилактику, осуществляют различные виды воспитательной работы.

Руководство центрального аппарата Росгвардии ведет масштабную работу в военных институтах по приведению содержания подготовки курсантов в соответствие с новыми требованиями, поскольку возложенные на войска задачи по борьбе с экстремизмом требуют корректировки сложившихся направлений подготовки курсантов в системе военного образования [22; 23; 24].

Следует также отметить, что проблема формирования готовности курсантов к противодействию экстремистской деятельности в войсках национальной гвардии до сегодняшнего дня не была предметом специального научного исследования.

Выводы. Экстремизм как социальное явление выступает угрозой национальной безопасности и представляет собой приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение определенных целей.

В связи с повышением количества регистрируемых преступлений экстремистской направленности, развитием сети и численности экстремистских организаций, имеющих боевой опыт, острой необходимостью повышения уровня общественной безопасности, руководством государства принято решение о создании института Росгвардии.

Существует необходимость по приведению содержания подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии в соответствие с новыми требованиями, поскольку задачи по борьбе с экстремизмом требуют корректировки сложившихся направлений подготовки курсантов в системе военного образования. В условиях повышения активности экстремистских организаций назрела необходимость формирования готовности курсантов вузов войск национальной гвардии к противодействию экстремистской деятельности.

Литература:

1. Дейнекин П.С., Марченко А.Н. Профилактика конфликтов на межнациональной основе: опыт, анализ, рекомендации. М.: Воениздат, 1991. 45 с.

2. Боумэн Н. Опыт взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп в колледже и когнитивное развитие: метаанализ / Пер. с англ. Г. Покатович // Вопросы образования. 2013. №2. С. 88-132.

3. Дробижева Л.М. Социальные и политические условия формирования толерантности в российском обществе // Социология межэтнической толерантности. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. С. 53-76.

4. Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестник Института социологии РАН. 2010. № 1. С. 429-442.

5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х т. Т. 1. М., 1994. 235 с.

6. Sparke B. The religious vs. Social radicalisation debate: current understandings and effects on Policy // Journal of Policing, Intelligence and Counter Terrorism. 2019. Т. 14. № 1. С. 82-96.

7. Кочубей М.А., Овчинский В.С. Проблема Обамы: экстремизм в США // Экономические стратегии. 2010. Т. 12. № 1-2 (75-76). С. 52-59.

8. Тишков В.А. Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие. Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2011. 462 с.

9. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. №11. С. 26.

15 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // Российская газета. 2016. 7 апреля. № 73.

16 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226. - М.: Проспект, 2018. - 48 с.

17 О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 // Собрание законодательства РФ. 2016. 10 октября. № 41. Ст. 5802.

10. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. № 6. С. 26.

11. Дробижева Л.М., Паин Э.А. Политический экстремизм и терроризм: социальные корни проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/tolerance.ru/vek-tol/5-0-drobigeva.html.

12. Ermert M. Der Extremismus im Strafrecht: Eine begriffsanalytische Ana-lyse auf sozialwissenschaftlicher und verfassungsreehtlicher Grundlage. Herbolzheim: Centaurus-Verl., 2007. Zugl.: Mainz, Univ., Dis., 2003. S. 36-37.

13. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М., 2005. С. 10-41.

14. Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. 2017. № 5.С. 95-99.

15. Султанбеков Т.И., Зибницкий С.Л., Левин Е.М., Леер В.И., Ледвягин В.П. Научное обоснование основных направлений развития образовательных программ военных институтов войск национальной гвардии в 2015-2016 гг.: Отчет о НИР. - Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2016. - 47 с.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979. 151 с.

17. Иосебадзе Т.Т., Иосебадзе Т.Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: Коллективная монография в 4-х т. Тбилиси: Изд-во. «Мецниереба», 1985. Т. 4, С. 36-55.

18. Rockeach M. The nature of attitudes. // Beliefs, attitudes and values. San-Francisco, CA: Josey-Bass, 1968. P. 109-132.

19. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности // Вопросы образования. 2008. №1. С. 65-86.

20. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

21. Allport G.W. Attitudes // Handbook of social psychology. MA: Clark University Press, 1935. P. 798-884.

22. Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science Journal. 2016. № 5. С. 240-245.

23. Алёхин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих. М.: ВУ МО РФ, 2007.

24. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. Новосибирск: Наука, 2005. 308 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Тариева Валида Абдулакимовна

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. В данной статье рассматриваются последствия, к которым приводит недостаточная индивидуализация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, ее ориентация на среднестатистического студента. Характеризуется значимость индивидуализации внеаудиторной самостоятельной работы для формирования творческой деятельности студента при групповой форме обучения, предлагаются возможные способы ее реализации.

Ключевые слова: индивидуализация, внеаудиторная работа, самостоятельная работа, творческая деятельность.

Annotation. This article discusses the consequences of insufficient individualization of extracurricular independent work of students , its orientation to the average student. The author describes the importance of individualization of extracurricular independent work for the formation of creative activity of the student in the group form of education, and suggests possible ways to implement it.

Keywords: individualization, extracurricular work, independent work, creative activity.

Введение. Влияние самостоятельной работы студентов на процесс их профессионального становления определяется многофункциональностью этой составляющей образования и обусловливает стратегию педагогического процесса, предполагающую индивидуализацию образования, развитие творческого потенциала личности, сотрудничество обучаемых и обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Отличительной чертой самостоятельной работы студентов является её ярко выраженный индивидуальный характер, предполагающий многообразие и взаимосвязь всех сторон деятельности и индивидуальных особенностей обучаемых, внутренних и внешних факторов, обусловливающих их проявление, непрерывное изменение и развитие. Однако на практике индивидуализация обучения не всегда реализуется как в плане учёта индивидуальных особенностей студентов, так и в плане общей подготовки будущих специалистов. В то же время ряд фундаментальных исследований убедительно доказывает необходимость претворения в жизнь данного принципа, т.к. выявление, учёт и развитие потенциальных способностей и возможностей обучаемого является необходимой предпосылкой формирования их самостоятельности, активности и внутренней мотивации, что служит фундаментом для продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Способность студента к самореализации требует развития мыслительных способностей, становление которых невозможно вне образовательного процесса, индивидуализация которого выступает как условие подготовки самостоятельной и творческой личности. С другой стороны, индивидуализация обучения является также и условием гибкого реагирования образования на потребности общества и личности в условиях гуманизации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.