Научная статья на тему 'ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ'

ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИЯ / ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Патрушева Галина Михайловна, Ландик Ольга Анатольевна

Статья посвящена вопросу развития экспозиционно-выставочной деятельности в Омском государственном историко-краеведческом музее с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Научная значимость исследований по истории развития различных направлений музейного дела связана с проблемами музееведения по изучению музейных процессов во всей их хронологической глубине и своеобразии. Это конкретно-историческое изучение призвано решить проблему периодизации музейной деятельности, которая привлекает внимание современных музееведов, выявить общие и характерные черты этого процесса в различных регионах России. Авторами статьи поставлена цель представить цельную картину развития экспозиционно-выставочной деятельности ООКМ в рамках одного из этапов развития музейного работы в Омской области. Исследование в методологическом отношении опиралось на системный подход и рассматривалось в локальном ракурсе. C нашей точки зрения, для этого времени было характерно несколько тенденций в развитии экспозиционного процесса. Музейные экспозиции строились по принципу соответствия материалов социально-экономическим формациям общества. В основе показа экспозиционного материала произошли изменения от достижений советского общества в сторону демонстрации открывшихся архивных материалов, развития ранее закрытых и непопулярных тем. Последнее способствовало установлению широких и взаимовыгодных связей с другими научными и образовательными учреждениями. Наблюдалось улучшение материально-технической базы и вхождение в состав созданного музейного объединения ряда филиалов, что привело к расширению экспозиционно-выставочных площадей. Выставочная деятельность активизировалась благодаря разнообразию тематического показа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Патрушева Галина Михайловна, Ландик Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPOSITION AND EXHIBITION ACTIVITY OF OMSK STATE MUSEUM OF HISTORY AND LOCAL LORE IN LATE 1950S - EARLY 1990S

The article is devoted to the development of exposition and exhibition activities in the Omsk State Museum of History and Local Lore from the late 1950s to the early 1990s. The scientific significance of research on the history of the development of various areas of museum work is associated with the problems of studies of museum processes in all their chronological depth and originality. This specific historical study is designed to solve the problem of periodization of museum activity, which attracts the attention of modern museum scholars, to identify the general and characteristic features of this process in various regions of Russia. The authors of the article sets a goal to present a complete picture of the development of the exposition and exhibition activities of the Omsk State Museum of History and Local Lore within one of the stages of the development of the museum work in Omsk region. Methodologically, the research was based on a systematic approach and was considered from a local perspective. From our point of view, several trends in the development of the exposition process were characteristic of this time. Museum exhibitions were built on the principle of conformity of materials to socio-economic formations of society. At the heart of the display of exposition material, there have been changes from the achievements of Soviet society towards the demonstration of newly discovered archival materials, the development of previously closed and unpopular topics. The latter contributed to the establishment of broad and mutually beneficial links with other scientific and educational institutions. There was an improvement in the material and technical base and the incorporation of a number of branches into the created museum association, which led to the expansion of the exposition and exhibition areas. Exhibition activity has intensified due to the variety of thematic displays.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ»

4. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования, или Как делать музей? - М.: ПИК ВИНИТИ, 2003. -454 с.

5. Роботы на службе у музея [Электронный ресурс]. - URL: http://mart-museum.ru/2014/09/15/roboty-na-sluzhbe-u-muzeya (дата обращения: 17.09.2021).

6. Словарь музейных терминов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp (дата обращения: 16.09.2021).

7. Соловьева А. А. Технологии дополненной реальности в музейном пространстве // Наука без границ. - 2020. -№ 1. - С. 48-53.

8. Фомичева Т. В., Катаева В. И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. - 2019. - № 2. - С. 80-84.

References

1. Issledovanie kommunikatsionnykh praktik nauchno-obrazovatel'nykh organizatsiy RF [Research of communication practices of scientific and educational organizations of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http:// spncomms.com/portfolio_135.htm (accessed 16.09.2021).

2. Muzychuk V.Yu. Osnovnye napravleniya tsifrovizatsii v sfere kul'tury: zarubezhnyy opyt i rossiyskiye realii [The main directions of digitalization in the field of culture: foreign experience and Russian realities]. VestnikInstituta eko-nomiki Rossiyskoy akademii nauk [Herald of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2020, no. 5, pp. 49-63. (in Russ.).

3. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravleniye [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2018, no. 8, pp. 107-113. (In Russ.).

4. Polyakov T.P. Mifologiya muzeynogo proyektirovaniya, ili Kak delat' muzey? [The mythology of museum design, or How to make a museum?]. Moscow, PIK VINITI, 2003. 454 p. (In Russ.).

5. Roboty na sluzhbe u muzeya [Robots in the service of the museum]. (In Russ.). Available at: http://mart-museum. ru/2014/09/15/roboty-na-sluzhbe-u-muzeya (accessed 17.09.2021).

6. Slovar' muzeynykh terminov [Dictionary of Museum terms]. (In Russ.). Available at: http://www.museum.ru/rme/ dictionary. asp (accessed 16.09.2021).

7. Solovyeva A.A. Tekhnologii dopolnennoy real'nosti v muzeynom prostranstve [Augmented reality technologies in the museum space]. Nauka bez granits [Science without borders], 2020, no. 1, pp. 48-53. (In Russ.).

8. Fomicheva T.V., Kataeva V.I. Tsennosti rossiyan v kontekste tsifrovizatsii rossiyskoy ekonomiki [The Values of Russians in the context of digitalization of the Russian economy]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [The standard of living of the population of the regions of Russia], 2019, no. 2, pp. 80-84. (In Russ.).

УДК 069

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-67-74

ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ

Патрушева Галина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: galina.mikhail@mail.ru

Ландик Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: landikoa@mail.ru

Статья посвящена вопросу развития экспозиционно-выставочной деятельности в Омском государственном историко-краеведческом музее с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Научная значимость

исследований по истории развития различных направлений музейного дела связана с проблемами музееведения по изучению музейных процессов во всей их хронологической глубине и своеобразии. Это конкретно-историческое изучение призвано решить проблему периодизации музейной деятельности, которая привлекает внимание современных музееведов, выявить общие и характерные черты этого процесса в различных регионах России. Авторами статьи поставлена цель представить цельную картину развития экспозиционно-выставочной деятельности ООКМ в рамках одного из этапов развития музейного работы в Омской области. Исследование в методологическом отношении опиралось на системный подход и рассматривалось в локальном ракурсе.

C нашей точки зрения, для этого времени было характерно несколько тенденций в развитии экспозиционного процесса. Музейные экспозиции строились по принципу соответствия материалов социально-экономическим формациям общества. В основе показа экспозиционного материала произошли изменения от достижений советского общества в сторону демонстрации открывшихся архивных материалов, развития ранее закрытых и непопулярных тем. Последнее способствовало установлению широких и взаимовыгодных связей с другими научными и образовательными учреждениями. Наблюдалось улучшение материально-технической базы и вхождение в состав созданного музейного объединения ряда филиалов, что привело к расширению экспозиционно-выставочных площадей. Выставочная деятельность активизировалась благодаря разнообразию тематического показа.

Ключевые слова: экспозиция, Омский областной краеведческий музей, музеи Омской области.

EXPOSITION AND EXHIBITION ACTIVITY OF OMSK STATE MUSEUM OF HISTORY AND LOCAL LORE IN LATE 1950S - EARLY 1990S

Patrusheva Galina Mikhaylovna, PhD in History, Associate Professor of Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russian Federation). E-mail: galina.mikhail@mail.ru

Landik Olga Anatolyevna, Sr Instructor of Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russian Federation). E-mail: landikoa@mail.ru

The article is devoted to the development of exposition and exhibition activities in the Omsk State Museum of History and Local Lore from the late 1950s to the early 1990s. The scientific significance of research on the history of the development of various areas of museum work is associated with the problems of studies of museum processes in all their chronological depth and originality. This specific historical study is designed to solve the problem of periodization of museum activity, which attracts the attention of modern museum scholars, to identify the general and characteristic features of this process in various regions of Russia. The authors of the article sets a goal to present a complete picture of the development of the exposition and exhibition activities of the Omsk State Museum of History and Local Lore within one of the stages of the development of the museum work in Omsk region. Methodologically, the research was based on a systematic approach and was considered from a local perspective.

From our point of view, several trends in the development of the exposition process were characteristic of this time. Museum exhibitions were built on the principle of conformity of materials to socio-economic formations of society. At the heart of the display of exposition material, there have been changes from the achievements of Soviet society towards the demonstration of newly discovered archival materials, the development of previously closed and unpopular topics. The latter contributed to the establishment of broad and mutually beneficial links with other scientific and educational institutions. There was an improvement in the material and technical base and the incorporation of a number of branches into the created museum association, which led to the expansion of the exposition and exhibition areas. Exhibition activity has intensified due to the variety of thematic displays.

Keywords: exposition, Omsk Regional Museum of Local Lore, museums of Omsk region.

Источниками для написания статьи послужили делопроизводственные материалы, хранящиеся в Государственном историческом архиве Омской области: справочно-информационные материалы, предоставляемые музеями в вышестоящие органы власти, текстовые годовые отчеты музеев. История развития экспозицион-но-выставочной деятельности в Омском государственном историко-краеведческом музее (1934— 1980 годы - Омский областной краеведческий музей - ООКМ, 1980-1992 годы - Омский государственный объединенный исторический и литературный музей - ОГОИЛМ) отражена в научных публикациях главным образом сотрудников данного музея и рассматривается в рамках более широких тем. Группу таких источников составили труды Т. М. Назарцевой [6-9], Ф. И. Новикова [10], Н. А. Томилова [13], Ю. А. Макарова [5], П. П. Вибе [1-2] и некоторых других. В этих публикациях объектом рассмотрения становились частные аспекты экспозиционно-выставочной работы музея.

В рассматриваемый период музейные экспозиции продолжали ориентироваться на показ исторического процесса в рамках официальной марксистско-ленинской идеологии, акцентируя внимание на успехах и достижениях советского общества. Музеям предлагалось использовать универсальную тематическую структуру экспозиций [12, с. 5].

С приходом в 1957 году в ООКМ на должность директора А. М. Агеева экспозиция подверглась критике с его стороны: «Авторы экспозиции, стремясь отразить все важнейшие этапы истории СССР, засорили экспозицию многими общими материалами, не имеющими прямого отношения к Омской области. Такие темы, как "Война 1812 года", "Поэт Ершов", "Тобольск XVII века", "Крепость Ляпино" <...>. Отдел сельского хозяйства представлял собой сумму лоскутов, не связанных между собой. Систематический материал устарел, частичными мерами улучшить экспозицию будет невозможно. Нужно будет создать совершенно новую экспозицию» [3, д. 272, л. 5]. Началась работа по совершенствованию экспозиционных отделов. В отделе истории советского периода все типовые материалы были заменены на материалы, связанные с местным историко-революционным движением.

При содействии работников управления сельского хозяйства, отдела местной промышленности и руководителей омских предприятий был составлен тематико-экспозиционный план отдела социалистического строительства [3, д. 272, л. 7]. Полной переработке подверглись разделы, посвященные промышленности, культуре и быту, сельскому хозяйству, истории советского периода 1920-1945 годов [3, д. 282, л. 1]. Особое место в экспозиции отводилось «классовой борьбе», событиям Гражданской войны (большевистское подполье, партизанское движение в Сибири, борьба с «колчаковщиной») [3, д. 210, л. 20 об.]. В 1960 году экспозиционный отдел по археологии был дополнен комплексом «Омская стоянка», в отделе природы завершилось создание нового экспозиционного комплекса «Степь», закончилась работа по реэкспозиции истории советского периода [7, с. 73].

Весной 1964 года в ООКМ комиссией по культуре и народному образованию областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся проводилась проверка в музеях Омска. В центе внимания комиссии оказался отдел советской истории ООКМ. В комиссионном отчете говорилось: «.В работе музеев имеются недостатки, особенно в показе современности, то есть периода Великой Октябрьской революции и до наших дней. Многие экспонаты, изготовленные в 1954 году и ранее, не отражают правильного состояния производственных сил, достижений промышленности, сельского хозяйства, культуры. Не получили должного отражения такие события, как подъём целинных земель, недостаточно - роль партийных организаций, отсутствуют яркие политические аншлаги и подписи. В отделе природы не дается полной характеристики природы области в её современных границах, часто неграмотно и неправильно сделан подбор экспонатов» [3, д. 318, л. 1-2].

В 1964 году в ООКМ началась работа по созданию новой экспозиции по истории советского периода. Открытие, намеченное на 1967 год, не состоялось из-за нарушений в организационном процессе. В частности, Омское отделение Художественного фонда РСФСР не выделило музею художника-оформителя, что сделало невозможным завершение оформления экспозиции советского периода [3, д. 335, л. 6].

Нужно отметить, что в то время экспозиции краевых, областных и районных музеев были однообразными, различались лишь особенностями художественного решения. Содержание таких экспозиций было скучным и маловыразительным. Научные сотрудники были скованы идеологическими схемами, а для художников-дизайнеров появилось широкое поле деятельности. Они увидели особые возможности в создании образов, усиливающих восприятие отдельных экспонатов. Художественные методы стали превалировать над научными [4, с. 99-100]. Эта тенденция нашла отражение и в новой экспозиции ООКМ. Экспозиция была выполнена новаторски и оказалась одной из наиболее удачных, сочетавших научность, обилие материалов и яркую форму их подачи. Критические замечания относительно ее построения со стороны руководящих органов сводились, прежде всего, к тому, что в ней наблюдался некоторый разнобой, не всё было продумано в подаче материалов, не чувствовалось единого «режиссерского» решения, а главное, что «была не изжита печать провинционализма» [13, с. 26].

В 1971 году начался капитальный ремонт здания генерал-губернаторского дворца, где располагался ООКМ, его экспозиция была демонтирована. Началась разработка новых темати-ко-экспозиционных планов. В 1972 году музей приступил к созданию обновленной экспозиции, что было сопряжено с рядом проблем. Главную трудность при ее создании, как и раньше, представляло отсутствие достаточной экспозиционной площади. Коллекции музея размещались в нескольких помещениях в различных частях города. Цокольное помещение здания Областного совета профсоюзов, переданное в безвозмездное пользование ООКМ, было небольшим по площади, что не позволяло научным сотрудникам проводить интенсивную экспозиционно-выставочную работу. Начатое строительство пристройки к зданию генерал-губернаторского дворца несколько лет находилось на нулевой стадии строительства. В результате процесс создания новой экспозиции шел медленно [7, с. 73].

В 1973 году ООКМ не сумел открыть запланированную экспозицию отдела дореволюционного периода. Оформление экспозиции отдела истории советского общества растянулось на несколько лет. Сдерживающим фактором полноценной работы отдела природы было отсутствие

помещения для этих целей [10, с. 110]. В начале 1975 года был открыт к обозрению зал «Наш край в далеком прошлом». В экспозицию были введены новые данные о древнейших памятниках палеолита на территории Омской области. Создавая новый раздел, посвященный древнейшей истории, авторы стремились «музейным показом разбить прокитайскую теорию притязания на Сибирь, отразив вопросы формирования населения на первоначальных этапах заселения края гераси-мовскими реконструкциями голов угорских племен, населявших Сибирь» [3, д. 466, л. 7].

В других залах были представлены темы «Присоединение Сибири к России», «Наш край в эпоху капитализма», «Начало революционного движения в Омске», «Омичи в первой русской революции 1905-1907 годов», «Край в период нового революционного подъема». В мае 1975 года открылся зал «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Здесь впервые были показаны материалы о партизанском отряде «Сибиряк», материалы о деятельности гуманитарной организации «Красный крест», о донорстве. Экспозиция была существенно обогащена новыми музейными предметами, документами, что позволило более полно и наглядно отразить историю края на местном материале [3, д. 466, л. 8-9].

В 1976 году в рамках подготовки к смотру музейной работы, посвященному 60-летию Октябрьской революции, в ООКМ работала комиссия Министерства культуры РСФСР. Проверка показала, что экспозиция нуждается в существенной доработке. Особой критике подверглась экспозиция отдела советского общества. Её открытие после обновления было назначено на 7 ноября 1977 года, но завершить создание удалось только к 1978 году [5, с. 26]. В 1978 году для посетителей открылась экспозиция, освещающая период 1917-1940-х годов. Музейные сотрудники активно работали с Омским отделением Союза художников и ведущими художниками-проектировщиками К. Э. Гогишвили и В. М. Кашириным. Был организован сбор материалов на предприятиях и в селах по тем лакунам, которые проявились при разработке экспозиционного плана [7, с. 74].

После сдачи в эксплуатацию нового здания областного краеведческого музея в конце 1984 года началось создание новой экспозиции «Наш край с древнейших времен до современности». Значительное место в работе занимала подготов-

ка тематико-экспозиционного плана исторической экспозиции. Сотрудники Л. С. Худякова и Л. Ф. Хапова разрабатывали раздел экспозиции по истории Омского Прииртышья с древнейших времен до 1917 года. Были составлены методические задания для создания исторических диорам, интерьеров. Вопросы подготовки будущей экспозиции неоднократно обсуждались на заседаниях ученого совета музея, проводились консультации с учеными Омска. В работу музея в этот период активно включились В. И. Матющенко, А. Д. Колесников, А. К. Касьян, Ф. И. Новиков. На одном из заседаний ученого совета музея в декабре 1981 года рассматривалась первая часть экспозиции «Этапы большого пути», посвященная развитию Омской области в послевоенный период. Автором разработки являлась научный сотрудник сектора развитого социализма Р. А. Шанева при участии заведующего отделом советской истории А. П. Раковой и старшего научного сотрудника музея Т. Ф. Мокашовой. В 1985 году тематико-экспозиционный план раздела «Этапы большого пути» получил положительную рецензию кандидата исторических наук К. М. Газало-вой, специалиста Государственного исторического музея. В подготовке экспозиции, посвященной истории Омской области в 1920-1960 годах, помогали преподаватель Омского педагогического института В. Ш. Назимова, научный сотрудник партийного архива А. И. Шумилов [6, с. 195]. Согласно постановлению коллегии Министерства культуры РСФСР и решению Управления культуры Омского облисполкома, открытие новой экспозиции должно было состояться 11 ноября 1987 года [3, д. 684, л. 13].

Научная концепция новой экспозиции должна была обеспечить «классовый подход в освещении исторических событий и атеистическую направленность» [3, д. 602, л. 2]. Большое значение придавалось показу:

- советского образа жизни;

- сближения наций и народностей СССР;

- руководящей роли КПСС в повышении эффективности и качества общественного производства;

- рабочего класса как ведущей социально-политической и производительной силы общества;

- экологических основ охраны природы [3, д. 602, л. 7].

Нить экспозиционного рассказа вела от археологических культур каменного, бронзового, железного веков, Средневековья к интенсивному заселению Сибири, строительству крепостей и городов на территории Прииртышья. Далее в экспозиции нашли отражение общественное и экономическое развитие края, жизнь различных народов, строительство транссибирской магистрали, события Гражданской войны. Новая экспозиция была открыта в 1990 году и разместилась в трёх залах. Этапы советской истории были представлены в выставочном варианте, открытие которого состоялось только в 1991 году.

В 1980 году состоялось открытие первого в Сибири музейного объединения - Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Инициатива в этом вопросе принадлежала директору музея Ю. А. Макарову. В объединение наряду с головным краеведческим музеем на правах его городских филиалов вошли Историко-биографический музей имени В. В. Куйбышева (1981), Литературный музей имени Ф. М. Достоевского (1984), Музей воинской славы омичей (1985). Все они создавались на основе фондов головного краеведческого музея и при непосредственном участии его научных сотрудников. В состав объединения вошли и некоторые музеи в районных центрах области [1, с. 6].

В 1981 году научно-методический совет литературного музея при участии научно-исследовательского института культуры отметил высокий уровень профессионального мастерства авторов тематико-экспозиционного плана Литературного музея имени Ф. М. Достоевского, указав, что «в Омске будет построен интересный, современный музей, один из первых в стране музеев региональной литературы» [11, с. 447]. В январе 1983 года экспозиция литературного музея была открыта для посетителей. Она иллюстрировала развитие омской литературы посредством отражения событий общественно-политической жизни, творчества писателей, судьбы которых были связаны с Омском [8, с. 117].

Сельские музеи при их вхождении в состав ООКМ в качестве филиалов имели традиционные исторические экспозиции. Новые экспозиции разрабатывались при участии сотрудников областного краеведческого музея [9, с. 55]. Краеведческая экспозиция Большереченского район-

ного краеведческого музея охватывала историю Большереченского района от первых поселений до современности и включала раздел, посвященный природе района. В историко-этногра-фическом отделе экспонировались комплексы русских, сибирских татар, казахов. Здесь же был представлен материал о заселении края и образовании сёл. Экспозиция, посвященная советскому периоду, включала страницы истории района 1918-1930-х годов, материалы о Великой Отечественной войне, послевоенном развитии района. Историко-краеведческая экспозиция Калачинско-го районного музея отражала историю Калачин-ского района фрагментарно, внимание уделялось только истории местных кустарных промыслов. Уровень оформления экспозиций сельских музеев был гораздо ниже, чем омских. Как правило, они не имели единого архитектурно-художественного решения. Чаще всего залы оформлялись не одновременно, разными авторами [8, с. 120].

Большое значение продолжало придаваться выставочной деятельности. Стационарные и передвижные выставки организовывались на идеологическую, политическую, историческую, краеведческую, искусствоведческую и другую тематику, были приурочены к различным революционным датам и политическим событиям, хозяйственной и культурной жизни Омской области и страны. В 1960-1970-е годы ООКМ были организованы передвижные выставки «В. И. Ленин и Сибирь», «Первые шаги рабочего движения», «По дорогам войны», «Архитектура г. Омска. Год 1970», «25 лет освобождения Венгрии Советскими войсками», «25 лет победы над фашистской Германией». Кроме того, в самом музее прошли выставки «Омск за 250 лет», «Они были первыми» (портретная галерея большевиков), «Быт русских переселенцев», «50 лет Венгерской Народной республики», «Навстречу съезду», «100-летие В. И. Ленина», выставки плакатов, марок, открыток и значков, к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, выставки певчих птиц и голубей и множество других [3, д. 333, л. 37, 39]. Проводились выставки и на антирелигиозную тематику, такие как «О сектантах в Омской области», «Идеологическая диверсия империализма» [13, с. 32]. Вместе с тем всё больше стало оформ-

ляться выставок из новых поступлений, где экспонировались наиболее интересные предметы, собранные за несколько лет, выставки декоративно-прикладного искусства, посвященные народным промыслам и ремеслам. Часто в этот период проводились выставки совместно с различными общественными организациями - обществом филателистов, обществом охраны природы [7, с. 75].

Количество выставок, организуемых ООКМ, росло из года в год. В 1960-х годах сотрудники музея создавали, как правило, 10-15 выставок в Омске и районах области - в стенах музея и передвижных [3, д. 333, л. 18, д. 335, л. 7-8]. В 1970-1980-х годах их количество несколько выросло, музей проводил в среднем 15-20 выставок в год [3, д. 545, л. 2, д. 709, л. 1, д. 818, л. 1]. Тематику выставок ООКМ в 1980-е годы можно разделить на три группы: проблемно-тематические, военно-патриотические и художественно-прикладные. С середины 1980-х годов всё больше стало устраиваться выставок, посвященных народному творчеству, повседневности. Крупнейшие из них: «Спортивная слава омичей», «Русская народная картинка (лубок)» (1980), «Сибирские узоры», «Детское творчество» (1982), «Добрых рук мастерство», «Природа и человек» (1984), «Судьбы, связанные с Омском» (1985) [9, с. 57], «Прикладное искусство Сибири» (1987), «Связь времен» (совместно с Омско-Тарской епархией), «Так начинался Омский музей» (1988), «Старый Омск в почтовых открытках» (1989), «Автографы города» (1990), «Мир женщины» (1992), «Свет Сергия Радонежского» (1992) [2, с. 37] и многие другие.

Филиалы ООКМ также развивали выставочную деятельность. В 1970-е - начале 1990-х годов каждый сельский филиал проводил в среднем 4-5 выставок в своих стенах, организаторами выставок вне музея районные музеи выступали редко. В первые годы существования городских филиалов ООКМ - Историко-биографического музея имени В. В. Куйбышева и Музея воинской славы омичей - выставочная работа не была слишком интенсивной. В год устраивалось 1-4 выставки [3, д. 649, л. 2-3, д. 709, л. 3-4]. Литературный музей имени Ф. М. Достоевского ещё до открытия постоянно действующей экспозиции представил несколько выставок: «Пусть всегда будет солнце»

о творчестве Т. М. Белозёрова (1979), «Есениана» (1980), «Первые поступления в Литературный музей» (1981) [3, д. 709, л. 9].

В построении экспозиций краеведческих музеев-филиалов ООКМ в Омской области прослеживалось традиционное для советского времени членение по социально-экономическим формациям, использование типовой формы создания экспозиции, музейно-образного подхода. С конца 1950-х годов в сфере экспозиционно-выставочной работы ООКМ шли процессы совершенствования и расширения экспозиционных комплексов и развития выставочной деятельности. В 1960-х годах музей окончательно перешел к экспонированию музейных коллекций по принципу историко-хронологического и тематического показа, ориентированного, главным образом, на освещение советского периода и строительства социализма. В конце 1980-х годов наметились предпосылки

для постепенного отказа от устаревшей типовой структуры экспозиции, к формированию новых разделов, отражающих потребности современности и демонстрирующих ранее недоступные для публики экспонаты. Научно-просветительный потенциал ООКМ и его городских и сельских филиалов был широко использован в организации передвижных выставок по городам и районам области. При построении экспозиций сотрудниками музея были установлены более крепкие связи с другими научными учреждениями. Наблюдались расширение экспозиционных площадей за счет улучшения материальной базы музея и вхождение в его состав нескольких филиалов, а также активизация выставочной деятельности и расширение спектра выставочной тематики. Тематика выставок отражала актуальные вопросы общественно-политической жизни страны, культурные запросы общества.

Литература

1. Вибе П. П. Омский государственный историко-краеведческий музей // Старый Омск: Иллюстрированная хроника событий. - Омск, 2021. - С. 5-9.

2. Вибе П. П. 120 лет Омского государственного историко-краеведческого музея: хроника основных событий // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева; науч. ред. П. П. Вибе. - 1998. - № 6. - С. 32-39.

3. Государственный исторический архив Омской области. - Ф. 1076. - Оп. 1.

4. Корнева Л. В. Дальневосточные музеи на службе у государства (1940-1980) // История и культура Приамурья. - 2008. - № 1(3). - С. 99-100.

5. Макаров Ю.А. Как мы открывали музеи (1979-1989) // Известия Омского государственного историко-крае-ведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева; науч. ред. П. П. Вибе. - 2003. - № 10. - С. 22-48.

6. Назарцева Т. М. Омский государственный исторический и литературный музей // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева; науч. ред. П. П. Вибе. -2020. - № 23. - С. 191-198.

7. Назарцева Т. М. Омский областной краеведческий музей 1946-1976 годов // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева; науч. ред. П. П. Вибе. - 2013. -№ 18. - С. 58-78.

8. Назарцева Т. М. О некоторых проблемах развития музейной сети Омской области // Проблемы музееведения и народная культура: сб. ст. - Новосибирск: Наука, 1999. - С. 116-127.

9. Назарцева Т. М. Музейное объединение // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева; науч. ред. П. П. Вибе. - 1994. - № 4. - С. 53-62.

10. Новиков Ф. И. Из истории Омского областного краеведческого музея // Электронный век и музеи: материалы Междунар. науч. конф. и заседания Сиб. фил. Науч. совета ист. и краевед. музеев при М-ве культуры РФ «Роль науч. исслед. в модернизации фондовой и экспозиционной деятельности ист.-краевед. музеев», посвящ. 125-летию Ом. гос. ист.-краевед. музея. - Омск: Изд-во Ом. гос. ист.-краевед. музея, 2003. - С. 107-111.

11. Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского // Памятная книжка Омской области. Год 2008: Информационно-статистический сборник. Омскстат. - Омск, 2009. - 592 с.

12. Поляков Т. П. Из истории Российского института культурологии: музееведение как одно из приоритетных направлений деятельности // Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое издание. - 2018. - № 1(31). - С. 5.

13. Томилов Н. А., Макаров Ю. А. Омский государственный объединенный исторический и литературный музей (Краткий исторический очерк) // Народы Севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. - С. 5-39.

References

1. Vibe P.P. Omskiy gosudarstvennyy istoriko-kraevedcheskiy muzey [Omsk State Museum of History and Local Lore]. Staryy Omsk: Illyustrirovannaya khronika sobytiy [Old Omsk: An Illustrated Chronicle of Events]. Omsk, 2021, pp. 5-9. (In Russ.).

2. Vibe P.P. 120 let Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya: khronika osnovnykh sobytiy [120 years of the Omsk State Museum of History and Local Lore: a chronicle of the main events]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Proceedings of the Omsk State Museum of History and Local Lore]. Comp. P.P. Vibe, T.M. Nazartseva; Ed. P.P. Vibe, 1998, no. 6, pp. 32-39. (In Russ.).

3. Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti, F. 1076, Op. 1. (In Russ., unpublished).

4. Korneva L.V. Dal'nevostochnye muzei na sluzhbe u gosudarstva (1940-1980) [Far Eastern Museums in the Service of the State (1940-1980)]. Istoriya i kul'tura Priamur'ya [History and Culture of the Amur Region], 2008, no. 1(3), pp. 99-100. (In Russ.).

5. Makarov Yu.A. Kak my otkryvali muzei (1979-1989) [How we opened museums (1979-1989)]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Proceedings of the Omsk State Museum of History and Local Lore]. Comp. P.P. Vibe, T.M. Nazartseva; Ed. P.P. Vibe, 2003, no. 10, pp. 22-48. (In Russ.).

6. Nazartseva T.M. Omskiy gosudarstvennyy istoricheskiy i literaturnyy muzey [Omsk State Historical and Literary Museum]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Proceedings of the Omsk State Museum of History and Local Lore]. Comp. P.P. Vibe, T.M. Nazartseva; Ed. P.P. Vibe, 2020, no. 23, pp. 191-198. (In Russ.).

7. Nazartseva T.M. Omskiy oblastnoy kraevedcheskiy muzey 1946-1976 [Omsk Regional Museum of Local Lore 1946-1976]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Proceedings of the Omsk State Museum of History and Local Lore]. Comp. P.P. Vibe, T.M. Nazartseva; Ed. P.P. Vibe. 2013, no. 18, pp. 58-78. (In Russ.).

8. Nazartseva T.M. O nekotorykh problemakh razvitiya muzeynoy seti Omskoy oblasti [n some problems of the development of the museum network of the Omsk region]. Problemy muzeevedeniya i narodnaya kul'tura: sb. st. [Problems of museology and folk culture. Coll. Art.]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1999, pp. 116-127. (In Russ.).

9. Nazartseva T.M. Muzeynoe ob"edinenie [Museum Association]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya [Proceedings of the Omsk State Museum of History and Local Lore]. Comp. P.P. Vibe, T.M. Nazartseva; Ed. P.P. Vibe, 1994, no. 4, pp. 53-62. (In Russ.).

10. Novikov F.I. Iz istorii Omskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya [From the history of the Omsk Regional Museum of Local Lore]. Elektronnyy vek i muzei: materialy mezhdunar. nauch. konf. i zasedaniya Sib. fil. Nauch. soveta ist. i kraeved. muzeev pri M-ve kul'tury Ros. Federatsii «Rol' nauch. issled. v modernizatsii fondovoy i ekspozitsion-noy deyatel'nosti ist.-kraeved. muzeev», posvyashch. 125-letiyu Om. gos. ist.-kraeved. Muzeya [Electronic Age and Museums: Materials of the Intern. scientific conf. and meetings of Sib. Phil. Scientific council ist. and local historian. museums under the Ministry of Culture Ros. Federation "The role of scientific. research in the modernization of stock and exposition activities ist.-local historian museums", dedicated to 125th anniversary of Om. state ist.-local historian. museum]. Omsk, Omsk State Museum of Local History Publ., 2003, pp. 107-111. (In Russ.).

11. Omskiy gosudarstvennyy literaturnyy muzey im. F.M. Dostoevskogo [Omsk State Literary Museum. F.M. Dosto-evsky]. Pamyatnaya knizhka Omskoy oblasti. God 2008: Informatsionno-statisticheskiy sbornik. Omskstat [Memorable book of the Omsk region. Year 2008: Information and statistical collection. Omskstat]. Omsk, 2009. 592 p. (In Russ.).

12. Polyakov T.P. Iz istorii Rossiyskogo instituta kul'turologii: muzeevedenie kak odno iz prioritetnykh napravleniy deyatel'nosti [From the history of the Russian Institute of Cultural Studies: museology as one of the priority areas of activity]. Kul'turologicheskiy zhurnal. Elektronnoeperiodicheskoe retsenziruemoe izdanie [Culturologicaljournal. Electronic periodical peer-reviewed publication], 2018, no. 1(31), p. 5. (In Russ.).

13. Tomilov N.A., Makarov Yu.A. Omskiy gosudarstvennyy ob"edinennyy istoricheskiy i literaturnyy muzey (Kratkiy istoricheskiy ocherk) [Omsk State United Historical and Literary Museum (Brief historical essay)]. Narody Severa Sibiri v kollektsiyakh Omskogo gosudarstvennogo ob"edinennogo istoricheskogo i literaturnogo muzeya [Peoples of the North of Siberia in the collections of the Omsk State United Historical and Literary Museum]. Tomsk, Tomsk University Publ., 1986, pp. 5-39. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.