Научная статья на тему 'Машины для земляных работ — один из элементов анализа технико-экономического потенциала общего машиностроения страны'

Машины для земляных работ — один из элементов анализа технико-экономического потенциала общего машиностроения страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MACHINE FOR THE EXCAVATION WORKS / ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / THE MINING AND METALLURGICAL AND TECHNOLOGICAL PROCESSES / ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / THE BASIC DESIGN AND TECHNOLOGICAL PARAMETERS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ОБЩЕЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / GENERAL ENGINEERING / МАШИНЫ ДЛЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин B.C., Лифенцов A.C., Малич Н.Г.

На примере рассмотрения состояния машин для земляных работ проведен анализ современных тенденций развития машиностроительного комплекса страны. Показаны возможные пути развития сложившейся ситуации, обоснована необходимость создания крупных межотраслевых машиностроительных корпораций под контролем государства для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Machines for excavation works -one of the elements of analysis of the technical and economic potential of General machine-building of the country

On the example of consideration of the state of machines for earthworks the analysis of modern progress trends of machine-building complex of country is conducted. The possible ways of development of the folded situation are shown, the necessity of creation of large mezhotraslevykh machine-building corporations under the control the state for the increase of competitiveness of domestic industry is grounded.

Текст научной работы на тему «Машины для земляных работ — один из элементов анализа технико-экономического потенциала общего машиностроения страны»

© B.C. Блохин, A.C. Лифенпов, Н.Г. Малич, 2013

УДК 621.878/879

B.C. Блохин, А.С. Пифенцов, Н.Г. Малич

МАШИНЫ ДПЯ ЗЕМПЯНЫХ РАБОТ — ОДИН ИЗ ЭПЕМЕНТОВ АНАПИЗА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАПА ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СТРАНЫ

На примере рассмотрения состояния машин для земляных работ проведен анализ современных тенденций развития машиностроительного комплекса страны. Показаны возможные пути развития сложившейся ситуации, обоснована необходимость создания крупных межотраслевых машиностроительных корпораций под контролем государства для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Ключевые слова: машины для земляных работ, горно-металлургические и технологические процессы, основные конструктивные и технологические параметры, эффективность, конкурентоспособность, обшее машиностроение.

Насущным сегодня является создание различных типов и типоразмеров машин для земляных работ, обеспечивающих эффективность комплексной механизации всех видов технологических процессов. Для этого должны быть проанализированы основные сведения о земляных работах и машинах для земляных работ, характеристика этих машин, особенности их конструктивного исполнения и технологического назначения, обобщён опыт их разработки, рассмотрены способы аналитического обоснования и выбор основных конструктивных и технологических параметров, рекомендации по оценке экономической эффективности машин и сведений по их техническому обслуживанию.

Одним из основных направлений оценки существующих и вновь создаваемых технологических машин и проверки возможности их использования в заданных производственных условиях являются научные основы выбора и обоснования главных, основных конструктивных и технологи-

ческих параметров этих машин, изложенные в работах [1—5], то есть научные основы, позволяющие качественно установить значения этих параметров, свойственных заданной технологической машине и определяющих ее эффективность применительно к конкретным условиям эксплуатации. Но сформулировать общий критерий для выбора землеройно транспортных машин (ЗТМ) и обеспечения их работоспособности в заданных производственных условиях практически очень тяжело. Эти машины оснащены большим количеством агрегатов механического, гидравлического и пневматического типов, которые объединяются в сложные системы, функционально связанные между собой. Для таких систем основным является критерий надежности. Обычно он задается в технических требованиях на основные узлы и агрегаты значениями близкими к общему, который регламентируется ограничениями по стоимости, эффективности, безопасности и др. требованиями, предъявляемыми к машине и

технологическому процессу, выполняемому этой машиной.

Благодаря сохраняющейся благоприятной для Украины конъектуре, на мировых рынках ожидается высокий уровень экспорта нефтегазовой, металлургической и химической отраслей. Рост экспорта будет (в свою очередь) способствовать подъему производства на строительных, горнодобывающих, металлургических и машиностроительных предприятиях, а значит общему спросу на технику для земляных работ, колесные и гусеничные транспортные средства (КГТС). Необходимо иметь ввиду, что конкурентоспособность этого оборудования нельзя сводить исключительно к качеству его изготовления. Важна еще и цена приобретения и стоимость содержания МЗР и КГТС, кроме того, необходимо принимать во внимание соответствие отечественного оборудования своим стандартам, условиям эксплуатации, наличие у эксплуатационников готовой ремонтной базы и подготовленных специалистов. При этом ясно, что конкурентоспособность продукции отечественных машиностроителей — насущная проблема. Одним из способов её решения, по нашему мнению, отечественной промышленностью с высоким уровнем передела, является создание под эгидой государства крупных корпораций, обладающих возможностью обеспечения заказчика поставкой любого продукта, входящего в перечень данного передела. Располагая значительными производственными активами, государство должно выступать инициатором создания таких корпораций.

Государственная поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности является стандартным и

обязательным элементом государственной политики во всех крупных промышленных державах. Во многом будущее отечественного машиностроения зависит от позиции государства. Участие в ВТО в лучшем случае ведет к наиболее вероятному сценарию развития — «отечественная сборка» импортных моделей, а если цель - развить и усилить национальную экономику, в том числе с ВТО, то последнее возможно в случае развития варианта по созданию крупных корпораций (объединений, например, включающих машиностроительные, горные, строительные, металлургические предприятия).

До недавнего времени одним из главных конкурентных преимуществ отечественных машиностроителей была цена энергоносителей. Сегодня с эти покончено. Цены на электроэнергию, энергетический уголь, транспорт почти сравнялись с ценами в Европе и Америке. Тарифы на газ уже европейские. Цены на бензин посредине между ценой в Европе и ценой в Америке. Цены на дизтопливо и нефть в 2 раза выше, чем в США, почти на 50 % выше, чем в Канаде.

В ходе подъёма цен на энергоносители и транспорт они проникли в себестоимость машин и понизили рентабельность производителей. Новую технику стало невыгодно производить. Отечественная промышленная продукция, аналогичная иностранной по потребительским характеристикам, оказалась выше по себестоимости и при реализации может принести убыток, а не прибыль. За последнее время цены на отдельные виды проката выросли на 50—100 %. Поскольку доля металла в себестоимости производства готовых изделий составляет 30—40 %, рост себестоимости МЗР и

КГТС за счет цены только на металл составил 20%, к тому же еще и высокие энергозатраты. Энергоемкость отечественного ВВП в среднем в 3— 5 раза выше, чем в индустриально развитых странах.

Сегодня высокая доля энергозатрат, металла и транспорта в себестоимости машиностроительной продукции пока компенсируется низкой (в абсолютном и относительном выражении) заработной платой. Но с чем сравнивать зарплату нашего товаропроизводителя? «Зарплата американского рабочего — это не совсем зарплата, это скорее — эксплуатация всего мира. Она определяется не рынком, а административно-командным способом, то есть законом, не менее 10 долларов в час». И потенциальный инвестор ориентируется на среднемировую цену рабочей силы, а не на зарплату в США. Рабочий «третьего мира» получает в час 20— 40 центов, кое-где и меньше. Рабочий запада получает 3—7 долларов в час. Украинский рабочий не может рассчитывать на уровень зарплаты, принятый в западных странах и Японии.

Машиностроение является отраслью, которая не только в значительной степени определяет конкурентоспособность экономики, но и обеспечивает национальную безопасность и независимость. Ряд подотраслей машиностроения являются стратегически важными, и проблемы их решения зачастую не могут быть решены совокупностью частных собственников. Это связано с некоторыми особенностями машиностроения. Отрасль характеризуется высокой стоимостью и длительностью циклов разработки новой продукции, высокой фондоёмкостью, длительными циклами окупаемости инвестиционных проектов.

Самостоятельное стабильное существование тех или иных машиностроительных предприятий, находящихся в руках частного капитала, равно как и их потенциальных потребителей (строительных, горных, металлургических и др. предприятий), их обоюдное доверие недостаточно для того, чтобы участники рынка могли заключать долгосрочные контракты на поставку еще не разработанной и не поставленной в производство продукции. Дополнительную проблему создает формирование адекватного механизма ценообразования на будущую продукцию. Анализ практики последних лет показывает, что зачастую потребитель продукции не в состоянии спрогнозировать свою потребность ни в количественных оценках, ни в терминах технических характеристик.

Перспективны в этом случае интеграционные мероприятия по созданию крупных объединений (крупных корпораций), включающих изготовителей техники и ее потребителей, под эгидой государства, способного осуществлять масштабные финансовые вложения, позволяющие крупной корпорации выполнить разработку и создание новых перспективных видов техники или решать другие насущные проблемы, реализация которых способствует повышению технико-экономического и научно-технического потенциалов страны. Для решения проблем отечественного общего машиностроения должно быть и понимание того, что базой экономического роста страны являются новые наукоемкие направления, которые базируются на изменениях в технологиях, особенно коренных, требующих для своего внедрения создание принципиально новой техники и организации производства (рис. 1 и 2).

Увеличение производительности ресурсов и снижение отходов

Новые технологии и технические решения

США — «Фактор четырех»: удвоение богатства и 2-х кратная экономия ресурсов

Программа ООН по охране окружающей среды — «Фактор 20»

Швеция — «Фактор 10» (увеличение эффективности в 10 раз с затратами меньше, чем у «Фактора четырех»)

Сложный многоэтапный, непрерывный интеграционный процесс, требующий глубоких теоретических (в том числе и разработки НОРТМ, необходимых для решения этих проблем) и методологических исследований, обобщений моделирования и практических проработок, диагностики и мониторинга _

Решение проблемы малоотходных производств

РТнформа-ц и о н н ы е технологии

(1Т)

Необходим учет специфики и закономерностей комплексных производств, пересмотр традиционных подходов и понимания многих критериев принципов, методов, оценок. Необходимо решительно отказаться от технологий и технологических машин, которые невозможно довести до требуемого технического уровня

Необходим механизм долгосрочного научно-технического прогнозирования, позволяющий сформулировать на среднюю и дальнюю перспективы представление о том, какие технологии и продукты будут потребны и каким потребительским качествам они должны обладать, Это касается и МЗМР и КГТС

Вторичное использование отвалов и отходов производства

Быстрая окупаемость капвложений (1,5 — 2 года). Увеличение ассортимента и качества выпускаемой продукции. Сокращение в 2 — 4 раза цены на продукцию. Возможность получения из отходов свыше 40 различных элементов

Извлекаемая из угля ценность только редкоземельных и редких элементов в 100 раз больше ценности угля (по мировым ценам). Актуальным является комплексное использование угля с получением как тепловой энергии, так и ценных химических продуктов

Разработаны технологии 100% извлечения всех редкоземельных и редкометальных и др. элементов из технологических отходов (зол, шлаков, хвостов)

Научное восприятие проблем в горнометаллургических технологиях

Комплексное обоснование новых технологий, технологических машин и их обеспечение

Изучение, систематизация и представление совокупности теоретических и методологических принципов, методов и способов решения задач

Формулирование набора усовершенствований современных технологий, технологических процессов и способов их осуществления (необходимая техника и в том числе машины для земляных работ)

Рассмотрение и обоснование различных точек зрения и оценка их методом восприятия в качестве комплекса взаимодополняющих элементов, способствующих решению проблемы

Г

При выборе 1Т-решения определяющим становится время, в течение которого можно получить гарантированный результат. Стоимость продукта перестает быть приоритетным фактором, критерием выбора становится соотношение эффективность — стоимость

Внедрение 1Т меняет подход к автоматизации: если раньше заказчик старался внедрить определенные функциональные модели или системы, то сейчас он стремится автоматизировать бизнесс-про-цессы, в которых заложены основы повышения эффективности управления производством за счет внедрения ЕЯР-системы.

Использование 1Т обеспечивает рациональное распределение ресурсов, изменение системы управаления производством и предприятием, получение дополнительных ресурсов, более полное их использование при создании более совершенной продукции, внедрения научных достижений и инноваций и совершенствание техники (непосредственно МЗР), технологий и технологических процессов

Если новое научно-техническое направление (решение) не проявило себя за время естественного воплощения в течение 10 лет (любые идеи технического решения, материачы за Юлетие не просто устаревают, а становятся архаикой), то решение проблемы дешевле начать заново. Речь идет о создании изделий, решении конкретно решаемых задач. Но это не относится к решению фундаментальных проблем (например, к нано-науке и нанотехнологии), которые могут продолжаться неограниченно долго.

Рис. 1. Схема возможного повышения эффективности технологических процессов горных и металлургияеских предприятий

Модульная система создания и производства машин

I

йшцентуальный шаблон (Система используемых промышленных ячеек. уАлов, агрегатов-рапичных машин)

Параллельное проектирование иЗдсл;ш. его узлов* рабочих органов а детачс"! п гехнипопш производства С иепйдЬ-зованнш научных основ создания тешй-'юшчных машин и анализа тпшалогических процессов,. выполняемых ЭПЕМИ хаши-нама У'ШЯнЗИИ™ .УНПГИН Н ШИН

Цифровая С1 кгс.\Е1 СДС САМ'САЕ РОМ — составная часть пнфсрmtii.roигных технологий па управлению ЖЦ надслия IС А]_5-технологии), Изменяя управлявшие параметры щаша и его рабочих органов. осушествлястся йппшшации машин и технологических процессов. выполняемых ими на стадии создания концептуального шаблона

Он ы т хм р о в ого негру иро ыаштя

Практика технологии и производства

Пн тер национал ьы ы е коллективы разработчик: о а и изготовителей! техники

Алгоритмы аналитической: геометрии и мат анализа

\1о щн ы е комиьютер ы 4 графические рабочие

СТаНШШ )

3-мерная графика системы. ЗЕ1

Двигатезь

Трансмиссия » хцповая система

Гид ро е и■ стсма

Кабина [| б ир 7 и вал электропила

Конструки пя маши -ны о ее рабочих органов

Технологии произБилства. Дизайн машины и эргономика

т

Формирп-в а н и с рынка

Подготовка кадров и сервис ЛЕашин

Инженерный: анализ-расчет на. статическую прочность (,'н ахтряж.-дефорл^. состоите уздай и элем Сигов/, разрушение при ударе т виЬрос«-

топкость. динамическую прочность машин, узлов и элементов и их предельное состояние

Рис. 2. Схема идеологии создания и производство машин

В настоящее время в силу технических и организационных причин в области обеспечения ответственных предприятий современными машинами для земляных и мелиоративных работ и, особенно, техникой большой мощности для горнометаллургического комплекса, накопился ряд негативных факторов. В их числе наиболее острой проблемой является повышение степени изношенности оборудования. Если в 1995 г. доля парка ЗТМ с истекшим сроком службы составляла около 14 %, в 1999 г. она достигла уровня 50 %, а в 2004 г. — превысила уровень 58 %.

Эксплуатация предельно изношенного оборудования недопустима с нормативно-правовой точки зрения и приводит к возрастанию вероятности аварий, увеличению затрат на ремонт и снижению безопасности работ. Обновление МЗМР и парка большегрузных колесных и гусеничных транспортных средств сдерживается отсутствием у предприятий необходимых фондов развития и амортизационных отчислений, следствием чего является не только дефицит технологических машин, но и вынужденное приобретение старых «дешевых» машин. Это при коэффициенте амортизации их

Таблица 1

Распределение суммарного объема потребности в стране бульдозеров по диапазонам мощности

Диапазон мощности, л.с. Доля в суммарном объеме, %

До 100 10,8

Свыше 100 до 200 30,3

Свыше 200 до 300 10,5

Свыше 300 до 400 11,8

Свыше 400 до 500 28,9

Свыше 500 7,7

до 0,5—0,6 приводит к росту затрат на обслуживание МЗР.

Заслуживают внимания данные распределения бульдозерно рыхли-тельных агрегатов по группам мощности, пользующихся особенным спросом на украинском рынке (табл. 1), наибольшая потребность машин находится в диапазоне мощности 100— 200 и 400—500 л.с., среднее значение стоимости бульдозеров приведено в табл. 2.

На рынке Украины отечественных бульдозеров практически нет, кроме небольшой партии бульдозеров среднего класса массой 8,8 т марок: Т-150КД-09 (колесный мощностью 160 л.с.) и Т-150Д-09 (гусеничный мощностью 175 л.с.) их производство осуществляется ООО «Агроимпорт» (г. Харьков).

Киевское ЗАО «Атек» выпускает бульдозер Атек-351 мощностью

Таблица 2 Средняя стоимость бульдозеров, тыс. долл.

Производитель Колесного Гусеничного Примечание

Россия 84,3 93,4 Новый бульдозер украинского производства можно приобрести по самым низким оценкам от 185 тыс. грн. В среднем — 300 тыс. грн.

Азия 81,5 144,0

Европа 133,2 128,2

Америка 284,2 389,9

235 л.с. с гидростатической трансмиссией. На Харьковском тракторном заводе готовятся освоить выпуск бульдозера Т-10а, на ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» бульдозера на базе танка Т-64

Т.е. уже сегодня нужно думать как в ближайшее время осилить эту проблему и смогут ли её решить существующие предприятия без поддержки государства, каковы будут здесь затраты и через какое время они окупятся. А главное на сколько поднимется престиж государства — страны с высоким техническим потенциалом и уровень жизни населения — страны с высоким уровнем заработной платы.

Основным плюсом бульдозерно-рыхлительных агрегатов импортного производства является их соответствие мировым стандартам качества. Фирмы-производители землеройно транспортных машин (ЗТМ) постоянно наращивают ассортимент, изучая спрос. Сегодня они производят ЗТМ всех видов и классов для самых различных условий выполнения земляных работ, делают акцент на широком выборе машин для любых заказов и любых условий. Например, для продукции фирмы Caterpillar последнего десятилетия характерна тенденция двух абсолютно новых серий бульдозеров: О (легкая серия) и R (средняя и тяжелая серии).

Современные тяжелые машины для земляных работ характеризуются не только большими производительно-стями и собственной массой, но и высоким уровнем экономичности и эко-логичности, т.е. потреблением относительно малого объёма топлива на единицу выполненной работы и малыми удельными выбросами вредных веществ в окружающую среду. В странах производящих и приме-

няющих землеройные машины, принимаются законодательные меры по регулированию уровней вредных машинных выбросов, которые побуждают производителей техники модернизировать оборудование в соответствии с новейшими технологиями. В соответствии с законами по охране окружающей среды в машинах используются высококачественные смазочные материалы и новейшие технологии их непрерывной очистки для вторичного использования, а также саморазлагающиеся технические жидкости.

Поэтому для создания современных машин для земляных и мелиоративных работ МЗМР с минимально возможным экологическим вредом окружающей среде необходимо на конкурентоспособном уровне осуществить техническое перевооружение как машиностроительных заводов, так предприятий, потребляющих их продукцию. Решение этого только за счет использования существующего оборудования невозможно. Потребуется создание новой машиностроительной базы, отвечающей мировому уровню, и, прежде всего, заводов строительного и горного машиностроения. Подобное возможно только при совместном финансировании созданными крупными корпорациями и государством, под контролем последнего.

На современной строительно-дорожной и землеройной технике должны быть все атрибуты, аналогичные нервной системе человека. И это уже сегодня можно обнаружить в бортовых управляющих системах новых отечественных танков, которые совершили революционный скачок в своем развитии в последние годы и приняты на вооружение Украинской армии.

Развитие экономики в Украине стимулирует не только внутреннее производство техники, но и импорт машин, причем последний растет гораздо более высокими темпами, чем производство отечественной техники, прирост импорта по различным категориям техники за 2008 г. Составил от 80 до 113 % в натуральном выражении. Основными игроками на украинском рынке являются мировые лидеры. Насыщение собственного рынка вынуждает их осуществлять все большую экспансию на внешние рынки, крупнейшими из которых являются страны СНГ, Китай и Индия. При этом рынок Китая уверенно контролируют внутренние производители, которых очень активно поддерживает правительство страны. Рынок Индии по своему объему в настоящее время несопоставим с рынком СНГ. И если не будут приняты кардинальные меры по оздоровлению состояния отечественной отрасли МЗР и КГТС, эксплуатационники столкнуться с проблемой, ликвидировать которую смогут массовые закупки новой техники. В таком случае машиностроительные предприятия отрасли рискуют потерять даже внутренний рынок. В результате отечественное машиностроение может перейти под контроль иностранных компаний и прекратить свое существование.

Сегодня нет конкуренции между новой украинской и иностранной техникой и быть не может, поскольку западная техника гораздо дороже. Поэтому в последние пять лет значительно увеличился ввоз подержанной иностранной техники. Она хоть и дороже новой отечественной, но уже создает серьезную конкуренцию. У импортной техники лучше эргономика и внутренний комфорт, более

широкая продуктовая линейка, качественный сервис. А китайская техника сопоставима с украинской по ценам, но часто выигрывает по экономичности. Тем более, что на отечественном рынке цены на собственную продукцию машиностроения растут. Основная причина увеличения цен — это рост тарифов на продукты естественных монополий. И серьезные издержки вызывает увеличение стоимости сырья, что также связано с ростом цен на газ, электроэнергию, транспортные перевозки. Только в 2008 г. рост затрат на аглосырье составил 65 %, на окатыши — 117%, на угли — 40 %, на металлолом — 66%. При этом доля сырья в структуре себестоимости металлопроката составляет 55 %. Но аналитики утверждают, что основной причиной роста цен на внутреннем рынке является дефицит металлопродукции из-за ее оттока (до наступления кризиса) на экспорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так что наше богатство теплоносителями и минеральным сырьем весьма относительно. Мифы о «неисчерпаемости» их внедряются только людьми, имеющими проценты от продажи нефти, угля, газа и минерального сырья.

Те, кто считает, что предел падения нашей страны это превращение в «сырьевой придаток» Запада, заблуждаются. Украина может стать «сырьевым придатком» всего на тридцать — сорок пять лет. А дальше?

Месторождения угля и минерального сырья но мере выработки станут малоэффективными. Останется только чернозем, если он останется к этому времени!

Вся отечественная промышленность, по крайней мере, более 90 %, проектировалась, создавалась, ориентируясь на очень низкий уровень це-

Рис. 3. Энергоемкость ВВП стран с учетом паритета покупательной способности (долл.)

ны энергоносителей, и не сможет работать на мировых ценах без принципиальной и, естественно, дорогостоящей и долговременной модернизации производства. Повышая тарифы, создавая условия для развития энергетической и транспортной отраслей, государство одновременно истощает и в итоге губит потребляющие энергию базовые отрасли отечественной экономики. Повышение относительного уровня цен на энергоносители в Украине стало серьезной нагрузкой на обрабатывающую промышленность, подобно дополнительному налогу (рис. 3).

Были проведены сравнительные испытания трех типов гусеничных бульдозеров с примерно равными техническими характеристиками (табл. 3). Испытания проводились одновременно и в равных условиях при

выполнении вскрышных работ на железорудном месторождении.

В результате испытаний установлена возможность снижения существующих затрат на проведение земляных работ. При контрольной эксплуатации каждого типа названной техники были получены увеличения ее производительности на 20—30 %. Но это все было получено при контроле работы машин с полным использованием всех сформулированных нами требований.

Подобная практика (снижение уровня использования ЗТМ и ГУМ на 20—30 %) была отмечена и на других объектах ведения земляных работ, в частности — в Кривбассе, т.е. на отечественных предприятиях типаж землеройной и грунтоуплотняющей техники (ГУМ), в большинстве случаев, используется без достаточного обоснования, без проведения сравнительных испытаний техники от разных производителей и разных лет ее выпуска. Вдобавок, в большинстве случаев, эксплуатация машин осуществляется без сравнительной оценки и анализа возможной эффективности использования техники из-за отсутствия в настоящее время надежной методики проведения подобной оценки и анализа в конкретно заданных условиях выполнения работ. Как правило, сегодня основной критерий приобретения дорогостоящей техники для земляных работ — цена и, чаще всего, общий внешний вид (особенно техники, которая уже была в использовании).

Таблица 3

Характеристики машин, предоставленных на испытание

Марка бульдозера Эксплуатационный вес, т Мощность двигателя, кВт Тяговое усилие, кН Тип трансмиссии

ДЭТ350Б 1Р2(Уралтрак) 45,0 257 250 Электромеханическая

ТМ-25-01 (Промтрактор) 46,8 279 250 Гидродинамическая

РЯ751М (ЫеЬЬегг) 41,2 276 250 Гидростатическая

Это происходит, отчасти, из-за отсутствия в настоящее время надежной методики определения значений основных технологических и конструктивных параметров машин для земляных работ [1—5]; не полного соответствия применяемой техники условиям выполнения земляных работ; недостаточной компетентности персонала (как инженерно-техниче-ского, так и операторов ЗТМ), обслуживающего современную технику и принимающего непосредственное участие в планировании и выполнении заданных земляных работ. В Украине сейчас трудно найти специалистов умеющих работать с современной дорожно-строительной техникой на высоком профессиональном уровне. С устранением названного, по нашему мнению, в стране есть реальная возможность повышения эффективности выполнения земляных работ на 30% и меньшим количеством ЗТМ и ГУМ.

Вдобавок к изложенному следует напомнить, что по научно-техническому потенциалу Украина в составе Советского Союза входила в десятку ведущих технически развитых стран Европы, а в СССР производилось продукции и выполнение различных технических работ в 2 раза больше на отечественном, а не на импортном оборудовании. 206

Таким образом, государственный подход к проблеме — повышение эффективности выполнения земляных работ путем создания Крупных Корпораций под эгидой Государства (объединение машиностроительных, горных, металлургических, строительных предприятий), включающих научно-технические центры (обеспечивающие научное обоснование выбора необходимой техники для заданных условий выполнения работ и квалифицированное ее использование), позволяет уже сегодня увеличить производительность работ МЗМР на 30—50 % с последующим возможным решением общегосударственных задач как на машиностроительных, так и на горно-металлургических и строительных предприятиях. В случае если у нас сейчас достанет достаточно здоровой воли и здравого смысла понять, что сегодня Украина — не сложное производное экономического потенциала Советского Союза, а это в свою очередь, определяет наше социально-экономическое, следовательно, и политическое настоящее страны, т.е. позволяет понять, что в Украине назрела насущная проблема — строительство принципиально новой социально-экономической Мо-

дели, базирующейся на том реальном потенциале, который был в СССР и есть сегодня на Украине, но с осознанием концептуальной направленности в наше будущее (полной меры ответственности за то, что мы оставляем нашим потомкам).

Какой должна быть Новая Модель, насколько она воплотит в себя

1. Блох1н B.C., Мал1ч М.Г. Основш параметры технологчних машин. Машини для зем-ляних робгт: у 2ч. Навчальний поабник. — К.: Вища школа, 2006 — ч. 1 — 408 с; 2009 — ч. 2 — 459 с.

2. Блохин B.C., Малич Н.Г. Машины для земляных работ, предпосылки повышения их конкурентоспособности: Уч. Пособие — Днепропетровск: ИМА-пресс, 2005 — 304 с.

3. Блохин B.C., Большаков В.И., Малич Н.Г. Основные параметры технологических машин. Машины для дезинтерации твердых материалов. Уч. Пособие — Днепропетровск: ИМА-пресс, 2006 — 404 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

ту реальную жизнь, которой жило общество на протяжении почти всего прошлого века, насколько сумеет использовать тот реальный современный потенциал нашего государства, зависит, в какой-то мере и от политики в отношении создания названных Крупных Корпораций под своим непосредственным контролем.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Блохин B.C., Малич Н.Г., Мелашич В.В., Шатов C.B. Фронтальный одноковше-вый погрузчик на пневмошасси (алгоритм расчета): Методические указания. — Днепропетровск: 1БФО ПДАБА, 2003. — 34 с.

5. Блохин B.C., Малич Н.Г. Колесные и гусеничные транспортные средства: Уч. Пособие в двух частях. — Днепропетровск ИМА-пресс. — 2008. — ч. 1 и 2 . — 416 с. и 428 с.

6. Блохин B.C., Лифенцов A.C., Малич Н.Г. Предпосылки повышения технико-экономического потенциала горнометаллургического комплекса страны.// Металлургическая и горнорудная промышленность. 2011. — №1. ЕЕ

Блохин B.C. — доктор технических наук, профессор, Малич Н.Г. — доцент, кандидат технических наук, Национальная металлургическая академия Украины,

Лифенцов A.C. — старший преподаватель, Криворожский технический университет.

ГОРНАЯ КНИГА -

Обогащение углей. Том 2. Технологии

В.М. Авдохин 2012 год 475 с.

ISBN: 978-5-98672-308-2, 978-5-98672-310-5 UDK: 622.7:622.33 (075.3)

Дана краткая характеристика сырьевой базы. Рассмотрены технологии обогащения коксующихся и энергетических углей, основы проектирования, методы контроля, управления и организации производства. Уделено внимание направлениям охраны окружающей среды, а также практике работы современных отечественных и зарубежных углеобогатительных фабрик.

В.М. Авдохин — д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Обогащение полезных ископаемых» Московского государственного горного университета.

В.М ЛЦД(Ш|Н

ОБОГАЩЕНИЕ

УГЛЕЙ

а

55

I

ТОМ 2

ТЕХНОЛОГИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.