Научная статья на тему 'Экспертиза подготовленности Пермского государственного технического университета к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности "Физические процессы горного или нефтегазового производства" направления "Горное дело"'

Экспертиза подготовленности Пермского государственного технического университета к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности "Физические процессы горного или нефтегазового производства" направления "Горное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пучков Лев Александрович, Петров Вадим Леонидович, Красноштейн Аркадий Евгеньевич, Янченко Геннадий Алексеевич, Алыменко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертиза подготовленности Пермского государственного технического университета к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности "Физические процессы горного или нефтегазового производства" направления "Горное дело"»

------------------------------------ © Л.А. Пучков, В.Л. Петров,

А.Е. Красноштейн,

Г.А. Янченко, Н.И. Алыменко, 2007

УДК 658.386

Л.А. Пучков, В.Л. Петров, А.Е. Красноштейн,

Г.А. Янченко, Н.И. Алыменко

ЭКСПЕРТИЗА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ГОРНОГО ИЛИ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА" НАПРАВЛЕНИЯ "ГОРНОЕ ДЕЛО"

Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела (далее УМО) провело экспертизу подготовленности Пермского государственного технического университета (ПГТУ) к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по направлению 130400 "Горное дело" специальности 130401 "Физические процессы горного или нефтегазового производства", которая в ныне действующем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утверждённого Министерством образования Российской Федерации 14.04.2000 г., разделена на два блока: 070600.01 "Физические процессы горного производства" и 070600.02 "Физические процессы нефтегазового производства". Каждый из этих блоков имеет свой перечень специальных дисциплин федерального компонента, что предопределяет наличие у каждого блока своего рабочего учебного плана. До настоящего времени выбор учебного плана для подготовки дипломированных специалистов по заявляемой основной образовательной программе является прерогативой вуза и обусловлен заявками соответствующих отраслей промышленности.

По заявленной основной образовательной программе высшего профессионального образования подготовки кадров ПГТУ представлены:

- обоснование открытия заявляемой основной образовательной программы высшего профессионального образования;

- выписка из протокола № 7 от 30.03.2006 г. заседания Ученого совета ПГТУ с ходатайством о введении в 2007 г. в вузе заявляемой основной образовательной программы высшего профессионального образования;

- два рабочих учебных плана;

- рабочие программы учебных дисциплин;

- сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой;

- сведения об информационном обеспечении образовательного процесса;

- сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием;

- сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса;

- сведения о местах проведения производственных практик;

- бизнес-план реализации заявляемой основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Рассмотрев представленные в УМО материалы и ознакомившись с рабочими учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин, состоянием кадровой, информационно-библиографической, материальнотехнической подготовленности вуза к реализации заявляемой новой основной образовательной программы подготовки кадров и сведениями о местах проведения производственных практик, УМО пришло к следующим выводам:

1. Структура и содержание обоих учебных планов (федеральный компонент) по направлению и специальности отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану.

Национально-региональная (вузовская) компонента государственного образовательного стандарта данной основной образовательной программы представлена в рабочих учебных планах дисциплинами "Культурология", "Правоведение", "Психология и педагогика", "Техника разведки месторождений полезных ископаемых", "Геоинформационные системы" и обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом.

Дисциплины по выбору студентов, а также факультативные дисциплины данной основной образовательной программы представлены в рабочем учебном плане дисциплинами "Менеджмент в горном и нефтегазовом деле", "Геолого-экономические оценки минеральных ресурсов", "Экономика природопользования", "Геополитика и история", "Измерения в физическом эксперименте", "Электроника и измерительная техника" и содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральной компоненте каждого цикла дисциплин.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста при очной форме обучения составляет 286 недель, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий студентов при очной форме обучения не превышает 27 часов в неделю.

Таким образом, структура и содержание рабочих учебных планов по направлению и специальностям отвечают требованиям государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану.

2. К преподаванию общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (36 % докторов наук, профессоров; 64 % кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной основе привлекается 91 % преподавателей (30 % докторов наук, профессоров, 70 % кандидатов наук, доцентов).

К преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (58 % докторов наук, профессоров; 42 % кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной основе привлекается 21 % преподавателей (29 % докторов наук, профессоров и 71 % кандидатов наук, доцентов).

В соответствии с приказом-решением Президиума Академии наук РФ и Минвуза РФ в г. Перми организован научно-учебный центр "Недра Урала" на базе Горного института Уральского отделения РАН (ГИ УрО РАН), ПГТУ и Пермского государственного университета (ПГУ). Основная цель создания этого центра - укрепление связей научных учреждений Уральского отделения Российской Академии наук и высшей школы по проблеме комплексного освоения и охраны недр месторождений полезных ископаемых Урала и активное привлечение учёных из академических институтов к решению задач повышения качества подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.

С учётом этого предполагается активное участие ГИ УрО РАН и ПГУ в заявляемой основной образовательной программе высшего профессионального образования в виде привлечения научных сотрудников для чтения лекций и проведения лабораторных и практических занятий по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, предоставления своей лабораторной базы для поведения лабораторных занятий и привлечения студентов к научно-исследовательской работе по тематике, близкой к профилю заявляемой специальности.

В целом к преподаванию по вводимой специальности привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (53 % докторов наук, профессоров; 47 % кандидатов наук, доцентов), на штатной основе привлекается 36 % преподавателей, из них: докторов наук, профессоров - 30 %, кандидатов наук, доцентов - 70 %.

Таким образом, реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста в целом обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

3. Собственная библиотека ПГТУ удовлетворяет требованиям "Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения", утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 1246.

Университет располагает основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам лицензируемой образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Библиотечный фонд ПГТУ имеет полный перечень научных журналов по профилю заявляемой специальности.

Университет обеспечивает доступ обучающихся студентов к справочной, научной литературе, в том числе монографической, периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы.

ПГТУ имеет современную информационную базу, обеспечивающую каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам в соответствии с профилем подготовки кадров путем оперативного получения информации и обмена ею с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Кроме того, в ПГТУ имеются средства мультимедиа, электронная почта и выход в 1п1егпе1, компьютеры объединены в локальную сеть с выделенным сервером.

Обеспеченность одного студента компьютерным временем составляет в среднем 8 часов в неделю. Учебный процесс сопровождается компьютерными образовательными программами по ряду дисциплин циклов как ГСЭ и ЕН, так и ОПД и СД.

Вуз обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса в рамках новой для вуза профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

4. По всем дисциплинам естественнонаучного и общепрофессионального циклов, в программах которых предусмотрены лабораторные и практические занятия, в ПГТУ имеются соответствующие лаборатории: "Физика", "Информатика", "Химия", "Экология", "Теоретическая механика", "Прикладная механика", "Сопротивление материалов", "Гидромеханика", "Термодинамика", "Материаловедение", "Основы метрологии", "Электротехника и электроника", "Геология", "Аэрология", "Горные машины и оборудование".

Для проведения лабораторных занятий по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации выпускающая кафедра "Разработка месторождений полезных ископаемых" (заведующий кафедрой Красноштейн А.Е., член-корр. РАН, проф., докт. техн. наук, директор ГИ УрО РАН) и другие кафедры горно-нефтяного факультета ПГТУ, которые будут задействованы в подготовке специалистов по заявляемой специальности, имеют следующие лаборатории: "Взрывные работы", "Вентиляция и горноспасательное дело", "Нефтепромысловые машины", "Аэродинамика", "Молекулярная физика", "Г идроаэромеханика", "Г идродинамика".

Кроме того, в учебном процессе будут задействованы также и научные лаборатории ГИ УрО РАН: "Механика горных пород", "Геопотенциальные поля", "Физические процессы освоения георесурсов", "Геотехнические процессы и рудничная газодинамика", "Активная сейсмоакустика", "Наземная и подземная электрометрия", "Природная и техногенная сейсмичность", "Аэрогазодинамика и теплофизика", "Геоэкология горнодобывающих регионов", "Электроизмерения", "Геологические проблемы техногенезиса".

В целом обеспеченность этих лабораторий учебно-лабораторным оборудованием отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и рабочим программам учебных дисциплин.

5. Основными базами практики студентов являются: ОАО "Уралкалий", ОАО "Сильвинит", ГИ УрО РАН, Пермский филиал ООО "Буровая компания "Евразия-Пермь", ООО "Лукойл-Пермь", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз", с которыми у вуза оформлены договорные отношения. Имеющиеся базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом.

На основании проведённой экспертизы представленных документов и исходя из практики подготовки дипломированных специалистов по специальности 130401 "Физические процессы горного или нефтегазового производства" в ведущих вузах России, следует рекомендовать руководству ПГТУ следующее:

1. Разработать и утвердить на Учёном совете ПГТУ план развития системы подготовки дипломированных специалистов по специальности 130401 "Физические процессы горного или нефтегазового производства", который должен предусматривать:

• образование в университете в 2007-2009 гг. специальной выпускающей кафедры, реализующей заявляемую основную образовательную программу;

• формирование на выпускающей кафедре контингента штатных преподавателей с базовым образованием;

• создание в 2007-2009 гг. новых учебных лабораторий "Физика горных пород", "Геомеханика", "Горная геофизика", "Контроль процессов горного производства", "Методы и средства геоконтроля";

• снижение в 2-3 раза количества преподавателей, привлекаемых для проведения учебных занятий по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации на условиях совместительства и почасовой оплаты;

• разработку и издание новой учебной и учебно-методической литературы по заявляемой специальности, учитывающей специфику учебного процесса в ПГТУ.

2. Предусмотреть переподготовку и повышение квалификации штатных преподавателей выпускающей кафедры по профилю заявляемой специальности.

3. Рекомендовать руководству выпускающей кафедры принимать активное участие в работе УМО вузов РФ по образованию в области горного дела и наладить тесные связи с кафедрами ведущих вузов страны, выпускающих дипломированных специалистов по специальности "Физические процессы горного или нефтяного производства.

4. Регулярно публиковать в ведущих горных журналах информацию об опыте подготовки горных инженеров в ПГТУ.

Общие выводы

На основании проведенной экспертизы Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области горного дела сделало заключение, что кадровое, информационное, учебно-методическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса в Пермском государ-

ственном техническом университете позволяет начать с 2007 года реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности 130401 "Физические процессы горного или нефтегазового производства" направления подготовки 130400 "Горное деЗаключение рассмотрено и одобрено на заседании Совета Учебнометодического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела 11.10.2006 г., протокол № 59 с рекомендацией его опубликования в периодическом издании горного профиля.

— Коротко об авторах---------------------------------------------------------------

Пучков Лев Александрович - председатель Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, ректор Московского государственного горного университета, член-корр. РАН,

Красноштейн Аркадий Евгеньевич - член президиума Совета УМО, директор Горного института УрО РАН, зав. кафедрой разработки месторождений полезных ископаемых Пермского государственного технического университета, член-корр. РАН, Петров Вадим Леонидович - заместитель председателя Совета УМО, проректор по учебной работе (по УМО) Московского государственного горного университета, профессор, доктор технических наук,

Янченко Геннадий Алексеевич - ученый секретарь Совета УМО, профессор, доктор технических наук,

Алыменко Николай Иванович - профессор кафедры разработки месторождений полезных ископаемых Пермского государственного технического университета, доктор технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.