Научная статья на тему 'Экстраординарные налоги в древней Греции: историко-правовой аспект'

Экстраординарные налоги в древней Греции: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1360
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИС / АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИКА НАЛОГОВ / ЛИТУРГИИ / ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ НАЛОГИ / ЭЙСФОРА / ПРОЭЙСФОРА / СИММОРИЯ / КРИЗИС ПОЛИСА / ANCIENT GREECE / ATHENIAN STATE / POLIS / ATHENIAN DEMOCRACY / TAX POLICY / LITURGIES / EXTRAORDINARY TAXES / EISPHORA / PROEISPHORA / SYMMORIA / CRISIS OF POLIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Верещагин Сергей Григорьевич

Статья посвящена исследованию одного из интереснейших явлений Афинского государства системе общественных повинностей (литургий), возлагавшихся на наиболее состоятельных граждан полиса. На основе исторических источников рассмотрены две группы литургий: ординарных, средства от которых использовались на финансирование праздничных шествий, организацию хоров, постановку комедий и трагедий, строительство храмов, и экстраординарных эйсфора, проэйсфора и триерархия, покрывавшие расходы на ведение военных действий. Изучены причины введения экстраординарных налогов после поражения в Пелопоннесской войне и распада Морского союза. Обращено внимание на этические проблемы, связанные с введением эйсфоры, так как прямые налоги, взимаемые с граждан в греческом обществе, воспринимались как символ низкого социального положения. Особое внимание уделено механизму сбора экстраординарных литургий и их влиянию на развитие кризиса греческого полиса в Афинах в конце IV в. до н. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extraordinary taxes in ancient Greece: the historical and legal aspect

The article is devoted to the study of one of the most interesting phenomena of the Athenian state that is the system of public obligations (liturgies) assigned to the most affluent citizens of the Athenian polis. Based on the historical sources, the author identifies two groups of liturgies. The ordinary liturgies provided funds to finance the festive processions, organize the choir, present the comedies and tragedies, construct the temples. The extraordinary ones (eisphora, proeisphora, trierarchy) covered the costs of hostilities. The article studies the reasons for introducing the extraordinary taxes after the defeat in the Peloponnesian War and the collapse of the Delian League. The article focuses on the ethical issues associated with the introduction of eisphora since the direct taxes levied on citizens in Greek society were considered as a symbol of low social status. Special attention is paid to the mechanism of collecting extraordinary liturgies and their influence on the aggravation of the Greek crisis in Athens at the end of the 4th century BC.

Текст научной работы на тему «Экстраординарные налоги в древней Греции: историко-правовой аспект»

УДК 94:342.743(38)

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.13

Верещагин Сергей Григорьевич

доктор политических наук,

кандидат юридических наук,

профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин

Владивостокского государственного университета

экономики и сервиса

ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ НАЛОГИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Vereshchagin Sergey Grigoryevich

D.Phil. in Political Science, PhD in Law,

Professor, Criminal Legal Subjects Department, Vladivostok State University of Economics and Service

EXTRAORDINARY TAXES IN ANCIENT GREECE: THE HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Аннотация:

Статья посвящена исследованию одного из интереснейших явлений Афинского государства - системе общественных повинностей (литургий), возлагавшихся на наиболее состоятельных граждан полиса. На основе исторических источников рассмотрены две группы литургий: ординарных, средства от которых использовались на финансирование праздничных шествий, организацию хоров, постановку комедий и трагедий, строительство храмов, и экстраординарных - эйсфора, про-эйсфора и триерархия, покрывавшие расходы на ведение военных действий. Изучены причины введения экстраординарных налогов после поражения в Пелопоннесской войне и распада Морского союза. Обращено внимание на этические про-блемы, связанные с введением эйсфоры, так как прямые налоги, взимаемые с граждан в греческом обществе, воспринимались как символ низкого социального положения. Особое внимание уделено механизму сбора экстраординарных литургий и их влиянию на развитие кризиса греческого полиса в Афинах в конце IV в. до н. э.

Ключевые слова:

Древняя Греция, Афинское государство, полис, афинская демократия, политика налогов, литургии, экстраординарные налоги, эйсфора, проэйс-фора, симмория, кризис полиса.

Summary:

The article is devoted to the study of one of the most interesting phenomena of the Athenian state that is the system of public obligations (liturgies) assigned to the most affluent citizens of the Athenian polis. Based on the historical sources, the author identifies two groups of liturgies. The ordinary liturgies provided funds to finance the festive processions, organize the choir, present the comedies and tragedies, construct the temples. The extraordinary ones (eisphora, proeisphora, trierarchy) covered the costs of hostilities. The article studies the reasons for introducing the extraordinary taxes after the defeat in the Peloponnesian War and the collapse of the Delian League. The article focuses on the ethical issues associated with the introduction of eisphora since the direct taxes levied on citizens in Greek society were considered as a symbol of low social status. Special attention is paid to the mechanism of collecting extraordinary liturgies and their influence on the aggravation of the Greek crisis in Athens at the end of the 4th century BC.

Keywords:

ancient Greece, Athenian state, polis, Athenian democracy, tax policy, liturgies, extraordinary taxes, eisphora, proeisphora, symmoria, crisis of polis.

Появление налогов, в том числе и экстраординарных, относят ко времени становления первых государственных образований. В этот период развития цивилизации строятся города и храмы, формируются постоянные армии и государственный аппарат, которые необходимо было содержать.

Афинский полис, как государственное образование, создало некоторые социальные институты, аналогов которым нет в мировой истории. К таким самобытным институтам можно отнести и налоговую систему в границах полисов. Известно, что в Афинском государстве не существовало прямого и постоянного налогообложения граждан: деньги на общественные нужды поступали от общинной собственности: с земли, сдаваемой в аренду, с серебряных рудников, а также от таможенных и судебных пошлин и штрафов. Когда денежных средств не хватало, взимали налоги с доходов от производственных мастерских (эргастерий) и с сельского хозяйства. Особый налог - метойкион, выплачивали на территории Аттики и Афин метеки (переселенцы или выходцы из других общин).

Большое значение в обеспечении деятельности Афинского государства имели разовые государственные займы - литургии, т. е. общественные повинности, возлагавшиеся на наиболее состоятельных граждан полиса. Сущностью литургий было то, что с их помощью государство финансировало различные общественные и государственные мероприятия: постановку комедий и трагедий, строительство храмов, праздничные шествия, организацию хоров и т. д.

Литургии были обычные (очередные): гиппотрофия, архитеория, хорегия, эвоплия, гим-насиархия, гестиасис, аррефория, канефория, регата, эвандрия, эвтаксия - и экстраординарные: эйсфора, проэйсфора и триерархия. Гражданином выполнялась только одна литургия, доходившая до него в порядке очереди. К обычным литургиям мог быть привлечен любой гражданин, имевший состояние более трех талантов [1].

Как известно, древнегреческие классические литургии появились и развивались в Аттике. Это явление, присущее только греческой действительности, непосредственно было связано с рядом афинских традиций и обычаев, а также затрагивало вопросы политики, экономики и идеологии греческого общества [2]. Как отмечал известный немецкий историк-антиковед Кристиан Майер, «...в классическом виде историю политики налогов можно начинать с Древней Греции» [3].

Развитие человеческой цивилизации не было линейным: наступали периоды, которые можно назвать «переломными» (обусловленные, как правило, сменой эпох, революционными изменениями в общественном устройстве, принятием новых религиозных парадигм и т. п.). В эти периоды менялись и границы государств, и законодательство, и мировоззрение людей, и налоговые системы.

В истории Афинского государства таким «переломным» периодом стал IV в. до н. э. Это связано с тем, что в V—IV вв. до н. э. греческий мир поразил глубокий социально-экономический и внешнеполитический кризис, обусловленный длительной Пелопоннесской войной и ее последствиями [4].

В экономической жизни греческих полисов произошли кардинальные изменения, связанные с развитием крупнособственнического рабовладельческого хозяйства - эргастерий [5]. Увеличение количества рабов в сфере производства привело к вытеснению части граждан из производственной сферы и превращению их в люмпенов. В короткие сроки произошло перераспределение собственности и усилилась имущественная дифференциация среди населения полисов. Резко обострилась социальная напряженность: история греческих полисов IV в. до н. э. наполнена государственными переворотами, мятежами, заговорами и гражданскими войнами. Последствием названных событий стали периодические экономические кризисы и резкий рост налогового бремени.

В V в. до н. э. после поражения в Пелопоннесской войне [6] и распада Морского союза афинская казна полностью опустела. В связи с этим государство делает энергичные попытки изыскать новые источники доходов, и единственной возможностью наполнить казну стало введение экстраординарных налогов - эйсфоры, проэйсфоры и триерархии. Так как налог триерар-хия [7] в исторической науке изучен достаточно хорошо, предметом нашего исследования будут налоги эйсфора и проэйсфора.

Эйсфора - экстраординарный военный налог, взимавшийся в Афинах с граждан в военное время. Первое сообщение о взимании эйсфоры с афинян относится к 428 г. до н. э. Фукидид [8] упоминает о сборе военного налога во время осады города Митилены, который располагался на острове Лесбос. Как писал известный русский антиковед В.В. Латышев, «.экстраординарный налог эйсфора взимался на военные нужды в случае необходимости по специальному декрету» [9].

Введение эйсфоры как прямого налога с граждан было сопряжено не только с организационными, но и с этическими проблемами. Известно, что прямые налоги, взимаемые с граждан, в греческом обществе воспринимались как символ низкого социального положения. К примеру, до введения эйсфоры прямой налог метойкион взимался только с метеков [10], что подтверждало их ограниченный социальный статус.

Многие античные источники IV в. до н. э. упоминают об этом налоге. Последствием введения эйсфоры стало социальное напряжение, складывавшееся между налогоплательщиками и Афинским государством. Возникли противоречия между частными и полисными интересами, бедными и богатыми, метеками и полноправными гражданами. Так, по мнению видного британского историка Н. Хэммонда, вопрос об этом налоге можно назвать одним из ключевых, связанных с социально-политическими конфликтами в истории Афин в IV в. до н. э. [11].

Именно в этот период истории Древней Греции возникает институт налогового права и налоговых обязательств свободных граждан перед государством. Происходит трансформация литургий - добровольных пожертвований государству в систематические прямые налоги, т. е. в публично-правовую повинность. Свободное население призывается к исполнению прямых налоговых обязательств, а органы власти полиса превращаются в инструмент обеспечения сбора повинностей. Сформировалось особое сословие чиновников - куриалов, задачей которых был сбор налогов в государственную казну [12].

Вопрос об эйсфоре, который исследователи относят к числу ключевых проблем афинской истории, в том числе и политической истории IV в. до н. э., в течение длительного времени вызывал противоречивые суждения и толкования [13]. Механизм взимания этого налога за время его существования претерпел многочисленные изменения и реформы.

Институт эйсфоры впервые был введен в Афинах. Там она относилась к разряду экстраординарных государственных доходов и представляла собой имущественный налог на граждан, к которому обращались в крайних случаях, как правило, во время ведения войн. Базой для исчисления эйсфоры была стоимость имущества граждан: с этой целью Афинское государство создало имущественный кадастр, т. е. списки граждан, за которыми числились объекты недвижимости (земля и дома), а также количество рабов и денежных доходов [14].

С целью гарантированного и быстрого сбора эйсфоры в Афинах были образованы особые группы (общества) граждан - симмории [15]. В каждой филе [16] было создано по два таких общества; в одну симморию входили 60 богатых граждан. Все остальные, менее состоятельные

налогоплательщики были присоединены к соответствующим симмориям, которые отвечали за сбор эйсфоры [17].

Поскольку эйсфора была налогом экстраординарным и ее введение каждый раз требовало одобрения народного собрания, следует предположить, что и взимаемая сумма не была фиксированной, а каждый раз определялась в соответствии с тем, какие расходы рассчитывало покрыть государство за счет сбора этого налога [18].

Чтобы быстро и правильно собирать налоги, в 378-377 гг. до н. э. Афинское государство провело оценку всей частной собственности на территории Аттики: общая стоимость имущества и доходов, подлежащих налогообложению, была оценена примерно в 6 тысяч талантов, а сами налогоплательщики были разделены на 100 симморий, каждая из которых, как предполагалось, располагала примерно 60 талантами. Когда государство требовало уплаты эйсфоры, то на каждую симморию возлагалась обязанность внести установленный размер эйсфоры.

В 374 г. до н. э. был учрежден институт проэйсфоры, т. е. трое наиболее богатых членов каждой из симморий вносили в государственную казну сразу всю сумму эйсфоры авансом вперед - про-эйсфору, а затем собирали ее с менее состоятельных членов симморий [19]. Можно предположить, что введение института проэйсфоры было обусловлено, во-первых, недоимками по взиманию эйсфоры, а во-вторых, стремлением государства быстро и гарантированно собирать эйсфору в государственную казну. Постепенно такая процедура взимания эйсфоры привела к тому, что в симмориях выделились 300 наиболее состоятельных граждан, которые сконцентрировали в своих руках не только экономическую, но и политическую власть в Афинском государстве.

Сколько средств собиралось в разные годы благодаря этому налогу - точно неизвестно. Но благодаря историческим источникам установлено, что конкретно в 428 г. до н. э. выплаты по эйсфоре в афинскую казну составили примерно 200 талантов (более 5 тонн серебра).

Введение и сбор эйсфоры и проэйсфоры вызывали постоянное недовольство в сословии богатых собственников, так как они несли, кроме перечисленных налогов, еще бремя такого экстраординарного налога, как триерархия, и других литургий. Но и этих средств постоянно не хватало для ведения практически непрерывных войн в Средиземноморском регионе.

В связи с исследуемыми проблемами возникают два важных вопроса: являлась ли проэйс-фора в классическом виде налогом, как, например, эйсфора, и взималась ли эйсфора с общественного имущества, а не только с граждан?

По первому вопросу можно предположить, что проэйсфора не была налогом как таковым, так как по форме она была основным способом (механизмом, процедурой) взимания эйсфоры.

По второму вопросу из исторических нарративных источников известно, что эйсфора взималась не только с имущества и доходов граждан Афинского государства, но и с общественного имущества. Сохранилось немало договоров, посвященных аренде общественной земли (земельные участки, принадлежащие демам, фратриям и религиозным ассоциациям), в которых имеются упоминания о взимании эйсфоры. Таким образом, налогоплательщиками эйсфоры являлись не только частные граждане, но и административно-территориальные подразделения полиса (демы) и общественные организации (оргеоны). Соответственно, ответственность за уплату эйсфоры несли как частные лица, так и весь гражданский коллектив [20].

Как свидетельствует история Древней Греции, государство в налоговой сфере реализовы-вало свои полномочия посредством различных правовых источников, а именно:

- обычаев и решений народного собрания (агоры) - в царский период, когда еще не было писаных законов;

- писаных законов с VI в. до н. э., которые впервые появились в 621 г. до н. э., когда одному из архонтов (высшее должностное лицо в государстве), Драконту было поручено пересмотреть и записать действующее обычное (устное) право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необыкновенной суровостью, но тем не менее при всей своей примитивности имели большое историческое значение: писаное право вносило известный порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда, находившегося в руках эвпатридов;

- законов, решений и постановлений, принятых народным собранием (экклесией) в период классической эпохи (500-336 гг. до н. э.).

Сейчас трудно определить полномочия народного собрания, так как, в принципе, любой вопрос мог быть поставлен на обсуждение экклесии. Все вопросы, касающиеся полиса в целом (объявление войны, дарование гражданских прав, наложение податей, издание новых законов, введение чрезвычайных военных налогов и т. д.), обсуждались на народном собрании, и его решение было окончательным.

Выводы. IV век до н. э. для Афинского государства - это череда политических и экономических кризисов, свидетельствовавших о глубоком кризисе полиса. Постоянная потребность полиса в денежных средствах на военные нужды вынуждала все чаще обращаться к взиманию с граждан экстраординарных налогов, что непосредственно сказывалось на внутреннем политическом равновесии в государстве [21]. К примеру, в III в. до н. э. экономический разрыв в доходах

между богатыми и бедными стал настолько велик, что города - полисы - вынуждены были начать бесплатную раздачу хлеба нищим гражданам, т. е. началась пауперизация населения.

Эйсфора, впервые введенная в 428-427 гг. до н. э. как однократный экстраординарный прямой налог на имущество граждан, постепенно в течение IV в. до н. э. стала обычным явлением в финансовой практике Афинского государства. Систематическое обращение к эйсфоре, поиски новых форм взыскания налога (симмории, проэйсфора), многочисленные жалобы граждан на тяготы налога - все это яркие свидетельства крушения экономических и социальных основ рабовладельческой демократии [22].

В итоге проблемы государственных финансов в условиях кризиса классического полиса оказались неразрешимыми, так как в нем не было достаточно стабильных источников государственных доходов. Афинское государство не имело возможности найти источники пополнения казны ни за счет организации государственного хозяйства, ни за счет налогов с населения. В результате полис как политическая форма существования древнегреческой государственности потерял свою самодостаточность. Его недостатки и слабости стали причиной внутренних политических и экономических конфликтов, и в 146 г. до н. э. великое государство античности стало провинцией Рима.

Ссылки и примечания:

1. Один талант составлял 25,86 кг серебра.

2. Бондарь Л.Д. Афинские литургии V-IV вв. до н. э. СПб., 2009. С. 6.

3. Mайер К. Как афиняне финансировали свои общественные структуры // Все начиналось с десятины : пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. M., 1992. С. 56.

4. См.: Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть). СПб., 2001. С. 36. (Studia classica).

5. Эргастерии - ремесленные мастерские в полисах Греции, которые существовали преимущественно за счет эксплуатации рабского труда. В IV в. до н. э. количество рабов в самых крупных из них достигало 100 чел.

6. Пелопоннесская война с перерывами длилась 27 лет (с 431 по 421 и с 421 по 404 гг. до н. э.).

7. Триерархия - самая дорогая из всех экстраординарных афинских литургий, т. е. натуральных повинностей, которые исполнялись в виде бесплатных общественных должностей. Триерархия состояла в обязанности снарядить построенный государством военный корабль - триеру и в период военных действий содержать его в боевой готовности.

8. Фукидид (ок. 460 - ок. 400 гг. до н. э.) - крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны».

9. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. 1. 2-е изд. СПб., 1897. С. 276.

10. Mетеки («переселенцы») в Древней Греции - неполноправные жители Аттики. Mетеками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда.

11. Подробнее см.: Бондарь Л.Д. Указ. соч. ; Глускина ЛМ Эйсфора в Афинах IV в. до н. э. // Древние цивилизации. Греция. Эллинизм. Причерноморье : избранные статьи из журнала «Вестник древней истории» / сост. А.И. Павловская [и др.]. M., 1997. С. 105-120 ; Ее же. Разрешены ли загадки афинской эйсфоры? // Вестник древней истории. 1967. № 2. С. 257-2б5 i Fawcett P.W. Athenian Taxation from the Pisistratids to Lycurgus 550-325. Durham, 2006 i Christ M. Liturgy-Avoidance and Antidosis in Classical Athens // TAPhA. 1990. Vol. 120. P. 147-169 i Idem. The Bad Citizen in Classical Athens. Cambridge, 2006 i Idem. The Evolution of the Eisphora in Classical Athens // ClQ. 2007. Vol. 57. P. 5369.

12. Подробнее см.: Озеров В.В. Возникновение государственности и комплексного института налогообложения в обществах Древнего мира и античной Греции (историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. M., 2008. 22 с.

13. См.: Глускина ЛМ Эйсфора в Афинах в IV в. до н. э. // Вестник древней истории. 1961. № 2. С. 105.

14. Зайков А.В. К вопросу о статусе лакедемонских периэков. II // Исседон. Т. 3. 2005. С. 75.

15. Симмория - так назывались у афинян в IV в. до н. э. группы граждан, задачей которых был сбор экстраординарных военных налогов - эйсфоры и триерархии. Симмории были учреждены в 378 г. до н. э., когда афиняне возобновили союз с островами Эгейского моря.

16. Фила - в древней Аттике родовое объединение, община. Позже филами стали называться территориальные единицы Аттики, населенные этими общинами. Родовые филы обычно делились на три фратрии.

17. Об имущественном налоге на граждан в контексте афинской практики формирования государственных доходов см.: Бондарь Л.Д. Указ. соч. ; Глускина ЛМ Эйсфора в Афинах в iV в. до н. э. // Вестник древней истории ; Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Т. 1. Государственные и военные древности. СПб., 1997. С. 264-265 ; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. M., 2001. Т. 3. С. 161 i Jоnes A.H.M. Taxation in antiquity // The Roman Economy: Studies in ancient economic and administrative history / ed. by P.A. Brunt. Oxford, 1974. P. 154.

18. См.: Цымбал О.Г. Фукидид о сборе эйсфоры: к вопросу о датировке введения экстраординарного военного налога в Афинах // Вестник Ярославского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 3 (25). С. 25.

19. Практика проэйсфоры была введена в Афинах в 362 г. до н. э. См.: История и культура Древней Греции : энциклопедический словарь / И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили ; под общ. ред. И.Е. Сурикова. M., 2009. С. 563. О проэйсфоре подробнее см.: De Ste Croix G.E.M. 'Demosthenes' TIMHMA and the Athenian eisphora in the fourth century B.C. // ClM. 1953. Vol. 14. P. 65 i Thomsen R. Eisphora. A Study of Direct Taxation in Ancient Athens. Copenhagen, 1964. P. 216 i Wallance R.W. The Athenian Proeispherontes // Hesperia. 1989. Vol. 58. P. 473-490.

20. См.: Булычева Е.В. Эйсфора - военный налог в мирное время (по данным договоров об аренде общественной земли в Аттике середины IV в. до н. э.) // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Всеобщая история». 2014. № 13 (135). С. 15-23.

21. Фролов Э.Д. Указ. соч. С. 46.

22. О кризисе полиса см.: Дьяков В.Н. Греция в первой половине IV в. до н. э. // Древняя Греция / под ред. В.В. Струве и Д.П. Каллистова. M., 1956. С. 391-447 ; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. M. ; Л., 1950. С. 10-38 i Сергеев В.С. История Древней Греции. Изд. 3-е. M., 1963. С. 350-379 ; Фролов Э.Д. Указ. соч. ; и др.

References:

Bondar, LD 2009, Athenian liturgies of the 5th-6th centuries BC, St. Petersburg, p. 6, (in Russian).

Bulycheva, EV 2014, 'Eisphora is a military tax in peacetime (according to the contracts on the lease of public land in Attica in the mid-4th century BC)', Vestnik RGGU. Seriya "Istoricheskiye nauki. Vseobshchaya istoriya", no. 13 (135), pp. 15-23, (in Russian).

Christ, M 1990, 'Liturgy-Avoidance and Antidosis in Classical Athens', TAPhA, vol. 120, pp. 147-169. https://doi.org/10.2307/283983.

Christ, M 2006, The Bad Citizen in Classical Athens, Cambridge. https://doi.org/10.1017/cbo9780511618277.

Christ, M 2007, 'The Evolution of the Eisphora in Classical Athens', ClQ, vol. 57, pp. 53-69. https://doi.org/10.1017/s0009838807000043.

De Ste Croix, GEM 1953, "Demosthenes' TIMHMA and the Athenian eisphora in the fourth century B.C.', ClM, vol. 14, p. 65.

Dyakov, VN, Struve, VV & Kallistov, DP (eds.) 1956, 'Greece in the first half of the 4th century BC', Drevnyaya Gretsiya, Moscow, pp. 391-447, (in Russian).

Fawcett, PW 2006, Athenian Taxation from the Pisistratids to Lycurgus 550-325, Durham.

Frolov, ED 2001, Greece in the late Classic period (Society, Personality, Power), St. Petersburg, pp. 36, 46, (in Russian).

Gluskina, LM 1961, 'Eisphora in Athens in the 4th century BC', Vestnik drevney istorii, no. 2, p. 105, (in Russian).

Gluskina, LM 1967, 'Is the mystery of the Athenian eisphora sold?', Vestnik drevney istorii, no. 2, pp. 257-265, (in Russian).

Gluskina, LM & Pavlovskaya, AI (et al.) (comps.) 1997, 'Eisphora in Athens in the 4th century BC', Drevniye tsivilizatsii. Gretsiya. Ellinizm. Prichernomor'ye: izbrannyye stat'i iz zhurnala "Vestnik drevney istorii", Moscow, pp. 105-120, (in Russian).

Jones, AHM & Brunt, PA (ed.) 1974, 'Taxation in antiquity', The Roman Economy: Studies in ancient economic and administrative history, Oxford, p. 154.

Latyshev, VV 1897, Essay on Greek antiquities, part 1, 2nd ed., St. Petersburg, p. 276, (in Russian).

Latyshev, VV 1997, Essay on Greek antiquities, vol. 1, St. Petersburg, pp. 264-265, (in Russian).

Lübker, F 2001, Real dictionary of classical antiquities, Moscow, vol. 3, p. 161, (in Russian).

Mayer, K & Lanin, BE (ed.) 1992, 'How the Athenians financed their social structures', Vse nachinalos's desyatiny, Moscow, p. 56, (in Russian).

Ozerov, VV 2008, The emergence of statehood and the integrated institute of taxation in the societies of the Ancient World and ancient Greece (the historical and legal aspect), PhD thesis abstract, Moscow, 22 p., (in Russian).

Ranovich, AB 1950, Hellenism and its historical role, Moscow, Leningrad, pp. 10-38, (in Russian).

Sergeev, VS 1963, History of ancient Greece, 3rd ed., Moscow, pp. 350-379, (in Russian).

Surikov, IE, Lenskaya, VS, Solomatina, EI & Taruashvili, LI (eds.) 2009, History and culture of ancient Greece: encyclopedic dictionary, Moscow, p. 563, (in Russian).

Thomsen, R 1964, Eisphora. A Study of Direct Taxation in Ancient Athens, Copenhagen, p. 216

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsymbal, OG 2013, 'Thucydides on the collection of the eisphora: concerning the date of introducing an extraordinary military tax in Athens', Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnyye nauki, no. 3 (25), p. 25, (in Russian).

Wallance, RW 1989, 'The Athenian Proeispherontes', Hesperia, vol. 58, pp. 473-490. https://doi.org/10.2307/148343.

Zaykov, AV 2005, 'Concerning the status of the Lacedaemonian perioeci. II', Issedon, vol. 3, p. 75, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.