Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ'

ЭКСПЕРТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / техногенная цивилизация / посттехногенная цивилизация / гуманитарная экспертиза / постнеклассическая научная рациональность / экспертный университет / проектная деятельность / практическая философия / philosophy / technogenic civilization / post-technogenic civilization / humanitarian expertise / post-non-classical scientific rationality / expert university / project activities / practical philosophy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ»

Маслов В.М.

д.филос.н., доцент, профессор кафедры философии, Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет

maclov@bk.ru

ЭКСПЕРТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: философия, техногенная цивилизация, посттехногенная цивилизация, гуманитарная экспертиза, постнеклассическая научная рациональность, экспертный университет, проектная деятельность, практическая философия.

Keywords: philosophy, technogenic civilization, post-technogenic civilization, humanitarian expertise, post-non-classical scientific rationality, expert university, project activities, practical philosophy.

Века развития философской мысли наработали огромный, многоаспектный материал философского знания. По определению, объект философии - всеобщее и все связанное/вытекающее из него, соответственно, все открытое в философии равноценно по данному основанию. Подтверждением этого является любое предисловие к любому философскому произведению, которое начинается с обстоятельного обоснования своей объективной актуальности. Так обстоит дело в ходе, в целом, эволюционного развития общества, в рамках, в общем, понятной парадигмальной мыслительной деятельности. Но все кардинально меняется в эпоху революционного перепутья или изменений. В этих условиях выделяется философия переднего края, которая нацелена на погружение в саму суть революционного перехода, пытаясь выйти на возможные траектории дальнейшего нового качественного развития. Такого качества философские стремления должны быть самыми важными и ценными в «эпоху перемен». Вся другая философская деятельность должна, так или иначе, следить и следовать за отрываемыми новыми горизонтами, внося соответствующие коррективы в процесс своего непосредственного познания.

Современная философия переднего края - это философия, осмысляющая процесс развития современного общества или техногенной цивилизации. Основы теории техногенной цивилизации были разработаны и введены В.С. Сте-пиным в отечественную мысль на рубеже 1980-1990-х годов1. Обсуждение теории техногенной цивилизации все более основательно демонстрирует то, что эта теория является базовой для объяснения общей ситуации бытия человечества в современном мире2. Лежащее в основе развития техногенной цивилизации перманентное развитие технологий привело человечество в ситуацию возможного завершения человеческой формы существования, которая уступит место тем или иным трансгуманистическим формам жизни (киборгам, мутантам, виртуанавтам) или искусственному интеллекту. В противовес этим - все более готовым к реализации опасным тенденциям - формируется концепция посттехногенной цивилизации, которая ориентирует на то, чтобы - сохраняя обеспеченные современной наукой и техникой известные жизненные блага людей - не допустить внечеловеческих и постчеловеческих крайностей техноген-

3

ного развития .

Современная техногенная цивилизация - это сложный, развивающийся, связанный с человеческими ценностями объект анализа. Соответственно, теоретическое исследование этого постнеклассического объекта исследования -предельно трудная философская задача. Последнее усиливается еще и тем, что данная теоретическая работа почти теряет свой смысл, если в главном своем направлении развития не нацелена на перевод теории техногенной цивилизации в утверждение успешной практики становления посттехногенной цивилизации. Считаем, что в этом случае ключевым феноменом является гуманитарная экспертиза.

Становление проблематики гуманитарной экспертизы относится к 1960-м годам. В это время происходит мощный научно-технический рывок, и его результаты ставят людей перед неизвестными ранее перспективами и проблемами, в частности, новое медицинское оборудование и биотехнологии позволяли спасти часть приговоренных (всеми прошлыми знаниями и опытом) к смерти пациентов, но врач должен был лично выбрать, кто будет спасен, а кто умрет. Для обсуждения и коллегиального решения всех подобных вопросов стали формировать группы специалистов из

1 Умер ли марксизм? (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - М., 1990. - № 10. - С. 25.

2 Ильянович Е.Б. Техногенная цивилизация: основные ракурсы концептуализации понятия // Научный Вестник Крыма. 2016. - № 2. - С. 6; Новиков В.Т., Новикова О.В. Техногенная цивилизация: концептуальные основания и тенденции динамики // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - Минск, 2018. - № 3. - С. 58-63; Бабенко А.И. Техногенная цивилизация и духовный кризис человечества // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2020. - № 3. - С. 88-99 и др.

3 Maslov V.M. Value Bases of the Post-Technogenic Vector Development of Technogenic Civilization // Мир человека: нормативное измерение - 7.0. Проблема обоснования норм в различных перспективах: от реализма до конструктивизма и трансцендентализма: сборник трудов международной научной конференции (Саратов, 7-9 июня 2021 г.). - Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2021. - С. 378-387.

различных областей знания при обязательном участии обычных (в том смысле, что без диплома о высшем образовании) людей. Впоследствии все это стало называться гуманитарной экспертизой. К сожалению, не философы выдвинули идею и способствовали реализации гуманитарной экспертизы (на это надо обратить внимание - без подобной самокритики философии можно и в будущем пропустить что-то важное). Но последующая философская рефлексия над феноменом гуманитарной экспертизы1 не оставляет сомнения в том, что порожденная реальной жизненной практикой гуманитарная экспертиза - это передний край реальной практической борьбы за утверждение посттехногенного тренда техногенной цивилизации.

Гуманитарную экспертизу в ее развитой, полноценной форме не следует представлять в виде некоего исключительного феномена, так или иначе отдаленного от основного русла современной научно-технической деятельности. Точное перспективное место гуманитарной экспертизы определяется в контексте современных размышлений о новой научной (научно-философской) рациональности, которая должна прийти на смену существующей и не справляющейся со сложными проблемами развивающегося общества. Сущностно и образно переход от старой рациональности к новой в концепции В.С. Швырева определяется, как переход от «закрытой рациональности» к «открытой рациональности». Одной из характерных черт «открытой рациональности» является ее коммуникационный характер, «рассмотрение рационального познания в контексте социального действия, ориентированного так или иначе на позицию Другого»2. В принципе, с этим согласны все отечественные специалисты, углубляющиеся в проблематику современной постнеклассической научной рациональности. В этом русле вся социально приемлемая научно-техническая деятельность становится определенной формой гуманитарной экспертизы.

Всеобщий характер коммуникационной, экспертной составляющей современной постнеклассической научной рациональности формирует соответствующую задачу перед высшим образованием. Другое дело, что реализовать это прогрессивное нововведение не так просто. Суть дела - в том, что в современном образовательном процессе и, вообще, в идеологии высшего образования существуют различные течения и подходы. Среди них не последнее место занимает идеология максимальной связи образования с будущей профессиональной деятельностью студентов. Превалирующее значение этой тенденции вполне может нивелировать значимость формирования коммуникационно-экспертной компетенции выпускников вузов, к примеру, простой ссылкой на то, что в будущей реальной профессиональной деятельности, если таковые навыки потребуются, то их легко можно будет получить на месте, в ходе самой этой деятельности. В виду достаточно высокой вероятности торжества подобного негативного сценария, нужно выстраивать достойный конкурентоспособный ответ. Такой ответ - суть теория и практика создания экспертного университета, в котором уже на уровне наименования новой формы университета прописаны его фундаментальные задачи: реальное участие сотрудников университета в гуманитарных экспертизах и формирование высокой коммуникационно-экспертной компетенции выпускников вузов .

Теория экспертного университета - важнейшая задача современной философии, нацеленной на утверждение посттехногенного тренда развития техногенной цивилизации. Разработку теории техногенной цивилизации, в принципе, можно считать чисто теоретической задачей. Но положительное, заинтересованное отношение к идее экспертного университета, переводящее теоретические идеи в плоскость реального воплощения, во многом будет зависеть от конкретных успешных разработок в духе экспертного университета, реально показывающих жизненность самой идеи экспертного университета. В этих условиях бакалаврский учебный курс философии будет местом получения начальных конкретных ответов на вопросы о том, что означает и как обеспечивается получение студенческих коммуникационно-экспертных компетенций в ходе реального университетского преподавания учебных предметов. Наметим основное направление ответов на подобные вопросы.

В основе соответствующего качественного обновления учебных курсов в рамках перспективного развития экспертного университета лежат базовые дидактические требования: все новации должно вестись не за счет учебного времени, данного на освоение основной учебной программы, а за счет более глубоко освоения последней; необходимо максимально учитывать индивидуальность обучающихся и др. Далее предположим, что первый комплексный опыт теории и практики преподавания бакалаврской философии, учитывающий необходимость обогащать преподавание философии в сторону и в форме получения студентами качественных коммуникационно-экспертных компетенций должен быть обязательно специально обозначен. Собственно имя проекта, с одной стороны, требует представления и позволяет специально ввести обучающихся в курс дела, с другой стороны, позволяет надеяться на определенное воодушевление студентов, реализующих такую интересную для них и важнейшую для мира новацию. Предложим, что таким проектом является «Лидерская аура бакалаврской философии». Соответственно, рассмотрим, из чего складывает эта «лидерская аура бакалаврской философии».

Формирование в ходе преподавания бакалаврской философии качественных коммуникационно-экспертных компетенций берет за основу специальное исследование, нацеленное на поиск в учебном материале бакалаврского курса философии актуального коммуникационно-экспертного потенциала. Решая эту проблему, можно с самого нача-

1 Пронин М.А., Юдин Б.Г., Синеокая Ю.В. Философия как экспертиза // Философский журнал. 2017. - Т. 10, № 2. - С. 7996; Бережная И.Н., Монастырская И.А. Гуманитарная экспертиза технологических проектов: методологический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. - Т. 9, № 2 (31). - С. 213-222; Шевченко С.Ю. Нормативность технонауки и гуманитарная экспертиза технонаучных проектов // Знание. Понимание. Умение.

2020. - № 1. - С. 73-79 и др.

2

Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. -

С. 172.

3 Маслов В.М. Экспертный университет как необходимость современного техногенного развития // Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи: сборник докладов. - М.: Издательский дом МЭИ, 2020. - С. 238.

ла руководствоваться тем, что в философии все темы обладают актуальным коммуникационно-экспертным потенциалом. Но с этим не следует соглашаться - требуется серьезное, глубокое «вдумывание» в проблематику курса, чтобы -в реальной заинтересованной коммуникации со студентами - выйти на те темы и проблемы, которые, действительно, здесь и сейчас могут глубоко заинтересовать студентов, и на погружение в которые они готовы потратить свои силы и время.

Объективно можно говорить о трех принципиальных направлениях возможного углубления в материал бакалаврского курса философии: собственно философском, профессиональном и общественном. Специфика собственно философского направления углубления в проблематику бакалаврской философии определяется тем, что тот или иной философский материал, с очевидностью, открыт к дальнейшему заинтересованному студенческому изучению. В качестве примера можно взять опыт изучения этических идей Сенеки, представленных в его «Нравственных письмах к Луцилию»1. Любой хороший доклад на философском семинаре по Сенеке не только коснется мыслей Сенеки в этом произведении, но и позволит слушателям, участникам семинара самим включиться в рассуждения о смысле и ценности, например, слов о том, что надо отвоевывать время для себя самого и надо «беречь и копить время», которое у нас «отнимают, крадут» и которое «утекает впустую». Такой доклад побуждает вернуться к этим и другим, не менее важным этическим советам Сенеки. Специфика профессионального направления углубления в проблематику бакалаврской философии определяется тем, что базовые философские вещи сразу связывают себя с областью непосредственных профессиональных интересов студентов. К примеру, изложение идей общественного договора в философии ХУП-ХХШ вв. на юридических специальностях вполне может сразу связаться для студента с его непосредственной курсовой, дипломной, профессиональной работой, связанной с теорией справедливости Д. Ролза; теория субъективного идеализма на информационных специальностях может вести студентов к непосредственному виртуальному углублению их проблематики и т.п. Специфика общественного направления углубления в проблематику бакалаврской философии связана с тем, что ряд философских тем вызывает глубокий эмоционально-интеллектуальный резонанс у студентов как граждан определенного государства, жителей общей планеты Земля. Острота этого впечатления обусловливает объективную необходимость более углубленного погружения в подобные проблемы. Движение в сторону углубленного интереса к философской проблематике могут проявлять и отдельные студенты, но приветствуется и поощряется коллективное движение в этом направлении, например, двух товарищей/подруг. В последнем случае обсуждаемые проблемы могут быть рассмотрены в формате диалога/спора.

Открытие и дальнейшее культивирование самых актуальных философских проблем для дальнейшего студенческого углубления - это готовый потенциальный материал становления и развития коммуникационно-экспертных компетенций в ходе преподавания бакалаврской философии. Переход возможности в действительность осуществляется в процессе выхода подобных творческих разработок за рамки непосредственного семинара, потоковой лекции. Эти творческие разработки по философии должны быть даны в виде видеороликов, с которыми потом могут все ознакомиться. Наиболее продуктивно это происходит, когда читающий лекции и ведущий семинарские занятия по философии создает свой видеоканал на УоиТиЪе, на котором и размещаются эти видеоролики. Поместить видеоролик со своим выступлением по философии в Интернете - это не то же самое, что выступить по той же самой теме на семинаре. На семинаре многое может пройти не идеально, но вряд ли будет желание показывать свое несовершенство всему миру. Соответственно, выход с интересной философской работой в Интернет будет связан с серьезной работой по оптимальному представлению себя всему миру. Важнейшим достижением этой работы является рост студенческих компетенций в области современной коммуникации вообще, коммуникации в Интернет-сфере, в частности.

Творческое развитие философской проблематики бакалаврского курса философии возможно на двух качественных уровнях. Применительно к первому уровню речь идет о разработке тех или иных частных проблем. Непосредственно с этим связана и соответствующая степень наработки коммуникационно-экспертных компетенций. Применительно ко второму уровню речь идет о больших, серьезных проблемах, которые вызвали интерес и которые студенты и преподаватель (вряд здесь можно обойтись без заинтересованного подключения преподавателей) смогли на хорошем уровне освоить и представить миру. По сути, речь будет идти о специфической проектной деятельности, значимость которой для современного образования подчеркивается в мировой и отечественной мысли2. В принципе, достойная работа на этом втором уровне и является специфической формой гуманитарной экспертизы, в ходе которой формируются и обогащаются все компетенции, необходимые студентам для участия в реальной гуманитарной экспертизе в ходе своей будущей профессиональной деятельности.

Разработка подобных творческих продуктов, несомненно, требует много сил. Предполагаем, что хорошей помощью в этом случае будет разработанная оригинальная технология «проектной документалистики». Суть метода «проектной документалистики» - в создании образа того, что проект уже успешно реализован. Такая подача материала позволяет более качественно подготовить и принять проект. К примеру, можно «создать» некий новостной канал «Успех с Вами», в беседе с ведущим которого в Зуме участники разработки большой, интересной философской идеи/проекта будут рассказывать, как их проект осуществился, с какими проблемами они столкнулись, что привлекло особое внимание и т.п. В итоге в ходе заинтересованного диалога/коммуникации прорабатываются все наиболее значимые моменты идеи/проекта.

1 Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука, 1977. - 387 с.

2 Видякова З.В. Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи // Университет им. В.И. Вернадского. 2012. -№ 3 (41). - С. 85-92; Черный Е.В. Проектная деятельность в системе образования как философия свободы // Гуманитарные науки. 2018. - № 4. - С. 11-16 и др.

Обогащение преподавания бакалаврской философии в плане создания «лидерской ауры бакалаврской философии» - несомненно, достаточно трудная задача. Но даже начальное движение в сторону реализации данной идеи, во-первых, качественно развивает учебный курс философии, во-вторых, демонстрирует возможность, продуктивность и необходимость формирования экспертного университета.

В заключение отметим следующее. Проблематика «лидерской ауры бакалаврской философии» обсуждалась на примере созданных студенческими лидерами новых творческих продуктов. Все остальные студенты оставались «в тени». Подчеркнем - и это тоже нужно будет разъяснить при представлении студентам задачи обогащения курса бакалаврской философии через реализацию проекта «Лидерская аура бакалаврской философии» - все это не означает, что все студенты обязательно должны заявить себя лидерами по материалу этого учебного предмета и на этом курсе! Все студенты являются потенциальными лидерами и в будущем они это могут доказать на материалах других учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.