УДК 323.21 Гундарь Елена Сергеевна
кандидат политических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Гуманитарного института
Северо-Кавказского федерального университета
ЭКСТРЕМИЗМ И РАДИКАЛИЗМ КАК АНТИМОДЕЛИ ДЕМОНСТРИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ [1]
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, которое посвящено анализу социально-политических настроений молодежного актива. На основе материалов эмпирического социологического исследования охарактеризованы политические ценности молодежи Юга России, определен потенциал политической активности, представлено отношение молодежи Юга России к действиям антигражданственного характера.
Ключевые слова:
гражданственность, антигражданственность, молодежь, политические установки, СКФО, Ставропольский край, радикализм, экстремизм.
Gundar Elena Sergeyevna
PhD in Political Science, Assistant Professor, Foreign History, Political Science and International Relations Department, Institute of Humanities, North Caucasus Federal University
EXTREMISM AND RADICALISM AS AN ANTI-MODELS OF CIVIC CONSCIOUSNESS DEMONSTRATION [1]
Summary:
The paper presents the results of the research the analysis of socio-political attitudes of the most active young people. Based on the materials of empirical sociological research, the article describes the political values of the youth of the South Russia, identifies political activity potential, discusses the attitude of young people to actions of uncivic nature.
Keywords:
civic consciousness, uncivicism, youth, political attitudes, North Caucasus Federal District, Stavropol Territory, extremism, political radicalism.
Исследование «Модели демонстрирования гражданственности студенчества Юга России» проведено в июле - августе 2015 г. среди актива молодежи Юга России (во время молодежного форума «Машук-2015»). Всего опрошено 728 человек, выборка гнездовая.
Политическая ситуация в период исследования в стране ознаменована значимыми международными процессами: санкциями в отношении России; трагичными событиями в Украине; экономической блокадой Донбасса; активизацией мировой террористической угрозы - ИГИЛ; волной нелегальной миграции с Ближнего Востока, захлестнувшей Европу.
В качестве основы для сравнительного анализа в анкете был сформулирован прямой неальтернативный вопрос о самооценке молодыми людьми реализуемых ими моделей гражданского поведения: «Оцените, какая модель социально-политической активности наиболее всего отражает Ваш тип гражданского поведения». По результатам проведенного опроса большинство респондентов (57,6 %) оценили свой тип гражданского поведения как активный, 10,2 % - как ангажируемый, 20,7 % - как абсентеистский, 11,5 % участников опроса затруднились в определении своей модели манифестирования гражданственности.
Определение моделей демонстрирования гражданственности включало в себя в том числе исследование уровня информированности, источников информации, характера и уровня интереса к политической сфере. Исследование основных источников получения политической информации подтвердило доминирующую роль современных электронных форм коммуникации в жизни российской учащейся молодежи (см. таблицу 1).
Активная студенческая молодежь одновременно использует множество каналов для получения политической информации. В такой ситуации играет роль само желание конкретного молодого человека получать тематическую информацию, персональный интерес к политическим темам. Радикальные настроения способны молниеносно захватить интернет-аудиторию. С помощью Интернета в разных регионах мира (и России в том числе) возможны: информирование; обращение к массовой, причем в большей массе молодежной, аудитории для вовлечения в террористические организации; планирование действий; придание радикальными организациями широкой гласности их ответственности за совершение противоправных актов; распространение панических настроений; формирование образа врага. В РФ закон ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 21.07.2014) ставит барьер на пути влияния радикализма и тем более экстремизма на российскую молодежь через СМИ и Интернет [2].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 24)
Таблица 1 - Основные источники информации по общественно-политической ситуации
в мире и в России
Источники Доля респондентов, %
активная ангажируемая абсентеистская затрудняюсь ответить итого
ТВ 60,5 80,0 37,4 40,6 55,2
Интернет-сайты 37,8 20,0 33,0 37,5 34,0
Социальные сети 34,3 18,0 36,3 18,8 31,1
Пресса 25,3 44,0 14,4 28,1 25,1
Блоги 12,9 4,0 11,0 6,2 10,8
Общение с друзьями, родственниками 9,4 2,0 13,2 15,6 9,6
Социально-гуманитарные дисциплины в вузе 4,7 2,0 5,5 3,1 4,3
Зарубежные информационные ресурсы 3,9 2,0 12,1 0,5 5,3
Радио 3,4 30,0 13,2 9,4 9,9
Агитаторы 1,7 1,2 2,2 3,1 1,9
Встречи с кандидатами 1,3 0,8 2,2 0,3 1,4
Листовки и др. 0,4 2,0 2,2 0,9 1,0
Интернет-пространство, породившее информационное общество, ставит новые задачи перед правоохранительными органами по предотвращению внедрения экстремистских идей среди молодежи. И здесь очень важно найти баланс между «предупреждением» и «запретом». Признавая уязвимость российского сегмента Интернета (Минкомсвязи подтвердило это проведенными учениями), Россия не намерена ограничивать доступ в сеть, контролировать Интернет, ограничивать законные интересы и возможности людей, как заявил Президент РФ В.В. Путин [3].
Ожидаются увеличение количества и технологическое совершенствование содержания рисков и угроз. Данное предположение подтверждается словами секретаря Совета безопасности РФ Н. Патрушева: «Количество компьютерных атак, если мы посмотрим статистику с 2010 г., постоянно возрастает. С 2010 г. это более 90 млн выявленных и отраженных атак; было зафиксировано более 57 млн в период Олимпиады в Сочи, присоединения Крыма и во время событий на Донбассе. Активно действуют зарубежные спецслужбы. Мы также фиксируем деятельность экстремистских и террористических групп и преступных образований» [4].
Понимание демонстрации гражданственности как легитимной «модели» позволяет представить «антимодель» как нелегитимное манифестирование. Иными словами, антимодель - это то, как поступать не надо, но как все равно поступают. Так, гражданская позиция россиян на террористический акт самолета А321, а позднее на уничтожение боевого самолета РФ проявилась как в виде мирных акций соболезнования, поддержки, акций «солидарности», так и в виде «антимодели». Так, в Москве посольство Турции подверглось пикетированию, здание повреждено камнями и краской. Подобная «антимодель» демонстрирования гражданственности отмечалась и в других городах. В Ульяновске несколько неизвестных напали на местный пивной завод, сорвали флаг Турции, а вместо него водрузили флаг РФ и ВДВ. Кроме того, рядовые россияне начали вводить свои «личные санкции» в отношении турецкой продукции (одежда, продукты, туризм). Одновременно массово отреагировали пользователи Интернета.
Данные, полученные в исследовании, коррелируют с результатами, полученными учеными Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН в исследовании социально-политических настроений молодежи Юга России в 2014 г. [5]. Готовность принять участие в протестных акциях указал каждый шестой респондент (18,5 %). Кроме общей готовности участвовать в протестных акциях выявлена степень радикализма настроений молодежи: по мере ужесточения форм протеста снижается число потенциальных участников. Так, в 2014 г. респонденты выразили готовность принять участие в мирных акциях протеста, санкционированных властями (22,9 %), протестах «без разрешения» (18,7 %), протестовать с оружием в руках (6,4 %).
Проведенное нами исследование выявило понимание гражданственности студенчеством Юга России. На открытый вопрос: «Назовите принципы поведения, которые, по Вашему мнению, включает в себя понятие "быть гражданином"» респонденты предложили следующие принципы: «активная гражданская позиция», «заинтересованность в развитии общества», «высокая моральная нравственность», «любить свою Родину, землю, помогать людям, проживающим на ее территории», «не только следовать законам и правилам, но и знать свои права», «быть патриотом», «развивать свою Родину», «быть достойным гражданином своей страны», «быть полезным обществу», «в любую минуту встать на защиту своей Родины, если существует угроза», «вести себя
в соответствии с законами данной страны», «иметь активную гражданскую позицию, участвовать в выборах, не стоять в стороне, когда видишь несправедливость». Таким образом, можно предположить, что артикуляция гражданской позиции, мотивация, основанная на «правильности» убеждений, повышает вероятность «антимодели» демонстрирования гражданственности.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-03-00369).
2. Гундарь О.Н., Галкина Е.В., Гундарь Е.С. Политический экстремизм в современном мире. Безопасность и противодействие экстремизму : учеб. пособие. Ставрополь, 2009. 139 с.
3. Стенограмма заседания Совета безопасности РФ [Электронный ресурс]. 11Р1_: www.kremlin.ru. (дата обращения: 05.11.2015).
4. Там же.
5. Социально-политические настроения молодежи Юга России: риски радикализации / В.А. Авксентьев, П.Н. Лукичев, Т.Т. Тарасова, С.Я. Сущий, М.М. Шульга // Вестник Южного научного центра. 2014. Т. 10. № 1. С. 90-98.