Научная статья на тему 'Новые стартовые условия для химической промышленности России'

Новые стартовые условия для химической промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболотский С. А.

В статье подробно проанализировано, как кризис повлиял на производство продукции химической отрасли в России, в частности, ориентированной на экспорт и предназначенной для внутреннего потребления. Рассмотрены перспективные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые стартовые условия для химической промышленности России»

В статье подробно проанализировано, как кризис повлиял на производство продукции химической отрасли в России, в частности, ориентированной на экспорт и предназначенной для внутреннего потребления. Рассмотрены перспективные направления развития.

Новые стартовые условия

для химической промышленности

России

С. А. ЗАБОЛОТСКИЙ,

кандидат экономических наук,

Институт экономики и организации промышленного

производства СО РАН,

Новосибирск

Современное состояние химической отрасли

Диагноз, который отечественной химической промышленности поставил текущий кризис, кратко можно сформулировать так: внутренний рынок не развит, а производство недостаточно диверсифицировано. Вывозя сырье, Россия вынуждена потом закупать многие продукты нефте- и газохимии, начиная от пластмасс и заканчивая химическими волокнами, на что неоднократно указывал и В. В. Путин. Как следствие, большая часть продукции - это дешевое сырье для зарубежных предприятий, соответственно, объем его продаж зависит от конъюнктуры внешнего рынка. Из диагноза следует и средство лечения: необходимо создать условия для возникновения в нашей стране производств замкнутого цикла, а долю конечной продукции в общем ее объеме довести до 30-40%, как на большинстве аналогичных иностранных предприятий. Тогда отрасль приобретет устойчивость к будущим экономическим потрясениям.

Производство

С 1998 г. по 2008 г. в целом объем химического производства непрерывно рос. Сразу после дефолта этот рост был быстрым: поставки на внешний рынок обеспечили загрузку множества предприятий, простаивавших со времен кризиса начала 1990-х. Затем темпы роста замедлились, и с 2001 г. объем продукции увеличивался на несколько процентов в год. Как правило, этот рост был связан с увеличением объема поставок на экспорт: об этом свидетельствует высокое значение коэффициента корреляции (0,814) между долей экспорта и темпом роста производства химического комплекса в 1998-2007 гг. (рис. 1).

Рис 1. Динамика темпа роста производства химической продукции и доли экспорта в 1998-2007 гг., %

В 2007 г. на рынках дальнего и ближнего зарубежья было продано около 40% от общего производства химической продукции на сумму 18 млрд дол. В основном на экспорт идут конечные крупнотоннажные химические продукты невысокой добавленной стоимости, а также полупродукты низкой степени переработки (табл.1). Как правило, их используют другие страны в качестве сырья для изготовления конечной потребительской продукции.

Структура экспортных поставок химического комплекса России в 2007 г., %

Продукт Доля

Минеральные удобрения 30,7

Синтетический каучук 9,8

Аммиак 6,9

Метанол 4,1

Шины 3,8

Капролактам 3,7

Стирол 3,1

Технический углерод 2,8

Параксилол 2,6

Моно-этиленгликоль 2,5

Химические волокна и нити 2,0

Полистирол 1,1

Прочая продукция 26,9

Однако уже в 2006 г. наметилась новая тенденция: объем производства рос, а поставки на экспорт, наоборот, уменьшались. Благодаря высокому спросу, прежде всего, со стороны внутреннего строительного рынка доходность многих обеспечивающих его сегментов химического рынка увеличивалась, и производители переориентировали потоки своей продукции (полимерные пластмассы, линолеум, лакокрасочные материалы) с внешнего на внутренний рынок.

В связи с общемировым кризисом летом 2008 г. началось падение производства сразу по разным направлениям химического производства. Пик падения пришелся на август-октябрь, когда темпы снижения в среднем составили 20,5% в месяц. В первом квартале 2009 г. снижение производства прекратилось и наблюдался небольшой рост, однако достигнуть прошлогодних показателей не удалось (табл. 2).

Рассмотрим, какое положение сложилось в наиболее развитых отечественных направлениях химической промышленности и какие меры надо предпринять, чтобы развитие кризиса оказалось наименее болезненным.

Производство важнейших видов химической продукции в 2007—2009 гг.

Продукция 2008, % к 2007 Январь—апрель 2009, % к январю—апрелю 2008

Волокна и нити химические 82 59,3

Синтетические красители 90,6 58,2

Серная кислота 94 73,6

Минеральные удобрения в пересчете на 100% питательных веществ 94,1 75,1

Сода каустическая 96,6 78,1

Поливинилхлоридная смола и сополимеры винилхлорида 98,6 78,3

Синтетические смолы и пластмасса 96,1 87,4

Полистирол и сополимеры 86,2 91,5

Полипропилен 96,6 96,4

Аммиак синтетический 96,4 96,6

Полиэтилен 102,1 97,8

Источник: О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-апреле 2009 г. (http://www.minprom.gov.ru)

Экспортоориентированные производства

Минеральные удобрения. Минеральные удобрения -главный предмет нашего химического экспорта: за границу в 2007 г. ушло 67% изготовленных в РФ калийных, фосфорных и азотных удобрений (включая аммиак), они составили 37,6% от общего объема поставок. Снижение объемов производства произошло во многом из-за сокращения экспорта. В условиях нынешнего падения спроса и мировых цен российские производители уступают свои позиции мировым конкурентам.

В период благоприятной конъюнктуры мировых рынков удобрений производители заботились больше о расширении своего бизнеса, нежели о сокращении издержек и обновлении устаревших технологий. Между тем отечественное производство далеко от совершенства. К примеру, в среднем российские производители аммиака (полупродукта для

производства азотных удобрений) тратят на выпуск одной тонны около 1,2 тыс. м3 природного газа, что на треть выше среднеевропейского уровня. Раньше эти недостатки можно было компенсировать низкой стоимостью исходного сырья на внутреннем рынке (например, природного газа для производителей азотных удобрений). Сейчас значительное снижение мировых цен обостряет проблему высокой себестоимости производства азотных удобрений. Не нужно забывать, что большое транспортное плечо до целевых рынков сбыта «проедает» существенную часть добавленной стоимости и делает отечественные удобрения неконкурентоспособными.

Эту задачу надо решать, поскольку сокращение поставок на экспорт можно компенсировать только продажей удобрений внутри страны. В нашей же стране удобрения практически не используют: в европейских странах на один гектар применяют около 500 кг удобрений, в США - 250, в России - всего 21 кг1. Правда, как видно из табл. 3, потребление удобрений за три года, предшествовавших кризису, существенно выросло, т.е. потенциал роста потребления со стороны внутреннего рынка имеется (табл. 3.). Однако реализовать его не позволяет низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий.

Химический комплекс частично способен самостоятельно решить проблему освоения внутреннего рынка. Для этого у него есть две возможности. Во-первых, осуществить интеграцию химических и сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы первые кредитовали последних. Однако повысить платежеспособный спрос потребителей удобрений возможно только за счет государственных мер, главная из которых - избавиться от цепочки посредников, которые присваивают себе основную часть добавленной стоимости, изымая таким образом средства из сельского хозяйства. Сделать это можно, создав государственную торговую сеть для продукции сельского хозяйства. Она вполне способна взять на себя мониторинг рынка, обеспечить индивидуальный характер работы с потребителями, гибкое финансирование контрактов, а также надежную и своевременную перевозку продукции.

1 Министерство промышленности и энергетики РФ: Рынок удобрений будет расти (http://www.minprom.gov.ru/activity/metrology/news/44).

Производство, экспорт, импорт и видимое потребление удобрений в 2000—2007 гг. (в пересчете на 100% питательного вещества), тыс. т

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Производство 12212,7 13035,3 13566,5 13963,7 15798,2 16616,3 16161,7 17647,9

Экспорт 8649,2 9343,1 10109,4 10704,4 11973,9 13343,8 11849,1 11852,7

Импорт 8,1 13,2 111,3 75,3 100,2 66,8 16,7 6,3

Видимое потребление 3571,6 3705,4 3568,4 3334,6 3924,5 3339,3 4329,3 5801,5

Доля экспорта в производстве, % 70,8 71,7 74,5 76,7 75,8 80,3 73,3 67,2

Доля импорта в потреблении, % 0,2 0,4 3,1 2,3 2,6 2,0 0,4 0,1

Источник: Химический комплекс России. Вып.Х. М.: База данных РА Эксперт. 2007; Бизнесинфоресурс. Информационно-аналитическая система (http://bir.prime-tass.ru).

Метанол, смола и полимерные материалы. В 2007 г. 57,2% произведенного в России метанола продавалось на экспорт, в 2008 г. - 50,8%. Этот спирт - сырье для карбамидо-формальдегидных, меламино-формальдегидных и фенол-формальдегидных смол, а их применяют при изготовлении фанеры и древесно-стружечных плит разного вида.

Если переходить от поставок за рубеж к освоению внутреннего рынка, то именно второе направление использования метанола выглядит наиболее перспективным - ведь из этих плит изготавливают 75% современной мебели. Более того, до

кризиса потребление карбамидо-формальдегидных смол росло на 13% в год. Спрос на мебель как предмет длительного пользования даже в период кризисов остается достаточно высоким (по оценкам, на четвертом месте после продовольствия, жилья и одежды), поэтому потребность в сырье для ее производства будет постоянной. Поддержка малого и среднего бизнеса, занятого производством мебели, будет опосредованно обеспечивать спрос на формальдегидные смолы.

Помимо этого, увеличение спроса на данную группу продукции способствует повышению востребованности некоторых видов полимерных материалов. В мировой мебельной промышленности широкой популярностью пользуются полимерные наполнители - холлофил, квалитекс, эслон, комфорель и холофайбер. Как один из примеров использования передовых технологий можно назвать инновационный материал из высокоэластичной полиуретановой пены с эффектом памяти, который был разработан в NASA в 1970-е годы. Изначально из него делали сиденья для космонавтов, снижающие давление при перегрузках2.

Капролактам и синтетические волокна. Капролактам -это важнейшее сырье для изготовления синтетических полиамидных волокон или капрона, которые служат в качестве корда для изготовления шин, а также различных тканей. На его примере особенно хорошо видна одна из проблем отечественного химического комплекса - отсутствие интеграции между предприятиями.

Если из капролактама делают синтетические волокна, то сырьем для его промышленного производства служит бензол. Его получают главным образом при риформинге нефтепродуктов, однако самый дешевый бензол могут получать металлурги, перерабатывая отходящие при изготовлении кокса газы. Казалось бы, логично связать всю группу производств и обеспечить выпуск в стране конечного продукта с большой добавленной стоимостью. Тем более что спрос на такие волокна имеется - об этом свидетельствует значительный импорт как самих синтетических волокон, так и готовых текстильных

2 Осязаемые преимущества полимерного прогресса // Индустрия переработки пластмасс. 2005. № 6 (28). С. 55.

изделий из КНР и с Тайваня. На самом деле все организовано несколько иначе, и изменения мировой конъюнктуры сразу же продемонстрировали слабость этой организации.

Сейчас доля экспорта в производстве капролактама высока и равна почти 69,4%. Крупнейший изготовитель этого вещества - ОАО «Куйбышевазот». Из-за мирового кризиса он был вынужден к началу 2009 г. сократить производство на 50%. Нельзя сказать, что руководители предприятия не пытались загодя изменить ситуацию. Так, в начале 2008 г. предприятие объявило о приобретении обанкротившегося комбината «Курскхимволокно», и были планы изготавливать на нем технические нити и шинный корд. Однако шинную промышленность кризис тоже затронул, поэтому непонятно, суждено ли этим планам сбыться.

В то же время совместный проект с Магнитогорским металлургическим комбинатом по созданию предприятия по выпуску бензола был свернут, поскольку у металлургического завода из-за кризиса не оказалось средств. А ведь охват всей технологической цепочки от получения сырья до создания конечной продукции мог дать синергетический эффект, который намного превышает сумму результатов действий отдельных компаний. Но этого не произошло, и все участники понесли серьезные потери.

В таких условиях легкая промышленность остается одной из самых перспективных отраслей-потребителей: ее предприятия закупают около 60% всех изготавливаемых в России химических волокон и нитей. Однако эту долю можно увеличить, повысив качество и ассортимент отечественных материалов.

Стирол, полистирол и сополимеры. В числе жертв кризиса оказался и автомобильный сектор. При этом в 2008 г. объем производства полистирола, служащего основой для автомобильных деталей (и бытовой техники), снизился на 14% по сравнению с 2008 г. (см. табл. 1). Около 55% выпущенного в России стирола (мономера для выработки полистирола) и 23% полистирола не используют внутри страны. Причина в том, что в 1990-е годы из-за массового ввоза в страну товаров длительного пользования (автомобилей, бытовой техники, мебели) на внутреннем рынке пластмасс этой группы был

заметный спад, но в последнее время, желая сократить издержки, многие крупные иностранные изготовители легковых автомобилей и бытовой техники стали переносить свое производство в РФ.

Эти производства, как правило, сборочные, и на них используют импортные комплектующие. Однако в 2006 г. было принято постановление правительства РФ «О промышленной сборке», на основании которого за три с половиной года количество ввозимых деталей для сборки должно сократиться на треть. Зарубежным компаниям придется либо налаживать производство комплектующих в России, либо закупать их у отечественного изготовителя, что открывает последнему перспективу развития. В ближайшем будущем следует ожидать роста спроса на полимеры, которые используют при производстве автомобильных деталей, а также бытовой техники, среди которых среднепрочный и ударопрочный полистирол занимает существенную долю. Такое направление действительно развивается: с 2003 г. самый крупный изготовитель и экспортер стирола «Нижнекамскнефтехим» начал программу по его переработке в полистирол. Сейчас на этом предприятии в полистирол перерабатывают более 40% стирола (табл. 4).

Таблица 4

Объём производства стирола и полистирола на АО «Нижнекамскнефтехим» в 2000—2007 гг., тыс. т

Продукт 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Стирол 241 237 245 254 251 277 283 290

Полистирол - - - 17 49 79 108 123

Есть ряд перспективных направлений, ждущих своей очереди, - это производство акрилонитрил-бутадиен-стирольно-го (АБС) пластика и стирол-акрилонитрильного сополимера.

Впрочем, даже если предпринять меры по расширению номенклатуры пластиков, изготавливаемых из стирола, оживления рынка можно ожидать лишь после восстановления отраслей-потребителей: производства автомобилей и бытовой техники.

Для восстановления и расширения внутреннего спроса российское правительство уже приняло ряд мер по ограничению

ввоза новых и подержанных автомобилей - введены пошлины на импорт, девальвирован рубль, запущена программа субсидирования процентной ставки по автокредитам. Минпром-торг России подготовил проект постановления правительства РФ о внесении изменений в программу субсидирования потребительских автокредитов и предлагает повысить максимальную стоимость автомобиля в программе льготного автокредитования с 350 до 600 тыс. руб. Все эти меры могут простимулировать спрос на автомобили, собираемые в России, и соответственно спрос на стирол и его производные.

В ближайшем будущем следует ожидать роста спроса на такие полимеры, используемые при производстве автомобильных деталей и бытовой техники, как полистирол и АБС-пластик (табл. 5). Это достаточно «универсальные» и перспективные направления.

Таблица 5

Удельный вес пластмасс, используемых в автомобилестроении и производстве бытовой техники в России, %

Продукт Легковые автомобили Бытовая техника

Полистирол 11 42

Полипропилен 35 25

Акрилонитрил-бутадиен-стирольный пластик 29 16

Поликарбонат 3 3

Полиуретан 3 3

Политетрафторэтилен (тефлон) 2 -

Полиэфиркетон 2 -

Составы, содержащие эпоксидные смолы 1 -

Полиэтилентерефтарат / полибутилентерефтарат - 3

Полиформальдегид - 2

Полиоксиметилен - 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другие 11 4,5

Параксилол, этиленгликоль и полиэтилентерефталат.

Параксилол и моноэтиленгликоль - сырье для синтеза поли-этилентерефталата (ПЭТФ), того самого пластика, что идет

на изготовление пластиковых бутылок. (Отечественную технологию его получения в результате поликонденсации эти-ленгликоля с терефталевой кислотой, а ее синтезируют из параксилола, разработали в 1960-е годы в Лаборатории высокомолекулярных соединений АН СССР, отчего и назвали полимер лавсаном.)

С этими веществами сложилась парадоксальная ситуация. В 2007 г. из России было вывезено 52% всего произведенного моноэтиленгликоля и 54% параксилола. А сделанный из них ПЭТФ, из-за отсутствия мощностей для его выпуска, ввозят из-за рубежа, причем в 2007 г. доля импортированного пластика этого типа во внутрироссийском потреблении составила 74,5% (рис. 2).

Рис 2. Динамика производства и потребления ПЭТФ в России в 2003-2007 гг., тыс. т

В 2007 г. введен в строй завод ОАО «Полиэф» по выпуску терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата в Республике Башкортостан. Однако рост мощностей не поспевает за ростом рынка.

А ведь на самом деле для организации отечественного производства достаточно достроить недостающие производственные звенья. К примеру, нефтеперерабатывающее предприятие ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» имеет производственную цепочку по выпуску нефтехимической продукции. Параксилол - один из продуктов этого предприятия, и до 2008 г. его полностью продавали за рубежом. Между тем продление производственной цепочки, то есть переработка параксилола в те-рефталевую кислоту и далее в полиэтилентерефталат может принести омскому предприятию дополнительную прибыль. ПЭТФ - упаковка для пищевых продуктов, и вряд ли в этом секторе следует ожидать существенного падения производства.

Каучук и технический углерод. На экспорт идет 52% произведенного в России технического углерода. Около 81% продукта, реализованного на внутреннем рынке, используется для производства автомобильных шин, 14% - резинотехнических изделий, транспортерных, конвейерных лент, рукавов, ремней, кабелей, 5% - в качестве тонеров для картриджей и наполнителей для лакокрасочных изделий.

Отечественное производство синтетических каучуков также ориентировано на экспорт, доля которого составляет 63%. Низкий внутренний спрос на каучуки и технический углерод обусловлен недостаточным их использованием в производстве шин и резинотехнических изделий: морально устаревшие технологии производства последних не позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию, ведь большую часть оборудования ввели в эксплуатацию 40-50 лет назад. Только масштабное технологическое переоснащение предприятий российской шинной промышленности позволит вытеснить импорт и увеличить внутренний спрос на технический углерод и кау-чуки. Внешний же будет падать до тех пор, пока не восстановится зарубежная автомобильная и связанная с ней шинная промышленность.

Негативное влияние на рынок синтетических каучуков оказывает и товарная структура отрасли, которая отличается от мировой. За рубежом наиболее популярны бутадиен-стирольные каучуки и латексы (около 50%), а также каучуки специального назначения (нитрильный, этиленпропиленовый,

хлоропреновый, бутилкаучук, силоксановый и другие). В отечественной промышленности преобладают так называемые сте-реоспецифические полибутадиеновые и полиизопреновые ка-учуки, их доля составляет около 50%, бутадиен-стирольных каучуков - около 30%, а удельный вес каучуков специального назначения и латексов - 15%.

Производства, ориентированные на внутренний рынок

Синтетические смолы и пластмассы. С кризисом для тех смол, пластмасс, лакокрасочных и других материалов, которые используют в строительном секторе, настали тяжелые времена. Из-за дестабилизации мировой финансовой системы произошло глобальное снижение покупательной способности населения и как следствие - снизился спрос на жилье и материалы, используемые в строительстве, отделке и ремонте. А ведь в строительном секторе потребляется 40% от объема производства всех пластмассовых изделий. Поэтому найти альтернативные центры роста их потребления достаточно сложно, и единственным решением могло бы стать возрождение традиционного потребителя. При снижении спроса на базовую полимерную продукцию островком относительной стабильности оказался полимер, применяемый преимущественно для упаковки товаров, - полиэтилен и полипропилен: их производство за первый квартал 2009 г. снизилось всего на 2% и 4,6% соответственно. Хуже положение у изготовителей поливинилхло-рида: из-за падения платежеспособного спроса, главным образом в строительстве, российские производители ПВХ за первый квартал 2009 г. уменьшили его выпуск на 21,7%. Это объяснимо - около 81% производимого поливинилхлорида приходится на производство строительных и отделочных материалов (линолеума и профильно-погонажных изделий).

Лакокрасочные материалы. В 2007 г. около 56% спроса на лакокрасочную продукцию приходилось на строительный сектор (30% - на новое строительство и 26% - отделочные работы во вторичном жилье), поэтому для их производства жизненно необходимо восстановление спроса

в строительном секторе. Важной задачей также является внедрение новых технологий и рецептур производства нитрокрасок для автомобилей.

Синтетические моющие средства. Их выпуск интенсивно развивается: с 2001 по 2007 гг. производство всевозможных стиральных порошков в стране выросло в 1,6 раза (табл. 6).

Таблица 6

Производство, экспорт и видимое потребление синтетических моющих средств в России в 2000—2007 гг., тыс. т

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Производство 427,9 442,1 502,4 527,1 639,4 715,9 795,4 755,7

Экспорт 43,8 62,5 112,7 113,4 144,5 185,8 227,2 219,9

Импорт 75,9 98,9 124,5 132,8 162,3 154,7 136,6 128,5

Видимое потребление 460 478,5 514,2 546,5 657,2 684,8 704,8 729,9

Доля экспорта в производстве, % 10,2 14,1 22,4 21,5 22,6 26,0 28,6 29,1

Доля импорта в потреблении, % 16,5 20,7 24,2 24,3 24,7 22,6 19,4 17,6

В значительной мере это связано с присутствием крупных зарубежных компаний. В 1990-х годах, вскоре после приватизации, американская компания Procter&Gamble купила крупное предприятие по производству моющих средств - «Новомос-ковскбытхим», затем немецкий концерн Henkel приобрел предприятие «Эра», чьи заводы расположены в городах Энгельсе и Тосно. В 2001 г. концерн добавил к ним пермское ОАО «Пе-мос», а компания Unilever приобрела ЗАО «Аист». Конкурировать с данными компаниями, которые используют производственную базу бывших советских предприятий, собственные прогрессивные технологии и отечественное сырье с относительно низкой стоимостью, вряд ли возможно.

Сегодня компания Procter&Gamble производит 47,2% всех отечественных синтетических моющих средств, а Henkel -22,8%. Если в 2000-2004 гг. доля импорта в потреблении выросла с 16,5% до 24,7%, то в последующие докризисные годы импорт снизился до 17,6%. Экспорт же за 2000-2007 гг. вырос с 10 до 29%. При этом за семь лет объемы производства

на предприятиях Henkel и Procter & Gamble утроились (с 200 до 600 тыс. т в год), а у отечественных компаний остались на прежнем уровне - чуть больше 200 тыс. т (рис. 3).

700

600

500

о 400 н

3 300

200 -- - -

100-- - -

0

2000 2007

■ Procter & Gamble и Henkel □ Российские компании

Рис 3. Динамика производства российских и иностранных предприятий, находящихся в России, в 2000-2007 гг., тыс. т

При довольно стабильном рынке интернациональные компании вытесняют отечественных производителей за счет массированной рекламной поддержки своих марок и гибкого маркетинга. По данным многих специалистов, рынок синтетических моющих средств в России насыщен, поэтому надеяться на его рост бесперспективно.

Специальная химия. Чтобы выпускать не сырье, а готовые изделия высокого качества, нужно использовать то, что называют «секретом фирмы», - продукты, вырабатываемые предприятиями специальной химии. Это всевозможные катализаторы, активные вспомогательные вещества, стабилизаторы, ингибиторы, добавки, красители, вещества, улучшающие или модифицирующие свойства пластмасс, резинотехнических изделий, химических волокон, синтетических моющих

средств. Российских высокотехнологичных разработок явно не хватает, а за рубежом отнюдь не всегда можно купить нужные вещества, ведь они зачастую представляют собой ноу-хау той или иной компании-конкурента. Если же не использовать эти добавки, то потребительские свойства изделия окажутся низкими, что может плохо сказаться на его рыночной судьбе.

Примером может служить АБС-пластик, используемый для производства автомобильных бамперов, панелей, ручек и других элементов салона. Формула пластика у российских и иностранных изготовителей идентична, но добавки и поверхностные напыления в готовой продукции - разные. Одно из новшеств, появившихся на рынке таких материалов, -так называемые «soft-touch materials» («мягкие для прикосновения материалы»). Напыление состоит, например, из нескольких упорядоченных слоев полиуретана с добавками. За счет их использования увеличиваются ударная прочность окрашенного материала, стойкость к износу и к скольжению. Немаловажное преимущество этих материалов - увеличение комфорта. Отечественные предприятия явно недооценивают эти факторы, и в результате большая часть потребительской продукции, которую они выпускают, может конкурировать с импортом только за счет цены. Между тем с ростом доходов населения данный фактор отходит на второй план и уступает место качеству. Именно поэтому предпочтение смещается в сторону более дорогого, но качественно превосходящего импорта, а отечественная продукция оказывается невостребованной.

Другой пример - шинное производство. Любую шину делают из бутадиен-стирольного каучука и полиамидного корда. Но ив них есть добавки, входящие в состав фирменной рецептуры: они определяют такие качества, как нестираемость шин, их растяжимость, морозостойкость. Отечественное производство игнорирует важность постоянного совершенствования этих добавок. Кроме того, плохо внедряются передовые технологии по разработке рисунка протектора. А он должен отвечать современным стандартам, то есть удовлетворять высоким динамическим характеристикам, обладать оптимальным уровнем сцепления с дорожным покрытием и шумопоглощающим

эффектом. В результате качество отечественной продукции постоянно снижается по сравнению с продукцией зарубежных поставщиков: доля импорта в общем объеме потребляемой продукции с 2000 г. выросла в 1,5 раза и сейчас составляет 30%. На современных технологических линиях изготавливается меньше трети отечественных шин, поэтому при сохранении существующего положения вещей потребительские предпочтения и дальше будут смещаться в сторону импорта.

Впрочем, проблема не только в желании применять продукцию специальной химии. Когда то или иное предприятие начинает повышать качество продукции, выясняется, что практически всю так называемую «тонкую» химию надо импортировать. Приобретение высокоэффективных добавок позволяет улучшить или повысить экономический эффект основных нефтехимических производств, не требует значительных средств на научные исследования и разработки и сводит к минимуму всевозможные риски при внедрении в производство. Кроме того, приобретая технологию за рубежом, покупатель, как правило, становится зависимым от технологического процесса, т.е. начинает приобретать специальную химию у инофирм. Понятно, что никто не хочет создавать себе сильного конкурента, поэтому наиболее совершенные добавки нам поставлять никто не будет. Вывод очевиден - необходимо возрождать собственные производства «тонкой химии».

Образ будущего

Вероятно, за три года острая фаза кризиса завершится. Но это вовсе не означает, что экономика начнет развиваться так же, как и прежде. Став частью мировой экономики, Россия вместе с ней может войти в фазу неустойчивого развития, когда подъем в течение нескольких кварталов сменяется спадом и так далее по синусоиде. Учитывая нынешнее состояние, стагнация в отрасли может продлиться пять-шесть лет. Во всяком случае, во время нефтяного кризиса 1970-х годов семи из девяти компаний, обеспечивавших в то время 90% химического сектора рынка США, для выхода на

положительные показатели доходности понадобилось четыре-шесть лет, одной - восемь и одной - девять3.

С учетом текущего состояния в России стагнация в отрасли может продлиться 5-6 лет. Скорее всего, в 2010-2011 гг. рост потребления химической промышленности не будет превышать 1-1,5%.

Чтобы дать новый импульс развития химическим предприятиям, продукция которых ориентирована на внутренний рынок, необходимо в корне изменить траекторию их развития. Сначала важно сохранить производство на любом минимальном уровне и сконцентрировать усилия на поддержке наиболее перспективных направлений. Одновременно нужен комплекс мер по повышению качества продукции, внедрению инновационных технологий при максимальном использовании результатов работ отечественных специалистов.

Не стоит ждать окончания кризиса. Уже сейчас следует искать новые перспективные направления для развития. На данный момент в России нет многих производств и целых подотраслей, которые могли бы удовлетворить внутренний спрос на большое число химических продуктов.

Более половины российского потребления покрывается импортными поставками в следующих группах полимеров: линейный полиэтилен низкой плотности, полиэтилентерефта-лат, полиуретан, поликарбонат, полибутилентерефталат фторполимеры, в том числе политетрафторэтилен (тефлон), а также различные силиконовые полимеры, полиацетали, по-лисульфоны. К примеру, выпуск полисульфонов в России практически отсутствует или организован только на опытно-промышленных установках. Тех, кто решится завоевать эти ниши, создав новый бизнес, ожидают значительные риски, но угадавший нишу правильно, окажется в выигрыше.

3 Connell D. The Chemical Industry's $100 Billion Opportunity. Mckinsey & Company, 1982. P.1-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.