Научная статья на тему 'Экспортные возможности сша и РФ на мировом рынке вооружений в начале XXI в'

Экспортные возможности сша и РФ на мировом рынке вооружений в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ / MILITARY SALE / EXPORT / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ (НИОКР) / RESEARCH & DEVELOPMENT (R&D)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самаркина Нина Сергеевна

В начале XXI в. мировой рынок вооружений и военной техники (ВВТ) оставался пространством напряженной конкуренции между ведущими экспортерами. Ключевым игроком на рынке ВВТ являлись Соединенные Штаты. Второе место сохраняла за собой Россия, хотя ее позиции постепенно ослабевали. В статье автор проводит сравнительный анализ политики данных стран в области военных НИОКР и их экспортных стратегий на рынке вооружений в 2000-2010 гг. с учетом общего экспортного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export Potential of Russia and the United States on the World Weapons and Military Equipment Market at the Beginning of the 21st Century

At the beginning of the 21st century the world weapons and military equipment market remained the field of a tough competition between leading exporters. The United States was the key player in this market. Russia ranked second though its positions were gradually weakening. The author offers the comparative analysis of those countries (policies in the field of military Research & Development and its arms export strategy in 2000-2010) while taking into account their total export potential.

Текст научной работы на тему «Экспортные возможности сша и РФ на мировом рынке вооружений в начале XXI в»

Н.С. Самаркина

ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ США И РФ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI В.

В начале XXI в. мировой рынок вооружений и военной техники (ВВТ) оставался пространством напряженной конкуренции между ведущими экспортерами. Ключевым игроком на рынке ВВТ являлись Соединенные Штаты. Второе место сохраняла за собой Россия, хотя ее позиции постепенно ослабевали. В статье автор проводит сравнительный анализ политики данных стран в области военных НИОКР и их экспортных стратегий на рынке вооружений в 2000-2010 гг. с учетом общего экспортного потенциала.

Ключевые слова: Военно-промышленный комплекс, экспорт вооружений и военной техники, научно-исследовательские и оперативно-конструкторские разработки (НИОКР).

Экспортный потенциал США

Победоносное завершение противостояния с СССР в 1991 г. не отразилось на усилиях Соединенных Штатов по сохранению своего военно-технологического лидерства в мире. В 1990-е годы, в условиях прекращения холодной войны, США сохранили свой потенциал в области военных НИОКР и продолжали интенсивные научные исследования. В Соединенных Штатах действовала хорошо отработанная система распределения финансирования между государством, покрывавшим в среднем 33% стоимости работ и частными фирмами, на которые приходились остальные 67%1. На США приходилось от 50 до 65% всех расходов на военные НИОКР в мире. Это способствовало технологическому отрыву Америки в военной области от всего мира.

В 2000-2010 гг. США продолжали интенсивные усилия по закреплению своего технологического лидерства. Расходы на во-

© Самаркина Н.С., 2012

енные НИОКР за 1998-2010 гг. возросли с 38 до 78,9 млрд долл.2 При этом американскую стратегию в развитии своего военного потенциала отличало стремление к полной самодостаточности, проведению всего комплекса работ по разработке ВВТ собственными силами. Соединенные Штаты лишь в ограниченной мере привлекали к сотрудничеству своих ближайших союзников (прежде всего Израиль, Великобританию, Германию, Канаду, Японию). Это не исключало периодического заключения весьма крупных контрактов с иностранными производителями в сферах, не затрагивающих жизненно важные интересы национальной безопасности США. Последний пример такого рода - сделка с европейским концерном EADS и фирмой «Northrop Grumman» 2009 г. о поставке самолетов-заправщиков для ВВС США на сумму 35 млрд долл.3

Новейшие, наиболее продвинутые системы ВВТ предназначались исключительно для нужд американской армии. Этот подход может быть проиллюстрирован на примере авиационной техники, на которую в 2005-2009 гг. приходилось 48% всего американского экспорта ВВТ4. Соединенные Штаты интенсивно продавали за рубеж свои машины четвертого поколения: F-15, F-16 и F-18, разработанные еще в 1970-1980-е годы, в конце холодной войны. Эти самолеты пользовались спросом на протяжении всего периода вплоть до 2010 г. Параллельно США интенсивно осуществляли программу разработки и производства самолетов пятого поколения. Первый полет опытного прототипа истребителя F-22A «Рэптор» состоялся 7 сентября 1997 г. (на 12 лет ранее российского образца)5. Серийные поставки начались с 2001 г., при этом стоимость одной машины достигла 200 млн долл. против 30-40 млн у производимых в те же годы российских Су-306. «Рэптор» обладает безусловным превосходством над всеми существующими типами аналогичных самолетов и сохранит его вплоть до появления серийных истребителей пятого поколения у России, стран Западной Европы и, возможно, Китая. Однако уникальные боевые качества F-22 обернулись против него.

Во-первых, США отказываются продавать «Рэптор» другим странам, даже ближайшим союзникам. Между тем Израиль, Саудовская Аравия и Япония уже выражали заинтересованность в его приобретении. В наиболее продвинутой фазе к 2011 г. находились переговоры с Японией. При этом Соединенные Штаты требовали от японской стороны профинансировать разработку упрощенной модели F-22, обладающей пониженными боевыми свойствами (стоимость программы 2,3 млрд долл.)7.

Во-вторых, «Рэптор» оказался слишком дорогостоящей машиной, для которой попросту не находится адекватного применения.

Его гипотетические противники еще не созданы, а те реальные боевые задачи, которые приходится выполнять ВВС США в Ираке и Афганистане, решаются гораздо дешевле и эффективнее более старыми самолетами третьего и четвертого поколений. В результате программа производства Б-22 была сокращена с 648 до 438 машин, а в 2009 г., после выпуска 187 самолетов, финансирование было прекращено. Спасти дальнейший выпуск может только скорейшее появление у «Рэптора» конкурентов8.

Основным самолетом пятого поколения, предлагаемым на экспорт, служит Б-35 «Лайтнинг-11». Это легкий многофункциональный истребитель-бомбардировщик, который значительно дешевле «Рэптора» (130 млн долл. против 200). Опытный образец совершил первый полет 8 июня 2008 г., а серийное производство Б-35 должно начаться в 2016 г. При этом США предполагают до 2027 г. произвести 2400 самолетов для себя и не менее 2100 для других стран9. Однако «Лайтнинг-11», в отличие от «Рэптора», по своим боевым возможностям значительно уступает «Рэптору». Соответственно, он может оказаться недостаточно конкурентоспособным по сравнению с разрабатываемым в России ПАК ФА.

Схожая ситуация наблюдалась и в других сегментах ВВТ. Военно-морской флот США является сильнейшим в мире. На протяжении 2000-2010 гг. он интенсивно пополнялся новейшими кораблями: атомными авианосцами типа «Нимиц», эсминцами проекта «Орли Берк», атомными подлодками типа «Вирджиния», экспериментальными кораблями, выполненными полностью по технологии «Стелс». Однако уникальные боевые качества новейших океанских кораблей ВМФ США исключали возможность их продажи за рубеж. Основной экспортный спрос в сфере военно-морских вооружений был сконцентрирован на кораблях ближней морской зоны, тогда как США традиционно ориентированы на производство кораблей океанского класса для действий в отдаленных акваториях. Такие корабли нужны только самим США, либо их потенциальным противникам (России и Китаю), продажа которым исключена. В результате поставки военно-морских вооружений США ограничивались небольшими катерами и продажей списанных кораблей. Например, в 2007 г. три устаревших списанных фрегата были проданы Турции за 485 млн долл10.

В области танкостроения американский танк М1 «Абрамс» оказался фактически не востребован на мировом рынке. В 2001 г. были осуществлены последние крупные поставки этих новых машин11. В дальнейшем в течение 2002-2007 гг. все сделки сводились к модернизации ранее поставленных машин и распродаже танков старых модификаций М60 из запасов времен холодной войны. Основные

клиенты предпочитали налаживать производство собственной бронетехники, либо приобретать российский Т-90, превосходящий «Абрамс» по критерию «стоимость-эффективность». Лишь в 2008 г. США получили крупный контракт стоимостью 534 млн долл. на поставку 140 танков М1А1 в Ирак12. Однако в данном случае говорить о свободной рыночной конкуренции не приходится. При этом разрабатываемые в США перспективные танки заведомо не предназначаются для экспорта, в отличие от аналогичного российского танка Т-9513.

Несмотря на то, что США на протяжении 2000-2010 гг. (как и в предшествующий период) воздерживались от поставок за рубеж своих новейших ВВТ, созданный технологический задел позволял даже не самым новым американским системам успешно конкурировать на мировом рынке. Системный подход США к организации экспорта ВВТ позволял им доминировать в объеме мировых продаж, уверенно контролируя 30-40% рынка. При этом большая часть доходов образовывалась за счет умелой эксплуатации ранее созданного задела. Так, из подписанных в 2008 г. соглашений на сумму 29,6 млрд долл. более половины - 15,7 млрд долл. приходились на послепродажное обслуживание14. В этом важное отличие американского подхода от российского, когда зачастую послепродажным обслуживанием и модернизацией старой советской и российской техники занимаются европейские и израильские фирмы.

К 2010 г. научно-технический отрыв США от других стран в военной области достиг целого поколения (20-25 лет). Преодоление его для традиционных конкурентов (прежде всего России) стало практически невозможным. Новые же геополитические противники США (такие как Китай) еще не созрели для того, чтобы бросить им вызов в сфере технологического соперничества. В этих условиях обозначилась новая тенденция: в 2009-2010 гг. Соединенные Штаты стали сокращать долю расходов на НИОКР в своем военном бюджете в пользу текущих потребностей операций в Ираке и Афганистане. Используя созданный избыточный технологический задел, США склонны несколько притормозить темпы своего прогресса в области военных технологий, поскольку у них фактически отсутствуют конкуренты.

Можно сделать вывод, что в начале XXI в. США придерживались консервативной модели военного экспорта, предусматривавшей преимущественную опору на собственные силы в разработке и производстве вооружений. В 2000-2010 гг., как и ранее, ограничивался доступ других стран, включая союзников, к передовым американским военным технологиям. Тем не менее достигнутый уровень технологического лидерства США, подкрепляемый продуманной стратегией работы на рынке ВВТ, финансовой мощью и политиче-

ским лоббированием, позволяли занимать лидирующие позиции в мире в сфере военного экспорта.

Опираясь на свою мощную научно-техническую и производственную базу, США пока не проявляют склонности пересматривать свои традиционные подходы к экспорту ВВТ. В кратко- и среднесрочной перспективе они сохранят курс на приоритетное обеспечение собственных военных нужд, самодостаточность в производстве ВВТ. При этом лидерство США в сфере военного экспорта сохранится и, возможно, даже продолжит укрепляться.

Экспортный потенциал РФ

В 1990-е годы в России было свернуто большинство НИОКР в военной области, а те, что сохранились, поддерживались лишь в минимальной степени. Многие научно-исследовательские институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ) были закрыты, а оставшиеся лишились финансирования. Происходил массовый отток квалифицированных научно-конструкторских кадров, практически не обновлялось оборудование для научных исследований. В результате научный потенциал ВПК в существенной мере деградировал. Научная деятельность сместилась в прикладную сферу доработки и модернизации существующих советских образцов вооружения. Ситуация в какой-то мере облегчалась лишь обширным научно-техническим заделом, оставшимся с советского периода до 1991 г.

Положение частично стало меняться в первом десятилетии XXI в. - объем и финансирование исследований стали постепенно увеличиваться. Однако масштабы этого процесса были недостаточными, а сами средства использовались зачастую неэффективно. По уровню расходов на исследования и разработки Россия входила в число 15 стран-лидеров, а по числу занятых в этой сфере занимала 3-е место в мире после США и Китая. Например, в 2009 г. только госбюджетные ассигнования на НИОКР составили 160 млрд руб. Однако 80% этих средств расходовались не по назначению, а до непосредственных исполнителей доходило только 2-3%15. Обычной практикой являлось искусственное завышение себестоимости работ в 5-10 раз, отсутствие контроля за выполнением плановых заданий. Разработка систем оружия могла вестись по 15-20 лет и более. К моменту завершения разработок они уже морально устаревали.

Попытки Министерства обороны РФ навести какое-то подобие порядка в этой сфере в течение 2000-2010 гг. не принесли желаемого эффекта. По оценке начальника Генштаба ВС РФ Н. Макарова: «У нас есть НИОКР, которые потеряли уже не только свою акту-

альность, но и значимость. Устарела сама система, причем не только по компонентной базе, но и по принципам применения. На них нет смысла тратить деньги. <...> Поэтому мы четко определили, что НИОКР должны продолжаться не более двух-трех лет. Иначе они теряют актуальность»16. В интересах российской армии в этот период проводилось параллельно порядка 3500 НИОКР. Ежегодно открывалось 500-600 новых, при этом 2500 оставались незавершенными. Если в 2000 г. до стадии опытного образца доводилась одна из трех работ, то в 2006 г. - лишь одна из пяти. Отставание от первоначально установленных сроков реализации к 2009 г. достигло 10-15 лет.

В качестве примеров морального устаревания разработок можно привести артиллерийский комплекс «Берег», предназначенный для береговой обороны. Его разработка заняла более 30 лет, а ко времени его появления управляемые противокорабельные ракеты сделали его неактуальным. Другой пример - военно-транспортный самолет Ан-70 совместной российско-украинской разработки. За 20 лет на этот проект было израсходовано 1,1 млрд долл., и за это время электронное оборудование разрабатываемой машины успело полностью устареть17.

В этих условиях, сравнительную эффективность демонстрировали лишь НИОКР, проводимые на собственные средства предприятий. Такие фирмы как «Сухой», РСК «МиГ», «Антей-Алмаз», выпускающие конкурентоспособную продукцию и успешно работающие в жестких условиях конкуренции на мировом рынке, оказались в состоянии разрабатывать, часто в инициативном порядке, новые перспективные виды ВВТ. Большинство продвинутых разработок оказались сконцентрированы в области военного экспорта, причем именно в тех сферах, где российские предприятия получали наибольшую долю экспортных контрактов.

Наиболее яркий пример - это область авиационной техники. Ведущая российская самолетостроительная корпорация «Сухой» в период 2000-2010 гг. осуществляла интенсивную модернизацию базового истребителя Су-27, разрабатывая различные модификации этой машины (в ударном, корабельном и чисто истребительном вариантах). Такие самолеты, как Су-30МК, относящиеся к поколению «4+», по своим возможностям являются одними из лучших в своем классе, не уступая последним вариантам сопоставимых американских истребителей Р-15Б/Б18.

Вступила в завершающую стадию работа над перспективным самолетом пятого поколения, разрабатываемым по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). 29 января 2010 г. опытный образец этой машины под условным наименованием Т-50 совершил первый полет19. По заявлению

Министерства обороны РФ и командования ВВС, серийные машины должны начать поступать на вооружение российской армии не позднее 2015 г. Это должен быть первый полноценный самолет пятого поколения, обладающий такими качествами как сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманевренность, применение элементов технологии «Стелс», продвинутое радиоэлектронное оборудование, включающее систему искусственного интеллекта и т. д.

Вместе с тем опыт работы над проектом ПАК ФА показывает, что России все труднее осуществлять весь комплекс необходимых НИОКР самостоятельно. Отставание отечественной микроэлектроники заставляет разработчиков все шире прибегать к международной кооперации. Утрата конкурентных позиций российских производителей авиатехники заставляет их прибегать к новым формам сотрудничества. Вместо поставок готовой продукции, преобладавших в 1990-е годы и в начале XXI в., идет переход к совместной разработке и производству новых систем. Именно такой подход демонстрируется в продвижении истребителя ПАК ФА на рынок Индии. Россия предлагает Индии проведение совместных НИОКР в пропорции 75 : 25 (РФ : Индия) и последующее производство самолета на индийских предприятиях корпорации HAL, начиная с 2017 г.20

К 2011 г. Россия сохраняла значительный экспортный потенциал в таких областях, как авиационная техника, вертолетостроение, производство средств ПВО и бронетехники. Вместе с тем сохранение завоеванных позиций настоятельно требовало расширения кооперации с ведущими зарубежными производителями. Например, Россия доминировала в поставках на мировой рынок танков. Отечественный Т-90 в 2005-2010 гг. являлся единственной новой машиной, активно закупаемой иностранными клиентами (если не считать поставок американского М1 «Абрамс» в Ирак). Однако радиоэлектронное оборудование этого танка, составляющее до 50% общей стоимости, Россия вынуждена была закупать у других производителей. В 2009 г. было подписано соглашение с Францией о поставке лицензии на производство тепловизоров «Thaïes Catherine» для танков Т-90. Их производство с 2010 г. налаживается на Вологодском оптико-механическом заводе.

Интересы сохранения экспортных позиций отечественного ВПК побуждали Россию избегать большинства ограничений на продажу новейших разработок. Более того, в 2000-2010 гг. сложилась во многом парадоксальная ситуация, когда самое современное вооружение поступало на экспорт, в то время как российская армия могла довольствоваться менее совершенными образцами. Кроме того, ориентация научно-технического потенциала ВПК на преимущественное обслуживание потребностей зарубежных клиентов

таила потенциальную угрозу интересам обеспечения безопасности РФ в средне- и долгосрочной перспективе.

Помимо кооперации с другими производителями в вопросах экспорта ВВТ, начиная с 2008 г. Россия вынуждена была впервые обратиться к импорту отдельных компонентов и систем для собственных военных нужд. Уроки августовского конфликта с Грузией 2008 г. и неспособность отечественного ОПК разработать конкурентоспособную продукцию вынудили Минобороны обратиться к Израилю по вопросам закупки беспилотных летательных аппаратов. В 2009 г. было закуплено 12 БЛА. Знаковым событием стало намерение России закупить у Франции крупный универсальный десантный вертолетоносец типа «Mistral». Соответствующие переговоры начались летом 2009 г., стоимость всей программы приобретения оценивается в 1,5 млрд евро21. В начале 2010 г. Минобороны РФ выступило с заявлением, что оно намерено закупать броню для легкой бронетехники в Германии22. В 2009-2010 гг. определился круг стран, на которые ориентируется Россия в вопросах импорта ВВТ. Это Германия, Израиль, Италия и Франция.

Оценивая ситуацию в целом, можно констатировать, что ограниченные возможности внутреннего рынка и жесткая конкуренция на внешнем рынке ВВТ способствовала переключению усилий российского ВПК на преимущественное обеспечение потребностей военного экспорта. Львиная доля научных исследований и финансирования НИОКР оказались сконцентрированы здесь. При этом ведущим российским корпорациям, во взаимодействии с государством, в 2000-2010 гг. удалось продвинуться в разработке ряда ключевых военных технологий, таких как истребитель пятого поколения, системы ПВО и т. д. К 2010 г. Россия сохраняла ограниченную конкурентоспособность на мировом рынке вооружений по ряду ключевых направлений. Однако сохранение этих позиций требовало широкого вовлечения в международную кооперацию. Одновременно РФ стала превращаться в импортера ВВТ по целому ряду позиций, утрачивая прежнюю самодостаточность. Очевидно, развитие этих тенденций будет продолжаться и в дальнейшем.

Выводы

В начале XXI в. США прилагали большие усилия для сохранения своего военно-технологического лидерства в мире. В этой области они сумели достигнуть отрыва от всех потенциальных конкурентов. При этом экспорт ВВТ, несмотря на его важную роль для американского ВПК, имел подчиненное положение по сравнению с

задачами обеспечения военного превосходства США. Поэтому Соединенные Штаты ограничивали продажу за рубеж новейших вооружений и технологий их производства. Однако лидерство США в военной области позволяло им устойчиво сохранять свои позиции и статус крупнейшего в мире экспортера ВВТ. В целом американское лидерство на рынке ВВТ в 2000-2010 гг. носило устойчивый характер и имело тенденцию к дальнейшему укреплению.

В 2000-2010 гг. оборонный сектор РФ находился в кризисном положении, переживая сложный период трансформации. В условиях ограничения поставок ВВТ для нужд российской армии, их экспорт за рубеж стал одним из важнейших средств поддержания отечественного ВПК в дееспособном состоянии. Новейшие научные разработки и лучшие ресурсы были брошены на сохранение за Россией статуса 2-го крупнейшего в мире поставщика ВВТ. Несмотря на рост объемов, российский военный экспорт сталкивался со значительными трудностями и носил неустойчивый характер. Недостаток сил и средств все шире возмещался вовлечением в международную кооперацию. Очевидно, именно это направление станет магистральным в развитии экспортного потенциала РФ в сфере ВВТ в ближайшие годы.

Примечания

Иванов И.Д. Военно-промышленный комплекс Европейского Союза [Электронный ресурс] // Сайт Фонда исторической перспективы. [М., 2007]. URL: http: //www.perspektivy.info/oykumena/europe/voenno_promyshlennyiy_kom-pleks.htm (дата обращения: 28.02.2011).

Коротченко В. Проект военного бюджета США на 2010 финансовый год // Зарубежное Военное Обозрение. 2009. № 11. С. 19.

Boeing обжалует победу EADS в тендере на поставку самолетов-заправщиков для ВВС США на 35 млрд долл. [Электронный ресурс] // Информационный сайт «Новости ВПК». [М., 2008]. URL: http://vpk.name/news/14604_boe-ing_obzhaluet_pobedu_eads_v_tendere_na_postavku_zapravshikov_dlya_vvs_ ssha_na_35_mlrd.html (дата обращения: 28.02.2011).

Кобзев А. Бедные страны втянулись в гонку вооружений [Электронный ресурс] // Сайт «Газета.ру». [М., 2010]. URL: http://www.gzt.ru/topnews/world/-bednye-strany-vtyanulisj-v-gonku-vooruzhenii-/295734.html (дата обращения: 28.02.2011). F-22 «Рэптор» многоцелевой истребитель [Электронный ресурс] // Информационный сайт «ARMY.co.ua». [Киев, 2007]. URL: http://www.info.army.co.ua/ documents_1/blog_1.php?entry_id=1197666000 (дата обращения: 28.02.2011). Истребителю F-22 отказывают в финансировании [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Российская авиация и космонавтика». [М., 2006]. URL: http://www.avia.ru/week/Pid-1151044500 (дата обращения: 28.02.2011).

2

3

4

5

16

17

18

США вдвое увеличили стоимость разработки F-22 для Японии [Электронный ресурс] // Сайт международного проекта Дмитрия Смирнова. [Рига, 2009]. URL: http://army.lv/?s=699&id=19529 (дата обращения: 28.02.2011). Россия может спасти проект F-22 Raptor [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Meta». [Астана, 2010]. URL: http://www.meta.kz/70028 (дата обращения: 28.02.2011).

Lockheed F-35 JSF перспективный многоцелевой истребитель [Электронный ресурс] // Стелс машины. [М., 2005]. URL: http://www.paralay.com/f35.html (дата обращения: 28.02.2011).

Конгресс США одобрил продажу списанных кораблей Турции [Электронный ресурс] // Сайт «Газета. Ру». [М., 2007]. URL: http://www.gazeta.ru/news/ lenta/2007/10/24/n_1132664.shtml (дата обращения: 28.02.2011). Никольский А. Мировой рынок тяжелой бронетанковой техники // Экспорт вооружений. 2008. № 3. С. 11.

Холодков Н. Доклад исследовательской службы конгресса США о поставках вооружений развивающимся странам в 2001-2008 гг. // Экспорт вооружений. 2009. № 4. С. 40.

США активизировали работы по разработке и реализации программы «Боевые системы будущего» [Электронный ресурс] // Сайт «Оружие России». [М., 2007]. URL: http://www.arms-expo.ru/site.xp/049051124050049057051.html (дата обращения: 28.02.2011). Холодков Н. Указ. соч.

Мясников В. Неактуальные НИОКР могут закрыть // Независимое Военное Обозрение. 2009. 27 февраля. Там же. Там же.

Авиационный форум: тема F15 vs Су30 http://www.forumavia.ru/fo-rum/1/2/460042458788827778121226053212_1.shtml?topiccount=2 ПАК ФА Т-50 [Электронный ресурс] // Стелс машины. [М., 2009]. URL: http:// www.paralay.com/pakfasu.html (дата обращения: 28.02.2011). Создание истребителей 5 поколения [Электронный ресурс] // Русская сила. [М., 2010]. URL: http://legion.wplus.net/news/5th.shtml (дата обращения: 28.02.2011).

Франция согласилась продать России «Мистраль» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Lenta.ru». [М., 2010]. URL: http://lenta.ru/ news/2010/02/09/mistral/ (дата обращения: 28.02.2011).

Минобороны РФ будет закупать броню для авто- и бронетехники в Германии [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской организации по связям с общественностью». [М., 2010]. URL: http://www.raso.ru/news/russia_ and_world/news24536.html (дата обращения: 28.02.2011).

7

8

У

12

13

14

15

19

20

21

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.