Научная статья на тему 'Экспортный потенциал Российской авиационной техники на мировом рынке вооружений'

Экспортный потенциал Российской авиационной техники на мировом рынке вооружений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EXPORT POTENTIAL / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / ВООРУЖЕНИЕ / ARMAMENT / ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ / MILITARY AVIATION / AVIATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Г. Н., Днепровский Н. Е.

В статье авторами рассмотрены ключевые вопросы экспортного потенциала авиатехники России на мировой рынке. Авторами отмечена важность непосредственного участия нашей страны в торговле военной техникой, проведен анализ, сделаны выводы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the authors consider the key issues of the export potential of aircraft engineering in Russia on the world market. The authors noted the importance of the direct participation of our country in the trade in military equipment, an analysis was made, and conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «Экспортный потенциал Российской авиационной техники на мировом рынке вооружений»

// В сборнике: Open innovation Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 16-18.

2. Арефьев П.В., Ачилова М.Я., Будкевич Г.В., Екатериновская М.А., Корольков В.Е., Найденова Е.М., Николайчук О.А., Нуреев Р.М., Орусова О.В., Перова И.Т., Петухов В.А., Скалкин В.В., Терская Г.А. Макроэкономика: практикум. - Москва, 2015. - 400 с.

3. Гранин Ю.Д. Глобализация: диалектика исторических форм осуществления // Век глобализации. 2014. № 1. С. 90-103.

4. Дынкин А.А., Барановский В.Г., Адно Ю.Л., Афонцев С.А., Богаевская О.В., Володин А.Г., Кудинова О.Н., Кузнецов А.В., Леонтьева Е.Л., Луконин С.А., Мачавариани Г.И., Миркин Я.М., Михеев В.В., Никитина Е.Н., Попов В.В., Сергеев П.А., Закревская Я.А., Васильев А.Д., Вода К.Р., Володина М.А. Россия и мир: 2012. экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. - Москва, 2011. -157 с.

5. Ефимов И.В. Макроэкономический анализ внешнеэкономической деятельности России: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2004. - 23 с.

6. Nikonets O., Mandron V., Rulinskaya A., Karavaeva Y., Muravieva M., Panina I. Analysis of the institutional transformation of the russian financial market control system by creating a mega-regulator // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1.C 1-5.

Чернышева Г.Н., Днепровский Н.Е.

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: экспортный потенциал, авиационная техника, вооружение, военная авиация.

Аннотация: В статье авторами рассмотрены ключевые вопросы экспортного потенциала авиатехники России на мировой рынке. Авторами отмечена важность непосредственного участия нашей страны в торговле военной техникой, проведен анализ, сделаны выводы.

Key words: export potential, aviation technology, armament, military aviation.

Abstract: In the article the authors consider the key issues of the export potential of aircraft engineering in Russia on the world market. The authors noted the importance of the direct participation of our country in the trade in military equipment, an analysis was made, and conclusions were drawn.

Экспорт военной авиационной техники занимает значительную долю в суммарном экспорте российского ВПК. Согласно статистическим данным, в период с 1991 по 2014 год РФ поставила в страны Азии, Южной Америки и Африки более 1 тысячи боевых летательных аппаратов. Основу поставок составили истребители семейства Су-27/30. В течение 2017 года Россия поставила в Бангладеш 5 боевых вертолетов Ми-171Ш, 6 многоцелевых истребителей Миг-29, а также началось выполнение китайского контракта на поставку новейших истребителей Су-35, продолжился экспорт транспортных вертолетов К-32А11ВС [1].

Однако, благодаря динамичному росту промышленности такие страны как Китай, Германия и Швейцария завоевывают все новые рынки сбыта вооружений и военной техники, тем самым вырываясь в лидирующие позиции по суммарному экспорту.

Именно поэтому актуальность данной темы основывается важность непосредственного участия России в торговле военной авиационной техникой и удержании лидирующих позиций среди стран-экспортеров

[5].

Для проведения анализа боевых преимуществ образцов боевой авиационной техники будем использовать понятие технического совершенства летательного аппарата, под которым обычно понимаются свойства, определяющие его новизну.

Исходя из научных источников [2; 6 и др.] показателем технического совершенства может выступать отношение основного функционального показателя к его массе, т.е. функциональная эффективность единицы массы объекта.

Однако, по мнению авторов данная система показателей больше подходит для характеристик технического совершенства в ходе производства ЛА, а не в условиях боевых действий.

На мировом рынке вооружений конкурентными преимуществами боевой авиационной техники (БАТ) в основном выступают летно-технические характеристики (ЛТХ) и тактико-технические характеристики (ТТХ) авиационной техники (АТ), поэтому именно эта группа показателей определяет конкурентоспособность авиационной техники на рынке вооружений

Поскольку вышеуказанных функциональных показателей достаточно много, то количественно оценить боевые преимущества АТ можно на основе интегрального показателя.

Таким показателем может быть выступать интегральный показатель технического совершенства летательного аппарата (ЛА), объединяющий или усредняющий все функциональные свойства (ЛТХ и ТТХ) на основе использования метода многомерных сравнений [3].

Интегральный показатель технического совершенства ЛА можно определить по формуле:

где 4и рейтинговая оценка ¡-ого показателя ¡-ого оцениваемого ЛА, рассчитанная методом евклидовых расстояний.

Таблица 1 - ЛТХ модификаций самолета Су-27 и самолетов ВВС

США

Сравнение ЛТХ модификаций самолета Су-27 с самолетами ВВС США

Тип ЛА Тяга двигателя на форсаже (РдВ), кгс Масса нормаль ная взлетная (то), кг Масса взлетная максима льная (ттах), кг Максима льная скорость (Утах) , км/ч Практиче ская дальность полета (Ьпр), км Практич еский потолок (Нпр), м

Су-27С 2х12500 22500 30000 2500 3250 18000

Су-27УБ 2х12500 24000 30500 2125 3000 17250

Су-30 2х12500 24000 33500 2125 3500 19820

Су-30СМ 2х12500 29900 34500 2175 3000 17300

Су-33 2х12500 29940 33000 2300 3000 17000

Су-34 2 х12800 42000 44360 1900 4000 17000

Су-35С 2х14500 25300 34500 2500 3600 20000

F-22 2 х16785 29300 38000 2410 2960 19812

F-35А 1 х19500 24350 29100 1930 2200 18200

F-35B 1 х18600 22240 27215 1930 1670 18200

F-35C 1 х19500 25890 30320 1930 2520 18200

Суть метода эвклидовых расстояний заключается в том, что величина показателя заменяется его рейтинговой оценкой, рассчитанной путем сравнения каждого _|-го показателя с лучшим

значением данного показателя среди анализируемых ьтых образцов авиационной техники [4].

Чем ближе к нулю значение интегрального показателя - тем выше техническое совершенство ЛА.

Количественную оценку уровня технического преимущества отечественных образцов БАТ и зарубежных аналогов проведем на основе сравнения индивидуальных и интегральных показателей технического совершенства.

В табл.1 по данным регламентов летной эксплуатации (РЛЭ) и открытых источников представлены ЛТХ семейства летательных аппаратов СУ и современных истребителей США.

Согласно [1, с. 39] для сравнения технического совершенства летательных аппаратов в дальнейшем будем использовать относительные коэффициенты: максимальной скорости на единицу массы ЛА; практической дальности на единицу массы ЛА. Расчеты относительных коэффициентов представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Относительные коэффициенты максимальной скорости и практической дальности полета ЛА.

Тип ЛА Относительные коэффициенты

п, пг

Су-27С 0,108 0,108

Су-27УБ 0,088 0,098

Су-30 0,088 0,104

Су-30СМ 0,087 0,087

Су-33 0,076 0,09

Су-34 0,045 0,09

Су-35С 0,098 0,104

F-22 0,082 0,078

F-35A 0,079 0,077

F-35B 0,086 0,061

F-35C 0,074 0,083

Сравнение значений относительных коэффициентов максимальной скорости и практической дальности полетов показаны на рис.1.

Как видно, из данных табл.2 и рис.1 лидирующее значение по индивидуальным показателям технического совершенства занимают:

По дальности полета - Су-35С, Су-27С и Су-30. Зарубежные аналоги существенно отстают от всех моделей российских АТ.

По максимальной скорости - в лидерах Су-27 с, Су-35с. Из сравниваемых зарубежных аналогов ближе всего модель F-35В.

0,12 ОД 0.08 0.06 0.04 0,02 О

Су-27С Су-27УБ Су-30 Су-ЗОСМ Су-33 Су-34 Су-35С Р-22 Р-35А Р-35В Р-35С

—#—Дальность полета —♦—Максимальная скорость

Рисунок 1 - Относительные коэффициенты максимальной скорости и практической дальности полета ЛА семейства СУ и самолетов

ВВС США

В табл. 3 представлены расчеты интегральных показателей технического превосходства, выполненные по методике эвклидовых расстояний, самолетов семейства ОКБ «Сухого» и самолетов серии F ВВС США.

Таблица 3 - Интегральные показатели технического превосходства _модификаций СУ и зарубежных образов БАТ_

Тип ЛА Летно-технические характеристики Интегральный показатель технического совершенства (У1) Уровень технического совершенства по сравнению с Су-35С (Ктс), %

Рдв то ттах Утах Ьпр Нпр

Су-27С 0,641 0,988 0,907 0,972 0,812 0,9 0,428 85,7

Су-27УБ 0,641 0,926 0,892 0,85 0,75 0,862 0,499 73,5

Су-30 0,641 0,926 0,812 0,85 0,875 0,991 0,455 80,6

Су-ЗОСМ 0,641 0,893 0,788 0,87 0,75 0,865 0,513 69,1

Су-33 0,641 0,742 0,824 0,92 0,75 0,85 0,563 65,2

Су-34 0,656 0,529 0,613 0,76 1 0,85 0,754 48,7

Су-35С 0,743 0,879 0,788 1 0,9 1 0,367 100

Р-22 0,86 0,759 0,716 0,964 0,74 0,990 0,476 77,1

Р-35А 1 0,913 0,935 0,772 0,55 0,91 0,524 70,2

Р-35В 0,954 1 1 0,772 0,417 0,91 0,634 59,7

Р-35С 1 0,858 0,897 0,772 0,63 0,91 0,477 77

Сравнение интегральных показателей технического совершенства (У1) летательных аппаратов семейства Су с зарубежными образцами БАТ показаны на рис. 2

0,754

N............................................................0.63.4..................

0,563/ .............................................о , ? л

ОД??. . .....0^55.......' 0,476 0,477

0,367 /

0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 О

,ЛС 'Ъ5 "О ^ &

С?^ С?> С? - ч- х - Ч

Рисунок 2 -Интегральные показатели технического совершенства (У1)

Уровни технического преимущества ЛА по сравнению с Су-35С (Ктс) показаны на рис. 3.

Рисунок 3 - Уровни технического преимущества по сравнению с

Су-35С (Ктс)

Таким образом, можно сделать вывод, что самолет Су-35С превосходит все отечественные и зарубежные аналоги и является наиболее конкурентоспособным на рынке вооружений. Так же самолеты Су-27С и Су-30 превосходят истребители ВВС США. Полученные данные говорят о высоком уровне технического совершенства отечественных образов боевой авиационной техники, что положительно влияет на конкурентоспособность Российской АТ на рынке вооружений.

Список литературы

1. Экспорт_военных_самолетов_из_России. [Электронный ресурс] режим доступа www.newsruss.ru/index.php/

2. Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика.- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006.- 304с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Терещенко О.В. Многомерный статистический анализ данных в социальных науках: учеб.пособие/О.В. Терещенко, Н.В. Курилович, Е.И. Князева.-Минск: БГУ, 2012.- 239с.

4. Метод ранжирования [Электронный ресурс] режим доступа https://studfiles.net/preview/5956017/page:23/

5. Сулейманова К.А. Экономический эффект выставочной деятельности // Транспортное дело России. 2009. № 12. С. 96-99.

6. Феоктистова О.Г. Теоретические основы повышения эффективности управления системой экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники // Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. -Москва, 2009. - 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.