Научная статья на тему 'Экспертная и потребительская оценка конкурентной позиции организаций розничной торговли'

Экспертная и потребительская оценка конкурентной позиции организаций розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПАТТЕРНЫ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынникова Ирина Анатольевна, Диканов Максим Юрьевич

Рассмотрены проблемы теоретического представления понятия конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная позиция. На основе проведенных маркетинговых исследований и с помощью теории паттернов предложена модель экспертной и потребительской оценки конкурентной позиции торгового предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of theoretical conception of such definitions as competition, competitiveness and competitive position are considered in the article. The model of the expert and consumer appraisal of a retail business competitive position based on represented marketing researches and patterns theory is offered

Текст научной работы на тему «Экспертная и потребительская оценка конкурентной позиции организаций розничной торговли»

»

Экономика и менеджмент предприятия

УДК 339.13

И.А. Скрынникова, М.Ю. Диканов

ЭКСПЕРТНАЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Развитие рыночной экономики изменяет условия формирования и деятельности розничных торговых предприятий. По мере улучшения и стабилизации ситуации на рынке, особенно в посткризисный период, увеличиваются численность и разновидность предприятий розничной торговли. Их развитие зависит от состояния потребительского рынка и сложившихся конкурентных отношений на нем. Ни одно из предприятий не может выжить в конкурентной среде, если не имеет четких ориентиров, направлений и стратегий развития. Конкурентоспособность является тем инструментом, который нацелен на повышение эффективности хозяйственного субъекта на рынке.

Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле в последнее время отмечается усиление конкуренции, что вызвано как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на отечественный рынок иностранных компаний. В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от уровня конкурентоспособности и реализации конкурентных преимуществ, обеспечивающих его устойчивое положение на существующем рынке.

Неотъемлемой чертой любого рынка и, как следствие, рынка торговли, является наличие конкурентных отношений между его участниками. Классики экономической теории рассматривали конкуренцию как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные условия продажи и покупки соответственно.

С точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество между старым и новым, между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Вопросам конкуренции уделялось и уделяется много внимания, по данной теме проведено значительное количество исследований и опубликовано множество научных работ. В теории конкуренции принято выделять три ключевых понятия - «конкурентная позиция», «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность». Несмотря на общую семантическую и морфологическую схожесть, между этими понятиями существуют определенные различия, которые в зависимости от ситуации придают различный экономический смысл любому анализу, проводимому в рамках оценки и решения вопросов конкуренции для торговых предприятий.

Достаточно подробный сравнительный терминологический и сущностный анализ большого количества исследований, посвященных вопросам отличий ключевых понятий теории конкуренции, представлен на рисунке.

Не умаляя значения каждой из приведенных категорий, остановимся более подробно на понятии «конкурентная позиция». По нашему мнению, конкурентная позиция является отражением сравнительного положения объекта управления на ограниченном товарном рынке и характеризует эффективность внутренних и внешних управленческих действий, факторами конкурентной позиции можно считать элементы внутренней и внешней среды предприятия.

Сравнительный анализ понятий «конкурентная позиция», «конкурентное преимущество»

и «конкурентоспособность» [1]

В последнее время все большую популярность в определении современного понимания конкурентной позиции приобретает так называемая «теория паттернов». Согласно определению экономико-математического словаря под паттерном (от англ. pattern) понимается метод разработки крупных экономических решений, сочетающий программно-целевой подход с экспертными оценками [2]. Термин «паттерн» можно использовать в значении «образец, шаблон, шаблонная модель». С позиции теории конкурентных преимуществ паттерн представляет собой некоторую стратегическую схему, имеющую ограниченное значение [3].

Применение теории паттернов в классическом виде в российской действительности невозможно, поскольку отечественный рынок имеет свои колорит и специфику. Однако данная теория позволяет, сузив количество ее элементов, вывести основные, по нашему мнению, паттерны. В нашем случае под паттерном будем понимать фактор рынка, оказывающий влияние на работу торгового предприятия и имеющий стратегическое значение для оценки конкурентной позиции на рынке ритейла страны, региона или локального рынка.

Основным инструментом для определения конкурентных позиций служат маркетинговые

исследования, которые позволяют дать наиболее полное представление о характере рынка, конкурентах и наиболее важных показателях, определяющих потребительские предпочтения.

В данной статье представлен аудит ритейла на примере малого города, отражающем динамику, характерную как для всего региона, так и для страны в целом, с той лишь разницей, что «паттернизации» предприятий торговли малого города подлежит меньшее количество факторов, влияющих на их конкурентную позицию.

С 2007 по 2009 гг. нами проводились социологические исследования на продовольственном рынке г. Волгодонска Ростовской области с целью определения конкурентных позиций предприятий розничной торговли и паттернов, их определяющих. В исследовании, проводимом в течение трех лет, приняли участие 3000 человек. В структуре розничной торговли за этот период произошли существенные изменения, вызванные различными факторами, в том числе и мировым финансовым кризисом.

По данным администрации Ростовской области потребительский рынок города в настоящее время состоит из 1164 хозяйствующих субъектов, из них 898 - предприятия розничной торговли, 60 - оптовые склады, 160 - производственные предприятия, 12 - рынки, 34 - автозаправочные станции. Численность жителей города - 172 тыс. человек, из них трудоспособного возраста - 128 тыс. человек. Средний возраст жителей - 31 год [4].

Из семи представленных в городе торговых сетей 50 % - это местные сети. Наибольшее количество магазинов принадлежит компании ООО «Артемида - Дон», сегодня это одна из наиболее динамично развивающихся торговых сетей города. В настоящий момент эта компания начала экспансию и в соседние города. Так, в г. Цимлянске в конце 2007 г. был открыт первый тестовый супермаркет «Артемида».

Второе место по количеству магазинов занимает федеральная торговая сеть «Магнит», на сегодняшний день в городе успешно работает десять ее супермаркетов. Примечательно, что несмотря на относительно небольшую численность населения города, в апреле 2008 г. был

открыт первый в городе одноименный гипер-маркет общей площадью 10,2 тыс. м2. Кроме того, в планах компании и дальнейшее увеличение числа магазинов.

Массовое освоение местного рынка иногородними торговыми сетями началось с 2006 г., когда в город пришли такие крупные региональные торговые сети, как «Радеж» (с 2006 по 2008 г. было открыто семь супермаркетов), а также федеральные сети «Перекресток», «Гросмарт» (2007 г.). Однако «Перекресток» и «Гросмарт» так и не смогли удержать позиции и под давлением конкурентов были вынуждены в конце 2008 г. закрыть свои супермаркеты.

В ходе маркетинговых исследований составлен рейтинг популярности торговых сетей г. Волгодонска. По данным опроса потребителей торговая сеть «Магнит» заняла 1-е место (1094* голосов), «Артемида» - 2-е место (990 голосов), «Радеж» - 3-е место (237 голосов), «Балатон» - 4-е место (221 голос), «Енисей» - 5-е место (198 голосов), «Элита» - 6-е место (155 голосов), «Антарес» - 7-е место (105 голосов).

Для выявления факторов, определяющих преимущество конкурентных позиций, выделено следующие паттерны: удобство месторасположения торговой точки, регулярность посещения, оформление и внешняя привлекательность субъекта торговли, культура обслуживания, ассортимент и качество продукции, ценовая политика ритейлера.

В ходе опроса респондентам предложено проранжировать наиболее значимые паттерны, определяющие конкурентные преимущества той или иной торговой сети. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что по результатам опроса наиболее значимыми паттернами названы ценовая политика, ассортимент/качество продукции и культура обслуживания.

На следующем этапе исследования привлечено пять экспертов из числа специалистов отдела потребительского рынка администрации города и сотрудников региональной ассоциации потребителей с целью оценки значимости выделенных респондентами паттернов.

* Здесь и далее представлены суммарные данные результатов опросов респондентов за 2007-2009 гг.

Таблица 1

Паттерны выбора торговой компании

Торговая Компания-владелец Паттерны

сеть 1 2 3 4 5 6 Итого

«Магнит» ЗАО «Тандер», г. Краснодар 51 77 181 162 204 419 1094

«Артемида» ООО «Артемида-Дон», г. Волгодонск 70 63 161 176 199 321 990

«Радеж» ТК «Радеж», г. Волгоград 10 23 37 36 49 82 237

«Балатон» ООО «Балатон», г. Волгодонск 8 12 31 47 46 77 221

«Енисей» ООО «Марта», г. Волгодонск 8 9 33 40 44 64 198

«Элита» ООО «Элита», г. Волгодонск 5 8 23 32 35 52 155

«Антарес» ООО «Антарес», г. Волгодонск 12 8 14 17 18 36 105

Итого 164 200 480 510 595 1051 3000

Примечание . Паттерны: 1 - удобство месторасположения торговой точки; 2 - регулярность посещения; 3 - оформление и внешняя привлекательность субъекта торговли; 4 - культура обслуживания; 5 - ассортимент и качество продукции; 6 - ценовая политика ритейлера.

Далее проведена оценка согласованности мнений экспертов с использованием дисперсионного коэффициента конкордации:

Ш =-

125

2/3 \ '

т (п - п)

(1)

(

где 5 = X X г -

1 п т

7 = — XX 7; т - количест-

П 1 = 1 у = 1

I=1V у=1

во экспертов; п - количество объектов оценивания. Результаты расчетов отражены в табл. 2.

Из данных табл. 2 следует, что, с точки зрения экспертов, наиболее важными паттернами являются ценовая политика, ассортимент/качество продукции и культура обслуживания. Коэффициент конкордации имеет значение 0,739, т. е. близок к единице, что свидетельствует о достаточно высокой степени согласованности экспертов и, соответственно, объективности оценок. Очевидно, что полученные данные аналогичны оценкам потребителей.

Таблица 2

Расчет коэффициента конкордации

Паттерн Эксперты т X 7у у = 1 г т X Гу- 7 у = 1 (Х Гг - -1 Ш

1 2 3 4 5

1 6 5 6 3 4 24 17,5 6,5 42,25 0,097

2 4 6 4 5 5 24 - 6,5 42,25 0,097

3 5 4 5 6 6 26 - 8,5 72,25 0,165

4 3 2 3 4 1 13 - -4,5 20,25 0,046

5 2 1 2 2 3 10 - -7,5 56,25 0,129

6 1 3 1 1 2 8 - -9,5 90,25 0,206

Итого 105 323,5 0,739

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что конкурентная позиция торговой организации определяется отношением потребителей, которое зависит от многих факторов. Объективный выбор критериев оценки конкурентной позиции торгового предприятия (паттернов) способен отразить реальную картину потребительских предпочтений,

складывающихся на рынке, и выработать адекватные действия ритейлера для достижения успехов в продвижении компании на продовольственном рынке. Эти действия в конечном счете будут способствовать повышению конкурентоспособности торговой организации, упрочению конкурентной позиции, росту объема продаж и прибыли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова, О.О. Методические основы оценки конкурентной позиции предприятия на примере рынка водки г. Москвы [Текст] / О.О. Смирнова : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2004. - 164 с.

2. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь [Текст] : словарь современной экономиче-

ской науки / Л.И. Лопатников. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.Iteam.ru/

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.donland.ru/

УДК 338.45+621

Е.Г. Сафронов

О МЕХАНИЗМЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Достижение высоких темпов экономического роста и выход российской экономики на инновационный уровень развития невозможны без создания на предприятиях современной высокопроизводительной материально-технической базы, основу которой составляют технологическое оборудование и оснащение. Высокий уровень физического и морального износа основных средств не позволяет отечественным предприятиям выпускать продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами, что неизбежно ведет к потере целевого рыночного сегмента. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, износ основных производственных фондов составляет в среднем свыше 40 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике он равен 50 %, в нефтепереработке - 75 %, в газопереработке - 80 %. Низкие темпы обновления производственных фондов во многом связаны с не-

совершенством инвестиционной политики и механизма амортизации, назначение которых в рыночных условиях состоит в аккумулировании средств для обеспечения расширенного воспроизводства.

Продолжение эксплуатации физически и морально устаревших основных фондов является большой угрозой для конкурентоспособности экономики и для всего воспроизводственного процесса. Возрастающий износ средств производства ведет к ускорению их выбытия и развитию техногенных катастроф. Особенно тревожит состояние производственных фондов в отраслях, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение и металлообработка) [5, с. 5, 6]. Показатели износа, обновления и выбытия производственных фондов на предприятиях машиностроения РФ и Самарской области представлены в табл. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.