Научная статья на тему 'Изучение и усовершенствование нормативно правовых актов о защите прав больных сахарным диабетом'

Изучение и усовершенствование нормативно правовых актов о защите прав больных сахарным диабетом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно правовые акты / сахарный диабет / пациенты / normatively- legal acts / diabetes / patients

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Ш. Тлегенов

Нормативно правовые акты это неотъемлемая составная часть существования социального общества, как внутри себя, так и внутри государства. Государство суверенное и независимое должно в первую очередь нести ответственность за каждого гражданина, как структурную единицу себя. К сожалению, несмотря на конституционные и законом данные права пациентов, различные условия и барьеры продолжают ограничивать доступ многих пациентов к необходимой медицинской помощи, что приводит к ухудшению их здоровья и преждевременной смерти. Государство и общество должны находить механизмы взаимодействия и взаимопонимания, которые позволят решать проблемы, как отдельных граждан, так и всего общества. Эти механизмы должны включать в себя неукоснительное соблюдение прав, что достижимо только при открытом диалоге, направленном на наиболее эффективную работу здравоохранения и всех структур в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING AND IMPROVEMENT OF NORMATIVELY-LEGAL ACTS ABOUT PROTECTION OF THE RIGHTS OF PATIENTS WITH DIABETES

Normativelylegal acts it is the integral component of existence of social society, as within themselves as within the state. Sovereign and independent state should primarily be responsible for every citizen, as a structural unit. Unfortunately, in spite of the constitutional and legal rights of these patients, a variety of conditions and barriers continue to limit the access of many patients to adequate medical care, which leads to a deterioration in their health and quality of life. . State and society must find the mechanisms of interaction and understanding that will solve the problems of individual citizens and the entire society. These mechanisms should include strict observance of the rights that can only be achieved with an open dialogue aimed at the most efficient operation of health and all structures in general.

Текст научной работы на тему «Изучение и усовершенствование нормативно правовых актов о защите прав больных сахарным диабетом»

К.К. КУРАКБАЕВ, А.А. АХЕТОВ, А.Т. АМАНОВ, Д.С. ИСАЕВ, М.К. КОШИМБЕКОВ, А.Б.КУМАР, Л.К. КОШЕРБАЕВА

АЛМАТЫ К. ДЕНСАУЛЫК САКТАУ ¥ЙЫМДАРЫНЫН, ТИ1МД1Л1Г1Н ЭКСПЕРТТ1К БАFАЛАУ

ТYЙiн: Жумыста КР П1Б ОКА МО ;ызметшщ eKi топ респонденттершщ (бас;арушылар мен тэжiрибелiк дэр^ерлер) ;атысуымен социологиялы; анализiнiц Heri3ri acneKTTepi керсетшген. Осыныц нэтижeсiндe аурухана ;ызметшщ дамуыныц Heri3ri приоритeттeрiн аныщтауга, сонымен катар жа;ын жэне алыс перспективага инновациялы; 0згeрiстeрдiц тиiмдiлiгiн арттыру MYMкiндiктeрiн аньщтауга ;ол жeттi. ТYЙiндi свздер: тшмдтк, модернизация, социология.

K.K. KURAKBAYEV1, A.A. AHETOV2, A.T. AMANOV1, D.S. ISAEV1, M.K. KOSHIMBEKOV1, A.B. KUMAR1, L.K. KOSHERBAEVA1

1Asfendiyarov Kazakh National Medical University 2Central Hospital Office of the President the Republic of Kazakhstan

EXPERT EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF HEALTH CARE ORGANIZATIONS IN ALMATY

Resume: The paper reflects the main aspects of the sociological analysis of CHO MC PRK involving two groups of respondents (managers and practitioners). It is possible to reveal the main priorities of the activities of the hospital, and to identify opportunities to improve backup efficiency of innovation in the near and distant future. Keywords: efficiency, modernization, sociology.

УДК 616.379-008.64:614.2 (100) (574)

А.Ш. ТЛЕГЕНОВ

Казахский Национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова г. Алматы, Республика Казахстан

ИЗУЧЕНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ О ЗАЩИТЕ ПРАВ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Нормативно правовые акты это неотъемлемая составная часть существования социального общества, как внутри себя, так и внутри государства. Государство суверенное и независимое должно в первую очередь нести ответственность за каждого гражданина, как структурную единицу себя. К сожалению, несмотря на конституционные и законом данные права пациентов, различные условия и барьеры продолжают ограничивать доступ многих пациентов к необходимой медицинской помощи, что приводит к ухудшению их здоровья и преждевременной смерти. Государство и общество должны находить механизмы взаимодействия и взаимопонимания, которые позволят решать проблемы, как отдельных граждан, так и всего общества. Эти механизмы должны включать в себя неукоснительное соблюдение прав, что достижимо только при открытом диалоге, направленном на наиболее эффективную работу здравоохранения и всех структур в целом. Ключевые слова: нормативно правовые акты, сахарный диабет, пациенты

Материалы и методы исследования: Изучение нормативно правовых актов касательно больных сахарным диабетом в мире, в том числе в Республике Казахстан. На базе эндокринологического центра при клинике внутренних болезней №1 КазНМУ им С.Д. Асфендиярова был проведен анонимный опрос больных сахарным диабетом. Численность опрошенных для статистического исследования составило 40 человек в возрасте от 18лет и старше. Для сбора информации использована анкета -опросник, который отражал правовую осведомленность и включает: паспортные данные, данные по сахарному диабету и вопросы по знанию своих прав. Обработка данных проводилась по данным опросника.

Цель: Определение принципов и стратегий в вопросах обеспечения прав пациентов страдающих сахарным диабетом в контексте процессов реформирования системы здравоохранения в Республике Казахстан. Задачи исходя из поставленной цели:

1. Оценка ситуации по Казахстану, в том числе и в других странах, по правам больных сахарным диабетом.

2. Обоснование необходимости разработки нормативно правовых актов у больных сахарным диабетом в Казахстане.

3. Поиск возможных путей обеспечения равноправия и правовой стабильности у пациентов с сахарным диабетом в Казахстане.

Касательно первой задачи: заболеваемость сахарным диабетом с каждым годом приобретает все более угрожающие масштабы и может привести к тяжелым социально-экономическим и демографическим

последствиям. По данным ВОЗ, в мире от сахарного диабета страдают около 246 млн. человек, а к 2025 году их количество может достигнуть отметки в 500 млн. человек. Ежегодно число пациентов с таким недугом увеличивается примерно на 7 млн. человек. Тогда как их защищенность в медико-социальных аспектах развивается гораздо в меньшем соотношении, или имеет ряд недостатков. Законодательство о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе.

По данным хартии основных прав Европейского Союза, пациенты имеют права, которые регулируются фактически только через автономные организации граждан (АОГ).

Автономные организации граждан (или организации активной гражданственности) — это организации, созданные и управляемые гражданами, не ставящие перед собой цель извлечения прибыли, и деятельность которых направлена на защиту общих интересов, прав граждан и/или на сохранение общего блага независимо от сферы их деятельности, размеров, юридического статуса, мотивации или членства. В тех случаях, когда права граждан и общие интересы поставлены под угрозу, АОГ (право на вмешательство) имеют право вмешиваться и выражать свое мнение и предлагать меры по преодолению угрозы, а также публично раскрывать информацию о действиях и/или бездействии, которые могут оказать влияние на такие права и общие интересы. АОГ (право на проведение профилактических мероприятий) имеют право осуществлять деятельность, направленную на предотвращение причинения вреда и ущерба гражданам и общему благу, а также, в случаях снижения высокого уровня охраны здоровья граждан, окружающей среды и прав потребителей. АОГ (право на проведение консультаций) имеют право принимать участие во всех общественных консультациях. АОГ (право на доступ) имеют право на доступ ко всем источникам информации и документации. АОГ имеют право доступа в места, где имеется угроза нарушения прав граждан, общего блага и/или общих интересов в целях проверки их соблюдения и фактического выполнения. АОГ (право на оценку) имеют право публично выражать собственную оценку деятельности государственных и частных субъектов относительно реализации ими мер по достижению общего блага и/или общих интересов, а также по соблюдению прав граждан. В своих отношениях с государственными учреждениями, АОГ (право на профессиональный диалог) имеют право на ведение диалога и на сотрудничество с государственными должностными лицами или представителями учреждений, обладающими надлежащей квалификацией. В состав Европейского союза входят такие страны: Чешская Республика, Германия, Италия, Мальта, Португалия, Румыния, Турция.

Декларация о правах пациентов в России.

В Российской Федерации от 19.11. 2008г., существует соглашение о подписании сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом. Куда входит согласие о нижеследующем:

Статья 1 Стороны принимают меры по совершенствованию национальных законодательств по проблеме сахарного диабета с учетом соглашений и решений в области здравоохранения, принятых в рамках Содружества Независимых Государств. Стороны разрабатывают и утверждают долгосрочные комплексные национальные программы в области профилактики сахарного диабета и предупреждения его осложнений.

Статья 2 Стороны обязуются оказывать гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств, больным сахарным диабетом, скорую медицинскую помощь без взаимных компенсаций затрат. Статья 3 Стороны обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению и профилактике сахарного диабета. Статья 4 Стороны сотрудничают в сферах разработки и внедрения новых методов профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений, социальной и медицинской реабилитации граждан, больных сахарным диабетом.

Статья 5 Стороны, осознавая важность медико-психологической помощи для улучшения качества жизни граждан, больных сахарным диабетом, способствуют реализации проектов по исследованию психологических аспектов заболевания сахарным диабетом в рамках межгосударственных и национальных программ. Статья 6 Стороны способствуют консолидации усилий общественных объединений больных сахарным диабетом, медицинской общественности, государственных структур и

фармацевтической промышленности в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом.

Статья 7 Стороны способствуют развитию контактов между организациями, занимающимися проблемами сахарного диабета.

Статья 8 Стороны в целях обеспечения выполнения настоящего Соглашения в течение одного года после его вступления в силу разрабатывают и утверждают долгосрочную программу сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств по профилактике и лечению сахарного диабета. Статья 9 Стороны обеспечивают, в том числе с учетом возможностей Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", регулярное информирование населения о необходимых мерах профилактики сахарного диабета и его осложнений, современных методах лечения и реабилитации, способствуют проведению межгосударственных

тематических выставок, конференций, семинаров. Статья 10 Реализацию настоящего Соглашения осуществляют соответствующие национальные

исполнительные органы государственной власти в области здравоохранения, в пределах установленной национальным законодательством компетенции. Координацию

деятельности Сторон по реализации настоящего Соглашения осуществляет Межгосударственный

экспертный совет по медико-социальной защите граждан, больных сахарным диабетом, при Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств.

Статья 11 Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении указанных процедур.

Статья 12По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются протоколом, являющимся его неотъемлемой частью и вступающим в силу в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Соглашения.

Статья 13 Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет с даты его вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на последующий пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

Статья 14 Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты выхода.

Статья 15 Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, заинтересованных в своем участии и готовых принять на себя обязательства, вытекающие из настоящего Соглашения, путем передачи депозитарию документов о присоединении. В состав, по данному соглашению, после его подписания входят следующие страны: Правительство Российской Федерации, Правительство Азербайджанской Республики, Правительство Республики Армения, Правительство Республики Белоруссия, Правительство Грузии, Правительство Киргизской Республики, Правительство Республики Молдова, Правительство Республики Таджикистан, Правительство Туркменистан, Правительство Республики Узбекистан, Правительство Украины. Республика Казахстан.

Касательно Правительства Республики Казахстан данный документ не был подписан.

В целом в процессе анализирования информации, мы выяснили, что пациенты в Казахстане имеют лишь общие права. В отдельные социально значимые группы выделены пациенты болеющие туберкулезом, СПИД больные и больные психическими заболеваниями с выпадением группы, больных сахарным диабетом. Нами также не было найдено конкретных и закрепленных законом нормативно правовых актов касательно именно больных сахарным

414

диабетом, что является большим пробелом в современной теоретической и практической медицине, который диктует необходимость разработки данной проблемы. Вторая задача исследования: обоснование необходимости разработки нормативно правовых актов у больных с сахарным диабетом в Казахстане. Для решения данной

задачи нами был проведен анонимный,

специализированный, именно у больных с сахарным диабетом опрос, по форме анкетирование. В результате проведенного анкетного опроса были получены следующие данные. Ответы представлены в качестве сводной информации в таблице №1.

Таблица 1 - Сводный анализ данных, полученных при анкетировании

№ вопроса Варианты ответов Соотношение ответов, % Число ответов по кол-ву людей Кол-во респондентов

1 Да 100 40 40

Нет 0 0

2 Да 90 36 40

Нет 10 4

3 Да 0 0 40

Нет 100 40

4 Да 5 2 40

Нет 95 38

5 Да 0 0 40

Нет 100 40

6 Да 100 40 40

Нет 0 0

7 Да 0 0 40

Нет 100 40

На основе информации, сведенной в таблицу 1, нами было построены диаграммы по каждому вопросу, что наглядно

1. Знаете ли

покажет процентное соотношение ответов среди пациентов и поможет сделать выводы по поднятой проблеме.

2. на самостоятельный выбор медицинского учреждения?

4. на получение полной информации о состоянии своего здоровья и проводимого предстоящего лечения

6. Получаете ли бесплатно лекарства для лечения?

7. Получаете ли санаторно-курортное лечение?

В анкетировании принимали участие 40 человек, в возрасте от 16 до 60 лет. Для проведения анкетирования было разработано 7 вопросов, касающихся интересующей нас проблеме. Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: практически все из опрошенных пациентов с сахарным диабетом ответили, что не знают о своих правах. На многие вопросы о своей осведомленности был получен отрицательный ответ. Положительные результаты были получены лишь при сборе информации по поводу знания своих прав на получение льготных лекарственных средств и вопроса «получаете ли Вы бесплатно лекарства для лечения». На последний вопрос были получены вовсе печальные данные. Все опрошенные пациенты, среди которых имеются, также больные с группой инвалидности не знают, что им полагается санаторно-курортное лечение. Это в свою очередь

доказывает низкую информированности не только пациентов, но возможно и медицинских работников на местах. Иначе, какое иное объяснение может быть у данной проблемы. По данным анкетирования было установлено, что в случае введения нормативно правовых актов для больных сахарным диабетом в Казахстане ситуация в целом изменится только в лучшую сторону. Для того чтобы решить поднятую проблему необходимо о ней знать! Если человек слабо знаком с проблемой, он не сможет с ней бороться.

Рекомендации. Из полученных данных наглядно видно, что информированность пациентов в рамках медико-социальных аспектов очень низкая. Пациенты в самом важном вопросе, по-прежнему остаются в полном одиночестве. Исходя из этого, целесообразно провести разработку и внедрение некоторых дополнений в

законодательство, касательно больных сахарным диабетом с вынесением их в отдельную группу, которые полностью, прежде всего, будут отвечать требованиям и желаниям наших пациентов.

Во-первых: усовершенствовать систему оказания услуг

• Создать на примере Европейских стран, гражданские объединенные ассоциации или преобразовать работу существующих, для защиты прав пациентов, а не решение посторонних вопрос, таких как обучение врачей

• При прохождении МСЭК осмотр должен проводить врач эндокринолог, также при прохождении освидетельствования на водительское удостоверение заключение должно выдаваться по согласованию с врачом эндокринологом.

Во-вторых: внести следующие права в нормативно правовые документы

1. Право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

2. Право на получение квалифицированной медицинской помощи и лечение тяжелых осложнений болезни

3. Право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения.

4. Право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

5. Право на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.

6. Право на необходимые и своевременные мероприятия для предупреждения болезней

7. Право на доступность медицинских услуг, необходимых для его здоровья

8.Право на бесплатное получение санаторно-курортного лечения как минимум раз в три года в независимости от наличия инвалидности

9. Право на получение необходимого лечения быстро и в установленное время

10. Право на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

11. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.

12. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

13. Право на первоочередное обслуживание в медицинских учреждениях разного профиля, в том числе и при прохождении МСЭК

14. Право на информированное согласие при переводе на другие формы и виды лечения, хотя бы основного

15. Право на отказ от медицинского вмешательства, вследствие недостатков медицинской помощи, дефектов врачебной деятельности и врачебной ошибки

16. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также лиц на выбор, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

17. Право на защиту всеми способами, не запрещенными законом

18. Право высказать или подать претензию или жалобу и право получить на них ответ

19. Право на возмещение ущерба в соответствии в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

20. Право на адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.

Необходимо рассмотреть и внедрить следующие предложения, безусловно направленные на повышение степени информированности больных сахарным диабетом путем:

> Выпуск массовым тиражом информационных материалов по медико-социальным аспектам

> Распространение их среди пациентов и по медицинским учреждениям

> Издание методических пособий для больных сахарным диабетом по основам права

> Выпуск периодических печатных изданий (газет, журналов), для населения по правовым проблемам сахарного диабета

> Организация телепередач и радиопрограмм по тематике сахарный диабет включающие дополнительную информацию о правах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Проведение акций приуроченных к всемирному дню борьбы с диабетом с правовым уклоном

>Проводить в школах диабета обучение правовой грамотности в виде дополнительных часов или отдельного дополнительного дня

> Однако наряду с имеющимися у пациентов с сахарным диабетом правами, следует повысить ответственность за свое здоровье непосредственно у самих больных диабетом, путем систематического проведения самоконтроля и самостоятельного создания условий для достижения компенсации заболевания.

> Закрепить на уровне нормативно-правовых актов ответственность за здоровье самого больного сахарным диабетом

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета". - 25 декабря 1993 г. - N 237.

2 Конституция Республики Казахстан (принятая 30 августа 1995 года на всенародном референдуме)

3 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. - 2001. - № 2.

А.Ш. ТЛЕГЕНОВ

С.Д. Асфендияров атындагы Казац ¥лттыц медицина университетI Алматы цаласы,

Казацстан Республикасы

КАНТТЫ ДИАБЕТПЕН АУРАТЫН НАУЦАСТАРДЫН К¥КЫЩТАРЫН КОРFАУ ТУРАЛЫ НОРМАТИВТЖ-КУЦЫКТЫК; АКТ1ЛЕРД1

КАРАСТЫРУ ЖЭНЕ ЖЕТ1ЛД1РУ

ТYЙiн: нормативтш-кукыщтьщ акт бул элеуметтiк к;огамныц иршштнщ ез iшiндегi жэне мемлекет шшдеп курамдас б0лiгi болып табылады. Тэуелйз жэне егемендi мемлекет бiрiншi кезекте эрбiр азаматын курылымды; бiрлiк ретшде жауапкершiлiкке алу керек.9кiнiшке орай,концтитуциялы; жэне нау;астардыц кукуктары туралы зацдардыц болганымен,нау;астардыц керектi мелшерде ;ызметермен ;амтылуын эр TYрлi шарттар мен кедергiлер шектеуде, бул нау;астардыц жагдайларыныц нашарлауы мен емiр сапасыныц T0мендеуiне алып келуде.Мемлекет жэне ;огам бiрге келiскен жэне TYсiнiскен TYPДе жумыс жасап ,жеке азаматтыц жэне бYкiл ;огамныц мэселесш шешудiц жолын табу керек.Бул багыт денсаулы; са;таудагы жэне езгеде жалпы курылымдардагы нэтижелi жумыстарга багытталган,сондык;тан кукук;тардыц са;талуы булжытпай орындалуы керек,ол эйресе ашы; бетке бет сейлескендедиологте ;ол жетiмдi болады. ТYЙiндi свздер: нормативтш-кук;ык;тык; акт,;антты диабет,нау;астар.

A. SH.TLEGENOV

Kazakh National medical university after S.D. Asfendiyarov, Almaty, Republic of Kazakhstan

STUDYING AND IMPROVEMENT OF NORMATIVELY-LEGAL ACTS ABOUT PROTECTION OF THE RIGHTS OF PATIENTS WITH

DIABETES

Resume: Normatively- legal acts it is the integral component of existence of social society, as within themselves as within the state. Sovereign and independent state should primarily be responsible for every citizen, as a structural unit. Unfortunately, in spite of the constitutional and legal rights of these patients, a variety of conditions and barriers continue to limit the access of many patients to adequate medical care, which leads to a deterioration in their health and quality of life. . State and society must find the mechanisms of interaction and understanding that will solve the problems of individual citizens and the entire society. These mechanisms should include strict observance of the rights that can only be achieved with an open dialogue aimed at the most efficient operation of health and all structures in general. Keywords: normatively- legal acts, diabetes, patients

UDK 330.59:316.62

M.A. BULESHOV, A.M. BULESHOVA , A.M. TALGATBEK, A.U. EMBERDIEV

South Kazakhstan State Pharmaceutical Academy Hoca Ahmet Yesevi Uluslararasi Turk-Kazak Universitesi

FORMATION FEATURES OF THE AVERAGE LIFE EXPECTANCY OF THE POPULATION OF THE SOUTH-KAZAKHSTAN REGION

In this scientific article the author investigates the middle rate of life expectancy as an integrated indicator of estimates and demographic situations. The studies have shown that one of the major factors influencing life expectancy are the negative and positive aspects of the socioeconomic situation. Thereby improving the socio-economic situation in the South Kazakhstan region has led to a decrease in age-specific mortality rates and to an increase of life expectancy of the population. Keywords: life expectancy, population viability, mortality.

Actuality of the problem.

Improving of the socio-economic situation in the South Kazakhstan led to the fact that during the period from 2009 to 2013 as an indicator of life expectancy is increased as in the whole region and as major region, indicating a reduction in mortality among children and working-age population. One of the main indicators of the civilized countries, according to UN and WHO, is the health level and life expectancy of its population. For research works in this area nearly in all modern developed countries, as well as in many developing ones the public and private funds are being spent, which are surpassing spending in other areas (for example, in the United States the health spending is accounted for some 14 percent of the federal budget).

In fact, the total expenses in a modern developed society to "increase the number and to improve the quality of life" are second only to expenditures on armaments and the issue was the

main competitor to the military issue in the mentality of developed societies.

Reduced life expectancy concerns mainly the working age, which leads to paradoxical changes in demographics - aging of the population due to the lower life expectancy. Scientific field that studies the problem of life expectancy and developing quite closely with the biostatistics, is closely related with views of aging. The accurate answers to many questions that are still debated in medical biology, within this scientific direction, thanks to the developed mathematical basis, are received.

Indicator of life expectancy is gaining an importance in assessing the health of the population and its changes in accordance with this biological criterion as mortality [1,2].

However, this figure as calculated in relation to the whole population is entirely dependent on the age structure of the latter. With a low birth rate the overall mortality rate is high not because of that the mortality is high, but because of that in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.