СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
материальные и духовные факторы. Личностные особенности, как правило, связаны с «прошлым» (неполная семья, асоциальная семья, семья с гиперопекой, родство с террористом, «зависимый тип», пережитые психотравмы и др.) и физическим и психическим состоянием личности (физические недостатки, истероид, склонность к паранойе и конфабу-ляциям - «ложным воспоминаниям», психастения -«галлюцинации воспоминаний», эйдетическое восприятие - галлюцинации наяву и т.п.).
Материальные факторы представляют собой как нереализованные личные потребности экстремиста и противоречия интересов групп между собой и с обществом в целом, так и политический режим в стране, финансовое обеспечение действия, возможность получения оружия, взрывчатки, отравляющих веществ и т.п.
Террорист - экстремист, выбравший в качестве средства действия террористический акт, в современных условиях стал угрозой не только для носителей власти, но и для рядовых граждан. Террористический «модернизм» прошлого,
характерный наличием конкретного врага, конкретного места действия и последствиями в ограниченном регионе, в основном, уступил место «постмодернизму» с отсутствием конкретного врага и конкретного места действия и повышением роли информационных технологий, прежде всего средств массовой информации и сети Интернет. Если в прошлом террорист рассчитывал на громкий судебный процесс с изложением и распространением своих целей, и этому есть примеры в современном терроризме (например, дело Брейвика в Норвегии), то современный терроризм нередко использует в качестве исполнителей смертников.
Направленность действий террористов, «обогащенных» радикальными прожектами и экстремистскими лозунгами и идеями, очевидна: это действия против безопасности личности, общества, государства. Необходимость противопоставить этому научно-обоснованные меры, соответствующие уровню и содержанию угрозы, - постоянная забота правоохранительных органов.
ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ И ЭКСТРЕМИЗМ: ПРОПЕДЕВТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ
ЕВГЕНИЙ ОЛЕГОВИЧ КУБЯКИН,
начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России, доктор социологических наук E-mail: v.belskiy@bk.ru
Аннотация. Рассматриваются социальные основания экстремальной деятельности как современного социального феномена. Предлагаются принципы дефиниции и оценки социального статуса личности, являющейся носителем экстремальной деятельности в процессе приобретения ею социальных качеств.
Ключевые слова: личность, экстремальная деятельность, экстремизм, экстремал, социальные основания.
Annotation. The article scrutinizes social bases of extreme activity as a modern social phenomenon. Principles of definition and evaluation of the social status of the person, who is an extreme activity carrier in the process of its acquisition of social qualities.
Keywords: personality, extreme activities, extremism, extreme, social base.
Социальные основания экстремальной деятельности составляют одну из самых насущных проблем современного общества, в то время как психологические ее основания довольно широко изучены. Начиная с психоаналитической концепции Фрейда, популяризовалась мысль о формах сублимации либидо и многообразии его проявлений. Тонатиче-ская, впрочем, как и эротическая направленность либидо рассматривается как глобальная панацея в проблеме действующей природы индивида. Чело-
век понимается и определяется через изначальные и приобретенные в течение жизни, в основном детства, психологические акты. Попытки учеников и последователей Фрейда социализировать индивид, выразить его природу в социальном и тем самым определить его как личность привели только, к усложнению и размыванию границ проблемы социальной определенности личности. Непосредственное сведение психологического к социальному в понимании человека становится популярным сте-
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
реотипом, одним из естественных элементов современной массовой культуры.
Стереотипизация социального основания экстремальной деятельности тоже существует. В силу новизны проблемы и ее актуальности в экономическом, политическом и социальном институтах основания экстремальной деятельности принято рассматривать либо как этап социализации, либо как форму проявления девиантного или делинквентно-го поведения, т.е. основания сводятся к общесоциальным явлениям. Стереотипизация здесь заключается в недифференцированном подходе и синдроме глобализации частных для социологии, а тем более для социальной философии, проблем.
Экстремальная деятельность личности как факт современного общества требует сугубого внимания и пристального изучения не только в силу актуальности проблемы и ее исходной стереотипизации, но и как социального явления, существование которого, возможно, демонстрирует действие социальных принципов малоизученных или вовсе не исследованных в теоретической социологии.
Рассматривая экстремальную деятельность как социальное явление, следует различать ее социальную определенность в динамике существования, выделяя, как минимум, три этапа: основания (социальные условия, предпосылки, среду и пр.), социальную реализацию (акт, явление, определенность) и следствия (влияние на социализацию, социальную группу и т.п.). В данной статье предполагается рассмотреть общие принципы выделения оснований экстремальной деятельности как социального явления, исходя из его внутренней дефиниции и социальной интенции.
Экстремальная деятельность личности с необходимостью понимается как проявление в социуме таких статусов, которые выступают крайними формами социальной активности, вызывающими конфликты, или ставящими само существование личности по отношению к социуму проблематичным. Наиболее типично в современной социальной ситуации проблематичность выражена в угрозе жизнедеятельности личности - экстремальные виды спорта (экстрим) и т.п., и в угрозе существованию конкретной социальной группе (государству) - экстремизм (политический экстремизм).
С учетом этого, спецификой экстремальной деятельности следует считать деструктивное проявление социального в личности либо по отношению к себе, либо по отношению к социальной группе, частью которой она является, или по отношению к социальным институтам.
Следующий очевидный вывод - различие социальных оснований экстремальной деятельности личности. По отношению к себе, в самоопределенности личность выступает как формально отличающаяся от социума единица, что позволяет ей
проявлять себя в реальном критическом статусе. Совершая определенные действия, личность демонстрирует особые индивидуальные качества, которые вызывают местный социальный резонанс и позиционируют личность как исключительную. Важно понять, что такое поведение личности связано, прежде всего, с социальным, а не с психологическим - экстремальным действиям необходима социальная санкция, поощрение, среда. Личность таким конфликтным способом социализируется, актуализируя для себя и социальной группы свое существование, приобретая статус неформального лидера. Метафорически можно назвать подобное действие крайним протестом против «среднего человека», специфическим, но очевидным проявлением социальной интеграции. Подобные действия основаны на высоком уровне развития общественных связей, стабильности и, во многом, завершенности системы стратов. Основанием для экстрима служит как раз многоуровневая, стабильная и динамически развивающаяся социальная структура, социальные ожидания от которой определены и усвоены личностью в процессе социализации. В качестве более точного основания экстрима можно назвать способность социального прогресса конкретной социальной группы (человечества, государства, субкультуры и т.п.) к интеграции крайних проявлений личности как сферы экстенсивного саморазвития. Поскольку экстремальный спорт уже имеет свою социальную нишу и самоопределенность, т.е. контролируется основными социальными институтами, прежде других - образовательным и экономическим, о нем можно говорить с достаточной долей очевидности и выделять как нечто особенное в социальном процессе только номинально. Подобное отношение к экстриму социологически правомерно, но социально не закреплено ввиду исключительности и критичности действий экстремалов, т.е. единичности социального опыта. Деструктивный характер экстрима личност-но определен и ограничен в своем существовании как социальный тип. Экстрим не может существовать как социальное явление в обществе вне единичности носителя действия: социальная группа экстремалов - это нонсенс современной массовой культуры, стереотип, генерированный СМИ. Экстремальный спорт единичен в носителе - такова его самоопределеность и социальная реальность; экс-тремалы как социальная группа существуют только во времени.
Однако, с социологической точки зрения сама явленность экстрима как социального явления актуальна в силу своего социального условия - социального формирования экстремала, той социальной группы, где он формируется как социальный статус. Среда формирования экстремала располагается в различных социальных группах, не выделяющихся особыми свойствами, требующих только темпораль-
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
ной устойчивости и определенности социального института (например: образование - школа - класс, экономика - торговая компания - офис и т.п.). Социологический интерес экстремалы представляют только через опосредование института СМИ, созидающего из них явную (темпоральную) и мнимую (стереотипную) социальную группу.
Экстремизм как социальное явление кардинально противоположен экстриму не только в виде определенности личности-носителя, но и в форме своего существования по отношению к социальным институтам.
Экстремизм, прежде всего, - это реальное социальное явление, генератором которого выступает конкретная социальная группа в рамках политического института. Данная дефиниция носит принципиальный характер, ибо существенным здесь выступает деструктивное противостояние власти, а следовательно, проявление экстремизма в других социальных институтах, например религии или экономике, будет носить опосредованный характер.
Как социальное явление экстремизм получает реальность с развитием демократического мирового сообщества и является свидетельством актуализации народовластия как политической силы. Применение понятия экстремизм по отношению к социальной реальности до ХХ в. является очевидной ретроспекцией и не имеет достаточного социального основания.
В социологии экстремистская деятельность является проявлением действительной социальной силы, направленной на деструкцию действующей социальной системы; носителем этой деятельности выступает определенная идеологически социальная группа. В современных СМИ выработан и поддерживается стереотип об исключительной политической определенности экстремизма, действительным же фактом является социальная определенность этого явления.
Активной средой для формирования экстремистской группы выступает политический социальный институт, однако основания и причины заключаются в самой природе социального явления, а не в сфере его реализации.
Социальное основание экстремизма заключается в крайней форме проявления деструктивной действующей социальной силы социальной группы. Стабилизация социальных связей и закрепление социальной определенности страт вызывает социальный резонанс, который на уровне личности в крайней форме приводит к экстриму, а на уровне социальной группы, отчуждая единичное, - к противостоянию носителю и гаранту стабильности социума - государству.
Экстремист - явление не единичное, поскольку его стремления направлены не на личное отношение к социуму и предполагают системный характер, что
принципиально отличает его от экстремала и преступника. Системность отношения и социальный характер, выраженные в устранении действующей системы социальных ценностей, делает экстремистскую деятельность деструктивной, прежде всего, не в политическом, а в социальном смысле.
Экстремист - генератор и носитель идеологии, содержание которой деструктивно по отношению к социальной системе, прежде всего потому, что его социальные амбиции носят частный характер и противостоят обществу как системе, частными средствами односторонне понимаемому социальному институту политики. Как социальное явление существование экстремизма не может быть обосновано как стремление к изменению принципов и форм власти, поскольку это только идеологическое обоснование, а не исходное социальное основание.
Экстремистская деятельность деструктивна по своей социальной природе не только ввиду противостояния социальной модели, но и как принцип, подразумевающий противостояние самому себе такими же средствами. Другими словами, экстремизм как принцип порождает экстремизм по отношению к самому себе.
Очевидно, что ни один социальный феномен не может противоречить своей природе, ни одна социальная группа не может содержать в качестве своего действительного - внесоциальное, следовательно, экстремистская группа только демонстрирует деструктивную природу, а не содержит ее. Социальная группа, осуществляющая экстремистскую деятельность, с необходимостью существует как социальное явление только как часть более значительной социальной группы, часть системы, и рассматривать ее автономно и отдельно - политически обоснованно, но социологически неоправданно. Основными ситемообразующими источниками экстремизма выступают, в первую очередь, социальные институты, определяющие социализацию личности как наиболее активные созидающие социальную явленность центры. В современном обществе это, прежде всего, политический и этический социальные институты в сфере идеологической определенности. Институты семьи и права не обладают достаточной для этого социальной потенцией, экономика - политически определенна, а институт образования - хотя и обладает достаточной социальной потенцией, не является постоянным в динамике социальных амбиций и должен рассматриваться как латентная социальная среда для формирования экстремистских групп, а не их определения и использования.
Логично определяются, таким образом, две основные проблемы экстремизма в его социальном основании: выявление принадлежности экстремистской группы к определенному социальному институту и выявление механизма ее существования, а через это - принципов социального контроля
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
в системе государства; определение специфики социальных оснований в конкретном процессе социализации личности с целью выявления предрасположенности к экстремистской деятельности как меры саморегуляции социальной системы.
В завершение следует еще раз подчеркнуть различие социальных предпосылок в формировании экстремиста и экстремала - актуализацию структурных элементов человеческой природы. Как социально деятельные элементы они отличаются аккредитацией в обществе: экстремалы -
единичного, экстремисты - общего. Именно это и позволяет, как бы не казалось это банально вследствие девиантной деятельности СМИ в современной массовой культуре, различить две формы экстремальной деятельности не только по признаку наличия социальной группы, но и по приоритетам ценностного ядра личности: единство предпосылок в формировании экстремиста и экстремала; только психологизация социальной проблемы, которую еще предстоит осознать вне действующего стереотипа.
ГОСУДАРСТВЕННЫИ ТЕРРОРИЗМ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОПЫЛОВ,
доцент кафедры политологии Военного университета, кандидат политических наук E-mail: v.belskiy@bk.ru
Аннотация. Рассматриваются особенности и проявления государственного терроризма. Приводятся примеры государственного терроризма, по результатам его анализа и оценки формулируются обобщающие выводы.
Ключевые слова: терроризм, субъекты терроризма, государство, внутригосударственный терроризм, внешнегосударственный (международный государственный) терроризм.
Annotation. Particular qualities and manifestations of state terrorism are describe in the article. Examples of state terrorism are given. General conclusions are formulated as a result of its analysis and evaluation.
Keywords: terrorism, terrorist subjects, state, domestic terrorism, outer state (International State) terrorism.
В современном мире терроризм как явление и террор как его основной метод с каждым годом становятся все более изощренными и многоликими. Основной чертой терроризма было и остается полное пренебрежение нормами человечности, неприятие человеческих духовных установлений, любых юридических норм и правил. Это своеобразный бунт против всего того, на чем основано и функционирует человеческое сообщество.
Термин «терроризм» происходит от латинского «terror» - страх, ужас. Основная функция, террора (терроризма) - решение политических проблем методом насилия. Впервые террор как метод политического насилия быд использован во время Великой французской революции радикальными революционерами для репрессий против политических противников.
В настоящее время термин «терроризм» широко употребляется как в научной среде, так и на обыденном уровне, но единого мнения по поводу его определения до сих пор нет. Вот лишь некоторые из многочисленных определений понятия «терроризм», которые, на наш взгляд, раскрывают его природу, сущность, свойства и функции как явления.
Так, по мнению израильского ученого Боаза Га-нора, терроризм представляет собой «...интенсивное применение или угрозу применения насилия против гражданских лиц или гражданских целей с целью достижения политических целей»[1].
Американские исследователи В. Малисон и С. Малисон предлагают трактовать терроризм как «.систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилия для достижения публичных и социальных целей»[2].
По мнению бывшего генерального прокурор России В.В. Устинова, главная особенность терроризма как формы политического насилия заключается в намеренном игнорировании норм права и морали. Как социально-политическое явление терроризм, по его мнению, допустимо охарактеризовать как «.одну из форм насильственной политической борьбы, которая нарушает основные принципы и нормы международного права и международной морали»[3].
Российский ученый Ю.И. Авдеев определяет терроризм как «.систему использования насилия для достижения политических целей посредством принуждения государственных органов, междуна-