УДК. . 338.45
Ф. Н. Шайхутдинова
ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ТУРКМЕНИСТАНА:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт нефти и газа, нефтегазового комплекс Туркменистана.
Рассматриваются основные аспекты внешнеторговой деятельности Туркменистана, товарная структура экспорта - продукция нефтегазового комплекса, а также перспективы дальнейшей реализации экспортной стратегии в современных экономических условиях.
Keywords: foreign trade, exports of oil and gas, petrochemical complex of Turkmenistan.
The basic aspects of foreign trade activity of Turkmenistan, the commodity composition of exports - oil and gas production, as well as the prospects for the further implementation of the export strategy in the current economic conditions are discusses.
Туркменистан - один из наиболее динамично развивающихся стран мира. В современных экономических условиях республика является активным участником
внешнеэкономической деятельности среди всех стран мира. Используемая в Туркменистане экономическая модель, широкомасштабные реформы, инициированные главой государства, активная инвестиционная политика позволили осуществить в стране коренные структурные преобразования и обеспечить позитивные сдвиги во всех сферах жизни общества. Взяв курс на полномасштабную интеграцию в мировое экономическое пространство, Туркменистан сегодня прочно утвердился в рейтинговом списке динамично развивающихся стран.
Внешнеторговый оборот Туркменистана за 6 месяцев 2014 года составил 4 млрд. 623 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%. В результате превышения экспортных поставок над импортными закупками, положительное сальдо торгового баланса составило 541,4 млн. долл. США. География участников внешней торговли с Туркменистаном растет и включает уже более 100 стран мира. Основными странами-экспортерами являются: Иран, Россия, Китай, Грузия, Италия, Турция, Афганистан [1].
Несомненными преимуществами страны являются выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура (на пересечении важнейших магистралей, соединяющих север и юг, запад и восток страны), политическая стабильность, богатая ресурсная база (Туркменистан занимает 4-е место в мире по запасам газа, имеются залежи строительных материалов, богатые земельные и водные ресурсы).
Современное положение Туркменистана в мировой внешней торговле несколько отличается от направлений и тенденций, сложившихся в большинстве стран. Туркменистан ограничивается тем, что придерживается топливно-сырьевой специализации.
Основу туркменского экспорта составляют нефть и газ. Более 80 % общего объема туркменского экспорта приходится на топливно-
энергетические товары, из них на нефть и нефтепродукты - 31,3%, газ - 68,7 %.
Деятельность нефтегазовой
промышленности Туркменистана сориентирована на экспорт продукции и существенно зависит от конъюнктуры мирового и региональных рынков газа и нефти [2].
Одной из основных экспортных статей Туркменистана традиционно является природный газ. Динамику экспорта природного газа за годы независимости можно подразделить на несколько этапов.
Первый этап (1992-1996 гг.) характеризовался относительно стабильным производством и экспортом природного газа в традиционном направлении, предопределенным рамками единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, когда поставки осуществлялись по единой трубопроводной системе Средняя Азия-Центр в Россию.
Второй этап (1997-1998 гг.), при котором произошло значительное падение, как экспорта, так и производства природного газа ввиду неплатёжеспособности традиционных покупателей, в частности, России. Так, в 1998 г. производство природного газа в Туркменистане составило лишь 13,3 млрд. куб. метров, что соответствовало уровню его внутреннего потребления, а экспорт газа составил лишь 1,8 млрд. куб. метров, что было на 73% ниже уровня 1997г.
Третий этап (1998-2008 гг.) ознаменован строительством в конце 1997 г. нового газопровода Корпедже-Курткун, что позволило осуществлять экспорт природного газа в новом направлении - в Иран. Это явилось первым шагом по снижению зависимости Туркменистана от транспортировки газа по бывшей единой газовой системе СССР.
В апреле 2003 г. Россия и Туркменистан подписали соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 25 лет. Также был заключен долгосрочный контракт купли-продажи
туркменского газа на весь период действия соглашения.
Новой вехой в углублении взаимовыгодного энерго-диалога между Ираном и Туркменистаном стало открытие 6 января 2010 г. второго газопровода
в Иран: Довлетабат-Серахс-Хангеран. Впервые этот проект был отмечен Президентом Туркменистана в июле 2009 г., когда между Туркменистаном и Ираном была достигнута договоренность об увеличении экспорта туркменского природного газа с 8 млрд. мЗ.до 14 млрд. куб. метров уже в 2010 г., а в перспективе - до 20млрд. куб. метров топлива в год. С этой целью подразделениями топливно-энергетического комплекса Туркменистана на юго-востоке страны был построен трубопровод Довлетабат-Серахс-Хангеран протяженностью 30,5 км и мощностью 12,5 млрд. куб. метров газа в год.
В ноябре 2010 г. был введен в эксплуатацию газопровод Хангеран-Сангбаст, являющийся важным звеном трансиранской газовой магистрали, и ставший продолжением туркмено-иранского трубопровода Довлетабат-Серахс-Хангеран. Новая ветка магистрального газопровода Хангеран-Сангбаст протяженностью 190 км рассчитана на пропускную мощность 12 млрд. куб. метров газа в год. Ее строительство осуществлено с учетом достигнутых договоренностей между
Туркменистаном и Ираном о возрастающих объемах экспорта туркменского природного газа.
Поставки газа по трубопроводу Довлетабат-Серахс-Хангеран обеспечиваются за счет использования ресурсного потенциала
Довлетабатского месторождения - одного из крупнейших в Туркменистане. Кроме того, экспорт туркменского природного газа в Иран осуществляется и по действующему с 1997 г. газопроводу Корпедже-Курткуи, для которого ресурсной базой является ряд расположенных в западном регионе Туркменистана нефтегазовых месторождений, в том числе и такое крупное, как Корпедже.
Созданная трубопроводная инфраструктура на территории Туркменистана и Ирана обеспечивает транспортировку 20 млрд. куб. метров, а при необходимости и больших объемов туркменского газа по магистральным газопроводам Ирана, имеющим также прямой выход на международные энергетические рынки.
Четвёртый этап (с 2009 г.) характеризуется диверсификацией газового экспорта, увеличением видов и количества продукции, поставляемой на внешние рынки. В середине декабря 2009 г. был введен в эксплуатацию Трансазиатский газопровод, идущий из Туркменистана в Китай (КНР) через Узбекистан и Туркменистан. Его общая протяженность - около 7 тыс. км; планируется, что в течение трех десятилетий он обеспечит поставки в КНР до 40 млрд. куб. метров туркменского природного газа в год.
В течение последних лет КНР последовательно осуществляет стратегию по сотрудничеству с основными производителями нефти и газа на территории Центральной Азии. Туркменистану, который обладает первым в регионе и четвертым в мире запасами природного газа, в этой стратегии отводится особая роль. Интересы двух стран совпали в том, что Туркменистану необходимы инвестиции для освоения новых
газовых месторождений, которые предоставил Китай. Так, в 2007 г. Туркменистан предоставил китайской компании С№С лицензию на разведку и добычу газа на договорной территории Багтыярлык, расположенной на правом берегу р. Амударьи. Разработка месторождений и строительство газопроводов велись за счет кредитов Туркменистану, выделенных КНР [3].
В сентябре 2010 г. сдана в эксплуатацию газокомпрессорная станция «Багтыярлык», которая является важной частью газотранспортной системы Туркменистан-Китай. Рассчитанная на проектную мощность 70,5 мегаватт, она способна ежесуточно отправлять в трубопровод 60 млн. куб. метров газа, что даст возможность значительно увеличить объемы поставок газа в Трансазиатский газопровод. В январе 2011 г. началась перекачка природного газа на компрессорную станцию «Цзинбянь» в Китае в направлении Пекина и сопредельных районов, что обеспечило полный ввод в эксплуатацию западного участка газопровода Запад-Восток, соединенного с транснациональным газопроводом Туркменистан-Китай.
С 2010 г. Туркменистан самостоятельно реализует еще один проект по сооружению крупнейшего в стране газопровода Восток-Запад протяженностью около 1000 км.
Магистральный газопровод диаметром 1420 мм и пропускной способностью 30 млрд. куб. метров в год протянется от газокомпрессорной станции «Шатлык-1», расположенной в Марыйском велаяте, до компрессорной станции «Белек-1» Балканского велаята. Строительство газопровода «Восток-Запад» ведут госконцерны «Туркменгаз» и «Туркменнебитгазгурлушик» (Туркменнефте-
газстрой) за счет госконцерна «Туркменгаз». Приблизительная стоимость газопровода составляет более 2 млрд. долл. США. Таким образом, новый газопровод соединит восточную часть страны, располагающую крупнейшими запасами газа, с динамично развивающимися центральным и прикаспийским регионами Туркменистана.
Уже к середине 2015 г. газопровод Восток-Запад со всей необходимой наземной инфраструктурой должен быть введен в эксплуатацию. Эта газовая магистраль послужит дополнительной гарантией для бесперебойного ресурсного обеспечения не только внутренних растущих потребностей в газе, но и международных трубопроводов, как уже действующих, так и новых маршрутов, которые рассматриваются в рамках энергетической стратегии Туркменистана.
Необходимо отметить еще один масштабный инфраструктурный проект, имеющий важнейшее международное значение в налаживании стабильных энергопоставок в Азиатском регионе, который начал реализовываться в 2010г.
Это проект строительства газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), обсуждение которого продолжалось более десяти лет.
В 2010 г, в результате ряда заседаний, проведенных Технической рабочей группой и
Руководящим комитетом ТАПИ, в которых участвовали и представители Азиатского банка развития (АБР), были согласованы конкретные технические параметры газопровода и условия поставок природного газа.
11 декабря 2010г. в Ашхабаде на Саммите «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия», посвященном проекту ТАПИ, были подписаны два межправительственных документа, открывающих путь к практической реализации проекта ТАПИ: межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода ТАПИ; Рамочное соглашение о газопроводе между правительствами
Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии. Протяженность газопровода ТАПИ, проходящего по территории Афганистана и Пакистана и до населенного пункта Фазилка на границе с Индией, составит 1735 км, а его проектная мощность -ЗЗмлрд. куб. метров газа в год.
Ранее ресурсной базой для трубопровода считалось крупное месторождение Довлетабат. Однако с учетом того, что в настоящее время довлетабатский газ поставляется в Россию и обеспечивает растущий объем экспорта в соседний Иран, в 2011 г. в качестве ресурсной базы для ТАПИ было определено месторождение Южный Ёлотен-Осман.
В мае 2011 г. парламент Афганистана утвердил решение о строительстве газопровода ТАПИ, начало которого было намечено на 2012 г. Реализация проекта ТАПИ заметно укрепит позицию Туркменистана на перспективном и быстро растущем газовом рынке Азиатского региона. С учетом уже действующих газопроводов в Китай и Иран поставки туркменского газа по ТАПИ обеспечат в целом возможность экспорта в страны Азиатского региона более 90 млрд. куб. метров газа в год [1].
Согласно Программе развития нефтегазовой промышленности Туркменистана на период до 2030 г., годовой объём добычи природного газа будет доведён до 230 млрд. куб. метров в год. Уже к 2015 г. планируется довести экспортные поставки природного газа до 125 млрд. куб. метров в год, к 2020 году экспортировать газ в объеме до 140 млрд., а к 2030 году - 200 млрд. куб. метров ежегодно.
Кроме традиционных поставок газа трубопроводным транспортом, Туркменистан развивает инфраструктуру поставок сжиженного газа по морю. В 2009 году сдан в эксплуатацию терминал хранения и отгрузки сжиженного газа в посёлке Киянлы на побережье Каспия, построенный иранской компанией «Парс Энержи». Инженерные узлы терминала состоят из трёх основных, взаимосвязанных друг с другом частей: трубопровода от Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) до Киянлы, морского порта и резервуарного парка с сервисной инфраструктурой. За год резервуарный парк в состоянии принять и отгрузить 200 тысяч тонн товарного газа, что дает возможность
обслужить около 60 морских танкеров грузоподъемностью от 3000 и более тонн.
Кроме морского терминала в Киянлы, в Туркменистане в настоящее время действуют три терминала для закачки сжиженного газа в железнодорожные и автомобильные цистерны. Они находятся в городе Туркменабад, а также на железнодорожных станциях Серахс и Серхетабад.
Заметное развитие получает в настоящее время и нефтяная отрасль страны. За последние годы на месторождениях Западного Туркменистана создана современная нефтегазодобывающая инфраструктура с использованием инновационных инженерных решений и передового зарубежного опыта. В настоящее время правительство Туркменистана привлекает в модернизацию нефтяной отрасли крупные инвестиции [4].
Предприятия Государственного концерна «Туркменнебат» оснащаются новейшей техникой и оборудованием ведущих производителей из США, Германии, КНР, России.
Современное оборудование и технологии позволяют открывать новые глубокие залежи нефти в ранее недосягаемых отложениях, что значительно расширяет объемы доступных для освоения запасов углеводородов [5,6].
В числе недавно обустроенных и введенных в эксплуатацию такие месторождения, как Чекишлер, Южный Камышлыджа, Небитлидже, расположенные на западе страны.
В феврале 2010 г. начато освоение месторождения Северный Готурдепе, частично расположенного на побережье Каспия. В апреле 2010 г. открыты новые перспективные залежи нефти на расположенном в этом регионе месторождении Алтыгуйы, которое ранее считалось только газовым.
В 2010 г. впервые в Туркменистане начата добыча нефти в Центральных Каракумах, где осваиваются новые месторождения Йылаклы и Мыдар.
Большие перспективы по наращиванию нефтедобычи в Туркменистане связываются и с освоением месторождения Южный Ёлотен, где наряду с большими запасами природного газа имеются и высокоперспективные нефтяные залежи. Добыча нефти ведется и на месторождении Яшылдепе на правобережье реки Амударьи. Нефть этих месторождений занимает существенную долю в общих объемах сырья, поступающего на переработку на Сейидинский
нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) (кроме того, в Туркменистане есть еще один НПЗ -Туркменбашинский).
Положительные результаты дает комплексная работа, проводимая по стабилизации и увеличению объемов добываемого сырья на месторождениях Западного Туркменистана, находящихся на поздней стадии промышленной разработки. К примеру, на таких крупных месторождениях, как Готурдепе, Небитдаг, Кумдаг, Барсагельмес, Экерем, Челекен и других, построены дожимные насосные и газокомпрессорные станции, пробурено множество новых скважин, сооружены
сотни километров трубопроводов и линий нефтесборных пунктов. Все это в комплексе с применением новейших технологий и оборудования ведет к улучшению нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи нефти. Согласно вышеупомянутой Программе развития нефтегазовой промышленности Туркменистана к 2030 г. планируется довести добычу нефти до 67 млн. тонн.
Продукция нефтепереработки
экспортируется из Туркменистана как по железной дороге (преимущественно в Афганистан), так и морским путем в каспийские порты Махачкала (Россия), Нека (Иран), Баку (Азербайджан) танкерами «река-море» через порт Астрахань по внутренним водным маршрутам России, а также в порты Черного моря Турции, Болгарии и Румынии.
Государственной программой развития нефтегазовой промышленности Туркменистана намечается довести объем переработки нефти в стране к 2020 году до 20 млн. тонн, в 2025 году - до 22 млн. тонн и в 2030 году - до 30 млн. тонн.
Большие перспективы для дальнейшего развития огромного потенциала нефтегазовой отрасли страны связаны с расширением взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере. В этом аспекте в качестве приоритетных направлений выступают проекты по освоению месторождений туркменского сектора Каспийского моря, реализации новых транспортных маршрутов энергопоставок, внедрению в производство современного оборудования и высоких технологий в области добычи углеводородов на суше, а также в сфере переработки углеводородов и нефтехимической отрасли [7].
Инвестирование в нефтеперерабатывающую отрасль передовых технологий способствует производству высококачественных экологически чистых нефтепродуктов, пользующихся большим спросом на мировом рынке. Следует отметить, что объёмы и направленность экспортных поставок нефтепродуктов достаточно чувствительны к колебаниям конъюнктуры на мировом рынке и степени платежеспособности партнёров.
Эти задачи определяют основные направления внешнеэкономической политики Туркменистана, в числе которых:
- рост экспортного потенциала страны, повышение ее конкурентноспособности за счет специализации на производстве наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых товаров и услуг;
- широкое привлечение иностранных инвестиций для содействия в структурной перестройке экономики, реализации производственных, транснациональных проектов и программ, развитие системы коммуникаций и транспорт и создание на этой основе условий для привлечения новых торговых партнеров;
- вовлечение среднего и малого бизнеса в развитие новых видов экономической деятельности с целью расширения ассортимента продукции и стимулирования конкуренции, что позволит
обеспечить страну готовой продукцией и полуфабрикатами и тем самым расширит экспортные возможности;
- расширение и модернизация промышленного и строительного секторов за счет привлечения иностранных инвестиций и собственных капиталовложений;
- сохранение позиции Туркменистана на мировых рынках сырья и материалов и дальнейшее увеличение экспорта готовых изделий и услуг;
- обеспечение равноправных условий доступа туркменским товаром и услугам на мировые рынки;
- проведение таможенно-тарифной политики, направленной на создание благоприятных условий для собственного производства, не ухудшающих при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
- развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами;
В ближайшем будущем ключевую роль во внешнеэкономической деятельности страны будет играть создаваемая Туркменистаном
многовариантная энергетическая инфраструктура, включающая в себя как действующие, так и проектируемые транснациональные газопроводы и энерголинии.
Одним из основных направлений внешней политики Туркменистана является обеспечение его экономической модернизации. При этом необходимо учитывать несколько обстоятельств [8].
Во-первых, тесную связь
внешнеэкономического направления с "собственно политическим" сектором внешнеполитической деятельности Туркменистана.
Во-вторых, в построении внешней политики Туркменистана необходимо учитывать текущую внешнеэкономическую конъюнктуру, и прежде всего соотношение экономических интересов различных стран. Так, наибольшую экономическую заинтересованность в сотрудничестве с Туркменистаном из-за его большого сырьевого потенциала имеют и будут иметь индустриально развитые государства. В связи с этим более крепкие экономические связи будут устанавливаться, по всей видимости, прежде всего с такими странами, как Россия, Турция, Украина, страны Западной Европы. Меньшую внешнеэкономическую активность можно прогнозировать во взаимоотношениях с Ираном, Афганистаном, Пакистаном, поскольку экономические потенциалы последних являются не взаимодополняющими, а взаимоконкурирующими по отношению к Туркменистану.
Учитывая реальности мировой экономики можно прогнозировать, что чем глубже Туркменистан будет входить в систему мирохозяйственных связей, тем большую конкуренцию ему придется испытать. Борьба за рынки, в частности за рынки энергоносителей, несомненно составит важный аспект содержания экономического направление внешней политики Туркменистана.
В-третьих, важно соотносить содержание экономических аспектов внешней политики Туркменистана с приоритетами и темпами внутренних преобразований в его экономике В республике начинает развиваться
предпринимательство, вводится частная собственность, осуществляется приватизация. Важным стимулом в развитии предпринимательства является решение о создании семи свободных зон для предпринимательства. К числу стимулов деловой активности следует отнести и ряд принятых законов: "О внешней экономической деятельности в Туркменистане", "Об иностранных инвестициях в Туркменистане", "Об инвестиционной деятельности в Туркменистане". Эти документы направлены на привлечение и эффективное использование иностранных передовых технологий,
управленческого опыта, материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики нового типа.
Таким образом, развитие внешней торговли может способствовать расширению рынков сбыта, в том числе и негосударственным сектором, появлению конкуренции, распространению знаний, стимулируя таким образом экономический рост и человеческое развитие. Интенсификация внешнеэкономической деятельности увеличит возможности доступа к новым технологиям и, следовательно, приведет к повышению производительности экономики, что, в свою очередь, даст новый импульс к ее развитию.
Литература
1. Сайт Министерства промышленности и торговли Туркменистана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. turkmenistan. com/
2. Официальный сайт правительства Кабинет Министров Республики Татарстан //http: //tatturkmen.tatarstan.ru/rus/svyazi.htm
3. Внешнеэкономическая деятельность // Статистический ежегодник Туркменистана. 2012. - Ашхабад. - С. 455475.
4. Шайхутдинова Ф.Н. Состояние и перспективы развития нефтехимии государств Таможенного союза // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 22.- С.369-372.
5. Алексеева Ю.А. Основные тенденции энергоресурсосбережения в нефтегазохимическом комплексе //Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 11.- С.267-270.
6. Дырдонова А.Н., Зинурова Р.И., Стародубова А.А., Андреева Е.С. Энергетическая эффективность предприятий нефтехимической промышленности региона Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 12.- С.376-380.
7. Государственное информационное агентство Туркменистана, «Летописи эпохи Возрождения: топливно-энергетический комплекс». [Электронный ресурс] // Ашхабад: Министерство промышленности и торговли Туркменистана,2013. -123с. - Режим доступа:http://www.1шkmenistan.gov.1m
8. Итоги развития промышленности, потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности Туркменистана в 2012 году. Задачи на 2013 год [Электронный ресурс] // Ашхабад: Министерство промышленности и торговли Туркменистана, 2013. -132 с. - Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm
© Ф. Н. Шайхутдинова - канд. хим. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, [email protected]. © F. N. Shayhutdinova, PhD in chemistry , assistant professor, department of economics KNRTU, [email protected].