Научная статья на тему 'Совершенствование правовоспитательных технологий в условиях трансформационных процессов'

Совершенствование правовоспитательных технологий в условиях трансформационных процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PREVIOUSPAGELINK PROCESS / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PREVIOUSPAGELINK TECHNOLOGY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крыгина Ирина Александровна, Жуков Евгений Анатольевич

В статье анализируются основные направления правовоспитательной деятельности государства в условиях трансформационных процессов, происходящих в современном российском обществе. Характеризуется концепция правовоспитательной политики, рассматриваются особенности внедрения правовоспитательных технологий при формировании высокого уровня правосознания и правовой культуры россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF LAW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CONDITIONS OF TRANSFORMATIONAL PROCESSES

The article analyzes the order through the activities of the State in the context of transformational processes occurring in the modern Russian society; It is characterized by the concept of previouspicture policy in modern conditions and discusses the features of the introduction of previouspagelink technologies in the formation of a high level of legal consciousness and legal culture.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правовоспитательных технологий в условиях трансформационных процессов»

15. Maitland F. The Forms of Action at Common Law. L., 1948.

16. Clanchy M. T. The Treatise on the Laws and Customs of the Realm of England Commonly Called Glanville. L., 1965.

17. Hurstfield J. N. The Profits of Fiscal Feudalism, 1541-1602 // Economic History Review. New Series. 1955. Vol. 8.

18. Milsom S. F. C. The Historical Foundations of the Common Law. L., 1969.

19. Yale D. E. C. Lord Nottingham's Manual of Chancery Practice and Prolegomena of Chancery and Equity. L., 1965.

20. Milsom S. F. C. The Historical Foundations of the Common Law. L., 1969.

21. Selden J. Table Talks. L., 1899.

16. Clanchy M. T. The Treatise on the Laws and Customs of the Realm of England Commonly Called Glanville. L., 1965.

17. Hurstfield J. N. The Profits of Fiscal Feudalism, 1541-1602 // Economic History Review. New Series. 1955. Vol. 8.

18. Milsom S. F. C. The Historical Foundations of the Common Law. L., 1969.

19. Yale D. E. C. Lord Nottingham's Manual of Chancery Practice and Prolegomena of Chancery and Equity. L., 1965.

20. Milsom S. F. C. The Historical Foundations of the Common Law. L., 1969.

21. Selden J. Table Talks. L., 1899.

УДК 340.114.5 ББК 67.0

© 2015 г. И. А. Крыгина, E. А. Жуков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье анализируются основные направления правовоспитательной деятельности государства в условиях трансформационных процессов, происходящих в современном российском обществе. Характеризуется концепция правовоспитательной политики, рассматриваются особенности внедрения правовоспитательных технологий при формировании высокого уровня правосознания и правовой культуры россиян.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовоспитательный процесс, правовоспитательные технологии, правовая политика, правосознание, правовая культура.

IMPROVING OF LAW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CONDITIONS

OF TRANSFORMATIONAL PROCESSES

The article analyzes the order through the activities of the State in the context of transformational processes occurring in the modern Russian society; It is characterized by the concept of previouspicture policy in modern conditions and discusses the features of the introduction ofprevi-ouspagelink technologies in the formation of a high level of legal consciousness and legal culture.

Key words: legal education, previouspagelinkprocess, previouspagelink technology, legalpoli-cy, legal consciousness, legal culture.

Теоретические и практические проблемы правовоспитательного процесса в условиях трансформационных изменений российского общества вызывают неизменный интерес в современной юридической науке, что, на наш взгляд, является вполне закономерным. Осуществляемый в настоящее время Российским государством курс, ориентированный на преобразование государственно-правовой системы и других социальных институтов,

требует изменений и в правосознании, адекватных складывающимся реалиям.

Безусловно, правосознание как важнейшая часть духовно-ментальной составляющей любого государства и общества всегда представляло собой едва ли не единственный значимый инструмент, который заставляет человека «понять истинный смысл модели общества в целом» [1, с. 515]. Поэтому инструментальная роль правосознания и правовой куль-

туры в процессе социально-правовой адаптации индивида несомненна. Они были и остаются частью духовной культуры российского общества, отражая его ментально-правовые аспекты. Вместе с тем процесс их формирования является не менее значимым как для государства, так и для его правовой системы, поскольку концепты обновления современной государственности всецело зависят от механизма социально-правовой адаптации личности, социальных групп и российского общества в целом.

Как нам представляется, это выдвигает проблему правового воспитания в иную плоскость - сферу государственных интересов и приоритетов правовой политики, так как иных действенных механизмов, формирующих юридическое мировоззрение и правовую культуру и одновременно стимулирующих социально-правовую и гражданскую активность россиян, еще не существует. Именно этим можно объяснить повышенный интерес со стороны государственных институтов к проблемам правовоспитательного воздействия.

Исходя из современного концептуального осмысления проблемы правового воспитания можно выделить две ее основные проекции.

Первый концепт базировался на рассмотрении правового воспитания как планомерного и целенаправленного процесса формирования правосознания и правовой культуры и был характерен преимущественно для представителей советской юридической науки и российской юридической школы конца 90-х годов прошлого века. Основной смысл идеи правового воспитания конструировался в виде некоего симбиоза усилий государственных и негосударственных структур, направленных на развитие у населения высокого уровня правосознания и правовой культуры. При этом специфика правового воспитания рассматривалась, как правило, сквозь призму организованной, целенаправленной и управляемой деятельности, которая осуществляется для достижения поставленных целей и задач государственного развития, прогнозируемых результатов и положительного эффекта при помощи определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов [2, с. 488].

Теоретические усилия представителей второй позиции, в соответствии с которой правовое воспитание отнесено к приоритетным направлениям деятельности государства, реализуемое через его функции, на наш взгляд, имеют прагматическое значение. Здесь идея правового воспитания главным образом

сводится к концепции юридической деятельности и актуализации правового воспитания как важной функции современного Российского государства. В данном аспекте правовое воспитание представляет собой самостоятельное направление социально значимой деятельности государства, обеспечивающей формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры. При этом программные цели правовоспитательного воздействия выражаются в правовом опосредовании и утверждении в российском обществе демократических начал, социально-правовых и духовно-нравственных ценностей, реализующихся в качестве ориентиров правомерного поведения и эффективно способствующих процессу интериоризации правовых норм в сознании граждан [3, с. 194].

Концептуальный анализ указанной проблемы свидетельствует о том, что правовое воспитание в настоящее время приобретает особую значимость с точки зрения дальнейшего развития российской правовой системы. Это выражается в том, что формирование новых ценностно-правовых позиций россиян во многом обусловлено заинтересованностью данным процессом прежде всего государства. Именно оно в конечном счете позволит создать объективные условия, при которых возможность осознанного и свободного включения граждан в социально-политические процессы и правовую жизнь будут рассматриваться в качестве предпочтительной основы современной правовой политики государства.

В этом смысле объективно складывающиеся в российском политико-правовом пространстве реалии поднимают проблему правовоспитательного воздействия на принципиально иной уровень. На наш взгляд, оптимизация правовоспитательного воздействия обеспечит достижение более ощутимых результатов только в условиях внедрения новых методик правовоспитательной работы. Это будет способствовать целенаправленному развитию общегосударственной концепции правового воспитания и юридического образования в стране, а осуществление программ их практического внедрения - преодолению деструктивного воздействия на правосознание и правовую культуру россиян, вызванного трансформационными и кризисными процессами последнего десятилетия.

В практике современной правовоспитательной деятельности по-новому расценивается понятие «форма правового воспитания». Данной категории в рамках ее научного ос-

мысления придается особое значение. Безусловно, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что эффективность правовоспитательного процесса во многом зависит от формы его организации.

Сообразно с устоявшимися в отечественной юридической науке традициями под формой правового воспитания принято понимать внешнее проявление правовоспитательного процесса [4, с. 265]. И мы вполне разделяем эту точку зрения.

Вместе с тем следует признать, что многие из традиционно сложившихся и унаследованных из советского прошлого форм и методов правовоспитательного воздействия в настоящее время изменили свое конкретное содержание или уже не могут быть реализованы в связи с происходящими трансформационными процессами и сменой политико-правовых ориентиров государства.

Исходя из необходимости воздействия на ментально-правовой срез российского общества представляется необходимым концептуализировать состояние форм правовоспитательного воздействия посредством анализа правовоспитательной практики. Это позволит выявить новое содержание категории «формы осуществления правовоспитательного процесса» через механизмы внешнего организационного осуществления правовоспитательных действий и правовоспитательной работы, а также определить критерии эффективности правовоспитательного процесса посредством конкретизации его современных форм.

Сегодня можно вести речь о трех основных формах правовоспитательного процесса: массовой (охватывающей все российское население, а механизм ее реализации осуществляется на уровне правовой идеологии государства), коллективной (осуществляемой в отношении конкретной социальной группы и в соответствии с программами воспитательного воздействия на нее), индивидуальной (носит персонифицированный характер, то есть реализуется в отношении конкретного человека).

При подобной градации правовоспитательной деятельности необходимо обращать внимание не только на достижение целевых установок правовоспитательного воздействия, но и на эффективность внедрения правовоспитательных методик. Причем задача совершенствования правовоспитательных методов является не менее важной ввиду того, что каждый субъект воспитания должен применять указанные методики исходя из конкретных условий правовоспитательного процесса.

Рассматривая их особенности, мы полагаем, что методы современного правовоспитательного процесса составляют совокупность способов воспитательного воздействия, в ходе которых формируются правосознание и ценностно-правовые ориентиры россиян, их правовая и нравственно-духовная культура, а также устойчивые привычки правомерного и за-коноуважительного поведения. Комбинация методов правовоспитательного воздействия в виде определенной последовательности действий и мероприятий образует правовоспитательные технологии, которые в каждом конкретном случае должны быть адекватны поставленным целям правовоспитательного воздействия и реализовываться в форме, соответствующей программам и методикам правового воспитания.

Таким образом, конкретная правовоспитательная технология применяется в зависимости от специфики правовоспитательной работы, характера воспитуемых, поставленных целей и задач правовоспитательной деятельности. Различия в применении правовоспитательных технологий проявляются и в приемах правового воспитания, которые являются частью общих методик и представляют собой конкретные воспитательные мероприятия субъекта правового воспитания. Это означает, что формы правового воспитания должны быть ориентированы прежде всего на духовно-интеллектуальное обновление и развитие современной личности, высокий уровень ее социально-правовой активности, положительное поведение, соответствующее ценностям и нормам формирующегося в России гражданского общества [5, с. 21].

Безусловно, это требует наивысшего духовно-нравственного самовыражения, которое обеспечивается и под воздействием нормативно-правовой регуляции, но в большей степени происходит в процессе правового воспитания. Данный подход представляется нам вполне состоятельным как с позиции теоретического осмысления, так и с точки зрения практики реализации правовоспитательных технологий, поскольку отражает обусловленность современного российского правосознания не только правовой активностью и правовой позицией человека, но и его духовно-нравственным потенциалом, что вполне соответствует целям и установкам правовоспитательной деятельности, особенно в условиях общественной трансформации и социальной деструкции.

К сожалению, приходится констатировать, что у государства, фактически нет реальных возможностей для осуществления эффективной правовоспитательной деятельности. Те формы правовоспитательного воздействия, которые были выработаны и активно воплощались, создавая правовоспитательную практику государства, уже не могут применяться по вполне объективным причинам.

В таких условиях в сфере приоритетных направлений деятельности государства следует отдавать предпочтение правовому воспитанию как единственному действенному средству формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры современных россиян. В этом плане правовоспитательные технологии имеют инструментально-обеспечительное значение, то есть способны выполнять преобразовательную и конструктивную роль, ориентируя правовое и нравственно-духовное развитие личности на

Литература

1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

2. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

3. Крыгин С. С. Правовоспитательная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

4. Левитан К. М. Юридическая педагогика. М., 2007.

5. Яковлев Е. В. Гражданская культура как условие социально-правовой активности и правовой социализации личности в процессе формирования в России гражданского общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

генеральные идеи и принципы справедливости и либерализации, уважение прав и свобод, поддержание и совершенствование правопорядка.

В данном контексте правовоспитательные технологии выражают тот системный критерий социально-правовой жизни современного российского общества, который в первую очередь проецирует уровень цивилизованности общественных отношений, а правовоспитательная деятельность позволяет не только задавать позитивный вектор развития социальных отношений, но и создавать нравственно-духовную основу и правокультурную среду российского общества. При этом эффективность правовоспитательного процесса обусловлена многими факторами, и важнейшим из них является оптимизация правовоспитательных технологий в современных условиях.

Bibliography

1. Manheim K. Diagnosis of our time. Moscow, 1994.

2. Baranov P. P. Sense and legal education // general theory of law. Nizhny Novgorod, 1993.

3. Krygin S. S. Pravovospitatel2naв function of the modern Russian State: dis. ... cand. legal. sciences. Krasnodar, 2009.

4. Levitan K. M. Legal pedagogy. Moscow, 2007.

5. Yakovlev E. V. Civil culture as a condition of socio-legal activity and the legal socialization in shaping civil society in Russia: dis. ... cand. legal. sciences. Krasnodar, 2009.

УДК 354.31 ББК 67.2

© 2015 г. М. С. Кирпа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПО ВОПРОСАМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ

В статье исследуется такой вид деятельности, как общественное призрение, рассматриваются правовые и организационные основы взаимодействия Министерства внутренних дел Российской империи с общественными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.