В статье проведен анализ российской внешней торговли химической и нефтехимической продукцией, выявлены внешнеторговые риски и угрозы для отечественных производителей, приоритетные направления развития по видам химической продукции и рынкам сбыта на ближайшую перспективу. Выводы базируются на данных о внешнеторговой деятельности 103 предприятий, производящих более 80% химической продукции органического и неорганического синтеза.
Экспорт и импорт химической продукции России: состояние и перспективы
С. А. ЗАБОЛОТСКИЙ, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Всего в химической и нефтехимической промышленности России насчитывается около 600 крупных и средних предприятий. Особенность российской химической отрасли состоит в том, что она является преимущественно экспор-тоориентированной. Доля экспорта в совокупном внутри-российском производстве в стоимостной оценке за 2005 г. составила 42%, то есть экспорт для российских предприятий служит основным источником сохранения и роста производства. Сейчас на мировом рынке химической и нефтехимической продукции Россия выступает преимущественно как поставщик крупнотоннажной нефтехимической продукции невысокой степени переработки с низкой добавленной стоимостью. Средняя стоимость экспортируемой химической продукции в 2005 г. составила 325 дол./т.
Среди экспортоориентированных направлений российского химического комплекса можно выделить те, в которых экспортная составляющая превышает 50% объема производства. Среди органического синтеза это - выпуск параксилола (65%), стирола (57,8%), метанола (49,8%), © ЭКО 2007 г.
ОТРАСЛЬ 127
Ь» Ьь
бутилового спирта (68,3%), капролактама (58,4%), этилен-гликоля (59,1%), технического углерода (54,9%), синтетических каучуков (55,5%). Среди неорганического синтеза - минеральные удобрения (73%) и другие продукты. Низкая доля общественного и производственного потребления - одна из причин гипертрофированности экспорта. К примеру, в России доля конечных потребительских товаров колеблется в пределах 9-10% от общего производства, в то время как в США, Германии и Франции этот показатель достигает 46%, 34 и 30%, соответственно1.
В 2005 г. на рынках дальнего и ближнего зарубежья реализовано химической и нефтехимической продукции на сумму 10,7 млрд дол., в том числе в странах дальнего зарубежья - 8,2 млрд дол. (оценка). На страны СНГ в 2005 г. приходилось около 23% внешних поставок России, в основном на Украину (7,8%), Белоруссию (6,6%) и Казахстан (5%). Экспорт в страны Азии составил 29,8% стоимости всего экспорта химикатов, причем Китай занимает самую большую долю - 24,6%. На 25 стран ЕС пришлось 32,8% российского экспорта; из них следует отметить Францию - 4,7%, Германию - 4,2%, Великобританию - 4%, Финляндию - 3,8%.
Чрезмерная зависимость российских производителей от внешних рынков несет свои экономические риски. Дело в том, что Россия ведет внешнюю торговлю в условиях сохранения жестких антидемпинговых пошлин на многие химические товары и полупродукты (все виды удобрений, синтетические ка-учуки, спирты и капролактам) со стороны основных потребителей - стран ЕС и Китая, что существенно уменьшает экономическую эффективность внешней торговли.
Эффективность внешнеэкономической деятельности также существенно снижается сырьевой направленностью экспорта (рис. 1). С 2000 г. товарная структура экспортных поставок не претерпела существенных изменений.
Аммиак экспортируется преимущественно в США (32%), Великобританию (15,2%), Литву (13,3%) и Турцию
1 ACC, US Business of Chemistry Flow Chart, http://www.americanchemistry.com/ s_acc/bin.asp?CID=381&DID=1278&DOC=FILE.PDF
Минеральные удобрения 27,3 Аммиак 5,9
Синтетичес кий каучук 10,4
Пластмассы 5,0
Капролактам 3,9 Стирол 3,5
Прочая продукция 33,3
Метилтретично-бутиловый эфир 0,7
■ Химические волокна и нити 1,4
Метанол Технический Параксилол Моноэтилен-3,2 углерод 1,9
2,1
гликоль 1,6
Рис. 1. Структура экспортных поставок продукции химического комплекса России (по стоимости) в 2005 г., %
(11,3%). Разница среднеэкспортных российских и мировых цен на аммиак больше, чем цен на производимые из него азотные удобрения (табл. 1). Дальнейшая переработка аммиака в азотные удобрения затратна для российских предприятий из-за высокой энергоемкости производства. Вероятнее всего, Россия будет наращивать долю аммиака в общем объеме производства с тем, чтобы увеличить экспорт. Значительную долю в структуре экспорта занимают азотные, калийные и фосфорные удобрения (27,3% стоимости). Ведущими покупателями отечественных азотных удобрений являются Бразилия - 21,8%, Литва - 12,3%, Турция - 11,3%.
Основными потребителями российских фосфорных удобрений в 2005 г. были Китай и Германия (26,8% и 11% соответственно). Китай закупает также калийные удобрения (44,1% экспортных поставок). Сейчас традиционные страны-импортеры российских удобрений - Китай, Бразилия, Индия, Пакистан - строят свои производственные мощности, что несет в себе угрозу для российских производителей.
ОТРАСЛЬ 5 ЭКО № 2, 2007
Таблица 1
Отношение среднеэкспортных российских цен к мировым в 2005 г., %*
Западная Северная Дальний
Европа Америка Восток
Продукты органического синтеза
Базовые химикаты
Пропилен 79 - -
Бензол 91 95 93
Ортоксилол 90 91 88
Параксилол 80 88 83
Толуол 85 79 80
Метанол 63 62 68
Некоторые крупнотоннажные
полупродукты
Стирол 89 98 83
Ацетон 90 81 -
Бутиловый спирт 88 81 81
Изопропиловый спирт 70 - -
Моноэтиленгликоль - - 83
Уксусная кислота 61 47 48
Капролактам - - 76
Пластмассы
Полиэтилен:
низкой плотности 92 84 98
линейный низкой плотности 93 85 99
высокой плотности 81 77 87
Полипропилен 95 80 97
Полистирол 93 70 96
Поливинилхлорид 90 89 93
Продукты неорганического синтеза
Удобрения
Азотные 80 75 79
Калийные - 65 62
Фосфорные - 73 -
Аммиак 53 49 51
* Химические товары, Среднемесячные цены на химические товары. БИКИ № 5-18, 2006; Химические товары. Экспорт нефтехимической продукции из РФ // БИКИ № 142 (8938), 10 декабря. 2005.
Большая зависимость от экспорта (73% произведенных в России удобрений идет на экспорт) при резком сокращении импорта вышеперечисленными странами не позволит отечественным производителям удобрений быстро переориентироваться на внутренний рынок. В России сохраняется низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий - это одна из причин невысокого уровня внутрирос-сийского потребления удобрений. По мнению российских специалистов, данную проблему можно решить через интеграцию производителей удобрений с агропромышленным комплексом и сельхозпредприятиями. В целом потенциал для роста внутреннего спроса огромен - в европейских странах на один гектар применяют около 500 кг удобрений, в США - 250, в России - всего 21 кг2.
Пластмассы и синтетические смолы являются конечным звеном в химической переработке углеводородного сырья. Эта индустрия напрямую зависит от конечного потребительского спроса и косвенно - от спроса смежных отраслей (автомобилестроения, пищевой промышленности, производства бытовой техники, электроники, строительства). В 2005 г. основными потребителями пластмасс были Украина, Китай и Белоруссия (25,9; 24,8; 14,3% стоимости поставок, соответственно).
Опасная ситуация складывается в производстве полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида. Россия переживает бум в потреблении трех перечисленных пластиков, вызванный увеличением спроса со стороны строительной и упаковочной отраслей. В течение 2000-2005 гг. наблюдался быстрый рост потребления пластмасс, который удовлетворялся за счет загрузки существующих мощностей и сокращения экспорта (табл. 2).
Осенью 2006 г. в Татарстане в рамках реализации инвестиционного проекта на Нижнекамском нефтехимическом комбинате при поддержке государства введено в эксплуатацию оборудование по выработке полипропилена мощностью 180 тыс. т в год. Целесообразно ускорить расширение су-
2 Министерство промышленности и энергетики РФ. Рынок удобрений будет расти, http://www.minprom.gov.ru/activity/metrology/news/44
ОТРАСЛЬ
5*
Таблица 2
Среднегодовой прирост внутрироссийского производства, потребления и экспорта основных крупнотоннажных пластмасс в 2000-2005 гг., %
Продукт Загрузка мощностей в 2005 г. Среднегодовой прирост 2000-2005 г.
производство потребление экспорт
Полиэтилен 99,9 2,7 11,5 -16,5
Полипропилен 98,9 5,5 17,2 -11,4
Поливинилхлорид и сополимеры 96,7 3,9 20,0 -20,5
Полистирол и сополимеры 98,2 20,4 12,1 45,4
ществующих или ввод новых мощностей по выпуску полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида. Необходимы государственные поддержка и финансирование, в противном случае российские производители начнут терять позиции на внешнем рынке.
Несколько иная ситуация складывается с выпуском полистирола. С 2000 г. по 2005 г. доля экспорта в общем российском производстве продукта увеличилась с 7,5% до 19,3%. Существенная часть полистирола используется для изготовления деталей бытовой техники и электроники. В России данный сектор находится в депрессивном состоянии, что и обусловливает рост экспорта полистирола. По этой же причине производство стирола (мономера для выработки полистирола) также сильно ориентировано на экспорт. Тем не менее темпы роста экспорта полистирола за последние 5 лет свидетельствуют, что в ближайшем будущем доля экспорта данного пластика будет увеличиваться, поэтому появится необходимость в создании дополнительных мощностей.
Среди продуктов базового органического синтеза большие возможности заложены в расширении экспорта метанола. Конкурентоспособность данного продукта поддерживается в основном за счет цен, которые в 1,5 раза ниже среднемировых (табл. 2) за счет низких цен на метансодер-
жащий природный газ, из которого вырабатывается метанол. Востребованность этого продукта в мире вызвана, прежде всего, значительными темпами роста спроса на уксусную кислоту и формальдегид, которые участвуют в синтезе различных полупродуктов для производства пластмасс, синтетических волокон, красок, метилтретичнобутилового эфира (это - более чистая высокооктановая добавка к автобензину, чем алкилсоединения свинца). На современном этапе ориентация российских поставок данной продукции в страны ЕС вполне оправданна. В ЕС вступил в действие пакет законов, предусматривающих экологическое тестирование и лицензирование производства химикатов. Выпуск метанола и его производных - токсичный процесс, поэтому в условиях введения жестких экологических нормативов в странах ЕС существует большая вероятность увеличения закупок этой товарной позиции в России.
Капролактам занимает небольшую долю в производстве химикатов России, но его доля в экспорте высока и составляет почти 58,4% от объема производства. Этот полупродукт, используемый для выпуска синтетических волокон (поставляется преимущественно в Китай - 51,5%, и Тайвань - 24,8%), возвращается в виде готовых текстильных изделий с высокой добавленной стоимостью. Стратегической целью российских предприятий было бы развитие более глубокой переработки капролактама в полиамидные волокна с последующей диверсификацией отрасли.
Большая часть отечественной продукции - это полупродукты невысокой степени переработки. В мировой химической промышленности качественные характеристики данной продукции варьируются незначительно, и российские предприятия могут конкурировать на мировых рынках только за счет цен.
Разрыв в ценах отечественных экспортеров и биржевых цен стран Западной Европы, Северной Америки и Дальнего Востока на базовые органические химикаты, полупродукты и пластмассы увеличивался со среднегодовым темпом 113% (с 2002 г. по 2005 г.). Тем не менее значительная изменчивость (20-33%) российских среднеэкспортных и мировых
цен на основные виды химических товаров за данный период не позволяет говорить об устойчивой ценовой динамике на продукцию химического сектора.
В табл. 1 приведены данные для наглядного сравнения ценового преимущества некоторых российских товаров. В России в 2005 г. экспортными пошлинами облагались базовые химикаты и некоторые полупродукты органического синтеза (этилен, пропилен, бензол, ортоксилол, паракси-лол, толуол, стирол). Эти ограничительные барьеры были созданы для стимулирования развития производств более глубокой степени переработки с высокой добавленной стоимостью.
Но даже при таких ограничениях российские производители сохраняют ценовое преимущество на базовые продукты органического синтеза и продолжают экспортировать данную продукцию. Целесообразно дальнейшее увеличение экспортных тарифов на данную продукцию с целью диверсификации отрасли.
Ценовая конкурентоспособность российских экспортеров пластмасс сегодня на низком уровне. Цены азиатских и европейских производителей пластмасс незначительно превышают среднеэкспортные цены отечественных продуцентов, а разница с североамериканским рынком нивелируется транспортной составляющей. Экономия на условно-постоянных затратах за счет повышения загрузки была одной из составляющих конкурентоспособности российских цен на пластмассы. Как уже отмечалось, мощности российских производителей большинства пластмасс к 2005 г. достигли максимальной загрузки, поэтому возможность удержать нынешний ценовой уровень есть лишь у производителей, использующих дешевое нефтегазовое сырье - широкую фракцию легких углеводородов.
Ценовая конкурентоспособность российских удобрений в настоящее время высока. Доля газа в себестоимости производства удобрений составляет порядка 50-60%. Цены реализации природного газа для российских продуцентов удобрений в декабре 2005 г. колебались в пределах 35-50 дол./ 1000 м3, а стоимость экспортируемого в ЕС - 230-250 дол./
1000м3. Таким образом, рост себестоимости производства уже при двукратном увеличении внутрироссийских цен на газ может свести на нет ценовое преимущество производства удобрений.
Анализ показал, что крупные мировые импортеры (США и ЕС) закупают базовые химикаты и удобрения, а экспортируют производные от них продукты - синтетические волокна, лакокрасочные материалы, резинотехнические изделия, синтетические моющие средства и т. д. Страны Ближнего и Среднего Востока неперспективны как рынки сбыта отечественного химпрома, поскольку, являясь экспортерами химической продукции, обладают более рентабельными месторождениями нефти и газа (основными ресурсами нефте-и газохимии) и современными и высокотехнологичными химическими комплексами. Большой потребительский потенциал есть у стран Африки и Южной Америки. В настоящее время для России не существует технических сложностей в освоении рынков сбыта, доступность которых определяется морским транспортом, - у нас достаточно танкерных судов и сухогрузов.
Наиболее перспективны рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой. По данным Всемирной торговой организации, за последние годы их импортная емкость ежегодно увеличивалась более чем на 11%.
Импорт химической продукции имеет большое значение в обеспечении потребностей технологического цикла химической и других промышленных индустрий, а также дополняет внутренний потребительский рынок. В 2005 г. объем импорта химической продукции в РФ составил свыше 8,6 млрд дол. Основные экспортеры химической продукции в Россию - это страны дальнего зарубежья: на их долю приходилось более 7 млрд дол. Самые крупные поставщики химической продукции - государства ЕС: Германия (20,3%), Франция (8,9%), Голландия (5,9%), Финляндия (5,7%), Бельгия (4,9%), Австрия (4,5%). Среди стран Восточной Европы выделяются Польша (4,4%) и Венгрия (3,5%). Закупки в США и Китае в 2005 г. достигли 5,5% и 4,5% общих затрат на импорт химикатов.
В товарной структуре импорта преобладает продукция с большей добавленной стоимостью - преимущественно пластмассы и изделия из них (50% стоимости импорта), а также лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, химические волокна и нити, катализаторы, красители, вспомогательные вещества для производства химических волокон, клеев, добавки к синтетическим моющим средствам, шины. Средняя стоимость импортируемой химической продукции за 2005 г. в 6 раз превышала стоимость экспортируемой и составляла 2035 дол./т3.
Среди крупнотоннажных пластмасс наибольшая зависимость от импорта отмечена по полиэтилентерефталату (ПЭТФ) - пластику, используемому в России для производства пищевой упаковки и бутылок. Значительная часть внутреннего спроса удовлетворяется за счет импортных поставок, преимущественно из Южной Кореи (80%). В 2005 г. собственные мощности по выработке ПЭТФ были только у компании «СИБУР-ПЭТФ» (объем выработки - 52 тыс. т в год). В 2003 г. Россия импортировала 327 тыс. т ПЭТФ, а через 2 года физические объемы импорта увеличились до 540 тыс. т. В 2007-2008 гг. в России ожидается ввод в эксплуатацию мощностей, которые будут вырабатывать дополнительно 200 тыс. т продукта в год, что при нынешних темпах роста покроет меньше половины внутреннего спроса. Сильное отставание темпов строительства мощностей от прироста спроса на внутрироссийском рынке будет компенсироваться за счет наращивания импорта.
Однако динамика собственного производства и импорта полупродуктов, из которых производят ПЭТФ и конечную потребительскую продукцию, на наш взгляд, не укладывается в экономическую логику.
Моноэтиленгликоль и терефталевая кислота являются полупродуктами для получения ПЭТФ. Терефталевая кислота вырабатывается из параксилола. Следует заметить, что Россия в 2005 г. экспортировала 59% произведенного мо-ноэтиленгликоля и около 85% параксилола, при этом заку-
3 Химический комплекс России. Выпуск IX. Электронная база данных РА // Эксперт. 2006.
пая готовый полиэтилентерефталат, вместо того чтобы производить его из собственных полупродуктов. Похожий сценарий развивается и в таких производственных цепочках, как производство стирола - полистирола, циклогексана -капролактама - синтетических волокон, каучуков - шин.
Темпы роста производства химических продуктов конечного звена переработки, таких как синтетические моющие средства, лакокрасочные материалы, шины, уступали темпам роста внутрироссиийского потребления, вследствие чего шел рост импорта (рис. 2). Для производства данной продукции крупные иностранные компании учреждают совместные предприятия и скупают отечественные заводы. Если в производстве шин и лакокрасочных материалов доля иностранных компаний в общем производстве не превышает 5-10%, то для моющих средств данный показатель достигает 60% и более.
50
45
40
35
30 25,9
25
20
15 tr
10 16,5
5
0
2000
41,4
19,1
2001
18,6
2002
18,6
2003
35,6
2004
35,8
27,6
26,7
2005
—♦—Лакокрасочные материалы П Синтетические моющие средства Д Шины
Рис. 2. Соотношение объемов импорта и производства в РФ некоторых потребительских товаров химической промышленности в 2005 г., %
Производители синтетических моющих средств (СМС) прочно обосновались на российском рынке. Proctor&Gamble на сегодняшний день производит 43,5% всех СМС России, Henkel - 21%. Конкурировать с данными компаниями, ко-
торые используют современные прогрессивные технологии, производственную базу бывших российских предприятий, относительно низкую стоимость отечественного сырья, вкупе с собственными мощными маркетинговыми службами и разветвленными сетями сбыта, на современном этапе нецелесообразно. Можно сконцентрировать усилия на импорто-замещении недорогих СМС из Польши и Турции (90,3% всего количества ввозимых СМС), при необходимости создав заградительные таможенные тарифы.
Причина увеличения доли импорта в потреблении лакокрасочных материалов лежит в невысоком качестве российской продукции. Заметим, что производство отечественных водоразбавляемых лакокрасочных материалов постепенно вытесняет импорт, чего не скажешь об органоразбавляемых лаках и красках. Импортные краски с высоким содержанием сухого остатка (более 70%) вытесняют отечественные аналоги с высоким процентом токсичных органических растворителей. Диапазон гаммы красящих пигментов отечественных красок и лаков, всевозможных добавок, применяемых для повышения адгезии с поверхностью, модификаторов устойчивости к перепаду температур и ударо-прочности существенно уже, чем у ассортимента продуктов западных производителей. Только крупномасштабное технологическое переоснащение данного сегмента химической промышленности России позволит сократить импорт.
Увеличение доли импортных шин также вызвано отставанием качественных характеристик отечественной продукции. На современных технологических линиях производится меньше трети всего производства шин в России. При дальнейшем росте доходов населения потребительские предпочтения будут постепенно смещаться в сторону импорта.