Научная статья на тему 'Экспозиция рынка машин для земляных и мелиоративных работ'

Экспозиция рынка машин для земляных и мелиоративных работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспозиция рынка машин для земляных и мелиоративных работ»

---------------------------------------- © B.C. Блохин, Н.Г. Малич,

А.О.Дсгтярсв, 2007

УДК 621.878

B.C. Блохин, Н.Г. Малич, А.О.Дегтярев

ЭКСПОЗИЦИЯ РЫНКА МАШИН ДЛЯ ЗЕМЛЯНЫХ И МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ

Семинар № 20

Л ля взвешенной оценки состояния производства строительной и землеройной техники в Западной Европе (без стран СНГ) и распределения ее по возрастному (1973-2003 гг.) параметру в одном из регионов СНГ можно использовать данные, представленные на графиках и табл. 1, 2 [1, 2]. Исходные данные по региону приведены по состоянию на 2004 г., а зарубежные сведения -по материалам Компании по исследованию торговых связей “OFF-

HIGHWAY-RESEARCH-LTD”

(London), опубликованные в 2004 г.

В результате анализа возрастной структуры парка основных видов строительно-дорожных и землеройных машин отмечена динамика, определяемая различием условий формирования парка, - периоды с большим количеством поступивших машин и периоды с небольшим. В настоящий момент в парке преобладают машины 1993 и 2002 годов выпуска. Учитывая средний срок службы такой техники, составляющий 8-10 лет, можно ожидать, что в течение ближайших

Распределение возрастной (1973-2003 г.г.) структуры парка основных видов строительно-дорожных и землеройных машин в одном из регионов СНГ (а -отечественного (СНГ) производства; б - импортного производства; в - сводного)

лет большая часть выработавшего ресурс парка МЗМР должна быть обновлена. Чем выше сложность машины или оборудования, тем больший вес в общем количестве техники данного типа принадлежит импортной.

На сводном графике наблюдается бимодальное распределение с циклической динамикой. Ярко выражены

Таблица 1

Прогноз сбыта строительных и землеройных машин (по типам) в странах Западной Европы до 2007 г. (шт.)

Машины 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Изменения, % 2002-2003

Шарнирно-сочлененные самосвалы 2232 2149 2245 2261 2324 2224 -4

Дорожные отделочные машины 1123 1043 1028 1065 1033 938 -7

Экскаваторы-погрузчики 14594 13757 14890 15125 15180 14928 -6

Бульдозеры 1337 1210 1230 1292 1308 1300 -9

Г идравлические гусеничные экскаваторы 19175 16931 16465 16775 17260 17385 -12

Гусеничные погрузчики 473 414 447 434 427 414 -12

Грейдеры 484 422 430 459 485 511 -12

Мини-экскаваторы 40334 36325 36255 36690 37965 38770 -10

Жесткие самосвалы 568 536 541 546 537 563 -6

Штабелеукладчики 1704 1659 1704 1728 1763 1727 -3

Т елескопические штабелеукладчики 20227 19380 19440 19915 20565 20425 -4

Скреперы 21 17 17 12 11 12 -19

Компактные погрузчики 11571 10935 10845 10935 11365 11700 -5

Мобильные гидравлические экскаваторы 7207 6295 6700 7070 7610 7625 -13

Колесные погрузчики 17052 15355 16150 17685 18240 18360 -10

Колесные погрузчики (< 60 кВт) 6532 5730 6525 7380 7550 7460 -12

Колесные погрузчики (>60 кВт) 10520 9625 9625 10305 10690 10900 -9

Итого 138102 126428 128387 131992 136073 136882 -8

Изменения от суммы, % -7 -8 +2 +3 +3 +1 -8

снижение количества поступающих в эксплуатацию отечественных МЗМР (причем за отечественные приняты и машины, выпущенные в России, Белоруссии и на Украине) и увеличение доли импортных. Рост числа машин импортного производства уже нелинейный, он выходит на экспоненциальную кривую.

Сложившаяся ситуация на рынке землеройной техники однозначно свидетельствует о наступившем кризисе отечественной отрасли строительно-дорожного и землеройного машиностроения. Отечественным производителям МЗМР необходимо

отстаивать и развивать свои позиции на рынке, вкладывая деньги в новые разработки, и внимательно изучать тенденции развития аналогичной техники в мировом сообществе, и, в первую очередь, у известных конкурентов. Учитывая прогноз сбыта (табл. 1, 2) важнейших типов строительных и землеройных машин для Западной Европы до 2007 г., борьба за рынки будет обостряться, так как, по самому оптимистическому варианту, рост не превысит 1-2 % от уровня 2003 г., который в этом отношении нельзя назвать успешным (падение сбыта составило 8 % по

Таблица 2

Прогноз сбыта строительных и землеройных машин (по странам Западной Европы) до 2007 г. (шт.)

Страна 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Изменения, % 2002-2003

Бельгия 3178 3093 3162 3320 3565 3595 -3

Дания 2593 2414 2500 2592 2645 2604 -7

Германия 20763 18687 20736 21881 23456 23577 -10

Финляндия 1587 1547 1534 1491 1562 1618 -3

Франция 23582 19985 21150 23525 24725 24067 -15

Великобритания 24232 23767 23105 22415 22055 22130 -2

Ирландия 2824 2795 2777 2780 2812 2755 -1

Италия 31039 27152 24908 24269 24623 25236 -13

Нидерланды 3887 3707 3830 3992 4165 4197 -5

Норвегия 1993 1943 1925 1955 1929 1936 -3

Австрия 2354 2375 2555 2800 2398 2470 +1

Португалия 3025 2930 4035 4305 4455 4605 -3

Швеция 2124 2047 2019 2093 2190 2166 -4

Швейцария 2785 2536 2766 2479 2728 2791 -9

Испания 12136 11450 11385 12095 12765 13135 -6

Сумма 13810 12642 12838 13199 13607 13688 о

2 8 7 2 3 2 -8

Изменения от суммы, % -7 -8 +2 +3 +3 +1 -8

отношению к 2002 г.). Приведенные данные охватывают 15 основных видов оборудования.

К большому сожалению, российские и украинские производители строительно-дорожной и землеройной техники не участвуют в этом международном разделении труда. К тому же, необходимо иметь в виду ситуацию на международном рынке машиностроительной продукции и понимать, что нас на этом (да и любом другом) рынке не ждут. А сегодня можно констатировать, что экспансия зарубежной техники даже на рынке машиностроительной продукции России и Украины осуществляется ускоренными темпами, и если наши предприятия и объединения предприятий будут занимать нейтральную позицию, нас вытеснят и с отечественного рынка.

На мировом рынке в настоящее время доминируют 15-20 трансна-

циональных компаний, объединяющих под единым началом многие известные фирмы с целью решения главной задачи - потеснить конкурентов на рынке. Эта работа (объединение и разъединение) происходит постоянно в соответствии с изменяющимися условиями и финансовой ситуацией, и поэтому вероятность успешной конкуренции на этом рынке силами отдельно функционирующего отечественного предприятия ничтожна. Вступление России и Украины в ВТО только усугубит ситуацию в связи с новыми правилами производства и конкуренции и необходимостью привязать свои импортные пошлины на различные товары к ценам, например, Нью-Йоркской или Лондонской бирж. В результате чего наши страны, по ряду позиций, заполнят импортные товары и оборудование, а это поставит под угрозу существование некоторых отраслей промышленности (и в пер-

вую очередь - авто- и авиастроение, ВПК и др.).

Поэтому настала пора серьезного изучения мирового опыта, и, в первую очередь, возможности и необходимости объединения усилий предприятий России и Украины, выпускающих идентичную продукцию.

Анализ данных за 1989-2003 гг. и прогноз до 2007 г., представленных на графиках и таблицах, свидетельствует:

1) На сегодняшний день и ближайшую перспективу (до 2007г.) производство и сбыт строительно-дорожной и землеройной техники стабилизировались.

2) Существующий мировой рынок строительно-дорожной и землеройной техники характеризует технологическое соответствие и техническую насыщенность потребностей мирового потребителя в технике современного производства.

3) В дальнейшем будет происходить снижение общего числа поступающих на рынок строительно-дорожных и землеройных машин и общего их числа, находящихся в эксплуатации, но они будут более совершенными, электронно- и энергонасыщенными.

4) Снижение общего числа потребления новых строительно-дорожных и землеройных машин приведет к ужесточению конкурентной борьбы на их рынке как основного “товара” -машин, так и в сфере их обслуживания (сервиса).

5) Рынок строительно-дорожной и землеройной техники недалекого будущего - совершенные конструкции (надежные и экономичные), электронно- и энергонасыщенные экологически чистые автоматы и автоматизированные комплексы.

6) Машины, управляемые операторами, будут использоваться преиму-

щественно на транспортных, вспомогательных и специализированных работах.

7) Такого количества разнообразной техники в стране (за исключением специальной), как это было в конце прошлого века, больше не будет - будет, в основном, универсальная техника (типаж колесных и гусеничных шасси с комплектом из 40-50 видов навесного оборудования).

8) При современном уровне отечественного производства строительнодорожных и землеройных машин места для них на мировом рынке нет и не будет, а страна окажется в разряде потребляющих, в основном, подержанную технику.

9) Местом сбыта техники будут слаборазвитые и развивающиеся страны - этим еще более усугубляющие свое состояние и зависимость от развитых стран.

10) Тяжелая и сверхтяжелая (экономичная, надежная и экологически чистая) техника будет только специального назначения, общее число техники будет уменьшаться, а стоимость ее - увеличиваться.

Все ведущие многопрофильные фирмы, такие как Caterpillar, Liebherr, Komatsu, Case, Volvo, Hitachi, John Deere, Terex, JCB, представляют на рынок находящиеся в производстве образцы техники со всеми модификациями и исполнениями в количестве 50-100 единиц, при этом количество новых образцов достигает 10-30 %. А если принять во внимание интернациональный характер ведущих фирм, когда изготовление ведётся в нескольких странах, появляются преимущества в обеспечении квалифицированного технического обслуживания и подготовки операторов в каждой стране, приобретающей эту технику и оборудование. А это в связи с постоянно усложняющейся тех-

никой и отсутствием высококвалифицированных операторов для потребителей техники является определяющим фактором.

Другое ярко выраженное направление развития машиностроительного комплекса мирового сообщества проявляется во все углубляющейся технологической специализации и появлении множества небольших предприятий, выпускающих и производящих несколько однотипных изделий, мелкие и крупные узлы, навесное оборудование, инструмент, а также точное стальное и чугунное литье, штамповку, сварку, сборку агрегатов и узлов, отдельных элементов машин и оборудования, вспомогательные инструменты и приспособления, сборку и подсборку элементов ходовой системы, разновидности ходовых систем и двигателей, элементы гидравлики и систем управления, средства автоматизации и контроля.

Сегодня используя предлагаемые возможности, можно организовать выпуск различных видов строительной и землеройной техники, имея в своем распоряжении только сборочные площади и соответствующей квалификации специалистов и рабочий персонал.

Такие действия фирм вызваны во-первых, желанием стран так называемого “золотого миллиарда” вывести со своей территории виды производства, отрицательно влияющие на экологию и среду обитания, - металлургию, сварку, гальванику и др.

Во-вторых, темпы научно-технического прогресса диктуют необходимость частой замены освоенных технологических процессов и конструктивных решений, и обеспечить это в минимальные сроки может только узкоспециализированное производство, обладающее большей гибкостью, оперативностью и готовностью к но-

вациям по сравнению с предприятиями, имеющими полный производственный цикл. Как правило, это продукция с гарантией высокого качества, поскольку обеспечить его на таких производствах гораздо проще при незначительном количестве контролируемых параметров и ограниченном количестве операций, выполняемых рабочими.

Наблюдается нарастающее присутствие на рынке предприятий стран Юго-Восточной Азии, Индии, Пакистана, Китая. Можно прогнозировать, что этот фактор окажет существенное влияние на международный рынок машиностроительной продукции, и скорее всего на украинский и российский [3].

В настоящее время при общем высоком техническом уровне предлагаемой продукции выделяются основные направления совершенствования и повышения эффективности техники и оборудования. Это, в первую очередь, безусловное выполнение экологических требований, безопасной эксплуатации с точки зрения влияния техники на среду обитания. Заметно также общее направление улучшения условий труда операторов машин, создание рабочих мест, исключающих профессиональные заболевания и снижающих утомляемость, что, в конечном счёте, ведёт к повышению производительности труда.

Благодаря сохраняющейся благоприятной для России и Украины конъюнктуре, на мировых рынках ожидается высокий уровень экспорта нефтегазовой, металлургической и химической отраслей. Рост экспорта будет способствовать подъему строительных и горнодобывающих предприятий, а значит, большему спросу на землеройную технику. Но простого удовлетворения спроса, видимо, будет мало.

Конкурентоспособность землеройного оборудования нельзя сводить исключительно к высокому качеству изготовления. Это еще и цена приобретения и стоимость содержания МЗМР. Кроме того, необходимо принимать во внимание соответствие отечественного оборудования своим стандартам, условиям эксплуатации, наличие у эксплуатационников готовой ремонтной базы и подготовленных специалистов. Импорт приводит к технологической и экономической зависимости от зарубежных поставщиков техники.

По данным проф. А.Н. Земскова, “на проходившем в г. Кемерово в сентябре 2004 г. круглом столе “Пути развития угольного машиностроения в Кузбассе” (в рамках международной научно-практической конференции “Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности”) представителем администрации Кемеровский области было сказано: “Учитывая, что две трети себестоимости добычи угля приходится на оборудование, запасные части к нему и материалы, а на 80-85 % это оборудование импортное, можно сказать, что каждые две шахты (разреза) из трех работают на заграницу”.

Между тем, самый дешевый уголь в Кузбассе добывается на шахте “Поло-сухинская”, на которой установлено только российской горное оборудование”.

Последние 5 лет в Украине трансформация отечественной экономики проходила в условиях более благоприятной мировой конъюнктуры и внутренней политической и социальной стабильности. Главной движущей силой в последние несколько лет были благоприятные условия торговли на мировых рынках: уве-

личение цен и объема спроса на металл и полезные ископаемые.

В текущее время темпы экономического роста могли бы остаться прежними (высокими). Во-первых, из-за сохраняющихся высоких цен на энергоносители и на полезные ископаемые; во-вторых, из-за достигнутого подъема промышленности, поскольку к тому времени она подпитывалась серьезными инвестициями, реконструированы некоторые предприятия, а некоторые машиностроительные заводы увеличили свой экспорт. Однако непродуманная и недальновидная политика нового руководства страны и правительства свели экономический рост в 2005 году практически на нет.

По данным экспертов, “интенсивный рост цен производителей, особенно из-за подорожания цен на нефть и газ, металл и транспортные перевозки, привел к снижению ценовой конкурентоспособности промышленных предприятий на внутреннем рынке на 16-20 %”.

Выходом из сложившейся неблаговидной ситуации для отечественных машиностроительных заводов, на наш взгляд, могут быть:

1) понимание того, что базой экономического роста являются наукоемкие технологии и прогрессивные разработки.

По мнению научного руководителя “Научно-инженерного центра” проф. В.Н. Аликина, “догонять западных производителей МЗМР - вещь бесперспективная. Согласно теории технологических укладов, главный прорывной фактор пятого технологического уровня - микроэлектроника. Чтобы войти в эту отрасль и выпускать продукцию должного качества, нужно затратить несколько миллиардов долларов. А чтобы выйти на уровень высшего шестого уклада (биотехнологии и генная инженерия) нужно

иметь соответствующий интеллект исполнителей и затратить всего несколько сотен миллионов долларов”.

2) комплектность поставки землеройной техники. Она предполагает увязку отдельных элементов технологической цепочки, оплату заказчиками инжиниринговых услуг изготовителей, последующую поставку запасных частей, модернизацию оборудования, дополнительные согласования разрешительных документов и др.

Оптимальным, как для исполнителей, так и для заказчиков является

1. Блохин B.C., Малич Н.Г. Машины для земляных работ, предпосылки повышения их конкурентоспособности: Учебное пособие. - Днепропетровск: ИМА-пресс, 2005.304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Богачев C. Анализ возрастной структуры парка, или что ждет отечественных

обеспечение законченного цикла работ по разработке, выпуску и эксплуатации машин для земляных и мелиоративных работ.

Сложность ситуации в машиностроении обусловлена жесткими требованиями на надежность землеройной техники. В настоящее время конкурентоспособность МЗМР на рынке обеспечивается только в том случае, если уровень технической готовности землеройной техники поддерживается на планке не ниже 90% календарного фонда рабочего времени.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

производителей СДМ // Строит. техн. и технологии. 2004, №6.

3. Блохин B.C., Малич Н.Г. Основные параметры технологических машин. Машины для земляных работ. - К.: Вища шк., 2005,- 53S

— Коротко об авторах

Блохин B.C., Малич Н.Г., Дегтярев А.О. - Национальная металлургическая академия Украины, г. Днепропетровск.

Ц И С С Е Г 1 Н Ц И И ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автр Название работы Спeциальнocть Ученая цепень

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ КОЛЬСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА АКАДЕМИИ НАУК РОССИЙСКОЙ

ЛИСТОПАД Геннадий Геннадьевич Повышение эффективности скважинной отбойки на карьерах при использовании смесевых ВВ местного изготовления и систем неэлектрического инициирования зарядов 25.00.20 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.