№ 6 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 614.2
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
И SWOT-АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ
В. А. Борцов12, И. В. Куликовская1
1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск) 2ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27» (г. Новосибирск)
С целью совершенствования организации Школ здоровья для пациентов в амбулаторных медицинских организациях проведены экспертная оценка, SWOT-анализ. Полученные результаты послужили основой для совершенствования организации профилактических мероприятий и разработки модели по оптимизации Школ здоровья на основе применения информационных технологий, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению.
Ключевые слова: экспертная оценка, SWOT-анализ, амбулаторные медицинские организации, главные врачи, заместители главных врачей по медицинской части, Школа здоровья для пациентов, информационные технологии, дистанционное консультирование.
Борцов Виктор Анатольевич — доктор медицинских наук, доцент, начальник организационно-методического отдела ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27», профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 200-03-31, e-mail: [email protected]
Куликовская Ирина Владимировна — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-25-14, e-mail: [email protected]
Введение. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития хронических неинфекционных заболеваний, способствуют повышению уровня общественного здоровья. В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь на амбулаторном уровне, профилактическая деятельность врача-терапевта участкового заключается в индивидуальном профилактическом консультировании, а также в организации проведения Школ здоровья [3].
Метод экспертных оценок является важным компонентом социально-гигиенического
исследования, при использовании этого метода изучаются мнения специалистов, наиболее компетентных в изучаемых вопросах. При планировании мероприятий по совершенствованию или оптимизации организации медицинской помощи населению целесообразно формирование группы экспертов из числа главных врачей амбулаторных медицинских организаций и их заместителей по медицинской части [1].
Использование SWOT-анализа позволяет осуществлять аналитическое предвидение при разработке стратегии деятельности, прогнозирование потенциала медицинской организации на основе влияния сильных и слабых сторон [2].
Материалы и методы. С целью совершенствования организации Школ здоровья проведена экспертная оценка среди руководителей амбулаторных и стационарных медицинских организаций, имеющих в своем составе поликлинические отделения. Всего в исследовании приняли участие 54 эксперта, из которых 28 человек занимают должности главных врачей и 26 человек — заместители главных врачей медицинских организаций. Из 54-х экспертов 10 имеют ученую степень — 6 экспертов кандидаты, 4 эксперта доктора медицинских наук. Большая часть экспертов (46) имеют высшую категорию.
С целью расширения использования возможностей информационных технологий в амбулаторной медицинской организации проведен SWOT-анализ. SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды. SWOT-анализ помогает сделать правильные выводы по проведенному анализу и найти правильные стратегии для совершенствования изучаемого объекта за счет сильных сторон, снизить угрозы от внешних факторов.
Результаты и обсуждения. В результате проведения экспертной оценки установлено, что большинство экспертов (50,0 ± 6,8 %) уверены в том, что в настоящее время существует необходимость в совершенствовании организации медицинской помощи населению на амбулаторном уровне; 38,9 ± 6,6 % экспертов полагают, что больше да, чем нет; 7,4 ± 3,6 % полагают, что больше нет, чем да, и лишь 3,7 ± 2,6 % полагают, что такой необходимости не существует. Около половины экспертов (44,4 ± 6,8 %) отмечают, что Школы здоровья для пациентов являются методом повышения качества оказания медицинской помощи населению; 38,9 ± 6,6 % экспертов считают, что являются в большей степени; 11,1 ± 4,3 % — в меньшей степени, и только 5,6 ± 3,1 % считают, что не являются.
Большая часть опрошенных (62,9 ± 6,6 %) уверены, что в настоящее время работа Школ здоровья для пациентов не эффективна; 27,8 ± 6,1 % экспертов полагают, что больше нет, чем да; 5,6 ± 3,1 % — больше да, чем нет; и только 3,7 ± 2,6 % экспертов считают работу Школ здоровья для пациентов эффективной (см. рис.).
Больше да, чем
Не эффективны -
Больше нет, <
да -27,891
Эффективны -62,994
Структура мнения экспертов об эффективности Школ здоровья для пациентов в амбулаторных медицинских организациях
Также большая часть экспертов (66,7 ± 6,4 %) считает, что в настоящее время существует необходимость в совершенствовании организации Школ здоровья для пациентов; 24,0 ± 5,8 % экспертов полагают, что больше да, чем нет; 5,6 ± 3,1 % — что больше нет, чем да; и только 3,7 ± 2,6 % считают, что не существует.
Большинство экспертов (64,7 ± 6,5 %) полагают, что амбулаторные медицинские организации не нуждаются в дальнейшей технической оснащённости; 20,4 ± 5,5 % полагают, что больше нет, чем да; 9,3 ± 4,0 % — что больше да, чем нет, и только 5,6 ± 3,1 % ответили что нуждаются. Больше половины экспертов (63,0 ± 6,6 %) уверены, что дистанционное консультирование в организации Школ здоровья для пациентов в амбулаторных медицинских организациях в наибольшей степени может повысить качество оказания медицинской помощи; 25,9 ± 6,0 % экспертов также уверены, что может повысить в большей степени; 7,4 ± 3,6 % — что может повысить в меньшей степени, и лишь 3,7 ± 2,6 % считают, что не может повысить качество оказания медицинской помощи.
В ходе экспертного опроса выявлено, что 57,4 ± 6,7 % экспертов считают, что внедрение информационных технологий в организацию Школ здоровья для пациентов с целью совершенствования амбулаторной медицинской помощи должно осуществляться совместно с другими амбулаторными медицинскими организациями; 25,9 ± 6,0 % — самостоятельно; 9,3 ± 4,0 % — по решению органов управления здравоохранения; и 7,4 ± 3,6 % считают, что совместно с другими амбулаторными медицинскими организациями по некоторым направлениям.
Большая часть экспертов (61,1 ± 6,6 %) уверена, что пациенты готовы к дистанционному консультированию в амбулаторных медицинских организациях; 18,5 ± 5,3 % экспертов уверены, что больше да, чем нет; 12,9 ± 4,6 % — что больше нет, чем да; 1,9 ± 1,9 % — не уверены, и 5,6 ± 3,1 % затруднились ответить (см. табл.). Также большинство экспертов (68,5 ± 6,3 %) уверены, что врачи-терапевты участковые готовы применять дистанционное консультирование при его организации в амбулаторных медицинских организациях; 14,8 ± 4,8 % экспертов, что больше да, чем нет; 9,2 ± 3,9 % — что больше нет, чем да; 1,9 ± 1,9 % считают, что не готовы, и 5,6 ± 3,1 % затруднились ответить (см. табл.).
Мнение экспертов о готовности к дистанционному консультированию
в амбулаторных медицинских организациях
Мнение врачей-экспертов Да Больше да, чем нет Больше нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить
Готовность пациентов к дистанционному консультированию 61,1 % 18,5 % 12,9 % 1,9 % 5,6 %
Готовность врачей к дистанционному консультированию 68,5 % 14,8 % 9,2 % 1,9 % 5,6 %
Выводы. По результатам экспертной оценки установлено, что в настоящее время работа Школ здоровья является неэффективной. По мнению экспертов, врачи-терапевты участковые и пациенты готовы к организации дистанционного консультирования в амбулаторных медицинских организациях. Внедрение дистанционного консультирования в профилактическую работу амбулаторной медицинской организации увеличивает возможности пациента получать необходимую информацию от врача-терапевта участкового посредством сети Интернет на интересующие его вопросы по методам профилактики хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.
Проведенный SWOT-анализ показал, что в настоящее время амбулаторные медицинские организации оснащены компьютерной техникой и программами, предоставляющими доступ к медицинской информации, которые позволяют более оперативно проводить мероприятия по различным видам деятельности медицинской организации, а также существует необходимость в непрерывном обучении, проведении эффективных научных исследований, активного профессионального взаимодействия с медицинскими работниками с целью оптимизации использования информационных систем.
Список литературы
1. Применение методов экспертных оценок в научных исследованиях и в практической деятельности : учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / И. П. Артюхов [и др.]. — Красноярск : Типография КрасГМУ, 2009. — 105 с.
2. Плутницкий А. Н. Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения / А. Н. Плутницкий // Здравоохранение РФ. — 2013. — № 3. — С. 26-29.
3. Профилактические аспекты деятельности участкового терапевта / С. В. Бакутов [и др.] // Бюл. мед. интернет-конф. — 2013. — Т. 3, № 2. — С. 136.
EXPERT ASSESSMENT AND SWOT
ANALYSIS OF IMPROVEMENT OF HEALTH CARE ORGANIZATION
AT SCHOOL
V. A. Bortsovtz. I. V. Kulikovskaya1
1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (c. Novosibirsk) 2SBHE NR «Advisory-diagnostic clinic № 27» (Novosibirsk c.)
An expert assessment and SWOT analysis are carried out for the purpose of improvement of organization of Health Care Schools for patients in the out-patient medical organizations. The received results served as a basis for improvement of preventive actions organization and development of model on optimization of Health Care Schools on the basis of information technologies application aimed at improvement of medical care quality to the population.
Keywords: expert assessment, SWOT analysis, out-patient medical organizations, chief physicians, deputy chief physicians on medical work, School of health for patients, information technologies, remote consultation.
About authors:
Bortsov Victor Anatolyevich — doctor of medical science, assistant professor, head of organizational and methodical department at MBHE NR «Advisory-diagnostic clinic № 27», professor of public health and public health services chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 200-03-31, e-mail: [email protected]
Kulikovskaya Irina Vladimirovna — post-graduate student of public health and public health services chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-25-14, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Application of methods of expert estimates in scientific researches and in practical activities: guidance for system on postgraduate education of doctors / I. P. Artyukhov [etc.].
— Krasnoyarsk: Printing house of KrasSMU, 2009. — 105 P.
2. Plutnitsky A. N. Usage of universal information system in the course of SWOT analysis during planning and implementation of regional programs of health care / A. N. Plutnitsky // Health care of the Russian Federation. — 2013. — № 3. — P. 26-29.
3. Preventive aspects of activity of primary care physician / S. V. Bakutov [et c.] // Bulletin medical Internet conference. — 2013. — V. 3, № 2. — P. 136.