Научная статья на тему 'Экспорт рабочей силы республики Дагестан'

Экспорт рабочей силы республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспорт рабочей силы республики Дагестан»

Гимбатов Ш.М.

Экспорт рабочей силы Республики Дагестан

Ситуация на рынке труда Республики Дагестан вызывает двоякое чувство у исследователей. С одной стороны, мы наблюдаем активное развитие различных сфер экономики региона, с другой в республике, так и не сложилась современная инфраструктура рынка труда, которая может в адекватной мере удовлетворить увеличивающееся с каждым годом количество трудовых ресурсов региона их желании получить достойное вознаграждения за трудовую деятельность. Кроме того, особенно остро стоит проблема трудоустройства граждан республики Дагестан, проживающих на сельских территориях.

По данным комитета по государственной статистике численность экономически активного населения по данным выборочного исследования по проблемам занятости в 2006 году составила 1861,1 тыс. человек, или 70,0% общей численности населения республики. Из общего числа экономически активного населения 937,1 тыс. человек или 50,4% заняты в экономике. К концу 2006 года 269,1 тыс. человек (22,3%) экономически активного населения, не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 55,5 тыс. человек, или 4,7% экономически активного населения.

В 2006 году в органы государственной службы занятости республики за содействием в трудоустройстве обратилось 141,5 тыс. граждан, что на 3,8Уо больше, чем в 2005 году (в 2,3 раза выше, чем в 2000 году). Получили статус безработного в 2006 году 116,0 тыс. человек, что на 8,5Уо больше, чем в 2005 году (в 2,5 раза выше, чем в 2000 году).

На конец 2006 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 55,8 тыс. человек, почти все они незаняты трудовой деятельностью, из них 55,5 тыс. человек имели статус безработного, что на 9,0%> больше, чем в 2005 году (на 15,1 % больше, чем в 2000 году).

Естественно, что в этих критических для сохранения трудового потенциала республики условиях складываются новые тенденции в миграционных устремлениях и миграционном поведении граждан региона.

Потоки трудовых мигрантов Республики Дагестан с каждым годом увеличиваются и все больше граждан трудоспособного возраста рассматривают переезд в качестве альтернативного вида трудовой деятельности. Масштабы этого явления, пусть не всегда напрямую, но касаются различных аспектов экономического развития региона и тесно связаны с основными социальными проблемами республики.

Согласно данным мониторинга Республики Дагестан по состоянию на 1 июня 2006 г. в процессе отходничества из сельских территорий за пределы республики участвовало 94109 чел. Потоки мигрантов, а именно их направления и цели переезда обширны и имеют свои особенности, которые выражаются в определенных и закономерных предпочтениях при выборе направлений выезда, а также видов выездной деятельности (таблице 1).

Таблица 1.

Распределение трудовых мигрантов из Дагестана по видам выездной деятельности

(по данным мониторинга на 1 июня 2006 г.)

Отправ-

ляющие территории РД Виды выездной деятельности Кол. мигранто( %

Все ремонтно-строительные работы - 26 730 28,4

сельские сельскохозяйственные работы - 17 553 18,7

муници- коммерческая и оптово-закупочная деятельность - 9 789 10,4

пальные работа на предприятиях нефтегазовой отрасли - 4 053 4,3

районы работа в сфере торговли и общественного питания - 1 053 1,1

работа в сфере транспорта и автосервиса - 1 052 1,1

зубоврачебная и зуботехническая деятельность - 456 0,5

работа на промышленных предприятиях - 413 0,4

Произв-во и торговля меховыми и швейными изделиями - 357 0,4

лесные работы - 275 0,3

служба в органах МВД и Вооруженных силах по контракту 116 0,1

овелирное дело - 115 0,1

работа по благоустройству территорий - 95 0,1

разнорабочий труд - 73 0,1

работу в области образования - 41 0

общемедицинская деятельность - 41 0

изготовление и сбыт обувной продукции - 23 0

Другое - 31 874 40,9

Итого 94 109 100 Итого

По данным исследования муниципальных районов Дагестана при исследовании видов выездной деятельности мигрантов (за исключением пункта «Другое» таблицы 1) наибольшее количество отходников выехало с целью совершения различных ремонтно-строительных работ в регионах России (около 29%). Регионы выезда мигрантов представителей Южного СМО РД - это все федеральные округа, кроме Дальневосточного, с достаточным перевесом в пользу Южного ФО.

Остальные наиболее значимые виды выездной деятельности: сельскохозяйственные работы - около 20%; коммерческая и оптово-закупочная деятельность - 10,4%; работа на предприятиях нефтегазовой отрасли - 4,3 %>.

Среди основных районов РД, из которых за пределы республики направлялись мигранты для совершения сельскохозяйственных работ Южный СМО (8632 чел.) и Центральный СМО (6945 чел.).

На работу на предприятия нефтегазовой отрасли направилось 4053 чел. Это в основном представители Равнинного и Предгорного Дагестана, районов входящих в Северный и Южный СМО РД. Эти данные немного разнятся с полученными в результате исследований данными территорий выезда мигрантов. Только в Тюменскую область - район, традиционно характеризующийся преобладанием нефтегазовой промышленности в экономике, направилось более 11 тыс. чел.

Надо осознавать также, что сам по себе переезд человека несет в себе угрозу безопасности региона. Но в то же время угроза эта будет существовать до тех пор, пока преобладают стрессовые потоки мигрантов, а не тех, кто выезжает по соображениям конъюнктурного характера. Конъюнктурные мигранты выезжают на среднесрочный период, не теряют социальные связи с регионом и активно переводят заработанные денежные средства. Более того последующее увеличение миграционного оттока конъюнктурных мигрантов, несомненно сыграло бы роль позитивного фактора, способного снизить напряженность на рынке труда региона и общую социальную напряженность в обществе.

В связи с чем, приоритетным направлением миграционной политики в республике должна стать разработка механизма регулирования процесса трудовой миграции.

Республике Дагестан для достижения самодостаточности за 10-15 летний срок по оценкам специалистов необходимый уровень инвестиций должен быть на уровне не менее 6-8 млрд. долларов США. Учитывая, что среднегодовые инвестиционные поступления в экономику республики составляют около 7 млрд. руб. нетрудно подсчитать, что с такой интенсивностью инвестиционных вливаний социальная самодостаточность региона может быть достигнута не раньше, чем через 30-40 лет1.

В этих условиях обеспечить среднегодовые инвестиционные вливания, в размере около 21 млрд. руб., для достижения социальной самодостаточности за 10-15 летний период, довольно сложная задача.

Поэтому одним из существенных способов достижения социальной самодостаточности и снижения напряженности на рынке труда, стало бы создание на государственном уровне механизма регулирования процессами экспорта рабочей силы в регионы РФ, дальнего и ближнего зарубежья.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных экспортом рабочей силы в мире, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с прямыми ежегодными зарубежными инвестициями. Доходы регионов-экспортеров рабочей силы, напрямую формируется за счет переводов эмигрантов из-за рубежа, но кроме того существует целый ряд социально-экономических выгод.

По самым грубым расчетам, от правильной организации трудовой миграции, только за счет переводов мигрантов (на поддержку семей, покупку недвижимости и т.д.), регионом может быть получен доход примерно от 200 до 2000 долл., ежемесячно, от 1 работающего в зависимости от его квалификации и региона пребывания. С учетом того, что переводы трудового мигранта на родину составляют 62% от его общего дохода, в среднем размер таких переводов составит около 500 долл. США, т.е. примерно 6000 долл. США в год. Таким образом, переводы каждой 1000 человек работающих за пределами региона будут составлять около 6 млн. долларов. Надо так же отметить, что по возвращению на родину, мигранты привозят с собой столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Если предположить, что решение этой проблемы станет приоритетной задачей на правительственном уровне в Дагестане, то в процесс этот может быть вовлечено десятки тысяч людей, тем более, что как уже отмечалось выше, почти каждый третий дагестанец имеет положительные миграционные установки. Нетрудно подсчитать совокупный экономический эффект от успешной реализации такой задачи - это устойчивый равномерно получаемый доход, в среднем от 100 до 500 млн. долл. США ежегодно.

Основным элементом региональной политики, должна стать долгосрочная программа по развертыванию экспорта рабочей силы с учетом следующих обязательных элементов, таких как:

1. Межправительственные соглашения и договоренности с государствами-импортерами рабочей силы, а также включение раздела о трудовой миграции в договоры о торгово-экономическом и других видах сотрудничества.

2. Содействие мигрантам в оформлении необходимых выездных документов в короткие сроки.

3. Система государственных гарантий по защите денежных средств трудящихся-мигрантов.

4. Создание периодически обновляемой базы данных по основным регионам-импортерам рабочей силы с перечислением вакантных мест в них, требованиям к кандидатам на эти вакансии, а также базы данных по гражданам республики, желающим выехать за пределы республики в качестве трудовых мигрантов, в целях оперативной и своевременной подготовки претендентов и оформлении необходимых документов.

5. Льготное кредитование предпринимательских проектов в сфере занятости (частные трудовые и рекрутинговые агентства).

6. Формирование механизма перевода денежных средств мигрантов и стимулирование этих переводов посредством льготных условий и своевременного их выполнения.

7. Создание центров повышения квалификации граждан для комплексной подготовки потенциальных мигрантов с учетом квалификационных, языковых, правовых и социокультурных требований предъявляемых регионами-импортерами рабочей силы, в целях подготовки специалистов по миграционным проблемам и специалистов в сфере международного миграционного и трудового законодательства.

8. Помощь гражданам республики, заключившим договора с работодателями за пределами Дагестана в переезде и перевозке их груза.

9. Создание представительств Республики Дагестан, защищающих права и социальные интересы граждан республики во всех регионах, с которыми заключены соглашения о приеме мигрантов.

10. Проведение мероприятий по защите интеллектуальной и недвижимой собственности граждан республики, выехавших в качестве трудовых мигрантов.Государственный контроль по защите накоплений, переводов, вкладов, имущества трудовых мигрантов.

11. Поощрение реэмиграции граждан, по истечении срока договора, возвращающихся из-за рубежа, а именно: обустройство возвращающихся, включая трудоустройство, выделение им земельных участков, помощь в приобретении жилья, а также консультирование при инвестировании валютных доходов.

12. Изучение сложившегося опыта и конъюнктуры на региональных и международных рынках труда.

13. Государственный контроль за исполнением обеими сторонами норм и обязательств, установленных в договоренностях.

Эффективное регулирование миграционными потоками республики, должно стать одной из главных целей экономической политики в

регионе. При этом основной упор при проведении такой политики должен делаться на уменьшение напряженности на рынке труда Республике Дагестана с учетом факторов, которые могут настии косвенную угрозу безопасности региона. В связи с чем, одним из приоритетных на-

1 Ахмедуев А.Ш., Сагидов Ю.Н., Цапиева О.К. Проблемы экономических трансформаций в Дагестане. - Махачкала: Издательство «Юпитер, 2003. - 236 с.

правлений миграционной политики в республике должна стать разработка механизма регулирования процесса трудовой миграции, основным элементом которой должна стать долгосрочная программа по развертыванию экспорта рабочей силы Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.