УДК 327:378(470.47)
ББК Ф4+Ч448ж(0)(2Ро с. Калм)
DOI: 10.53315/1995-0713-2022-53-1-20-31
Е.Ш. Музраева
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЛМЫЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Б.Б. ГОРОДОВИКОВА
В последние годы международная деятельность Калмыцкого университета заметно активизировалась. Сотрудничество с зарубежными странами приобрело различные формы: обучение иностранных граждан по различным направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры; академическая мобильность преподавателей и студентов, стажировки; сотрудничество в научной сфере, совместная работа над актуальными научными проектами. В КалмГУ обучаются русскому языку иностранные граждане, прибывшие в нашу страну для получения образования. Для продвижения русского языка университет содействует открытию за рубежом Центров русского языка и культуры. Свой вклад в развитие российско-китайского сотрудничества вносит Институт Конфуция на базе КалмГУ. Наиболее интенсивно сотрудничество развивается с вузами азиатских стран, а востоковедение стало одним из основных направлений научной работы ученых университета. Руководство и коллектив стремятся сделать КалмГУ привлекательным и конкурентоспособным на международном рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: интернационализация образования, международное сотрудничество в сфере образования и науки, вузы-партнеры, иностранные студенты, академическая мобильность, стажировки, продвижение русского языка, востоковедение.
E.Sh. Muzraeva
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
INTERNATIONAL ACTIVITIES OF GORODOVIKOV KALMYK STATE UNIVERSITY
The article highlights the international activity of the Kalmyk state university in recent years. The author describes the aims of the university to develop international academic cooperation in the areas of academic mobility, scientific partnerships, double diploma programs and cooperation in the scientific field, joint work on topical research projects. Foreign citizens who arrive in our country to receive higher education are taught Russian at the Kalmyk state university. To promote the Russian language the university has established many centers of the Russian language and culture abroad. The Confucius Institute based in the Kalmyk state university makes its contribution to the development of the Russian-Chinese cooperation. Cooperation with universities in Asian countries is developing most intensively, and Oriental studies have become one of the main areas of scientific work of university scientists. The governing body and pedagogical staffaims to make the Kalmyk state university attractive and competitive in the international market of educational services.
Key words: internationalization of education, international cooperation in the field of education and science, partner universities, international students, academic mobility, internships, promotion of the Russian language, oriental studies.
Интернационализация образования стала характерной чертой современного глобализирующегося мира. Одним из приоритетных направлений деятельности современных вузов становится международное сотрудничество. Национальные системы образования должны реагировать на глобальные процессы и тенденции,
искать адекватный ответ на требования и вызовы XXI века. Совместными, согласованными усилиями российские и зарубежные вузы надеются найти более эффективные пути к благополучному будущему для народов мира.
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, как и другие российские вузы, участвует в процессе интернационализации высшего образования. Государственная политика РФ в сфере образования нацеливает вузы повышать качество, привлекательность и конкурентоспособность российской системы образования на международном рынке образовательных услуг, развивать международное сотрудничество, увеличивать экспорт образовательных услуг. Развитие международного сотрудничества должно содействовать ускорению обмена научными разработками и внедрению новых технологий, развитию исследовательского потенциала и повышению качества образовательных программ российских вузов. Кроме этого, общение и взаимодействие участников интернационального научно-образовательного процесса способствуют росту взаимопонимания, взаимной поддержки и солидарности, дружбы и сотрудничества, что сделает современный мир более стабильным и безопасным. Особенно важно, что в данном процессе участвует, в основном, молодое поколение, которому принадлежит будущее.
Международная деятельность КалмГУ включает в себя такие формы реализации:
- увеличение количества иностранных обучающихся по различным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры;
- академическая мобильность студентов и преподавателей, стажировки с образовательными и научными целями;
- разработка совместных с зарубежными вузами образовательных программ с выдачей двух дипломов, развитие сетевого взаимодействия;
- сотрудничество в научной сфере: совместные научные проекты и исследования, международные научные конференции, создание временных научных коллективов (консорциумов);
- развитие и усовершенствование онлайн-обучения и дистанционных технологий в международном сотрудничестве вузов и научных центров;
- проведение совместно с зарубежными партнерами молодежных культурно-просветительских и спортивных мероприятий.
С 1999 года в Калмыцком университете работает отдел по международным связям, состоящий из двух подразделений: сектора документально-визового сопровождения иностранных граждан и сектора программ международного сотрудничества. Сотрудники отдела знакомят прибывших из-за рубежа студентов с правилами пребывания в РФ, занимаются их документально-визовым сопровождением, помогают иностранным обучающимся адаптироваться на факультетах и в общежитиях КалмГУ, почувствовать себя частью большого университетского коллектива. Отдел по международным связям регулярно информирует студентов и преподавателей университета о программах международного сотрудничества, о возможностях поездок на учебу, стажировку в зарубежный вуз. Сотрудники отдела способствуют проведению мероприятий для ознакомления студентов с культурой, традициями, национальными праздниками народов, представители которых обучаются в КалмГУ И отделом по международным связям, и деятельностью факультетов по развитию сотрудничества с зарубежными партнерами много лет руководит проректор по международному сотрудничеству В.О. Имеев. С его именем связаны как первые шаги, так и достигнутые в последние годы успехи университета в международном сотрудничестве, в продвижении интересов нашей страны в международном образовательном пространстве.
В 1996 г. Калмыцкий государственный университет в числе девяти вузов стал учредителем открытого негосударственного неполитического общественного объединения университетов и научно-исследовательских организаций стран Каспийского бассейна -Ассоциации государственных университетов Прикаспийских стран. В настоящее время в состав Ассоциации входит более 50 вузов и научно-исследовательских институтов России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Ирана. Сотрудничество вузов-партнеров имеет разнообразные формы: обмен студентами и преподавателями, планирование и разработка программ двойных дипломов, совместные научные исследования, конференции, публикации сборников научных трудов, ассамблеи, универсиады. Члены Ассоциации планируют новые совместные проекты в сфере образования и науки, транспорта и логистики, экологии и туризма. Растущее внимание вузы прикаспийских государств уделяют защите Каспийского моря и прибрежного региона. КалмГУ стремится внести свой достойный вклад в общие усилия членов Ассоциации по достижению прогрессивного и устойчивого развития стран Прикаспия. Регион Каспийского моря должен быть регионом дружбы и сотрудничества в интересах проживающих здесь народов [1].
В декабре 2020 г. по инициативе КалмГУ была создана международная общественная организация «Альянс лидеров нового поколения». В Альянс вошли представители 29 вузов России, Монголии, Китая, Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Беларуси и других стран. Целью этого объединения является объединение усилий администраций, ученых и преподавателей университетов и научно-исследовательских центров, направленных на создание возможностей для формирования уникальной индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся вузов-партнеров путем развития и совершенствования форм и методов подготовки специалистов, востребованных современным обществом. Студенты вузовского сообщества получат доступ к дополнительным материальным и методическим ресурсам, у них также будет выбор из более широкого спектра различных образовательных программ, второго высшего, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, различных курсов. В декабре 2021 г. в Калмыцком университете в онлайн-формате состоялся первый саммит членов Альянса лидеров нового поколения. В нем приняли участие представители 27 вузов России, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Кыргизстана, Монголии, Бенина, КНР. Вузы-партнеры обсуждали вопросы интернационализации образования, повышения качества профессиональной подготовки выпускников, создания благоприятных условий для академического мобильности. Было принято решение о создании «дорожной карты» по развитию всестороннего сотрудничества в интересах развития образования, науки и культуры [2].
Обучение русскому языку иностранных граждан, прибывших с целью последующего получения образования в вузах России, а также на стажировку, ведется в КалмГУ на факультете довузовской подготовки и обучения иностранных граждан. Факультет был создан в апреле 2006 г., хотя небольшие группы иностранных граждан обучались в университете и ранее на курсах русского языка. Деканом факультета довузовской подготовки и обучения иностранных граждан стала Л.А. Староверкина, которая руководит им и в настоящее время.
За прошедшие годы в КалмГУ русский язык как иностранный изучали слушатели из 45 стран - Китая, Монголии, Кореи, Бенина, Конго, Мали, Ганы, Ирака, Вьетнама, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кот-дИвуара, Сирии и других стран. Как считают преподаватели, эффективность обучения иностранных граждан зависит от многих факторов, в первую очередь от качества методического обеспечения
учебного процесса и уровня адаптированности обучающихся, то есть их способности «оптимально выстраивать свои отношения в иноязычной среде в соответствии с принятыми в данном социуме нормами коммуникативного поведения» [3, с. 131]. В КалмГУ иностранные граждане осваивают русский язык, в основном, на хорошем уровне, что позволяет им достигать целей в получении образования и других видах деятельности. Большинство иностранных слушателей стали студентами КалмГУ и других российских вузов.
С января 2015 г. на факультете довузовской подготовки и обучения иностранных граждан КалмГУ действует Центр тестирования иностранных граждан, лиц без гражданства и трудящихся мигрантов по русскому языку как иностранному. Центр действует на основании договора с Международным центром тестирования Российского университета дружбы народов (г. Москва). Проводится лингводидактическое тестирование на знание русского языка как иностранного (ТЭУ, ТБУ ТРКИ-!, ТРКИ-П, на получение гражданства РФ). В 2020 г. 25 иностранных граждан получили сертификаты различных уровней владения русским языком как иностранным, из них 14 получили сертификаты ТРКИ4 [4, с. 9]. В КалмГУ проводятся различные мероприятия культурно-массового характера с целью успешной адаптации иностранных обучающихся, расширения возможностей для их языковой практики, формирования атмосферы дружбы и сотрудничества.
Одним из направлений международной деятельности КалмГУ является открытие Центров русского языка и культуры за рубежом. Целью деятельности таких Центров является популяризация и продвижение русского языка и культуры, улучшение взаимопонимания между народами, развитие сотрудничества. Первый Центр был создан в 2014 г. в Университете Внутренней Монголии (Китай). Всего при содействии КалмГУ открыто семь Центров русского языка и культуры, которые успешно действуют в Китае, Монголии, Палестине, Узбекистане.
В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, когда непосредственные контакты между народами затруднены, преподаватели факультета довузовской подготовки и обучения иностранных граждан стали широко использовать дистанционный формат обучения. В 2020 г. они создали свою платформу RKI-online. С её помощью знания по русскому языку получили граждане из четырнадцати стран (Гаити, Судан, Мавритания, Колумбия, Индия, Ливия, Китай, Монголия, Чад, Сенегал и другие). Также в дистанционном формате проводятся стажировки студентов-филологов Монголии и Китая. В осеннем семестре 2021 г. 13 студентов из Монгольского государственного университета дистанционно прошли стажировку по русскому языку и страноведению России. Всего с 2008 г. 156 монгольских студентов прошли стажировку в КалмГУ Кроме этого, преподаватели кафедры русского языка как иностранного и общегуманитарных дисциплин разработали программы дополнительного образования по методике преподавания русского языка как иностранного. По этим программам повысили свою квалификацию преподаватели русского языка из Узбекистана, Палестины и Монголии.
С 2021 г. кафедра русского языка и общегуманитарных дисциплин при поддержке фонда «Русский мир» реализует два проекта: «Проведение международной дистанционной языковой школы для иностранных граждан» и «Проведение международной дистанционной олимпиады для иностранных граждан». Оба проекта пользуются популярностью среди граждан зарубежных стран, заинтересованных в изучении русского языка, русской литературы и культуры. В 2021 г. при поддержке фонда
«Русский мир» была проведена «V дистанционная олимпиада по русскому языку и страноведению». В ней приняли участие 596 человек из разных стран мира, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах [5, с. 131].
Внимание к русскому языку в мире нарастает. Преподаватели кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы КалмГУ в рамках академического обмена проводили занятия в зарубежных вузах (Австрия, Монголия, Узбекистан, Вьетнам). В свою очередь, в Калмыцкий университет приезжали для чтения лекций известные ученые-русисты из других стран (Чехия, Австрия, Монголия, Тайвань).
В последние годы активизировалось сотрудничество КалмГУ с вузами Узбекистана - Национальным университетом Узбекистана им. Мирзо Улугбека и Узбекским государственным университетом мировых языков. Кафедра русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы, реализуя проект «Межкафедральное сетевое взаимодействие», организует совместно с Национальным университетом Узбекистана перекрестное чтение лекций. В апреле 2021 года в онлайн-формате состоялась сетевая научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы русистики: взгляд молодых». В конференции активное участие приняли студенты, магистранты, аспиранты, молодые преподаватели российских вузов и вузов-партнеров из Узбекистана, Вьетнама - всего 72 участника. К началу конференции был подготовлен и издан сборник научных статей (докладов) [6]. Кроме этого, студенты Узбекистана и Вьетнама имели возможность участвовать в олимпиаде по русскому языку и русской лингвокультуре, организованной кафедрой русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы КалмГУ
В 2021 г. преподаватели кафедры под руководством профессора Т.С. Есеновой приняли участие в двух научных конференциях, организованных Узбекским государственным университетом мировых языков. На конференциях обсуждались актуальные проблемы русистики и методики преподавания русского языка и литературы [7]. В январе 2022 г. преподаватели КалмГУ приняли участие в научно-практической конференции «Актуальные проблемы русского словообразования», организованной кафедрой русского языкознания Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека.
Большое место в международной деятельности КалмГУ занимает сотрудничество с научными и образовательными учреждениями Китайской Народной Республики. В настоящее время партнерские отношения поддерживаются с 13 вузами КНР. В их число входят: Университет Внутренней Монголии (г. Хух-Хото), Северо-Западный университет национальностей (г. Ланьчжоу), Пекинский национальный университет (г. Пекин), Северо-Западный педагогический университет (г. Ланьчжоу), Цинхайский университет национальностей (г. Синин), Синьцзянский университет (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Муданьцзянский педагогический университет (г. Муданьцзян), Хайнаньский профессиональный институт экономики и бизнеса (г. Хайкоу), Аграрный университет Внутренней Монголии (г.Хух-Хото), Цюнтайский педагогический институт (г. Хайкоу), Пекинский университет языка и культуры (г. Пекин), Хайнаньский колледж информационных технологий (г. Цюнхай), Хайнаньский тропический морской институт (г. Санья). В ноябре 2020 г. КалмГУ подписал соглашение о сотрудничестве с Харбинским дальневосточным политехническим университетом.
Сотрудничество Калмыцкого университета с китайскими вузами приобрело разнообразные формы: академическая мобильность студентов и преподавателей, совместные научные проекты, создание Центров русского языка и культуры, Института
Конфуция на площадках вузов-партнеров. Китайские ученые положительно оценивают сотрудничество Университета Внутренней Монголии (УВМ) и КалмГУ. В то же время они отмечают, что следует выявлять и работать над недостатками в организации сотрудничества, чтобы сделать его более эффективным. В частности, китайские авторы пишут, что в УВМ иностранные и китайские студенты живут в разных общежитиях, что препятствует их общению, делает языковую практику недостаточной. По их мнению, следовало бы учитывать добровольное желание иностранных и китайских студентов жить в одной комнате общежития, чтобы иметь больше языковой практики и возможности лучше узнать китайскую культуру. Кроме этого, они полагают, следовало бы увеличить сроки обучения студентов по обмену, чтобы повысить уровень овладения языком. К числу недостатков отнесено и то, что «китайские и российские студенты по обмену в основном изучают язык противоположной стороны, а взаимодействие по различным специальностям еще не достигло уровня полномасштабного сотрудничества» [8, с. 24-25]. По мрению китайских коллег, следует также пересмотреть, усовершенствовать программы совместного образования.
Среди студентов и преподавателей КалмГУ, а также в разных слоях населения Калмыкии наблюдается растущий интерес к Китаю. В 2015 году на базе Научной библиотеки Калмыцкого университета был открыт Центр постижения китайского языка и культуры Китая. В Центре проходят занятия для слушателей Института Конфуция, встречи китайских и российских студентов, семинары, мастер-классы, просмотры китайских фильмов, Дни открытых дверей, чайные церемонии, а также хранятся книги, материалы и китайская атрибутика для знакомства с культурой КНР. В свою очередь, в Китае наблюдается большой интерес к России. При содействии КалмГУ Центры русского языка и культуры открыты в китайских вузах: Университете Внутренней Монголии, Северо-Западном педагогическом университете, Хайнаньском колледже информационных технологий, Хайнаньском институте экономики и бизнеса. Центры ведут работу по популяризации и продвижению русского языка и культуры: обучение русскому языку, повышение квалификации китайских преподавателей русского языка, научные конференции, олимпиады, конкурсы по страноведению России, проведение Дней русской культуры. Ежегодно в таких мероприятиях участвует более 1500 китайцев.
Одним из китайских вузов, имеющих большой и успешный опыт сотрудничества с КалмГУ, является Университет Внутренней Монголии. В 2022 г. будет отмечаться 20-летие подписания договора о сотрудничестве между КалмГУ и УВМ. Стороны стремятся, чтобы эта знаменательная дата послужила стимулом для дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества в интересах народов России и Китая. В планах вузов-партнеров - участие в создании в КНР российско-китайского Университета дружбы.
Большой вклад в развитие российско-китайского сотрудничества вносит Институт Конфуция на базе КалмГУ Институт был создан в соответствии с «Соглашением между Калмыцким государственным университетом и Штаб-квартирой Институтов Конфуция по созданию Института Конфуция», подписанным 22 ноября 2007 г. представителем посольства КНР в России и Г. М. Борликовым, занимавшим в то время пост ректора КалмГУ В 2008 г. Институт начал свою работу, а его официальное, торжественное открытие состоялось в апреле 2009 г. Целью деятельности Института является популяризация китайского языка и культуры, создание благоприятных условий для развития российско-китайского межкультурного диалога. Для становления и развития Института Конфуция в Калмыкии многое сделал его первый директор с китайской стороны Ху Гэцзилэту.
Институт Конфуция стремится популяризировать, распространять знание китайского языка в среде школьников и студентов, а также в широких слоях населения. Сотрудники Института оказывают методическую помощь преподавателям китайского языка с целью повышения уровня преподавания, а также проводят экзамены для подтверждения их квалификации. Ежегодно Институт организует летний лагерь по китайскому языку и культуре на базе КалмГУ, принимает участие в организации международного летнего лагеря для российских школьников в КНР. Регулярно в КалмГУ проводится Неделя китайского языка и культуры Китая. Интересной и насыщенной разнообразными мероприятиями получилась Неделя китайского языка и культуры Китая в феврале 2021 г. Была проведена олимпиада по китайскому языку, конкурс китайской каллиграфии среди студентов 1-2 курсов, диктант по китайскому языку среди студентов 3-4 курсов, викторина и конкурс песен на калмыцком и китайском языках, посвященные празднованию калмыцкого Цаган Сар и китайского Чуньцзе. В рамках Недели в дистанционном формате были прослушаны лекции известных китайских и российских ученых.
Институт Конфуция на базе КалмГУ поддерживает тесные связи с Фондом международного преподавания китайского языка в Пекине, отделом по делам образования посольства КНР в РФ, Институтами Конфуция в России и других странах. В декабре 2021 г. состоялось очередное заседание Попечительского совета Института Конфуция на базе КалмГУ, в котором приняло участие руководство двух вузов-партнеров - КалмГУ и Университета Внутренней Монголии. В ходе заседания были заслушаны отчеты о деятельности в 2020-2021 гг., с которыми выступили руководители Института Конфуция с китайской и российской стороны - Чжао Юн и Л.В. Джимбеева.
В настоящее время в Институте Конфуция на базе КалмГУ действует 17 групп: 3 - дистанционно, 14 - в очном формате. Дистанционные занятия проводятся преподавателем из Китая, волонтером Института Конфуция - Ванг Юэ. Количество слушателей составляет 158 человек, из них 74 школьника, 76 студентов и 8 слушателей старше 30 лет. Следует отметить, что в числе слушателей есть представители других городов России - Ростова-на-Дону, Краснодара, Астрахани и Москвы. Активными и заинтересованными слушателями Института Конфуция являются элистинские школьники. Они принимали участие во Всероссийском конкурсе по китайской каллиграфии, участвовали в Открытой интернет-олимпиаде по китайскому языку для школьников, где показали хорошие результаты [9].
Студенты КалмГУ и слушатели курсов Института Конфуция успешно сдают экзамены НБК (международный квалификационный экзамен) и получают сертификаты, позволяющие им претендовать на стипендии Министерства образования КНР и Института Конфуция на обучение в вузах Китая. Успешно прошел экзамен и в 2019-2020 гг. Проведен набор слушателей на 2021-2022 учебный год в следующие группы: китайский язык для начинающих, для продолжающих изучение, подготовка к международному экзамену на уровень знания китайского языка ББК.
Институт Конфуция принимает участие в научно-исследовательских проектах, посвященных языку, философии, истории, культуре Китая. В свое время заметным событием стало издание сборника научных и научно-популярных статей «Мир Китая» [10]. В 2019 г. были изданы материалы II Международного форума «Один пояс - один путь: образование, наука, культура», состоявшегося в Элисте в октябре 2019 г. [11]. Сотрудники Института стремятся принимать участие во всех научно-практических конференциях, посвященных синологии и методике преподавания китайского языка.
В марте 2021 г. сотрудники Института Конфуция на базе КалмГУ стали членами Всероссийской ассоциации преподавателей китайского языка. Членство в Ассоциации позволит эффективно обмениваться научным и педагогическим опытом, продвигать перспективные разработки в области преподавания китайского языка, сделает работу Института более результативной. Институт Конфуция в Калмыкии планирует и впредь заинтересованно, с полной отдачей сил выполнять свою высокую миссию по улучшению взаимопонимания между народами России и Китая, развитию всестороннего российско-китайского сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.
Большая работа по развитию сотрудничества со странами Азии ведется в Институте калмыцкой филологии и востоковедения (ИКФВ) под руководством его директора М. А. Лиджиева. Студенты и преподаватели Института выезжают в вузы Китая, Монголии, Южной Кореи в рамках академического обмена. Реализуется программа магистратуры «Алтаистика и общее языкознание» с выдачей двух дипломов совместно с Иссыкульским государственным университетом имени К. Тыныстанова (Киргизия). Регулярно проводятся международные научные конференции, российские конференции с международным участием, публикуются сборники научных трудов, посвященные исследованию Востока. Проведено пять международных конференций в рамках проекта «Сетевое востоковедение». В 2017 г. состоялась первая конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура». С тех пор каждый год под руководством ИКФВ проводится международная конференция, на которой рассматриваются актуальные для востоковедения проблемы. Каждая конференция была посвящена определенной проблематике из области востоковедения: «Сетевое востоковедение: устные и письменные традиции в контексте межкультурного взаимодействия» (2018 г.), «Сетевое востоковедение: взаимодействие монгольских и тюркских этносов во времени и в пространстве» (2019 г.), «Сетевое востоковедение: культурные ценности Востока в орбите современных научных исследований» (2020 г.). В декабре 2021 г. состоялся V международный форум «Сетевое востоковедение: мир Востока и Восток в мире», в котором участвовали исследователи из многих российских и зарубежных вузов и научных центров. Изданы сборники материалов конференций, содержащие доклады и выступления участников, посвященные актуальным проблемам языкознания, фольклора, национальных литератур, истории, культуры восточных народов [12; 13].
Преподаватели Института калмыцкой филологии и востоковедения участвуют в работе Международного научного центра «Культурное наследие монгольских народов», которым руководит профессор Е.Э. Хабунова. Центр изучает культурное наследие монгольских народов, занимается сбором и исследованием полевого материала на территории проживания монгольских народов и их диаспор за пределами страны. Ведется работа по грантам российских и зарубежных научных фондов (Монголия, Китай). Например, в 2019 году был выигран грант РФФИ и Академии общественных наук Китая по теме «Фольклор народов Шелкового пути: ойрат-монголы Китая и калмыки России (от сказки к эпосу)».
Как известно, одним из стратегических проектов КалмГУ является проект «Республика Калмыкия - перекресток культур, туристических путей и гуманитарных проектов», которым руководит директор Института калмыцкой филологии и востоковедения М.А. Лиджиев. Для реализации намеченных планов создаются консорциумы. В частности, международный консорциум «Стратегия и перспективы трансграничных востоковедных исследований» создан для выполнения проекта «Республика Калмыкия - перекресток культур, туристических путей и гуманитарных проектов».
Он предполагает сотрудничество с научными и образовательными учреждениями Китая, Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Индии. Как отмечает ректор Б.К. Салаев, «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова - опорный региональный вуз с исторически сложившейся миссией служить научно-образовательным мостом, соединяющим европейские и азиатские достижения и перспективы. Одно из ключевых направлений деятельности КалмГУ - востоковедение, особо значимое в связи с приоритетными задачами внешней политики РФ» [14].
Долговременный и устойчивый характер имеют связи КалмГУ с вузами Казахстана. Общие интересы, долговременный опыт сосуществования в одном государстве, фактическое отсутствие языкового барьера, географическая близость - все это создает благоприятные возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Членство в Ассоциации государственных университетов Прикаспийских стран способствует разностороннему взаимодействию КалмГУ и вузов Казахстана. Поддерживаются отношения сотрудничества и взаимной поддержки с Атырауским университетом им. Х. Досмухамедова, Атырауским университетом нефти и газа им. С. Утебаева, Каспийским государственным университетом технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби, Западно-Казахстанским государственным университетом им. М. Утемисова, Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом им. Жангир хана. В конце 2020 г. КалмГУ подписал договор о сотрудничестве с Южно-Казахстанским университетом им. М. Ауэзова.
Сотрудничество КалмГУ и казахстанских вузов предусматривает академическую мобильность обучающихся и преподавателей, участие в научных мероприятиях, научное руководство соискателями ученых степеней.
Студенты из Казахстана обучаются на бакалавриате, в магистратуре и аспирантуре КалмГУ В 2020 г. на разных факультетах университета обучалось 34 студента и 5 аспирантов [4, с. 25-26, 80-81]. Завершили обучение 17 выпускников-казахстанцев [4, с. 72]. К сожалению, из-за пандемии ССУШ-19 в 2020 г. в КалмГУ поступили 4 абитуриента из Казахстана, в 2021 г. - всего 3. Они обучаются на бакалавриате.
Преподаватели КалмГУ часто выезжают в Казахстан с научными и образовательными целями. Заведующий кафедрой всеобщей истории, профессор П.М. Кольцов в течение многих лет сотрудничает с археологами и историками Атырауского и Западно-Казахстанского университетов. Он читал лекции казахстанским студентам, руководил совместными археологическими экспедициями, является научным руководителем аспирантов из Казахстана, активно участвует в научных мероприятиях казахстанских коллег. В 2020 г. П.М. Кольцову было присвоено звание почётного профессора Атырауского университета им. Х. Досмухамедова. В ноябре-декабре 2021 г. заведующий кафедрой философии и культурологии КалмГУ, доктор философских наук, профессор В.Н. Бадмаев прочитал курс лекций по философии и культуре буддизма магистрантам и докторантам факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби. Кроме этого, В.Н.Бадмаев провел консультации для соискателей научных степеней, научно-практический семинар по участию в конкурсах на получение грантов, принял участие в ряде научных конференций, приуроченных к 30-летию независимости Республики Казахстан и кафедры культурологии КазНУ им. аль-Фараби.
В 2012 году в КалмГУ был открыт Центр казахской науки и культуры, а в 2013 году в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова - Центр российской науки и культуры. Руководитель Центра в Элисте - доктор сельскохозяйственных наук, профессор, декан аграрного факультета КалмГУ А.К. Натыров ведет большую работу по укреплению дружбы и сотрудничества с Казахстаном.
КалмГУ стремится сотрудничать с университетами западных стран. Преподаватели кафедры германской филологии проходили курсы повышения квалификации в Институте имени Гете (г. Гамбург), выезжали на стажировку в университет Западного Вашингтона (г. Беллингхем, штат Вашингтон). Преподаватели регулярно проходят обучение на дистанционных курсах повышения квалификации в европейских и американских вузах, участвуют в международных конференциях и семинарах. Студенты, изучающие английский и немецкий языки, успешно участвуют в различных конкурсах и получают право на стажировку в зарубежных университетах.
Студенты аграрного факультета КалмГУ ежегодно выезжают на полугодовую сельскохозяйственную практику в Германию по международной программе LOGOe.V В 2014-2016 гг. на аграрном факультете был успешно выполнен международный грант Европейского Союза по программе «TEMPUS» - «Разработка и внедрение магистерской программы по сохранению, производству, маркетингу традиционных продуктов питания в России и Казахстане». В этом проекте участвовали ученые Франции, Италии, Швеции, Казахстана и России. Преподаватели аграрного факультета намерены расширять сотрудничество с европейскими странами, в частности, планируют сотрудничать со шведским фондом по развитию Балтийского региона.
В КалмГУ иностранные студенты не только получают образование. Многое делается для установления дружеских контактов и расширения круга общения и кругозора. В 2014 году КалмГУ провел первый международный форум иностранных студентов вузов Юга России. В ноябре 2019 г. КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в очередной раз собрал в Элисте представителей разных государств - в университете прошел Всероссийский фестиваль иностранных студентов «Диалог культур». В нем участвовали более 100 студентов из 32 стран, обучающиеся в вузах Российской Федерации. В мероприятии принял участие Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Бенин в России и странах СНГ Кики Нукпо Клеман. Он выразил благодарность организаторам за возможность участвовать в фестивале и за теплый прием делегации. Участники фестиваля тепло приветствовали верховного комиссара Евразийской организации экономического сотрудничества Анисет Габриэля Кочофа. Он ранее не раз бывал в Элисте, будучи президентом Ассоциации иностранных студентов в России (АИС) и Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Бенин в России [15].
Все последние годы количество иностранных студентов в КалмГУ возрастало. Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов университета составил: 2017 г. - 9,48 %; 2018 г. - 10,42 %; 2019 г. - 14,73 %; 2020 г. - 20,23 %; 2021 г. - 23,43 %. В 2021 г. в КалмГУ по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры обучалось 1381 иностранных студента из 43 стран мира. В аспирантуре учится 16 обучающихся из зарубежных стран [16].
Калмыцкий государственный университет стремится занимать достойное место в международном образовательном пространстве, быть авторитетным партнером для зарубежных вузов и научных центров. Для достижения успехов на этом пути университету следует продолжать прилагать усилия, чтобы повысить престиж университета, сделать его притягательным научно-образовательным центром как для российской, так и для зарубежной молодежи. В числе задач, которые стоят перед коллективом университета, можно назвать следующие:
- продолжать работу по дальнейшему повышению уровня образовательного процесса, качества образования, чтобы сделать учебу в КалмГУ привлекательной и престижной для иностранных студентов;
- заимствовать, использовать положительный опыт вузов-партнеров в образовательной и научной деятельности, в воспитательной и культурно-просветительской работе со студентами;
- помогать иностранным обучающимся в адаптации к условиям жизни и учебы в России, усилить внимание к ним со стороны кураторов;
- сделать условия проживания иностранных студентов более комфортными, обеспечить их безопасность и медицинское обслуживание, оказывать социальную помощь;
- создавать условия для самореализации студентов в учебе, науке, спорте, общественной деятельности, культуре, способствовать развитию их потенциала, открывать перспективы профессионального и личностного роста.
В 2021 г. КалмГУ им. Б.Б. Городовикова вошел в число российских вузов, получивших право на участие в реализации федеральной программы «Приоритет-2030» [17]. Программа предусматривает государственную поддержку университетов, реализующих актуальные для нашей страны направления развития науки и образования. Для реализации стратегических проектов, заявленных Калмыцким университетом, будет использован имеющийся позитивный опыт международного сотрудничества. Коллектив вуза под руководством ректора Б.К. Салаева намерен приложить все усилия для реализации намеченных планов. В свете задач, стоящих перед российским образованием, международная деятельность университета должна стать более эффективной, подняться на более высокий уровень, отвечать современным требованиям, способствовать укреплению позиций нашей страны в мире.
Источники и литература
1. Ассоциация государственных университетов Прикаспийских стран. - URL: https://www.astu.org/Content/Page/3508 (дата обращения: 10.02.2022).
2. Чингеева С.А. Первый саммит Альянса лидеров нового поколения // Калмыцкий университет / газета Калмыцкого государственного университета. № 11 (976), декабрь, 2021 г.
3. Акименко Н.А. Формирование коммуникативных навыков в процессе адаптации иностранных стажеров в Калмыцком государственном университете // Предвузов-ская подготовка иностранных граждан в Российской Федерации: история и современность: сборник материалов юбилейной международной научно-практической конференции (Москва, 23-25 октября 2019 г.) / Сост. А. П. Забровский; отв. ред. Е. Н. Ковтун. -Москва : МАКС Пресс, 2020. - С. 131-137.
4. Мониторинг международной деятельности образовательных организаций высшего образования за 2020 год. Отчет ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова».
5. Староверкина Л.А., Очирова И.Н., Бадмаева В.И., Нохаева Ц.Ч. Роль вузов России в продвижении русского языка за рубежом (на примере Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова) // Обзор педагогических исследований. - 2021. - том 3, № 8. - С. 129-133.
6. «Актуальные проблемы русистики: взгляд молодых». - Материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Элиста, 16 апреля 2021 г. / Редкол.: Э.В. Эрдниева [и др.]. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2021. - 200 с.
7. Отчет кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы о реализации мероприятий в рамках проекта «Межкафедральное сетевое взаимодействие» за первое полугодие 2021-2022 учебного года.
8. Мэн Гэньцан, Фань Лицзюнь, Ли Ян. Исследование проблем сотрудничества Китая и России в сфере образования в рамках реализации стратегии «Один пояс и один путь»: анализ на примере сотрудничества Университета Внутренней Монголии и Калмыцкого государственного университета // Дальний Восток России и Китай: диалог культур стран-соседей [Электронный ресурс] : Междунар. научно-практич. конф. : материалы / [ред. кол.: Г.В. Алексеева (отв. ред.), И.И. Крыловская, Д.А. Владимирова]. -Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. - С. 22-25.
9. Отчет директора Института Конфуция с российской стороны Джимбеевой Л.В. к заседанию Попечительского Совета КалмГУ (РФ) и УВМ (КНР) от 16.12.2021.
10. Мир Китая: сборник научных и научно-популярных статей / Гл. ред. проф. Хугжилту У - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2013. - 269 с.
11. «Один пояс - один путь: образование, наука, культура». - II Международный форум, г. Элиста, 15-18 октября 2019 г. [Текст]: материалы / редкол.: В.О. Имеев [и др.]. -Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2019. - 215 с.
12. «Сетевое востоковедение: культурные ценности Востока в орбите современных научных исследований». - IV Международный научный форум «Сетевое востоковедение: культурные ценности Востока в орбите современных научных исследований», 17-18 декабря 2020 г. [Текст]: материалы / редкол.: Б.К. Салаев [и др.]. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2020. - 565 с.
13. «Сетевое востоковедение: мир Востока и Восток в мире», V Международный науч. форум (2021; Элиста). V Международный научный форум «Сетевое востоковедение: мир Востока и Восток в мире», 30 ноября 2021 г. [Текст]: материалы / редкол.: Б.К. Салаев [и др.]. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2021. - 513 с.
14. Салаев Б.К. КалмГУ им. Б.Б. Городовикова - опорный университет Калмыкии // Аккредитация в образовании. - 2017. - № 99 от 27.11.2017. - URL: https://akvobr.ru/ kalmgu_im_b_b_gorodovikova_opornyi_universitet_kalmykii.html (дата обращения: 27.01.2022).
15. Эрендженова С.М. «Объединяя молодежь из разных стран, мы делаем мир лучше» // Калмыцкий университет / газета Калмыцкого государственного университета. № 10 (954), ноябрь, 2019 г.
16. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2021 года: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». - URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2021/_vpo/inst.php?id=92. (дата обращения: 05.02.2022).
17. ПРИОРИТЕТ - 2030: Программа развития КалмГУ на 2021 - 2030 годы. - URL: https://www.kalmgu.ru/prioritet-2030/prioritet-2030-programma-razvitiya-kalmgu-na-2021-2030-gody/ (дата обращения: 06.02.2022).