Научная статья на тему 'Экспертная оценка системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности'

Экспертная оценка системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cистема метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий / опытных (экспериментальных) исследований / методов практической работы с личностью и их согласованности. Теоретическая и эмпирическая валидность. Перекрестная валидизация системы. / The system of constructive-critical metascientific analyses of scientific theories / empirical (experimental) investigations / methods of practical personality psychology and interconnections between them. Theoretical and empirical validity. Cross-examined validisation of thе system.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яценко Денис Александрович

Исследование, представленное в статье, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой», самим автором данной системы и группой независимыми экспертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яценко Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation presented in the article was oriented to independent expert’s valuation the same psychological theories of personality by system, named «The constructive-critical metascientific analyses of scientific theories, empirical (experimental) investigations, methods of practical personality psychology and interconnections between them» by means of the author of that system and the group of independent experts.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности»

90

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

внутреннего стержня и способности к самостоянию, о которой писал Кьеркегор. Нам представляется, что схизис академической и практической психологии во многом проистекает из их различных ориентаций - академической психологии на объективное мышление, а практической психологии на субъективное мышление клиента. Идеи Кьеркегора о двух типах мышления - объективном и субъективном, возможно, позволят лучше понять проблемы и тенденции современной психологии. А историки психологии отнесутся к творчеству датского философа с большим вниманием, чем это имело место до сих пор.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. - 1996. -№ 6. - С. 25-40.

2. Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. - 304 с.

3. Ковалевская О.Б., Лызлов А.В., Серавина О.Ф. Апатия как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. -2013. - № 2. - С. 65-79.

4. Ковалевская О.Б., Лызлов А.В., Серавина О.Ф. Тоска как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. -2012. - № 5. - С. 62-72.

5. Ковалевская О.Б., Лызлов А.В., Серавина О.Ф. Тревога как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. -2011. - № 4. - С. 66-77.

6. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». М.: Академический Проект, 2012. - 607 с.

7. Чеснокова М.Г. Значение идей С.Кьеркегора для теории и практики психологии индивидуальности (к 200-летию С.Кьеркегора) // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 102-109.

8. Чеснокова М.Г. Методологическое значение идей С.Кьеркегора в контексте развития психологической науки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 2. - С. 120-135.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ

Яценко Денис Александрович

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московского института психоанализа

АННОТАЦИЯ

Исследование, представленное в статье, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой», самим автором данной системы и группой независимыми экспертами.

ABSTRACT

Investigation presented in the article was oriented to independent expert’s valuation the same psychological theories of personality by system, named «The constructive-critical metascientific analyses of scientific theories, empirical (experimental) investigations, methods ofpractical personality psychology and interconnections between them» by means of the author of that system and the group of independent experts.

Ключевые слова: Система метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности. Теоретическая и эмпирическая валидность. Перекрестная валидизация системы.

Key words: The system of constructive-critical metascientific analyses of scientific theories, empirical (experimental) investigations, methods of practical personality psychology and interconnections between them. Theoretical and empirical validity. Cross-examined validisation of h system.

Исследование, составляющее основу данного сообщения, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой» [1, 2, 3, 4, 5].

В исследовании в качестве экспертов выступили 18 высококвалифицированных преподавателей, докторов и кандидатов психологических наук из пяти различных вузов России, имеющие многолетний опыт преподавания курсов общей психологии, прежде всего, разделов, посвященных психологии личности, а также отдельных курсов по психологии личности. Это - Московский педагогический университет (Институт психологии, социологии и

социальных отношений), Сахалинский государственный университет (Институт педагогики и психологии), Московский гуманитарный университет, Московский психолого-социальный университет, Московский институт психоанализа.

Эксперты были предварительно ознакомлены с разработанной системой анализа, и далее им для оценки были предложены следующие известные зарубежные теории личности, широко представленные как в зарубежной, так и отечественной психологической литературе. Это - теории личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Г. Оллпорта, Р. Кеттелла, Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Мас-лоу, В. Франкла, К. Роджерса, Э. Эриксона и А. Бандуры.

Каждый из экспертов оценивал перечисленные выше теории с самостоятельно, и делал это независимо от остальных экспертов, будучи, кроме того, незнакомым с нашими собственными оценками тех же теорий личности,

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

91

сделанными незадолго до проведения настоящего исследования. В заключение полученные экспертами независимые оценки усреднялись и сравнивались с теми оценками, которые этим же теориям были даны нами в ходе проведенного метанаучного анализа этих теорий.

В таблице 1 представлены итоги описанного исследования, приведены средние оценки соответствующих теорий личности, предложенные нами и независимыми экспертами.

Таблица 1

Оценки одних и тех же зарубежных теорий личности, полученные нами по предложенной системе метанаучного ________________________________анализа, и независимыми экспертами_______________________________

Авторы оцениваемых психологических теорий личности Оценки данных теорий, предложенными нами и независимыми экспертами

Оценки, полученные одним автором настоящей работы Оценки, предложенные независимыми экспертами

З. Фрейд 11,0 9,3

А. Адлер 10,0 9,1

К. Юнг 4,0 8,2

К. Хорни 6,5 6,4

Г. Оллпорт 10,5 7,9

Р. Кеттелл 7,0 7,3

Дж. Келли 10,5 6,9

Дж. Роттер 8,5 6,0

А. Маслоу 7,0 7,4

В. Франкл 6,0 6,8

К. Роджерс 8,5 8,9

Э. Эриксон 8,0 8,5

А. Бандура 8,0 7,1

Как видно из таблицы, все эти оценки различаются по абсолютным значениям, хотя соответствующие различия, по-видимому, являются несущественными. Главное заключается в том, в каком порядке друг за другом в ранжированном ряду эти оценки следуют.

Корреляционный анализ (по Спирмену) двух рядов оценок, представленных в таблице 1, дал следующие результаты. Коэффициент ранговой корреляции между соответствующими рядами оказался равным 0,91 и статистически достоверным на уровне р < 0,001. Это означает, что предложенная нами система конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности является надежной, поскольку именно так стандартно проверяется в психологии надежность различных оценочных систем, например, психодиагностических методик. Эта система, кроме того, позволяет проводить такой анализ разным профессионально подготовленным психологам, хорошо знакомым с содержанием анализируемых теорий личности и с предложенной системой анализа. Она, соответственно, обеспечивает объективность получаемых рейтинговых оценок, выставляемых экспертами психологическим теориям личности.

Литература

1. Яценко Д. А. Критерии, признаки и процедура методологического анализа психологических теорий личности //Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 1 (26), январь - март 2013. -С. 22-34.

2. Яценко Д. А. Методологический анализ теории и практики формирования личности. - М., Московский институт психоанализа, 2013. - 220 с.

3. Яценко Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических методов работы с личностью. - М., Московский институт психоанализа, 2014. - 304 с.

4. Яценко Д. А. Принципы методологического анализа научных теорий личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 4 (21), октябрь - декабрь 2011. - С. 25-40.

5. Яценко Д. А. Процедура и техника проведения методологического анализа научных теорий личности. - Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012 г., Выпуск 1. - С. 12-23

СРАВНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРАМИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ, И ПАРАМЕТРОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ РАЗРАБОТАННОЙ НАМИ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНОКРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕОРИЙ

ЛИЧНОСТИ

Яценко Денис Александрович

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московского института психоанализа АННОТАЦИЯ

Настоящее сообщение включает исследование, направленное на непосредственное сравнение выделенных нами параметров (показателей и признаков), предназначенных для анализа психологических теорий, экспериментальных исследований и методов работы с личностью, с теми критериями и признаками, которые были заданы зарубежными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.