Научная статья на тему 'Экстремальность и экстремизм: пропедевтика социального основания'

Экстремальность и экстремизм: пропедевтика социального основания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
607
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ / EXTREME ACTIVITY / EXTREMISM / SOCIAL GROUNDS / EXTREMENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

В статье рассматриваются социальные основания экстремальной деятельности как современного социального феномена. Предлагаются принципы дефиниции и оценки социального статуса личности, осуществляющей экстремальную деятельность, в процессе приобретения социальных характеристик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extremality and extremism: propaedeutics of social foundation

In the article the social grounds of extreme activity are examined as the modern social phenomenon. Principles of definition and estimation of social status of personality of transmitter of extreme activity are offered in the process of acquisition of social descriptions.

Текст научной работы на тему «Экстремальность и экстремизм: пропедевтика социального основания»

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, социологии, политологии

Кубякин Евгений Олегович

доктор социологических наук, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: tspopz@yandex.ru)

Экстремальность и экстремизм: пропедевтика социального основания

В статье рассматриваются социальные основания экстремальной деятельности как современного социального феномена. Предлагаются принципы дефиниции и оценки социального статуса личности, осуществляющей экстремальную деятельность, в процессе приобретения социальных характеристик.

Ключевые слова: экстремальная деятельность, экстремизм, экстремал, социальные основания.

E.O. Kubyakin, Doctor of Sociology, Head of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: tspopz@yandex.ru

Extremality and extremism: propaedeutics of social foundation

In the article the social grounds of extreme activity are examined as the modern social phenomenon. Principles of definition and estimation of social status of personality of transmitter of extreme activity are offered in the process of acquisition of social descriptions.

Key words: extreme activity, extremism, extremeness, social grounds.

Социальные основания экстремальной деятельности составляют одну из самых насущных проблем современного общества, в то время как психологические ее основания довольно широко изучены. Начиная с психоаналитической концепции Фрейда популяризовалась мысль о формах сублимации либидо и многообразии его проявлений. Танати-ческая, впрочем, как и эротическая, направленность либидо рассматривается как глобальная панацея в проблеме действующей природы индивида. Человек понимается и определяется через изначальные и приобретенные в течение жизни, в основном детства, психологические акты. Попытки учеников и последователей Фрейда социализировать индивида, выразить его природу в социальном и тем самым определить его как личность послужили только усложнению и размыванию границ проблемы социальной определенности личности. Непосредственное сведение психологического к социальному в понимании человека становится популярным стереотипом, одним из естественных элементов современной массовой культуры.

Стереотипизация социального основания экстремальной деятельности тоже существует. В силу новизны проблемы и ее актуальности в экономическом и политическом социальных институтах принято рассматривать основания экстремальной деятельности либо как этап социализации, либо как форму

проявления девиантного или делинквент-ного поведения, т.е. основания сводятся к общесоциальным. Стереотипизация здесь заключается в недифференцированном подходе и синдроме глобализации частных для социологии, а тем более для социальной философии, проблем.

Экстремальная деятельность личности как факт современного общества требует сугубого внимания и пристального изучения не только в силу актуальности проблемы и ее исходной стереотипизации, но и как социального явления, существование которого, возможно, демонстрирует действие социальных принципов, малоизученных или вовсе не исследованных в теоретической социологии.

Рассматривая экстремальную деятельность как социальное явление, следует прежде всего различать ее социальную определенность в динамике существования, выделяя как минимум три этапа: основания (социальные условия, предпосылки, среду и пр.), социальную реализацию (акт, явление, определенность) и следствия (влияние на социализацию, соцгруппу и т.п.). В данной статье предполагается рассмотреть общие принципы оснований экстремальной деятельности как социального явления, исходя из его внутренней дефиниции и социальной интенции.

Экстремальная деятельность личности с необходимостью понимается как проявление

265

в социуме таких статусов, которые выступают крайними формами социальной активности, конфликтующими или ставящими само существование личности по отношению к социуму проблематично. Наиболее типично в современной социальной ситуации проблематичность выражена в угрозе жизнедеятельности - экстремальные виды спорта (экстрим) и в угрозе существованию государства как конкретной социальной группе - экстремизм.

Согласно данной дефиниции спецификой экстремальной деятельности выступает деструктивное проявление социального в личности либо по отношению к себе, либо по отношению к социальной группе, в которой она определяется как часть.

Следующий очевидный вывод - различие социальных оснований экстремальной деятельности личности. По отношению к себе, в самоопределенности личность выступает как отличающаяся от социума единица формально, что позволяет ей проявлять себя в реальном критическом статусе. Совершая определенные действия, личность демонстрирует особые индивидуальные качества, которые вызывают местный социальный резонанс и позиционируют личность как исключительную. Важно понять, что такое поведение личности связано, прежде всего, с социальным, а не психологическим - экстремальным действиям необходимы социальная санкция, поощрение так же, как и среда. Личность таким конфликтным способом социализируется, актуализируя для себя и социальной группы свое существование, приобретая формально статус неформального лидера. Метафорически можно назвать подобное действие крайним протестом против «среднего человека», специфическим, но очевидным проявлением социальной интеграции. Подобные действия в своей причине содержат высокий уровень развития общественных связей, стабильность и во многом завершенность системы стратов. Основанием для экстрима служит как раз многоуровневая, стабильная и динамически развивающаяся социальная структура, социальные ожидания от которой определены и усвоены личностью в процессе социализации. В качестве более точной дефиниции оснований экстрима можно назвать способность социального прогресса конкретной социальной группы (человечества, государства, субкультуры и т.п.) к интеграции крайних проявлений личности как сферы экстенсивного саморазвития. Поскольку экстремальный спорт уже имеет свою социальную нишу и самоопределенность, т.е. контролируется основными социальными институтами, прежде других - образовательным и экономическим, о нем можно говорить с до-

статочной долей очевидности и выделять как нечто особенное в социальном процессе только номинально. Подобное отношение к экстриму социологически правомерно, но социально не закреплено ввиду исключительности и критичности действий экстремалов, т.е. единичности социального опыта. Деструктивный характер экстрима личностно определен и ограничен в своем существовании как социальный тип. Экстрим не может существовать как социальное явление в обществе вне единичности носителя действия: социальная группа экстремалов -это нонсенс современной массовой культуры, стереотип, генерированный СМИ. Экстремальный спорт единичен в носителе - такова его самоопределеность и социальная реальность; экстремалы как социальная группа существуют только во времени.

Однако с социологической точки зрения сама явленность экстрима как социального явления актуальна в силу своего социального условия -социального формирования экстремала, той социальной группы, где он формируется как социальный статус. Среда формирования экстремала располагается в различных социальных группах, не выделяющихся особыми свойствами, требующих только темпоральной устойчивости и определенности социального института (например: образование - школа - класс, экономика - торговая компания - офис и т.п.). Социологический интерес экстремалы представляют только через опосредование института СМИ, созидающего из них явную (темпоральную) и мнимую (стереотипную) социальную группу.

Экстремизм как социальное явление кардинально противоположен экстриму не только в виде определенности личности-носителя, но и в форме своего существования по отношению к социальным институтам.

Прежде всего, экстремизм - это реальное социальное явление, генератором которого выступает конкретная социальная группа в рамках политического института. Данная дефиниция носит принципиальный характер, ибо существенным здесь выступает деструктивное противостояние власти, а следовательно, проявление экстремизма в других социальных институтах, например религии или экономике, будет носить опосредованный характер.

Как социальное явление экстремизм получает реальность с развитием демократического мирового сообщества и является свидетельством актуализации народовластия как политической силы. Применение понятия «экстремизм» по отношению к социальной реальности до ХХ в. является очевидной ретроспекцией и не имеет достаточного социального основания.

266

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 3 (49)

В социологии экстремистская деятельность является проявлением действительной социальной силы, направленной на деструкцию действующей социальной системы, носителем этой деятельности выступает определенная идеологически социальная группа. В современных СМИ выработан и поддерживается стереотип об исключительной политической определенности экстремизма, действительным же фактом является социальная определенность этого явления.

Активной средой для формирования экстремистской группы выступает политический социальный институт, однако основания и причины заключаются в самой природе социального явления, а не в сфере его реализации.

Социальное основание экстремизма заключается в крайней форме проявления деструктивной действующей социальной силы социальной группы. Стабилизация социальных связей и закрепление социальной определенности страт вызывает социальный резонанс, который на уровне личности в крайней форме приводит к экстриму, а на уровне социальной группы, отчуждая единичное, - к противостоянию носителю и гаранту стабильности социума - государству.

Экстремист - явление не единичное, поскольку его стремления направлены не на личное отношение к социуму и предполагают системный характер, что принципиально отличает его от экстремала и преступника. Системность отношения и социальный характер, выраженные в устранении действующей системы социальных ценностей, делают экстремистскую деятельность деструктивной, прежде всего, не в политическом, а в социальном смысле.

Экстремист - генератор и носитель идеологии, содержание которой деструктивно по отношению к социальной системе прежде всего потому, что его социальные амбиции носят частный характер и противостоят обществу как системе частными средствами односторонне понимаемого социального института политики. Как социальное явление существование экстремизма не может быть обосновано как стремление к изменению принципов и форм власти, поскольку это - только идеологическое обоснование, а не исходное социальное основание.

Экстремистская деятельность деструктивна по своей социальной природе не только ввиду противостояния социальной модели, но и как принцип, подразумевающий противостояние самому себе такими же средствами. Другими словами, экстремизм как принцип порождает экстремизм по отношению к самому себе.

Очевидно, что ни один социальный феномен не может противоречить своей природе, ни одна социальная группа не может содержать в качестве своего действительного внесоци-

альное, следовательно, экстремистская группа только демонстрирует деструктивную природу, а не содержит ее. Социальная группа, осуществляющая экстремистскую деятельность, с необходимостью существует как социальное явление, только как часть более значительной социальной группы, часть системы, и рассматривать ее автономно и отдельно - политически обоснованно, но социологически неоправданно. Основными ситемообразующими источниками экстремизма выступают, в первую очередь, социальные институты, определяющие социализацию личности как наиболее активные созидающие социальную явленность центры. В современном обществе это, прежде всего, политический и этический социальные институты в сфере идеологической определенности. Институты семьи и права не обладают достаточной для этого социальной потенцией, экономика политически определенна, а институт образования хотя и обладает достаточной социальной потенцией, не является постоянным в динамике социальных амбиций и должен рассматриваться как латентная социальная среда для формирования экстремистских групп, а не их определения и использования.

Логично определяются, таким образом, две основные проблемы экстремизма в его социальном основании:

1) выявление принадлежности экстремистской группы к определенному социальному институту и выявление механизма ее существования, а через это - принципов социального контроля в системе государства;

2) определение специфики социальных оснований в конкретном процессе социализации личности с целью выявления предрасположенности к экстремистской деятельности как меры саморегуляции социальной системы.

В завершение статьи следует еще раз подчеркнуть различие социальных предпосылок в формировании экстремиста и экстремала - актуализацию структурных элементов человеческой природы. Как социально деятельные элементы, они отличаются аккредитацией в обществе: экс-тремалы - единичного, экстремисты - общего. Именно это и позволяет, как бы не казалось это банально вследствие девиантной деятельности СМИ в современной массовой культуре, различить две формы экстремальной деятельности не только по признаку наличия социальной группы, но и по приоритетам ценностного ядра личности - единство предпосылок в формировании экстремиста и экстремала - только психологизация социальной проблемы, которую еще предстоит осознать вне действующего стереотипа.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.