УДК 614.2:658.272
К.К. КУРАКБАЕВ1, А.А. АХЕТОВ2, А.Т. АМАНОВ1, Д.С. ИСАЕВ1, М.К. КОШИМБЕКОВ1, А.Б.КУМАР1, Л.К. КОШЕРБАЕВА1
1Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова 2Центральная клиническая больница управления делами президента Республики Казахстан
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г.АЛМАТЫ
В работе отражены основные аспекты социологического анализа деятельности ЦКБ МЦ УДП РК с участием двух групп респондентов (руководителей и практических врачей). Это позволило выявить главные приоритеты развития деятельности больницы, а также выявить резервные возможности повышения эффективности инновационных преобразований на ближайшую и отдаленную перспективу.
Ключевые слова: эффективность, модернизация, социология.
На этапе подготовки к модернизации и формирования программы ее инвестиционно-инновационного
обеспечения, было важно выявить отношение к этой проблеме экспертов и специалистов. С этой целью был проведен опрос 56 ведущих организаторов здравоохранения, выступивших в качестве экспертов,
руководителей подразделений, а также 112 врачей больницы. Одной из задач исследования являлся анализ ресурсов и резервов этого процесса.
95% опрошенных выразили положительное мнение о степени важности данной работы (Рисунок 1).
68,4
21,1
I
10,5
52,2
37,0
.....
1 10,9
1 1
Руководители Рядовые врачи
□ Одобряют □ Не одобряют □ Частино
Рисунок 1 - Оценка преобразований в больнице (в % к числу опрошенных)
Значительная часть рядовых врачей отмечают необходимость сохранения и наращивания используемых клинических и организационных технологий, в то время как руководители указывают на необходимость коренных преобразований (Рисунок 2).
3,75
2,95
2,7
Таким образом, отношение рядовых врачей и руководителей к модернизации больницы было однозначно позитивным. Расхождения лишь касались темпов, способов и содержания будущих преобразований.
Руководители
Рядовые врачи
3,63
О Коренное совершенствование клинических и организационных технологий
О Сохранение или наращивание использующихся клинических и
организационных технологий О Тиражирование чужих разработок
Рисунок 2 - Оценка направлений инновационной деятельности в больнице (по пятибалльной системе)
Оценивая эффективность инновационной деятельности в Вместе с тем, результаты опроса показали, что 40,8%
больнице, респонденты отметили ее недостаточную опрошенных из общего числа считают, что осуществляемая
эффективность, определяемую тем, что полностью в в больнице инновационная деятельность имеет позитивные
больнице реализуется только 37% новшеств, остальные - результаты, связанные с повышением качества
лишь частично (54%), или в минимальной степени (9,0%). медицинской помощи (64,5% ответов), улучшением
материально-технической и медико-технологической базы
411
www.kaznmu.kz
больницы (19,4%), а также ростом заработной платы (16,1%).
По мнению большинства экспертов, среди инноваций, реализуемых в больнице, приоритет должен быть отдан использованию нового медицинского оборудования и аппаратуры и, соответственно, техническим и медицинским
инновациям, а также организационным преобразованиям (таблица 1). Меньшая часть респондентов указала на необходимость внедрения новых экономических форм управления больницей, предоставления больших возможностей для освоения новых клинических технологии и совершенствование стандартов диагностики и лечения.
Таблица 1 - Отношение респондентов к инновациям в клинике (% от опрошенных)
Новые медицинские технологии Новое медицинское оборудование и современные клинические технологии Организационные внедрения Новые экономические формы управления Другие
70,9 54,2 15,1 5,6 21,7
В качестве основных критериев эффективности инновационной деятельности больницы респондентами предложено: повысить качество, расширить перечень оказываемых медицинских услуг и интенсифицировать медицинскую помощь за счет переоснащения больницы современным медицинским оборудованием; внедрить новые методы диагностики (76,9%); улучшить отношение медицинского персонала к работе (11,5%), а также достичь лучшей конкурентоспособности больницы на рынке государственных и частных медицинских услуг (13,4%). Установлено что, при выборе направлений модернизации больницы подавляющее число респондентов отдали предпочтение использованию больницей международных стандартов деятельности. При этом, по мнению 57,7% опрошенных, основной подход к выбору направлений модернизации больницы должен быть ориентирован на внедрение новшеств лучшей клинической практики, использующихся в западных странах (опережающий подход). Каждый третий респондент отдал приоритет подходу, предусматривающему адаптацию больницы к лучшей отечественной клинической практике (поддерживающий подход). И только 7,7% опрошенных считают, что целесообразнее всего осуществлять модернизацию больницы на основе технического перевооружения больницы (догоняющий подход). Перспективы развития инновационной деятельности больницы видятся в следующих позициях:
- соответствии основных направлений модернизации больницы приоритетам развития здравоохранения страны;
- соответствии модернизации назначению и миссии больницы;
- финансовых возможностях и эффективности больничного менеджмента.
Модернизация, по мнению респондентов, в порядке убывания значимости должна предусматривать создание следующих условий:
1. Материальную и моральную заинтересованность коллектива - 14%;
2. Дополнительные целевые инвестиции - 14%;
3. Заблаговременную подготовку - 13,2%;
4. Обучение медицинского персонала - 13,2%;
5. Поощрение и поддержку нововведений - 11%;
6. Повышение эффективности больничного менеджмента - 16,0%;
7. Наличие лидера-новатора - 19,6%.
Результаты изучения ответов респондентов на этот вопрос показали, что для успешной реализации модернизации в больнице необходимо, прежде всего, понимание важности преобразований у руководства и развитие стратегического, креативного мышления в коллективе. При формировании инновационных проектов (программ) необходимо уделять больше внимания информированию, обучению и повышению профессиональной компетенции сотрудников в области инновационной медицины, развивать способы поощрения творческого подхода, поиск передовых форм работы; а также с учетом возможностей инфраструктуры больницы, отталкиваться от реального положения дел, не упрощая при этом сути преобразований [1,2,3]. Стратегическое планирование и увязанный с ним инновационный менеджмент должны стать нормой, естественным стилем работы и потребностью современного руководителя, формировать атмосферу инновационной активности в коллективе больницы [4,5]. Резюмируя результаты этого фрагмента исследования, можно заключить, что уровень инновационной активности в больнице требует улучшения; результаты внедряемых инноваций недостаточны - их незавершенность отмечены 85,3% респондентов, на нереализованные процессы указали - 8%, и лишь 6,7% опрошенных считают, что цели инноваций были достигнуты. Единодушно была отмечена необходимость использование системного подхода к нововведениям; инновационный процесс в больнице в большей степени должен инициироваться «сверху», чем является инициативой и потребностью менеджмента больницы; необходимость модернизации признается большинством участников опроса (94,8%). Таким образом, социологические исследования выявили ряд приоритетов в области модернизации деятельности больницы, установив при этом ключевые ресурсные аспекты проблемы, а также резервы в их реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Указ Президента Республики Казахстан №216 от 14 ноября 2006 года «Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы».
2 Биртанов Е., Ахметов В., Гаврилов С., Рахимбекова Д., Баймагамбетова М., Иванченко Н., Салов Р. Проблемы стационарной медицинской помощи в Республике Казахстан. - Алматы, 2007. - 150 с.
3 Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения: опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010 и 2015 годы.
4 Аканов А.А., Девятко В.Н., Ахметов В.И., Байсеркин Б.С., Тулебаев К.А., Кацага А.Я. Больничное дело в Казахстане: Состояние, проблемы и подходы к новой модели. - Астана, 2006. - С.17-106.
5 Кульжанов М.К., Исаев Д.С., Абильдинова Н.А. Социологическая и экспертная оценка технического оснащения организаций здравоохранения Республики Казахстан //Известия Вузов. - Бишкек, 2009. - № 4. - С. 115-117.
412
www.kaznmu.kz
К.К. КУРАКБАЕВ, А.А. АХЕТОВ, А.Т. АМАНОВ, Д.С. ИСАЕВ, М.К. КОШИМБЕКОВ, А.Б.КУМАР, Л.К. КОШЕРБАЕВА
АЛМАТЫ К. ДЕНСАУЛЫК САКТАУ ¥ЙЫМДАРЫНЫН, ТИ1МД1Л1Г1Н ЭКСПЕРТТ1К БАFАЛАУ
ТYЙiн: Жумыста КР П1Б ОКА МО ;ызметшщ eKi топ респонденттершщ (бас;арушылар мен тэжiрибелiк дэр^ерлер) ;атысуымен социологиялы; анализiнiц Heri3ri acneKTTepi керсетшген. Осыныц нэтижeсiндe аурухана ;ызметшщ дамуыныц Heri3ri приоритeттeрiн аныщтауга, сонымен катар жа;ын жэне алыс перспективага инновациялы; 0згeрiстeрдiц тиiмдiлiгiн арттыру MYMкiндiктeрiн аньщтауга ;ол жeттi. ТYЙiндi свздер: тшмдтк, модернизация, социология.
K.K. KURAKBAYEV1, A.A. AHETOV2, A.T. AMANOV1, D.S. ISAEV1, M.K. KOSHIMBEKOV1, A.B. KUMAR1, L.K. KOSHERBAEVA1
1Asfendiyarov Kazakh National Medical University 2Central Hospital Office of the President the Republic of Kazakhstan
EXPERT EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF HEALTH CARE ORGANIZATIONS IN ALMATY
Resume: The paper reflects the main aspects of the sociological analysis of CHO MC PRK involving two groups of respondents (managers and practitioners). It is possible to reveal the main priorities of the activities of the hospital, and to identify opportunities to improve backup efficiency of innovation in the near and distant future. Keywords: efficiency, modernization, sociology.
УДК 616.379-008.64:614.2 (100) (574)
А.Ш. ТЛЕГЕНОВ
Казахский Национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова г. Алматы, Республика Казахстан
ИЗУЧЕНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ О ЗАЩИТЕ ПРАВ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
Нормативно правовые акты это неотъемлемая составная часть существования социального общества, как внутри себя, так и внутри государства. Государство суверенное и независимое должно в первую очередь нести ответственность за каждого гражданина, как структурную единицу себя. К сожалению, несмотря на конституционные и законом данные права пациентов, различные условия и барьеры продолжают ограничивать доступ многих пациентов к необходимой медицинской помощи, что приводит к ухудшению их здоровья и преждевременной смерти. Государство и общество должны находить механизмы взаимодействия и взаимопонимания, которые позволят решать проблемы, как отдельных граждан, так и всего общества. Эти механизмы должны включать в себя неукоснительное соблюдение прав, что достижимо только при открытом диалоге, направленном на наиболее эффективную работу здравоохранения и всех структур в целом. Ключевые слова: нормативно правовые акты, сахарный диабет, пациенты
Материалы и методы исследования: Изучение нормативно правовых актов касательно больных сахарным диабетом в мире, в том числе в Республике Казахстан. На базе эндокринологического центра при клинике внутренних болезней №1 КазНМУ им С.Д. Асфендиярова был проведен анонимный опрос больных сахарным диабетом. Численность опрошенных для статистического исследования составило 40 человек в возрасте от 18лет и старше. Для сбора информации использована анкета -опросник, который отражал правовую осведомленность и включает: паспортные данные, данные по сахарному диабету и вопросы по знанию своих прав. Обработка данных проводилась по данным опросника.
Цель: Определение принципов и стратегий в вопросах обеспечения прав пациентов страдающих сахарным диабетом в контексте процессов реформирования системы здравоохранения в Республике Казахстан. Задачи исходя из поставленной цели:
1. Оценка ситуации по Казахстану, в том числе и в других странах, по правам больных сахарным диабетом.
2. Обоснование необходимости разработки нормативно правовых актов у больных сахарным диабетом в Казахстане.
3. Поиск возможных путей обеспечения равноправия и правовой стабильности у пациентов с сахарным диабетом в Казахстане.
Касательно первой задачи: заболеваемость сахарным диабетом с каждым годом приобретает все более угрожающие масштабы и может привести к тяжелым социально-экономическим и демографическим
последствиям. По данным ВОЗ, в мире от сахарного диабета страдают около 246 млн. человек, а к 2025 году их количество может достигнуть отметки в 500 млн. человек. Ежегодно число пациентов с таким недугом увеличивается примерно на 7 млн. человек. Тогда как их защищенность в медико-социальных аспектах развивается гораздо в меньшем соотношении, или имеет ряд недостатков. Законодательство о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе.
По данным хартии основных прав Европейского Союза, пациенты имеют права, которые регулируются фактически только через автономные организации граждан (АОГ).
413
f.kaznmu.kz