Научная статья на тему 'ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая экстраполяция / социальный кризис / правовая культура / правовое сознание / социокультурные модели / устойчивое развитие / legal extrapolation / social crisis / legal culture / legal consciousness / socio-cultural models / sustainable development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крыгина Ирина Александровна

В научной статье автором рассматривается проблема экстраполяции правовой культуры, которая связана с механизмами деструктивного воздействия на правовое сознание и правовую культуру современного российского общества и которые влияют на устойчивое развитие российской государственности. При этом развивающиеся системно структурные изменения во многом обуславливают политики-правовые процессы и негативным образом сказываются на перспективах развития современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRAPOLATION OF LEGAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE MODERN CRISIS OF PUBLIC RELATIONS

In the scientific article, the author examines the problem of extrapolation of legal culture, which is associated with the mechanisms of destructive impact on the legal consciousness and legal culture of modern Russian society and which affect the sustainable development of Russian statehood. At the same time, the developing systemic structural changes largely determine the political and legal processes and negatively affect the prospects for the development of modern Russian society.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _23

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ EXTRAPOLATION OF LEGAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE MODERN CRISIS OF PUBLIC RELATIONS

КРЫГИНА Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права

ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

344015, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.

E-mail: Kryginairina@yandex.ru;

KRYGINA Irina Alexandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Theory of State and Law the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 83 Eremenko str., Rostov-on-Don, 344015, Russia. E-mail: Kryginairina@yandex.ru

Краткая аннотация: В научной статье автором рассматривается проблема экстраполяции правовой культуры, которая связана с механизмами деструктивного воздействия на правовое сознание и правовую культуру современного российского общества и которые влияют на устойчивое развитие российской государственности. При этом развивающиеся системно структурные изменения во многом обуславливают политики-правовые процессы и негативным образом сказываются на перспективах развития современного российского общества.

Abstract: In the scientific article, the author examines the problem of extrapolation of legal culture, which is associated with the mechanisms of destructive impact on the legal consciousness and legal culture of modern Russian society and which affect the sustainable development of Russian statehood. At the same time, the developing systemic structural changes largely determine the political and legal processes and negatively affect the prospects for the development of modern Russian society.

Ключевые слова: правовая экстраполяция, социальный кризис, правовая культура, правовое сознание, социокультурные модели, устойчивое развитие.

Keywords: legal extrapolation, social crisis, legal culture, legal consciousness, socio-cultural models, sustainable development.

Для цитирования: Крыгина И.А. Экстраполяция правовой культуры в условиях современного кризиса общественных отношений // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 23-26. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_23.

For citation: Krygina I.A. Extrapolation of legal culture in the context of the modern crisis of public relations // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 23-26. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_23.

Статья поступила в редакцию: 26.10.2023

С учетом влияния современного общемирового кризиса, перед российским государством, обществом, наукой стоит проблема наиболее оптимального преодоления кризисного и деструктивного воздействия на сознание и отношение россиян к создавшимся реалиям и их последствиям. Необходимость восстановления здорового нравственно-духовного климата в российском обществе, преодоления недоверия к деятельности власти и ее авторитету, а также стимулирование высокой политико-правовой активности россиян, особенно в преддверии осуществляемых судьбоносных конституционных изменений, обуславливает поиск инструментальных средств, направленных на активизацию механизмов политико-правового сознания и правовой культуры российского общества с целью нормализации создавшейся крайне опасной ситуации. На данной стадии государственно-правового развития российского общества, высока вероятность столкновения с рядом трудностей, которые напрямую мешают россиянам в полной мере участвовать в государственно-правовой жизни, нивелируют социально-правовую активность в политических процессах, и, как следствие, создают препоны эффективному развитию российского государства и общества.

Несмотря на то, что на нынешней стадии в политико-правовой жизни современного российского общества развернулась широкая научная дискуссия по описанию и толкованию процессов системных изменений в современной глобальной политике, экономике и общественном развитии, а научным и экспертным сообществом ведется активный поиск моделей социально-правового развития и политической ориентации, тем не менее, данная социально-политическая проблема обостряется до своих пределов, что создает реальные вызовы и угрозы конструктивному развитию современного российского социума, нивелируя тем самым лучшие достижения российской государственности.

Таким образом, актуализируется одна из важнейших общих задач, которую должно решить государство в кратчайшее время, совместно с гражданским обществом, политической, предпринимательской и научной элитой, а именно: как в нынешних условиях сформировать тот прогностический потенциал, который будет способствовать не только сохранению особого нравственно-духовного и политико-правового климата в России, но и позволит стимулировать различные формы социально-правовой и политической активности россиян, а также формировать соответствующие политические интересы и гражданские инициативы россиян, обеспечивающих максимальный уровень их вовлеченности в политико-правовые и социально-правовые процессы.

Приступая к анализу проблемы правовой культуры и ее роли в современных государственно-правовых процессах, следует отметить, что авторы не раз уже обращались к данной проблеме и не только потому, что она была и остается одной из актуальнейших для современного научного гуманитарного знания любого аспекта - социокультурного, политико-правового, либо же исключительно юридического [4, с. 11].

Здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему правовая культура как объект изучения многих гуманитарных наук вызывает неподдельный интерес, как у исследователей, так и у широкой общественности?

Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, достаточно прост. Культура в своем правовом содержании является, не только частью научного знания, не просто научной категорией, выступающей объектом изучения многих гуманитарных наук, и не отдельным сегментом какой-то реальности.

Правовая культура с позиций современного осмысления есть едва ли не главный критерий, в соответствии с которым можно расценивать как социально-экономическое политическое, так и юридико-правовое состояние жизни российского общества, рассматривать и анализировать его реалии и потенциалы, тенденции и перспективы развития.

Исходя из научной терминологии правовая культура есть детерминанта государственно-правовой жизни любого общества, на любом этапе его исторического и цивилизационного развития. При этом, чаще всего процесс изучения правовой культуры многие авторы «увязывают» с конкретно-историческими рамками существования того или иного государства или общества, забывая при этом о том, что подобные узко прагматические увязки, зачастую нивелируют содержательное и концептуальное значение данного правового феномена.

В нашем понимании, привязывание проблемы правовой культуры к развитию и функционированию только лишь к правовой системе общества, является недопустимым, хотя бы из-за того, что культура вообще есть одна из форм общественного сознания, которая имеет многообразные аспекты своего проявления - духовно-нравственные, религиозные, политические, наконец, юридические. Во всяком случае, данная позиция в отношении правовой культуры строится, прежде всего, на ее философской концепте.

Представляется, что в рамках современных реалий разделять их уже недопустимо, так как не представляется возможным в настоящее время сегментировать политические отношения от правовых, культурную жизнь от нравственно-духовной, социальную активность от профессиональной жизни и т.д.

В качестве аргументации данной мысли хочется привести следующее доказательство.

Прежде в его, в первое десятилетие 2000-х годов в научном обороте появился новый термин - «перезагрузка». Впервые он бы употреблен американскими политологами применительно к российско-американским отношениям. В общесмысловом значении данный термин предполагал политику нормализации двухсторонних межгосударственных связей с последующей их унификацией, естественно, на взаимовыгодной основе.

Так вот нечто подобное можно отнести и к рассматриваемой нами проблеме. Как представляется, и в российском научно-правовом пространстве происходит подобная «перезагрузка», на основании которой применительно к проблемам правокультурного воздействия, уже становится просто невозможным оценивать данный правовой феномен с позиций узко научного исследования.

В подтверждение данной мысли можно привести и довод профессора Д.Ю. Шапсугова, высказавшего мысль о том, что «увязывание» права только лишь с правовой системой не входит в четкие рамки современных реализационных процессов. Авторы в своих публикационных исследованиях очень часто забывают о том, что право вбирает в себя не только форму и содержание современных модернизационных процессов, но и сущность, влияет на все сферы жизнедеятельности общества, порождая тем самым и соответственный тип правовой культуры [5, с. 101]. Помимо этого, сам процесс государственного, а значит и политико-правового развития России изначально связывался с развитием права, воплощенного в обычаях и традициях, создаваемых самим народом, и, более, того, тесно связанным с религиозной идеей.

Тем самым, христианизация русского права повлекла за собой и формирование самобытной российской правовой системы, где образующим элементов выступала именно правовая культура.

Исходя из этого, в обоснование развития новой концепты правовой культуры и ее роли в развитии современных государственно-правовых процессов, мы предполагаем раскрыть ее феноменологические особенности через оценку политико-правового измерения российского общества, которое в настоящее время находится в условиях системного кризиса, порожденного как внешними факторами, так и проблемами внутреннего развития.

Научно-теоретический анализ правовой культуры как особого феномена дает возможность оценить последнюю с позиции нескольких

дискурсов:

- с позиции ретроспективного, то есть историко-правового анализа (генезисный контекст);

- с позиции ее функциональной роли, то есть как детерминанты государственно-правового развития российского общества (сущност-но- содержательный контекст);

- с точки зрения развития современного гражданского общества (нормативный и социокультурный контекст);

- с позиции механизма формирования правокультурных ценностей, имеющихся в арсенале современного государства и общества через воспитательные и образовательные технологии (инструментальный аспект).

Итак, обосновав исследовательскую гипотезу, мы можем уже вплотную подойти к содержательной части нашей работы.

Правовая культура современного российского общества есть уникальный феномен той духовной части сферы, которая прошла сложнейший исторический путь своего эволюционного развития в рамках формирования российской государственности, российской самобытной цивилизации, сочетающей многовариантные национальные архетипы и особенной правовой системы.

Именно данные самобытные характеристики нашли свое отражение в условиях формирования правовой культуры, которая, как нам представляется, носит поливариантный и, в то же самое время, системный характер.

На первый взгляд правовая культура как особый политико-правовой и социальный феномен имеет узкий предмет исследования. Но этот вывод может иметь значение только лишь в том случае, когда речь идет о ее вариативных моментах, связанных с рассмотрением правовой

культуры личности, отдельной социальной, профессиональной или этнической группы. Хотя, если исходить из историко-правового контекста, то эта поверхностная видимость преодолевается через понимание исторических условий и форм, в которых происходило становление и последующее развитие российской государственности, отечественных правовых традиций и социально-политических и правовых институтов.

История российской государственности, как прочем и история формирования развития российской правовой системы, имеет сложный и нелинейный характер. Сложность в ее изучении состоит в том, что по своей сути, те исторические постулаты, на которых в свое время «монтировалось» историческое знание, в основном исходили не от представителей отечественной исторической науки.

Иными словами, русскую историю писали далеко не отечественные историки. Именно отсюда берут свое начало истоки концепций, так называемого, «догоняющего» или «опаздывающего» развития славянских народов. В более поздний период эта идея выстроилась в теорию некой ограниченности государственно-правового развития России что, конечно же не могло не отразиться и на национальном самосознании российского общества и его правовой культуре.

Тем не менее, исторический процесс развития российской государственности тесным образом взаимосвязан с историей многих иных государств, которые попадали в «орбиту интересов» России. Это взаимодействие носило различный характер, как по степени и уровню интеграции, так и по направленности взаимодействия. При этом нельзя забывать и о том, что многие государства, которые сегодня признаны в качестве суверенных мировым сообществом, входили в состав Киевской Руси и Московского Царства, а впоследствии, Российской Империи и Советского Союза.

Эта объективная историческая ситуативная обусловленность, предполагает, соответственно и определенную теоретико-методологическую сложность. Она проявляет себя как в историко-правовом подходе (то есть хронологическом аспекте), так и в направлениях анализа: вертикальном - при исследовании эволюции иерархии центральных органов государственной власти, и горизонтальном - формировании системы органов власти на местах. А так же, принципы и механизмы взаимодействия между вертикалью власти и регионами.

Поэтому парадигмальный и социокультурный анализ правовой культуры способен продемонстрировать особенности природы отечественной государственности в контексте интеграции различных народов и социальных групп в единую этносоциальную и историко-культурную общность, которую в последствие станут называть российский народ, масштаб которого, фактически, идентичен правовой системе государства.

Данное обстоятельство подчеркивает теоретическую и практическую значимость исследования, так как феномен российского народа может изучаться с двуединой позиции: как с позиции полиэтнического образования, так и с позиции особого сообщества, то есть носителя самобытной идентичности.

Следующим инвариантным фактором государственно-правового развития российского государства сквозь призму анализа его правовой культуры, выступает историческая смена государственных парадигм.

Именно эти условия оказали существенное влияние на формирование правовой культуры в общегосударственном и общесоциальном

аспектах.

При этом, как нам представляется, парадигмальный анализ как часть системно-структурного принципа познания, должен показать нам весь процесс корреляции и конвергенции правовой системы в рамках изменяющихся условий и архетипов при переходе от одной системы государственности к другой, смене политических и социальных ориентиров, изменении культурно-правовых кодов и создании нового типа государственности.

Мы наглядно можем убедиться во всей трагичности смены государственных парадигм, хотя бы на примере насильственного внедрения законодательства Российской Империи в повседневную жизнь северо-кавказских народов или же уклад казаков юга Руси. Все это вызывало неприятие и даже отторжение достаточно эффективного и претендующего на универсальность в то время нормативной системы российского государства. Следствием чего выступали национальные и религиозные конфликты между государством и кавказскими народами, казачеством.

Это в свою очередь приводило к социальной и политической нестабильности, влекло за собой цепочку негативных последствий, которые сказывались в конечном итоге на благосостоянии и целостности всего государства.

Тем не менее генезис российской государственности предполагал и изменения в нормативных источниках. Изменялось и, соответственно, отношение к праву, изменялась и правовая аксиология, цели правоприменительной деятельности, конфигурация правоприменительного механизма. В силу чего формируются и принципиально новые цели правового прогресса.

Таковыми становятся «нормальное функционирование общества, мирная и достойная жизнь людей, уважение и защита прав человека, создание условий для свободного развития личности» [3, с. 190].

Безусловно, создавшиеся предпосылки обусловили изменения соответственно и духовно-нравственных доминант правовой культуры, правового сознания, изменения на уровне правовой ментальности, тем самым существенно изменив правовые и социально-политические ориентиры россиян.

В данных условиях в науке целостный анализ формирования и развития правовой культуры сложился только на уровне высших органов государственной власти. Но региональный компонент играл в этом процессе также значимую роль - основы всех общественных отношений в сфере государственного строительства.

Причем эта роль носит ярко выраженный сегментарный характер, обусловленный поливариативностью культур народов, составляющих российскую этнонациональную общность.

В данном контексте те предложения по внесению поправок в основной закон государства в нынешних условиях, имеют ярко выражен-

ную объективную природу. Здесь речь идет о необходимости пересмотра преамбулы Конституции Российской Федерации, где словосочетание «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле» следует заменить словами «Мы, российская нация, состоящая из народов, соединенных общей судьбой на своей земле».

Как нам представляется, данная формулировка более адекватно отражает результат исторической консолидации, и интеграции народов в единую этносоциальную общность при единой верхней части сферы правовой культуры и поливариативности ее фундаментальной части.

Так, к примеру, правовая культура российского общества складывалась из состояния правокультурных факторов отдельно сегментированных элементов: народа в целом, государственных служащих, молодежи, представителей отдельных профессий.

Целый пласт научных изысканий был посвящен анализу проявлений данного культурно-правового феномена за последние 20-30 лет существования обновленной российской государственности, исходя из меняющихся контекстов российского государственно-правового развития.

Поэтому правовая культура как целостное образование, как особый правовой феномен выступает тем важным базовым аспектом, который не просто обуславливает формирование всей отечественной правовой системы, но и направляет ее развитие. Ее анализ дает знание о принципах взаимодействия верхнего уровня российской правовой культуры и ее фундаментальной части, которое можно экстраполировать на механизмы аналогичного взаимодействия с другими социальными группами.

Библиография:

1. Баранов П.П. Правосознание и правовая культура // Общая теория права (курс лекций). - Н. Новгород, 1993. - С. 475.

2. Барсуков А.Ю. Правовая жизнь и правовой прогресс // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Малько А.В., Матузов Н.И. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. - С. 190.

3. Крыгина И.А. Основы правовой педагогики. - Ростов-на-Дону: Изд-во РЮИ МВД России, 2019.

4. Шапсугов Д.Ю. Парадигмальные основания модернизации российского права/ Проблемы модернизации российского права. - М.: Изд-во: «Перо», 2012. - С. 101.

References:

1. Baranov P.P. Pravosoznaniya i pravoravovaya kul'tura // Obshchaya teoriya prava (kurs lectiki). - Nizhny Novgorod, 1993. p. 475.

2. Barsukov A.Y. Legal life and legal progress // Legal life in modern Russia: theoretical and methodological aspect / Ed.: Malko A.V., Matuzov N.I. - Saratov: Izd-vo GOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava», 2005. p. 190.

3. Krygina I.A. Fundamentals of Legal Pedagogy. - Rostov-on-Don: Izd-vo RUI MVD Rossii, 2019.

4. Shapsugov D.Y. Paradigmatic Foundations of the Modernization of Russian Law / Problems of Modernization of Russian Law. - M.: Izd-vo: «Pero», 2012.

p. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.