Научная статья на тему 'Экспертиза качества образовательного процесса в вузе'

Экспертиза качества образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATION / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновский Л. М., Зыбин В. А.

В настоящее время модернизации образования в России придается огромное значение. Вызвано это тем, что образовательное пространство расширяется. Россией в составе 40 стран в 2002 г. в Берлине подписана Болонская конвенция. Образовательная сфера должна быть поднята до такого уровня, чтобы были востребованы повсеместно как выпускники российских ВУЗов, так и получение самого образования, обучение в России. Для этого необходимо высокое качество образования. В повышении качества обучения особая роль отводится независимой оценке, экспертизе образовательного процесса на всех его уровнях. Эффективной общественно-государственной системе контроля качества образования посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The control of training process quality in higher education

Nowadays the problem of modernization of education in Russia is of urgent importance, because of educational area spreading. In 2002 in Berlin Russia among other 40 countries had signed Bologna convention. Russian educational sphere must be improved graduates and education itself to be in demand. To increase the quality of education one should attach special significance to independent expertise of training process. The effective public and state system of control of training process quality in higher education is the point of the article.

Текст научной работы на тему «Экспертиза качества образовательного процесса в вузе»

УДК 331.1:378.046

Л.М. Яновский, В.А. Зыбин

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Государственный медицинский университет (Иркутск)

В настоящее время модернизации образования в России придается огромное значение. Вызвано это тем, что образовательное пространство расширяется. Россией в составе 40 стран в 2002 г. в Берлине подписана Болонская конвенция. Образовательная, сфера должна быть поднята до такого уровня, чтобы, были, востребованы, повсеместно как выпускники, российских ВУЗов, так и. получение самого образования, обучение в России. Для. этого необходимо высокое качество образования. В повышении. качества обучения особая, роль отводится, независимой оценке, экспертизе образовательного процесса на всех его уровнях. Эффективной общественно-государственной системе контроля качества образования, посвящена эта статья.

Ключевые слова: ВУЗ, образование, экспертиза качества

THE CONTROL OF TRAINING PROCESS QUALITY IN HIGHER EDUCATION

L.M. Yanovsky, V.A. Zybin

Irkutsk State Medical University, Irkutsk

Nowadays the problem, of modernization of education in Russia is of urgent importance, because of educational area spreading. In 2002 in Berlin Russia among other 40 countries had. signed. Bologna convention. Russian educational sphere must be improved, graduates and education itself to be in demand. To increase the quality of education one should, attach special significance to independent expertise of training process. The effective public and state system, of control of training process quality in higher education is the point of the article.

Key words: higher educational institution, education, quality control______________________________

Необходимость формирования в России конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний, содействие организации научно-ориентированной модели экономики связано с интенсивной эксплуатацией интеллектуального капитала, совокупности знаний, умений, эффективного ис-

пользования современных организационных навыков, патентов, ноу-хау, торговых марок и т.д. [12].

Новые экономические реалии открывают и новые возможности в планировании воспроизводства интеллектуальных ресурсов, т.е. особое внимание обращается на высшую школу, на качество

подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием [12]. Кроме этого, для стран, подписавших Болонскую конвенцию, актуальными становятся обеспечение мобильности и многоуровневости высшего профессионального образования. В то же время о придании значимости повышению качества высшего профессионального образования в странах Европейского содружества свидетельствует организация ассоциации по обеспечению качества высшего образования EQAHE (European Quality Assurance in Higher Education), которая занимается разработкой сопоставимых критериев и методов оценки качества образовательного процесса, определяемых как самостоятельная, специфическая экспертная деятельность.

Сама образовательная практика направлена на повышение капиталоемкости человека. Адекватность процесса обучения требованиям времени и его эффективность, для которых уровнем соответствия являются конкретные эталоны, критерии, предъявляемые учредителями и руководителями образовательных систем, как и ценностно-моральные представления, должны соответствовать ожиданиям всех участников и заказчиков образовательной деятельности [15].

Экспертная деятельность — это важный раздел, во многом обеспечивающий уровень качества образования в высшей школе. Составляющими экспертную деятельность являются исследовательско-аналитический и проектировочный компоненты. Она не может быть ограничена только лишь подтверждением наличия или отсутствия заданных характеристик, изучением процесса образования и вынесением аргументированного заключения. Экспертная деятельность может способствовать выявлению и содержательному направлению инновационного развития университета, оказанию помощи при создании стратегических проектов развития ВУЗа [1].

Смысл, цели, задачи и тактика лицензирования, аттестации и аккредитации, проводимые один раз в каждый пятилетний срок, хорошо разработаны в российской практике комплексной оценки деятельности любого ВУЗа. Экспертиза ВУЗов, которой на сегодня придается особая значимость и общественностью России и Минобрнауки РФ, подтверждается созданием в 2004 году в составе министерства службы по надзору в сфере образования и науки под руководством доктора педагогических наук В.А. Болотова. Важность проведения экспертных мероприятий также подчеркивается организацией Ассоциации независимой экспертизы высшей школы и Открытого международного университета качества образования [2, 3, 6—10].

В соответствии с приказом Минобразования России от 12.11.1999 № 864 сформирован график комплексной оценки деятельности образовательных учреждений и аттестации филиалов. График размещен в Интернете на сайте Информационнометодического центра государственной аккредитации (ИМЦГА) http://www.nica.ru [5].

Для включения в график проведения комплексных оценок деятельности образовательных учреждений и аттестаций филиалов необходимо представить в Управление лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы следующие документы:

- заявление учредителя ВУЗа на проведение очередной лицензионной экспертизы;

- выписку из решения ученого совета с ходатайством о проведении лицензионной экспертизы;

- заявление ВУЗа на проведение аттестационной экспертизы ВУЗа или филиала;

- выписку из решения ученого совета с ходатайством о проведении аттестационной экспертизы ВУЗа или филиала [5].

Также проводится аттестация отдельных образовательных программ в аккредитованных ВУЗах, по которым будут осуществляться выпуски специалистов при условии соответствия содержания подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта.

Эксперты внешних аттестационных комиссий в своей деятельности руководствуются специальными методическими рекомендациями по квали-метрии образовательных услуг ВУЗа. Всего определено пятнадцать показателей диагностики качества высшего образования:

- соответствие внутривузовской документации федеральным нормативам;

- наличие государственного образовательного стандарта;

- адекватность учебных планов, программ и организации учебного процесса государственному образовательному стандарту;

- информационно-методическое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- научно-методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- учебно-лабораторное обеспечение;

- уровень требований при зачислении абитуриентов;

- характер и эффективность процессуальной и итоговой систем контроля;

- востребованность выпускников;

- уровень научно-исследовательской деятельности и некоторые другие.

Минобрнауки РФ утверждена трехуровневая рейтинговая шкала определения результатов экспертизы. Это средний уровень, ниже среднего уровня и выше среднего уровня. Критерии оценки касаются учебных площадей в расчете на одного студента, процента преподавателей с кандидатскими и докторскими степенями, выполнения норматива обеспеченности и характера учебнометодической литературы, перечня образовательных программ, количества аспирантов, количества диссертационных советов класса «К» и класса «Д», количества изданных монографий, методических рекомендаций, руководств к практическим занятиям, журнальных статей и т.д. [13].

В каждом из пятнадцати квалиметрических разделов выявляются положительные стороны, а

также недостатки и проблемы, вносятся рекомендации и формулировки мнений экспертов о соответствии требованиям государственного образовательного стандарта рассматриваемой специальности. Действиям и выводам внешней экспертизы принадлежит ведущая роль при принятии решения по комплексной оценке деятельности ВУЗа, оформлении лицензии и свидетельства о государственной аккредитации его на определенный срок.

Взаимоотношения государственных организаций и ВУЗов отражаются в различных сферах их деятельности, в том числе и в организации экспертной оценки деятельности ВУЗов. В странах Европейского сообщества университеты имеют довольно широкие академические свободы. Однако здесь имеется тенденция к усилению ответственности ВУЗа перед государством, хотя она накладывается на давние устоявшиеся академические традиции и не является довлеющей. Для наших отечественных ВУЗов обычным явлением считается традиционная полная зависимость от органов управления. В документах Минобрнауки РФ и широко в прессе обсуждаются условия повышения качества высшего образования, одним из которых является переход от государственного к общественно-государственному управлению ВУЗами для стимулирования их развития. Однако на деле влияние государственных учреждений остается в той же силе.

Четкая и ясная процедура проведения экспертизы, утвержденная Минобрнауки РФ, состоит из нескольких этапов:

- представление заявления в Минобрнауки РФ;

- определение графика и процедуры сопровождения проверки;

- формирование комплексной комиссии, готовящей документы по основным направлениям проверки (лицензированию, аттестации и аккредитации);

- подготовка заключений;

- принятие решения коллегии;

- выдачу лицензии и свидетельства о государственной аккредитации [14].

В современных публикациях специалистов по оценке образовательной деятельности ВУЗов красной нитью проходит мысль о том, что экспертиза наилучшим образом будет отвечать требованиям времени, если она будет носить общественно-государственный характер. Однако пока что это направление не получило должного распространения [4, 10, 11].

Совершенно ясно, что результаты экспертной деятельности зависят от коллективов и руководителей проверяемых ВУЗов, а также в немалой степени и от лиц, организующих ее, от их моральноценностных установок, профессионального опыта и компетентности. Вместе с этим обладание внешним экспертом собственной стратегии и концепции оценки поднимает качество самой экспертизы и ее результативность еще выше. Характеристика динамики проведения экспертизы включает следующие этапы: проведение внутривузовской экспертизы (межкафедральной и межфакультет-

ской), внешнюю экспертизу, выправление замечаний и реализацию предложений. Эти факторы и многие другие влияют на формирование экспертной оценки качества образовательного процесса в ВУЗе.

И если в дальнейшем будут разработаны такие методы организации экспертизы и ее содержания, которые ориентированы не столько на контроль и фиксацию результатов, сколько на оценку имеющихся ресурсов, определение перспектив развития и на стимулирование инновационной деятельности научно-педагогических коллективов и студентов ВУЗов, то такая экспертиза будет наиболее ценной и будет отвечать требованиям времени.

Предлагаются в рамках реализации федеральных целевых программ модели участия работодателей, профессиональных и академических сообществ в создании общественно-профессиональных организаций, проводящих аттестацию образовательных программ, а также предлагается разработать квалификационные требования к составу общественно-профессиональных организаций, осуществляющих аттестацию образовательных программ [15].

В России для организации качественного экспертного процесса необходимо использовать международный опыт государств, подписавших Болонскую конвенцию. Так в Германии в конце 90-х годов прошлого столетия ректорами шести северных университетов был создан Союз северных университетов (Гамбург, Бремен, Грайсвальд, Киль, Ольденбург и Росток), в рамках которого действует центр по развитию высшей школы. Основная задача союза — проведение независимой от государства экспертизы высшего образования в пяти федеральных землях силами самих университетов. В выработанном университетами положении о союзе подчеркивается особая значимость факта экспертного оценивания самими университетами, т.к. «изменения и развитие имеют место только тогда, когда сами участники идентифицируют себя с учреждением, а свою деятельность — с поставленными задачами» [14].

По опыту университетов северных территорий позже объединились в подобные союзы университеты центральных и южных земель Германии.

В свою очередь, почему бы и в наших российских условиях не создать союз медицинских ВУЗов Восточной Сибири и Дальнего Востока в составе городов Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита, Якутск, Иркутск и Красноярск? Объединение в союз сделает экспертизу действительно объективной. Такая межвузовская экспертиза выстраивается на базе согласия и понимания интересов друг друга всеми участниками союза.

В союзе северных немецких университетов экспертизе подвергается не весь университет, а лишь максимально по две-три учебные дисциплины в год. Можно привести несколько примеров по экспертизе в северных университетах. Так в Гамбургском университете в 1994—1995 учебных го-

дах оценивалась профессиональная подготовка по биологии и германистике, в 1995—1996 гг. — по информатике и экономике, в 1996 — 1997 гг. — по химии и истории, в 1997—1998 гг. — по педагогике, физике и романистике, в 1999 — 2000 гг. — по праву, физиологии и спортивным наукам, в 2001 — 2002 гг. — по славистике и теологии и т.д. Благодаря накопленному опыту были сформулированы три исходных принципа оценочной деятельности сферы высшего профессионального образования

— дискуссионность, многообразие перспектив и ориентация на осуществляемый процесс [14].

Предложенные нами подходы повысят качество обучения и будут способствовать привлекательности восточных медицинских ВУЗов у молодежи, стабилизации населения, а не его оттоку в западные регионы страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыхин Г.А. Новые экономические механизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества / Г.А. Балыхин // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 2. — С. 2 — 5.

2. Болотов В.А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования / В.А. Болотов // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 11. — С. 22-25.

3. Бордовский Г.А. Образование в области управления качества: системный взгляд / Г.А. Бор-довский, С.Ю. Трапицин // Высшее образование сегодня. — 2004. — №3. — С. 14-15.

4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л. Братченко. — М., 1999. — 225 с.

5. Геворкян Е.Н. О вопросах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации /

Е.Н. Геворкян // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 1. — С. ХУШ — Х1Х.

6. Комплексная оценка деятельности ВУЗа. — М., 2000. — 135 с.

7. Материалы по подготовке к государственной аттестации и аккредитации ВУЗа. — М., 2002.

— 216 с.

8. Методические рекомендации по проведению лицензионной экспертизы в процедуре комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения (руководство эксперта). — М., 2000. — 61 с.

9. Наступает время нового менеджмента. Беседа с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотовым // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 7.

— С. 2 — 5.

10. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании / Д.А. Иванов, Е.Л. Иванова, И.Г. Шестакова, А.Н. Тубельский — М., 1997. — 238 с.

11. Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений // Кентавр. — 2000. — № 23. — С. 16—18.

12. Путин В.В. Создать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 11. — С. 2 — 3.

13. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. — М., 2000. — 212 с.

14. ФурняеваТ.В. Экспертиза университетов: опыт ФРГ / Т.В. Фурняева // Высшее образование сегодня. — 2005. — №2. — С. 44 — 48.

15. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации / А.А. Фурсенко // Высшее образование сегодня. — 2005. — №1. — С. 4—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.