Научная статья на тему 'Экспортный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности'

Экспортный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспортный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности»

Выводы:

— наибольшее количество автомобилей по странам-производителям представлено фирмами Германии, Японии, США, Великобритании и Кореи;

— если для первых четырех характерна тенденция уменьшения ввоза, то для США — стабильный рост;

— наибольшую долю в платежах дают автомобили производства Германии (28,6% в 2005 г.);

— средняя стоимость автомобилей по классам стабильно растет, а динамика количественного ввоза сопоставима с динамикой ввоза по сроку эксплуатации.

Л- Ъ- Маколова, М- Ъ- ^Шевченко

Экспортный тариф как инструмент регулирования

внешнеэкономической деятельности

Основной задачей в области регулирования экспорта остается создание государственной сис темы продвижения российских тов аров на рынки других стран, позволяющей преодолеть торговые барьеры — тарифные и нетарифные. Россия должна и дальше активно добиваться отмены многочисленных дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировом рынке. Защита экономических интересов России должна стать стержнем внешней политики страны.

В связи с этим необходимо остановиться на формировании экспортного таможенного тарифа, экспортных пошлин и влияния их на внешнеэкономическую деятельность (далее — ВЭД).

Программа регулирования ВЭД в России должна постоянно конкретизироваться и дополняться новыми официальными документами с учетом реальной экономической ситуации внутри страны и на мировом рынке. Однако ход этой реформы во многом будет зависеть и от характера складывающихся взаимоотношений России со странами ближнего зарубежья, и, прежде всего, с регионами, входящими в рублевую зону.

Современный экспортный тариф (на основе закона Российской Федерации "О таможенном тарифе") — одноколонный (простой), т.е. состоит только из размера вывозной таможенной пошлины в процентах от таможенной стоимости либо в евро за единицу товара.

В настоящее время перечень товаров, облагаемых экспортным тарифом достаточно велик. 5%-й вывозной пошлиной облагается ряд продовольственных товаров: живая рыба (код 0301 Тов арной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД)), рыба мороженая (0303). Семена масличных культур (соевые бобы, рапс) — 10%, но не менее 20 евро за 1000 кг; спирт этиловый (коды ТН ВЭД 2207 и 2208) — 6,5%; такая же экспортная ставка для вывоза соли (код ТН ВЭД 2501 00); в

размере 6,5% установлена экспортная пошлина для руд и концентратов железных, включая обожженный пирит (код ТН ВЭД 2601), руды и концентраты других металлов (коды ТН ВЭД 2602-2617). Беспошлинно можно вывозить лишь концентрат медный с содержанием мышьяка более 0,6% и т.д. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 6.08.2003 г. N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин" перечисляет 163 товара, на которые налагаются экспортные (вывозные) пошлины.

Основой российского экспорта являются сырьевые ресурсы, в первую очередь нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, древесина. Это еще и основные источники пополнения доходной части федерального бюджета.

В последние два года благоприятной для России оказалась складывающаяся на мировом рынке ситуация с топливно-энергетическими ресурсами. В марте 2000 г. произошел перелом ситуации — на мировом топливном рынке обозначился рост цен. Основной причиной тому было принятие странами ОПЕК соглашения об ограничении добычи и экспорта нефти и, самое главное, — выполнение этих соглашений. Известно, что в 1998 г. страны ОПЕК также принимали решения об ограничении производства нефти, однако не все участники выполняли условия соглашений. Определенное влияние на рынок в марте 1999 г. оказало также начало военных действий в Югославии. Рост цен на мировом рынке нефти продолжался до конца 2000 г., за год цены на дубайскую нефть на Лондонской нефтяной бирже возросли в 2,3 раза (до 24 долл. США за баррель). Средняя цена на российскую нефть марки "Urals" на рынках Средиземного моря и Роттердама в декабре 2000 г. достигла 25,3 долл. за баррель. Вслед за нефтью дорожали нефтепродукты. За 2000 г. цены мирового рынка на дизельное топливо, мазут и автомобильный бензин возросли более чем в 2 раза.

Произошло оживление и на мировом рынке цветных металлов. За год цены на алюминий возросли на 18%, на медь — на 17%, на никель — в 2 раза. Повысились цены мирового рынка на горячекатаный (на 29%) и холоднокатаный (на 13%) стальной прокат.

Динамика цен мирового рынка предопределила положительную динамику стоимостных объемов российского экспорта. Однако, несмотря на существенное улучшение внешнеторговой конъюнктуры, этот рост был умеренным по следующим причинам.

Во-первых, в 2000 г. не было сколько-нибудь значительного роста производства энергетических товаров. Добыча нефти осталась практически на уровне предыдущего года, снизились объемы производства природного газа и мазута, увеличилось лишь производство дизельного топлива и автомобильного бензина. Отсутствие роста добычи нефти и природного газа объясняется естественным истощением разрабатываемых месторождений и одновременным сокращением инвестиций в топливную отрасль, в том числе и в геологоразведочные работы, т.е. материальная база для наращи-

вания физических объемов экспорта энергоресурсов оказалась ограниченной.

Во-вторых, рост экс порта сдерживался ограничениями на вывоз из страны нефтепродуктов. Дело в том, что в результате девальвации российского рубля повысилась конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке, что, в свою очередь, привело к усилению экспортной ориентации сырьевых отраслей. В 2001 г. было поставлено на экспорт 47% добытой нефти, 54% — произведенного дизельного топлива, 39% — мазута, 36% — природного газа.

Это практически предел возможностей вывоза этих товаров. Дальнейшее увеличение их экспорта возможно за счет ограничения внутреннего потребления, а это может создать дефицит на внутреннем рынке и вызвать рост цен (см. таблицу).

Таблица

Удельный вес экспорта товаров в объемах их производства

Наименование 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Нефть сырая 17 24 41 41 43 43 47 46

Дизельное топливо 18 23 30 39 44 49 54 58

Мазут топочный 8 28 32 28 28 44 39 43

Газ природный 14 16 30 34 34 37 36 37

Каменный уголь 5 7 9 11 10 9 10 И

Железные руды и Концентраты 10 14 16 18 16 17 Ш 13

Круглый лес 7 10 15 20 21 22 27 32

Целлюлоза 23 53 82 78 89 85 78 80

Наглядно динамику экспорта некоторых товаров можно представить в виде рисунка, представленного на следующей странице.

На динамике российского экспорта негативно сказалось существенное снижение объемов поставок в страны Содружества несависимых государств (далее — СНГ). По итогам 2001 г. экспорт (включая неорганизованную торговлю) в страны СНГ снизился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 21,1%. Практически это полностью связано со снижением контрактных цен (индексы физического объема и цен соответственно равны 0,98 и 0,77).

70 60 50 40 30 20 10 0

Lit и Iii

□ Нефть сырая 1 Дизельное ТОЛЛИвО

Рис. Удельный вес экспорта товаров в объемах их производства

в 1997-2004 гг.

Сдерживающее влияние на развитие российского экспорта оказывало обострение проблем доступа России на международный рынок. Дело в том, что после финансового кризиса 1998 г., сопровождавшегося обесцениванием рубля, существенно повысилась конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке (конкурентоспособность определяется разницей между мировой ценой товара и его внутренней ценой, пересчитанной по кур су доллара). Поэтому рос с ийские экс портеры могли продавать свою продукцию на мировом рынке по более низким, чем конкуренты, ценам. С целью ограничения поставок российских товаров на внешний рынок по заниженным ценам правительства ряда стран (США, Канада, страны Европейского союза) применяют дискриминационные меры, связанные с обвинениями в демпинге и подрыве рынков. Например, на американском рынке используются антидемпинговые процедуры против поставок из России горячекатаной рулонной стали. США отказывают России в предоставлении статуса страны с рыночной экономикой, что дает им основание применять к нашим товарам антидемпинговые процедуры.

Таким образом, повышение цен на мировом рынке топливных и сырьевых товаров было практически единственным фактором, обусловившим положительные тенденции в динамике экспорта.

В области регулирования экспорта одним из важных мероприятий был возврат к применению экспортных пошлин, которые были полностью отменены весной 1996 г. В январе 2000 г. были введены адвалорные пошлины на вывоз топочного мазута, кокса, природного газа, изделий из цветных металлов, сырой нефти и нефтепродуктов, получаемых из битуминозных материалов. Был введен скользящий уровень обложения экспорта нефти: при среднемесячных ценах нефти марки "Urals" ниже 9,5 долл. за баррель, пошлины не взимаются, при цене от 9,5 до 12 долл. назначаются пошлины в размере 2,5 евро за тонну, при более высокой цене пошлина

увеличивается в 2 раза.

Следует отметить, что экспортный тариф стал более подвижным, он корректируется практически каждый квартал, а перечень товаров, облагаемых экспортным тарифом, не сокращается.

От такого обложения освобождается только экспорт машинотехниче-ских изделий, текстильных товаров, фармацевтических продуктов.

Объем экспорта в 2004 г. (в зоне деятельности Ростовской таможни) составил 1030,20 млн долл. и 7945,26 тыс. т, что выше уровня предыдущего года по стоимости на 40%, вес пока незначительно, всего на 3%, превысил показатель прошлого года (2002 г. — 741,05 млн долл. и 7682,51 тыс. т).

Рост экспортной деятельности в значительной степени был обеспечен повышением мировых цен на важнейшие виды сырья и материалов, сдвигами в товарной структуре экспорта. Весовые, стоимостные пропорции экспорта по типам стран остаются на уровне прошлого года: большая часть товаров — 80% по стоимости и 91% по весу экспортируется в страны дальнего зарубежья (для сравнения: в 2003 г. — соответственно 81% и 91%). Положительная динамика экспорта прослеживается как в торговле со странами дальнего зарубежья, так и СНГ. Однако по-прежнему определяющее значение для общей динамики экспорта имеет изменение товарооборота с дальним зарубежьем, что связано с его значительным преобладанием.

Как и в 2003 г. наиболее значимым остается экспортный товарооборот с такими странами контрагентами, как — Турция, Греция, Кипр, Италия, Египет. Однако в этом году в десятку крупнейших импортеров попали: Чехия, Румыния, Саудовская Аравия, Индонезия, Израиль.

В 2004 г. экспорт осуществлялся практически во все страны СНГ, 60% товаров экспортируется на Украину, 22% приходится на Казахстан и Грузию. Экспорт в дальнее зарубежье носит ярко выраженную сырьевую направленность, в страны СНГ вывозится также готовая продукция.

В первую очередь необходимо отметить, что по-прежнему лидером в номенклатуре экспорта остается пшеница, хотя объемы ее экспорта снизились по сравнению с прошлым годом по стоимости почти на 40% и более чем на 50% по весу. Ячмень, уголь, сельскохозяйственные машины также остались в списке лидеров, несмотря на снижение показателей объемов экспорта по сравнению с 2003г. С четвертого в 2003 г. на второе место по стоимостным объемам переместился лом черных металлов (прирост составил 72% по стоимости и 17% по весу).

Анализ взыскания таможенных платежей свидетельствует о том, что в 2004 г. впервые за несколько лет наметилась тенденция к росту вывозной таможенной пошлины (с 12,3% до 13,5%), то есть можно отметить позитивные изменения структуры экспорта в пользу товаров, облагаемых вывозной пошлиной.

В заключение хотелось бы отметить, что повышение экономической эффективности экспорта и совершенствование его товарной структуры

невозможны без широкой и многоплановой государственной поддержки, которую получают экспортеры во многих развитых странах, что содействует их успешной конкуренции на мировых рынках. Принятая правительством Российской Федерации 8.02.2000 г. Федеральная программа развития экспорта на срок до 2005 г. предусматривает осуществление финансовых и организационных мер, включая участие государства в финансировании экспортных проектов, создание финансово-промышленных групп, установление налоговых и кредитных льгот для экспортеров, гарантирование государством кредитов и страхование рисков.

Щ- Ю- Яргина

Особые экономические зоны в Российской Федерации

Формирование в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйствующее сообщество. Любые предприятия, фирмы, организации, независимо от формы собственности, участвуя в создании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок, так как только в этом случае можно обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы.

В случае грамотного структурирования внешнеэкономической деятельности государства в части экспорта и импорта, международный обмен товарами и услугами может быть выгоден странам-участникам внешнеэкономической деятельности. Приоритетным направлением является развитие экспорта, поскольку покупка товаров по импорту возможна только при наличии иностранной валюты, либо конкурентноспособного товара.1

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получать максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств. На начало 2006 г. доля наукоемкой готовой продукции в международном товарообороте составляет более 17-20%. Однако в России соотношение иное: на долю сырьевых товаров приходится более 80%.

Динамика мирового экономического развития свидетельствует о том, что в данный момент происходит углубление соперничества между различными регионами, блоками и группами стран. Это касается отношений двух условных глобальных групп: развитых и развивающихся стран. Далее следуют региональные, в первую очередь экономические группировки: Европейское сообщество (ЕС), Северо-американская зона свободной торговли (НАФТА) и активно набирающая вес организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).2

1 Е. Ф. Прокушев Внешнеэкономическая деятельность. М., 2004.

2 Носков И. Н. Еще раз о свободных экономических зонах // Законодательство. 1999. N 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.