Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ'

ЭКСПОРТ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Чаочжэн

Статья посвящена актуальной проблеме создания условий для реализации стратегии развития экспорта образования, объявленной важной государственной задачей вхождения Китайской Народной Республики в мировое научное и образовательное пространство и систему всемирных экономических связей. Автором представлен обзор современного состояния проблемы, связанной с использования экспортного потенциала высшего образования по признаку пересечения национальной границы, дана характеристика статистическим материалам, свидетельствующим о позитивной динамике оказания образовательных услуг иностранцам, возрастании их численности и расширения перечня стран, активно участвующих в реализации экспортно-импортной политики. Подробно анализируются нормативные, организационные, управленческие, финансовые, научно-методологические условия и средства расширения путей и способов привлечения в Китай иностранных обучающихся. В статье систематизированы виды стипендий, которые предоставляются различными организациями для поддержки обучающихся различных типологических групп, среди которых доминируют стажеры, магистранты и аспиранты. Среди организаций-грантодателей доминирует Институт Конфуция. Показано, что преимущественно стипендии получают обучающиеся из азиатских стран и Океании, в то время как доля студентов из стран Европы невелика. Автор предлагает систему мер по развитию экспортного потенциала страны в сфере образования. Среди них повышение нормативов финансирования стипендий, расширение сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере науки, развитие системы школ и классов Конфуция, активное использование электронных ресурсов, укрепление академической мобильности, разработка и реализация новых образовательных программ по специальности «Преподаватель китайского языка как иностранного». Эти меры позволят успешно реализовать государственную инициативу «Один пояс, один путь», создадут предпосылки для дальнейшего продвижения китайской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Чаочжэн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF CHINESE EDUCATION: PROBLEMS AND PROPOSALS

He article also gives a description of the statistical materials that testify to the positive dynamics of the provision of educational services to foreigners. In China, their number of foreign students is increasing and the list of countries actively participating in the implementation of export-import policy is expanding. The regulatory, organizational, managerial, financial, scientific and methodological conditions and means of expanding the ways and means of attracting foreign students to China are analyzed in detail. The article systematizes the types of scholarships that are provided by various organizations to support students of various typological groups. Among these groups, interns, undergraduates and graduate students dominate. The Confucius Institute dominates among grant-giving organizations. It is shown that mainly students from Asian countries and Oceania receive scholarships, while the proportion of students from European countries is small. The author proposes a system of measures to develop the country's export potential in the field of education. Among them are the increase in the standards for funding scholarships, the expansion of cooperation with foreign partners in the field of science. Important is the development of the system of schools and classes of Confucius, the active use of electronic resources, the strengthening of academic mobility, the development and implementation of new educational programs in the specialty "Teacher of Chinese as a Foreign Language". These measures will make it possible to successfully implement the state strategy initiative "Belt and Road Initiative", and create prerequisites for the further promotion of Chinese culture.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чжан, Ч. Экспорт китайского образования: проблемы и предложения / Ч. Чжан // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN622.pdf

For citation:

Zhang Ch. Export of Chinese education: problems and proposals. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 65PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Чжан Чаочжэн

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия

Аспирант факультета «Педагогического образования»

E-mail: izone_96@mail.ru

Экспорт китайского образования: проблемы и предложения

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме создания условий для реализации стратегии развития экспорта образования, объявленной важной государственной задачей вхождения Китайской Народной Республики в мировое научное и образовательное пространство и систему всемирных экономических связей. Автором представлен обзор современного состояния проблемы, связанной с использования экспортного потенциала высшего образования по признаку пересечения национальной границы, дана характеристика статистическим материалам, свидетельствующим о позитивной динамике оказания образовательных услуг иностранцам, возрастании их численности и расширения перечня стран, активно участвующих в реализации экспортно-импортной политики. Подробно анализируются нормативные, организационные, управленческие, финансовые, научно-методологические условия и средства расширения путей и способов привлечения в Китай иностранных обучающихся. В статье систематизированы виды стипендий, которые предоставляются различными организациями для поддержки обучающихся различных типологических групп, среди которых доминируют стажеры, магистранты и аспиранты. Среди организаций-грантодателей доминирует Институт Конфуция. Показано, что преимущественно стипендии получают обучающиеся из азиатских стран и Океании, в то время как доля студентов из стран Европы невелика. Автор предлагает систему мер по развитию экспортного потенциала страны в сфере образования. Среди них повышение нормативов финансирования стипендий, расширение сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере науки, развитие системы школ и классов Конфуция, активное использование электронных ресурсов, укрепление академической мобильности, разработка и реализация новых образовательных программ по специальности «Преподаватель китайского языка как иностранного». Эти меры позволят успешно реализовать государственную инициативу «Один пояс, один путь», создадут предпосылки для дальнейшего продвижения китайской культуры.

Ключевые слова: образование; экспорт образования; иностранные студенты; Институт Конфуция; образовательный проект; международный образовательный ресурс; академическая мобильность; культура

Введение

Начало нового столетия демонстрирует открытость китайского и российского образования, для которых характерны стремление к открытости, фундаментализации, многовариативности, демократизации, интернационализации [1-4]. В настоящее время Китай наладил сотрудничество в области образования с 188 странами и регионами мира, с более 40 крупными международными организациями, подписал соглашения о взаимном признании дипломов и степеней с 47 странами, стал крупнейшей в Азии и третьей в мире страной по привлекательности для иностранных студентов [5-7]. В последние 10 лет в Китае бурное развитие получило создание совместных программ и реализация разнообразных форм обучения с зарубежными вузами [8]. Укоренившись на китайской почве и находясь в процессе постоянной взаимоадаптации, совместные образовательные программы вышли на новый и непривычный для Китая путь развития, создали новый стимул для привлечения высококачественных международных студенческих ресурсов, в том числе в условиях организации дистанционного обучения [9-11]. Институт Конфуция1 стал важной платформой для знакомства мира с Китаем и новым пространством для культурного обмена между Китаем и зарубежными странами. Он играет значительную роль в обеспечении привлекательности системы высшего образования КНР.

С 15 октября 2007 г. по 21 октября 2007 г., в соответствии со стратегическим лозунгом «Сделать приоритетным развитие образования и построить страну с сильными человеческими ресурсами», на XVII съезде Коммунистической партии Китая был принят документ «Набросок Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 гг.)». Следуя духу и букве данной стратегии, в 2010 году Министерство образования официально утвердило документ под названием «План обучения в Китае». В нем определены задачи, связанные с реализацией стратегии интернационализации образования в Китае. Отмечено следующее требование к развитию высшего образования, касающееся увеличения численности иностранных студентов: к 2020 году необходимо принять 500,000 иностранных студентов, получающих финансирование из разных источников. В настоящее время иностранные студенты в Китае, в основном, подразделяются на две категории: студенты, финансируемые за счет собственных средств, и студенты, получающие государственные стипендии2.

Несмотря на наличие утвержденного плана увеличения количества иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, в КНР еще не преодолены некоторые организационные трудности, связанные с привлечением новых зарубежных студентов. Реализация стратегии расширения экспорта высшего образования в китайские университеты и научно-исследовательские организации в настоящее время сталкивается с рядом проблем, которые связаны как с финансированием иностранных студентов, выбирающих для освоения образовательные программы высшего образования различной направленности и уровня, так и оптимизацией содержания и структуры предлагаемых образовательных программ. Не претендуя на единственно верное понимание возможных вариантов решения проблемы расширения доли несырьевого экспорта, которым является экспорт образования, мы берем на

1 Институт Конфуция представляет собой глобальную сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственными учреждениями КНР по распространению китайского языка за рубежом совместно с зарубежными центрами китаеведения.

2 Финансирование образования — система образования в Китае в конце XX — начале XXI вв. // https://m.vuzlit.ru/723838/finansirovanie_obrazovaniya.

Страница 2 из 9

65PDMN622

себя смелость предложить некоторые позиции, направленные на улучшение сложившейся практики.

Цель статьи — на основе аналитического рассмотрения статистических данных, характеризующих отдельные виды экспорта китайского образования, предложить меры по его совершенствованию.

Задачи исследования:

• определить характер затруднений, с которыми сталкиваются иностранные студенты, осваивающие основные образовательные программы разного уровня;

• дать характеристику потенциальным источникам финансирования иностранных студентов в рамках реализуемых в КНР стипендиальных программ, рассмотреть их как один из факторов мотивации к поступлению в китайские вузы и научно-исследовательские организации на программы соответствующего образовательного ценза;

• сформулировать предложения по модернизации системы экспорта образования за счет повышения привлекательности китайского образования на международном образовательном рынке.

Методы исследования — для решения поставленных задач использовались преимущественно теоретические методы исследования. Использовались: метод сравнительного анализа, сопоставление, интерпретация, генерализация, обобщение. Применялись методы систематизации и представления статистических данных: метод сводки данных, метод структурных и типологических группировок.

Исследование проводилось в три этапа, отражающих последовательность задач исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования была поставлена задача определить характер затруднений, с которыми сталкиваются иностранные студенты, осваивающие основные образовательные программы разного уровня в Китае.

Трудности в экспорте китайского образования определены целым рядом проблем и противоречий, поскольку сама система обучения в Китае несовершенна.

Во-первых, система предоставления образовательных услуг иностранным студентам в Китае еще не полностью соответствует международным стандартам. Это проявляется в отставании в разработке законов и положений о социальных услугах для иностранных студентов в Китае, построении платформы управления информационными услугами для иностранных студентов, подготовки специалистов-модераторов по социальным услугам для мониторинга процесса обучения в Китае. В целом, в настоящее время недостаточно эффективно осуществляется управление иностранными студентами и их интеграция в местные студенческие и университетские сообщества [12]. Имеет место отставание в разработке законов и положений о социальных услугах для иностранных студентов, что приведет к ряду проблем, таких, как нелегальное трудоустройство, незаконное проживание иностранных студентов [13; 14]. Это может поставить под угрозу социальную и общественную безопасность. На принятие решения о целесообразности обучения в Китае на потенциальных обучающихся оказывают большое влияние проблемы, связанные с наличием культурных и, в частности, языкового барьера. Их преодоление требует значительных усилий и занимает много времени.

Во-вторых, система назначения стипендий для обучения в Китае не идеальна. Существует единый канал финансирования стипендий для иностранных студентов в Китае. В установлении стипендий для иностранных студентов, осуществляемых в рамках полномочий центральных или местных органов власти, доминирует государство. В Китае мало предприятий и частных учреждений, которые предоставляют стипендии для иностранных студентов. С другой стороны, в иных странах, например, в Соединенных Штатах, существует широкий спектр предоставляемых стипендий: федеральные стипендии, стипендии частных фондов, стипендии колледжей, ведомственные научные стипендии, каникулярные стипендии и т. д., образующие систему поддержки для иностранных студентов. Они совместно финансируются правительством, колледжами и университетами, а также частными лицами.

На втором этапе исследования была поставлена задача проанализировать статистику количества иностранных граждан, осваивающих образовательные программы различного уровня в Китае, и определить особенности стипендиальных программ, предназначенных для потенциальных иностранных студентов и реализуемых в КНР.

В 2010 году общее количество иностранных студентов, обучающихся в Китае, впервые превысило 260,000 человек, а общие бюджетные ассигнования на обучение составили 801,47 млн юаней 3 . Согласно статистике, в 2021 году в Китай приехали учиться 265,090 студентов из 194 стран, которые были распределены по 620 высшим учебным заведениям, научно-исследовательским институтам и другим учебным заведениям в 31 провинцию, автономный район и муниципалитеты (исключая провинцию Тайвань, Специальный административный район Гонконг и Макао)4. В первую десятку стран по количеству иностранных студентов, обучающихся в Китае, входят Южная Корея, США, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия, Индонезия, Индия, Казахстан и Пакистан. Перечень стипендиальных программ, поддерживаемых правительством КНР, представлен в таблице 1.

Как показано в таблице, в основном поддерживаются образовательные программы, направленные на углубленное изучение азиатской тематики или ориентированные на представителей международных организаций, с которыми заключены специальные соглашения — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН/ASEAN)5, Китайско-Тихоокеанский форум (Форум тихоокеанских островов), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Европейский союз (ЕС)6. Академический статус получающих стипендии различен — к их числу относятся бакалавры, магистранты, аспиранты, а также стажеры, относящиеся к различным типологическим группам обучающихся.

Как было указано выше, в настоящее время иностранные студенты, обучающиеся в Китае, в основном, условно подразделяются на две категории. Первая категория — это так называемые «студенты с самостоятельным финансированием», т. е. все расходы на обучение в Китае несут частные лица или фонды. Вторая категория — лица, обучающиеся за счет государственных стипендий, т. е. стоимость обучения оплачивается правительством Китая. Они также могут быть разделены на полных стипендиатов (включая финансирование расходов на обучение, проживание, приобретение основных учебных материалов, амбулаторное медицинское обслуживание и комплексное медицинское страхование) и неполных

3 Итоговые отчеты министерства образования за 2010 г.: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A05/s7499/201109/ t20110916_167402.html.

4 Данные статистики Министерства образования Китая: http://www.moe. gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/ 201103/t20110302_128437.html.

5 Российская Федерация и Китай в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии не входят.

6 Российская Федерация и Китай в Европейский союз не входят.

стипендиатов, перечень расходов государства на содержание которых может исключать некоторые из вышеперечисленных позиций.

Таблица 1

Программа стипендий, поддерживаемых правительством КНР

Номер Типы стипендий Как подать заявку Имеющий право получать стипендию, целевая группа Категория

1 Государственная стипендия правительства Китая Ответственный отдел, учреждение, университет или посольство принимающей страны Обучающийся из страны, входящей в Соглашение Бакалавр

Магистрант

Аспирант

Стажер по китайскому языку

2 Стипендия Великой Китайской стены Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО Обучающийся из страны, члена ЮНЕСКО Стажер

Старший стажер

3 Стипендия для изучения Азии Посольство Китая (Генеральное консульство) Студенты из азиатских стран Стажер

Старший стажер

4 Стипендиальная программа Китая и АСЕАН Секретариат Китай-АСЕАН Обучающийся из страны, члена АСЕАН Стипендиат программы для стран АСЕАН

5 Программа стипендий для обмена студентами между Китаем и ЕС Китайская делегация в ЕС Выпускники средней школы и колледжа ЕС Стажер по китайскому языку

6 Стипендиальная программа ШОС Посольства Китая в государствах-членах ШОС Студенты из стран ШОС Стипендиат программы для стран ШОС

7 Стипендиальная программа Китайско-Тихоокеанского островного форума Секретариат Форума Тихоокеанских островов Студенты из тихоокеанских островных областей Стипендиат программы Китайско-Тихоокеанского островного форума

8 Специальная стипендия китайского правительства Соответствующие колледжи и университеты, осуществляющие проект Магистранты и аспиранты, обучающиеся за рубежом и в Китае Магистрант

Аспирант

9 Стипендиальная программа правительства Китая по поддержке местных стипендий Административный департамент провинциального управления, ответственный за проект Магистранты и аспиранты, обучающиеся за рубежом в Китае Магистрант

Аспирант

10 Стипендия для выдающихся иностранных студентов Университеты, принимающие иностранных студентов Обучающиеся, получившие высшее образование (или освоившие более высокий уровень образования) в Китае Магистрант

Аспирант

11 Стипендия Института Конфуция Штаб-квартира Института Конфуция Студенты, ученые и преподаватели по всему миру Магистрант по программе Китайского международного образования

Составлено автором по материалам китайских источников7

7 Цянь Минсай Цюй Шаовэй (Й15И). Статус и анализ политики инвестиций в обучение за

рубежом в Китае, 2017.

В 2018 году в 1004 высших учебных заведениях 31 провинции (автономной области и муниципалитета) по всей стране обучалось 492,185 иностранных студентов из 196 стран и регионов, что на 3013 человек больше, чем в 2017 году (данные не включают Гонконг, Макао и Тайвань). Согласно «Плану обучения в Китае», Китай в основном выполнил задачу по охвату 500,000 иностранных студентов в Китае в 2018 году. Статистика по категориям студентов4 фиксирует следующее: всего академическое образование получили 258,122 иностранных студента, что составляет 52,44 % от общего числа иностранных студентов в Китае. Получение стипендий является важным мотиватором в пользу выбора системы образования в КНР.

Вместе с тем, следует отметить, что в КНР имеются перспективы увеличения количества иностранных студентов в национальных университетах и научно-исследовательских организациях. В рейтинге мировых университетов за 2019 год, опубликованном Times Higher Education, доля иностранных студентов в Университете Цинхуа и Пекинском университете в Китае составляет 11,9 % и 17 %. Вместе с тем, доля иностранных студентов в Оксфордском университете и Кембриджском университете в Великобритании составляет 40 % и 37 % соответственно, а доля иностранных обучающихся в Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте в США составляет 26 % и 34 % соответственно. Китайские организации обладают достаточным научным и образовательным потенциалом для реализации перспективной стратегии увеличения экспорта образования по признаку пересечения национальной границы.

Третий этап исследования включал предложения по совершенствованию мер, обеспечивающих развитие экспорта образования в КНР. Проанализировав дефициты в организации экспорта, включающие как меры организационного, так и финансового характера, отметим, что для дальнейшего обоснованного формирования плана развития системы экспорта образования в Китае необходимо произвести ряд реформ, а именно, необходимо:

• расширить масштабы приема на обучение иностранных студентов в Китае;

• усовершенствовать систему обслуживания иностранных студентов, подготовив квалифицированные управленческие кадры;

• повысить нормативы финансирования стипендий, а также качество обучения иностранных студентов;

• усилить продвижение и рекламу программы «План обучения в Китае» на международном рынке с тем, чтобы стимулировать интерес и энтузиазм потенциальных иностранных студентов [15];

• продолжить практику расширения сотрудничества с зарубежными партнерами по разработке и реализации пассивной модели экспорта образовательных услуг (открытие филиалов за пределом государства), активной модели экспорта (академической мобильности), а также дистанционной модели экспорта (трансграничное образование).

Представляется, что в настоящее время необходимо оптимизировать структуру распределения студентов по образовательным и научно-исследовательским организациям в Китае. В настоящее время распределение китайских студентов из разных стран осуществляется неравномерно. Развивающиеся и соседние страны по-прежнему являются основными странами, из которых формируется состав иностранных студентов. Это свидетельствует о том, что привлечение иностранных студентов все еще находится на региональной стадии и Китай не вступил в глобальную стадию участия в экспорте науки и образования. В будущем Китай должен постепенно увеличивать долю студентов из Европы, Африки, Америки и Океании, увеличивать привлечение иностранных талантов высокого уровня и долю образовательных

программ по другим специальностям (помимо китайского языка, китайской и западной медицины), способствовать развитию высокого уровня и качественного образования в Китае.

Заключение

Таким образом, проблемы, обращенные к экспорту китайского образования, сохраняют актуальность. Их практическая реализация сопряжена с активизацией усилий многих акторов, среди которых университеты и иные научно-исследовательские и образовательные учреждения, грантовые фонды, национальные и международные организации. Статистические данные показывают, что на основе партийно-правительственных документов, к числу которых относится «План обучения в Китае», соответствующий государственной стратегии «Набросок Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 гг.)», в Китае проводится последовательная политика, направленная на развитие экспорта образования.

В результате исследования были установлены затруднения и дефициты, оказывающие негативное влияние на реализацию стратегии по привлечению иностранных обучающихся в китайские вузы. К их числу отнесены: наличие языковых барьеров, сложная интеграция в поликультурные студенческие сообщества, отсутствие или дефицит финансирования, побуждающие студентов тратить усилия и время на их восполнение за счет дополнительной нагрузки в виде работы.

Исследование показало, что Китай достаточно успешно реализует программу экспорта образования, в том числе за счет сотрудничества с международными организациями и фондами, предоставляющими стипендиальное обеспечение для лиц, осваивающих образовательные программы разного уровня. В результате исследования была предложена система мер, позволяющая создать условия для привлечения потенциальных обучающихся в вузы Китая. К их числу отнесены мероприятия, способствующие популяризации программы «План обучения в Китае», развитие активной, пассивной и дистанционной моделей экспорта образования, увеличение квоты приема студентов на основе стипендиального обеспечения, совершенствование содержания и методики реализации образовательных программ разного уровня. В целом, исследование показало, что Китай имеет все предпосылки и основания расширять систему экспорта образования, не ограничиваясь при этом региональным уровнем, но предлагая научному и образовательному сообществу новые перспективы сотрудничества на транснациональном и/или глобальном уровне. Повышение качества образования, совершенствование управленческой культуры и систематическая работа в направлении реализации государственной инициативы «Один пояс, один путь» будут способствовать влиянию системы китайского образования, а также приведут к расширению возможностей продвижения Китая его национальной культуры, образования, китайского языка в глобальном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенков В.П., Лю Ц. Государственная политика финансовой поддержки негосударственного высшего образования в КНР // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 4. С. 49-57.

2. Иванова С.В., Борисенков В.П. Диалог о проекте "Россия — Китай: новые грани и перспективы гуманитарного сотрудничества" // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2. № 2(64). С. 9-21.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Федотова О.Д. Экспорт российского образования: концептуальные основы и современная практика // Актуальные вопросы и инновационные технологии в развитии географических наук. сборник трудов Всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета. 2020. С. 21-28.

Борисенков В.П., Чжан Ч. Региональное пространство подготовки педагогических кадров в Китае как фактор его стабильности и развития // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 8. С. 53-57.

Лю Чжиминь, Ян Чжоу, Сюе Шань, Чжу Ли. Экспорт китайского образования в эпоху глобализации. Россия — Китай: тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ / Отв. ред.: В.П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. — 662 с.

Фэн Я. Успех китайского пути как вклад в мир // Исследование стратегий развития государств. 2018. № 2. С. 97-103.

Нагорнова М.Г. Зарубежный опыт экспорта высшего образования // Экономика и социум. 2020. № 7(74). С. 610-613.

Meskhi, В., Ermakov, P., Ponomareva, S., Fedotova, O. Bilingualism in the scientific and educational discourse of China: Psychophysiological, organizational and pedagogical aspects // E3S Web of Conferences, 2020, 210, 18046.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedotova, O., Platonova, E., Latun, V., Filkevich, I., Igumnov, O. Experience of using distance technology to teach Chinese undergraduates during the COVID-19 pandemic // E3S Web of Conferences, 2020, 210, 22019.

Ma, J., Zhao, K. International student education in China: characteristics, challenges, and future trends // Higher Education, 2018. 76(4), p. 735-751.

Demuyakor, J. Coronavirus (Covid-19) and online learning in higher institutions of education: A survey of the perceptions of Ghanaian international students in China // Online Journal of Communication and Media Technologies, 2020. 10(3), e202018.

Борисенков, В.П. Чжу Сяомань. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. // Российская Академия образования, Центральная Академия педагогических исследований КНР. 2007. С. 118-133.

Абакумова Н.Н., Сю С. Вхождение и продвижение университетов в мировых рейтингах: российский и китайский опыт // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 181-185.

Мозиас П.М. Проект "Один пояс, один путь" и российско-китайское экономическое сотрудничество: еще один шанс? // Вопросы экономики. 2019.

№ 12. C. 47-71.

Wu, M.-Y., Zhai, J., Wall, G., Li, Q.-C. Understanding international students' motivations to pursue higher education in mainland China // Educational Review, 2021. 73(5), p. 580-596.

Zhang Chaozheng

M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

E-mail: izone_96@mail.ru

Export of Chinese education: problems and proposals

Abstract. The article also gives a description of the statistical materials that testify to the positive dynamics of the provision of educational services to foreigners. In China, their number of foreign students is increasing and the list of countries actively participating in the implementation of export-import policy is expanding. The regulatory, organizational, managerial, financial, scientific and methodological conditions and means of expanding the ways and means of attracting foreign students to China are analyzed in detail. The article systematizes the types of scholarships that are provided by various organizations to support students of various typological groups. Among these groups, interns, undergraduates and graduate students dominate. The Confucius Institute dominates among grant-giving organizations. It is shown that mainly students from Asian countries and Oceania receive scholarships, while the proportion of students from European countries is small. The author proposes a system of measures to develop the country's export potential in the field of education. Among them are the increase in the standards for funding scholarships, the expansion of cooperation with foreign partners in the field of science. Important is the development of the system of schools and classes of Confucius, the active use of electronic resources, the strengthening of academic mobility, the development and implementation of new educational programs in the specialty "Teacher of Chinese as a Foreign Language". These measures will make it possible to successfully implement the state strategy initiative "Belt and Road Initiative", and create prerequisites for the further promotion of Chinese culture.

Keywords: education; export of education; foreign students; Confucius Institute; educational project; international educational resource; academic mobility; culture

65PDMN622

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.