Научная статья на тему 'Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности'

Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cистема метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий / опытных (экспериментальных) исследований / методов практической работы с личностью и их согласованности. Теоретическая и эмпирическая валидность. Перекрестная валидизация системы / The system of constructive-critical metascientific analyses of scientific theories / empirical (experimental) investigations / methods of practical personality psychology and interconnections between them. Theoretical and empirical validity. Cross-examined validisation of thе system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яценко Денис Александрович

В сообщении содержатся результаты исследования, проведенного с целью перекрестной валидизации предложенной системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности. Данное исследование представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

That report contended the results of investigation carried out with the goal of cross-examined validisation of the system of analyses, elaborated by author of that article and named «The system of constructive-critical metascientific analyses of scientific theories, empirical (experimental) investigations, methods of practical personality psychology and interconnections between them». It the process of that investigation it was made the independent expert estimation of our’s parameters (indexes and cues) by the representative selection of experts.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка параметров системы конструктивно-критического метанаучного анализа научных и практических разработок в области психологии личности»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

95

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА НАУЧНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Яценко Денис Александрович

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московского института психоанализа

АННОТАЦИЯ

В сообщении содержатся результаты исследования, проведенного с целью перекрестной валидизации предложенной системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности. Данное исследование представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов.

ABSTRACT

That report contended the results of investigation carried out with the goal of cross-examined validisation of the system of analyses, elaborated by author of that article and named «The system of constructive-critical metascientific analyses of scientific theories, empirical (experimental) investigations, methods of practical personality psychology and interconnections between them». It the process of that investigation it was made the independent expert estimation of our’s parameters (indexes and cues) by the representative selection of experts.

Ключевые слова: Система метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности. Теоретическая и эмпирическая валидность. Перекрестная валидизация системы.

Key words: The system of constructive-critical metascientific analyses of scientific theories, empirical (experimental) investigations, methods of practical personality psychology and interconnections between them. Theoretical and empirical validity. Cross-examined validisation of h system.

В настоящем сообщении содержатся результаты одного из трех исследований, входивших в состав серии исследования, организованных и проведенных нами с целью перекрестной валидизации предложенной нами системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических разработок в области личности (см. краткое описание двух других исследований в материалах данного сборника). Оно представляло собой независимую экспертную оценку положенных в основу нашей системы метанаучного анализа параметров, признаков и показателей репрезентативной выборкой экспертов. Эта выборка была составлена из высококвалифицированных преподавателей психологических дисциплин пяти вузов России -

Московского педагогического университета (Института психологии, социологии и социальных отношений), Сахалинского государственного университета (Института педагогики и психологии), Московского психолого-социального университета, Московского гуманитарного университета и Московского института психоанализа). Всего в выборке оказалось 30 человек, из них - 12 докторов наук и 18 кандидатов наук.

В таблице 1 приведены обработанные и усредненные результаты экспертного опроса. В правом столбце таблицы 1 в процентах указана степень согласия экспертов с предложенными параметрами.

Таблица 1

Средние экспертные оценки необходимости и правильности формулировок параметров, по которым предлагается с метанаучной (методологической) точки зрения оценивать психологические теории личности, эмпирические исследования, практические разработки в области теории личности и их согласованность между собой

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки психологических теорий личности

№ п/п Параметры, которые рекомендуется использовать при проведении анализа психологических теорий личности Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

1. Определенность и точность формулировок понятий, используемых в теории 100

2. Источники знаний о личности, на базе которых разработана теория 100

3. Методы, на базе которых построена теория, проведены анализ и обобщение положенных в ее основу фактов 95

4. Достоверность фактов, на основе которых путем их анализа и обобщения создана теория 100

5. Круг явлений, объясняемых с помощью данной теории 95

6. Связь теории с практикой 100

7. Завершенность теории 90

Таким образом, проведенный опрос экспертов подтверждает правильность выбранных нами параметров и адекватность их формулировок для проведения метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, экспериментальных исследований, методов практической психологии личности и их согласованности между собой. Частичные сомнения и вызвали у экспертов только 5 из 21 параметра, но и по ним степень согласия

экспертов оказалась достаточно высокой, в среднем -выше 95%.

Это означает, что выделенные нами параметры вполне валидные и соответствуют требованиям, с позиций которых целесообразно изучать и оценивать существующие научные и практические разработки в области психологии личности.

96

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки опытных (экспериментальных) __________________________________исследований личности___________________________________

№ п/п Параметры, которые рекомендуется использовать при проведении анализа экспериментальных исследований по психологии личности Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

1. Точность постановки целей и задач исследования, соответствие им полученных результатов и сделанных на основе проведенного исследования выводов 100

2. Точность и однозначность формулировки гипотезы (гипотез), проверяемой в исследовании, ее сохранение в неизмен-

ном виде на протяжении всего исследования, соответствие данной гипотезе (гипотезам) полученных результатов и выводов 100

3. Убедительность, логическая непротиворечивость умозаключений, связанных с достижением целей, решением задач и подтверждением гипотез 96

4. Научная обоснованность (валидность, надежность и точность) использованных исследовательских или психодиагностических методик 100

5. Достаточность полученного в ходе исследования материала для достижения целей, решения задач и доказательства предложенной гипотезы 100

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки практических разработок в области

психологии личности

№ п/п Параметры, рекомендуемые к использованию при проведении анализа методов практической психологии личности Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

1. Убедительность теоретического обоснования данного метода практической работы с личностью 100

2. Точность определения проблемы, которая решается с помощью данного метода практического воздействия на личность. 98

3. Осознание, за счет чего в результате применения данного метода в личности человека происходят или могут происходить ожидаемые позитивные изменения. 100

4. Систематический контроль (мониторинг) изменений, происходящих в личности в результате применения данного метода. 100

5. Точная оценка изменений, происходящих в личности человека в результате применения данного метода. 97

6. Сохранность во времени изменений, происходящих в личности клиента в результате практического применения данного метода. 98

Экспертная оценка параметров, предлагаемых для анализа и оценки степени согласованности теоретических, эмпирических (экспериментальных) исследований и практических разработок в области психологии личности

№ п/п Возможные (оцениваемые в ходе анализа) случаи согласования (рассогласования) теоретических, эмпирических (экспериментальных) исследований и практических методов работы с личностью Средняя экспертная оценка необходимости учета данного параметра при проведении метанаучного анализа (% согласия с ним экспертов)

1. Согласованность разработанной теории с экспериментальными исследованиями и практикой 100

2. Согласованность проведенных экспериментальных исследований с теорией и практикой 100

3. Согласованность разнообразной, успешной работающей (эффективной) практики с научной теорией и экспериментальными исследованиями. 96

Литература

1. Яценко Д. А. Критерии, признаки и процедура методологического анализа психологических теорий личности //Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 1 (26), январь - март 2013. -С. 22-34.

2. Яценко Д. А. Методологический анализ теории и практики формирования личности. - М., Московский институт психоанализа, 2013. - 220 с.

3. Яценко Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

97

методов работы с личностью. - М., Московский институт психоанализа, 2014. - 304 с.

4. Яценко Д. А. Принципы методологического анализа научных теорий личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и

практические проблемы психологии, № 4 (21), октябрь - декабрь 2011. - С. 25-40.

5. Яценко Д. А. Процедура и техника проведения методологического анализа научных теорий личности. - Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012 г., Выпуск 1. - С. 12-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.